...Корабль Церкви волнуют постоянные бури; эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют от священника великой внутренней внимательности и тщательности (свт. Иоанн Златоуст , 44, 472). Источник. Если ты простишь согрешившему в день раз, и другой, и третий, то оскорбитель твой, хотя бы был совсем каменный, хотя бы был свирепее... демонов, не будет столько бесчувствен, чтобы опять впасть в тот же грех, но, образумленный многократным прощением, сделается лучше и скромнее (свт. Иоанн Златоуст , 46, 5). ...Грехи, сделанные против нас, будем прощать и оказывать снисхождение оскорбившим нас; когда же грех делается против Бога, тогда будем взыскательны. Источник. Это и нам принесет величайшую пользу, и принимающим исправление сделает немало добра (свт. Иоанн Златоуст , 47, 257–258). Если... вы будете строги в обращении, и за это подвергнетесь злословию, радуйтесь. Таково именно свойство соли, что она едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых. Злословие, следовательно, необходимо будет преследовать вас, но нисколько не повредит вам; напротив, будет свидетельствовать о вашей твердости. Если же вы, устрашась злословия, оставите подобающую вам твердость, то подвергнетесь тягчайшим бедствиям; вас все будут и злословить, и презирать... (свт. Иоанн Златоуст , 50, 159). Источник. Пусть же сияет твоя жизнь, и не обращай никакого внимания на тех, кто злословит тебя; невозможно ведь, совершенно невозможно, чтобы добродетельные не имели у себя многих врагов (свт. Иоанн Златоуст , 50, 163). Какая надежда учителю, если его паства предана порокам? Какая жизнь? Какое утешение?.. Положим, что не заслуживает осуждения и не подлежит наказанию, но чист от крови всех (ср.: Деян. 20, 26 ), – и тогда он будет терпеть неисцельную скорбь; ведь и отцы, даже когда не подвергаются осуждению за своих детей, и тогда скорбят и страдают (свт. Иоанн Златоуст , 52, 389). Подобно тому как к малым детям нисколько не уменьшается (отеческая) любовь, хотя бы даже дитя, взятое на руки, ударило своего отца по лицу, так и мы нисколько не должны уменьшать нашей любви к внешним, хотя бы мы и переносили от них удары (свт. Иоанн Златоуст , 54, 658).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

З. Дата написания остается под вопросом - вероятно, это VII или VIII в.,- т. к. косвенная традиция не сохранила никаких сведений об этой гомилии (ср.: Voicu. 2008. P. 67-71). 2. Гомилия «О покаянии, воздержании и девстве» (De poenitentia et continentia et virginitate//PG. 88. Col. 1937-1977), опубл. под именем Иоанна Постника (впосл. патриарх К-польский, 582-595), согласно заголовку единственной греч. рукописи. Однако остальная традиция, прямая и косвенная, единогласно приписывает ее И. З. (см.: Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires georgiens: Étude descriptive et historique. Louvain-la-Neuve, 1975. P. 117-118), в частности копт. саидский перевод, к-рый был выполнен скорее всего в сер. VI в., задолго до того, как Иоанн Постник стал патриархом. Гомилия опирается на неск. более древних святоотеческих текстов, в особенности на произведения, атрибутированные И. З. Вероятно, это наиболее древний из известных случаев подобной техники повторного использования текстов, т. к. гомилия, по-видимому, была составлена во 2-й пол. V в. Автор - экзегет, не принадлежавший к антиохийской школе. Заимствования из подлинных текстов И. З. многочисленнее тех, что были определены Хайдахером, к-рый упоминает лишь о неск. дословных цитированиях ( Haidacher. 1902). 3. Гомилии «На слова: «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать?» (Ин 11. 47)» (In illud: Collegerunt Iudaei//PG. 59. Col. 525-528; CPG, N 4579; рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. С. 658-661) и «На слова: «Отче Мой! если возможно» (Мф 26. 39)» (In illud: Pater, si possibile est//PG. 61. Col. 751-756; CPG, N 4654; рус. пер.: Творения. Т. 10. Кн. 2. С. 912-917), составлены, по всей видимости, одним автором. Они стилистически сходны и представляют собой сокращенные версии более древних гомилий: 1-я основывается на неподлинной гомилии И. З. (In illud: Exeuntes Pharisaei//PG. 61. Col. 705-710; CPG, N 4640); 2-я - на одноименной гомилии свт. Амфилохия Иконийского ( Amphilochii Iconiensis Opera: Orationes pluraque alia quae supersunt, nonnulla etiam spuria. Turnhout, 1978. P. 139-152. (CCSG; 3); CPG, N 3237). 3-я гомилия - «На слова: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк 12. 49)» (In illud: Ignem veni mittere in terram//PG. 62. Col. 739-742; CPG, N 4669; рус. пер.: Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 938-942), первоначально была атрибутирована этому же неизвестному автору ( Voicu. 1971), однако позднее было доказано, что она принадлежит автору каппадокийского круга ( Idem. Ancora due omelie. 1993).

