Он призовет небо свыше и землю рассудить народ Свой» ( Пс. 49:3–4 ). Перед пришествием Христовым вся вселенная будет испытана огнем, будут тогда гореть и небо, и земля, и все стихии, как говорит апостол Петр: «земля и все дела на ней сгорят»; в другом же месте он говорит, что «воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет. 3:10, 12 ). И будет тогда земля чиста, как стекло, воды как кристалл, а небеса будут тогда еще прекраснее и величественнее, чем ныне. Вот что говорит святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр. 21:1 ). Потому и Дух Святой показался в огненных языках, как имеющий единое Божество со Христом, Сыном Божиим (1). Сам Христос Спаситель наш увещевает нас, говоря: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). На того же, кто пребывает в грехах, не сходит Святой Дух, поскольку Самим Богом нам сказано: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ) (1). Благодаря сошествию Святого Духа Святая Церковь , Мать наша, подобно дереву расцвела различными листьями, то есть разными ликами праведников, как-то: девственниками, учителями, мучениками, исповедниками, преподобными и пустынниками, о чем уже давно пророчествовал Осия: «расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви... и будет красота ее, как маслины» ( Ос. 14:6–7 ). Когда святой апостол Петр проповедал слово к народам иерусалимским, то на всех слушающих его учение сошел Святой Дух, как читаем об этом в Деяниях Апостольских: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» ( Деян. 10:44 ) (1). Я прежде всего удивляюсь Божественной силе Святого Духа. Один и тот же Дух является в образе различных вещей. Однажды Он явился в виде голубя над Христом Спасителем, крестившемся в Иордане. В другой раз Он явился в подобии огня… когда Он в огненных языках сошел на апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Писании: по крайней мере, они не делают из них никаких выводов и никак не связывают эти библейские свидетельства с учением Церкви о святынях. Протестанты не понимают, что такие места Библии свидетельствуют о способности материи воспринимать на себя благодать Божью (то есть освящаться), и быть проводником этой благодати . Когда Бог являлся людям, то места такого явления освящались и становились святыми . Когда Бог явился Моисею в несгорающем кусте, то Он сказал ему: «...сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » ( Исх.3:2–5 ). Даже если не Сам Бог , а только Его Ангелы являлись людям, – места их явления также становились святыми. Когда Иисусу Навину явился «вождь воинства Господня», то есть Архангел Михаил, то приблизившемуся Иисусу он сказал: «сними обувь твою с ног твоих, ибо место , на котором ты стоишь, свято » ( Нав.5:13–15 ). Эти места освящались потому, что соприкасались со святыми стопами Бога или Его Ангелов, что еще раз говорит о реальности закона, по которому материя способна воспринимать на себя благодать Божью. Вот такая материя (земля, одежда и пр.), освятившаяся от соприкосновения с Богом, Ангелами или особо святыми людьми, и называется святыней . Кроме того, всякая вещь , посвященная Богу , также является святыней. Известно, что в библейском языке «святой» значит «отделенный, избранный». Вещь , посвященная (отделенная) Богу становится святыней . Бог особым образом соприкасается с посвященной Ему вещью, благословляет и освящает её и имеет к ней особое отношение: таинственным образом Он связывает Себя со святыней и в ней пребывает Своей благодатью , так что вещь становится уже не обыкновенной, а особенной – то есть святыней. Израильский народ хорошо понимал всё это, и у него было много материальных святынь. Вот главные из них. 1) Вся земля израильская была святыней, ибо Сам Бог избрал и освятил её для Себя и Своего народа. Эта «земля, о которой Господь, Бог Твой, печется: очи Господа, Бога Твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» ( Втор.11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Судить будет Он народы праведно. (11) Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля, зашумит море и все наполняющее его. (12) Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса. (13) Пред Господом, ибо приходит, ибо приходит Он судить землю, судить будет Он вселенную справедливостью и народы – истиной Своей. 97 (1) Г-сподь – Царь! Радоваться будет земля, веселиться будут острова многие. (2) Облако и мгла вокруг Него, справедливость и правосудие – основание престола Его. (3) Огонь идет пред Ним и пожирает вокруг врагов Его. (4) Освещают молнии Его вселенную, видит и трепещет земля. (5) Горы, как воск, тают пред Господом, пред Господином всей земли. (6) Возвещают небеса справедливость Его, и видят все народы славу Его. (7) Устыдятся все служащие истукану, похваляющиеся идолами. Поклонитесь Ему, все божества. (8) Услышал и возвеселился Цийон, и возрадовались дочери Йеуды судам Твоим, Г-споди. (9) Ибо Ты, Г-споди, возвышен над всей землей, превознесен над всеми божествами. (10) Любящие Г-спода, ненавидьте зло! Хранит Он души благочестивых Своих, от руки нечестивых спасает их. (11) Свет