289. Слово над гробом учителя – протоиерея Н.А. Елеонского. Прот. И.И. Соловьев. 1910, III, 11, 553–557. 290. Речи проф. С.П. Смирнова и свящ. И.А. Артоболевского – при погребении проф. В.О. Ключевского . 1911, II, 5, 16–20 (В приложении). 291. Слова и речи проф. свящ. Е.А. Воронцова, проф. С.И. Смирнова, И.Д. доцента А.К. Мишина и И.Д. доцента С. П. Знаменского – при погребении проф. А.П. Голубцова . 1911, II, 7–8, 32–40 (В приложении). 292. Из критических очерков по вопросам гомилетики. М.М. Тареев. а) Каков должен быть проповедник? 1902, III, 12, 478–505. б) Предмет христианской проповеди. 1903, I, 1, 40–63; 3, 403–423. в) Внешняя сторона проповеди в связи с вопросом: есть ли проповедь искусство? 1903, I, 4, 650–686. 293. Филарет, Митрополит Московский, как служитель слова. Речь на юбилейном, в память 40-летия со дня кончины митроп. Филарета, собрании Московской Духовной Академии 19 Ноября 1907 г. Н.А. Заозерский. 1907, III, 11, 550–568. 294. Сатирический элемент в беседах св. Иоанна Златоуста . Публичная лекция, 13 Ноября 1907 г., в память 1500-летия со смерти св. Иоанна Златоуста . Свящ. Д. В. Рождественский . 1907, III, 12, 666–697. 295. «Последний из могикан». (Памяти Амвросия, Архиепископа Харьковского). В.П. Виноградов. 1911, III, 10, 278–309. 296. А. Юрьевский. Гомилетика, или наука о пастырском проповедании Слова Божия. Киев, 1903. – М.М. Тареев. 1903, I, 4, 789–802. 297. По живому вопросу о живом слове. Нравственная светобоязнь свящ. Вл. Бабуры. (Странник, январь 1903 г.) М.М. Тареев. 1903, II, 5, 178–187. 298. Статьи по гомилетике. Обзор журналов. (Духовная смута. Запросы современного общества, предъявляемые пастырям – —29— учителям. Возможно ли выполнить их в настоящее время? Какими положительными чертами должна отличаться современная христианская проповедь? Проповедник Берсье, как пример и образец для современных пастырей-учителей. Речи о «живом слове». Будущее «живого слова»). Архим. Евдоким. 1903, III, 10, 331–360; 11, 524–553. 299. Как пишет архим. Михаил (о его статье: «Типы ораторства» в «Христианском Чтении» 1905 г., 10 и 11). М.М. Тареев. 1906, I, 1, 205–206.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

536 В период между Вознесением и Пятидесятницей опускается. В период между Первой неделей по Пасхе и Вознесением вместо «Царю Небесный» читается тропарь Пасхи. На Пасхальной седмице все начальные молитвы чина входных молитв заменяются на пасхальные. 537 В богослужебных книгах под формулой «Трисвятое по Отче наш» понимается подборка из нескольких молитв: молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», которая произносится три раза, молитва Пресвятой Троице и молитва «Отче наш». 550 Вознесение Господне. Утреня. Канон, песнь 7 («На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси»). 555 Полиставрий (букв. «многокрестное») – разновидность саккоса. Шьется из ткани с изображением множества крестов. 559 В современной греческой практике проскомидия совершается на одной большой просфоре: из нее вынимается Агнец, из нее же вынимаются частицы за Богородицу, святых, живых и усопших. 563 От слав. пожрети – принести в жертву. Имеется в виду заклание жертвенного агнца, символизируемого агничной просфорой. 564 Современный греческий термин для обозначения вина – κρασ – происходит от древнегреческого κρσις, означающего «смешение» (воды и вина). 571 Иоанн Златоуст. Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне 1 (PG 50, 645). Рус. пер. С. 691. 572 Он же. Слово похвальное первое о святом мученике Романе 1 (PG 50, 605–606). Рус. пер. С. 650–651. 573 Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине 1 (50, 571–572). Рус. пер. С. 618. 591 Резолюция митрополита Сергия о возможности поминовения умерших инославных в православных храмах. РГИА. Ф. 2565. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 8. 597 Такая замена имеет место в тех случаях, когда Литургия соединяется с вечерней: в Навечерие Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. 