Иноуе Кавацино-ками – 239 Иноуе Какугоро – 278, 279 Иноуе Павел – 428, 429 Иноуе Стефан – 392 Иноуе Хрисанф – 116, 117 Иоаким, св. – 517, 678 Иоаким, в Сиозава – 11, 12 Иоанн Богослов, св. – 37 Иоанн, евангелист – 203 Иоанн Златоуст – 775 Иоанн Кронштадтский – 300, 314, 356, 388 Иоаннский, митрополит Московский – 293, 320 Инаое Иоанн – 382 Иномама Гавриил – 356 Иокояма Ной – 332, 354, 355 Иона, китайский ученый – 796, 797 Иоритоми – см. Иоритомо Иоритомо – 50, 685 Иосида, врач – 681 Иосида Давид – см. Давид Иосида Стефан – 202 Иосимото Стефан – 202 Иосиф, в Сиозава – 12 Иосиф, библ. – 510, 517, 553, 584, 753 Иосицуне – 50, 169 Иото Димитрий – 431 Ирокава Симеон – 777 Исава Авраам – 26 Исайя, в Аннака – 9 Исибаси – 341 Исивара Агавья – 556 Исивара Иустин – 556 Исивара Петр – 232 Исигаме – 366, 665, 737 Исида, из Кокура – 447 Исида Анна – 201 Исида Игнатий – 201 Исида Иоанн – 198, 201, 264, 265, 270, 575, 578 Исидзука Стефан – 640, 642, 729, 739 Исидор, митрополит СПБ – 126, 127, 308, 319, 362, 363, 666 Исизака Александр – 711 Исизака Лин – 461, 470–472 Исизака Саломея – 471 Исии Акила – 392 Исии Павел – 30, 31, 42, 47, 65, 104–106, 108, 109 Исии Поликарп – 73, 75, 77 Исикава – 196, 555 Исикава Захария – 659 Исикава Лука – 88, 90 Исикава Петр – 314, 529, 555 Исимаки Агафья – 407 Исимото – 200 Исо Петр – 691 Исогае – см. Исогаи Исогаи Василий – 762 Исогаи Мария – 392 Исогаи Павел – 390, 392, 397 Исогаи Стефан – 213 Исохиса – 543 Исохиса, ученик – 548 Исохиса Иоанн – 544, 556, 557, 564 Исохиса Кирилл – 544 Исохиса Федор – 544 Итабаси – 342, 555 Итабаси Ирина – 407 Итабаси Исайя – 552 Итабаси Юния – 555 Итигаки – 279 Ито, граф – 279, 310, 446, 613 Ито, ростовщик – 668 Ито, в Нобеока – 456 Ито, из Ямага – 471 Ито Авраам – 365, 370 Ито Евфимия – 191, 193 Ито Иоанн – 89, 333, 363, 384, 392, 397, 573, 776–778 Ито Моисей – 195 Ито Николай – 154, 619, 640, 641, 643 Ито Петр – 371 Итоо – см. Ито Иуда – 257, 460, 488, 725 Ицибеи Кувадзу – 543, 544 Ицидзё Екатерина – 29 Ицидзё Стефан – 29, 109, 110, 332, 350

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Там же. 20 Там же, ч. 7, с. 438. 21  In epist ad Ephesios. Migne, PG, t. 95, col. 844A. 22 Толкование на Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Казань, 1881, с. 132. 23 Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1883, с. 307. 24 Святой Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Ефесянам, беседа 2, 3. - В кн.: Творения, т. 11, с. 100. 25 Святой Киприан Карфагенский. О единстве Церкви, гл. 5. - Там же, ч. 2, с. 180. 26 Там же. 27 Ср.: Митрополит Антоний. Собр. соч., т. 2; с. 16. 28 Подробное доказательство этой истины смотрите в кн.. Мышцин В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909, с. 144-155, 229 и след. 29 О единстве Церкви, гл. 14. - В кн.: Творения, ч. 2, с. 188, 189. 30 Письмо 43 к Антониану. - Там же, ч. 1, с. 236; Письмо 59 к Стефану. - Там же, ч. 1, с. 330. 31 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 360. 32  Письмо 53 к Стефану. - Там же, ч. 1, с. 312. 33 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 361. 34 О единстве Церкви, гл. 15. - Там же, ч. 2, с. 190. См. еще " О Молитве Господней " , гл. 24, ч. 2, с. 217-218; Письмо 43 к Антониану. - В кн.: Творения, ч. 1, с. 239. 