Затем мы возросли в нравственном отношении, и от этого самое оружие стало несовершенным 361 . Кроме того отмена древней религии должна была произойти вследствие развращения и отвержения иудейства 362 . Сам по себе древний закон Христу не противоречит. Этого не могло быть, потому что закон дан Христом и к Нему нас руководит 363 . Между Моисеем и Христом противоречия нет (ср. Мф. 5:32; 19:4–19 и Втор. 24:1–4 ) 364 . Если бы древний закон произошёл от злой силы, то Христос разрушил бы власть её. Между тем Господь не нарушал закона, не противился ему, но исполнял, одобрял (ср. Мф. 5:1 ; Рим. 10:4; 3: 31 ) 365 , превозносил, называя сокровищем ( Мф. 13:52 ) 366 . С другой стороны, если бы закон был худ, то не следовало бы снимать с него покрывала. Закону надлежало бы оставаться прикровенным и после благодати. Но благодать делает приступающих к ней более проницательными в деле разумения закона. Христос открывает очи людям, приступающим к Нему, чтобы они могли видеть руководство закона, а, сделавшись ясным, закон с лёгкостью может руководить разумеющих дела Христовы. Это составляет лучшее доказательство сродства закона с благодатью. Ни Христос, следовательно, не враждует против закона, ни закон – против Иисуса. Напротив, закон приготовлял людей к великому любомудрию, а Христос принимал их оттуда и возводил на верх совершенства 367 . Закон заслуживает похвалы именно за то, что сделал людей способными подняться над мелочностью написанного в нём и возвыситься до высочайших догматов Христовых 368 . Новый Завет, следовательно, есть высшая ступень божественного Откровения, по отношению к которой Ветхий Завет имеет значение подготовительное. В этом именно смысле Златоуст излагает своё учение о превосходстве новозаветного Откровения. Новый Завет назван таковым в таком же смысле, в каком всякая вещь называется новой тогда, когда она содержит в себе что-либо более, в сравнении со старой. Так старый, готовый разрушиться, дом называется новым, после того как разбирается его основание, вынимается одно, вставляется другое: уничтожается одно, остаётся другое: небо называется новым, когда ниспосылает дождь; земля, – когда не остаётся бесплодной, но изменяется в плодоносную (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Ср., напр., А. Покровский, Библейское учение о первобытной религии. Сергиева Лавра. 1901. Стр. 349. 5 Э. Ренан. История Израильского народа. Перев. с фр. под ред. Дубнова. С.-П. 1908, стр. 44. Ср. также J. Hastings, The creater, op. cit. p. 55. 6 Flavii Iosephi Opera. Ed. Niese. Berolini. Antiqu. Vol. I, I гл. II2. Русск. перев. Генкеля, т. I. стр. 8. 9 Ср. Митроп. Филарет, Зап. на кн. Бытия, Москва. 1867; ч. 1-я, стр. 95. Св. Ефрем Сирин развивает ту мысль, что Иавал услаждал на пиршествах мясом животных каинитянок и сифитов, увлекшихся дочерями человеческими, тогда как Иувал пленял сладкими звуками гуслей. Твор. Ч. VI. Москва. 1861. Стр. 363. 13 F. Hummelauer, Commentarius in Genesim. Parisiis. 1895, p. 191 (Sen Cursus Script. Sacrae auct. R. Cornely, И. Knabenbauer, Pr. de Hummelauer ab. Soc. J. presb.). 14 F. Hummelauer (Comment, in Genes. Op. cit. p. 191) дает свод суждений (Ewald " a, Reuss " a и др.) о домоисеевском происхождении этой песни. 15 О жестокости отдельных лиц и варварских народов знает история. Но последняя нередко смягчает свой суровый приговор о представителях жестокости замечанием об их дикости, некультурности. Это извинение едва ли может быть сделано для тевтонцев. Печать ежедневно говорит с негодованием о зверствах германцев и австрийцев. Но, кажется, самым выразительным показателем настроения их служат «кровавые мечты». Вот что сообщалось по этому поводу в «Новом Времени» 13865). Солдаты, отправляясь на войну, украшали вагоны воинственными надписями. Одна из них гласит: «если русская кровь польется дождем и французские головы посыплятся, как снег, то мы будем просить Бога, чтобы Он продлил нам такую погоду». С этих надписей сняты снимки и они продаются в виде открыток. 16 В основе такого истолкования, которого держатся, например, Св. Иоанн Златоуст (Твор. Op. cit. T. IV, кн. 1-я, стр. 180) и блаж. Феодорит (Твор. в русск. перев. Ч. 1-я, изд. 2-е. Сергиева Лавра. 1905 г. Толков. на кн. Бытия. Вопр. 45, стр. 41) лежит, по-видимому, какое то древнее предание о раскаянии Ламеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

