П. утверждал, что его позицию разделяли епископы рим. Африки, Иллирика и Востока ( Pelagius I, papa. Ep. 19). В Африке и в Иллирике оппозиция религ. политике имп. Юстиниана была подавлена насильственными мерами (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 31-32). Сторонники «Трех Глав», напр. Факунд Гермианский, к-рый называл Вигилия и П. «римскими отступниками» (Romani praeuaricatores - Facund. Ep. fidei catholicae. 7), бежали или были схвачены властями. Церковные иерархи франк. Галлии, неподвластной византийцам, осуждали политику Юстиниана. Так, св. Ницетий , еп. Треверский (Трирский), обвинил императора в ереси и потребовал, чтобы тот прекратил гонения на православных. Когда П. известил Сапауда, еп. Арелатского, о своем возведении на Папский престол ( Pelagius I, papa. Ep. 1), в Рим прибыл посол франк. кор. Хильдеберта I († 558), к-рый сообщил понтифику о том, что в Галлии его считали еретиком. В ответ П. заявил, что спор о «Трех Главах» не имел большого значения; решения V Вселенского Собора не противоречили учению Халкидонского Собора и свт. Льва Великого; порочащие П. слухи, по его словам, якобы распространяли несториане (Ibid. 3). По требованию короля П. послал ему исповедание веры, в котором подчеркивал свою верность халкидонскому богословию (Ibid. 7). Впосл. П. упрекал галльских епископов за непочтительное отношение и настаивал на том, чтобы они присоединились к тем многим церковным иерархам, которые осудили «Три Главы» (Ibid. 19). Со временем П. был признан в Галлии (подробнее см.: Wood I. N. The Franks and Papal Theology, 550-660//The Crisis of the Oikoumene. Turnhout, 2007. P. 226-230; Battistella. 2017. S. 77-121). Положение в Италии было особенно неблагоприятным для П. Мн. епископы рассматривали его как еретика и отказывались поминать его за богослужением. Так поступили 7 епископов пров. Аннонарная Тусция, по требованию паствы объявившие о разрыве общения с понтификом. В ответном послании П. призвал их не отделяться от Церкви и еще раз подтвердил, что исповедует учение 4 Вселенских Соборов и свт. Льва Великого, а также пригласил епископов посетить Рим для обсуждения спорных вопросов ( Pelagius I, papa. Ep. 10). Вероятно, большинство епископов подчинились П.; из их числа только Максимилиан и Теренций впосл. упоминаются как непримиримые противники папы Римского (Ibid. 65; см.: Battistella. 2017. S. 123-133). В общение с П. отказался вступить и Секунд, еп. Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) ( Pelagius I, papa. Ep. 41, 78-79; см.: Battistella. 2017. S. 180-188).

http://pravenc.ru/text/2579906.html

В первые годы правления имп. Юстиниана гонение на монофизитов ослабло. Ок. 530 г. монофизитский еп. г. Телла Иоанн бар Курсус вернулся на свою кафедру, откуда был смещен в 521 г., и начал массовые рукоположения монофизитских священников, что стало первым шагом к отделению монофизитских Церквей ( Ioan. Ephes. Vitae//PO. 18/4. P. 313-319). После подавления мятежа «Ника», в 532 г., антихалкидониты обратились с прошением к императору, уверяя его в лояльности, проклиная еретиков Мани, Аполлинария и Евтихия, но отказываясь принять Халкидонский Собор как возобновление несторианства ( Zach. Reth. Hist. eccl. IX 15). В 532/3 г. император устроил собеседование между представителями халкидонской и антихалкидонской сторон в К-поле, отчет о к-ром сохранился в послании одного из его правосл. участников, еп. Иннокентия Маронийского (ACO. T. 4. Vol. 2. P. 169-184). Севириане признали Евтихия еретиком, а также то, что Диоскор Александрийский допустил ошибку, приняв его в общение. Но они возражали против термина «в двух природах», полагая его новшеством, и указывали, что Халкидонский Собор не принял «12 анафематизмов» свт. Кирилла Александрийского и реабилитировал его противников Иву Эдесского и Феодорита Кирского. Православные в свою очередь согласились с «теопасхитской» формулой, но усомнились в аутентичности приводимых оппонентами святоотеческих цитат, считая их аполлинаристскими подлогами. Один из участвовавших в собеседовании севирианских епископов принял Халкидонский Собор. Политика примирения отражена в 2 имп. указах - от 15 и 26 марта 533 г., направленных на достижение единства. Первый был адресован жителям столицы и крупнейших городов империи, 2-й - свт. Епифанию К-польскому (520-535). Здесь утверждались 4 Вселенских Собора, осуждение Евтихия, Аполлинария и Нестория, использовалась «теопасхитская» формула: «Распятый - один из Святой и единосущной Троицы» (σταυρωθντα να εναι τς γας κα μοουσου Τριδος). Среди нормативных текстов упоминался «Томос к армянам» свт. Прокла К-польского. «Томос» свт. Льва Великого был обойден молчанием, но признавался статус Римского папы как «главы всех святейших иереев Божиих» (CJ. I 1. 6-7). Эти декреты принимались и на Востоке и на Западе. Даже сторонники Рима акимиты, не принимавшие «теопасхитскую» формулу, были осуждены папой Иоанном II (532-535) как «несториане» (Coll. Avel. N 84=CJ. I 1. 8). В 534/5 г. Севир был приглашен в К-поль и принят там с честью ( Zach. Reth. Hist. eccl. IX 15, 19).

