Так называемое «тобольское дело» заключалось в самовольном прославлении Тобольским епископом Варнавою (Накропиным) Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича) . Отправив поздравительную телеграмму государю по случаю принятия должности Верховного главнокомандующего, епископ Варнава в той же телеграмме просил разрешения совершить церковное прославление одного из тобольских архиереев-подвижников. Надо заметить, что к тому времени святителя Иоанна Тобольского почитала вся Сибирь и был собран достаточный материал для официальной канонизации. Император Николай II, в то время занятый множеством неотложных дел, ответил уклончиво. Он разрешил пропеть величание над мощами местночтимого святого, но не одобрил всероссийской канонизации из-за множества проблем, свалившихся на страну и государя. Получив ответ, Тобольский архиерей начинает действовать. Вот как рассказывает об этом уже упоминавшийся протопресвитер Шавельский: «Телеграмма государя пришла в Тобольск 27 августа поздно вечером. В 11-м часу вечера в этот же день в Тобольске загудел большой соборный колокол. Это епископ Варнава собирал в собор свою паству величать митрополита Иоанна. Услышав необычный по времени звон, народ повалил в церковь . Собралось и духовенство. Все недоумевали, что за причина неожиданной тревоги? Но вот пришел и Преосвященный. Облачившись, он с сонмом духовенства вышел к гробнице митрополита Иоанна. Начали служить молебен. Служили хитро, обезопасив себя на всякий случай: тропарь пели св. Иоанну Златоусту – святому покровителю митрополита Иоанна, припевы – «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас», с сознательным неупоминанием титулов, а на отпусте упомянули и Иоанна Тобольского . В заключение пропели величание Иоанну Тобольскому. Настроение среди богомольцев и среди духовенства было приподнятое, восторженное. Следующий же день внес некоторое разочарование. За ночь поразмыслили. Возникли сомнения: «Ладно ли сделали? Не влетело бы!» т. 1, с. 371]. Между тем народ, услышав о прославлении святителя, с утра повалил в собор. Посыпались просьбы – служить молебны. Епископ же Варнава в этот день уехал в объезд епархии. Соборное духовенство не решалось отказывать в просьбах. Началось целодневное служение молебнов перед гробницей, однако с осторожностью: на всякий случай служили так, чтобы можно было, если грянет гром и начнется следствие, свалить с Иоанна Тобольского на Иоанна Златоуста . Поэтому старались умалчивать о «Тобольском» и поминали просто святителя Иоанна. Такая уловка не осталась незамеченной в народе; в городе пошли недобрые разговоры, что попы обманывают народ, позорят праведника» т. 1, с. 371–372].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Это так. За сказанное же славу воссылаем Всецарю всех Христу, потому что Ему подобает слава, честь и поклонение с безначальным Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь» 868 . Биография святителя Амфилохия Иконийского Святитель Амфилохий родился в Каппадокии, о чем свидетельствует Василий Великий 869 , и, вероятно, на родине своего отца в городе Диокесарии-Назианзе 870 . Дед святителя Амфилохия носил то же самое имя, что и дед святого Григория Назианзина – Филтатий 871 . На основании этого и других соображений Филтатия, деда Григория Богослова , и Филтатия, деда Амфилохия, отождествляют, признавая одним и тем же лицом. Таким образом, Нонна, мать Григория Богослова , приходилась ему (Амфилохию) родной теткой, а сам Григорий – двоюродным братом. Отец Амфилохия, также носивший имя Амфилохия, был ритором и пользовался большой известностью на своей родине 872 . Он был другом детства и товарищем по школе знаменитого впоследствии ритора Ливания, сохранившего к нему добрые чувства и высоко его ценившего 873 . Мать Амфилохия Ливия умерла рано, оставив мужу двух сыновей – Евфимия и Амфилохия, и одну дочь – Феодосию. Евфимий, немногим старше Амфилохия, учился у Ливания, потом также был ритором и умер в двадцатилетнем возрасте 874 . Сестра Амфилохия Феодосия вышла замуж в Константинополе и была там воспитательницей знаменитой по жизнеописанию святителя Иоанна Златоуста Олимпиады 875 . Год рождения Амфилохия определяется из сопоставления косвенных сообщений. Григорий Богослов и Василий Великий говорят о нем отеческим тоном, из чего можно заключить, что он был значительно моложе их. В двух письмах, относящихся к 371 г., когда ему было около сорока двух лет, Григорий Богослов хвалит Амфилохия за разумность, превосходящую