Каким образом и философ бывает философом, если тело нисколько ему не содействует? Повреди чувства и узнай что-нибудь из того, что нужно знать (свт. Иоанн Златоуст , 53, 28–29). Посмотри и на наше тело: когда оно тучно и изнежено, то скоро впадает в болезнь; а когда истощено, то не так (скоро заболевает) (свт. Иоанн Златоуст , 53, 375). Источник. Когда Адам согрешил... тело его сделалось смертным и страстным, в нем обнаружилось множество природных недостатков... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 624). Источник. Если красоту будущих тел я сравню со светом солнечного луча или с самой яркой молнией, то не скажу еще ничего достойного той блистательности (свт. Иоанн Златоуст , 53, 674). ...Между душою и телом находится тесная связь, которую Создатель устроил для того, чтобы никто не вздумал ненавидеть тело свое, как бы что-нибудь чужое (свт. Иоанн Златоуст , 54, 411). Источник. ...Тело есть только орудие, от орудия же никто не отвращается, ни ненавидит, а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло (свт. Иоанн Златоуст , 54, 804). Источник. Если ты действительно можешь указать зло, происходящее от тела, то обвиняй плоть; но если ты на основании одного только названия хочешь порицать плоть, то смотри, чтобы тебе не пришлось обвинять и душу, потому что и лишенный истины человек называется душевным человеком (см.: 1Кор. 2, 14 ), и полчища демонов называются духами злобы (см.: Еф. 6, 12 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 804). Тело без души ничего не в состоянии было бы сделать дурного, а душа и без тела многое может сделать. Она многое делает и тогда, когда тело бывает истощено и кровь в нем уже не кипит Тело же не может принудить душу вдаться в пороки. Почему же (апостол) называет (грех) мудрованием плоти? Потому что он всецело принадлежит плоти. Когда она берет себе власть, когда пренебрегает внушениями ума и властию души, тогда грешит. И значит, добродетель тела заключается именно в повиновении его душе, потому что само по себе тело ни хорошо, ни худо. Но может ли тело сделать что-нибудь само собою? По связи (доводов) тело если хорошо, то хорошо только в отношении к подчинению (душе); а само по себе оно ни хорошо, ни худо, способно и к тому, и к другому, может склониться и на ту, и на другую сторону. Тело желает, но не блуда или прелюбодеяния, а совокупления; тело желает, но не сластолюбия и обжорства, а пищи, не пьянства, а пития. Что пьянство не составляет пожелания тела, смотри: оно лишнего не удерживает (т. е. извергает назад), когда ты преступаешь меру и переходишь за границу тела. Подлинно, все остальное (кроме необходимых потребностей тела) принадлежит душе, особенно когда она делается плотскою и, так сказать, одебелевает. Правда, и хорошее тело все же значительно ниже души; но с другой стороны, как олово, хотя оно и ниже золота, все же нужно для спайки (последнего), так точно и для души нужно тело. Или как дитя самое благородное нуждается, однако же, в воспитателе, так и душа нуждается в теле (свт. Иоанн Златоуст , 55, 47–48).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поистине (для благовествования) недостаточно одного человеческого усердия, а нужна высшая сила (свт. Иоанн Златоуст , 54, 53). Источник. Нужно благоповедение, а не остроумие, – нравственность, а не сила речи, – дела, а не слова: вот что доставляет Царство, дарует действительные блага. Не язык изощряй, но душу очищай. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно (свт. Иоанн Златоуст , 54, 186). Источник. ...Если ты наставляешь кого-нибудь вере, то говори, что относится к предмету, потом молчи. Если слово твое будет растворено солью, то хотя бы оно попало и в раздражительную душу, произведет в ней нежную привязанность, и хотя бы в жестокую, умягчит ее суровость. Источник. Будь обходителен и не будь груб, но опять – и не слишком слаб, а имей твердость, соединенную с приятностью. Если будешь без меры строг, то сделаешь более вреда, чем пользы; если будешь чрезмерно любезен, то доставишь более печали, чем радости. Так должна быть мера во всем. Не будь суровым и угрюмым, потому что это неприятно; не будь и излишне веселым, потому что чрез это можно подпасть пренебрежению и презрению; но, усвояя то, что составляет совершенство в том и другом, избегай недостатков, подобно отеле заимствуя от одного веселость, а от другого – важность. Если врач неодинаково обходится с телом каждого, то тем более учитель. Но тело еще легче выдержит негодное для него лекарство, чем душа – слово (свт. Иоанн Златоуст , 54, 450). Будьте снисходительны ко мне, если я говорю нечто, так сказать, нечистое, не стыдясь и не краснея. Не по доброй воле делаю это, а вынуждаюсь говорить такие слова для тех, которые не