—740— «будет с них полтора миллиона». И вот борьбу и хлопоты придется начинать снова. Московский не служил ни первый, ни второй день Пасхи, по все-таки занимался пересмотром мнения Моск. комитета об улучшении дух. заведений. Полтораста листов, переписанных часто дурно нужно было ему прочитать, сделать свои замечания и вывести заключение. Это свое заключение прислал в руководство Михаилу, приказав ему впрочем держаться своего. Нектария 988 светские притянули потому, что он неустойчив в мнениях, а потому его можно будет склонить и против мнения прочих духовных, когда захочется провести что-либо такое вопреки настоянию прочих духовных. – Митр. Москов. против классов педагогии и воскресных школ. При представлении к наградам святителей нынешний год имели в виду позаботившихся об улучшении быта духовных училищ. Старик Моск. все твердит: «не смыслят ничего там в Синоде, не знают, что делают». И в самом деле не странно ли ему видеть, что Сергиевский делается правою рукою обер-прокурора и ему вверяются важнейшие дела. Комиссия о церковном нотном пении и обучении кончила свои совещания и согласно с мнением Моск. предоставлено право обучать нотному пению всякому духовному и тому, кто выдержит экзамен на сие в духовной школе; ноты придворные не признавать обязательными. Одоевский содействовал достижению подобного решения доказав, что напевы некоторых церковных песней придворных прямо взяты с песен: наприм., Воскресения день с песни: барыня, барыня, сударыня барыня и т. д. Для рассмотрения вновь выходящих нот положено учредить комитет, в котором едва ли будут участвовать духовные. Н.А. Сергиевский уверил митр., что полтора миллиона действительно будут отпускаться сполна через пять лет. Как видно в опровержение ложного толкования напечатано в Моск. Вед. распоряжение обер-прокурора, чтобы в —441— смету хозяйственного управления внесено было в 1867 г. 300,000 потом 650,000 и т. д. Вифанскому ректору дали Златоустовский монастырь. Леониду митр. дал две тысячи руб. и резолюциею положил, чтобы выдавали ему из сходов с подворья известную часть, чего прежде не было.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует). Голубцов А.Π. О древнехристианской живописи (Из лекций † проф. А.П. Голубцова)//Богословский вестник 1912. Т. 2. 4. С. 649–682 (3-я пагин.). (Начало.) —649— I Живопись, как украшение житейской обстановки и как средство для выражения религиозно нравственных представлений у первых христиан. Живопись в христианских храмах и ее религиозно-культовое назначение. Характер отношений к церковной живописи христианских писателей Евсевия Кесарийского . Епифания Кипрского , оо. Эльвирского собора 306 года, Василия Великого , Иоанна Златоуста , Астерия Амасийского , Григория Двоеслова Нила подвижника и других. Иконоборство, его отношение к церковному искусству и значение в истории последнего. О первых произведениях христианского искусства имеется мало историко-литературных данных, как в вообще обо всем том, что касается бытовой жизни верующих трех первых столетий. Приходится судить о них по немногим отрывочным сведениям, передаваемым древними церковными писателями: Тертуллианом , Иринеем Лионским , Климентом Александрийским , и на основании самых памятников, дошедших до нас из глубокой христианской древности. По ним мы судим не только о положении искусства в тогдашнем христианском обществе, но и о различных его родах, бывших в употреблении у тоговременных художников. Изображая способы, какими пользовались последние, занимаясь своею профессией. Тертуллиан говорит, что они знали ваятельное, резное и ткацкое искусство; делали изображения, поясняет он, из гипса, камня, меди, серебра и ниток; рисовали восковыми красками с помощию орудия, известного под именем —650— cauterium. Ириней, изобличая лжеучения гностических сект своего