Заметим при этом, что на развитие ангелологических (как и эсхатологических) представлений в неканонических книгах, в силу отмеченного согласия этих представлений с чистыми библейскими представлениями об ангелах, нельзя смотреть, как на выражение усыпления внутренней жизненной силы веры современного иудейства 668 . В неканонических книгах сохраняется чистое библейское, теократическое представление о Боге, а потому такое же представление и об ангелах. Только уже в раввинской литературе, с искажением понятия об отношении Божественной премирности к присутствию и действию Бога в мире сотворенном, и учение об ангелах получает небиблейскую окраску: Божество теряет свою бесконечность, и ангелы – свое подчиненное отношение к Нему 669 . Переходим к изложению ветхозаветного библейского учения об ангелах особого класса – херувимах и серафимах, ни разу в Ветхом Завете не названных именем maleachim, но, по целому смыслу библейского представления о них, принадлежащих к тому воинству, небесному, члены которого, по природе своей, называются elohim, benei-elohim, ruchomh u kedoschim, а в отношении своего служения – maleachim. 271 ср. Riëhm. Alttestamentliche Theologie (1889), s. 158. Schultz. Alttestamentliche Theologie (1869), I, s. 334. 273 Ewald. Lehre d. Bibel. v. Gott. I ll Bd. 2 Hälfte, § 244, ss. 54–55. A. Dillman. Exodus u. Leviticus (1880), 120 cp. Sehenkel. Bibel-lexicon, Bd. II, s. по. Мнгениео том, что, по сказанию Моисея, Бог есть творец (или собственно устроитель) материи, а не творец духов, высказывал, по свидетельству св. Кирилла Александрийского , еще Юлиан Отступник. По Юлиану, Моисей не упоминает о происхождении ангелов или их творении, ни о том, каким образом они были призваны к бытию, но (говорит) только о происхождении тел небесных и зеиных, так что Бог, по Моисею, есть творец-устроитель готовой материи, но не Творец чего-либо бестелесного. 274 Ничего, говорит Св. Златоуст о Бытописателе, не сообщает он о силах невидимых и не говорит: вначале Бог создал ангелов и архангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1133 Афанасий Великий, свят. Слово о воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. 54//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. I. С. 260. Преп. Максим Исповедник говорит, что Бог «желает спасения и алчет обожения» человека. См.: Maximi Confessoris. Ambigua ad Ioannem//PG. T. 91. Col. 1209B. 1134 Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. 54//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. II. С. 191. 1135 См.: Лосский В. Н. Искупление и обожение//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 287. 1136 Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию. 22//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. II. С. 75—76. 1137 См.: Лосский В. Н. Искупление и обожение//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 288. 1138 См.: Лосский В. Н. Искупление и обожение//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 274. 1139 По толкованию свят. Иоанна Златоуста, «выражение от Моего значит: из того, что Я знаю, от Моего знания. Одно знание у Меня и у Духа» (Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. 78, 2//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. С. 522). 1140 См.: Иванов М. С. Благодать//ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 302—313. 1141 См.: Василий Великий, свят. О Святом Духе к Амфилохию, епископу Иконийскому. 16//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 609—610. 1142 Афанасий Великий, свят. Послание к Серапиону Тмуисскому. 1, 30//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 45. 1143 Из догматических памятников Православной Церкви классификация видов благодати представлена в «Послании Восточных Патриархов» 1723 г. См.: Послания Патриархов о православной вере. С. 148—151. Чл. 3. 1144 Конечно, благодать как Божественная сила едина, и выделение различных видов благодати является условным. Фактически данная классификация основывается на различении действий благодати. По этому вопросу в связи с «Посланием Восточных Патриархов» 1723 г. см.: Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви//Богословские труды. Сб. 4. 1968. С. 22—24. 1145 Послания Патриархов о православной вере. С. 149—150.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