599 Этимологически это слово представляет собой прилагательное со значением «прочный, постоянный». 600 См.: Дневники святого Николая Японского . Т. 5. С. 10 (запись от 25 января/7 февраля 1904 г.): «Итак, вы совершайте богослужения одни и молитесь искренно за вашего Императора, его победы и прочее. Любовь к Отечеству естественна и священна… Итак, начнется война, служите молебен о даровании побед вашему воинству; одержит оно победу, служите благодарственный молебен; при обычных богослужениях всегда усердно молитесь за ваше отечество, как подобает добрым христианам-патриотам. Я, по возможности, буду приходить в церковь на всенощную и Литургию и стоять в алтаре, совершая мою частную молитву, какую подскажет мне мое сердце; во всяком случае первое место в этой молитве, как и всегда, будет принадлежать Японской Церкви – ее благосостоянию и возрастанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы (1322 – 1397 гг.) – византийский гуманист, мирянин, гениальный литургист, богослов-паламит. Николай Кавасила состоял секретарем императора Иоанна Кантакузина, занимался дипломатией, затем удаляется в монастрь (однако остается… далее» Патриарх Кирилл — человек, про которого можно сказать, что его слово — это слово настоящего пастыря народа, и это слово «со властью». В своих проповедях он… далее» (852 – 925 гг.) – константинопольский патриарх, племянник и ученик св. Фотия. «Мистик» не имеет какого-то «духовного» значения, Николая та называют, потому что он занимал определенную… далее» (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в… далее» (780-790 – 841-842 гг.) – вырос в бедной семье, был  разнорабочим, стал монахом. Не раз вступал в конфликт с иконоборцами. Его житие рассказывает о многочисленных путешествиях преподобного,… далее» (1260-е – 1340-е гг.) – основоположник исихазма, свёл воедино аскетические учения Лествичника, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Филофея Синаита. Его труды посвящены обоснованию и описанию духовного… далее» (ок. 300 – 391 гг.) — великий египетский подвижник, ученик Антония. Впрочем, «Духовные беседы» — один из величайших текстов аскетической литературы, скорее всего ему не принадлежат…. далее» (ум. ок. 447 г.) — ученик Иоанна Златоуста блестящий писатель и проповедник. Прокл Константинопольский боролся с несторианской ересью, известно его краткое определение православной веры (в контексте… далее» (5-6 вв.) — Роман Сладкопевец или Мелод, один из самых гениальных поэтов Церкви. Создатель жанра кондаков. Роман Сладкопевец родился в Эмесе (Сирия) в еврейской семье (как… далее» (630 –650…653-658 -до 754 гг.) – Герман принадлежал к высшей аристократии, константинопольский патриарх. Родился в знатной семье. Из-за темной политической интриги отца Германа (который был сенатором)… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

647 После заклания следовало вынутие Агнца из просфоры с произнесением слов: «яко вземлется от земли живот Его». 648 По некоторым рукописям вынутый Агнец предписывается класть на руку и здесь разрезать его (приносить в жертву, по теперешнему служебнику: «жрет крестовидно»). В одной рукописи читаем: «дьякон: Господу помолимся, а поп речет, выимая агнец из доры и емля на руку: яко вземлется от земли живот его, всегда, а дьякон: аминь. И положить агнец на руце вверх мякишем, режа отсебя, глаголи: закалается и жрется агнец, Сын, Слово Божие, вземляй грех всего мира. А дьякон: трижды аминь, аминь, аминь. 649 По другим спискам служебника не видно чтобы вынутый Агнец нужно было полагать на руку и здесь его закалать, 650 – по некоторым рукописям действие это совершается на дискосе, как и в теперешней практике: «посем читаем в одном служебнике Петербургской Академии, 651 полагает вырезанную от средины проскуры великую часть на дискосе, пререзая крестообразно от честныя страны, глаголя: закалается и жрется»... 652 При положении Агнца на дискос, священник произносил: «полагается Агнец Божий, вземляй грехи всего мира, ныне и присно». 