«Имже бо судом судите», говорит Писание, «судят вам» ( Мф. 7:2 ). Будь же человеколюбив и снисходителен к сорабу, прости ему прегрешения, сколь ни много их, и будь милосерд, дабы и сам ты удостоился того же. Для чего сам себе причиняешь беспокойства? Для чего делаешь розыскания? Если бы Бог повелел разведывать образ жизни (бедных), требовать от них объяснений и тщательно исследовать нравы их, тогда не стали ли бы роптать многие? Не сказали ли бы: что это такое? Бог предписал нам дело трудное: мы не можем исследовать образ жизни других и знать: какие такой-то сделал грехи? Не сказали ли бы многие и еще многое в этом роде? А теперь, когда Он освободил нас от всякого такого розыскания и обещал полную награду (за подаяние милостыни), будут ли получающие ее злые, или добрые люди, мы сами на себя навлекаем беспокойства. Откуда же, скажете, видно, что мы получим награду за подаяние милостыни, как добрым, так и не добрым? – Из слов Самого Господа: «молитеся», говорит Он, «за творящих вам напасть и изгонящия вы, яко да будете подобны Отцу вашему, иже есть на Небесех: яко солнце Свое сияет на злые и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (ср.: Мф. 5:44, 45 ). Как Господь твой, несмотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают… и делают множество зла, не прекращает Своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, – так поступай и ты, и, когда будет время для милости, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому, прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться великой милости. Минь. Т. III. С. 270. Творения Т. III. С. 274–276. Конец I тома и Богу слава! Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Минь. Т. IV. С. 273–274. Творения Т. IV. С. 312–313. 154. Природа человека не знает границ своим стремлениям Человеческая природа не любит оставаться в своих границах, но всегда ищет бóльшего и стремится к высшему. Это-то особенно и губит людей, что они не хотят знать границ своей природы, но всегда желают бóльшего и мечтают о том, что выше их. Оттого-то пристрастившиеся к мирским благам даже и тогда, когда обладают великим богатством и властью, как бы забыв свою природу, усиливаются подняться все выше и выше, до тех пор, пока не низринутся в самую бездну. Это, как мы видим, бывает каждый день и, однако ж, прочие не вразумляются этим. А если на малое время и удерживаются, то скоро, забыв все, опять идут тою же дорогою и падают в ту же бездну. Минь. Т. IV. С. 275. Творения Т. IV. С. 314. 155. Вечная память по смерти достигается милостыней Если ты подлинно ищешь вечной памяти, так я покажу тебе путь, которым можешь ты и достигнуть всегдашнего о тебе воспоминания (на земле), и приобрести с великой славой великое дерзновение в будущем веке. Как же можешь ты сделать, чтобы каждый день воспоминали о тебе и превозносили тебя похвалами даже и по смерти? Если богатство свое раздашь в руки нищих, и оставишь, таким образом, после себя (драгоценные) камни и огромные дома, и поля, и бани. Такая память бессмертна, такая память будет для тебя виновницею тысячи сокровищ, такая память облегчит тебя от тяжких грехов и даст тебе великое дерзновение пред Господом. Подумай только о тех словах, которые каждый будет говорить, (называя тебя) милостивым, человеколюбивым, добрым, кротким и весьма щедрым. «Расточи», сказано, «даде убогим, правда его пребывает во век» ( Пс. 111:9 ). Так-то бывает с богатством: когда его расточаешь, оно тем вернее сохраняется; когда же удерживаешь и запираешь, губит даже своих обладателей. «Расточи», сказано, «даде убогим»; послушай, что следует и далее: «правда его пребывает во век». Он в один день «расточил» богатство, а «правда его пребывает» во все веки, и бессмертной соделывает память о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1985. Т. 39. С. 278–284 [см. также: Крутова Μ.С., Невзорова Н.Н. Златая Чепь//СлККДР. Вып.1. С. 184–187; Фомина Μ.С. Златоструй//Там же. С. 187–190; Творогов О.В. Пчела//Там же. С.382–387; Творогов О.В., Черторицкая Т.В. Златоуст//Там же. Вып.2/1. С.358–363; Творогов О.В. Измарагд//Там же. С.397–401; Черторицкая Т.В. Торжественник//Там же. Вып.2/2. С.432–435; Сводный каталог (прим. 39). С.62 113–116 258–258 263–266); здесь дополнительная литература. – Прим. изд. (А.