Почему Церковь устанавливает запрет не на излишество мясной пищи, но просто решительно не дозволяет в пост употреблять мясо? Потому, что излишество во всех снедях запрещает закон природы и Закон Божий. Закон природы возбраняет излишнее употребление пищи, ибо таковое употребление противно нашему естеству, несообразно с его природою, обременительно для нее и бывает причиною многих болезней. Закон Божий запрещает неумеренное употребление снедей, о чем и говорит Сам Господь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк. 21,34). Посему нет надобности устанавливать новый закон относительно излишнего употребления пищи. Святая Церковь не благоволила определить количества снедей в силу различных потребностей человеческого организма, а установила одно качество для обуздания плотских страстей, и ради других причин запретила употребление мяса в урочное для поста время. 4. О соблюдении поста в среду и пятницу На то, чтобы христианину поститься в среду и пятницу, есть 69 апостольское правило, гласящее: " Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во Святую Четыредесятницу, т.е. в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится (в определенное время), да отлучится " . Это же подтверждают и святые отцы. Так, священномученик Петр Александрийский в 15 правиле покаяния говорит: " Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас " . Святитель Феофилакт Болгарский, приводя слова из Евангелия от Марка: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк.14,1),- дает словам этим следующее толкование: " В среду составили совет, посему и мы постимся в среды " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

При возникшем разногласии у учеников, Господь вдруг восстает со Своего места, снимает с Себя верхнюю одежду, берет полотенце, препоясывается им, потом вливает воду во умывальницу, и начинает умывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. С кого начал Господь умовение ног, из евангельского повествования не видно. Только Петр в благоговейном страхе взирал на рабское служение Господа и Божественного Учителя Своим рабам ученикам. Когда Господь подошел к нему и хотел умывать ноги у него: то он в безпредельном чувстве благоговения ответствовал: Господи! возможно ли, чтобы Ты умывал ноги у меня, Твоего раба и слуги? Господь первое обнаружение несогласия Петром хотел устранить легко тем, что он теперь не знает цели этого действия, а после узнает. Но когда Петр с видом решительным сказал: нет, Господи! этого никогда не будет: невозможно, чтобы Ты умывал ноги у меня, Твоего раба и слуги; то Господь твердым голосом сказал Петру, что, если Я не умою у тебя ног, ты не будешь иметь части со Мною. Петр, услышав это слово, с столь же пламенным чувством рабского повиновения служению Господа, с каким благоговением и отрицался от оного, сказал: Господи! умой у меня не только ноги, но и руки и главу. Пример благоговейного, но бесполезного отрицания Петра от принятия умовения послужил для прочих побуждением к беспрекословному повиновению рабскому служению Господа и Учителя своего. Он дал им почувствовать всю важность необходимости такого служения Господа для всех и каждого из последователей Его. Действительно, когда Господь сказал Петру: что если он не примет от Него служения, не будет иметь и части с Ним: то доказал, что рабское смиренное служение, показанное Им в омовении ног их, вообще относится к делу служения Его спасению человеческому, по которому Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но пришел (Мк. 10:45) Сам служить и положить живот Свой для спасения человеческого; следовательно, кто не будет участником спасительного служения Его, тот не будет оправдан от грехов, избавлен от осуждения и не получит спасения и жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Родители, простите детей, которые, быть может, не оказывали вам должного почтения. И вы, дети, простите родителей, если они не оказывали вам должной заботы, попечения, любви. Знайте, что они родили вас, и вы должны почитать их во исполнение пятой заповеди Закона Божия. Братие и сестры, простите друг друга, простите делом, а не словом только. Что пользы, если кто упадет в ноги, а в душе будет чувствовать ненависть к брату... Простите друг друга и меня, вашего архипастыря, который, быть может, кому-либо что-либо недоброе сделал; что-нибудь, быть