Кассиана римлянина сочинения, 189, 674, 756, 760. Кассиан, строитель голутвинский, 159. Кассиан, инок киево-печерский, 676, 713. Католики см. Латины. Кесарий,брат Григория Богослова , 136, 138–141, 205, 206. Киприану святогорцу послание Евфимия патр. терновского, 748, 762. Киприана, митр. киевского, сочинения и переводы, 62, 227, 264, 265, 284, 313, 643, 789, 805, 811. Киприан, черный поп, 258, 655. Киприан, казначей Троиц. Серг. мон., 815. Кириковы вопросы еп. Нифонту, 205, 206, 227. Кириаку епископу послание Златоуста, 167, 264, 756, 759, 783, 810. Кирилла александрийского : Послание Домну, 205, 206. Максиму диакону антиох. 207. Часы царские 356. Слова поучительные и отрывки, 9, 147, 149, 150, 188, 204, 623, 664, 665, 678, 680, 681, 748, 751, 754, 758, 760. Кирилла иерусалимского Оглашения, 124, 125. Выписки, 146, 201, 804. Толкование Пророков, 89, 90. Слова, 648, 755. Кирилла, архиеп. константинопольского, слово, 365. Кирилла, святого, 9, 39, 91, 142, 202, 203, 775, 791, 794, 798. Кирилл (Константин), учитель Славян, 214, 647, 729, 739, 791, 793. Кирилла II-ro, митр. киевского, поучение, 15, правило, 205,206. Ему послание, 205, 206. Кирилла I-ro, еп. ростовского, книга, 35. Кирилла II-ro, еп. ростовского, поучение, 11, 205, 206. Упом., 623, 624. Кирилл III-й, архиеп. ростовский, 677, 696. Кирилла IV, митр. ростовского, книга, 328. Кирилла, еп. туровского, слова поучительныя, 9, 11, 91, 103, 104, 120, 142–144, 146, 177, 202–204, 404, 648, 724, 768, 774, 776, 784, 786, 791, 797, 810, 812. Стихиры, 275, 298, 324. Канон, 17, 284, 339, 642. Молитвы, 221, 262, 276, 279, 284, 298, 316, 319, 320, 323, 325, 333, 334, 352, 652, 768, 771, 774, 785, 796, 797, 803, 804. Кирилла Транквилиона, Зерцало богословия, 195. Кирилла, игум. белоезерского, посланиев. кн. Василию Дмитр., 236. Ркп. его, 16. Кириллова мон. перечень игуменов, 647, 740. Кирилл, архим. Троиц. Серг. мон., 104, 681. Кирилла, инока Троиц. Серг. мон., ркп., 276. Кириллова книга (сборник печатный) упом., 256, 661, 718, 769, 785:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Первое свидетельство сохранилось в письме Константинопольского патриарха Михаила III (1170–1178) епископу Павлу Галлипольскому от 1174 года, которое озаглавлено Περ των Προηγιασμνων («О [литургии] Преждеосвященных») и которое включено в Казолянский Типикон XII века 653 . Этот источник представляет особую ценность, поскольку отражает традиционное константинопольское отношение к разным способам заготовления Агнца: В последнее [перед Великим постом] воскресенье, Сыропустное, когда совершается полная литургия, Св. Хлебы заготовляются не в обычном, а в большем количестве. И после причащения они сохраняются в специальном ящичке, вплоть до пятницы. Они не окропляются Св. Кровью, ибо в каждый из [будних] дней [Великого] поста совершается [литургия] Преждеосвященных [Даров, за которой] Чаша приготовляется и освящается, [когда] в нее вкладывается Преждеосвященный Хлеб после его возношения и раздробления. И какой смысл смешивать Св. Кровь с божественным Хлебом? Ведь Преждеосвященная служится только для исполнения Св. Чаши. И так по обычаю бывает в [каждый из] пяти седмичных дней. В субботу же совершается полная литургия Златоуста, а [в] воскресенье – Василия, за которой снова заготовляется [Св.] Хлеб. И такой [чин] установлен вплоть до окончания Великого поста, после чего совершение Преждеосвященной прекращается... 