его возраст 876 . А Василий Великий в 374 г., когда ему было сорок четыре года, приветствует Амфилохия по поводу его посвящения в епископа и называет его τκνον γαπητν [любимое дитя] 877 . Таким образом, надо признать, что Амфилохий в 371 г. еще не достиг тридцатилетнего возраста, а в 374 г. едва переступил возраст, узаконенный для посвящения в епископа, и, следовательно, родился между 340 и 345 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Опыт принципиального отрицания безбрачия, как совершенной жизни монаха, Феодор предпринимает также самостоятельно, за что подвергается суровым порицаниям другого верного ученика Диодора, св. Иоанна Златоуста . Проповеди Феодора, смущавшие народ выражениями, именно, о Лице Богочеловека, вовсе не вытекали из характера мысли Диодора и произносились тогда, когда последний был далеко от него. Во всех подобных случаях, повторяем, виден сам Феодор со своим горячим темпераментом, способный увлекаться, вне спокойного обдумывания предстоящего дела. Ввиду множества свидетельств 890 , мы не можем, конечно, всецело отрицать отношений Диодора к Феодору, как учителя к ученику. Но в какой малой степени можно мыслить авторитет Диодора для Феодора при указанном характере последнего – доверять больше всего силе своего собственного рефлекса!? Кроме всего этого, нельзя не выставить на вид и некоторых хронологических дат, которые наиболее важный период процесса выработки мировоззрения Феодора, обогащения его научно-богословскими средствами отдают не всецело руководству Диодора. Едва вступив в христианскую школу благочестия, Феодор, влекомый любовью к некоей Гермионе, оставляет её. Это нужно относить к 369 или 370 году 891 . Пристыженный в своей измене Богу, Феодор в 371 году, 21 года, возвращается к Иоанну Златоусту и продолжает прерванное образование в аскитерионе Диодора, предаваясь монастырской жизни до 392 года 892 . Но в 372 году или даже в конце 371 года учёная деятельность Диодора в Антиохии прекращается. Диодор уходит из Антиохии в Армению к св. Мелетию. Возвратившись оттуда, он делается епископом г. Тарса 893 . Таким образом, ничего нет невероятного, что под руководством Диодора Феодор мог оставаться всего только один год. Эта краткость пребывания Феодора в школе Диодора и отмечают, по всей вероятности, Факунд Гермианский и несторианские источники, когда Феодора называют любимейшим учеником не столько Диодора, сколько Флавиана, который всегда оставался в Антиохии 894 . Что касается самого Диодора, то его задачей было сохранить важный догматический момент представления о Христе, по которому Богочеловеческую природу нужно мыслить, как состоящую из двух совершенных самостоятельных природ, и для выражения этого Диодор владел прекрасными научно-философскими средствами, что не закрывало в его христологической концепции подлинного, существенного единения природ.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

III. На разные случаи, автобиографические и защитительные. Слова 1-3 объединены одной общей темой: в них Г. Б. оправдывается в связи со своим удалением в Понт после пресвитерской хиротонии (Ες τν γιον Πσχα κα ες τν βραδυττα, In sanctum Pascha et in tarditatem; Απολογητικς, Apologetica; Πρς τος καλσαντας, κα μ παντσαντας, Ad eos qui ipsum acciverant nec occurrerant , ок. 362). В 3-м слове Г. Б. учит о важности сана священника, каков должен быть епископ, излагает основы пастырства в христ. Церкви. Слово стало классическим трактатом о священстве, и впосл. свт. Иоанн Златоуст использовал его в качестве источника для своих «Шести слов о священстве». 6-е слово (Ερηνικς α, De pace 1) произнесено после окончания периода, на к-рый Г. Б. дал обет молчания: оно посвящено возвращению в лоно Церкви группы назианзских монахов. В словах 9-10 Г. Б. оправдывает свое бегство в уединение после епископской хиротонии (Απολογητικς ες τν αυτο πατρα, Apologeticus ad patrem; Ες αυτν κα ες τν πατρα κα Βασλειον τν μγαν, In seipsum, ad patrem et Basilium magnum; 371): оба они произнесены в присутствии его отца и свт. Василия Великого. 12-е слово, обращенное к отцу, произнесено после того, как последний вручил Г. Б. управление Назианзской епископией (Ες τν πατρα αυτο, Ad patrem; ок. 371). В 16-м слове (в рус. пер. 15-е), «Произнесенном в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля» (Ες τν πατρα σιωπντα δι τν πληγν τς χαλζης, In patrem tacentem propter plagam grandinis), Г. Б. утешает отца по случаю происшедшего стихийного бедствия, а в 17-м (Πρς τος πολιτευομνους Ναζιανζο γωνιντας, Ad cives Nazianzenos gravi timore perculsos) успокаивает жителей Назианза и разгневанного градоначальника. 