стыдятся таких дел... Хотя мои слова, по-видимому, неприличны, но цель не неприлична, а даже весьма хороша для того, кто хочет истребить не чистоту души. Действительно, если не услышит таких слов бесстыдная душа, то не устрашится. Как врач, желая пресечь гниение, сперва влагает персты в раны, и если прежде не осквернит целебных рук, то не сможет уврачевать, так и я. Если сперва не оскверню уст, исцеляющих ваши страсти, то не смогу вас исцелить. Лучше же сказать, здесь уста точно так же не оскверняются, как там руки. Почему именно? Потому что это не есть нечистота естественная и не от нашею тела происходит она, подобно как и там – не от рук врача, но от чужих (ран). Если же там он не отказывается вкладывать свои руки в чужое тело, то здесь, где наше тело, скажи мне, откажемся ли мы? А вы – наше тело, хотя больное и нечистое, но все же наше (свт. Иоанн Златоуст , 54, 519–520).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как усилился он вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не свободная наша воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить. Только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? – Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам туда сопутствовать, что и здесь оно оставляет нас, что хотя оно пребывает здесь, однако язвы от него идут с нами туда; если посмотрим, как велики там уготованные богатства, и что если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи; если заметим, что оно подвергается бесчисленным опасностям, что оно доставляет временное удовольствие... смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, т. е. то, которое уготовано в Вечной Жизни, – будем тогда иметь возможность презреть богатство земное; если вникнем в то, что последнее нисколько не приумножает нам ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну погибели; если узнаешь, что, несмотря на то что ты здесь богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим. Если мы будем часто повторять и слышать это от других, то, может быть, возвратится к нам здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 748). ...Любостяжание хуже всякой грязи; оно оскверняет не тело, но душу, так что трудно бывает очистить ее (свт. Иоанн Златоуст , 55, 208). Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугасимая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит тот неугасимый огонь, (что) это изнурение рождает того ядовитого червя? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 283). Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву; но, если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание (свт. Иоанн Златоуст , 55, 551). Как к миролюбцу идет благоприличие одежд, так к тебе псаломское слово: да постыдятся беззаконующии вотще ( Пс. 24, 3 ); потому что, отворив все двери и открыв все способы прибыткам, сам дашь в них отчет, и собираешь доходы другим, которым, как и себе, уготовляешь тягчайшие наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если бы каждый знал, что он завтра непременно умрет, то перед этим днем он ни от чего не стал бы удерживаться... и наделал бы тысячу злодейств, мстя врагам. Источник. Человек развратный, потеряв надежду на продолжение здешней жизни, ни во что ставит даже облеченного в порфиру. Тот, кто был бы уверен, что ему непременно должно умереть, старался бы отомстить врагу, и тогда уже, насытивши наперед свою душу, восприял бы смерть. Скажу, в-третьих, и еще нечто иное: люди, привязанные к жизни и слишком пристрастные к здешним благам, истаивали бы от уныния и печали. Например, если бы кто-нибудь из юношей знал, что скончается прежде (нежели достигнет) старости, то мучился бы так, как мучаются ожиданием смерти самые робкие животные, когда их поймают. Кроме того, и самые неустрашимые мужи тогда не заслуживали бы награды. В самом деле, если бы они знали, что именно после трех лет должны умереть, а прежде не могут, то какое право имели бы они на награду за то, что решались на опасные подвиги?.. Тот только совершенно ясно обнаруживает мужество и презрение к здешней жизни, кто в каждой опасности видит для себя смерть и знает, что он останется жив, если не решится на опасность, но потеряет жизнь, если отважится на нее Видите ли, какую великую пользу приносит нам незнание времени смерти? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 546–547). ...