375 Букв.: «Он знал, что из низкого [места] обычно быстрее [можно] достигнуть неба». Пруденций обыгрывает два значения слова humilis – «низкий» и «смиренный», – увязывая их с распятием Петра вниз головой. 379 См.: Lampe P. Traces of Peter Veneration in Roman Archaeology. P. 274–284; Mazzoleni D. Pietro e Paolo nellepigrafia Cristiana; Bisconti F. La memoria apostolorum. – Liverani P. La basilica di San Pietro in Vaticano. P. 55. 383 Ghetti А. В. М., Ferrua A., Josi E., Kirschbaum E. Esplorazioni sotto la confessione di San Pietro in Vaticano. 385 Такой перевод предложен в кн.: Guarducci М. La tomba di San Pietro. P. 94–95. Учитывая, что сохранилась лишь часть надписи, возможны другие варианты перевода. 386 Подробности об этой стадии раскопок см. в: Walsh J. Е. The Bones of St Peter. P. 103–127. См. также: Bockmuehl M. Simon Peter in Scripture and Memory. P. 148–149; Bisseil T. Apostle. P. 129–173. 388 Катехизис Католической Церкви 880–882 (кавычки в тексте и сноски на документы, из которых он состоит, опущены при цитировании). 393 Он же. Письмо 47, к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. Рус. пер. С. 265 (в русском переводе – письмо 47). 395 Он же. Письмо 70, к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков (CSEL 3, 769). Рус. пер. С. 324 (в русском переводе – письмо 57). 397 Евхаристическая экклезиология – направление в экклезиологии, исходящее из представления о Евхаристии как главном критерии единства и идентичности Церкви. 400 Иероним. Письмо 97, к Паммахию и Маркелле (CSEL 55, 184); Рус. пер. С. 382 (в русском переводе – письмо 81); Письмо 15, папе Дамасу (CSEL 54, 63–64). Рус. пер. С. 44; Письмо 16, папе Дамасу (CSEL 54, 69). Рус. пер. С. 49. 403 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 65, 1 (PG 58, 535). Рус. пер. С. 553. 407 Комментарий Оригена на книгу Бытия сохранился лишь фрагментарно. В частности, приводимая Евсевием цитата из 3-й книги комментария нигде более не засвидетельствована (CPG. No. 1410. – Vol. 1. P. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоанн Златоуст , святитель. Творения. Т. 12. Кн. 3. СПб., 1906. (См. Указатель: «Моление». «Моления». «Молитва». «Молитвы». «Молиться». «Молящемуся». «Молящиеся». С. 1469–1471). Иоанн , игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. (Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом. С. 232–242. См. и Алфавитный указатель: «Молитва и об умном делании». С. 51–54). Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания. М., 1892. (О правилах касательно дневного молитвословия и псалмопения. С. 22–27. Аввы Исаака о молитве. С. 323–365. См. и Алфавитный указатель: «Молитва». С. 641). Иоанн Мосх , блаженный. Луг Духовный. Сергиев Посад, 1915. (См. Алфавитный указатель: «Молитва». С. 274). Иоанн (Сергиев) , святой, праведный. В мире молитвы. Выборки из его писаний. СПб., 1991. – 72 с. Иоанн (Сергиев) , святой, праведный. Моя жизнь во Христе. (Дневник. Правда о Боге, мире и человеке. Мысли о богослужении Православной Церкви). В 4-х книгах. СПб. издание П. Сойкина. (См. Алфавитный указатель: «Молебны». «Моления тайные о. Иоанна, возносимые им на Литургии верных». «Молитва». С. 280–283). Иоанн (Сергиев) , святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Париж, 1984. (Молитва. Понятие о молитве. Свойства истинной молитвы. Способы молитвы. Препятствия к молитве. Условия успешности молитвы. Сила молитвы. С. 69–88). Иоанн (Сергиев) , святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 1. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 1-го тома: «Молитва». «Молитва за ближних». «Молитвенные обращения». С. 5). Иоанн (Сергиев) , святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 2. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 2-го тома: «Молитва». «Молитва за ближних». «Молитва об умерших». «Молитвенные обращения». С. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Непщую, возлюбленнии, яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд. Сего ради и от девы, якоже бы рещи, родится: яко дух, аще и плоть многим явится, иже тогда» (Соборн. лист 128 на обор.). 269. Что последний антихрист будет не дух, а человек, как об этом учит св. апостол Павел? «И открыется человек беззаконию, сын погибели» (2Солун. зач. 275. Гл. 2, ст. 3. По Острож. библ. лист 53). 