http://pravenc.ru/text/540881.html

9) — достойный пастырь должен не только отлично знать все догматы христианской веры, но и " держаться " их, т.е. быть приверженным к ним, дорожить ими, как жизнью своею, и других наставлять, уча не только знать все основные истины Христовой веры, но и любить и чтить их. Никакого колебания ума не должно быть в пастыре: он не только сам должен знать все учение христианской веры, но уметь и другим ясно и понятно изложить его со всею убедительностью и быть в состоянии отражать врагов христианской веры, ограждая от них свою паству. Достойно примечания, что Апостол, перечисляя положительные качества кандидатов священства, учительство поставил в конце. Это потому, что учительство в священнослужителе венчает собой все прочие добрые качества, составляя его отличительную черту. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: " прочие качества можно находить и в подчиненных, как-то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие, но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением " . Далее Апостол объясняет, почему надо быть осмотрительным Тимофею при выборе кандидатов священства и приводит характеристику Критян словами стихотворца Эпименида, жившего за 658 л. до Рождества Христова на о. Крите: " Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые " . " Не внимая Иудейским басням " — как объясняет блаженный Феодорит, " Апостол иудейскими баснями назвал не закон, но предлагаемое иудеями толкование закона " . Под этими " баснями " можно разуметь и долго державшееся у христиан из иудеев мнение о безусловной необходимости исполнять все обрядовые требования Моисеева закона об обрезании, о субботе, о родах пищи позволенных и запрещенных. Имея в виду это последнее, Апостол дальше говорит: " Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть " (ст. 14-16) — еще Христос Спаситель говорил, что " не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека " (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва. Барсом означается царство Эллинское, медведем – Персидское, а львом – Вавилонское; над ними будет владычествовать Антихрист, который, придя как Римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные пальцы их 655 , которыми знаменуется слабое и шаткое разделение одного царства на десять частей 656 . И дал ему дракон силу свою 657 и великую власть. Ибо Сатана, сей воображаемый дракон, для погубления неутверждённых даст Антихристу всякую силу в ложных знамениях в чудесах 658 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. Словами видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена указывается или на то, что кто-нибудь из князей (αρχντων) его, будучи умерщвлен, посредством чародейства Антихриста и ослепления ложно будет показан воскрешенным, как сделал Симон Маг и был обличён верховным апостолом Петром, – или что царство Римское, потерпев от разделения как бы некоторое умерщвление, при единовластии [Антихриста], наподобие [единовластия] Кесаря Августа, окажется восстановленным. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И дивилась вся земля. Ложно явленное Антихристом чудо будет приписано действующему в нём диаволу; через него и дракону будут поклоняться, и через него ослепленным умственными очами он покажется воскрешающим мёртвых и совершающим чудеса. И даны были ему уста, говорящие богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Сорок два месяца показывают, что попущением Божиим [он] три с половиной года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять святых. Жилище Божие есть пребывание Слова во плоти, то есть вочеловечение и покой во святых, на которых, как и на ангелов, он обратит свою хулу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Преподобный Исаия Отшельник, современник преподобного Макария Великого, советует: «Размышляющий ежедневно и говорящий себе, что именно сегодня я оставлю мир, никогда не согрешит Богу» [ 654 ]. И авва Евагрий, рукоположенный во диакона святым Григорием Нисским и бывший архидиаконом святителя Григория Богослова, наставляет нас: «Не забывай о своем исходе, и не будет в твоей душе греха» [ 655 ]. Память смертная, говорит преподобный Исаак Сирин, — это наилучшие узы членам тела: она удерживает их от греха. С подвижнической мудростью он советует: «Когда приближаешься к своей постели, чтобы лечь спать, скажи ей: «В эту ночь, может быть, ты станешь мне гробом, постель; не знаю, не сойдет ли на меня в эту ночь вместо сна временного вечный сон». Поэтому, пока есть у тебя ноги, иди вслед доброго делания, прежде