Н.)]. (Творогов О.В. Древнерусские четьи сборники XII–XIV вв. (I)//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 197–214; то же (II)//Там же. 1990. Т.44. С. 196–225; то же (III: Сказания и гомилии на сюжеты священной и церковной истории)//Там же. 1993. Т. 47. С. 3–33 (о сборниках подвижного состава); Фомина Μ.С. Древнейшие списки сборника Златоструй в ранней славянской письменности (XI–XII вв.)//Там же. С. 34–53.). 364 Владимирский Н. Несколько слов о Прологе, памятнике древнерусской письменности, и несколько литературных вопросов из древнейшей эпохи нашего просвещения//Уч. зап. КУ. 1875. Т.42. С.851–883; Петров Н. (прим. 363); он же. Из славяно-русского пролога – на 26 ноября: Житие св. Климента, папы римского, по списку XIII в.//Странник. 1895. Ноябрь. С.414–416; Петухов Е.В. К истории древнерусского пролога//Изв.ИФИБ. 1893. Т.12. Прилож. С.3–31; Сперанский М.Н. Из истории (прим. 354). С.36–42; Фет Е.А. Новые факты к истории древнерусского пролога//Источниковедение (прим. 328). С.53–70 [см. также: Бубнов Н.Ю. Славяно-русские прологи//Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Μ., 1973. Вып. 1. С. 274–296; Жуковская Л.П. Текстологическое и лингвистическое изучение пролога (избранные византийские, русские и инославянские статьи)//Славянское языкознание: IX Междунар, съезд славистов: Докл. сов. делег. Μ., 1983. С. 110–120 (обширные обзорные таблицы); Фет Е.А. Пролог//СлККДР. Вып. 1. С.376–381 (здесь библиография). – Прим. изд. (А.Н.)] [ср.: Давыдова С.А. Патериковые чтения в составе древнерусского Пролога//ТОДРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. предисловие к третьей книге его комментария на Послание к ефесянам (tom, vii, 486); он говорит там, что часто ему удавалось написать тысячу строк в день («interdum per singulos dies usque ad numerum mille versuum [здесь имеются в виду στχοι] pervenire»). 2118 «Qui nescit Scripturas, nescit Dei virtutem ejusque sapientiam; ignoratio Scripturarum ignoratio Christi est». 2120 В комментарии на Послание к Титу и в других местах, например, Epist. 69 ad Осеапит, с. 3, Epist. 146 ad Evangelum, с. 1. Подобные утверждения, которые мы находим также у Амброзиастера, Златоуста и Феодорита, в то время не обсуждались, но позже вызвали яростные споры между епископальной и пресвитерианской церковью. См. мою History of the Apostolic Church, §132. 2121 Например, он допускает хронологические противоречия или, по меньшей мере, необъяснимые трудные места в евангельском повествовании (Ер. 57 ad Pammach., с. 7–8) и даже осмеливается несправедливо обвинить апостола Павла в предполагаемых солецизмах, варваризмах и слабости аргументации (Ер. 121 ad Ala g. ; Comment, in Gal. iii, 1; iv, 24; vi, 2; Comment, in Eph. iii, 3, 8, 13; Comment, in Tit. i, 3). 2122 «Spiritualis intelligentiae vela panders», или «spirituale aedificium super historiae funda mentum extruere», или «quasi inter saxa et scopulos» (между Сциллой и Харибдой), «sic inter historiam et allegoriam omtionis cursum f ledere». 2123 Ep. 52 ad Nepotianum, c. 2–4. Он возражает против исторического толкования, говоря, что оно абсурдно: как мог пожилой Давид, которому было семьдесят лет, согреваться в объятиях Вирсавии, Авигеи и других, живых еще жен и наложниц, тогда как Авраам и в более преклонном возрасте удовлетворялся своей Саррой, а Исаак – Ревеккой. Следовательно, сонамитянка – это «sapientia quae numquam senescit» (с. 4, tom. i, 258). Ho в другом месте он понимает тот же отрывок буквально, Contra Jovinian., 1. i, с. 24 (tom. i, 274): он упоминает этот и другие грехи Давида, «поп quod Sanctis viris aliquid detrahere audeam, sed quod aliud sit in lege versari, aliud in evangelio».