засеян для праведника, и для прямодушных – веселье. (12) Радуйтесь, праведники, Г-споду и славьте имя святое Его. 98 (1) Псалом. Пойте Г-споду песнь новую, ибо чудеса сотворил Он, помогла Ему десница Его и мышца Его святая. (2) Дал знать Г-сподь о помощи Своей, пред глазами народов открыл справедливость Свою. (3) Вспомнил Он милость Свою и верность Свою дому Йисраэйля. Увидели все концы земли помощь Б-га нашего. (4) Радостно восклицайте Г-споду – вся земля, откройте уста и ликуйте и пойте! (5) Воспойте Г-споду на кинноре, на кинноре и гласом песнопений! (6) Голосом труб и шофара вострубите пред Царем Господом. (7) Зашумит море и все наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней. (8) Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы. (9) Пред Господом, ибо пришел Он судить землю. Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью. 99 (1) Г-сподь царствует! Трепещут народы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Судить будет Он народы праведно. (11) Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля, зашумит море и все наполняющее его. (12) Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса. (13) Пред Господом, ибо приходит, ибо приходит Он судить землю, судить будет Он вселенную справедливостью и народы – истиной Своей. 97 (1) Гсподь – Царь! Радоваться будет земля, веселиться будут острова многие. (2) Облако и мгла вокруг Него, справедливость и правосудие – основание престола Его. (3) Огонь идет пред Ним и пожирает вокруг врагов Его. (4) Освещают молнии Его вселенную, видит и трепещет земля. (5) Горы, как воск, тают пред Господом, пред Господином всей земли. (6) Возвещают небеса справедливость Его, и видят все народы славу Его. (7) Устыдятся все служащие истукану, похваляющиеся идолами. Поклонитесь Ему, все божества. (8) Услышал и возвеселился Цийон, и возрадовались дочери Йеуды судам Твоим, Гсподи. (9) Ибо Ты, Гсподи, возвышен над всей землей, превознесен над всеми божествами. (10) Любящие Гспода, ненавидьте зло! Хранит Он души благочестивых Своих, от руки нечестивых спасает их. (11) Свет засеян для праведника, и для прямодушных – веселье. (12) Радуйтесь, праведники, Гсподу и славьте имя святое Его. 98 (1) Псалом. Пойте Гсподу песнь новую, ибо чудеса сотворил Он, помогла Ему десница Его и мышца Его святая. (2) Дал знать Гсподь о помощи Своей, пред глазами народов открыл справедливость Свою. (3) Вспомнил Он милость Свою и верность Свою дому Йисраэйля. Увидели все концы земли помощь Бга нашего. (4) Радостно восклицайте Гсподу – вся земля, откройте уста и ликуйте и пойте! (5) Воспойте Гсподу на кинноре, на кинноре и гласом песнопений! (6) Голосом труб и шофара вострубите пред Царем Господом. (7) Зашумит море и все наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней. (8) Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы. (9) Пред Господом, ибо пришел Он судить землю. Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью. 99 (1) Гсподь царствует! Трепещут народы.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Туманность Андромеды      Эти величины — триллион звезд, миллионы световых лет — превосходят все наши представления об огромности, они намного больше того, что в состоянии переварить наш рассудок. Но и туманность Андромеды — это всего лишь одна из галактик нашей вселенной. Их — по оценкам астрономов — порядка ста миллиардов. Огромность Вселенной — даже той ее части, которая доступна нашему наблюдению — превосходит всякое разумение. Священное Писание говорит об этой вселенной две вещи. Во-первых, у нее есть Автор. Бог Библии — Создатель и Хранитель мироздания. Все, что существует, существует только и исключительно потому, что Он пожелал создать это из ничего. Если бы любовь Божия прекратила поддерживать мир в бытии, он немедленно вернулся бы в то ничто, из которого был вызван. Как Бог говорит через Пророка, «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Своими руками распростер небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:12) Земля и небо — все существующее — создано и управляется Богом: «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Бог создал туманность Андромеды; Бог создал все туманности, галактики, вообще все существующее. Во-вторых, Творец и Хранитель всей это непостижимо огромной вселенной стал человеком, Одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Безбожие уверяло нас, что мы живем на окраине галактики, в бессмысленном мироздании. Наша вера открывает нам, что наша земля — самая важная планета во вселенной Безбожие уверяло нас, что мы живем на незначительной планете где-то на окраине своей галактики, в огромном, пустом и бессмысленном мироздании. Наша вера открывает нам, что в мире есть цель и смысл, и наша земля — самая важная планета во вселенной, потому что именно на ней Бог входит в Свое творение. На средневековых картах Святая Земля изображалась в центре земли; в этом было нечто глубоко верное — это не просто центр земли, это центр мироздания. До него не нужно было лететь на каком-нибудь звездолете; до него можно было дойти пешком.

