Мария Египетская жила в конце V – начале VI века от Рождества Христова. Юной девушкой она покинула отчий дом ради соблазнов одного из богатейших городов Византийской империи Александрии Египетской. Семнадцать лет Мария провела в удовольствиях, служила греху. По Божией воле она оказалась в Иерусалиме, у входа в храм Гроба Господня перед иконой Божией Матери. Пожелав с паломниками подойти к святому Кресту Христову в праздник Воздвижения Креста Господня, Мария чудесной силой иконы Богородицы была остановлена. Задумавшись о смысле своей жизни, этой чудотворной иконой она была постепенно обращена к духовной жизни. Помолившись Богоматери и со слезами дав Ей обет покаяния, Мария была пропущена в церковь и приложилась ко святому Кресту. Выйдя из храма, она перешла за реку Иордан и удалилась в пустыню. Воздействуя на плоть, святая укрепила свой дух. 47 лет преподобная провела в одиночестве и постоянной покаянной молитве. Около 522 года святой старец Зосима в пустыне исповедал и причастил ее святых Христовых таин перед уходом в мир иной. В VII веке святым Софронием, патриархом Иерусалимским (ок. 560 – 638), было составлено первое житие святой Марии Египетской. В Воскресенском соборе Иерусалима на месте обращения Марии была устроена часовня в ее честь. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XIV веке перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи. Эта поучительная повесть повсеместно используется и в наши дни. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Текст на боковой стороне Святая Мария Египетская почиталась и в Католической Церкви, и в Православной. Однако проявления почитания преподобной существенно разнятся. У католиков святая Мария – покровительница раскаявшихся блудниц, помогающая женщинам избавиться от соблазна греха.

http://pravoslavie.ru/32260.html

Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню , Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой». Преподобная Мария Египетская с житием. XIX в. За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище. Поэтому, когда монах Зосима — очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека. Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

http://foma.ru/stoyanie-marii-egipetskoj...

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих Новомучеников и Исповедников Российских протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние» (1) . После того как Лидия полностью потеряла подвижность, она по совету врачей вместе с сестрой и матерью переселилась в императорский пригород — Гатчину. Зеленому двухэтажному деревянному дому неподалеку от Гатчинского Павловского собора суждено было стать местом монашеского и исповеднического подвига преподобномученицы Марии Гатчинской, местом паломничества сотен людей. На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье матери Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Петроградского Вениамина и митрополита Петроградского Иосифа (Петровых). Владыка Вениамин написал на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих». Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь преподобной Марии Египетской. Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось ее благословенное Господом служение. «Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», — вспоминает один из современников. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в городе Красногвардейске [Гатчине] 25–26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по улице К.Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария» (2) . Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». «Посещало мать Марию очень много народу, — показывала на следствии Александра Ивановна Анц, — служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью, и если она помолится, то после всё сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просит помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание» (3) .

http://e-vestnik.ru/church/prepodobnomuc...

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными . Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие. Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками . Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками . Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками : например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие. Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие. Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками . Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви. Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

http://pravmir.ru/imeniny/

Да не покажется все это утрированием или сомнительным смещением акцентов. Однажды мне пришлось услышать в замечательной проповеди о моей святой слова неожиданные и, видимо, поспешные: «Сколько теперь в России таких вот «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — хотелось спросить… Боль священника, принимающего сотни, если не тысячи исповедей и еще больше переживающего за тех, кто так и не доходит до аналоя, была понятна. Это был прорвавшийся наружу «крик». Но дело-то как раз в том, что «Марий Египетских» нет…  Нет покаяния, способного вывести человека вот так, на сорок семь лет в пустыню за Иордан, поставить его на путь подвижнический, на путь крайней аскезы! И дело даже не в этом, а в том, что освятившаяся Мария, которую преп. Зосима называет «сокровищем» , благословение которой он почитает для себя великой радостью и которую он страшится… не увидеть еще раз, не может быть «типизирована» даже в малой мере как «пример для неподражания». Почему? Именно потому, что уже нет ее прошлого . Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней. При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой. И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека , начавшееся еще до его обращения, помимо его воли , через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня. Читайте также — Святая Мария Египетская — иконы жития Красавица

http://pravmir.ru/maria-sokrovishhe-pust...

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых – Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь – конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню – где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню – давайте только подумаем! – чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, – человека или ангела. Как же эта женщина – без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу – как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, – которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, – а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха – через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения – можно взойти на ангельскую высоту.