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Кириллу, который в это время уже заканчивал высшее самостоятельное богословское образование и готовился вступить в Александрийский клир. С другой стороны, трудно это допустить и с точки зрения психологии подвижника, обычно истинный подвижник, каковым и был св. Исидор, только тогда начинает поучать, а тем более – обличать других, когда он сам достиг более или менее высокого нравственного совершенства, приобретая авторитет у современников, а св. Исидор в конце IV в. был еще только учеником, далеко еще не закончившим даже своего образования, не говоря уже о нравственном совершенстве. Далее, судя по содержанию письма, св. Исидор во время написания его жил в пустыне. Можно ли теперь допустить что он решился укорять св. Кирилла за намерение оставить пустыню и возвратиться в мир и в тоже время сам собирался оставить пустыню и устремиться в шумную столицу – Византию хотя бы и из за образования у ног св. Златоуста. Если же мы в довершение всего, обратим внимание на самый тон письма – авторитетный, решительный и так сказать, безапелляционный, то еще труднее будет допустить, что это письмо было писано в это время и адресовано св. Кириллу. Очевидно, что оно было написано св. Исидором значительно позже, когда он был уже авторитетом для современников и соответственно этому мог позволить себе писать письма такого содержания и характера. А если так, то письмо это не могло быть адресовано св. Кириллу Александрийскому , потому что он в это время уже давно оставил пустыню. Среди писем св. Исидора есть еще одно, адресованное некоему Кириллу. 273 Содержание этого письма еще более подтверждает наши соображения. В нем св. Исидор аллегорически объясняет Кириллу чудо в Кане Галилейской. Судя по содержанию этого письма оно, несмотря на то, что написано так же как и разбираемое нами письмо, не могло быть адресовано св. Кириллу Александрийскому (одной стороны в то время когда св. Кирилл был простым монахом или мирянином) 274 св. Исидор еще не мог писать ему письмо такого содержания, потому что богословским образованием св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

наба, что значит выливаться или кипеть. Роэ означает пророка-прозорливца, а хозе – пророка созерцателя или ясновидца. Древнейшим из этих названий является наби. Оно встречается в книге Бытия 269 , Исход 270 , Числа 271 и Второзак. 272 . Роэ и хозе были вспомогательной или только особенной стороной пророческого служения 273 . Слово наби можно одинаково прилагать и к истинным и к ложным пророкам 274 . Кроме пророков, в Ветхом Завете существовали еще «школы пророческие» и «сыны пророческие». Эдершейм предполагает, что эти последние находились к пророкам в таком же отношении, в каком сами пророки – к Богу. Сыны пророческие были посредниками между людьми и пророками, а пророки между людьми и Богом. Но было и различие в отношениях между Богом и пророками, с одной стороны, и пророками и сынами пророческими – с другой. Бог мог сообщать людям пророческий дар в одно мгновение; но пророки не могли обнаруживать подобного же влияния на «сынов пророческих». Отсюда появление специальных учреждений, «пророческих школ», где «сыны пророческие» воспитывались и приготовлялись к исполнению своих обязанностей 275 . Особенный интерес возбуждает обстоятельство, что в Св. Писание Ветхого Завета, в некоторых случаях пророки отожествлялись с певцами и игроками на струнных инструментах. Так, в 1 Пав. 25:1 говорится об Асафе, Емане и Идифуне, которые «провещевали (вульг. «пророчествовали») на цитрах, псалтирях и кимвалах». Во 2Пар. 35:15 Идифун называется «прозорливцем царским», а в греч. пер. LXX все они, т.е. Асаф, Еман и Идифун, называются царскими пророками». Фетис говорит даже, что «все еврейские пророки были музыкантами» 276 . С наступлением Нового Завета дух пророчества, хотя, может быть, и не вполне прекратившийся раньше, после пророка Малахии, проявился с новою силою. Златоуст говорит о многочисленности новозаветных пророков: «не десять, не двадцать, не пятьдесят и не сто подучило (тогда) пророческую харизму, но богато излилась эта благодать, и в каждой Церкви было много пророков» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Нет большего зла, как грех Коль великое и лютое зло грех есть! Грех оскорбляет и прогневляет непостижимое и неописанное Божие величество. Нет большаго зла, как грех. Человек согрешил, и тем Бога прогневил. Но надобно было Сыну Божию Своим страданием и кровию очищать грех, и Бога, грехом прогневаннаго, умилостивлять, и тако человека Богу примирить, и от вечной казни, греху последующия, избавить. Человек бо, согрешивши