Осмеивай смерть, как мертвую, шути гибелью, как бессильною, приветствуй кончину из-за Меня , как начало внутренней жизни (свт. Иоанн Златоуст , 55, 432). Пойди к гробнице, посмотри на прах, на пепел, на червей, на отвратительный вид места; посмотри и рыдай горько. И если бы наказание ограничилось только прахом! Но ты теперь от этого гроба и от этих червей перенесись мыслью к тому бессмертному червю, к скрежету зубов, ко тьме кромешной, к огню неугасимому, к тем страшным, невыносимым мукам, к жизни бесконечной (свт. Иоанн Златоуст , 55, 773). Пойдем ко гробам, прошу; взглянем на рассеянную природу, на провонявшие кости, на истлевшие тела; посмотри и, если ты мудрый, если разумный, скажи мне: кто тут царь и кто частный человек, кто свободный и кто раб, кто мудрец и кто простец. Где тут красота юности, где прелесть взгляда, где прекрасные глаза, где блестящее лицо? Не все ли пыль, не все ли зола, не все ли пепел, не все ли мрак, не все ли тление и смрад? Размышляя об этом и памятуя о последнем дне, будем, пока есть время, творить добро, чтобы нам удостоиться Царства Небесного... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 885–886).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

126//Ibid. Col. 687). Сохранилась переписка И. З. с Констанцием, показывающая, какой интерес продолжал проявлять И. З. к миссионерству, даже находясь в изгнании. В 1-м из сохранившихся писем (Ep. 221//Ibid. Col. 732-733; посланном, по-видимому, еще из Никеи) И. З. изъявляет желание быть в курсе деятельности Констанция на поприще распространения христианства и постройки церквей и призывает его продолжать начатое, несмотря на все трудности. И. З. послал Констанцию в помощь бывш. затворника, к-рого встретил в Никее. Как свидетельствуют дальнейшие письма (Ep. 21, 53-54, 123//Ibid. Col. 624, 637-639, 676-678), И. З. помогал Констанцию и материально. В одном из последних писем (406) И. З. упоминает о том, что направляет к Констанцию пресв. Руфина для восстановления порядка, нарушенного из-за столкновений между христианами и язычниками, и посылает средства для скорейшего окончания строительства церквей. В др. посланиях И. З. призывает еп. Агапита оказать поддержку пресв. Елпидию, к-рый проповедовал Евангелие жителям горных областей в районе хребта Аман, на границе Сирии и Киликии (Ep. 175//Ibid. Col. 711-712). И. З. приложил немало усилий для выкупа захваченных исаврами в плен людей и для возвращения их родным. На это пошла часть средств, к-рые он получал из К-поля (гл. обр. от Олимпиады). Эти средства также использовались на благотворительность - для помощи местным жителям. Христ. миссионерство для И. З. было настолько важным, что он советовал Олимпиаде поддерживать отношения со свт. Маруфом, еп. Мартиропольским (осудившим И. З. на Соборе «при Дубе»), к-рый активно занимался распространением христианства в Иране (Ep. 14//PG. 52. Col. 618). Др. миссионерское дело, начатое И. З. еще во время епископского служения в К-поле,- распространение христианства среди готов, обитавших на сев. побережье Понта Эвксинского и в Тавриде,- было продолжено в ссылке. В изгнании он поддерживал связь с гот. монахами, жившими в к-польском поместье Промота. В одном из писем И. З. благодарит их за то, что они сохранили к нему расположение и после его изгнания, а также просит позаботиться, чтобы его личность не стала причиной раздора и расколов в среде гот.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

299 На эти темы говорит J. Breck в своих кратких «Reflections on the Problem of Chalcedonian Christology»//St. Vladimir’s Theological Quarterly 33 (1989). P. 147–157; они развиты в моей книге «Christ in Eastern Christian Thought» (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1975). 301 Platonisme et théologie mystique: Essai sur la doctrine spirituelle de saint Gregoire de Nysse. Paris, 1944. P. 54. 303 Cp., напр., Nellas P. Deification in Christ: The Nature of the Human Person. Crestwood, NY, 1987. P. 21–42; Meyendorff J. Catholicity and the Church (Ibid., 1983). P. 21–26. 307 Об этом см. Florovsky G. The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica 6, part. 4 (TU 81; Berlin, 1962). Р. 36–67; ср. также Meyendorff J. Creation in the History of Orthodox Theology//St. Vladimir’s Theological Quarterly 27 (1983). P. 27–37. 308 Если кто-либо не исповедует, что Слово Божие пострадало во плоти, было распято во плоти и вкусило смерти во плоти... да будет анафема». Третье послание к Несторию//Alberigo et al., eds., Conciliorum oecumenicorum decreta. 3rd ed., Basel, 1962. P. 61. 311 Bulgakov S. Anthology. Р. 152. Для Булгакова и других учеников Владимира Соловьева, таких как П. Флоренский , «изначальное Богочеловечество» есть, конечно, София, Премудрость Божия, как в своем нетварном, так и в тварном аспекте. 315 Эта богословская тема блестяще развита румынским богословом Думитру Станилое в «Trinitarian Relations and the Life of the Church»//Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 11–44. 316 Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1968. P. 119. 