может, смолчал, когда следовало бы сказать. Простите, что я, быть может, вас не научал, как должно, и так часто. Простите, если я согрешил пред вами словом, делом, помышлением, и облегчите мою душу. Слово, произнесенное в Псковском кафедральном соборе в неделю сыропустную Против увеселений накануне праздников Ночь прошла, а день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. ( Римл. 13:12–13 )   Эти слова нынешнего апостольского чтения имеют ближайшее отношение к наступлению четыредесятницы. Этими словами святая Церковь напутствует нас на путь подвига поста, покаяния и молитвы. Хотя они были сказаны ап. Павлом 19 веков назад по другой причине, к другим людям, но они имеют вечное значение и так же своевременны теперь, как и в то время. Ап. Павел писал эти слова Римским христианам, недавно обращенным из язычества, и, побуждая их быть верными христианскому званию, указывал им различие христианского и языческого учения и жизни. Язычество – тьма религиозного неведения; христианство – свет богооткровенного учения. Под покровом тьмы язычники предавались разного рода порокам, о которых стыдно и говорить, а не то, что делать. Христиане же, как чада света, должны вести жизнь святую, праведную, душу свою соделать домом Христовым, чтобы Христос облегал нас как одежда, был для нас всем и внутри и совне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf 39. Неделя 6 Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Какое значение имеет вход Господень в Иерусалим (Ин. 12:1–18) «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» Закончилась, благочестивые слушатели, святая четыредесятница. До светлой Пасхальной недели осталась одна, особая седмица, седмица Страстей Господних. В эту последнюю седмицу своей жизни на земле Господь наш Иисус Христос входит в нашу душу как Жертва, обречённая на страдания и смерть, как Агнец Божий, берущий на Себя грехи, страдания, муки и наказания людей всего мира. Во время Своей земной жизни Иисус Христос не раз открывал Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть ( Мф. 16:21 ), а накануне торжественного входа в Иерусалим Он прямо говорил ученикам: Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет, и осудят Его на смерть, и убьют Его ( Мк. 10:33 ). И этот день настал. С чего этот вход в Иерусалим начался? Он начался с того, что Христос, приблизившись к горе Елеонской, послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы отвязать и привести Ему молодого ослёнка с матерью его, сказав хозяину (или тому, кто спросит, почему они отвязывают животных), что они надобны Господу ( Лк. 19:31 ). Когда всё сказанное было выполнено, апостолы накинули на животных свои одежды и посадили поверх их Иисуса Христа. Окружённый народом, прославлявшим Его пением Осанна, Христос двинулся по направлению к Иерусалиму, так началось это знаменательное шествие к священному граду. Для чего оно так необычно, так открыто и торжественно началось, если мы знаем, что раньше Христос всегда скромно, незаметно, запросто, как и всякий богомолец, приходил в Иерусалим и в его храм? Это шествие оказалось торжественным и всенародным потому, что пришло время открыться Христу, что Он, Христос и есть Тот истинный Мессия, Который был обетован еврейскому народу с момента грехопадения первого человека ( Быт. 3:15 ), предсказан всеми пророками, ожидаем всем народам, как Слава Израиля ( Лк. 2:32 ). Уже и раньше некоторые иудеи опрашивали Его: Долго ли Ты будешь держать нас в недоумении, Если Ты Христос, то скажи нам об этом прямо ( Ин. 19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Совсем скоро начнется Рождественский пост, во время которого православные христиане готовятся к достойной встрече величайшего события – Рождения на свет Спасителя. Конечно, кто-то из нас постится уже не впервые и многое знает об этом периоде. Однако любой пост всегда вызывает затруднения даже у опытных людей. На некоторые вопросы мы попросили ответить протоиерея Геннадия Фаста , настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены города Абакана, автора многих книг о христианстве. – Отец Геннадий, зачем православным четыре многодневных поста? Не достаточно ли одного Великого, а также среды и пятницы – дней недели, когда мы вспоминаем о том, как Христос был предан и распят? Зачем нам еще Рождественский пост? – В апостольские