нежели ты будешь связан узами, которых уже невозможно будет разрешить. Пока есть у тебя персты, распни себя в молитве, прежде нежели придет смерть. Пока есть глаза, наполняй их слезами, прежде нежели покроются они прахом… Положи, человек, на сердце своем, что предстоит тебе отшествие, и непрестанно говори себе: «Вот пришел уже к дверям посланник, который пойдет сзади меня. Что же я медлю? Переселение мое вечно, возврата уже не будет». И в другом месте тот же отец Церкви говорит: «Первая мысль, которая по Божию человеколюбию западает в сердце человека и руководствует душу к жизни, есть помышление о смерти… И если человек не угасит эту мысль житейскими связями и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии и пребудет в ней созерцанием, то она поведет его к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана весьма ненавидит сей помысел и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке, и если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира только для того, чтобы изгнать из ума человека это помышление о смерти […]. Ибо знает льстец сатана, что если помышление о смерти останется в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и ни хитрости, ни козни и лукавства его не приближаются к человеку» [ 656 ]. Божественный Златоуст также не забыл отметить эту спасительную истину. Он говорил: «Смерть предстоящая и ожидаемая приносит нам большую пользу. Не только встреча, но самая память и ожидание ее располагают нас быть умеренными и воздержанными, жить целомудренно, думать о грехе и вообще удаляться ото всякого зла» [ 657 ]. В другом случае он толкует слово Господа: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38) — и наставляет, просвещенный Духом Святым: «Господь сказал так не для того, чтобы мы носили древо на плечах, но для того, чтобы всегда имели смерть пред своими глазами», так как и божественный Павел «умирал каждодневно (1 Кор. 15, 31), смеялся над смертию и презирал настоящую жизнь» [ 658 ]. Сила укрепляющая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

613 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 146–147. 618 Braden Ch.S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 40. 628 Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 287. 631 Элифас Леви. Учение и ритуал высшей магии. СПб., 1910. Т.1. С. 186–187; Кроули А. Магия в теории и на практике. Кн. 2. М., 1998. С. 237. 636 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 64. 638 Braden Ch.S. Spirits in Rebellion. The Rise and Development of New Tought. Dallas, 1987. P. 399. 639 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 64. 645 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 157. 646 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 66. 654 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 157–158. 658 Hunt D., McMahon T.A. Seduction of Christianity: Spiritual Discernment in the Last Days. Eugene, Oregon, 1985. P. 158. 659 Сторонники «позитивного исповедания», строя апологию своего учения, ссылаются на библейскую фразу ( Притч.18:21 ) «Смерть и жизнь – во власти языка», которую они предпочитают перестроить более «позитивно»: «Жизнь и смерть – во власти языка» (Аделаджа С. Жизнь и смерть – во власти языка. Киев, 1998). Комментируя значение языка в жизни человека, святитель Иоанн Златоуст подразумевает под «смертью» в Притч.18:21  те совершаемые языком грехи, которые влекут осуждение перед Богом: «когда злословит, хулит, сквернословит, клевещет, клянётся, нарушает клятвы», а также способность злой речи ранить, нанести удар брату. «Жизнь» во власти языка Златоуст определяет как меч «для обличения своих грехов», то есть ведущее к оправданию перед Богом раскаяние. Иоанн Златоуст непосредственно увязывает Притч.18:21  с Мф.12:37 : «Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: смерть и жизнь во власти языка ( Притч.18: 21 ). И Христос выражает то же самое, когда говорит: от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф.12:37 )» (Св. Иоанн Златоуст . Слова огласительные. Слово первое./Полное собрание творений. Т. 2, Кн. 1. М., 1993, С. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