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Чем должно предотвращать всенародные бедствия? Однажды, при жизни св. Ионы, архиепископа новгородского, в Новгороде появилась моровая язва. Люди впали в безнадежное уныние, и один только св. Иона оставался бодр духом, утешал жителей и говорил им: «Знайте, что моровая язва постигла нас за грехи наши, и потому нам нужно прежде всего покаяться в оных». Народ принял к сердцу этот совет святого, совершил всенародное молебствие, создал храм во имя святого Симеона, и тотчас, сказано, «преста смертоносие, и люди здрави быша» («Четьи-Минеи», ноября 5). Другой случай: в царствование греческого императора Льва Великого , в Греции, однажды в полдень, все небо покрылось темными облаками, и днем сделалось темно, как ночью. Потом облака сделались как бы огненными, и это явление продолжалось около сорока дней, и все думали, что вся земля сожжена будет подобно тому, как некогда сожжены были Содом и Гоморра. Тогда царь и патриарх Геннадий со всеми священниками и народом каждый день с крестами и св. иконами стали выходить на стогны града, совершали на оных молебствия, и все со слезами умоляли Бога, чтобы отвратил праведный гнев Свой. – И всенародная молитва тща не осталась. Человеколюбец Господь, сказано, прещение преложил на милость, и, вместо огненного дождя, для устрашения грешников, упал с неба только черный пепел и покрыл землю и попалил лишь траву. И горько тогда люди плакали, рыдали и стенали от самые глубины сердечные. После сего вскоре Господь послал обильный дождь, и бедствие окончательно прекратилось («Четьи-Минеи», ноября 6). Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании – вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проповедь «Sermo in cathedra sancti Petri» (изд.: PL. 133. Col. 709-713) посвящена празднику кафедры св. ап. Петра (22 февр.) и представляет собой компиляцию проповедей свт. Льва Великого (прежде всего Tract. 4: Sermo anniversario suae assumptionis). О. подчеркивает «власть ключей», данную Христом ап. Петру, и называет его clavicularius regni. Вероятно, проповедь была составлена для нужд мон-ря Флёри (обычно переписывалась в составе лекционариев и легендариев, связанных с этой обителью), но получила и более широкое распространение в рамках клюнийской конгрегации. Проповедь «Sermo in translatione sancti Albini» (изд.: Facciotto P. J. Sermoni agiografici. Firenze, 1997. Annexe 2. P. 220-233) написана в аббатстве св. Иулиана в Туре, вероятно, между 937 и 942 гг. в связи со 2-м перенесением мощей св. Альбина, еп. Анже, к-рое праздновалось 25 окт. В основе проповеди - Житие Альбина, написанное Венанцием Фортунатом (BHL, N 234). Проповедь состоит из 3 частей, в к-рых говорится о детстве святого, его монашеской жизни и предстоятельстве. Большое внимание уделяется темам девства, отречения от мира, поста и молитвы. Служение Альбина О. считает ежедневным добровольным мученичеством. Вопросы об авторстве проповеди «Sermo de combustione basilicae beati Martini» (изд.: PL. 133. Col. 729-749) и о поводе для ее создания остаются дискуссионными. Одни исследователи считают, что речь в ней идет о пожаре в 940 г. в базилике св. Маврикия в Агоне. Другие полагают, что автор вспоминает о пожаре в 903 г. в базилике св. Мартина в Туре. Возможно, поводами для проповеди были получение канониками базилики св. Мартина и послание папы Римского Льва VII в янв. 938 г., связанное с этим событием (Papsturkunden/Hrsg. H. Zimmermann. W., 1984. Bd. 1: 896-996. S. 135-136). На авторство О. указывает близость проповеди с «Собеседованиями»: в обоих сочинениях большое внимание уделяется теме существования зла в мире. О. приписывается авторство краткой проповеди на праздник в честь св. Мартина - «Sermo in festo Sancti Martini» (изд.: PL. 133. Col. 749-752), однако о ее происхождении сложно сказать что-то определенное. Принято считать, что она была составлена О. в конце жизни.