времени, подтверждает существование у христиан названных Тертуллианом отраслей искусства, в частности живописных изображений и разного рода скульптурных работ. В сочинениях Климента Александрийского , боровшегося против роскоши в жизни наиболее состоятельных членов христианского общества, порицавшего особенно расточительность женщин и их суетную страсть к нарядам, можно найти указания на многие принадлежности домашнего обихода: стеклянные расписные чаши, зеркала, перстни и т. п. Этот род предметов, из которых значительнейшее большинство занимает среднее место между произведениями искусства и изделиями ремесленного производства, во множестве сохранился в римских катакомбах. Исследование последних, продолжающееся до сих пор, с каждым днем, можно сказать, увеличивает массу уже найденных в них памятников этого рода и постепенно восполняет и обогащает наши скудные письменные сведения о художественно-бытовой стороне жизни древних христиан все новыми и новыми вещественными данными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На обороте передней доски следующая надпись: «1761 года Генваря дня оный аплъ вновь переплетен по приказанию преосвященного Амвросия Переславского и Дмитровского и архимандрита Воскресенского Новоиерусалимскаго». 13. Апостол в лист, печатанный во Львове 1639 года. С начала до деяний апостольских напечатано на 22-х листах, а с деяний до конца на 244 листах. 14. Апостол, печатанный в Москве в лист 1655 года на 366 листах. На 367-м листе означен год издания. Сзади 368 листа непомеченного написано «сия книга гостя Ивана Федоровича Юрьева». 15. Апостол в лист. Год издания затерян. Всех листов 365-ть. С 16-го листа по 41 – й внизу по листам следующая скрепа: «лета зр г (1658) Октября в 3-й. день великий гдрь святейший Никон патриарх Московский и всея великия и малые и белые России, сию книгу аплъ положил в мнтрь Воскресения Христова, что в Московском уезде на Истре реке». У Каратаева под 650 есть аплъ Моск. печати 1655 в 368 лист. Так как здесь недостает выходных листов, то он может быть и печатан 1655. 16. Три апостола: 1-й в большой лист, а два в обыкновенный лист печатаны в Москве 1684 года. 1-й апостол в большой лист переплетен в доску, обложенную полинялым малиновым бархатом. В 3-м год издания затерян. Но, судя по шрифту печати и по числу листов 352, надо отнести к 1684 году. В сем последнем апостоле с 16-го по 31-й лист внизу по листам следующая скрепа: «сия книга, глемая апль Воскресенскаго мнтр, что именуется новый Иерусалим, что на Истре реке, казенная, монастырская того же мнтр с подворья Воскресенского мнтр Деяния св. аплъ.» 17. Апостол в малый лист, печатанный в Москве 1697 года на 353 листах. С 1-го по 37-й лист внизу по листам следующая скрепа: «лета зсз (1699) Июля въ днь по указу великого гдр цр и великаго кнз Петра Але евича всеа великия и малые и Белые Росии самодержца дана сия книга Деяние св. аплъ из помесного приказу в Воскресенский мнтрь, что на Истре в церковь трех святителей Василия Великого , Григория Бгослова, Иоанна Златоуста , яже суть в больнице».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Но за это говорит то, что и Богоматерь и Предтеча так соединяются Церковью в предстоянии Христу, — говорит Деисис. Во всяком случае, здесь приходится считаться с тем, что слова Господа в какой–то не случайной, конечно, неопределенности оставляют этот вопрос. Может быть, просто и не следует мерить и сравнивать человеческое величие личного подвига Богоматери и Предтечи. Однако мы наталкиваемся на это сопоставление словами Господа, содержащими такое сравнение Предтечи со всеми людьми (конечно, не с одними лишь мужчинами). То, что нет между людьми величия большего, нежели Предтеча, не исключает величия ему равного или подобного, которое может быть приписано только Богоматери в Ее человеческом величии. Может быть, для него, для этого величия, вообще существует только одна мера, мера самоотдания и личной победы над грехом. И тогда есть это общая мера и «Рабы Господней», на смирение которой призрел Господь, и «друга Жениха». В таком случае здесь по–новому еще раскрывается тема Деисиса. Однако произнести здесь уверенное суждение мы не дерзаем. 