654 . Дальше патриарх указывает, что Св. Хлеб напояется Св. Кровью при заготовлении Даров для причащения отшельников в их келиях или для неотложных случаев. Но он совершенно ясно пишет, что если Дары приготовляются для литургии Преждеосвященных, то следует сохранять их только под видом Св. Хлеба. Чаша освящается во время литургии Преждеосвященных Даров посредством вкладывания в нее Преждеосвященного Хлеба. Следующий текст, «Извещение царю», также отражает константинопольскую практику, поскольку его автором является Константинопольский патриарх Михаил – либо Михаил Керулларий (1043–1058) 655 , либо Михаил Оксеит (1143–1146) 656 . В этом тексте сказано следующее: В каждое воскресение чистых дней [Великого поста], установленных для нашего воздержания, Преждеосвященные Хлебы освящаются по обычному последованию и образцу. Именно из этих освященных Св. Хлебов сохраняется столько Хлебов, сколько укажут потребность и время... И они, по вере нашей и по сути [своей], являются самим животворящим Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ни капли Божественной Крови не возливается на них, и без окропления [ею] они [заготавливаются] 657 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

(Злат. Мф. т. VII. б. 64, стр. 655). Это место из творения св. Златоуста он привёл с тем намерением, чтобы от него при толковании им притчи не спрашивали согласия с притчей, дав ему волю толковать притчи по произволу, т. е. как ему хочется, так как, дескать, Златоуст не велит всё в притче понимать буквально и очень-то испытывать, а, узнав цель произнесения притчи, довольствоваться тем. Да, действительно, «се в притчах понимать буквально не следует, но не всё-то следует. Наприм. в этой притче под человеком добра рода нужно буквально понимать Богочеловека – Христа, под рабами – буквально рабов: апостолов и их преемников – епископов, пресвитеров и диаконов, под мнасами и куплей – не буквально деньги и торговлю, так как данные Христом заповеди ( Лук. 10:35 ; Мф. 28:19–20 ; Иоан. 20:23 ) не дают возможности понимать эти слова буквально, под судом над рабами – буквально суд. Так же и Христос изъяснял притчи (Мф. XIII). Какая же цель сказания притчи о талантах? Та, чтобы показать, что церковь , порученная Христом рабам – епископам, не останется без них, так что если люди будут видеть учителей нерадиво живущих и худо делающих, то чтобы не приходили в уныние, как было пришли в уныние малороссы, когда у них ушли шесть епископов в унию (Кирил. 10 посл.), потому что таковых будет только третья часть, а две части будут своё дело исполнять, как следует и всегда. И так продолжится до страшного суда, когда рабы отдадут отчёт в своей купле или деятельности. По Усову же цель сказания сих притчей та, чтобы показать, что будто бы церковь останется без епископов со времени патриарха Никона , правда на короткое время: всего на 180 л., но всё-таки останется, о чём будто, по измышлению Усова, говорится в сей притче, чего никто, кроме австрийцев, в сей притче не находил, а не находил потому, что сего там и нет. Таким образом притча сия подтверждает тоже самое, что и выше сказано о беспрерывности и вечности священства (читай выше), а именно: церковь без епископа никогда не была и быть не может (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

См. прекрасные переводы православных песнопений, сделанные П. К. Кирххофом: 1. Die Ostkirche betet. 4 т. (1934–1937); 2. In paradisum. Totenhymnen (1939); 3. Ehre sei Gott. Dreifaltigkeitshymnen (1940). 4. Ьвег Dich freut sich der Erdkreis. Marienhymnen (1940); здесь содержательное предисловие. А также: Zankow. Op. cit. S. 93–99. «Ибо ничто,— говорит св. Иоанн Златоуст,— так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается напевами и имеет к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими». Слово на 41-й псалом; цит. по: Kayser Joh. Beimrдge zur Geschichte und Erklдrung der дlmeren Kirchenhymnen. 2-е изд. 1881. S. 47. О греческой (православной) гимнологии см. также: Christ W. Ьвег die Bedeutung von Hirmoi. Troparia und Kanon in der griechischen Poesie des Mittelalters, в: Sitzungsberichte bayer. Ak. d. Wiss. 1870. 2; Jacobi L. Zur Geschichte der griechischen Kirchenlieder, в: Z. f. KG (1882); Meyer W. Anfang und Ursprung der lateinischen und griechischen rhytmischen Dichtung, в: Abh. bayer. Ak. d. Wiss. 17. 2 (1885). Krumbacher (1897). S. 655 и след. См. Wunderle G. Aus der heiligen Welt des Athos. Studien und Erinnerungen (1937. Das цsmliche Christentum. 2). Ср. примеч. 651; а также: Вдитег S. Geschichte des Breviers (1895); Leclercq H. Brйviaire, в: Dictionnair d’Archйologie chrйmienne et de liturgie. 