3 «От незнания Писания, – говорит св. Златоуст, – произникли тысячи зол, произошли многие заразительные ереси, беспечная жизнь, бесполезные труды. Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так не освещаемый лучом божественных Писаний принужден беспрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме. В предотвращение сего раскроем глаза, дабы озарились они блистанием апостольских глаголов. Предисл. к толк. на посл. к Рим. 4 Всел. 7-го соб. прав. 2. см. в Кн. прав. изд. 1843. стр. 110. – Кирил. иерус. Оглас. поуч. 4, чл. 33, 35, 36, – Иоан. Дамаск. Точн. излож. правосл. веры. М. 1844. стр. 270. 5 «Есть известные правила, способствующие к уразумению священного Писания; вижу на опыте, что их не без пользы можно преподать любителям слова Божия, дабы сии люди не только с успехом могли читать толкователей священного Писания, но и сами объясняли оное другим», – говорит еще блаж. Августин. De doclr. Christ. in princ. 7 Изъяснение Писания у иудеев было двоякое: а) совершенно буквальное, часто извращенное по человеческим преданиям, и б) иносказательное и таинственное. Конст. Кондог. ‘Eρμηνευτ, τν γων ραφν ισαγ, χειρογρ. §4: σντομ, ζορ, τζ ρμηνευτιζ. 8 Сочинения своей науки блаж. Августин начал около 393 года, вскоре после того, как сделался епископом-викарием Валерия, при котором был сперва проповедником, и довел ее до 36-й гл. III-й книги; последние главы ее и вся IV книга написаны им уже около 427 года. Таким образом от начала сочинения до окончания протекло более 30 лет: ручательство за зрелость мыслей и достоинство труда. 13 Раввины утверждают, что на каждой йоте Писания держатся горы премудрости, т. е. в каждом его выражении содержится много смыслов. См. Unterk. Herm, bibl, gen. § 13, p. H. – Glas. Phil. sacr. lib. 2. P. l.tract. 1. p. 363. 14 Напр. Фома Аквинат говорит; «Quia sensus litteralis est, quem auctor intendit, auctor autem S. Scripturae Deus est, qui omnia suo intellectu comprehendit, non est inconveniens, ut dicit Augustinus 12 Conf., si etiam secundum litteralem sensum in una littera Scripturae plures sint sensus.» Sum. P. I. Quaest. 1. art. 10. – De pot. art. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Это фраза из предания, сохранившегося в апокрифических «Деяниях Павла и Феклы». См. описание, процитированное выше, в начале §29. В других описаниях, в «Филопатрии» Псевдо–Лукиана (II или, более вероятно, IV век), в сочинениях Малалы Антиохийского (VI век) и Никифора (XV век), Павел изображен маленьким, лысым, с большим орлиным носом, седыми волосами и густой бородой, светло–серыми глазами, немного сгорбленным и сутулым, но интересным и привлекательным. См. Lewin, St. Paul, II. 412. Самый древний сохранившийся портрет Павла, предположительно конца I или начала II века, был найден в усыпальнице Домитиллы (из рода Флавиев), на большом бронзовом медальоне, который хранится в библиотеке Ватикана. На этом медальоне изображены Павел слева и Петр справа. Оба лица далеко не красивы, но исполнены достоинства; Павел выглядит менее привлекательным, чем Петр, у него явно больные глаза, приоткрытый рот, лысая голова и короткая густая борода, но он имеет задумчивый, серьезный и величавый вид. См. Lewin, II. 211. Златоуст в одной из бесед называет Павла человеком ростом в три локтя ( τρπηχυς νθρωπος). Лютер фантазировал: «St. Paulus war ein armes dürres Männlein, wie Magister Philippus» (Меланхтон). Поэтическое описание, составленное Дж. X. Ньюманом, можно найти у Фаррара (I. 220), а Пламптре (в приложении к своему «Толкованию книги Деяний») приводит его наряду со своим собственным. Ренан («Апостолы»), основываясь отчасти на посланиях Павла, отчасти на апокрифических источниках, рисует такой поразительный образ апостола: «Он был обаятелен, обладал прекрасными манерами, его письма являют нам гениального человека возвышенных устремлений, хотя их стиль хромает. Никакая другая переписка не может похвастаться столь редкой учтивостью, тонкими оттенками смысла, милой скромностью и