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ЕВАГРИЯ СХОЛАСТИКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Церковная история " Евагрия Схоластика , одно из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви " Церковная история " была завершена в 594 году в Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на Константинопольский престол в 428 году до 593/4 г., и представляет собой продолжение " Церковной истории " блж. Феодорита, еп. Кирского , написанной в 450-х годах. " Церковная история " Евагрия Схоластика сохранилась в четырех рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются два древнейших кодекса, которые и используются как основа для изданий. " Церковная история " была известна свт. Фотию Константинопольскому и описана им в «Мириобиблионе» . В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк начала XIV века Никифор Каллист Ксанфопул . Первое печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 году . На русский язык " Церковная история " впервые была переведена и издана в 1853 году (переводчик неизвестен), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники Источники, использованные в сочинении Евагрия Схоластика , многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) , мц. Голиндухи Персидской ; на многочисленные официальные послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла, архиеп. Александрийского , св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория , Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского ); на постановления императоров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. III, IV и V Вселенских).

http://drevo-info.ru/articles/13676622.h...

У Е. С. была большая семья (он упом. о дочери и внуке), но, по его словам, многие из его родных умерли от эпидемий чумы во 2-й пол. VI в. Его родственник Иоанн, также родившийся в Епифании, написал историю похода ромеев в Персию в 591 г. 28 окт. 588 г., накануне страшного землетрясения, разрушившего весь город, Е. С. по крайней мере во 2-й раз женился в Антиохии. «Церковная история» была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на К-польский престол в 428 г. до 593/4 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» блж. Феодорита , еп. Кирского, написанной в 50-х гг. V в. «Церковная история» Е. С. сохранилась в 4 рукописях: Laurent. LXIX 51 (XI в.); LXX 23 (кон. XII в.); Patm. 688 (XIII в.); Baroc. 142 (XIV в.). Наиболее ценными считаются 2 древнейших кодекса, к-рые и используются как основа для изданий. «Церковная история» была известна свт. Фотию К-польскому и описана им в «Мириобиблионе» ( Phot. Bibl. 29). В Византии ею пользовались автор Жития прп. Симеона Столпника (Младшего) (VII-VIII вв.) и историк нач. XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул . 1-е печатное издание «Церковной истории» было подготовлено Р. Стефаном и появилось в Париже в 1544 г. (последующие издания осуществили: Ж. Христофорсон (Лувен, 1570), А. де Валуа (П., 1673; воспроизведено в издании Д. Ридинга (Кембридж, 1720), PG. 86/2 (1865). Col. 2405-2906), Ж. Биде и Л. Пармантье (Л., 1898)). На рус. язык «Церковная история» впервые была переведена и издана в 1853 г. (переводчик неизв.), новый комментированный перевод опубликован И. В. Кривушиным (СПб., 2006). Источники использованные в сочинении Е. С., многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведения Прокопия Кесарийского , Приска Панийского , Зосима ; на истории Церкви Сократа Схоластика , Захарии Ритора ; на хроники Иоанна Малалы , Евстафия Епифанийского ; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные офиц. послания церковных деятелей (напр., св. Кирилла , архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого , папы Римского, Нестория, Петра III Монга , патриарха Александрийского, Севира , патриарха Антиохийского); на постановления императоров ( Льва I , Василиска Флавия , Зинона , Юстина II ); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