времена пост был установлен в те дни, когда вспоминались события, отнявшие у христиан Христа. Вот слова Евангелия: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9, 14–15 ). И ученики Спасителя, когда Церковь была создана в Духе Святом, постились именно в среду, в пятницу и в Святую Четыредесятницу – в предпасхальный пост, который мы сегодня называем Великим. Но всякий добрый саженец растет, у него появляются новые ветви, крепнут корни. История христианства насчитывает двадцать веков, Церковь наша – уже большое дерево, поэтому со временем и возникли другие посты: например, однодневные, как на Усекновение главы Иоанна Предтечи или Воздвижение Креста Господня, в память о Божией Матери – Успенский, в честь святых апостолов – Петропавловский. Появился и Рождественский пост. Возникновение постов происходило в разных странах в разное время. Рождественский пост на Руси был утвержден митрополитом Московским Максимом примерно в 1300 году. Киевская Русь этого поста не знала, хотя уже тогда прославились великие Киево-Печерские угодники Божии, тогда зародилась Русь Святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Спаситель наш Иисус Христос, посылая св. апостолов в мир на проповедь , запретил им иметь свою собственность, обнадеживая благодарностию приемлющих слово их. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитаныя» ( Мф.10:9–10 ). Святой ап. Павел говорит: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:11,13,14 ). Мы приемлем ваш дар малый не за благодать, которую мы даром прияли и даром должны сообщать, а потому, что на то есть воля Божия и усердие ваше. Помня, как важен и священен обряд обхождения домов ваших со Крестом и святою водою, дорожите, братия, сею святынею и с благоговением ее принимайте. Беседа Об акафисте I. Испытывая на себе великие и бесчисленные благодеяния Господа и святых Его, Святая Церковь не могла быть неблагодарною к ним: она видела и чувствовала в себе, как в благодатном царстве, открытие славы своего Царя Создателя и Его преподобных слуг, и прославление достойных хвалы сделалось для нее необходимостью: выражение этих святых чувств и стало содержанием акафистов. Но акафист не есть чисто хвалебная песнь. Церковь знала, что чада ее, живущие на земле, всегда, в каждую минуту, нуждаются в божественной помощи, – а потому с хвалебными песнями акафиста она соединила еще и моление об этой помощи. От того акафист является молитвенным славословием, или хвалебною молитвою. II. Акафист – слово греческое – значит «несидение», неседальное чтение, т. е. чтение, во время которого нельзя сидеть (Синаксарь на субботу 5-й седмицы Св. Четыредесятницы). Такое название было, с одной стороны, следствием глубокого уважения, которое питали верующие к содержащемуся в нем чтению, – с другой – плодом сознания того, что воспевать хвалебную молитву Богу и святым Его непристойно в сидячем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Страшные слова апостола о людях, на которых мы, во время нашей масляницы, бываем весьма похожи, о людях, которые обращают благодать Божию в случай к распутству и отвергаются единого Владыки, Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. ст. 4), которые пиршествуют без страха, утучняя себя (ст. 12), злословят то, чего не знают (ст. 10). «Горе им!» – говорит св. апостол, – «потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (ст. 11). «Это безводные облака, носимые ветрами, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые, морские волны, пенящиеся срамотою своею; звезды блуждающие, которых ожидает на веки глубокая тьма... Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти... ругатели, угождавшие своим нечистым страстям... Это люди, отделявшие себя от единства веры, плотские, без духа» (Иуд. ст. 12. 12. 15. 18. 19). «О них пророчествовал и Енох, седмый от Адама, говоря: се идет Господь с тысячами святых ангелов Своих совершить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех хулах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. ст. 14. 16). В евангельском чтении во вторник сырный предлагается повествование св. евангелиста Луки о томлении, скорби и подвигах молитвы Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском, о взятии Его слугами и народом, о допросе Его во дворе архиереове, об отречении Петра и о ругании и биении Господа во дворе архиереове ( Лук. 22. 