Еще одним камнем преткновения, спровоцировавшим ложный поток мудрований, явился для Виктора Вейника заявленный Библией факт творения мира Богом из ничего (в святоотеческой терминологии– из не-сущего). О такой особенности творения говорит глагол «бара» (евр.– «сотворил из ничего») в Быт.1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». Свт. Феофил Антиохийский по этому поводу во II веке писал: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Послание к Автолику, II, 4). Рассуждения Виктора Вейника решительно расходятся со святоотеческими: «Как можно сделать что-то «из ничего»? Чтобы в этом разобраться, приведем из Библии другие аналогичные фразы: «Он повесил землю ни на чем» ( Иов. 26:7 ), «из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11:3 ); этих фраз вполне достаточно. Теперь нам известно, что слова «ни на чем» в первой цитате относятся к невидимому и неощутимому, весьма тонкому вещественному гравитационному нанополю. Стало быть, все дело не в отсутствии строительного вещества, а в его невидимости. Следовательно, видимые вещественные небо и земля сотворены Богом из невидимых веществ, но именно из веществ, то есть фактически все на свете вещественно, материально. Это еще один сокрушительный удар по наивному материализму, ибо утрачивает смысл даже само название, используемое атеистами для противопоставления материального духовному» (I, с. 139). Трудно назвать «наивным материалистом» или «атеистом» свт. Иоанна Златоуста , но он решительно возражает Виктору Иозефовичу: «И какое ты можешь иметь оправдание, какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло из готового уже вещества и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего– знак крайнего безумия» (Беседы на книгу Бытия, II, 2). Итак, по учению Церкви, Бог, являясь абсолютной Личностью, не нуждался для сотворения мира ни в каком материале, ни в видимом, ни в невидимом, и весь мир создал по мановению Своей воли. Начало мира явилось и началом самого времени: «день первый», «день второй» ( Быт. 1:5-31 ) и т. д. До начала творения мира не было ни времени, ни какой-либо материи: был лишь один вечный Бог. Поэтому, говоря о том, что глагол «бара», употребляемый в первых строках книги Бытия, указывает на использование Богом невидимого «строительного вещества», Виктор Вейник утверждает, что Бог совечен материи и не является абсолютным Творцом.

http://azbyka.ru/fiction/pochemu-ya-very...

Значение псевдонима в том, что неизвестный автор V-VI вв., вероятнее всего обязанный Афинам своим образованием, пытается обосновать с христ. т. зр. позднеплатоническую философскую традицию, выдавая себя за Дионисия Ареопагита , афинского аристократа, ученика ап. Павла. Философские установки автора, подкрепленные авторитетом апостольского века, были приняты христианами, а его пример стал убедительным и для язычников, к-рые при обращении в христианство не оказывались обязанными окончательно порывать с совр. им философской мыслью. Результат ареопагитского синтеза оказался столь значителен, что и на Востоке и на Западе «А.» становятся одним из самых авторитетных текстов как у богословов, так и у философов. Идентификации автора «А.» с тем или иным лицом, оставшиеся недоказанными, иногда позволяли выявить характерные идейные взаимосвязи «А.» с др. сочинениями (cм.: Hornus. 1955; 1961). Попытки узнать в авторе «А.» одного из монофизитских деятелей, хронологическая близость «А.» времени монофизитских споров и их первая цитация монофизитами долгое время вызывали подозрение в  монофизитстве  автора сборника; однако это не подтверждается содержанием мест, использовавшихся монофизитами, к тому же авторитет «А.» в VI в. среди правосл. сторонников Халкид. Собора ( Леонтий Византийский , свт.  Ефрем , Патриарх Антиохийский,  Иов Монах  (VI в.)) был не меньше, чем среди монофизитов. То, что автор «А.» не использовал ни догматические вероопределения Халкид. Собора, ни известную христологическую формулу свт.  