Наконец, традиция связывала с горой Мориа знаменитый сон Иакова, увидевшего лестницу, достигающую неба, сходящих и восходящих по ней ангелов: " И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему " (Книга Бытия 28: 11-13). Согласно израильской традиции, на вершине горы Мориа находились " Камень Основания " , символический фундамент мироздания, и " Святая святых " Храма Соломона — высшее воплощение отношений между Богом и народом Израиля. " Камень Основания " на горе Мориа оказался очень устойчивым элементом сакральной топографии. Христианских паломников средневековья ничуть не смущало то обстоятельство, что, по Библии, " Сон Иакова " и сооружение алтаря происходили не в Иерусалиме, а в другом городе, Вефиле. Многие просто называли гору Мориа Вефилем, поскольку " Вефиль " или " Бет-Эль " означает " Дом Божий " , и его легко было отождествить с Храмом Соломона в Иерусалиме. Верили, что именно здесь отдыхал праотец Иаков, и здесь он видел свой сон, после которого воздвиг Камень Основания. Иоганн из Вюрцбурга, посетивший Святую землю в 1170 году, писал: " Это святая земля. Здесь он видел лестницу, здесь он построил алтарь, здесь он услышал слова Господа: " Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему " . Иудейские ортодоксы придерживаются подобного толкования и сегодня. Иаков, пробудившийся от своего сна в Вефиле, воздвиг памятник Богу из того камня, который служил ему изголовьем, и помазал его елеем: " Это и был Камень основания. В Торе сказано: " И пришел (Иаков) на одно место и остался там ночевать " (Быт., 28:11). Это место — Иерусалим, где потом был воздвигнут Храм; здесь Иаков молился, сказав с трепетом: " Как страшно сие место! " (Быт., 28:17). Почему он так сказал? Потому что перед ним возникло видение: он увидел строительство священного Храма, его разрушение и его восстановление в прежнем великолепии. Перед ним предстали два Иерусалима: земной и небесный. И он сказал: " Истинно Господь присутствует на месте сем! " (Быт., 28:16). Он увидел Шохину, парящую над горой Мориа, местом Храма, и поэтому он назвал его Бет-Эль — Дом Божий " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Нечестиво самый мир или отдельные предметы в мире признавать за Бога, но и грешно в видимом мире не видеть Бога Создателя его. Не видят Бога в мире неразумные животные, но человек, созданный по образу Божию, видит Его в мире и должен видеть, ибо подобный понимает подобного. Особенно же ясно Господь Бог являет свое присутствие в мире и свои Божеские свойства, когда совершает в нем чудеса, то есть, дела, превышающие законы природы, данные ей при создании, и по которым она постоянно действует. Святые места и святые предметы Как между людьми есть святые, в которых по преимуществу отображается Бог и проявляет свою силу в великих знамениях и чудесах; так и между местами и предметами мира есть такие, в которых и через которых по преимуществу открывался и открывается Бог, которые самим Богом названы святыми и особенно чтились и чтутся людьми. Когда Господь Бог явился патриарху Иакову в Вефиле, сей сказал: истинно Господь присутствует на месте сем. Страшно место сие. Это не иное что, как дом Божий. Это врата небесные. И возлил он елей на камень, на котором спал (Быт. 28, 16-18). Когда Господь явился Моисею в купине или терновом кусте, который горел и не сгорал, то сказал ему: сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Чтят и ныне христиане места погребения и воскресения Христова в Иерусалиме, гору Фавор, на которой Господь преобразился, и Елеон, откуда вознесся на небеса, и другие св. места, как об этом предсказано пророками: и будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа (Зах. 8, 21-22; Ис. 2, 3. гл. 60). Также и предметы, созданные руками человеческими по Божию повелению, для проявления через них славы Божией, особенно чтились и чтятся. Святой Стефан, епископ Бострский, пишет иконоборцу: " ты говоришь, что сам Бог запретил поклоняться рукотворенному. Скажи же, иудей, что есть на земле нерукотворенного? Не кивот ли Божий, сделанный из дерева сефим? Разве он не руками сделан? И жертвенник, и очистилище, и стамна, где находилась манна, и трапеза, и свещник, и скиния внутренняя и внешняя, - разве все это не дело рук человеческих, когда все это сделано Моисеем? И почему сотворенное руками называется: Святая Святых? " [ 1 ] Вся ветхозаветная скиния, говорит апостол Павел, была образом небесного или небесных (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Нижний придел римской базилики Животворящего Креста освящен во имя