318 Латинский перевод φ ’ πντες μαρτον в Посл. к Римлянам 5, 12: in quo omnes peccaverunt. Мужской род quo должен относиться к «единому человеку», ранее упомянутому во фразе: «Все согрешили во Адаме». Греческий язык не допускает такого значения, а допускает две грамматические возможности: а) если φ среднего рода и означает «из-за», то фраза определяет смерть как кару за отдельные грехи любого человека (а не «первородный» грех); б) если здесь мужской род, то это относится к смерти ( θνατος), так что смерть – космическая, персонализированная реальность – становится причиной отдельных человеческих грехов. В таком смысле текст этот и был прочтен Феодоритом и Феодором так же, как и многими другими греческими авторами, включая Златоуста, свт. Кирилла Александрийского , преп. Максима Исповедника и более поздних византийских богословов. По этому вопросу см. Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. 3rd ed.; New York, 1987. P. 143–146. Явственное различие между греческой и августиновской традициями «первородного греха» общепризнано историками. Ср., напр., Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. London, 1958. P. 348–352.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(свт. Иоанн Златоуст , 54, 201). Источник. Война с диаволом прекращает другую войну – против Бога. Враждуем с диаволом: это значит находимся в мире с Богом (свт. Иоанн Златоуст , 54, 209). Источник. Нет ничего злее диавола. Так он повсюду обременяет и развлекает своих бесполезными трудами, и не только не допускает получить награду, но умеет еще сделать их достойными наказания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 237). Диавол всегда таков, – все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались (свт. Иоанн Златоуст , 54, 374). ...Победи только самого себя – и победишь козни диавола (свт. Иоанн Златоуст , 54, 505). ...Огради душу верою и любовью, и ни одна из разжженных стрел диавола не в состоянии будет вонзиться в нее (свт. Иоанн Златоуст , 54, 550). Источник. ...Диавол с большею яростью нападает на учителей, потому что если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо; а если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве. Достигая таким образом с меньшим трудом большего и в одной душе все погубляя... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 621). Подобно тому, как палачи, будучи сами исполнены бесчисленных преступлений, вразумляют других, так и здесь (то же самое говорится) о лукавом демоне (см.: 1Кор. 5, 5 ) (свт. Иоанн Златоуст , 54, 655). Молясь, восплачем от глубины сердца, чтобы прогнать врага нашего в глубину пещи геенской. Ведь когда ты стенаешь, он подвергается ударам; когда ты ударяешь себя в грудь, он получает раны; когда ты принимаешь удары, он подвергается казни (свт. Иоанн Златоуст , 54, 917). ...Он производит посмешище в народном собрании, уничижение в доме, смущение в церкви, пожирание плоти, немощь души, повседневную скорбь, путы ума, препятствие в делах (свт. Иоанн Златоуст , 54, 924). Велика злоба демона. Но над всеми видами ее превозмогает пост и молитва (свт. Иоанн Златоуст , 54, 925). Стрела же диавола есть порочное пожелание (свт. Иоанн Златоуст , 55, 188). Источник. ...Как пираты... минуют корабли с песком, а если где-нибудь увидят с дорогою кладью и с хранящимся в них богатством, нападают на них, пробуравливая снизу, поражая сверху, употребляя всякую хитрость, так и диавол обычно поражает, завидует и коварствует в особенности против собравших много добродетели (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 11). Источник. Ничего нет более несвойственного христианской душе, как гордость, – говорю – гордость, а не дерзновение, не мужество, которые хотя близки между собою, однако же не одно и то же... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 262). Источник. Гордость – великое зло. Лучше быть глупым, нежели гордым; у первого обнаруживается лишь глупость, как недостаток ума, а у последнего хуже – глупость вместе с неистовством. Глупый – зло для самого себя, а гордый и для других язва. Гордость рождается от глупости; нельзя быть высокоумным, не будучи глупым; кто слишком глуп, тот и горд (свт. Иоанн Златоуст , 54, 284). Источник. ...Так как ты, принадлежащий к числу гордых, не имеешь ни одной из... добродетелей, то конечно ты ставишь себя либо выше людей, либо ниже и бессловесных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 286). Источник. ...Гордость есть начало греха. С нее и начинается всякий грех и в ней находит свою опору (свт. Иоанн Златоуст , 54, 575–576). Источник. Подобно тому, как сребролюбцы, чем больше приобретают, тем большего желают, так и гордые: чем большею пользуются честию, тем больше домогаются ее. Страсть их постепенно возрастает, – а это действительно (есть страсть), – страсть же не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. ...