19-е слово (Ες τν ξισωτν Ιουλιανν, Ad Julianum tributorum exaequatorem) произнесено по случаю произведенной имп. Юлианом Отступником переписи населения. Г. Б. напоминает имп. Юлиану, своему «наилучшему другу и сверстнику, слушавшему с ним одних учителей и одни уроки», о той «переписи», к-рую совершит Бог при кончине мира, когда дела каждого, вписанные Богом в книгу жизни, будут объявлены и каждый понесет наказание за свои пороки.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Тирич говорит о параллелизме членов, присоединяя к 3-м общеизвестным типам параллелизма ещё четвёртый – параллелизм параболический – parallelismus comparationis. В области метра он останавливается на явлении симметрии слогов и логическом строфизме – responsio (у Венского ученного Мюллера есть о responsio специальное исследование). Отрицая существование у древних евреев рифмованных стихов, автор признает у них только наличность ритма стихов; рецензент согласен, что с рифмами нельзя отождествлять случайных явлений параномазии, представляющейся то в виде анафоры – сходства начал слова, то эпифоры – сходства окончаний. Пособиями для автора служили общие исследования по библейской филологии на немецком, английском и 2 на французском языках (Baumgartner и Schloegl), но несмотря на превосходное знание новых языков, г. Тирич работал вполне самостоятельно над еврейским текстом с конкордацией, словарём и грамматикой, давая иностранным книгам подобающее значение пособий, а не основного материала, который только компилируется в сочинении по авторской схеме. Степени кандидата богословия г. Тирич вполне заслуживает». 31) Ректора Академии Епископа Евдокима о сочинении сту- —176— дента Тихомирова Александра на тему; «Проповеди св. Иоанна Златоуста »: «Схема труда автора такова: Вместо предисловия 1 стр. Глава I-я – вступительная – 9 стр. Глава II-я: Жизнь, воспитание и образование Златоуста, как проповедника – 25 стр. Глава III-я: Общий обзор проповедей Златоуста в хронологическом порядке. Разделение их и определение их типа – 185 стр. Глава IV-я: Общий дух проповедей Златоуста – 248 стр. Глава V-я: Внутренние достоинства и качества проповедей Златоуста – 271 стр. Глава VI-я: Стиль и внешняя сторона в проповедях Златоуста371 стр. Глава VII-я: Нравственное учение Златоуста, как главное содержание его проповедей – 595 стр. а) Нравственная природа человека – 601 стр. б) Принципы морали Златоуста – 626 стр. в) Учение о добродетели и пороке в связи с вопросом о счастье на земле – 658 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6. С. 371    св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях 7-я/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 99—100    св. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. С. 50    св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях 6-я/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 94    св. Иоанн Златоуст. Беседа о статуях 7-я/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 1. С. 102    св. Григорий Богослов. Слово 45/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 676    св. Иоанн Златоуст. О честном и животворящем кресте/Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 2. Кн. 2. С. 890    св. Григорий Богослов. Слово 45/Собрание творений в 2-х томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 676 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа... Часть 1    Остается рассмотреть нам взгляд митр. Антония на сущность искупительного подвига Христа Спасителя за род человеческий.    Общепринятое в нашей богословской литературе учение по этому вопросу сводится к следующим положениям.    Мы пали через грехопадение прародительское и попали в неисходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от этой пагубы. Пагуба наша состоит в двоякого рода зле: прогневании Бога нарушением воли Его, потере Его благоволения и в нашем подпадении клятве законной; повреждении и расстройстве нашего естества грехом, или в потере истинной жизни и вкушении смерти.    Почему для спасения нашего были потребны: умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной, и возвращение нам Божьего благоволения; оживотворение нас, умерщвленных грехом, или дарование нам новой жизни.    И то, и другое необходимо нам для нашего спасения: и снятие клятвы, и обновление нашего естества.    