2. 1 (1925). P. 1262–1316. Каждый день недели посвящен какому-либо событию из истории нашего спасения или святым: понедельник — св. ангелам; вторник — Предтече и Крестителю Иоанну; среда — предательству Иуды; четверг — св. апостолам, чудотворцам и святителям; пятница — Страстям Христовым и св. Кресту; суббота — св. исповедникам, мученикам и всем святым; воскресенье — Воскресению Христову и Св. Троице. Преблагословенной Матери Божией Марии посвящены все дни недели, но сугубо среда, пятница и воскресенье. См. прекрасные размышления на эту тему: Киприан, иером. Крины молитвенные. Белград, 1928. С. 57–208.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Св. Киприан: «истинная, спасительная и святая вода Церкви (так называет св. отец её учение) не может измениться и повредиться, как сама Церковь неповрежденна (incorrupta), чиста и целомудренна»; и в другом месте: «те, кои отпали от Христа, по вине своей погибнут, но Церковь , которая во Христа верует, и то, что познала однажды, содержит, никогда совершенно не отпадет от Него (nunquam ab eo ommino recedere)» 646 . Св. Александр Александрийский : «(исповедуем) единую кафолическую и Апостольскую Церковь , непобедимую всегда, хотя бы вооружился на неё весь мир, и победоносную над всяким нечестивым восстанием неправославных» 647 . Феофил Александрийский: «Бог во все времена дарует Церкви своей одну и ту же благодать, чтобы сохранялось всё тело, и ни в чём не воспреобладал яд еретических догматов» 648 . Св. Златоуст: «горою называет (Пророк) Церковь и непреоборимость её догматов 649 . По истине, Церковь есть гора по твёрдости, крепости и несокрушимости: ибо как гору невозможно поколебать, так и Церковь Божью 650 . Церковь не обдержится качеством времён, но управляется благодатью Духа Святого, и потому не состаревается, ни ослабевает, ни преодолевается, будучи многими теснима» 651 . Св. Исидор Пелусиот : «вратами адовыми Слово Божье назвало сонмища безбожников и богохульства ересей, которым всем противится Церковь Божья, сама побеждает их, но от них не побеждается ( υ κατακυριυεται») 652 . Блаж. Августин: « Церковь не уклонится во веки веков: ибо она есть предуставленный столп и утверждение истины " 653 . Св. Кирилл Александрийский : « Церковь непреоборима совершенно ( κλνητος παντελς), имея Христа основанием и непоколебимой опорой» 654 . Такие же точно отзывы о непогрешимом учительстве Церкви встречаются и у очень многих других учителей: у Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского , Афанасия и Василия Великих 655 , Амвросия 656 , Епифания 657 , Иеронима 658 , у нашего Митрополита Филиппа 659 , Святителя Димитрия Ростовского и других 660 . § 137. Объяснение понятия о непогрешимости Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Минь. Т. VII. С. 780. Творения. Т. VII. С. 872–873. 654. Разговорами и неблагочинием в храме мы обращаем его в стойло Ныне все извращено и испорчено: церковь ничем не отличается от стойла быков, ослов и верблюдов; и я все хожу, ищу овцы, – и не могу усмотреть. Так все топают и бьют ногами, как будто какие лошади, или дикие ослы; наполняют это место только кучами навоза, – таковы именно их разговоры. Если бы можно было видеть, о чем говорят за всяким священным собранием мужи, жены, – то ты увидел бы, что слова их гаже всякого навоза. Потому умоляю: оставьте этот худой обычай, чтобы церковь могла благоухать миром. Мы наполняем ее ныне только чувственным фимиамом, а о том, чтобы изгнать и истребить духовную нечистоту, и не заботимся. Что же в том пользы? Поистине, не столько бесчестим мы церковь, когда заносим в нее навоз, сколько оскверняем ее тогда, когда разговариваем в ней друг с другом о барышах, о торговле, о корчемстве, о том, что совсем неприлично нам, тогда как нужно бы было здесь присутствовать ликам ангелов, церковь делать небом, и ничего другого не знать, кроме сердечных молитв, молчания и внимания. Исправимся же, по крайней мере, хоть с настоящего времени, чтобы очистить жизнь нашу и наследовать обещанные блага. Минь. Т. VII. С. 781. Творения. Т. VII. С. 873–874. 