35 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с. 371. 36 Письмо 58 к Квинту. - Там же, ч. 1, с. 326 - 327. 37 Письмо 61 к Помпею. - Там же, ч. 1, с. 353; Письмо 57 к Януарию. - Там же, ч. 1, с. 326. 38 Письмо 56 к Квинту. - Там же, ч. 1, с. 326; О единстве Церкви, гл. 23. - Там же, ч. 2, с. 197. 39 О единстве Церкви, гл. 3. - Там же, ч. 2, с. 179 - 180. 40 Там же, с. 178. 41 О единстве Церкви, гл. 14. - Там же, ч. 2, с. 189. 42 Там же, с. 190. Ср.: Письмо 60 к Юбаяну, - Там же, ч. 1, с. 334. 43 О единстве Церкви, гл. 17. - Там же, ч. 2, с. 191-192 44 Письмо 60 к Юбаяну. - Там же, ч. 1, с. 334-335. 45 Письмо 40 к Корнелию. - Там же, ч 1, с. 205. 46 Письмо 62 к Магну. - Там же, ч. 1, с, 360-361. Киприан ссылается здесь на Лк. 11, 23; Мф. 18, 17; Ин. 2, 18. См.: Письмо 57 к Януарию. - Там же, ч. 1, с. 324-325, Письмо 61 к Помпею. —Там же, ч. 1, с. 351. 47

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Гомилия «На слова: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор 11. 19)» (In dictum Pauli: Oportet haereses esse; CPG, N 4381; PG. 51. Col. 251-260; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 254-263), место и время произнесения неизвестны ( Mayer. 2005. P. 86). Говорится о том, что апостол не считал, будто ереси должны возникнуть с необходимостью, словно по какой-то объективной причине. Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Свт. Иоанн Златоуст. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) 3 гомилии «На слова апостола: «Имея тот же дух веры» (2 Кор 4. 13)» (In illud: Habentes eundem spiritum; CPG, N 4383; PG. 51. Col. 271-302; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 276-309), произнесены, вероятно, в Антиохии, в 387-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481). Содержат рассуждения о значении и силе веры, без к-рой не может быть и учения. Гомилия «На слова: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию» (2 Кор 11. 1)» (In illud: Utinam sustineretis modicum; CPG, N 4384; PG. 51. Col. 301-310; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 309-319), произнесена, вероятно, вскоре после предыдущих (ActaSS. Sept. T. 4. P. 481-482). Гомилия «На слова: «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор 1. 25)» (In illud: Quia quod stultum est Dei, sapientius est hominibus; CPG, N 4441.14), не издана. Гомилия «Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп 1. 18)» (De profectu evangelii; CPG, N 4385; PG. 51. Col. 311-320; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 319-330), произнесена, по-видимому, в Антиохии в кон. дек. 386 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 458). Направлена против тех, кто пользуются словами Свящ. Писания необдуманно, во вред ближним. Гомилия «На слова: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал 2. 11)» (In illud: In faciem ei restiti; CPG, N 4391; PG. 51. Col. 371-388; рус. пер.: Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 384-402), произнесена в Антиохии, вероятно, ок. 386-388 гг. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 504). Рассматривается вопрос о размолвке между апостолами Петром и Павлом.