святой Елены (capella di Sant " Elena). Он устроен в том самом помещении, которое некогда служило царице жилищем. Под выложенным мрамором полом, как об этом сообщают путеводители , находится та самая земля с Голгофы, которую привезла святая Еленой из Палестины. В годы своей земной жизни святая царица обогатила базилику Честного и Животворящего Креста Господня несколькими ценнейшими христианскими святынями и реликвиями, среди которых, как свидетельствует предание, и большой фрагмент титла с Креста Господня. Когда в Римской империи осужденного вели к месту казни, на его грудь вешали табличку с указанием вины. Иногда это титло несли перед осужденным, как это изображено на картине Аэрта де Гельдера «Шествие на Голгофу» . О практике вешать на осужденного титло свидетельствует и римский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок.140): у него есть рассказ о том, как раба, укравшего во время всенародного угощения серебряную накладку с ножа, направили к палачу; отрубленные палачом руки повесили вору на шею вместе с надписью, объяснявшей, в чем вина осужденного, и так водили мимо всех пирующих . В Евангелии от Иоанна читаем: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22). На титле надпись была выполнена на нескольких языках по той причине, что древнееврейский являлся языком местного населения, греческий в то время был своеобразным межнациональным языком общения, а на латинском в Палестине, тогда римской провинции, говорили римляне. Неизвестно, прикрепили ли эту надпись (титло) над головой Иисуса сами воины, но, по всей видимости, они. Так считает известный толкователь Священного Писания А.П. Лопухин и добавляет, что это могло быть сделано воинами уже после того, как распяли Иисуса .

http://pravoslavie.ru/30088.html

Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: “Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь” ( Ис.21:11-12 ). Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти. Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет “Зарей таинственного дне”. Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел. Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. “Ночь прошла…” — говорит святой апостол Павел ( Рим.13:12 ). Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: “Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтовы слышите, и не слышали” ( Мф.13:16-17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Он есть и Его нет. Святая Земля, народ земли Израиль – Боговидец и Богоборец, святой град Иерусалим, скиния, несомая по просторам пустыни, Соломонов храм, Святая Святых в нем и святой капорет (очистилище) над ковчегом, облако славы Ягве и таинственное Имя Его – всё это видимые знаки, являющие и скрывающие невидимое присутствие Божие. Ягве живет со Своим народом, странствующим по этой земле. Шекина – это брачный шатер или чертог любви Ягве. Моисей – друг Жениха. Тора, Божественный Закон – песнь песней любви Ягве и Израиля. Но вместе с Моисеем есть еще одна личность, которая вновь появляется на святой горе рядом с преображенным Христом – Илья-пророк. Илья, наряду с Моисеем, второй великий образ иудейской мистики. Даже Самого Христа-Мессию принимали за вернувшегося Илью. Моисея похоронил Бог, и никто не нашел его. Илью Бог забрал к Себе живым, и вновь никто не нашел его. Как и Моисей, Илия приводится для Богоявления на гору Хорив, или Синай. Там, на Хориве, Илью-пророка настигает большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Потом землетрясение. Потом огонь и, наконец, веяние тихого ветра. А видение так и не наступает. И до того, пока пророк не удалился из глубины пещеры, вокруг молчаливое живое Присутствие, превосходящее всякое слово. Трансцендентный Бог. Слова Божии будут уже там, у входа. А в пещере Илия, услышав... закрыл лице свое милотью своею. Что услышал? Он слышал молчание Бога. Молчание в присутствии Бога. Шекина. Но, собственно, мистическое значение Илии-пророка в другом событии – во взятии его на небо на огненной колеснице, на колеснице Израиля и коннице его. Илья и ученик его Елисей по ту сторону Иордана. Елисей чувствует, что необыкновенное нечто произойдет сегодня с его наставником и не отстает от него и не оставляет его. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более ( 4Цар. 2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он начал уговаривать ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца: иначе она может лишиться наследства. Также правитель убеждал ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Но Варвара не желала поклоняться бездушным идолам и прославляла имя Иисуса Христа. Ей не важны были ни богатство, ни мирские утехи, она не дорожила ни красотой, ни знатностью рода, но стремилась к небесным благам. Наконец, правитель сказал ей: – Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны; если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить. Святая Варвара отвечала: – Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих… Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113: 12; Пс. 95: 5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, палачи стали растирать раны власяницей. Однако все эти мучения не поколебали твердости Варвары в христианской вере. В конце концов Маркиан велел бросить Варвару в тюрьму. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Подобно второй группе, композиция Акафиста в Дечанах построена из символических образов; от сходных сюжетов она отличается прежде всего тем, что здесь представлены четыре девы, держащие за Марией прозрачную завесу. Завеса и является основным символическим элементом, изменяющим повествовательный характер изображения. Дева Мария в момент Благовещения пряла пурпур для изготовления завесы в святилище храма. В книге Исход о завесе сказано: «И повесь завесу на крючках и внеси туда, за завесу ковчег откровения; И будет вам завеса отделять святилище от Святая Святых» ( Исх.26:33 ). Таким образом, Мария, в момент Воплощения находящаяся за завесой, уподобляется сама Святая Святых, вмещающей самого Бога («Радуйся Бога невместимого вместилище». Акафист, строфа 0). Завеса должна висеть на четырех столпах ( Исх.26:32 ), поэтому в композиции изображены именно четыре девы. Сами же девы символизируют непорочность Марии. В Новом Завете завеса упоминается в момент смерти Христа на Кресте: «И вот, завеса, в храме раздралась надвое, сверху донизу, и земля потряслась, и камни расселись» ( Мф.27:51 , Мк.15:38 , Лк.23:45 ), и отцами церкви это истолковывается как свидетельство отмены древнего культа, как знак свершившегося Искупления. В композиции Акафиста в Дечанах также может сохраняться и это прообразовательное толкование, т.к. в послании Апостола Павла завеса определяется как синоним плоти Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть свою» ( Евр.10:19–20 ). Таким образом, изображение завесы в композиции «Сила вышнего» является символом Воплощения и прообразом Искупления. 285 Если рассмотреть имеющиеся в рамках палеологовского времени типы иллюстраций строфы δ, можно, подобно предшествующим сценам Благовещения, выделить две редакции. К одной из них (с преобладанием символических элементов) следует отнести все изображения этого сюжета, в композиции которых использована завеса: в ц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися… (Стихира праздника) С чувством духовной радости и ликования ныне святая Церковь и все творение Божие прославляет Богомладенца Христа, пришедшего на землю и воспринявшего человеческую природу от Девы Марии. Исполнилось Первоевангелие, и свершились пророчества многих ветхозаветных пророков, которые жили ожиданием Мессии и о Его пришествии на землю напоминали израильскому народу. Об этом радостном событии человечество узнало от Ангела: " Я возвещаю Вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " (Лк. 2, 10-11). Святитель Григорий Богослов, размышляя над тайной Боговоплощения, так пишет в своем слове на Рождество: " Бестелесный становится телесным, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосяжный становится осязаемым, Безлетный начинается, Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы спасти людей " . Радость пришествия в мир Спасителя вселяет в нас веру в наше спасение. Рождество Христово открыло Царство Благодати и вернуло человечеству утерянный Рай, восстановило в Богосыновстве. " Итак, вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу " , – пишет святой апостол Павел (Еф. 2,19). Поэтому так торжественно Святая Церковь совершает воспоминание этого славного исторического события, приготовляя к этому верующих сорокадневным постом. Рождество Христово – это постоянно актуальный праздник для Церкви. Она, духовно переживая его, воспевает: " Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите! " Каждый христианин должен навстречу Христу Спасителю открыть свое сердце и почувствовать радость праздника, чтобы жить с ней целый год, чтобы радость эта укрепляла и помогала нести жизненный крест, преодолевать трудности и испытания. Праздник воплощения Бога Слова дает каждому человеку все необходимое для устроения Царства Божия в своей душе и на земле.