270. Что последний антихрист будет не дух, не сатана, а человек, как об этом говорит святой Иоанн Златоуст ? «Открыется человек греха, сын погибели ( 2Солун. 2, 3 ). Об антихристе зде беседует. Кто же есть сей? Убо ли сатана? Никакоже: но человек некий, всякое егово приемляй действо» (Св. И. Злат. на 2 посл. к Фессалон. бесед. трет. стран. 2333, 2334). 271. Что последний антихрист будет человек, действительно рожденный от женщины, а не сатана, как об этом говорит св. Ефрем Сирин ? «Нечестивый и прелукавый враг, отступник родится воистину от жены скверны. Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать» (Свят. Ефрем Сирин . Слово 105 о антихристе. Лист 300). «егда узрят его людие, с радостию великою поставят его царя, глаголюще сами к себе: где убо ин обретается толик человек, благ и праведен» (Св. Ефрем. Сирин. Слово 105, лист 300 на оборот. Снес. Иоанн. 6, 70. 13, 27)? 272. что иной сатана, диавол, и иной антихрист, как об этом учит Андрей Кесарийский ? «Антихрист, сатану (в себе) носяй, на пагубу человеческую прибудет» (Толк. Андр. Кесар. на Апок. стр. 82). «Даст сатана, умный змий, антихристови всякую власть в знамениих и чудесех ложных» (Там же стран. 59). «Действуяй в антихристе диавол на церковь ополчится» (там же страниц. 54). 273. Что иной сатана и иной последний антихрист, как это указывается в Книге Кирилловой? «Сатана лживыми антихристы человеки Христовы ко антихристу приводит, всяким подобием тщася, дабы всем оному последнему лжехристу, яко истинному Христу, поклонитися» (Кирилл. Книг. лист 46 и на оборот. Снес. лист 45). 274. Что последний антихрист будет человек, от рода иудейского, как об этом пишется в Книге о вере?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога! Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния ( 27, 206 ). Не медли, кающийся, пока возможен вход в брачный чертог, приготовь себе светлую ризу, потому что нужны брачные одежды. Облекись в белую ризу для вечери, пока не явился внезапно Жених ( 28, 137 ). Притеките к покаянию, грешники, потому что этот мир цветет недолго и скоро преходит. Блаженны кающиеся: Суд ожидает грешников, которые не творили дел праведных ( 28, 502 ). Не сокрыто ли от тебя, когда придет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о нем. Преподобный Ефрем Сирин ( 113, 558 ). Берегитесь, чтобы не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде чем вы успеете достичь в покой Сына Божия. Преподобный авва Исаия ( 82, 218 ). Когда не осталось в содомлянах... искры покаяния, по Суду Божию они стали добычей огня. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 409 ). Никто столь не благ и не милосерд, как Господь, но некающимся и Он не прощает. Преподобный Марк Подвижник ( 54, 35 ). Пока рана еще нова и горяча, она легко исцеляется, застарелые же, оставленные в небрежении и запущенные раны нелегко излечиваются и для заживления своего требуют многих трудов, резании, присыпаний и прижиганий. Многие раны от времени делаются неисцелимыми, но у Бога все возможно ( Мф. 19, 26 ). Чем позднее покаяние, тем оно тягостнее. Преподобный Иоанн Лествичник ( 113, 559 ). Приступая к Нему, приступай не с лицемерием, не с двоедушием, но с чистой совестью. Прежде чем скажешь что-нибудь неважное или важное, Он предвидит, о чем ты будешь говорить. И прежде чем отверзаешь свои уста, заранее знает, что у тебя в сердце. Не колеблись и не скрывай своего недуга. Врач не жесток, но сострадателен... ( 36, 274 ). Не расслабляй себя избытком долготерпения Божия и не имей намерения навсегда отдаться удовольствиям. Не говори: «Пока еще понаслаждаюсь любовью, пока попользуюсь молодостью; немного спустя придет время покаяния, завтра покаюсь». Тщетны подобного рода рассуждения, дурны решения твоей воли, плохим советником служит для тебя твоя похоть. Ты говоришь: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Хозяин ли ты завтрашнего дня? Если ты вникнешь как следует, то окажется, что и сегодняшним днем ты вполне располагать не можешь: одна часть сегодняшнего дня прошла, а другая еще впереди; та уже не твоя, а эта пока еще не твоя. Ты говоришь: «Сегодня я воспользуюсь удовольствием, а завтра покаюсь». То, что в твоих руках, ты отдашь удовольствию, а то, что не твое, – покаянию? Воспользуйся лучше моим советом: сегодняшний день отдай покаянию, а греху не оставляй даже завтрашнего. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 975 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

