Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Мария Египетская. Русский Север. Середина XVIII в. Неделя Марии Египетской 4 мин., 13.04.2019 В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. О том, как бывшая блудница стала одной из самых почитаемых святых в Православии и о значении ее личности для современных христиан в нашем материале:   Покаяние как любовь к Богу В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы. Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти. Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.

http://foma.ru/svyataya-mariya-egipetska...

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

http://patriarchia.ru/db/text/5613859.ht...

Рассказывая свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принёс из монастыря Святые Дары и причастил её в тот самый день, в который Господь причащал своих учеников. Святой Зосима через год пришёл в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она идёт и, подойдя к реке, благословила её и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: „Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары”. Причастившись, святая подвижница ещё раз просила прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашёл её уже умершей. Подле тела её на песке были начертаны слова: „Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля”. Это было 1 апреля 524 года, самый день её причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг пятой недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы прославить её и показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния и уроки благочестивой жизни. Остановимся кратко на этих уроках. Молодость свою Мария провела «порочно». Она с головой уходила в греховную жизнь большого города, находя здесь удовлетворение всем своим страстям и особенно страсти блуда. Она не постыдилась удовлетворять этой страсти даже и тогда, когда плыла на корабле в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Казалось бы, беззакония её уже превзошли главу её, и следовало ждать кары Божьей ещё до прибытия в Иерусалим. Но тут-то, на последней грани греха, и ждала её милость Божия, любовь и заступление царицы Небесной. Достаточно было ей поразмыслить о своей греховной жизни и покаянно помолиться у иконы Богоматери в Иерусалимском храме, как Она (Матерь Божия) открыла двери для её возрождения и указала путь спасения. Нам, братия и сестры, иногда кажется, что хотя и каемся в грехах, но грехи наши непростительны, что спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: Нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться, и снискать милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской,«Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других. Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» ( Рим. 16:6 . В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц. Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2 . Слова ангел и архангел употребляет в своем творении Небесная иерархиясвященномученик Дионисий, но в ином значении, когда говорит о девяти чинах. Согласно св. Дионисию Небесная иерархия имеет три степени, а в каждой степени три чина: 1.Серафимы, Херувимы, Престолы. 2.Господства, Силы и Власти. 3. Начала, Архангелы и Ангелы. Архангелы, составляющие восьмой чин, являются старшими по отношению к девятому чину – ангелам. Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи существовал еще до рождения Христа? иеромонах Иов (Гумеров) До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые по слову св. апостол Павла были лишь тень будущего, а тело – во Христе( Кол. 2:17 . Они – прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного избавления из египетского плена ( Исх. 12:1–24 . Праздник этот получил название Пасха (евр. пэсах; от глагола, означающего перескочить через что-то, оставить нетронутым), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца. Наша Пасха – Христос ( 1Кор. 5:7 , Который как Агнец принес Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение – победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. Я живу и вы будете жить» ( Ин. 14:19 . Была ли грешницей Мария Магдалина? иеромонах Иов (Гумеров) Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2 ), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1–8 ). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина ):

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Через свой личный подвиг, не имевший, казалось бы, отношения к другим людям, Мария становится не просто близкой, понятной, но и одновременно высочайшим идеалом для множества и множества людей. Люди православные еще в древности узнали о подвиге Марии Египетской и уже тогда восторгались и вдохновлялись им, ставя себе в пример житие преподобной. Казалось бы, V век, более полутора тысяч лет назад, и кто-то может сказать: то была совсем другая жизнь, другая культура, люди многого не знали, какое отношение все это имеет к сегодняшнему дню? Но мы, православные люди, можем смело сказать: имеет, и самое прямое. Потому что пример Марии Египетской, пример любви к Богу через служение людям, пример высочайшей аскезы и подавления своих страстей должен быть востребован и нами, людьми, расслабленными комфортом и благополучием XXI века. Подобно тому как Мария Египетская выжила в пустыне, уповая на Бога, мобилизуя все свои духовные и физические силы, так и мы должны мобилизовать свои силы и пойти навстречу Господу, если не хотим погибнуть в пустыне духовной. На этом пути множество соблазнов, множество искушений, множество ложных маяков, пытающихся увлечь нас с пути спасения. Но пример преподобной Марии дает нам возможность понять, что силы человеческие почти не ограничены. Важно лишь, чтобы эти силы направлялись к Богу, чтобы эти силы служили добру. И тогда человек может совершать невероятные подвиги, как мы знаем из истории Церкви, из истории святых подвижников, из истории благочестия. Как я уже сказал, святая Мария Египетская очень рано стала известна православным людям. Уже в глубочайшей древности к ней обращались с молитвой. Но и мы, современные люди, должны воспринимать Марию Египетскую как нашу современницу, понимая, что и перед нами пустыня, если не физическая, то духовная. Перед нами искушения, которые поражают сознание, плоть, душу. Перед нами та же необходимость мобилизации всех своих духовных сил, для того чтобы ответить на призыв Господа и идти за Ним. Пусть пример Марии Египетской и сегодня помогает нам, устремляющимся навстречу Светлому Христову Воскресению, еще и еще раз осознать величайший смысл постного подвига и значение самоограничения для того, чтобы душа открывалась навстречу Господу. Молитвами святой преподобной и богоносной Марии Египетской да помогает нам Господь на наших жизненных путях! Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5412150.ht...