http://pravenc.ru/text/540881.html

Чем больше мы приобретаем совершенств, тем более лютым становится диавол; он делается более свирепым, когда видит, что мы заботливо совершенствуем свою жизнь ( 36, 10 ). Желающий жить по образу и подобию Божию должен быть презираем всеми, стать предметом насмешек и неуважения как на словах, так и в делах. Святитель Иоанн Златоуст ( 36, 922 ). Как при естественном рождении младенец не всегда остается младенцем, но растет телом и возрастает разумом и рассуждением, так должно быть и в духовном рождении, в котором рождаемся свыше, от Бога. Не всегда нужно быть младенцем во Христе и питаться молоком... нужно стараться возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ) ( 104, 1913–1914 ). Нужна для этого постоянная и усердная молитва, поскольку без помощи Божией не только преуспевать, но и сохранить себя не можем в христианском благочестии, по слову Христову: «...без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Помощь же и благодать Божию мы получаем по молитве, как сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7, 7 ). Поэтому хотящий расти и успевать в благочестии должен усердно молиться и просить к этому помощи у Бога ( 104, 1914 ). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3, 16–17 ). Если хочешь успевать в истинном благочестии, читай или слушай Святое Писание со всяким прилежанием. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1914 ). Нельзя быть совершенным... не отказавшись не только от денег и дома, но даже от души своей... Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 371 ). «Пойди, продай имение твое и раздай нищим»... Кому заповедует это Господь? Тому богачу, который желал получить совет, как наследовать жизнь вечную. Ибо он сказал это Господу: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь же отвечает не так: «Если хочешь войти в жизнь вечную, иди, продай имение твое», а так: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Только когда юноша сказал, что сохранил те из заповедей, какие напомнил ему Господь, и спросил, чего еще ему недостает, он получил ответ: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим»... А чтобы он не подумал, что так он только потеряет то, что любил, Господь говорит: «...и будешь иметь сокровище на небесах»... И еще добавляет: «...и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 16–24 ), чтобы кто-нибудь не подумал, что могла быть польза от того, если бы он продал имение, а за Христом не последовал. Но юноша отходит с печалью, ибо он должен был увидеть, в какой мере сохранил заповеди Закона, ибо я думаю, что он говорил более высокомерно, чем правдиво, что сохранил их. Но во всяком случае Благой Учитель отличил здесь исполнение заповедей Закона от совершенства...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

148 Творения. Том. 2. 185 письмо комиту Ермину о благодати святого крещения. 1860 г., стр. 229–230. 149 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. 165 В греческом тексте слова «спасает крещение» стоят рядом: «ι κα μς νττυπoν νν σζει βπτισμα, о σαρκς πθεσις πoυ, λλ συνειδσεως (совести), γαθς περτημα (вопрос, спрашивание, требование, обещание) ες Θεν, δι’ ναστσεως ησo Χριστo”. 171 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 172 Евангелист Иоанн замечает: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (4:2), и этим дает возможность ясно понять, что крещение, совершаемое апостолом, было водное. Если же разуметь под крещением «научение», как говорят сектанты, то оказалось бы, что не Иисус Христос учил, а ученики Его (!). 175 «Не сказал просто: от тьмы, но от власти», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «так как (диавол) над нами имеет великую силу и господствует. Тяжко быть и просто под диаволом., а (под диаволом) со властью – и того тяжелее... Не сказал – изверг, но – избавил. Показывая, с одной стороны несчастное состояние наше и плен тех, с другой – беспрепятственность силы Божией». Творения. Том 11, Бесед. 2 на Посл. к Кол 1905 г., стр. 371. 180 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Греко-Российс. Церкви, по её символ, книг, тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 22. 184 «Но что скажешь о тех, которые ещё младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам их? Непременно; если настоит опасность», – учит святой Григорий Богослов . – «Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатью, и совершалось над неполучивми еще употребления разума». Творения. Часть 3. Слово 40 на Святое Крещение. 1889 г., стр. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «муку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» ( Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26). IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей ( Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam). Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