Нет зла, равного гордости. Она превращает человека в демона, наглого, богохульствующего, клятвопреступника; она возбуждает в нем жажду убийства (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. Сколько бы мы ни совершили добрых дел, ... не позволяет им укрепиться в нас и неразлучно с нами пребывать, но... препятствует им оставаться в нас непоколебимыми (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Гордый человек расположен мстить за обиды. Гордый не может равнодушно переносить обиды ни от высших, ни от низших; а кто не переносит спокойно обиды, тот не в состоянии переносить и несчастье (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Немаловажный вид любомудрия в том, чтобы веселиться о Боге. Кто веселится о Боге, как должно, тот отвергает всякое житейское удовольствие (свт. Иоанн Златоуст , 48, 112). ...Ничто так не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников. Это есть начало всякого любомудрия: смиренный и сокрушенный никогда не будет ни тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать ближнему, – словом, не будет питать в себе ни одной страсти (свт. Иоанн Златоуст , 50, 33). ...Ничто столько не отличает любомудрия, как то, чтобы не иметь ничего излишнего и довольствоваться как можно меньшим (свт. Иоанн Златоуст , 50, 357). Цель любомудрия в том и состоит, чтобы с мудростью соединять простоту (свт. Иоанн Златоуст , 50, 639). ...Кто не может презреть вещей земных, тот может ли когда-нибудь любомудрствовать о Небесном? (свт. Иоанн Златоуст , 51, 358). Источник. ...Великое благо любомудрие; оно и здесь уже вознаграждает нас. Так, кто презирает богатство, тот уже здесь получает пользу, потому что избавляется от излишних и бесполезных забот. Кто попирает славу, уже здесь получает награду, потому что не служит никому рабом, но бывает свободен истинною свободою; кто желает небесных (благ), уже здесь получает воздаяния, потому что, вменяя в ничто все настоящее, легко побеждает всякую печаль (свт. Иоанн Златоуст , 51, 421). Кто прежде всего научится быть любомудрым, тот через это приобретет богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу (свт. Иоанн Златоуст , 54, 186). ...При отсутствии любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 54, 186). ...Хотя дети, плывя в лодке, и пугаются, но кормчий сидит улыбаясь и спокойно, смотрит и забавляется их страхом: так и душа любомудрая при благоразумии, как бы на корме и у руля, пребывает непоколебимой, тогда как все остальные мятутся или же, при перемене обстоятельств, некстати смеются (свт. Иоанн Златоуст , 54, 329). Источник. Ничто так не препятствует любомудрию, как жизнь в удовольствиях; напротив, скорбь способствует любомудрию (свт. Иоанн Златоуст , 54, 793). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Как началом гордости может быть незнание Бога? Очень просто. Кто знает Бога так, как нужно знать, кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. От гордости происходит презрение к бедным, страсть к деньгам, властолюбие и славолюбие (свт. Иоанн Златоуст , 54, 576). Источник. Как же можно потушить гордость? Нужно для этого познать Бога... когда познаем Его, от нас удалится всякая гордость. Подумай о геенне, подумай о тех, которые гораздо лучше тебя, подумай о том, насколько ты виновен пред Богом. Если подумаешь об этом, то скоро укротишь свой разум, скоро смиришь его (свт. Иоанн Златоуст , 54, 577). Источник. ...Гордость несвойственна благоразумию, напротив, через нее ты лишаешь себя права носить название благоразумного (свт. Иоанн Златоуст , 54, 578). Источник. был человеком по природе и устроению Божию, но стал животным чрез приобщение к гордости; был человеком как носящий в себе образ Божий, и стал зверем, преисполнившись тщеславием (свт. Иоанн Златоуст , 54, 917). Если бы мы постоянно вспоминали о грехах своих, то ничто из предметов внешних не могло бы возбудить в нас гордость, ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава; когда бы мы даже сидели на царском седалище, и тогда плакали бы горько (свт. Иоанн Златоуст , 55, 93). Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно, – если только вообще это значит жить добродетельно, – неожиданно может впасть в полную погибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может и восстать, и вскоре восстановить свое прежнее положение, если только захочет; тот же, кто по-видимому поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже и не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло, и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего, что существует здесь (свт. Иоанн Златоуст , 55, 531).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010