Если неумилостивленным к нам пребудет Бог — мы не можем получить от Него никакой милости. Если не получим милости — благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся — новой жизни возыметь не возможем. А если бы мы получили каким-то образом прощение и помилование, но остались необновленными — никакой от того не получили бы пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи снова подвергались бы осуждению и немилости, и все оставалось бы в том же пагубном состоянии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вражда Не питай вражды ни к какому человеку, иначе молитва твоя будет неприятна Богу (прп. авва Исаия , 60, 95). Живущие во вражде между собою, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение... (прп. Ефрем Сирин , 31, 334). Источник. Как червь точит дерево, так вражда повреждает душу монаха (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Кто имеет вражду на брата и думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему ничего не предпринимай делать без любви (прп. Ефрем Сирин , 32, 6). Источник. Не имей ни с кем вражды, если можно, даже и на один час; никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом, и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению (прп. Ефрем Сирин , 32, 371). Источник. Одну вражду узаконил нам Законоположник нашей жизни, разумею вражду ко змею, и ни в чем другом не повелел нам проявлять силу ненависти... (свт. Григорий Нисский , 25, 463). Источник. Если примиришься прежде вечера с ближним, получишь от Бога прощение, но если долее пробудешь во вражде, то неприязнь твоя будет знаком не увлечения от раздражительности и гнева, но злости, знаком души развращенной и преданной греху (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). Источник. С одним только повелено нам быть во вражде – с диаволом: с ним никогда не примиряйся (свт. Иоанн Златоуст , 46, 231). ...Вражда составляет и небывалые грехи, и у нее находят веру все клеветники – все, кто радуется чужому несчастию и разглашает чужие пороки (свт. Иоанн Златоуст , 46, 232). Источник. Если кто будет находиться в неприятных к нам отношениях, не станем еще более воспламенять его нерасположения, а кротостью и смирением в словах и делах будем умирять вражду и таким образом врачевать озлобленную душу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 633). Станем все переносить, и делать, и терпеть, лишь бы врагов (наших) примирить с нами. Будем доискиваться не того, справедливо или несправедливо они злобятся на нас, а только того, чтобы они перестали враждовать против нас (свт. Иоанн Златоуст , 48, 838). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Достигшим уже совершенства в жизни добродетельной и очистившим себя... прилично хвалить Бога и быть в таком состоянии, в каком, как веруем, пребывает естество ангельское. Ибо у них, известно нам, нет другого занятия, как только хвалить Бога, и у совершенных в добродетели нет иной заботы, как только устроять жизнь свою, чтобы была хвалою Богу (свт. Григорий Нисский , 19, 89). Источник. ...Для того, кто действительно восстал, никогда не прекратится нужда восставать непрестанно, и для поспешающего ко Господу не истощится путь к продолжению божественного течения. Всегда надлежит восставать, и приближающимся даже к цели в течении своем никогда не успокаиваться (свт. Григорий Нисский , 20, 138). Источник. ...Истинное совершенство и состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо пределом (свт. Григорий Нисский , 24, 262). Последний предел деятельной жизни – любовь... (авва Евагрий, 89, 578). ...Мирянину и монаху должно достигать одинаковой высоты... в случае падения получат одинаковые кары (свт. Иоанн Златоуст , 44, 110). Источник. ...Нельзя быть совершенным... не отказавшись от всего, не только от денег и дома, но даже от души своей... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 371). ...Чем больше мы приобретаем совершенств, потому что и диавол становится тогда лютее, тогда делается более свирепым, когда видит, что мы заботливо устрояем свою жизнь (свт. Иоанн Златоуст , 45, 10). Источник. Совершенства естественные служат к похвале и чести не обладающих, а Того, Кто дал их (свт. Иоанн Златоуст , 45, 155). Источник. Желающий жить по образу и подобию Божию должен быть презираемым всеми, стать предметом насмешек, неуважения как на словах, так и в делах (свт. Иоанн Златоуст , 45, 922). ...