http://religare.ru/2_119149.html

Рассказывая свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принёс из монастыря Святые Дары и причастил её в тот самый день, в который Господь причащал своих учеников. Святой Зосима через год пришёл в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она идёт и, подойдя к реке, благословила её и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: „Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя Святые Дары”. Причастившись, святая подвижница ещё раз просила прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашёл её уже умершей. Подле тела её на песке были начертаны слова: „Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей первого апреля”. Это было 1 апреля 524 года, самый день её причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля, чтится в воскресенье и четверг пятой недели Великого поста. Чтится в это время для того, чтобы прославить её и показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния и уроки благочестивой жизни. Остановимся кратко на этих уроках. Молодость свою Мария провела «порочно». Она с головой уходила в греховную жизнь большого города, находя здесь удовлетворение всем своим страстям и особенно страсти блуда. Она не постыдилась удовлетворять этой страсти даже и тогда, когда плыла на корабле в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Казалось бы, беззакония её уже превзошли главу её, и следовало ждать кары Божьей ещё до прибытия в Иерусалим. Но тут-то, на последней грани греха, и ждала её милость Божия, любовь и заступление царицы Небесной. Достаточно было ей поразмыслить о своей греховной жизни и покаянно помолиться у иконы Богоматери в Иерусалимском храме, как Она (Матерь Божия) открыла двери для её возрождения и указала путь спасения. Нам, братия и сестры, иногда кажется, что хотя и каемся в грехах, но грехи наши непростительны, что спасение для нас невозможно. Но оказывается, что в эти-то моменты сомнений и упадка духовных сил Господь и Матерь Божия особенно близки к нам: Нелицеприятная оценка своего внутреннего состояния и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Таков первый урок из жития преподобной, указывающий, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться, и снискать милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И плоть бесилась, и сатана злился, и мир издалека щелкал зубами на убежавшую добычу (прочтите Житие). А она знала одно занятие – плач, и одну Заступницу – Матерь Распятого и Воскресшего. Теперь собеседница ангелов, тезоименитая Богоматери, святая имеет силу помогать грешникам. Таков закон Духа: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18) Закон сей как для Воплотившегося Единородного, так и для любящих Его. О, Мария, глубоко павшая и великих высот затем достигшая, молись о нас, живущих в мире, не победивших плоть и принимающих в себя раз за разом «раскаленные стрелы лукавого» (СМ. Еф. 6:16). Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость - не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи. Общий грех на тебе отразился и стал всему миру виден. И общее спасение на тебе проявилось, и об этом нельзя не знать. Твое дело ныне – радоваться, наше – трудиться и каяться. Помогай нам, просим. Помогай, Мария. И не только в день твоей памяти. Рейтинг: 9.9 Голосов: 5407 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 14 апреля 2022, 13:18 Сегодня - ровно полторы тысячи лет со дня кончины прп. Марии. Да не оставит она нас своими молитвами, да поможет нам каяться в грехах наших и идти к Свету Божественному. Elena 11 апреля 2022, 05:20 " Спаси Господи !!!!Когда читаешь такое вселяется надежда!!! " Воистину так! Прп.мати Марие! Моли Бога спастися душам нашим и помиловати нас, прелюбодейных и грешных !!! Владимир 5 апреля 2020, 08:36 Святая преподобная Мария Египетская! Моли Господа Иисуса и Пречистую Пресвятую Богородицу обо мне грешном! Да избавлюсь от долгов ... Да простит мне Господь грехи мои, да утвердит меня на пути истинном. наталия 14 апреля 2019, 14:02 Да, опять попал отец Андрей в больную и жирную точку. Судя по комментариям, грех, и правда, многим знаком, и ныне распространён безгранично. Господи, помилуй! И как название прекрасно: " радуйтеся, развратники кающиеся! "

http://pravoslavie.ru/60918.html

Задумаемся, братья и сестры, на что решилась и обрекла себя преподобная мать наша Мария? Привыкшая к роскошным одеждам и сладкой пище, в пустыне она не имела, чем прикрыть свое тело, сгоравшее в жару и промерзавшее в холод. Известно, что с собой в пустыню она взяла лишь три малых хлеба. Этого скудного запаса хватило преподобной на несколько лет! А потом и вовсе снедью ей служила лишь бедная растительность пустыни. Впрочем, и в этом пропитании преподобная не сильно нуждалась, ее насыщала пища духовная – молитва и благодать Духа Святого! В мирской жизни она так пристрастна была к хорошим винам, подогревавшим стремления плоти и будоражащим греховное воображение. Но в пустыне вин не было, а зачастую не было даже простой воды. Лютая жажда порой палила ее нутро, но с молитвою святая угодница претерпевала все испытания. В посте, молитве и воздержании она провела семнадцать лет! А скольким искушениям там, в уединении, где, казалось бы, ничто не могло возбудить ее прежней плотской страсти, подвергалась раскаявшаяся грешница! Долгих семнадцать лет боролась она с плотскими помышлениями, гнала от себя желания, которые плоть ее требовала удовлетворить. Но помощью ей в духовных подвигах была святая вера, любовь к Господу и неизреченная надежда на спасение. И она боролась со своими страстями, как с лютыми зверями, как с самыми страшными врагами своими. Вся жизнь преподобной Марии Египетской явилась непрерывным подвигом покаяния. И вот свершилось то, к чему так тянулась и стремилась очищенная душа ее! «Христова невеста днесь покаянием явися», – воспевает в кондаке преподобной Святая Церковь. Покаянием, силы которого еще не видел свет, уневестил ее Себе Господь наш Иисус Христос. Восходя из силы в силу, она достигла духовного совершенства, из простого человека сделавшись как бы земным Ангелом. И вот уже преподобная Мария Египетская обрела дары пророчества и чудотворения, сделалась способной по воде ходить, как по суху, возноситься над землей в молитвенном делании, разуметь слово Божие без единой книги.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской,«Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других. Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» ( Рим. 16:6 . В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц. Каковы исторические корни традиции послушания крестным родителям? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Эта традиция восходит к апостольскому веку. В Священном Писании дан образ отношений духовного родителя к рожденному в вере чаду. Св. апостол Павел обращенных им и крещенных людей называл чадами: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010