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие. Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками . Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие. Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие. Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви. Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

http://pravmir.ru/imeniny/

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние. Спасение вокруг нас До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим. Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные. Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.

http://foma.ru/svyataya-mariya-egipetska...

Одно из ранних изображений М. Е. сохранилось на фресках атриума (т. н. капелла прп. Антония Великого) в ц. Санта-Мария-Антиква на Римском форуме (после 850). В центральной части сев.-зап. стены среди разграниченных рамками сцен, согласно атрибуции Й. Вильперта, представлены отдельно изображения М. Е. (с нимбом) и прп. Зосимы (без нимба) (см.: Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.-13. Jh. Freiburg i Br., 1916. Bd. 2. Sp. 720-721; 1917. Bd. 4. Taf. 227/2). Оба показаны фронтально, по пояс. Голова преподобной не покрыта, рыжеватые волосы лежат 2 прядями на плечах, гиматий перекинут через левое плечо, правая рука отведена в сторону в жесте орации (изображение левой утрачено). Прп. Зосима представлен в темных монашеских одеждах, объемный куколь оставляет открытой узкую полосу лица, при этом акцентирована кисть правой руки, в к-рой святой большим и указательным пальцами удерживает частицу Евхаристического хлеба, в скрытой мантией левой руке угадывается форма дарохранительницы. Если предположение Вильперта об изображении здесь прп. Зосимы с частицей Св. Хлеба считать верным, то в ц. Санта-Мария-Антиква представлено самое раннее и редкое в данном изводе изображение сцены причащения. Ученый также обратил внимание на размещение фрески над погребальной локулой монаха, связав с тем, что перед смертью отшельница причастилась и повторила благодарственные слова св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...» (Ibid. Bd. 2. S. 721), т. е. уже на начальном этапе формирования иконографии М. Е. существовала связь образа святой не только с темой покаяния и Причастия, но и с темой праведной кончины (эта традиция сохр. и в более поздних памятниках - изображения М. Е. располагались рядом с погребениями в притворах храмов или в погребальных капеллах, напр. в Джанавар-килисе, Каппадокия (XIII или XV-XVI вв.; см.: Jerphanion G. Une nouvelle province de l " art byzantine: Les églises rupestres de Cappadoce. P., 1936. Vol. 2. P. 366)). О почитании святой в Риме в тот же период свидетельствует фреска в ц. Санта-Мария-Эджициака (между 872 и 882; с данным посвящением упом. с XV в.), где помимо изображения причащения М. Е. находился житийный цикл святой из 4 сцен, из к-рых различима лишь композиция с изображением встречи прп. Зосимы с М. Е.: фигуры разделены потоком р. Иордан, прп. Зосима, в куколе, с параманом, в препоясанном хитоне, молитвенно воздев руки (орант), обращен к М. Е., святая стоит спиной к нему, скрывая наготу, но обернулась, ее светлые короткие волосы растрепались (см.: Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. R., 1965. Vol. 1. P. 228-231).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Расставаясь с Зосимой, святая просила его в будущем Великом Посту не уходить из монастыря, а в чистый четверг прийти к Иордану и причастить ее святых Христовых Тайн. С великим нетерпением Зосима ждал дня новой встречи с этим земным Ангелом. Каково было изумление старца, когда, придя на берег Иордана, он увидел, что Мария, стоявшая на противоположной стороне реки, перекрестила воду и, как посуху, по воде перешла к нему. Святая, причастившись, попрощалась с Зосимой. Она просила преподобного через год прийти на то место, где он ее встретил впервые. Когда спустя двенадцать месяцев Зосима пришел в назначенное время и место, то застал ее мертвой. Долго рыдал старец. Он с любовью свершил над Марией погребальные молитвы. Затем заметил на песке прощальную надпись, сделанную ею перед кончиной год назад в день своего Причастия. Святая предала душу в руки Божии на месте их первой встречи. Вдруг вдали показался и вскоре приблизился свирепый лев. Зверь стал ласкаться к Зосиме и лизать ноги умершей подвижницы, затем вырыл яму, в которой Зосима похоронил великую святую. Вернувшись в монастырь, старец донес до нас подробное повествование об этой звезде первой величины на церковном небосклоне. На протяжении истекших столетий христиане убеждались в великой чудотворной силе молитв к Марии Египетской. Она имеет изумительное дерзновение у Престола Божия ходатайствовать о заблудших и все, с верою и любовью молящиеся к ней, получают просимое. Молитвами преподобной Марии Египетской, заступничеством Царицы Небесной благодать и всемогущая сила Божия да поможет нам, друзья, достойно и спасительно провести оставшиеся дни Великого Поста и встретить радостно Пасху Христову. Аминь. Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010