Кирилла I , Патриарха Александрийского, ни монофизитские формулы, и его полная непричастность богословским спорам объясняются не только стремлением выдать себя за мужа апостольского времени, но прежде всего его философскими интересами и попыткой изложить учение о  Воплощении  в терминах, необычных для правосл. богословия того времени. Состав сборника «А.» состоят из 4 трактатов: «О небесной иерархии» (СН), «О церковной иерархии» (EH), «О Божественных именах» (DN), «О мистическом богословии» (MT), и из 10 Посланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Отношения Б. Г. с высшей церковной иерархией первоначально не сложились. Согласно рассказу Хронографа, митр. Дионисий вместе с кн. И. П. Шуйским, др. вельможами, противниками Б. Г., и московскими купцами в 1586 г. принял участие в соборном челобитье царю Феодору Иоанновичу о его разводе с бесплодной женой. В кон. 1586 г. митрополит был смещен с кафедры и сослан в Хутынский мон-рь в Новгороде, вместе с ним утратил кафедру Крутицкий еп. Варлаам, сосланный также в Новгород в Антониев мон-рь. С преемником Дионисия митр. св. Иовом , близким к правителю еще до возведения на митрополичью кафедру, и др. иерархами у Б. Г. серьезных конфликтов не было. Высших церковных иерархов и Б. Г. дополнительно объединяла «проиосифлянская» ориентация. В 1585 г. Ростовский архиеп. Евфимий позволил себе резкие отзывы об «иосифлянах», после чего был смещен с кафедры и заменен свт. Иовом, установившим в 1591 г. общерус. почитание прп. Иосифа Волоцкого . К «иосифлянам» принадлежал и один из виднейших иерархов того времени свт. Ермоген Казанский (впосл. Патриарх Московский). Б. Г. сыграл большую роль в учреждении Патриаршества в России. Именно он вел переговоры сначала с Антиохийским Патриархом Иоакимом V Довом в 1586 г., затем с посетившим Москву К-польским Патриархом Иеремией II , добившись согласия последнего на учреждение Московского Патриаршества в 1589 г. Не случайно при утверждении этого решения на Соборе в К-поле в 1590 г. участники особой грамотой благодарили Б. Г. за милости и выражали свою радость, что могли удовлетворить его желания. Отношения Б. Г. с высшей церковной иерархией и впосл. оставались достаточно тесными. Патриарх Иов оказал активное содействие избранию Б. Г. на царский трон, Церковь всем своим авторитетом поддержала Б. Г. в его борьбе с Лжедмитрием, предав самозванца анафеме. Царь Борис Феодорович Годунов. Портрет кон. XVII– XVIII в. («Пушкинский заповедник») Царь Борис Феодорович Годунов. Портрет кон. XVII– XVIII в. («Пушкинский заповедник») В 1584 г. при участии Б. Г.

http://pravenc.ru/text/153195.html

Претерпевая бедствия, будем радоваться, потому что это отплата за грехи (свт. Иоанн Златоуст , 56, 846). Праведники подвергаются бедствиям для доказательства добродетели и совершенного очищения (свт. Иоанн Златоуст , 56, 1121). Источник. Мы не можем признать бедствия существенным злом: ибо многим они споспешествуют ко благу и служат источником вечных радостей. Таким образом... все, что ни делают к озлоблению нашему враги наши, или кто бы то ни был другой, не должно быть почитаемо злом; ибо эти озлобления не тем бывают, чем считает их причиняющий оные в раздражении сердца, но чем признает их чувство переносящего. Следовательно, если нанесена будет и смерть святому мужу, не должно думать, чтобы этим нанесено было ему действительное зло, а только нечто среднее, что для грешника хотя и составляет зло, но для праведника покой и избавление от зол. Смерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть ( Иов. 3, 23 ). Муж праведный чрез смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по требованию природы, тому он подвергается по злобе врага не без награды в вечной жизни; и тот долг, который по непременному закону каждый должен отдать смерти, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния (авва Феодор, 57, 266). Источник. Никто из бедствующих да не падает духом, но да привьет к себе семя добротолюбия, и непременно прославится, или здесь, или там (прп. Исидор Пелусиот , 61, 314). Источник. Благоискусному надлежит быть выше бедствий. А сие последует, если рассудок сделается наибольшим над страстями, и ему предоставлено будет, как кормчему, взять в руки кормило и править. Если же кормчий потонет, то постигнет самое страшное крушение, так как страсти возьмут верх и рассудок погрузится на самое дно моря (прп. Исидор Пелусиот , 63, 194). Источник. ...Душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается (прп. Иоанн Лествичник , 58, 212). Источник. Благоразумный, помышляя о врачебности судеб Божиих, с благодарением сносит приключающиеся ему но ним бедствия, никого другого не почитая виновным в них, кроме грехов своих, а неразумный, когда грешит и наказываем за то бывает, виновниками зол своих почитает или Бога, или людей, не разумевая премудрого о сем Божия промышления (прп. Максим Исповедник , 87, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1. Выразить удовлетворение ходом и результатами визита делегации Всемирного Совета Церквей во главе с генеральным секретарем ВСЦ д-ром К. Райзером в Русскую Православную Церковь, в особенности в связи с достигнутым во время визита согласием руководства Всемирного Совета Церквей начать процесс глубокого реформирования ВСЦ. 2. Продолжить подготовку всеправославного обсуждения вопросов участия Православных Церквей в международных христианских организациях и, в частности, в работе Всемирного Совета Церквей. СЛУШАЛИ: Доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о назначении представителей от Русской Православной Церкви для работы в Комиссии «Вера и церковное устройство». ПОСТАНОВИЛИ: Представителями от Русской Православной Церкви для участия в работе Комиссии «Вера и церковное устройство» назначить архиепископа Берлинского и Германского Феофана, доцента Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина и секретаря Отдела внешних церковных сношений по межхристианским связям иеромонаха Илариона (Алфеева).   Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Архиепископ Виленский и Литовский Хризостом Архиепископ Челябинский иЗлатоустовский Иов Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор Епископ Майкопский и Армавирский Филарет Епископ Петрозаводский и Карельский Мануил Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971597...

1. С. 239]. Жительница Болхова Е. Г. Завалишина, присутствовавшая при его разговоре со священником Лукой Маликовым, рассказывает, что она «видела диво дивное. Батюшка стоял как вне себя, в каком-то чутком размышлении, глаза подняты были вверх»; собеседника он почти не слушал. «Тут я еще пристальнее стала смотреть на него, и мне казалось, что он на земле стоял только одними ногами, а богомысленная душа его была в исступлении или в каком-то небесном восторге... Я вострепетала, и кажется, видела на земле человека небесного... Спустя несколько минут он пришел в себя, сел и молчал» С. 103–104]. «Случалось мне видеть, – пишет Е. Ф. Непряхина, – ...беседа окончена... батюшка отходит к стороне, и, как видно, погружается в глубину сердечную и небесную. В это время лицо его становится как бы огненным» С. 14]. Следуя примеру и наставлениям древних аскетов и мистиков Восточной Церкви (свв. Макария Египетского , Антония Великого , Нила Синайского , Иоанна Лествичника , Григория Синаита ) и отечественных подвижников (свт. Димитрия Ростовского , прпп. Нила Сорского , Паисия Величковского) , сочинения которых он так любил, преподобный Макарий подвизался в умном делании, постигать которое начал еще во время обучения в академии по записке старца Василиска. Затем в Екатеринославе его подвигали на умную молитву ученики преподобного Паисия Величковского старец Ливерий и архиепископ Иов. Архимандрит Макарий, в свою очередь, располагал к Иисусовой молитве других. В Костроме он научает Иисусовой молитве А. А. Голубинскую, в Улале – пришедшего к нему зырянина. Е. Ф. Непряхина сообщает, что при знакомстве их Преподобный, узнав, что она читает «Добротолю-бие», поинтересовался, упражняется ли она в той молитве, к которой руководствует эта книга, и настоятельно рекомендовал возобновить прерванное занятие. «...Иногда он заставлял меня молиться призыванием Святого имени Христова или Божией Матери», – вспоминает она С. 4–5,9]. И Софию де Вальмон убеждал он «питать тихо теплющуюся лампадку сердечной молитвы...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