http://pravenc.ru/text/180871.html

   Именно таким образом следует понимать отношение Юстиниана к римскому епископу. Он знает о существовании «Петровой», или «апостольской», теории происхождения римского примата и не испытывает никаких неудобств, говоря о ней, потому что, по его мнению, только имперская власть может придать ей силу закона в отношении «дел человеческих». И поскольку авторитет римского епископа был необходим для осуществления его политических планов, в 519 г. Юстиниан был готов пожертвовать репутацией Константинопольского патриарха, чтобы получить поддержку папы. Первенство было признано за находившимися в зоне его пристального внимания римскими папами Иоанном I и Агапитом, которые посещали Константинополь в довольно унизительном качестве послов остготских королей-ариан Теодориха и Теодахада в 525 и 536 гг., соответственно. В обоих случаях политическая миссия, с которой их отправили готы, провалилась, но особое значение придавалось религиозному руководству, словно Римская церковь готовилась к той роли, которую ей предстояло играть в православной империи после победы в Италии. Между тем несколько лет спустя, когда папа прочно закрепился в имперской системе, Юстиниан совершенно без колебаний заставил несчастного Вигилия подчиниться политике, направленной на объединение восточного христианства. И действительно, в эдикте 545 г. (131-я новелла) он официально вводит в законодательство империи политический принцип первенства между главными кафедрами в противовес «апостольскому» принципу, на котором, особенно со времен свт. Льва Великого, настаивали папы. Этот указ подтвердил 3-е правило Константинопольского и 28-е правило Халкидонского собора, отведя столичному патриархату второе место после «ветхого Рима». Данный принцип, очевидно, подразумевал политико-религиозную идеологию, выраженную в 6-й новелле: единый император и пять патриархов управляют единым христианским обществом. Именно с этими патриархами Юстиниан будет пытаться решать религиозные проблемы в своем царстве. Так, непосредственно им был адресован эдикт 543 г. против Оригена, и скоро в византийских источниках они будут считаться «пятью органами чувств» организма империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

11 сент. 681 г. Содержится только в лат. переводе. Было прочитано «что прежде сделано», а также определение правосл. веры, принимаемое Собором. 18-е деяние 16 сент. 681 г. В греч. рукописях передается как 17-е. Председательствовал имп. Константин. Было прочитано и принято определение Собора; его подписали представители папы Рима, все епископы или их представители (174 чел.) и император. Отцы Собора вручили приветственное Слово императору, к-рое было прочитано (ACO II. Vol. 2 (2). P. 804.14-829.6; ДВС. Т. 4. С. 232-236). Итоговые документы Собора и послесоборная переписка Собор принял вероопределение о двух волях (ACO II. Vol. 2 (2). P. 772-776; ДВС. Т. 4. С. 220-222). Имп. Константин издал эдикт, утверждающий определение Собора (после 16 сент. 681; ACO II. Vol. 2 (2). P. 832.4-856.4; ДВС. Т. 4. С. 248-254). Поскольку папа сам не присутствовал на Соборе, то ему было направлено послание с просьбой подтвердить соборное исповедание (ACO II. Vol. 2 (2). P. 888.3-894.13). Это послание было адресовано свт. Агафону, к-рого с 10 янв. 681 г. не было в живых, поэтому имп. Константин IV направил 13 дек. 681 г. послание уже папе Льву II (ACO II. Vol. 2 (2). P. 866.10-884.19; ДВС. Т. 4. С. 254-257) с подробным сообщением о деяниях Собора. Кроме того, 23 дек. 681 г. император направил послание Римскому Собору (ACO II. Vol. 2 (2). P. 856.16-866.9; ДВС. Т. 4. С. 257-259). Ответ папы Льва II последовал после 17 авг. 682 г. (ACO II. Vol. 2 (2). P. 866.19-884.14; ДВС. Т. 4. С. 259-264). Л . В . Литвинова, А . В . Пономарёв Богословие Собора До начала монофелитского спора учения о волях и энергиях во Христе не были принадлежностью каких-то определенных богословских школ и направлений. Аполлинарий Лаодикийский учил о Христе, «движимом одною (лишь) Божественною волею, как и одну мы знаем в Нем энергию» (θεκ θελματι μν κινομενος, καθ κα μαν οδαμεν ατο τν νρϒειαν - PG. 91. Col. 169). Феодор Мопсуестийский хотел в единстве воли показать хотя бы внешнюю связь двух природ во Христе: «...соединение естеств по благоволению соделывает по причине единоименности единое обоих название, волю (θλησιν), энергию, господство, могущество, владычество, достоинство, власть, никоим образом не разделяемую» (PG.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