154 В этом смысле понимается выражение как о величайшем между рожденных от жены у некоторых св. отцов: Су rill. Alex. (Thesaurus. [Кирилл Александрийский, «Сокровищница о святой и единосущной Троице»] Mg. P. G., t. 75, col. 157). St. Ioann. Chrysost. (Comm. In Matth. horn. 37 [Св. Иоанн Златоуст, «Толкования на Мф», проп. 37], по. 2. Mg. t. 102, col. 421). Augustini (Contr. adv. leg. et proph. [Августин, «Против недруга законов и пророков»] 1. 11, с V., по. 20. Mg. P. L. t. 42, col. 650). 155 См. 36 (7) беседа, на Евангл. Мф. 156 Здесь Господь обличает ограниченность фарисеев, с их внешним благочестием, но черствым сердцем, и указует относительность закона и пророков, которые лишь до Иоанна, однако к этому присоединяет мысль о неистребимости ни одной черты из закона, очевидно, в смысле внутреннем, духовном. 157 Вот случаи, когда встречается в Евангелиях премудрость в значении свойства: Мф. 13, 54: откуда у Него такая премудрость и силы ( σοφα κα «ι δυνμεις), Μκ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Чтобы эти предписания строго соблюдались, Святой Собор определил, что никому не позволено помещать или требовать помещения на каком-либо месте или в церкви необычного образа, если он не был одобрен епископом. Пусть не признаются новые чудеса, не принимаются новые мощи без проверки и одобрения епископа. Если он узнает, что подобного рода вещи происходят, он должен, после созыва совета богословов и других благочестивых людей, сделать то, что посчитает нужным согласно благочестию и истине. Если встречается злоупотребление, сомнительное или трудное для искоренения, или по этому поводу возникает более серьезная проблема, прежде чем разрешить спор, пусть епископ прибегнет к совету митрополии и епископам своей провинции, чтобы никоим образом ничего нового или необычного не было узаконено в Церкви без обращения к Верховному Римскому Понтифику. 229 В действительности, этот текст повторяет в сокращенном виде формулу папы Гормизды [ХВ 416–416/1]. IV Константинопольский Собор процитировал только конец этого документа. 248 Ср. ЛЕВ XIII, Энц. Divinum illud, 9 мая 1897: ASS 29 (1896–97), с. 650. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, сс. 219–220: Denz. 2288 (3808). Св. АВГУСТИН, Слово, 268.2: PL 38, 1232, и в др. местах. Св. ИОАНН ЗЛАТОУСТ , На Еф., гом. 9.3: 62, 72. ДИДИМ АЛЕКС., О Троице, 2. 1: PG 39, 449сл. ФОМА АКВИНСКИЙ, На Кол 1, 18. чтен. 5; изд. Marietti, II, 46: «Как составляется одно тело из единства души, так и Церковь – из единства Духа...». 249 Ср. ЛЕВ XIII, Энц. Sapientiae Christianae, 10 янв. 1890 г.: ASS 22 (1889–90), с. 392. Он же, Энц. Satis cognitum, 29 июня 1896: AAS 28 (1895–96), сс. 710 и 724сл. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, сс. 199–200. 250 Ср. ПИЙ XII, Энц. Mystici Corporis, указ. место, с. 221 сл. Он же, Энц. Humani generis, 12 августа 1950 г.: AAS 42 (1950), с. 571. 255 Ср. ПИЙ XI, Энц. Miserentissimus Redemptor; AAS 20 (1928), 171сл.: ПИЙ XII, Речь Vous nous avez: AAS 48 (1956), 714. 260 Ср. АВГУСТИН, De Baptismo contra Donatistas, 1, 5, с. 28, 39: PL 43, 197; cp. ibid. 1. 3, с. 19, 26: PL 43, 152: 1. 