780  Великий князь Василий Иванович говорил на смертном одре: „аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже”, – Собрание летописей VI, 274. (А что если не в Москве, то в её окрестностях была употребляема в первой половине XVI в. трегубая аллилуия, см. у митрополита Григория в „Истинно древней церкви”, II, 2 издания стр. 149–150: рукопись бывшего Песношскаго монастыря, находящегося в 25 вёрстах от Дмитрова). 781  Слово „к смеющим трищи глаголати аллилуия” читается в собрании сочинений Максима, которое сделано им самим; а это собрание сделано им в 1532г. („в летех осмыя тысящи четыредесятому лету наставшу”). 783  Каноническое правило 91, представляющее собою место из книги о Св. Духе к епископу Амфилохию. 785  Все древние отцы до Иоанна Дамаскина включительно († между 750–780 годами), которые, говоря о знамении креста, прямо указывают место тела, на котором оно полагается, называют этим местом чело, см. свод речей отцов о знамении креста в сочинении Иакова Гретзера. (Gretserus) De sancta cruce (три тома, Ratisbonae, 1734), Tom. I, lib. IV, capp. X, XVIII, XXXI, XXXII, XXXIX, XLIII, а менее полный у Свицера в Словаре (Thesaurus ecclesiast.) под словом σταυρς. У некоторых отцов читаются нарочитые речи о том, почему знамение креста полагается именно на челе, например, у Киприана Карфагенского в сочинении De unitate ecclesiae (по другому надписанию: De simplicitate praelatorum), у Августина в отрывке слова 27 на слова апостола в послании к Галатам глава 6, у Иоанна Златоустог о в слове или трактате против Иудеев и язычников, что Христос есть Бог, у Иоанна Дамаскина в Точном изложении православной веры, глава 84 (Златоустый даёт знать, что крест, долженствовавший быть начертываемым на челе, иногда начертывался на всём лице, т. е. что продольная черта его проводилась с чела на нос и далее, а поперечная черта проводилась не по середине чела, а по низу его, по глазам или ниже глаз, ибо употребляет выражение „начертывать крест на лице”, σφραγζειν τ πρσωπον, ντυπον σταυρν τ ψει, – против Иудеев слово 8 и на Евангелие от Матфея слово 54 или по другому счёту 55, на глава 16, стих 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. Кн. 3. СПб., 1906. (См. Указатель: «Моление». «Моления». «Молитва». «Молитвы». «Молиться». «Молящемуся». «Молящиеся». С. 1469—1471).     Иоанн, игумен Синайской горы, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. (Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом. С. 232—242. См. и Алфавитный указатель: «Молитва и об умном делании». С. 51—54).     Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. М., 1892. (О правилах касательно дневного молитвословия и псалмопения. С. 22—27. Аввы Исаака о молитве. С. 323—365. См. и Алфавитный указатель: «Молитва». С. 641).     Иоанн Мосх, блаженный. Луг Духовный. Сергиев Посад, 1915. (См. Алфавитный указатель: «Молитва». С. 274).     Иоанн (Сергиев), святой, праведный. В мире молитвы. Выборки из его писаний. СПб., 1991. – 72 с.     Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе. (Дневник. Правда о Боге, мире и человеке. Мысли о богослужении Православной Церкви). В 4-х книгах. СПб. издание П. Сойкина. (См. Алфавитный указатель: «Молебны». «Моления тайные о. Иоанна, возносимые им на Литургии верных». «Молитва». С. 280—283).     Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе. Париж, 1984. (Молитва. Понятие о молитве. Свойства истинной молитвы. Способы молитвы. Препятствия к молитве. Условия успешности молитвы. Сила молитвы. С. 69—88).     Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 1. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 1-го тома: «Молитва». «Молитва за ближних». «Молитвенные обращения». С. 5).     Иоанн (Сергиев), святой, праведный. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из Дневника. Т. 2. М., 1899. (См. Краткий алфавитный указатель 2-го тома: «Молитва». «Молитва за ближних». «Молитва об умерших». «Молитвенные обращения». С. 5—6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из русских праздников Пресвятыя Богородицы отмечены следующие: октября 1 – Покров, ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; июля 9 – Знамение от иконы Благовещения во граде Устюге; июля 10 – «Сретение иконы Колотские»; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Божией Матери. Отметим, что под 20-м декабря поименована «святая чудотворица София». За месяцесловом следуют: 29) чин исповеданья священническому (259 об.