Богу и Того прогневавши, вечному наказанию себе подвергнул. Сколько в мире ни есть болезней, бед, напастей и зол, грех причиною есть. Легко человек согрешить может: но не легко может грех очищать (4:274). Грех хуже всякого зла и демона Всякое законопреступление грех есть, и есть зло вредительнейшее паче всякого зла, которое как-нибудь телу нашему вредит. Ибо сие тело только наше повреждает, а грех и тело и душу вредит и умерщвляет (5:222). Грех хуже демона Он есть «злейший самаго демона», по свидетельству Златоустаго (Бес. 41-я на Деян.), понеже и демона грех сделал демоном, который от Создателя своего добрым ангелом создан был. О, когда бы тебе, грехолюбивый грешниче, можно было увидеть грех, который с сладостию совершаешь, увидел бы ты ужасное страшилище, и самаго демона скареднейшее, и непременно бы сам от себе искал убежати и скрытися, яко внутрь себе сию скаредность носиши! Не видна тебе ныне его мерзость, яко внутрь тебе есть, в сердце твоем кроется; но откроется тебе тогда, когда в позор миру всему явится, и что в сердце ныне сокровенно было, тогда вне проявится; когда телом и душею, как эфиоп страшный пред судом Божиим неумолимым явишися, и пожелаешь сокрытися и в ничтоже обратитися, но не возможеши, яко всегда скаредность сия с тобою быть и совесть твою, как червь, без конца уязвлять имеет. Воображай ныне сию мерзость, и берегись греха, и когда каким грехом пленен еси, потщись силою пострадавшаго Христа от того избавитися, пока время не ушло (1:250–251). Грех хуже змея, разбойника, демона Грех паче змия, паче зубов звериных, паче всякаго злодея и разбойника, паче всякаго инаго зла вредит тебе, и отнимает не временный, но вечный живот, погубляет не тело, но душу, и соделовает не временную, но вечную смерть. Что сего зла ужаснейшее может быть? Сие зло вредит нам более паче самаго демона. Ибо и демона грех сделал демоном, который прежде греха светлый Ангел был (4:372).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

«Крест — жертвенник. Необычайная и небывалая жертва. В самом деле, Один и Тот же был и жертвой и священником; жертвою был плотию и священником духом. Один и Тот же приносил и был приносим плотию». [ 274 ] И от времен Христовых повторяется та же Жертва на престолах церковных. И от времен Златоуста повторяются его слова перед престолом: «Ты бо еси приносяй и Приносимый, и приемляй и Раздаваемый» [ 275 ]. А кровные жертвы, как уже ненужные и бессильные, не приносятся более. «Окровавил еси Христе, персты Твоя, на Древе пригвождаем, иже приносимую бесом кровь древле, на пагубу приносящим преставил еси». [ 276 ] Посему и «храма светлость раздирашеся». Во святом святых завеса церковная раздирается с верхнего края до нижнего и сим показует завершение ветхозаветных жертв, конец Моисееву закону. «Крест Честной освящается Жертвою, становится украшением Церкви, державою и утверждением. Так как преступление произошло от древа, то поэтому Он пожелал пригвоздить эти начатки на древо, чтобы подобно тому как через древо произошло преступление, так через Древо же произошло и спасение» [ 278 ]. И от дня того, и древа того, нет более проклятых деревьев. Если проклято было древо из-за несвоевременного прикосновения к нему и вкушения от него первозданным человеком («неблаговременно причастно бывшее»), то ныне новая тварь обновляется снисхождением Божиим, об о жением нашей тварной природы и ожиданием новой, нетленной и просветленной, природы, новая тварь ликует, и древа в лесах и рощах шелестят своими листьями, легким ветром, «гласом хлада тонка» пригибаются, приходят, поклоняются и припадают ко Христу, Распятому на Древе. Самое естество древесное как бы радуется и величается, и Божественным распятием прославляется. «Песнми да взыграют вся древа дубравная, тезоименитое Древо Креста зрящи, облобызаемое днесь». [ 279 ] «Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная, днесь обожена Всечестным Крестом». [ 280 ]   «Крест — хранитель всея вселенная, Крест — красота Церкви, Крест — Царей держава».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