http://religare.ru/2_24637.html

Полна же была стамна манны, потому что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно», по слову блаженного Павла (Кол. 2:9). И «не в меру... дает Духа» (Ин. 3:34): ибо Христос всесовершен. Положена же была стамна в соблюдение в роды сынов Израилевых: ибо Христос нетленен и всегда пребывает и весьма знаем всегда и во всякое время. И находится пред Господом, то есть пред очами Отца: ибо когда Единородный соделался подобным нам, тогда и «вниде во Святая» Святых, «большею и совершеннейшею скиниею,... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие», как написано (Евр.9:11-12, 24). И не Себя Самого Он поставляет пред лицем Отца, но нас как бы в Себе Самом, хотя мы и удалены были от лица и как бы от очей Его по причине преступления в Адаме и господствовавшего над всеми греха. Посему во Христе мы возымели «приведение и дерзновение ко входу во Святая», как сказал нам мудрый Павел (Еф.2:18 и Евр.10:19): ибо как совосстали мы и совоссели «на небесных во Христе» (Еф.2:6), так опять в Нем и явились пред лицем Отца. О священной стамне сказано да будет сие; а теперь скажем, если угодно, о том, что и самый жезл Ааронов означает Христа.     К. Итак, Корей, а также Авирон и к тому еще Дафан происходили от колена и крови Левия; и тогда как им поручена была установленная определением свыше «служба в святой скинии», как сказано (Чис.16:9), они возжаждали славы Моисея и Аарона, сами себе восхищая честь, но не званные к тому от Бога (ср. Евр.5:4); и надмеваемые неукротимою дерзостью, весьма гордясь, они делают неудобоносимый и даже совершенно несносный наговор против обоих; как оставляющие стадо волы, они удаляются и, оттрясая служение Богу, убеждают и других нечестивцев отступить вместе с ними. Но за свою дерзость они понесли наказание: ибо земля, разверзши уста свои, низвела в ад надменных людей вместе со сродниками, шатрами и имуществами их (Чис.16:31-33). Желая же сделать для всех ясным, что определением свыше, а не по желаниям Моисея назначен был Аарону преимуществующий в священстве чин, Законоположник сказал к превосходнейшему Моисею: «скажи сынам Израилевым и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его; имя Аарона напиши на жезле Левиином, ибо один жезл от начальника колена их [должны они дать]; и положи их в скинии собрания, пред ковчегом откровения, где являюсь Я вам; и кого Я изберу, того жезл расцветет; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Россия ждет христолюбивого воинства, христолюбивых вождей, которые поведут русский народ не для славы земной, а ради верности русскому пути правды. “Не нам, не нам, но имени Твоему”. В покаянии, в вере, в очищении да обновится Русская земля и да восстанет Святая Русь. Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очнитесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь — ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобою и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари — к восходящему над тобою сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо приидут к тебе от запада и севера и моря и востока чада твои, в тебе благословящие Христа вовеки. Аминь» (из выступления на Всезаграничном Соборе Русской Церкви в 1938 г .). Прозорливец и молитвенник, пастырь Христов, душу свою полагающий за чад своих, и блаженный чудотворец, один из апостолов нового времени, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии, архиепископ Иоанн (Максимович) был еще и выдающимся проповедником, богословом, церковным историком. В этой книге мы постарались представить различные ипостаси наследия святителя Иоанна: его основополагающую в споре с софистами работу «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь» (1928), проповеди разных лет из круга богослужебного, Слова, сказанные в память о мучениках пореволюционной скорбной поры — царственных страстотерпцах (многие из этих Слов прозвучали в храме, воздвигнутом его трудами в Брюсселе в память многострадального царя Николая исторические статьи и доклады, посвященные столь горячо любимой им Родине — России, обращения к сан-францисской пастве, архипастырские воззвания и указы. Завершает нашу книгу небольшой цикл «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», вобравший в себя бесценные крупицы богословских трудов святителя о высокой миссии Русской Церкви, хранении ее немеркнущих святынь, непреходящих ее заветов.

http://pravoslavie.ru/sm/060519101735.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010