Нам надо иметь много различных добродетелей, чтобы освободиться от дольнего и достичь горнего (свт. Иоанн Златоуст , 48, 871). Насколько ты высок, настолько смиряй себя. Когда восходишь на высоту, тогда тебе нужно остерегаться, чтобы не упасть (свт. Иоанн Златоуст , 49, 411). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Златоуста и чтили его. Когда все было готово для суда, св. Златоуст явился на собор, сопровождаемый многими из своих епископов. Обвинения на него те же были представлены, по которым судили его и на Дубском соборе. Когда же св. Златоуст стал защищаться со всею силою и убедительностию невинно обвиняемого человека, тогда враги его, признавая неотразимую силу его доказательств в свое оправдание, и вместе бессилие и лживость своих обвинений оставив все прочее, как недействительное, обратили свое внимание на один пункт, и ставили ему в вину то, что он, низложенный однажды собором, взошел опять на епископский престол самовольно, не принесши предварительно оправдания в сделанных на него обвинениях, а таковой поступок осуждается правилом одного собора 369 . Правило же, на котором они утверждались, состояло в следующем: «если какой епископ или священник, справедливо или несправедливо низложенный, входит в церковь (т. е. вступает в свои прежния права) сам собою, без собора, таковый да низвергнется без оправдания и совершенно». Но это правило постановлено было не православным собором, но арианским; ибо ариане, собравшись в Антиохии для прекращения веры в единосущие, издали такое правило по ненависти к св. Афанасию, чтоб положить ему этим правилом преграду к возвращению на прежний престол 370 . Св. Златоуст в оправдание свое говорил, что он восстановлен шестидесятью пятью епископами 371 ; и что суд собора Дубского не имеет никакой важности, потому что он состоял из одних его врагов, и потому что он не был на этом соборе, не слышал никаких обвинений и не делал ответов; а что он изгнан был только императором, который увлекся несправедливым гневом, по навету врагов, и им же возвращен. Наконец, говорил он, и то правило, на основании которого его теперь осуждают, не есть православное, но арианское, и потому не имеет никакого достоинства на суде. После сего св. Златоуст оставил собрание 372 . Епископы, знавшие его высокие добродетели, одобрили его ответы, и разными восклицаниями удовольствия выразили свои убеждения о его невинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

281 Прп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Ч. 1. С. 187. 282 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 438. 283 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 158. 284 Ср. радикальный «евгемеризм» свт. Иоанна Златоуста: «Весь список языческих богов состоит из этих людей» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 16). 285 Масоретский (еврейский) текст Писания в этом месте гласит: «Все боги народов – идолы, а Господь Небеса сотворил». 286 Центр японско-тибетской секты «Рейки» (членом которой был певец Игорь Сорин, солист группы «Иванушки International», покончивший с собой) скромно именует себя «Межгалактический Центр Сотрудничества». 287 Дамаский Диадох. О первых началах. СПб., 2000. С. 371 и 939. 288 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 392. 289 Честертон Г.К. Книга Иова//Избранные произведения. М., 1995. Т. 5. С. 174. 290 Буквально зд. «царица неба» – у Иеремии речь идет о поклонении Луне (Селене, Диане…) как божеству. 291 См.: Eisenberg J., Abecassis А. A Bible ouverte. Paris, 1978. Р. 101–102. 292 Соловьев В.С. Три разговора//Сочинения. М., 1988. Т. 2. С. 717. 293 Иоанн Мосх . Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 247. 294 Лосев А.Ф. Самое само//Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 363–367. 295 «Конечно, совершенно невозможно понимать значение Жертвы Распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физической Плотью, принял Чашу и запечатлел своей Кровью Завет, принесенный Им: “Нет больше любви той, как если кто положит душу за други свои”» (Письма Елены Рерих, 1932–1955 гг. С. 415). Вот слова свт. Григория Богослова на эту тему: «Какую же у них видим причину вочеловечивания? Если ту, чтобы вместился Бог, иначе невместимый, и во плоти, как бы под завесою, беседовал с людьми, то это будет у них одна нарядная личина и зрелищное лицедейство. Можно было иначе беседовать с нами, как прежде в купине неопалимой и в человеческом образе» (Свт. Григорий Богослов. Послание 3. К Кледонию//Творения. Т. 2. С. 12).

http://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010