О, рабство, которым мы избегаем другого злого рабства и достигаем свободы Христовой! О, рабство, предоставляющее нам легкое бремя и после того воздающее жизнь вечную! О, рабство, лишь в здешнем мире называемое рабством, а в будущем дарующее жизнь бесконечную! Прибегнем, братия, к этому рабству, чтобы познать свободу душ (свт. Иоанн Златоуст , 54, 916). Если мы, будучи насаждены Христом и сподобившись духовного орошения, покажем потом жизнь бесплодную, то нас ожидает геенский огонь и неугасимый пламень (свт. Иоанн Златоуст , 55, 168). Первая добродетель и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 196). Чем особенно отличаются рабы Христовы от незнающих истины, так это тем, что они живут по добросердечию и делают свою жизнь достойною благочестия. Ничего нет неестественного, если не знающие Христа порочны и негодны по своему обычаю, а раб Христов пусть более называется по кротости нрава, чем по имени, положенному на него его родителями (свт. Иоанн Златоуст , 55, 387). Источник. Чем особенно отличаются рабы Христовы от незнающих истины, так это тем, что они живут по добросердечию и делают свою жизнь достойною благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 387). ...Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо (свт. Иоанн Златоуст , 55, 446). Подобно тому как нет никакой пользы тому, кто облечен в царскую порфиру и носит оружие, а не имеет ни одного подданного, и всякий желающий может поносить и оскорблять ею, так точно нет никакого приобретения и для христианина, если он имеет веру и дар, полученный в крещении, а является игрушкой для всех страстей. Напротив, как тот не только ничего не приобретает для своей чести от царской одежды, но и эту последнюю обесчестит собственным позором, так точно и верующий, живя порочной жизнью, не только не будет за это достоуважаем, но и будет тем более смешон (свт. Иоанн Златоуст , 55, 681–682).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (свт. Иоанн Златоуст , 53, 197). Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим (свт. Иоанн Златоуст , 53, 557). Источник. Как обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе (свт. Иоанн Златоуст , 55, 343). Источник. Поистине великой душе свойственно не думать (о себе) о собственном удовольствии, а заботиться о (спасении) других (свт. Иоанн Златоуст , 55, 420). ...Если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (свт. Иоанн Златоуст , 55, 804). Источник. ...Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 902). Пусть никто... не ставит приятность выше спасения ближнего (свт. Иоанн Златоуст , 56, 194). Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого (свт. Иоанн Златоуст , 56, 471). Источник. Если Христос, будучи Богом, будучи причастником неизреченного Божественного существа, воспринял Крест и потерпел все прочее, свойственное человеку, ради нас и нашего спасения, то чего не обязаны оказать мы в отношении к тем, которые имеют одинаковую с нами природу и суть члены наши, чтобы исхитить их из пасти диавола и привести на путь добродетели? (свт. Иоанн Златоуст , 56, 517). Хочешь исправить брата? Пролей слезы, помолись Богу; сделай ему увещание наедине, дай совет, уговори, покажи любовь к согрешившему, убеди его, что ты напоминаешь ему о грехе не из желания поглумиться, а болезнуя и заботясь о нем; обойми ноги его, облобызай руки, не стыдись, если ты хочешь действительно излечить его. Так часто поступают и врачи, поцелуями и упрашиваниями убеждая капризных больных принять спасительное лекарство. Хотя бы надлежало тебе умереть за вразумление брата, не страшись: это будет для тебя подвигом мученичества (свт. Иоанн Златоуст , 56, 519). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Наконец, свт. Филофей был прославлен в другом рукописном памятнике – это житие и последование службы свт. Филофею начала ΧΙΧ в. авторства неизвестного афонского монаха предположительно из монастыря Филофей. Данные тексты находятся в кодексах: в монастыре Пантелеймон 759 (6266), ff. 101–128 (только житие) и монастыре Св. Павла 26 (153), ff. 162–180 (житие и последование) 160 . Эти тексты жития и последования свидетельствуют об интересе ученого афонского монашества к возрождению памяти свт. Филофея. Автор этих текстов, как отмечает М. Митреа, не был осведомлен о существовании текста последования конца XIV в., но использовал другие источники, например, житие прп. Саввы Нового, мемуары имп. Иоанна V Кантакузина, Томос Любви Досифея II Нотары и Церковную историю митрополита Афинского Мелетия. В конце жития XIX в. автор ссылается на некоторые произведения свт. Филофея (Коккина): антирретики против Никифора Григоры, последования вмч. Димитрию Солунскому и свт. Григорию Паламе , житие прп. Саввы Нового, каноны Пресвятой Богородице и прочие песенные последования. Согласно этому житию, свт. Филофей умер в преклонном возрасте и похоронен в монастыре Акаталипт, где от его мощей, как сообщается в тексте, произошли многочисленные чудеса исцелений. В отличие от последования XIV в. текст XIX в. ставит память свт. Филофея на 11 октября и 5 Неделю Великого Поста. 11 октября в Краткой византийской хронике, отмечает автор монографии, был днем, когда свт. Филофей вновь взошел на патриарший престол в 1364 г. (см. прим. 289:325). М. Митреа, подходя к концу 1 части своей монографии, завершает тему церковного почитания свт. Филофея описанием современной ситуации: «сегодня память свт. Филофея (Коккина) в Греческой Православной Церкви празднуется 11 октября. В Фессалонике в посвященном свт. Григорию Паламе новом митрополичьем соборе на фресках свт. Филофей тематически связан и изображается со свт. Григорием. В боковом приделе покоятся мощи свт. Григория, а справа от входа, на стене, изображен свт. Филофей, обращенный к раке своего учителя и как будто ее охраняющий. Известно, что фрески в этом приделе были выполнены по заказу ныне покойного профессора Цамиса, издателя житий свт. Филофея, посвященных солунским святым. Кроме этого, полноразмерные фресковые изображения Паламы и Коккина украшают северо-восточную колонну напротив иконостаса этого собора» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

74. Там же. 75. Там же. С.87. 76. Ср.: Там же, 2,21. С.98; 25. С.100. 77. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина, 1,7,20//Соч. Т.3. С.53. 78. Он же. Аподиктические слова, 2,22//Соч. Т.1. С.99. 79. Там же, 26. С.102. 80. [Там же], 2,28//Соч. Т.1. С.103; 29. С.105; Он же. Физические и богословские главы. 36,37//PG 150,1145А-С. 81. Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 34//PG 75,584C. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,28-30//Соч. Т.1. С.103-105. 82. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,29-32//Соч. Т.1. С.104-107. 83. Ср.: Там же, 2,30. С.105. 84. Там же, 31. С.106. 85. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. 1,8//PG 94,832В-633А. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107. 86. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,32//Соч. Т.1. С.107; 33-34. С.108-109; 86. С.110. 87. Ср.: Там же, 2,44. С.117. 88. Ср.: Там же. 89. Василий Великий, свт. Против Евномия, 6//PG 29,736D. См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,46//Соч. Т.1. С.119. 90. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122. 91. Ср.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1. С.122]. 92. Ср.: Христу П. Введение//Григорий Палама, свт. Соч. Т.2. С.15. 93. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,14//Соч. Т.1.С.92. 94. Там же, 2,65. С.137; 73. С.144. 95. Там же. 96. Там же, 2,65. С.137. 97. Ср.: Там же, 2,66. С.137-138; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 9//Соч. Т.1. С.170. 98. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,62. С.134; Кирилл Александрийский, свт. Сокровище. 33//PG 75,568С; PG 74,716В. 99. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,63//Соч. Т.1. С.135. 100. Там же. 2,64. С.136. 101. [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 2,67//Соч. Т.1. С.138. 102. Ср.: Там же, 2,77. С.143; 82. С.152. 103. Как пример этого интереса напомним статью И. Мейендорфа: La procession du Saint Esprit chez les peres orientaux//Russie et chretiente. 1950. P.158-179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