86 и след.). Этими чтениями святая церковь переносит нас ко дню страстей Христовых, ко дню, который проводится каждым из нас в самом строгом посте, воздержании, молитве, покаянии. Она хочет напечатлеть в нашем сердце картину страданий Господа, чтоб мы помнили, что сделал для нас Господь, какими тяжкими страданиями приобрел нам наше спасение. В среду и пяток не положено апостольских и евангельских чтений, потому что в эти дни не бывает литургии, а совершаются часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Так и в нашей душе начнут обнажаться наши страсти и недостатки, то, что мешает нам получать радость от общения с Богом. Когда мы это увидим, мы не должны приходить в уныние и отчаяние. Именно для того мы и постимся, чтобы увидеть свои грехи и недостатки, обратиться к Врачу душ и телес, чтобы Он Своей силой и благодатью помог нам от них избавиться и освободил нас. Мы должны понимать: есть то, что делаем мы, а есть то, что делает Бог, и без Его помощи мы своими силами этого сделать не можем. Отчего больной приходит к врачу? Чтобы врач ему помог. Если бы больной мог сам себя исцелить, зачем тогда нужен был бы врач? Мы бы все лечились сами. Но мы идём к врачу и просим, чтобы нам помогли. Врач для нашей души — Господь, а врачебница — Святая Церковь. Мы приходим со своими духовными болезнями и немощами, которые мы начинаем видеть, и от которых нам становится страшно, от которых мы начинаем скорбеть, для того чтобы Врач духовный исцелил, чтобы Господь нас освободил от рабства греха. Мы просим, чтобы Он эти раны исцелил, помог нашей душе обрести силу, здравие и настоящую, подлинную радость. Именно для этого Церковь готовит нас к дням Святой Четыредесятницы, чтобы мы научились, когда постимся, не осуждать других людей, которые по какой-либо причине не постятся. Она напоминает нам о молитве мытаря и молитве фарисея, о блудном сыне, который, увидев то бедственное положение, в котором он находился, не отчаялся, но вернулся к своему отцу, и отец с радостью принял его и вернул ему его прежнее достоинство. Церковь напоминает нам и о том, что вера без добрых дел мертва, и наш труд и подвиг должен быть направлен не только на нас самих, но мы должны замечать и то, что происходит вокруг нас: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). О том, что пост — не ради поста, духовное делание — не ради самого делания. Каждый процесс имеет свой смысл, он происходит ради чего-то. Хозяйка месит тесто не ради того, чтобы только печь хлеб, но для того, чтобы, когда он будет испечён, этим хлебом насытиться.

http://pravoslavie.ru/77467.html

Чему же нам радоваться? Как провести нам Великий пост – в таком радовании? Для этого каждый христианин должен сказать себе: «Великий пост предлагает нам чудесные – и по своей красоте, и по содержательности – богослужения, глубокие покаянные песнопения. И я постараюсь их не пропустить, но напитать ими свою душу. Когда только смогу, я постараюсь быть в храме. Святая Четыредесятница есть особенное время покаяния и сокрушения о наших грехах... Я принесу Богу покаяние и сокрушение сердца моего о всех моих прежних прегрешениях... После Таинства покаяния я приступлю к Великому Пренебесному Таинству, к нему же и Ангелы желают приникнуть, – Святых Тела и Крови Христовой – для теснейшего общения со Христом Богом моим и Господом, в укрепление моих душевных и телесных сил и в жизнь вечную. Как же еще я могу с пользой провести сей Великий пост ? Я должен вести себя мирно, сосредоточенно, любовно... И, приступая к нему, прежде всего я должен простить ближнему моему все его прегрешения, чтобы и Господь, по непреложному Его слову, простил мне мои». Ведь сегодня, в Прощеное воскресенье, мы особенно вспоминаем слова, сказанные нам Господом: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф 6,14–15 ). И еще: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5, 23–24 ). Пусть также сегодня каждый скажет себе: «Еще я должен благочинно – как и все должно быть в святом обществе христианском, в Святой Церкви Божией, учреждении Пренебесном, не от мира сего, – провести всю святую Четыредесятницу, провести так, как учит нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, говоря: наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим 13,11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010