62 Откр. 3, 20. 63 Молитва Святому Духу. Молитвослов. Москва, 2003. С. 4. 64 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Москва, 1993. С. 384. 65 3 Цар. 19,12. 66 1 Пет. 1,16. 67 Втор. 22, 5. 68 Ср.: Ин. 6, 35–67. 69 Ин. 6,66–67. 70 В Элладской Православной Церкви не каждый священник может принимать исповедь, то есть быть духовником. Существует молитва на посвящение в духовники. Ответственное дело исповеди поручается архиереем лишь самым опытным и достойным священникам епархии. — Прим. перев. 71 Коринф — город на северо–востоке полуострова Пелопоннес. — Прим. перев. 72 Истма — небольшой городок недалеко от Коринфа. — Прим, перев. 73 Ин. 3,36. 74 Мф. 10,15. 75 Одна из центральных больниц Афин. — Прим. перев. 76 77 Один из самых известных театров Афин. — Прим. перев. 78 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 5. 79 Аллюзия на византийские агиографические тексты. — Прим. перев. 80 Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский († 847). — Прим. перев. 81 В 20–х годах XX века Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Элладская, Кипрская и некоторые другие Поместные Церкви перешли на новый стиль. — Прим. перев. 82 После перехода Элладской Православной Церкви на новый стиль небольшая часть верующих, желающих жить по старому стилю, откололась от нее. Отколовшиеся стали называться старостильниками. С тех пор в среде старостильников произошло много расколов, и в настоящее время они представляют собой несколько церковных группировок, не имеющих канонического общения ни между собой, ни с одной из официальных Поместных Церквей. — Прим. перев. 83 Прем. 3,1. 84 Октоих. Москва, 1991. С. 169. 85 Деревня в Южной Греции в номе Виотия. — Прим. перев. 86 Второй смертью в Священном Писании Называется смерть души. См.: Мф. 10, 28; Лк. 12, 4. 5. — Прим. перев. 87 Ин. 5,24. 88 Канон на Святую Пасху//Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 2. 89 1 Фес. 4,14. 90 Ин. 15,20. 91 Пс. 117,10. 92 Ср.: Иов. 14, 4. 93 1 Ин. 3,5–6. 94 Гал. 2,20. 95 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Бог не имеет ни в чём нужды. В Писании сказано, что Он «не требует служения рук человеческих» ( Деян. 17:25 ), то есть вообще не имеет необходимости ни в чём, что связано с деятельностью тварных существ. Рассуждая по этому поводу, В.Н. Лосский пишет: «Те нравственные мотивы, которыми иногда пытаются обосновать творение, лишены смысла и безвкусны. Бог–Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в «другом», потому что другой – уже в Нём, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что пожелал им быть» 275 . Схожую мысль высказывает и прот. Георгий Флоровский , говоря, что творение – «свободное, «добровольное» Божие деяние, а не неотъемлемое Его свойство или нечто «необходимо» присущее Ему. Итак, мир не является необходимостью, и взглянуть на это можно с двух позиций: со стороны мира, который «мог бы и не существовать», и со стороны Творца, Который «мог бы и не творить " " 276 . Мир сотворен потому, что так захотел Бог, и Его хотение ничем не определяется, не направляется и, тем более, не вынуждается. А некоторые выражения, например, свт. Филарета, надо понимать в ключе не причины, а цели творения. §43 Участие Лиц Пресвятой Троицы в творении мира Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире 277 . В Писании есть несколько текстов, указывающих на участие в творении или всех Лиц, или конкретной Ипостаси: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» ( Пс. 32:6 ). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. О Сыне Божием как о Творце мира: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ). Эти слова святого Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Также о Сыне: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ). О Святом Духе: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ); «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIV в., в эпоху противоборства с Мамаевой Ордой, Сарайскую кафедру занимал ставленник свт. Алексия Матфей - автор «Поучения владыкы Матфеа Сарайского г детем моим» (имеет разделы «О посте», «О суседе», «О монастырех», «О епископе», «О попех», «О князех», «О друзех», «О страсе», «О челяди»), включенного в четий сборник для мирян «Златая цепь» (Златая цепь (По Троицкому списку): Тексты. Исслед. Коммент./Сост.: М. С. Крутова. М., 2002. С. 19-25). Содержание «Поучения...» лишено к.