38 Подробнее о типологическом методе: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 22–35; Lunde J. An Introduction to General Questions… P. 18–22. 39 В Син. пер. менее точно: «как образы». 40 Подробные примеры новозаветных типологий см.: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 39–327; более кратко: Lunde J. An Introduction to General Questions in the New Testament Use of the Old Testament. P. 18–21. 41 Например, типологию Господа Иисуса Христа о медном змие Моисеевом ( Числ. 21:9 ) развивают св. ап. Варнава, св. Иустин Философ , свт. Ириней Лионский, прп. Ефрем Сирин , свт. Гриоррий Нисский, блаж. Феодорит Кирский, свт. Кирилл Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 136–137). Интересно, что свт. Григорий Богослов толкует данное место из Числ иначе: не как прообраз Спасителя, но как прообраз умерщвленного через Крест Спасителя змия (цитату и ссылку см.: Там же. С. 137). Типологии св. ап. Павла из 1Кор 10 следуют свт. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит Кирский, св. Иаков Низибийский (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 73). И т.д. 42 Свт. Василий Великий , сщмч. Киприан Карфагенский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 78). 43 Св. ап. Варнава, св. Иустин Философ, сщмч. Киприан Карфагенский, свт. Григориий Богослов , свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Нисский , блаж. Феодорит Кирский (цитаты и ссылки см.:Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 80–81). 44 Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам//Христианское чтение. 2009. 9–10. С. 78; 81–84. 45 Joannes Chrysostomus. Homiliae LXXXVIII in Joannem. 36. 1//Patrologiae Graecae. 59. Paris, 1862. Col. 203–204.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

7 . Какие канонические определения и мнения свт. Василия, принятые полнотой Православной Церкви, вы знаете? 3 .1.3. Свт. Григорий Богослов. Учение о Св. Троице; полемика с арианством. Богопознание. Раскрытие православной христологии и сотериологии в полемике с Аполлинарием. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Григорий Богослов //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Богослов . Слово на Пасху. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия? 2 . Охарактеризуйте значение богословских терминов «природа», «сущность», «лицо», «ипостась» в учении свт. Григория Богослова . 3 . Каково учение свт. Григория о богопозании? 4 . Приведите основные аргументы свт. Григория в его христологической полемике против Аполлинария. 5 . Какова была роль свт. Григория в работе II Вселенского собора? 3 .1.4. Св. Григорий Нисский. Триадология, полемика с арианством. Космология, христология, сотериология. Восхождение на гору богопознания и образ Моисея: мистическое богословие. Аллегорическое толкование «Песни Песней». Учение об именах. Антропология по труду «Об устроении человека». «Большое огласительное слово». Особенности эсхатологии. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Григорий Нисский //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея Законодателя. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий Нисский ? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия и свт. Григория Богослова? 2 . Как свт. Григорий обосновывает единство Лиц Пресвятой Троицы? 3 . Охарактеризуйте мистическое богословие свт. Григория. В каких творениях свт. Григория это учение выражено ярче всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Хотя основная тематика данной конференции посвящена творчеству свт. Иоанна Златоуста , полагаю, что не будет совсем неуместным, поговорить сегодня о творчестве свт. Евлогия Александрийского. Между ними, при всем различии и в том числе хронологическом (в 2 столетия), можно найти пусть и далекие, но все же параллели. Все мы прекрасно знаем, что в этом году круглая дата – исполняется 1600 лет со дня кончины свт. Иоанна Златоуста . Совершая память свт. Евлогия мы тоже празднуем круглую дату. В этом и следующем году исполняется 1400 лет со дня кончины свт. Евлогия Александрийского. Он скончался по разным сведениям в 607–608 гг. 13 февраля по старому стилю, 26-го по-новому. Так что праздновать его память мы можем два года. Дальнейшие сходства еще более тесные: свт. Иоанн Златоуст был выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Константинополе. Свт. Евлогий Александрийский был тоже выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Александрии, но