–261); 30) подобает ведати яко в великии пост песни глаголати (262); 31) лунное течение (262 об.– 274 об.); 32) несколько задостойников и величаний (275– 279 об.); 33) сие исповедание священиком к отцам своим духовным (279 об.–288); 34) мнишеское поновление (288–290); 35) чин бываемый на одеяние рясы (290–291); 36) последование малаго образа еже есть мантия, без конца (291–293). Состав: 1) канон с акафистом Пресвятей Богородице (1–9), неполный: начинается 7-м кондаком, нет одного листа между 6 и 7 листами; 2) служба Благовещению Пресвятыя Богородицы (9–19 об.); каноны: 3) радостен Пресвятей Богородице – «творение Игнатия иеромонаха, на всяком тропари Одигитрия» (19 об.–27 об.); 4) Пресвятей Богородице – твореиие кир-Феофана (28– 34); 5) молебен к Ангелу хранителю (34 об. – 41); 6) Николаю чудотворцу (41–46 об.); 7) великомученику Георгию (47–53 об.): 8) мученикам Флору и Лавру (54–61 об.); 9) великомучинице Параскеве нареченной Пятнице (62–70 об.); 10) трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (70 об.–77) ; 11) последование ко Святому Причащению (77–132 об.); 12) молитвы по Святом Причащении (133 –141 об.); 13) чин исповеданию православным царем и князем и велможам и всем християном мужеска полу и женска на отгнание грехов, на очищение души по преданию красотоделателей человеческим душам богоносных отец како подобает кающагося приимати (142–236 об.). На лл. (173 об.–176): «сие преложи вельможам, князем и боляром и всем судиям земским и приказным людем»; в чине следующие поучения отца духовного: исповедающихся о пользе душевной (221–223); детем духовным (228 об.–232); священноиноком и диаконом (232–236); 14) устав како подобает Причастие болыюму вборзе дати страха ради смертного (237–243 об.); 15) указ об исповедании немому и глухому и бесному (243 об.– 244 об.); 16) молитва кадилу над усопшим, та же, что в 878 на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 Theoph. cont., p. 52, 18: τγχανε γρ πως και λλως Μιχαλ π πντων μισομενος, τε δ κακς μν αρσεως μετεσχηκς τς τν θιγγνων. 97 Β этом смысле мы понимаем выражение p. 53, 7: τος τος δημοσους φρους εσπρττοντας ες αυτν εσποιησμενος και κ μεγαλφρονος πιδσεως σπουδζων φ’ αυτν ποιεν τος πολλος. 98 Theoph. cont. p. 54, 3: ος και τν χριν πονμων, ς μ προδεδωκσιν ατν, τ ες τ βασιλικν τελομενον ταμιεον δημσιον καπνικν οτω λεγμενον μιλιαρσιον ν συγκεχρηται. 104 Логофет дрома, оказавший большую услугу Михаилу при вступлении на царство; см. Genesii II, р. 30. 106 Mai, Nova Patrum Bibliotheca, VI, c. 61, p. 356; точно так же в жизнеописании Николая, архимандрита Студийского, Acta SS. Febr., I, p. 538, c. 32: Enimvero cum populi seductor Thomas in Romanum orbem rabiem exerceret, iubente imperatore iterum vel inviti in regiam urbem revertuntur. 107 λλ φβ το μ προσρυναι τινας ατν τ το Θωμ συμφρατι, καθτι λγετο τς ερς εκνας ποδχεσθαι τε και προσκυνεν. 108 Hergenröther, Photins, I, s. 281. Авторитет Студита на востоке был громадным, о чем свидетельствует его переписка. В его проповедях есть прекрасное место, напоминающее Златоуста и Дамаскина, см. N. PP. t. IX, p. 274. 109 Дату дает Гергенрётер (1, 282), но в жизнеописании Мефодия это посольство относится ко времени Михаила. 110 Vita Methodii Acta Sanctorum, Iunii II., p. 960. τμους δογματικος τοι ρους ρθοδοξας παρ το ππα λαβν. 112 Hergenröther, I, s. 282. Эта же мысль выражена Ф. Студитом в его проповеди о поклонении св. иконам, см. Nova PP. Bibl., t. IX, p. 37, κατχησις 15. 120 Есть русское исследование, посвященное изучению церковных смут этого времени, принадлежащее проф. А.С. Лебедеву (Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, январь 1877 г.). Автор очень основательно начинает историю партий Фотиевой и Игнатиевой со времени Мефодия, но недостаточно объяснил их происхождение. 123 Здесь кончается часть письма, составляющая воспроизведение грамоты Иерусалимского патриарха, в свою очередь передающей содержание первой грамоты Мефодия. Раздел между частями видим в словах: τατα ρθς και λαν καλς.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010