655. Воскресение Христово трехдневное? БЕСЕДА LXXXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:62–28:10 . Надлежало совершиться воскресению именно тогда, когда они сидели там и стерегли; следовательно, надлежало быть ему в пределах трех дней; а если бы оно произошло по истечении их, когда стража удалилась бы, дело могло бы быть подозрительным. Минь. Т. VII. С. 783. Творения. Т. VII. С. 876. 656. Жены-мироносицы – пример для женщин, чтобы приближаться ко Христу приобщением Таин и милосердием, а не золотыми украшениями наряжать себя, проявляя жестокость к бедным, возбуждая зависть, навлекая на себя осуждение Писания, подвергаясь опасности быть обворованной, подражая блудницам, внося с собою соблазн в храм, и разрушая свое семейное счастье

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

638 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В 639 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D-192A 640 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ 641 Мы исходим здесь из значения « τμνω » как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «… νο μνο ατη αποσπαται απ τ φς της αγας Τριαδος » (которая только одна отрывается от света Святой Троицы) 642 Исаак Сирин, Слово 32 — Σ πετσιρη, σ . 140. В русском переводе — Слово 16; в английском — Слово 23. Сам преп. Исаак подает эту фразу как цитату из Григория Богослова, но у последнего она не обнаруживается 643 Эту фразу Исаак Сирин также подает как цитату из Григория Богослова 644 Там же 645 Он же, Слово 72 — Σ πετσιρη, σ . 281 646 Ср.: На Шестоднев 2, 8 — PG 29, 52В 647 См.: тропарь Преображения: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный» 648 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С 649 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933 С 650 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81 651 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А 652 Ср.: Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А 653 Ср.: Зах. 12(этого места нет в Септуагинте, его можно найти только в переводе Феодотиона); Ин. 19 654 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А; Ср. также: Слово 40, 25 — PG 36, 424С 655 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 А 656 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81 657 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 2 — PG 59, 83В-84А 658 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 84B-D

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Отсюда следует, что наилучшим определением совести можно считать то, в котором будут обняты указанные свойства её действования, как способности. Такого определения мы не нашли в творениях церковных писателей; только у св. Иоанна Златоустог о есть определение совести, обнимающее, по крайней мере, существенные признаки её. «Бог... вложил каждому из нас совесть, как неподкупное судилище (κριτριον δκαστον), обладающее точным распознаванием (диагнозом) доброго и не такого (χον κριβ τν διγνωσιν τν καλν κα τν ο τοιοτων), могущее даже и лишить всякого оправдания нас, впадающих в прегрешения не по неведению, но по лености души и нерадению о добродетели» (На книгу Бытие, Hom. V, с. 2. М. LIII, 50). По описанным свойствам совести уже можно догадываться, в какой части души она может быть полагаема с точки зрения христианской психологии IV и V b. Она должна быть полагаема в τ διανοητικν (Исследования. К сноске Припомним слова еп. Немезия: рассудительной части души «свойственны... суды (κρσεις), и одобрения, и отклонения... и добродетели»... Действительно, по своему формальному процессу деятельности совесть теснейшим образом примыкает к τ διανοα. Как рассудок имеет дело с материалом, получаемым через другие способности души (чувство, ум) и образует так называемые «помыслы» (λογισμος), относящиеся к области теоретической, так и совесть при определении нравственного качества душевных движений производит свои «помыслы» (παρ τος λογισμος το συνειδτος γιγνσϑω τν πεπλημμελημνων ξτασις, Златоуст, Μ. L. 658), относящиеся к области нравственной. Отсюда возникает вопрос: не есть ли συνεδησις тот же δινοια, но действующий в нравственной области? По крайней мере, св. Иоанн Златоуст решительно полагает совесть в τ διανο, когда говорит: «Ради чего именно в вашем рассудке Бог поставил нам судию? Разумею совесть» (Τνος δ νεκεν λως ν τ δινο τ μετρ κριτν κατστησεν μν Θες; τ συνειδς λγω. О Лазаре, IV, с. 4. Μ. XLVIII, 1011. Сравнить также Μ. L, 655, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