Сведения о дальнейшей судьбе М. есть в адресованном ему послании папы Льва от 11 июня 453 г. ( Leo Magn. Ep. 109). Папа похвалил ревность М. о правосл. вере, его борьбу с несторианами и монофизитами, а также его талант проповедника. В основном послание было посвящено вопросу об особом статусе К-польской Церкви, которой 28-м прав. Халкидонского Собора было предоставлено равное положение с Римской. Папа высказал возражение против этого и призывал М. отстаивать прерогативы своей Церкви, которая, по мнению папы, должна была занимать 3-е место во вселенской иерархии после Рима и Александрии ( Idem. Ep. 53: ср.: Idem. Ep. 54-55). В 452 г., в период архиепископства М., в Антиохии нашел убежище свт. Иувеналий Иерусалимский, который был изгнан из Палестины после Халкидонского Собора монашествующими сторонниками монофизитства. Иувеналий жил нек-рое время у бывш. архиеп. Домна в монастыре св. Евфимии. О непосредственных контактах Иувеналия и М. сведений нет. В 455 г. М. был низложен Собором вост. епископов по неизвестным причинам. Единственный визант. хронист патриарх Никифор I К-польский (IX в.), сообщивший об этом, упомянул лишь, что М. был низложен из-за какой-то совершённой им ошибки. Папа Лев Великий в послании к своему легату Юлиану Коскому от 11 марта 455 г. писал, что знал об обвинениях, к-рые возводили на М., но не хотел верить в их правдивость. Суть обвинений осталась не объяснена. Папа заявил также, что не намерен вмешиваться в это дело и оставил его на рассмотрение вост. епископов ( Idem. Ep. 141). Ист.: Niceph. Const. Chronogr. P. 126; Liberat. Breviar. 12; Leo Magn. Ep. 88, 104, 109, 141//ACO II. Т. 2. Vol. 4. P. 46-47, 55-60, 94-95. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 725; Vailh é S. L " ancien patriarcat d " Antioche//EO. 1899. Vol. 2. N 5. P. 216-227; Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 117; Prinzivalle E. Maximus of Antioch//EEC. Vol. 1. P. 548; Venables E. Maximus (15)//DCB. Vol. 3. P. 880-881.

http://pravenc.ru/text/2561596.html

25 . Возвращение мощей св. ап. Варфоломея (из Дары на о. Липару); св. ап. Тита, свтт.: Варсиса и Евлогия, епп. Едесских, и Проторена, еп. Каррийского, исповедников; свт. Мины, патр. Царьграда. 26 . Мч. Адриана и Наталии, и иже с ними (23-х); празднование сретению иконы Пресв. Богородицы Владимирская. 27 . Прпп.: Пимена Вел., Пимена Палестинского и Саввы в Венефалех; свт. Ливерия, папы Римского; свт. Осии исповедника, еп. Кордувийского; сщмч. Кукши, прп. Пимена Печерского, постника; мц. Анфисы. Один брат сказал прп. Пимену: «я сотворил большой грех и хочу каяться три года», но старец заметил: «много». Тогда тот продолжал: «может быть, достаточно года?». Но старец опять повторил: «много». Присутствующие же тут заметили: «вероятно, достаточно 40 дней?». Но преподобный и на это заметил: «много, – если человек покается от всего сердца и не приложит к тому греха, то и в три дня примет его Бог» (Кн. Ник. Черног. с.т. 51 л. 411). Не ясно ли отсюда, что для действительности покаяния нужно истинное раскаяние во грехах, а не епитимия, в виде ли многочисленных поклонов, продолжительных постов и т. п. 28 . Св. Моисея Мурина (т.е. Черного); прп. Саввы Крынецкого (или Псковского); св. прав. Анны прор.; память св. печерских угодников, почивающих в дальней пещере. В числе печерских св. угодников есть Иосиф многоболезненный, у которого три первых перста правой руки соединены хотя неравно, но вместе, а два последние, безымянный и мизинец, пригнуты к ладони. 29. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя. 30 . Свв. патр. Константинограда: Александра, Иоанна и Павла нового; перенесение мощей св. блгв. кн. Александра Невского; преставление прп. Александра Свирского ; прпп.: Христофора и Фантина, обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского. 31 . Положение честного пояса Пресв. Богородицы; сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.), св. Геннадия, патр. Цареградского. Зоя, супруга императора Льва Мудрого , получила исцеление от недуга чрез возложение на нее пояса Богоматери. В сочинении сщмч. Киприана «О единстве Церкви» находится след. замечательное свидетельство о невозможности спастись вне Церкви Христовой: «Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований церкви: оставляющий церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он непотребен ей, он враг ея. Не имеющий материю церкви не может иметь Отцем своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне церкви мог бы также спастись. Какия жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? ужели они думают быть со Христом, собираясь вне церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание Христово, грех их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне церкви не может быть мучеником; оставляющий церковь , имеющую царствовать, не может сподобиться царствия. Сентябрь

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010