ВОСПИТАНИЕ. Необходимость попечения родителей о воспитании детей. III, 143 и след. Важность и польза непосредственного попечения родителей о воспитании детей 145, 146. Влияние воспитания семейственного на состояние государства, 32, 96, и отечественного на образование сынов отечества. 335. Какое воспитание должно назвать небрежным? 146, 147. ВРАЧЕВАНИЕ от болезни не противно воле Божией. II, 550, 551. Врач не должен оставлять без внимания и духовных средств врачевания. 331. ВХОД ИИСУСА ХРИСТА ВО ИЕРУСАЛИМ . Событие в оном, предсказанное пророком Захариею. I, 60–62. В обстоятельствах входа в Иерусалим обнаружилась кротость Иисуса Христа. 59, 60. Знаменование входа Его в Иерусалим. 65. Чему поучают нас обстоятельства оного? 67. Таинственное изъяснение Златоустово входа в Иерусалим. 64, 65. ВЕРА. Какие понятия входят в понятие «вера»? II, 150, 151. Что такое вера сердца? 151. Что значит ходить во свете веры? I , 208. Как совмещаются вера и видение в настоящей жизни? 139, 140. Не видеть и веровать – особенное свойство и достоинство веры. 204. Вера Божия сама в себе – тайна для нас, 323, но в своих действиях отчасти для нас постижима. 274, 275. Свойства веры и верности христианской. II, 152, 153. Начальная часть веры – уверенность в истинах спасения. 151. В предметах веры безопаснее более верить и менее умствовать. 298. Вера мертвая, I, 226, деятельная. II, 261–263. Необходимость веры в принятии учения и таинств, 420, и для получения отпущения грехов. I, 171, 172. Вера отверзает душу и делает способною к принятию благодати. 275, 321, 322. Вера одного может благотворно действовать в пользу другого. 272, 273, 276. Усовершимость веры. 269, 270. Дух веры в ветхозаветных Святых. 355. Пример покорной веры. 235. Действенность веры. 322. И вера чудодейственная может быть не полною. II, 151. Тщета веры иудейской. I, 124. Мертвость веры языческой. I, 123, 124. Случай к обнаружению веры не изнемогающей и не сомневающейся. 208, 209. Как поступают миролюбцы, когда при исповедании веры во Христа нужно какое-нибудь пожертвование? 312–314. Какая требуется вера для приближения к Спасителю? III, 398, 399. Христиане должны иметь единство и общение веры. 275 и слд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Акты Зап. Росс. I, 69 и 75. Полн. Собр. Лет. IV, 246 и 248; ср. 201. Точно также шведско-ливонского ландрата московские канцелярии XVII в. называли «земским думным». Дворц. Разр. III, 915. О Борисе Жидиславиче см. в «Сказ. о чудесах Владимирской иконы Божией Матери XII в.», изданном пишущим эти строки для Общества любителей древней письменности. 112 Полн. Собр. Р. Лет. III, 5: «вдаша посадницьство Мирославу Гюрятиницю» в 1126 г. Гюрята, тот самый, который рассказывал Невскому летописцу о дальнем севере, посадничал в начале XII в., раньше смерти Мономаха, судя по его месту в списке новгородских посадников. 114 Ланнуа пишет о Новгороде в начале XV в.: «Y a dedans la dicte ville molt grans seigneurs qúilz appellent bayars; et y a tel bourgeois qui tient bien de terre deux cens lieues de long, riches et puissans a merveilles. Voyages et ambassades, р. 20. 115 Известная редакция сказания о Щиле сложилась уже в то время, когда в Новгородском рубле считали 14 гривен и 4 деньги или 200 денег, т. е. уже после присоединения вольного города к Москве, в конце XV или в начале XVI в. Памятн. стар. русск. лит., г. Пыпина и Костомарова, I, 21. Поучение из Златоуста у Срезневского в Сведен. и заметк. о малоизвестн. памятн., ст. LVII. 116 Полн. Собр. Р. Лет. IV, 216, 213, 274, 212, 226, 271, 251, 211, 224, 215; III, 63, 90; V, 241. 117 Не упомянуты в уставе ни посадник, ни тысяцкий, первый вероятно потому, что занимавший эту должность Мирослав во время составления устава (в 1135 году) был на юге по одному политическому делу, а второй, может быть, по какой-нибудь подобной же причине или же потому, что его должность еще не сделалась выборной и он разумелся в числе княжих бояр, призванных на совет. 119 Roperen bi der heren rade. Русско-Лив. Акты, стр. 61. Из действующих лиц, поименованных в этом любопытном донесении, по крайней мере троих можно признать такими Roperen или биричами. Они являются к Немцам для переговоров как от веча, так и от посадника и называются в донесении еще посланцами (boden).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010