И во всяком уже случае, «никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком творит моление», – говорит св. Иоанн Златоуст (XI, 658). Таковы средства для возгревания духа любви, зависящие от самого пастыря. Но можно указать еше и содействующие условия, лежащие преимущественно вне его. Это прежде всего обязанность пастыря постоянно вращаться среди пасомых, быть в общении с ближними, находиться в собрании единодушных людей. Чрез это постоянное духовное трение, общение с паствой пастырь все более сближается с их интересами, усваивает их себе, в свою очередь, и им передает часть своей жизни, и все это от частого обращения входит в привычку, постепенно развивая и закрепляя любовь. Поэтому св. Иоанн Златоуст и говорит: от «взаимного общения происходит великая сила» (XII, 164), от «него умножается любовь»; «Как железо острит железо, – старается пояснить святой отец эту тайну, – так и общение друг с другом умножает любовь. Если камень, ударяясь о камень, издает огонь, то не тем ли более душа, сообщаясь с душою?..». Потому «великое благо – собрание; оно делает любовь пламеннее» (XII, 165). Вторым содействующим условием служат скорби паствы. Природа человеческая создана так, что более способна возбуждаться горем, чем радостью. Каждому же человеку приходится переживать больше и острее именно скорби, а эта собственная опытность заставляет относиться с большим сочувствием и к страданию других, тем более что и последние сами ищут «соскорбящих», как бы побуждая этим к подаче духовной милостыни, то есть любви, тогда как, наоборот, радостные люди, особенно же на низших ступенях духовного развития, нередко делаются эгоистичными, переживая большей частью свое настроение в обособлении и даже как бы скупясь делиться с другими и, во всяком случае, не находя особой нужды в других 224 . Поэтому св. Иоанн Златоуст и говорит: «Ничто так не содействует любви и общению, как скорбь» (XI, 373; ср.: 355). Поэтому-то пастырь, входящий в нужды и горе своих пасомых, начинает мало-помалу разогреваться в своей любви к ним, проявляя ее по мере сил своих, и, чем больше и глубже входит в их скорби, чем более страдает с ними сам и передает в них как бы частицу своей души, тем они дороже становятся для него и тем все сильнее возгорается любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Мысли о важности зрения нередко встречаются в христианской традиции. По Евагрию Понтийскому зрение лучше всех чувств/Евагрий Понтийский. 1994, с.92/. В подобном ключе высказываются и другие христианские авторы: «первое из чувств – зрение»/ Иоанн Дамаскин . 1993, с.14/; «чувство зрения первенствует в теле»/Августин. Творения. Т. 2. 1998, с.645/. Но поскольку подход к органам чувств в христианстве не базируется только на количественных параметрах, то можно встретить и такую святоотеческую критику зрения: «зрение различает только более грубое в чувственном, да и в том нередко ошибается»/ Нил Синайский . Ч. 1. 1858, с.191/. А Иоанн Златоуст , следуя за сложившейся традицией, называет настоящее и блага этой жизни «видимым», а «слышимое» сопоставляется у него с будущим и вечными благами по воскресении/ Иоанн Златоуст . Т. 3. 1994, с.427/. Кроме того, зрение зрению рознь. По учению блаж. Августина существует три вида зрения: телесное, духовное и разумное/Августин. Т. 2. 1998, с.633/. Причем между ними существует следующая зависимость: «духовное зрение превосходнее телесного, а разумное – превосходнее духовного»/там же, с.658/. Телесное зрение ограничивается только внешним физическим миром, а разумным зрением «созерцается слава Божия»/там же, с.663/. С другой стороны, зрение является одной из служебных сил души, в которой есть много более высоких и разносторонних сил. Это относится, например, к уму: «Зрение чувственного обще уму и чувству; ведение же умного (духовного) есть принадлежность одного ума»/Фалассий авва. 1900, с.299/. С христианской позиции любой орган чувств заслуживает порицания, если через него греховные прилоги действуют на человеческую душу. А поскольку часто это происходит именно через зрение, то на это закономерно обратили свое внимание христианские подвижники. Так, по мнению блаж. Августина, многие люди стремятся к безблагодатному познанию, «а поскольку из всех телесных чувств зрение наиболее пригодно для этого, то вожделение сие и называется в Писании «похотью очей " »/Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Бедность, по моему мнению, подобна скромной, невинной, прекрасной девице; корыстолюбие же подобно жене зверонравной... Рассмотрим и самую красоту этой девы, и безобразие этой жены. Взор девы чист, светел и покоен; тогда как глаза корыстолюбия то исполнены злобы, то выражают пресыщение удовольствием, то делаются мутными от невоздержания. Не таков взор бедности: он кроток, ясен, приветлив, ласков, приятен, ни к кому не выражает ни ненависти, ни отвращения. Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом, уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести. А у бедности и уста, и язык здравы, исполнены всегда благодарности, благоговения, слов кротких, ласковых, покорных, одобрений и похвал. Хочешь ли ты узнать и стройность ее стана? Она несравненно выше и величественнее богатства. А если многие бегают ее, то не удивляйся: безумные бегают и других добродетелей. Но скажешь: бедного обижает богатый? Опять говоришь в похвалу бедности. Кто блажен, скажи мне – тот ли, который обижает, или тот, кого обижают? Очевидно, блажен обижаемый. Но обижать заставляет сребролюбие, сносить же обиды – бедность. Бедный, говоришь ты, томится голодом? И Павел алкал, и не имел, чем утолить голода. Бедный не имеет спокойного пристанища? И Сын Человеческий не имел, где главу приклонить. Видишь ли ты, как далеко простирается достоинство бедности, где она поставляет тебя, каким уподобляет мужам, и как делает тебя подражателем Самого Господа? Если бы иметь золото было благом, то Христос, Который дал ученикам Своим неизреченные блага, дал бы им и золото. Он не только не дал им его, но запретил и иметь. Минь. Т. VII. С. 790. Творения. Т. VII. С. 885–888. 19 19 / xi 24 На разные места Писания 658. Болезнь пастыря (Златоуст) и узы любви, связующие его с его пасомыми Как будто возвратился я к вам из дальнего пути, – так чувствую себя сегодня. Для любящих, когда им нельзя быть вместе с теми, кого любят, нет никакой пользы от близости. Потому и мы, оставаясь дома, чувствовали себя ничем не лучше странников, так как не могли в минувшее время беседовать с вами. Но простите: молчание было не от лености, а от болезни. Теперь вы радуетесь тому, что мы освободились от болезни, а я радуюсь, что снова наслаждаюсь вашей любовью. Для меня и тогда, когда я был болен, тягостнее самой болезни было то, что не мог участвовать в этом любезном собрании, и теперь, когда оправился от болезни, вожделеннее самого здоровья то, что имею возможность спокойно наслаждаться вашей любовью. Не так горячка жжет тела, одержимые ею, как наши души – разлука с любимыми, и как те ищут чаш и стаканов с холодной водой, так эти – любимых лиц. Это хорошо знают те, кто привык любить. Так вот, когда освободились мы от болезни, насытимся опять друг другом, если только можно когда-либо насытиться, потому что любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

647 Преувеличенное потому, что далеко не все идеи Никона были неверными. Как пишет о. Г. Флоровский , «свою идею священства Никон нашел в святоотеческом учении, особенно у Златоуста. Кажется, он и в жизни хотел бы повторить Златоуста. Может быть, не всегда он выражал эту идею удачно и осторожно и пользовался иногда и “западными” определениями. Но он не выходил при этом за пределы отеческого воззрения, когда утверждал, что “священство” выше “царства”. В этом вопросе против него оказались не только греки... В этом вопросе против Никона были и ревнители русской старины, “старообрядцы”. И для них “Царствие” осуществлялось скорее в царстве, чем в Церкви... Это и есть тема раскола» («Пути русского богословия»). 648 Флоровский пишет: «Особо нужно упомянуть о тогдашнем влечении к расколу в радикальных кругах (ср., в частности, пребывание А. Михайлова у “спасовцев” под Саратовом). В религиозных движениях стараются открыть их социальную основу. Но не были ли, напротив, социалистические движения направляемы религиозным инстинктом, только слепым? “Через двести лет мученикам двуперстия откликнутся мученики социализма” (Федотов)». (Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 295.) 651 Даниэль Жан (р. 1920) – писатель, левый журналист, основатель социалистического журнала «Le Nouvel Observateur». – Прим. сост. 652 Клавель Морис (1920–1979) – писатель, журналист в журнале «Le Nouvel Observateur», сформировавшийся в лоне католичества и монархизма, после 1968 г. защитник Солженицына и антитоталитаризма в левых кругах. – Прим. сост. 656 Чалидзе Валерий Николаевич (р. 1938) – математик, диссидент, создатель Комитета по правам человека с участием А. Сахарова и И. Шафаревича, эмигрировал в США в 1972 г., основал в США издательства «Хроника» и «Чалидзе Пабликейшн». – Прим. сост. 657 Ревель Жан-Франсуа (1924–2006) – французский философ и журналист, антикоммунистический мыслитель, долгое время был главным редактором журнала «Экспресс». – Прим. сост. 658 Арон Раймон (1905–1983) – французский философ, журналист в «Экспресс», бывший одноклассник Сартра и его самый крупный противник, специалист по Марксу, антикоммунистический мыслитель и защитник либерализма. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010