47 Ср. Эккл. 1:2: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.1:14: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,все суета!»; Эккл.2:11: «И вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!». 49 Корректная этимология. Cp. Ernout A. MeiUet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. Paris, 1959. P.306. 51 Cm.: Aug. De civ. Dei.XIX. 19 c незначительными расхождениями (Лициниан не приводит подробный разбор этимологии слова “episcopus», содержащийся уАвгустина). См.также: Аврелий Августин . О граде Божием/пер.Киевской духовной академии. Минск, 2000. 54 Об этом писал Григорий в первой главе «Пастырского правила» Cm.: Greg. Magn. Reg. past. 1.1. Cp. постановления собора 653 г. Conc.Tolet. IV (a.655). Can. 25: «Sciant igitur sacerdotes scripturas sanctas et canones...». 55 Cp.: Greg. Magn. Reg.past. 111.27. Идеи Григория получили в Толедском королеваве законодательное оформление. Так, учааники Толедского собора 653 г. проходившего под председательством Исидора Севильского , запретили посвящать в епископский сан женившегося повторно,а также женатого на вдове или разведенной. Cm.: Cone.Tolet. IV (a.655). Can.19 De ördinatione episcopöruiv: “...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est... qui secundae uxoris coniunctionem sortiti sunt aut numerosa coniugia frequentarunt, qui viduam vel marito relictam duxerunt aut corruptarum mariti fuerunt, qui concubinas ad fornicationis habuerunt...“. 57 Поскольку, как явавует из письма Лициниана, в Испании было очень мало не только образованных людей, но и элементарно умеющих читать, об основных догматах веры люди узнавали из проповеди священника. По всей видимости, и обучение священников тоже проводилось в устной форме. 66 Аллюзия на Пс.83:68 . В синодальном переводе такой фразы нет, там сказано: «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе,проходя долиною плача,они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

615. Слово 3. 616. Слово 3. 617. Слово 3. 618. Слово 3. 619. Слово 3. 620. Слово 3. 621. Слово 3. 622. Слово 3. 623. Слово 3. 624. Слово 4. 625. Слово 4. 626. Слово 4. 627. Слово 4. 628. Слово 4. 629. Слово 4. 630. Слово 4. 631. Слово 4. 632. Слово 4. 633. Слово 4. 634. Слово 4. 635. Слово 4. 636. Слово 4. 637. Слово 4. 638. Слово 4. 639. Слово 4. 640.  …лжеименного разума… противно здравому учению (1 Тим. 6. 20; 1. 10). 641. Слово 4. 642. Слово 4. 643.  Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). Слово 4. 644.  Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей (Пс. 39. 15). 645. Слово 4. 646.  …Слово стало плотью (Ин. 1. 14). 647. Слово 2. 648. Слово 2. 649. Слово 2. 650. Слово 2. 651. Слово 2. 652. Слово 2. 653. Слово 2. 654. Слово 2. 655. Слово 4. 656.  Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5. 25, 26). 657. Слово 4. 658.  Угнетен Ефрем, поражен судом… Зовут египтян, идут в Ассирию (Ос. 5. 11; 7. 11). 659. Слово 4. 660. Цар. 7. 661. Слово 4. 662. Слово 4. 663. Слово 4. 664. Быт. 29. 665. Слово 4. 666. Слово 4. 667. Слово 4. 668. Быт. 33. 669.  …встань, выйди из земли сей; и возвратись в землю родины твоей (Быт. 31. 13). Слово 4. 670. Слово 4. 671. Слово 4. 672. Слово 4. 673. Слово 4. 674. Слово 4. 675.  Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126. 1). Слово 4. 676.  Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой (Ис. 43. 1–3). Слово 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010