5, c. 18, 24: PL 43, 189: In Ioannem tractatus 61, 2: PL 35, 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Пётр ни разу не именует Христа царём. В пояснение 39 ст.: «и мы свидетеле»... ср. 1:21 и паралл. «Его же и убиша»… ср. 2:23; «повешше на древе»... ср. 5:30. Сказав о воскресении Христа 644 и о том, что явления Его после воскресения не имели уже такого открытого, общенародного характера, как предыдущая деятельность, слухи о которой доходили даже до Кесарии, Ап. Пётр с особенною силою выясняет авторитет свидетельства избранного круга Апостолов о явлениях Христа по воскресении и в общих чертах характеризует наставления, данные тогда Господом. Авторитет свидетельства Апостолов опирается с одной стороны на том, что они – свидетели, предизбранные (προκεχειροτονημνοι) Самим Богом 645 , с другой – на том, что они ели и пили со Христом по воскресении Его (ср. Лк.24:41, 43 ; Ин.21:12 ). «Смотри, чем он доказывает воскресение; – ядением». «Это величайшее свидетельство воскресения». «Почему же, по воскресении, Христос не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому что воскресение и само по себе было великим знамением; а для доказательства (подлинности) его: ничто не может быть больше того, что Он ел и пил» (Златоуст) 646 . – Наставления, данные Христом во время этих явлений, Апостол характиризует, как повеление проповедывать народу и засвидетельствовать, что «Той (Οτς) есть Судия живых и мертвых». «Пётр отличает именно эту черту проповеди, заповеданной Господом, что-бы указать конец и цель последнего дела Христова в мире» 647 . Проповедывать повеленно «народу» – τ λα. Τ λα здесь, как и в 41 стихе, в выражении: являлся «не всему народу – ο παντ τ λα, – но нам», употреблено безо всякого отношения к национальности; народ здесь противополагается тесному кругу доверенных учеников Христа и Апостолов Его, и выражения: τ λα, παντ τ λα, в сущности равны выражению – «общенародно». Христос повелевает проповедывать о Нём всем открыто, общенародно 648 . «Той» – Οτς (согласно с В СД Е) употреблено вместо – «Он», Аτς (в А Н Р стоит Аτς). Далее, слова: «живых и мёртвых», по всей вероятности, надо понимать не в том смысле, будто под живыми разумеются те, которые будут оставаться в живых и во мгновение ока изменяется при втором пришествия Христа на всеобщий суд а под мёртвыми – те, которые умерли уже и воскреснут тогда ( 1Сол.4:13–17 ) 649 ; но, кажется, выражение имеет более общий смысл: Христос есть определённый Богом Судия всего рода человеческого, Он Судия и тех, которые теперь мертвы, и тех, кто жив ( Мф.26:64 и др.). Выражение говорить не о единичном факте, но вообще о том, что есть (στιν наст. вр.) Христос в отношении к миру; Он есть всеобщий Судия. Итак, Христос повелел свидетельствовать о Нём всенародно, как о всеобщем Судии 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Литургия оглашенных – это часть Литургии, на которой молились не только оглашенные, но и кающиеся. Это было во времена, когда верующие считали, что Евхаристия нуждается в защите и, в первую очередь, от недостойных взоров. Поэтому Литургия оглашенных была предназначена и для кающихся грешников. Но, вопрос духовной чистоты, покаяния – это, так сказать, к науке отношения не имеет. Христианство татар в прошлом и будущем «Вам знакома эта духовная радость, вы вкусили ее и помните, как во время страшных тайн служители божественного священнодействия, подражая крыльям ангелов узкими кусками полотна, лежащими на левом плече, обходят и взывают: " Да никто от оглашенных " , да никто из не ядущих, да никто из соглядатаев, да никто из немогущих видети вкушаемого Агнца, да никто из немогущих созерцать небесную кровь, изливаемую во оставление грехов, да никто недостойный живой жертвы, да никто нечистый, да никто немогущий нечистыми устами прикоснуться страшных тайн (не смеет приступити сюда). Потом присоединяются и голоса ангелов с неба, говорящих: свят Отец, давший в жертву Тельца упитанного, не познавшего греха, как говорит пророк Исайя...» (Свят. Иоанн Златоуст. Собрание сочинений, т. 8, с.650). «Всё это Церковью было введено и сохранено, и