рукоположен был также, как и Иоанн Златоуст в Константинополе. Если свт. Иоанн Златоуст был кафедральным проповедником в Антиохии до своего рукоположения, то свт. Евлогий Александрийский был игуменом Богородичного «Юстинианова» монастыря в Антиохии и как ревнитель православия, был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха (J. Maspero. P. 259), а также возглавлял странноприимный дом (ξενοδοχεου) (Joan. Eph. Hist. eccl. I, 40). То есть их церковные должности были весьма близки. Каждый из них был, до своего архиерейского рукоположения, «правой рукой» своего епископа. И тот и другой писали на экзегетические темы, писали против еретиков (в частности против новациан и иудеев). Впрочем, на этом сходства заканчиваются. У свт. Евлогия мы не встретим ни такого огромного объема сочинений, как у Иоанна Златоуста (даже то, что дошло от него – сохранилось в отрывках и пересказе свт. Фотия). У свт. Евлогия нет собственно экзегетических творений, как у свт. Иоанна, вся его экзегетика вкраплена в его богословие, у него почти нет сочинений нравственно-назидательного и аскетического характера. Зато у него есть то, что отличает его от Иоанна Златоуста – мощный пласт христологической проблематики – полемики против монофизитов, характеризующейся скрупулезной аналитикой богословских категорий (ипостась, природа, свойство и др.), о чем у свт. Иоанна возможно не было склонности теоретизировать. И конец их жизни был разным – свт. Иоанн скончался в ссылке, а свт. Евлогий – на своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

Г. И. Беневич Триадологические и христологические споры IV века Св. Александр Александрийский (Д. С. Бирюков) Значение свт. Александра Александрийского в истории арианских споров очень велико и в определенном смысле является решающим. Свт. Александр является первым значительным оппонентом Ария; он в немалой степени сформулировал основные идеи антиарианской полемики, перенятые у него свт. Афанасием Александрийским и другими православными богословами; важно также, что свт. Александр играл значительную роль на I Вселенском соборе, на котором было осуждено учение Ария. Свт. Александр родился около 250 г. Он был любимым учеником св. Петра, патриарха Александрийского 153 , который стал мучеником в 311 г. Известно, что свт. Александр установил день памяти Петра 154 ; сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый свт. Александру 155 , дошедший на коптском языке 156 . После смерти св. Петра Александрийская кафедра какое-то время оставалась вдовствующей, и затем, после недолгого правления свт. Ахиллы, в 312 г. патриархом Александрийским стал свт. Александр. Почти ничего не известно о деятельности свт. Александра до возникновения арианских споров. Когда споры об учении Ария стали охватывать народ Александрии, свт. Александру Александрийскому был сделан донос на Ария 157 . Сначала свт. Александр не воспринял это обвинение всерьез и занял нейтральную позицию, посчитав данный вопрос одним из тех, которые могут обсуждаться в Церкви и относительно которых возможны публичные диспуты 158 . Затем, когда Арий обвинил свт. Александра в савеллианстве из-за слов, произнесенных последним: «Святая Троица есть в Троице Единица», утверждая, в противовес свт. Александру, что было, когда не было Сына, – Александр окончательно встал на сторону осуждающих учение Ария и запретил ему проповедовать свое учение 159 . Однако Арий, который был весьма популярен в александрийской среде, не внял запрещениям свт. Александра. Испробовав все возможности устного и письменного убеждения ариан, свг. Александр созвал собор с участием около ста епископов Египта, Ливии и Пентаполя (320–321 гг.) и отлучил от Церкви Ария и его сторонников (двух епископов, шесть пресвитеров и шесть диаконов), а также в окружном послании объявил об этом всем Церквам 160 . В этом послании свт. Александр пишет об осуждении Ария и его последователей и просит не принимать их в церковное общение. Он кратко излагает учение Ария и кратко опровергает его. Это отлучение послужило распространению споров по всему христианскому Востоку и допустило придание арнанским спорам общецерковного значения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010