653 Прободения Агнца мы не встретили ни в одной рукописи рассматриваемого периода. В одной рукописи после приготовления Агнца, пред влитием вина в чашу, полагается читать следующую молитву: »Господи, Боже наш, положивыйся сам Агнец непорочен за живот всего мира, призри на хлеб сей и на чашу сию, и сотвори е пречистое тело Твое и честную кровь, в насыщение, на здравие, на спасение душам и телом нашим, яко святися и прославися пречистое»... 654 Молитва эта и на том жеместе стоит также и в одном греческом списке литургии Златоуста (XVI в.), изданном Гоаром, 655 а в Барбериновском списке литургии Златоуста и в Россанском кодексе литургии Петра она помещена в начале и служит молитвою предложения. 656 В рассматриваемый нами период дозволялось вынимать несколько Агнцев, но при причащении брать один. Сарайский епископ Феогност спрашивал патриарший Константинопольский собор: «достоят ли двема агньцема служити?» Ответ последовал такой «не токмо единем, но и двема и треми, еще приключится многим попом быти (вар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

74 Впрочем, предисловие Негалевского, как доказывает Тиховский, представляет перевод и переделку Чеховича, поэтому в этих словах только с большою осторожностью можно видеть указания на обстоятельства, сопутствующие переводчику... Труды XIV черниговского археол. съезда. М. 1911, т. III, стр. 125, протоколы. О языке перевода см. Назаревский. А. А., Киевск. Унив. Изв. 1911: Язык Евангелия 1531 г. в переводе В. Негалевского. – Архив юго-западной России, Киев, 1883. ч. I, т. VI, стр. 138–140. 79 Владимиров, Фр. Скорина, стр. 238. В Люблянском бревиаре XIV в. 161, Песнь II. положена уставным чтением в навечерие Рождества Пресвятой Богородицы. 82 Так заключаем потому, что оригинал этого перевода – краковское издание польской Библии 1581 года – по происхождению принадлежит католикам. 83 О деятельности Трубера в Журн. Мин. Нар. Просв. 1836 г, ч. IX, 160–179; Шнуррер – Slavischer Bucherdruck in Wurtemberg. 1799г. Первольф, Славяне, Их взаимные отношения, т. 2, Варшава, 1888. 84 О перенесении в Тюбинген для издания каким-то попом глаголической Библии 1547–1554 г. свидетельствовал в свое время Трубер († 1586). 85 Рукописи Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Вып. I. Новоспасское собрание, М. (без года). Приложение I, стр. 117–157, а также описание рукоп. 1, стр. 1–11. 87 Курбский имел намерение перевести толкования 1. Златоуста на послания ап. Павла (Новый Маргарит; Послание к Марку Сарыгозину, Сказания, стр. 225). 88 1) Есть две редакции славянского перевода учительного Евангелия патриарха Каллиста (по греческим спискам патриарха Филофея) – одна Троицк. Л. 99, другая Троицк. Л. 100. Евангельский текст перевода сходен с чтением т. наз. перевода святителя Алексия. Был ли перевод Учит. Евангелия Иоанна Златоустог о, и что это за Уч. Еванг. Златоустого (А. И. Соболевский, Перев. литер., стр. 5) нам неизвестно. Нам известен список Учительного Евангелия с именем Ионна Златоустого – Моск. Архива Мин. Иностр. Дел 607/1115, но сравнение его со списком Уч. Еванг. Каллиста – того же собрание 650/1161 показывает, что между ними нет существенной разницы: под именем Златоуста помещено тоже самое Евангелие Каллиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитвенный страж монастыря Расстрелян на Бутовском полигоне… 20.10.2020 650 Время на чтение 15 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Он был в преклонных летах, когда сподручные антихриста его арестовали, придя за ним в келью под монастырской колокольней. Братский духовник одного из древнейших монастырей Москвы – Златоустовского, игумен Пахомий (Туркевич) после закрытия обители в 1923 году остался без братии, но продолжал тайно окормлять духовных чад из числа мирян. Все эти мрачно-тяжелые годы он видел, какой ценой осуществляется химера безбожников – «строительство светлого будущего». На его глазах были разогнаны монахи и один за одним закрывались храмы в обители, а в Златоустовском