пока это соответствовало реальной нужде. Но со временем ослабла покаянная дисциплина» (Киприан [Керн], архим. Евхаристия. М., 2006, С.165). Суть сказанного: ослабла покаянная дисциплина. Может, наши современники стали меньше грешить? Стоит ли выбрасывать что-то несоответствующее таким современникам из Литургии или стараться поднять паству до необходимого уровня? Молитвы кающихся были опущены. А разве не нужно каяться, готовиться к принятию святыни? В какой момент нашей истории возобладало мнение, что Святые Тайны, по сути, тайнами не являются, и освящение их не надо скрывать от любопытных глаз, и даже более, что приступать к ним могут почти все желающие (хотя ограничения всё же остались). «Между тем благочестие, вера, любовь к Богу, полная горячности, – это все такие чувства, которые непременно мы должны иметь, приступая к Святым (Тайнам), без которых даже и смотреть на них крайне нечестиво» (Николай Кавасила «Изъяснение Божественной Литургии»). Хотя нынешние богословы будут намекать на то, что Бог и Сам может за Себя постоять, а если кто дерзнёт к Нему прикасаться нечистыми устами, то сам себе повредит, но в древности верующие относились к этому вопросу по-другому.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/og...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (Четыредесятница) ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Утреня Великого поста (кроме субботы и воскресенья) совершается вместе с часами: первым, третьим, шестым и девятым, к которым добавляют кафизмы. Вслед за часами идет последование «Изобразительных» молитв, во время которых поются «обетования блаженства». Молитвенные возгласы каждого часа не читаются, а поются. В понедельник, вторник и четверг Литургии не бывает. В среду и пятницу служится Литургия преждеосвященных Даров (см. ниже), в субботу — Литургия св. Иоанна Златоуста, в воскресенье — Литургия св. Василия Великого. Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву св. Ефрема Сирина . Она как бы суммирует весь внутренний путь христианина; ей посвящено известное стихотворение Пушкина: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем вознестись во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: «Владыка дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не даждь душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи». КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается «Великий покаянный канон» св. Андрея Критского. Святитель Андрей (650–720), уроженец Дамаска, с ранней юности поступил в монастырь св. Саввы в Иерусалиме. Он был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далеким от евангельского идеала. В грозных событиях эпохи (нашествие персов, захвативших св. Крест в Иерусалиме, вспышка новых ересей, иконоборческий переворот, утрата Италии, Сирии, Египта, начало экспансии ислама) с полным основанием видели признаки небесного гнева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

30 . О сем же святемъ муже Дионисие о Бесдах евангелскихъ Ино достойно слушати немалое терпние. От Бога убо дарование се дадеся ему от юности: держажеся крпко всегда в клии своей и якоже молитвы, тако же и чтению прилежа, и не отлагаше от себя никогда же Бесдъ евангелскихъ и апостолскихъ. У него бо во обители и первое сия книга переведена бысть в царство царя Ивана Васильевича, благословениемъ святаго митрополита Макария, Селиваномъ, ученикомъ Максима Грка, 644 юже Максимъ, чюдный философъ, своею рукою всю исправилъ; такоже и Апостол толковой и иныя многия послания и повести чюдныи изъявилъ. До сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грка книгъ, 645 такоже и преведеныхъ от ученика его Селивана, – ни во что полагаху т книги. И на соборе в торжества уставщики не давали ихъ честь. Симъ же послдующе Филаретъ и Логинъ, по старин