http://pravoslavie.ru/76337.html

   Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:    – «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8:35).    Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.    Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:    – Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.    Но святая отвечала:    – Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!    Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.    Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога , и радовалась.    В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.    В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.    Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.    Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.    Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!    Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Святая Варвара отвечала:    – Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги – ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами – дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.    Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, – было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне – Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.    После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мои! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22-23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А Святая Церковь призывает: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков» (На литии, стих. 1). Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества была подобна виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором было написано: плач, и стон, и горе ( Иез.2:10 ). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал, а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения. Многое требовалось, чтобы вывести людей из такого состояния – и Господь это совершил. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Оправдание закона (по слав.: Не едино убо ныне осуждение...), – говорит святой апостол Павел, – исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу ( Рим.8:4 ). Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя всё бремя наших грехов и всё наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис.53 ) «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведе», – учит Святая Церковь (Акафист Иисусу Христу. Кондак 8). Христос Господь принёс людям и высочайшую истину. В Нём воссиял «мирови свет разума» (Из тропаря Рождеству Христову). Пришёл Господь – и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви. Всё это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки святое Евангелие, почитайте его – и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши сердца Нужно было сообщить людям новую жизнь – и Он сообщил её. Он дал нам в снедь Свое честное Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – учит Он, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

в) Размеры Нового Иерусалима ( Откр.21:15–17 ) 15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Космическое величие Нового Иерусалима еще более отмечено его формой и размерами. Он представлен как гигантский куб, который, кажется, достигает небосвода. Само измерение города измерительной тростью восходит к пророку Иезекиилю, который на высокой горе увидел: «Вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот» ( Иез.40:3 ); и далее следует подробнейшее описание измерения храма. «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта». Город на квадратной площади? Это объясняется тем, что в плане квадратными были также великие древние города: Ниневия и Вавилон. Но святой город не только квадратный в плане. Он имеет форму куба. Его длина, ширина и высота равны. Это очень важно, потому что в античном мире и квадрат, и куб считались совершенными формами. Нам сегодня странно это слышать, но у Платона и Аристотеля добрый человек именуется «тетрагоном», то есть четырехугольником. Так же считали иудеи. Жертвенник всесожжения, жертвенник курения и другие священные предметы были кубическими или квадратными ( Исх.27:1 ; Исх.30:2 ; Исх.28:16 ). Эта форма вновь и вновь встречается в видениях нового Иерусалима и нового храма у пророка Иезекииля ( Иез.41:21 ; Иез.43:16 ; Иез.45:2 ; Иез.48:20 ). Наконец, Святая Святых в Соломоновом храме было выполнено в форме совершенного куба ( 3Цар.6:20 ). Иоанн вложил в свою картину кубического города символический смысл: весь святой город – это Святая Святых, обиталище Бога среди людей. Символичны и размеры города. Каждая сторона его равна 12 000 стадий. Одна стадия равна приблизительно 200 м, и каждая сторона, следовательно, равна 2 400 км. Уже раввины говорили о Новом Иерусалиме, что он будет до самого Дамаска и займет всю Палестину. Но город с такой площадью, как у Иоанна, гораздо больше Палестины. Он невообразимо велик. Совершенно очевидно, что Иоанн тем самым хочет сказать, что в святом городе будет место для каждого. Но не только это. По античным представлениям, как уже было упомянуто, земля имеет форму квадрата. На его четырех углах стоят столбы, поддерживающие небесный свод. Таким образом, вполне возможно, что размеры гигантского куба Нового Иерусалима на новой земле символизируют, что он объемлет весь мир, от земли до неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Главной святыней храма являются два каменных водоноса, один – сильно поврежденный, другой совсем целый, стоящие слева и справа от алтаря. На отдельном аналое – икона апостола Симона Кананита. После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, когда апостолы разошлись на проповедь , ему досталась по жребию Абхазия. Там (неподалеку от Сухуми), на месте мученической кончины апостола, издревле существовал Симоно-Кананитский монастырь, возобновленный в 1870-х гг. русскими иноками с Афона. Вино Каны Галилейской считается лучшим в Святой Земле. Православные паломники, по традиции, всегда покупают его в лавке непосредственно при церкви. На этикетках так и написано по-гречески: «Святая обитель в Кане. Благословенное вино, в память свершившегося здесь чуда». Покойный митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословлял священникам своей епархии использовать его для причастия. Фавор – гора Преображения Праздник Преображения Господня относится к числу евангельских, т. е. непосредственно связан с событиями земной жизни Спасителя. Рассказ, сохраненный (с вариациями и взаимодополнениями) у Матфея (17:1 –13), Марка (9:1–9) и Луки (9:28–36), почти во всех деталях совпадает. Хотя надо помнить, что ни один из Евангелистов не был очевидцем события, каждый из них мог слышать о нем от одного из трех апостолов-очевидцев, чем и объясняются некоторые различия. ...Взял Иисус Петра, Иоанна и Иакова, поднялся «особо» с ними троими на высокую гору – «и преобразился пред ними (т. е. у них на глазах. – Н.Л.): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Таков первый рассказ о Преображении – по Матфею. У Марка соответственно читаем: «И преобразился пред ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010