соборе стали служить обновленцы. Из окна колокольни он видел, как физически разрушался монастырь и какое духовное оскудение пришло на нашу землю... Поэтому в ответ на вопрос об отношении к нынешней новой власти монашествующий узник предельно жестко сказал: «Я советскую власть считаю властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание». Так и записали в его в следственном деле. 21 октября 1937 года 73-летний игумен был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Как почитают новомученика в его родной обители, где в наши дни нет монашеской жизни, но есть жизнь молитвенная, есть группа энтузиастов, что много усилий прилагает для возрождения памяти о незаслуженно забытом монастыре и его насельниках – этот аспект и ряд других стали темой нашей беседы с Анастасией Хондзинской, секретарем Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, созданного при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Письмо из Чикаго в Москву на необычный адрес Анастасия Павловна, в прошлую нашу встречу – почти перед самой пандемией, когда в воздухе еще только витало предчувствие беды, но ее масштабы и последствия мы не могли представить, Вы подарили мне настольный перекидной календарь с красочными видами монастыря давних времен и портретами тех, для кого эта святая обитель была родной. Открываю октябрьский листок – вижу репродукцию портрета преподобномученика Пахомия (Туркевича), написанного маслом на холсте. Также указаны день его памяти – 21 октября и то, что батюшка был духовником монастыря, последним его насельником. Как открывалась его личность? Наверное, постепенно, шаг за шагом?

http://ruskline.ru/opp/2020/10/20/molitv...

Хожу ли я, или сижу, или встаю (седание мое и востание мое), – все это Тебе известно, и известно даже «прежде бытия всего» ( Дан.13:42 ). На слова: искусил мя еси, – св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «что ты говоришь: – Бог узнал по испытании? а до испытания разве не знал? нет, вовсе не так! но выражение: «Ты испытал», означает самое ясное знание, т.е. Ты в точности знаешь меня» с. 1079]. Далее пророк говорит, что Господу Богу известно все: когда я сажусь, чтобы отдохнуть, и когда я встаю, чтобы начать ту или другую работу, словом – Господь знает всю мою жизнь во всех ее подробностях, и не только эти внешние движения или проявления деятельности Ему известны, но Он знает, говорит пророк, и помышления моя издалеча, т.е. задолго прежде, чем возникли в моей душе те или другие мысли и чувства, те или иные желания и стремления души моей. Так толкуют это и св. отцы Церкви. «Сидением и востанием, – говорит св. Иоанн Златоуст , – означает он всю жизнь, потому что в этом проходит наша жизнь: в делах, движениях, входах, выходах. Бог знает и помышления, не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились, и не просто прежде, нежели появились, но задолго прежде». Никто, не только из людей, но из самых высших ангелов, такого всеведения не имеет. Свойство ясно видеть и знать отдаленное и сокровеннейшее будущее принадлежит одному только уму Божественному. В объяснение сего блж. Феодорит выражается так: «Издавна и изначала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы» с. 650]. По переводу с еврейского, изречения 3-го стиха читаются так «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». Это значит, что Господь, вездесущий и всюду окружающий меня, знает все подробности моих движений, всякое мое состояние и всякую мою деятельность не только с внешней, но и с внутренней ее стороны. Ему известны все мои мысли, чувствования, желания и стремления, дающие начало и направление всем моим действиям и поступкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