брдяще, ревнующе безумнымъ, но не по разуму святых. Дионисий же во уставех церковныхъ в переводехъ различных, в харатейных и в писмяныхъ, обрте писано на многия дни празничныя, паче же и в Четыредесятницу 646 и в Пятьдесятницу 647 во всю указано, якоже Григория Богослова чести, такоже и в Бесдахъ евангелскихъ и апостолскихъ Златоустовы чести списания 648 . Сия же от уставовъ изысканое не небреже Дионисий и повел добрымъ доброписцомъ написати книги различныя, идже годно ему, тамо разсылаше в монастыри во многия, 649 паче же и в соборныя храмы, якоже и в царствующем граде Москв даже и доднесь в книгохранителнице великия первыя церкви предлежатъ 650 и прочитаемы суть от патриарха и от всего святаго собора росийскаго. Сие же великое море неизслдимыхъ словесъ Златоустовых, от ленивых скаредниковъ, яко лужа, не годная никому, скаредуема вменяшеся; дивным симъ Дионисиемъ к морю сему великому путь очищенъ бысть всякому чину и возрасту доходити; сим же Филарету и Логину той путь ненавидимъ. И егда хотящу и повелвающу Дионисию чести книг евангелских или апостолских Бесдъ, то мятежь и брань в крылосах бываше. Логинъ бо головщикъ никогда не претерпваше и под нимъ сущимъ не даяше чести; такоже и Филаретъ с нимъ вкуп воспрещаху всмъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аналогичное мнение о функционировании створчатых панагий высказывает и Е. Голубинский : «У архиереев эти панагиры назывались столовыми, путными и походными, потому что употреблялись для возношения хлеба Богородичного на трапезе и для ношения в пути» 650 . Подтверждает литургическое применение серебряных створчатых панагий и конструкция несущих частей софийского панагиара. Его поддон есть не что иное, как зримое воплощение самого действия со Св. Дарами на литургии и мощами святых при их освящении в храме. Последние, например, возлагались на дискос, и археирей возносил их вместе с дискосом на голову, воздавая мощам честь, подобно божественным Тайнам Тела и Крови 651 . Перенесение же потира и дискоса на престол во время Херувимской песни, когда сонм ангелов невидимо сопровождает Сына Божия, приветствуя Его как Триумфатора, символически воплощает древнейший римский обычай несения победителя на щите 652 . Этот торжественный момент с редкой буквальностью выражен в фигурах ангелов, поддерживающих тарель подобно щиту, в хомпозиции новгородского панагиара. Иными словами, отсутствие поддона у русских панагиаров как бы восполнялось самим характером священнодействия при Возношении св. хлеба. Косвенные данные о том, что двустворчатые панагии, хранящиеся в святительских кельях, порой использовались вместо трапезного панагиара, содержатся в чиновниках новгородского Софийского собора. Так, например, 13 и 27 ноября на память Иоанна Златоуста и Иакова Перского, а также 24 декабря в празднование Рождества Христова здесь описано не традиционное «действие над хлебом Богородицы по обычаю», а говорится: «за столом хлеб богородичный, а панагия и образ из кельи» 653 . Все дело в том, о какой келье идет речь. После трапезного чина святитель шел в сопровождении певцов и служителей с праздником (иконой) и панагией сначала в Крестовую (келью), а затем с ними же в келью святительскую и, благословив священника и дьякона, отпускал их в соборную церковь 654 . Сугубая терминологическая специфика застольного обряда на указанные числа позволяет предполагать взятие панагии из кельи именно святительской, а не «по обычаю». C XVII в. в России подобные вещи начинают использоваться и для царских трапез на пути во время войн. В связи с одной из таких панагий кремлевского собрания в описи Благовещенского собора сказано, что ее носили «в походе к Великому Государю в столы» 655 , хотя в Византии подобный обычай зафиксирован уже в X в. 656 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010