http://pravenc.ru/text/149333.html

  XV, 1. Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть. 2. Всяку розгу о мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. 3. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Последнее обращение к ученикам указывает на значение слов: «Отец очищает лозу». Очищение производится Словом Божиим; только оно делает человека достойным приблизиться к Богу. Господь, глаголя: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель есть», напоминает древнее пророчество Исаии, произносившего по повелению Божию притчу, где Бог уподобляется также делателю 220 . Исаии V, 1, 2.... У Возлюбленного Моего был виноградник.... и Он обнес его оградою.... и насадил.... и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.... 5–6. И оставлю его в запустении.... 7. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль». «Аз есмь лоза истинная, глаголал Господь, и Отец Мой делатель есть». Сопоставляя пророчество Исаии со словами Господа, мы видим, что мужи Израиля, предназначенные принести плоды добра, не могли принести их, хотя огражденные законом и очищаемые пророчествами. Израиль не сделался лозой Божией, лозой истинной, он принес дикие ягоды. Тогда явился Сын Божий во плоти, который во образе человеческом сделался Единым истинным Израилем, которого хотел создать Бог . Как человек, представляющий Собою все человечество, Он только есть «лоза истинная», возросшая по мысли Отца делателя. Посему естественно, что только ветви (рождие), принадлежащие к лозе истинной, суть соучастники плодородия лозы, жизнь которой есть Существо Второй Ипостаси Святой Троицы, нераздельное с пребывающим с ним Духом Святым. Не отделение Ипостасей изображается в словах 1 и 2 стихов, а образ делания и действования Бога всемогущего, во святой Троице покланяемого. Отец в милосердии Своем есть делатель; по мысли Божией Слово, являющее Невидимого, плоть бысть и становится лозою, в коей соединяется и Божество и человечество, дабы люди могли привиться к этой вечной лозе, дающей вечное счастье пребывающим неотделенными от неё. Не лозу, или корень, замечает Златоуст (бесед. 76, стр. 371), – очищает Отец но только рождие: о них Его попечение, ибо виноградная лоза есть Сам воплощенный Бог – Слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В голове же нет жизни, а только ее верхушка. Жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни. Епископ Феофан Затворник (107, 271-272), (115, 455). Гордые и надменные иудеи, желая прервать беседу с учениками, подошли к Нему с вопросом: " Какой властью Ты это делаешь? " (Мф. 21, 23). Поскольку иудеи не могли унизить Его чудес, то ставят Ему в вину Его поступок с тор-гующими в храме. Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но с тем же смыслом: " Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? " (Ин. 2, 18). И Христос отвечал им: " Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Ин. 2, 19). И здесь Он приводит их в крайнее затруднение. Отсюда видно, что случай, описываемый Иоанном, был в начале служения Иисуса, когда Он только что начал творить чудеса, а описываемый Матфеем был при конце Его служения. Смысл вопроса иудеев был такой: получил ли Ты учительскую кафедру, рукоположен ли во священника, что проявляешь такую власть? Хотя Христос ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но, не имея ничего сказать против Иисуса, иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, из-за чудес они не смели укорять Его в то самое время, когда Он изгнал торгующих из храма, но укорили Его уже после, когда увидели Его. Что же Христос? Он не прямо отвечает на их вопрос, показывая тем, что они могли знать о Его власти, если бы захотели, но Сам спрашивает их: " Крещение Иоанново с небес было, или от чсловеков? " (Лк. 20, 4). Но как это относится к делу, спросишь ты? Прямо. Если бы они сказали: " с небес " , Он отвечал бы им: " Почему же вы не поверили ему? " (Лк. 20, 5). Потому что если бы верили Иоанну, то и не спрашивали бы об этом, так как Иоанн говорил о Нем: у Него " Я недостоин развязать ремень обуви " (Лк. 3, 16). И еще: " Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1, 29). И также: " Приходящий свыше и есть выше всех " (Ин. 3, 31). И опять: " Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое " (Мф. 3, 12). И если бы иудеи поверили Иоанну, то им нетрудно было бы понять, какой властью Христос делает это. Поскольку же иудеи лукаво отвечали Ему: " Не знаем " (Лк. 20, 7), то Христос не сказал им: " И Я не знаю " . Но что же? " И Я не скажу вам, какою властью это делаю " (Лк. 20, 8). Если бы они в самом деле не знали, надо было бы научить их. Но так как они поступали лукаво, и Христос справедливо ничего не отвечал им. Почему же иудеи не сказали, что крещение Иоанново было от людей? Боялись народа, сказано. Видишь ли развращенное сердце? Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. Ибо и Иоанна боялись для людей, уважая святого мужа не ради него самого, но для народа. Для народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа. Вот где источник всех зол для них! Святитель Иоанн Златоуст (116, 371-372).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Но были и такие случаи, когда это делалось без согласия на то живших с ними в супружестве. И так как от этого возникали в семьях неудовольствия и опасности для нравственности, то апостол Павел написал общие советы и наставления о их супружеской жизни. Поскольку супружеский закон, – писал он, – соделал мужа и жену одною плотью, то жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена ( 1Кор.7:4 ). Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу ( 1Кор.7:3 ). Жена, не должна воздерживаться против воли мужа от брачной жизни, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Не уклоняйтесь, – говорит Апостол, – друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе ( 1Кор.7:5 ). От одностороннего воздержания, без обоюдного согласия, происходят домашние расстройства, ссоры и неприятности, а иногда этим подается повод к распутству. По словам Златоуста, «всему должно предпочитать единодушие» 368 . При этом апостол Павел обращает внимание и на другую возможную крайность – духовное расслабление и невоздержание. Не живите, – говорит, – в духовной беспечности и расслабленности, не порабощайтесь плотским удовольствиям, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:5 ) 369 . Христианским супругам, стремящимся к богоугождению и провождающим жизнь целомудренную, апостол Павел заповедует воздержание по обоюдному согласию и только на время – для упражнения в делах благочестия, например, во время поста для усердной молитвы, имея в виду, что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. Наставление Апостола может относиться ко всем церковным постам, особенно к дням говения и Причащения 370 . В церковных канонических правилах установлено воздерживаться от брачного общения в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера под эти праздники), потому что в эти дни духовная жизнь приносится Господу 371 . Таковы требования христианского закона богоугождения и целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

О каких горах мог говорить пленник, возвращающийся из Вавилона в Иерусалим, в свое отечество, как не о горах Палестины и, в частности, не о горе Сион, на которой стоял некогда ковчег Завета и вблизи которой находился разрушенный храм Соломонов, где каждый израильтянин того времени воображал невидимое присутствие Творца всего мира, а потому и обращался во время молитвы лицом по направлению к сему священному городу, как это делал и пророк Даниил ( Дан.6:10 ). Посему пророк-псалмопевец и говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» (пер. с евр.). Обращать поэтому взоры к горам значило то же, что обращаться к Иерусалиму, воспоминать в тихой скорби об утраченном отечестве. При таком воспоминании сам собою небольно возникал вопрос: откуда же и как придет помощь к бедствующим пленникам? Вера во всемогущего Бога, Творца неба и земли, и надежда на милосердие Его подсказали пророку и ответ на его вопрос: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Св. Иоанн Златоуст в объяснение сего так говорит: «Если иудеи, сии грубые и пристрастные к земле люди, столько сделались усердными по возвращении из плена и бедствий и внимательны к небу, то тем более бедствие может исправить нас» с. 371]. И далее он же говорит: «Те, которые недавно говорили к дереву: ты бог мой! – и к камню: ты меня родил, – теперь признают Творца вселенной и говорят: Помощь моя от Господа; не от людей или коней, и не от союзников, но от Господа. Это содействие непреодолимо, и не только непобедимо, но и легко, если только мы внимательны к горнему. Для сего-то одному сему животному (т.е. человеку) Бог устроил прямое положение тела, а глаза поместил на верху оного, чтобы чувственным сим устроением вразумлять, что должно смотреть на высоту и любомудрствовать о небесном» с. 372]. Это чувственное устроение человека, с намерением обращать взоры его на высоту и любомудрствовать о небесном, усматривается особенно из названия его на греческом языке, которое по корнеслову производится так: «кверху обращает взор».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010