-л. золотоордынской специфики, неизбежной в том случае, если бы Матфей обращался к пастве, жившей вне территории рус. княжеств. Преемник Матфея Савва был поставлен «епископом на Сар» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 147) в Переяславле (в Сев.-Вост. Руси, ныне Переславль-Залесский) митр. Пименом . Пребывание Саввы в Орде источниками не засвидетельствовано. В 1388 г. Савва был в Москве на хиротонии Новгородского архиеп. Иоанна (Стухина) . 20 мая 1389 г. епископ присутствовал на погребении скончавшегося днем ранее кн. Димитрия Донского; на погребение нельзя было срочно приехать из Сарая, т. е., по-видимому, епископ постоянно находился в Москве. Первым архиереем, имевшим титул «епископ Сарский и Подонский» (очевидно, отразивший то, что владения епархии простирались по Дону), был, вероятно, Вассиан, названный так впервые в офиц. акте в 1461 г. (ПДРКП. 91. Стб. 679). В 1459 г. он титуловался как Сарайский (Там же. 83. Стб. 628; 84. Стб. 631); в послании 1441 г. вел. кн. Василия II Васильевича к патриарху К-польскому Митрофану II еп. Иов также называется Сарайским (Там же. 62. Стб. 534). Епископы 2-й пол. XV в. и далее, как правило, носили титул «Сарский и Подонский» (в редких случаях, вероятно в результате ошибки переписчиков,- «Сарский и Подрельский»). Встречающееся в литературе утверждение, что Сарайские и Подонские епископы имели титул «Крутицкие» уже со 2-й пол. XV в., не соответствует действительности. Сарскими и Подонскими Крутицкие владыки официально назывались и в XVI-XVII вв. Титул Сарских и Подонских епископов отразился в топографии окрестностей Крутицкого владычного двора: с севера от подворья протекал ручей Сара, с юга - ручей Подон.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В произведении «Пир (Вечеря) Киприана» (Coena Cypriani) описывается некий пир в Кане Галилейской, устроенный царем Иоилем (Богом). Гости представлены с теми атрибутами, к-рыми они наделены в Библии: на пиру Авраам сидит под деревом, Исаак - на жертвеннике, Ева - на фиговых листьях, Каин - на сохе, Иов - в навозе. Из блюд Еве достается ребро, Иисусу Христу - вино из сушеного винограда (passum), потому что Он пострадал (passus),- пример весьма распространенной в этом произведении игры слов. Поведение гостей также соответствует библейскому описанию: Иродиада пляшет, царь Давид музицирует для гостей, царь Соломон накрывает стол и т. п. В конце пира оказывается, что мн. вещи украдены. В краже обвинили Агарь; ее убивают и устраивают торжественное погребение. Цель создания этого сочинения остается неясной. Маловероятно, что это пародия на Библию; возможно, используя шутливую форму, автор преследовал скорее дидактико-мнемонические цели. В тексте заметно влияние гомилетики свт. Зинона , еп. Веронского, следов., автор был человеком христ. круга и вряд ли хотел высмеять библейское повествование. А. Лапотр, считавший автором «Пира (Вечери) Киприана» испан. писателя Вахиария , называл это произведение переработкой сатиры рим. имп. Юлиана Отступника «Пир, или Сатурналия», написанной по-гречески, в к-рой на пиру у Ромула присутствуют рим. императоры. Ряд факторов указывает на то, что произведение было написано в Сев. Италии. Можно также отметить знакомство автора с «Актами Павла и Феклы». Об этом произведении на Западе впервые упоминал Филастрий , еп. Брешианский (кон. IV в.), но в это время «Акты...» оставались неизвестными в Риме или еще где-либо в Европе. Знаком с «Актами...» и автор «Молитв», написанных приблизительно в то же время (380-400) в том же регионе Италии. Бревер, отстаивавший тождественность К. с италийским пресвитером, корреспондентом блж. Иеронима, на основании единства места и времени создания текстов пытался приписать эти произведения К., т. е. автору «Семикнижия», развивая при этом теорию Гарнака, что автор «Пира (Вечери) Киприана» и «Молитв» происходил из региона Сев. Италии и жил между 380 и 408 гг. Но автор этих 2 произведений использовал несколько др. текст Библии, возможно Септуагинту, и не склонял ветхозаветные имена, как К. в «Семикнижии». По мнению К. Михеля, хотя «Молитвы» и являются памятником лат. поэзии IV в., однако их прототип восходит к III в. и, вероятно, был написан по-гречески.

http://pravenc.ru/text/1684750.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010