648 «И чему дивиться, если те, коим во Христе вверено было от Бога это дело, поставили вышеупомянутых служителей?» Гл. 43, ср. с 42, где эти служители названы епископами. 649 «И немалый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Итак, почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами». Гл. 44, где говорится о учреждении апостолами епископского достоинства, в пер. 145 стр. 650 «Камни квадратные и белые, хорошо прилаживающиеся своими спайками, это суть апостолы, епископы, учители (т. е пресвитеры) и диаконы, которые ходили во святом учении Божием, надзирали, учили и свято и непорочно служили избранным Божиим». Пастырь Ермы, кн. 1, вид. 3, гл. 5, рус. пер. Преобр. стр. 238. 653 «Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами, говорит арх. Михаил, по тождеству некоторых их обязанностей, общих им с епископами и – обязанностей существенных, лучше выраженных словом епископ, чем – пресвитер». Это не значит, что епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию. Толк. Апост. 1876. Москва, стр. 500. 656 Объясняя 3-ю главу 1-го посл. к Тимофею, где Апостол говорит об епископах и потом, опуская пресвитеров, о диаконах, Иоанн Златоуст пишет: «окончив речь об епископах и изобразив их качества и сказав, что они должны иметь, а чего должны воздерживаться, и опустив чин пресвитеров, (апостол) перешел к диаконам. Почему это? Потому что невелико расстояние между ними (пресвитерами) и епископами, так как и они (пресвитеры) восприняли учительство и предстоятельство церкви, итак как – что сказал (апостол) об епископах, относится и к пресвитерам. Одной хиротонией (епископы) превосходят пресвитеров и только сим одним кажутся преимуществующими перед ними». На 1 посл. к Тимофею бесед. 2, сначала. См. также Истор. русск. церкви Голубинского, Москва. 1880 г., стр. 498. Феофил. на посл. к Филип. Прав. Собес. 1884 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Иоанна Златоустог о, он в 1435 г. воздвиг на том же основании новую церковь каменную у себя на дворе. Строили ее мастера Новгородские и немецкие из-за моря, но неудачно было первоначальное строение; как только мастера сошли с лесов, в тот же час упали своды, и владыка Евфимий должен был вторично созидать храм 646 . Внезапное падение этой великолепной церкви многие суеверные Новгородцы тогда же приняли за предзнаменование скорого падения народной державы. «И егда мастеры, говорит летописец, отступиша вси от церкви, и церковь вся и до основания падеся великим разрушением: и се знаменье показася, яко хощет власть Новгородских посадник и тысяцких и всех бояр и всея земли Новгородские разрушитися» 647 . Далее летопись Новгородская упоминает о церкви каменной святителя Петра митрополита, на вратах у св. Софии 648 и о другой, святителя Николая, на дворе владычнем 649 : расписан был и притвор западный св. Софии у Корсунских врат 650 . У себя на сенях поставил Евфимий теплую каменную церковь ангела своего, торжественно освятил ее и благолепно украсил 651 ; на Ярославле дворище сооружена им церковь Жен Мироносиц, которая поныне там красуется; в околотке устроена церковь св. Бориса и Глеба, на старом основании 652 . Повелением архиепископа воздвигнута новая каменная церковь Предтечи на опоках, на место обветшавшей, церковь архангела Михаила на торговой стороне, святителя Николая на выезде города, Введения Богоматери на Прусской улице и каменная церковь св. Илии в Славне, на старой основе 653 . Здесь поименованы только главные храмы, но много и иных деревянных сооружено им в Великом Новгороде, который много страдал от пожаров во время его святительства, «грехов ради народа, по словам летописца, чтобы покаялись от своих злоб и неправд». Самый ужасный, о коем упоминает летопись, случился в мае 1442 г.; едва тогда не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 церквей каменных; много погибло тогда христианских душ 654 ; а три года спустя, жестокий голод опустошил Новгород и продолжался в течении нескольких лет, так что по стогнам только были слышны рыдания и плач, дети умирали пред глазами родителей, отцы и матери пред детьми, и многие разошлись по разным странам, «кто в литву, кто в латыньство, инии же бесерменьству и жидам из хлеба даяхуся и гостем» 655 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010