сдержанностью. Раз или два нас ранит его сарказм (Гал. 5:12; Флп. 3:2). Но что это за наслаждение! Что за обилие прелестных слов! Что за оригинальность! Внешность Павла не соответствовала величию его души. Он был уродлив, невысок ростом, дороден, у него была маленькая лысая бледная голова, орлиный нос, пронизывающий взгляд, темные брови, а его лицо скрывала густая борода. Речь, затрудненная и неграмотная, не могла выразить всего его красноречия. Он с редкой тактичностью превратил изъяны своей внешности в достоинства. Среди евреев есть люди величайшей красоты и люди совершенно невзрачные (des types de la plus grande beauté et de la plus complète laideur); но иудейская невзрачность — единственная в своем роде. Странные лица, на первый взгляд вызывающие смех, когда их оживляет свет мысли, приобретают особенное, глубокое и величественное выражение (une sorte d " éclat profond et de majesté)» . 363

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Praeparatio evangel. IX. 17. Мнения, что Авраам у халдеев научился знанию о звездах и считал звезды богами, пока не был призван Богом на служение Себе, держится и Филон см. De Abrahamo р. 359. Св. Кирилл в кн. 10 «Прот. Юлиана» опровергает Юлиана, доказывавшего на осн. 5 ст XV гл. кн. Быт., что Авраам был посвящен в тайны астрологии, что служит, по мнению Юлиана, явным доказательством покровительства Божия этой науке. Приведенные свидетельства ясно показывают, насколько в древности было распространено мнение об астрологических познаниях Авраама, которыми, по мнению св. отцов, он и воспользовался для прославления имени Божия, доказав несостоятельность языческого поклонения звездам, как богам. 45 Liber Hebr. quaest. in Genesim, cap. XI, vers. 528. cp. Ibid cap. XII, vers. 4, см. у Mign’я ser. lat. t. II– III. 55 См. св. Иоан. Злат. Беседы на кн. Быт. т. II, 202, 218, 232, 244; 301–312: бл. Феодорит его твор. т. V, 363–304: св. Епиф. Кипр, его твор. т. И. 33–34. 58 Указание на такую причину переселения Фарры из Халдеи есть и у Иронима в словах: «совершенно верно, что после преследования (post persecumionem) Фарра пришел в Харран» см. IeЬr. quaest. in Genes., cap. XII, vers. 4. 61 Ibidem. И по мнению св. Ефрема Сирина , Авраам вышел из Харрана еще при жизни своего отца, а не но смерти его. Ефрем Сирин говорит: «Авраам оставил родителей своих, потому что не хотел с ним идти, но взял с собою Лота, потому что он поверил обетованию, какое дано было Аврааму» (твор. Ефрема т. 8, Толк, на кн. Бытия, стр. 327). Эта мысль св. Ефрема дает право признать его вполне солидарным в решении вопроса о времени выхода Авраама из Харрана с блаж. Августином. 73 Так объясняет причину переселения Авраама из населенного места – Лузы в пустыню Св. Иоан. Златоуст. Бес. на кн. Быт. ч. II стр. 210, Бес. 32. 78 В латинском тексте слово «душа» в данном месте переводится – mens. Такая терминология объясняется взглядом св. Амвросия и большинства св. отцов на состав человека. По его мнению, человек состоит из тела – corpus, души – anima, и духа – mens. Anima – это нечто среднее между телом и чисто духовным началом. Духовное начало mens, это высшая часть человека, образ Бога. В переводе на русский язык нет надобности держаться строго этой терминологии и потому как anima, так и mens мы будем переводить словом душа. 79 Представленный общий взгляд Амвросия на историю Авраама в связи с предшествовавшей историей человечества мы изложили по его соч. «De Abraham», lib II, cap. И, сравн: с его же «De paradiso».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод LXX был сделан по еврейским манускриптам, писанным финикийскими буквами, а не квадратными литерами 362 – Ориген сообщает нам, что имя Иеговы сохранилось в том виде, как оно было в переводе, писанном древними еврейскими буквами. 363 – Различия, которые существуют между переводом LXX и современным еврейским текстом, доказывают также, что греческие переводчики имели под руками несколько манускриптов с финикийскими буквами, потому что эти разности неизъяснимы при квадратном письме: так Thasoban, вместо Esebon; он скажет, вместо он передаст. 364 – Оригиналы, которыми пользовались греческие переводчики, не имели гласных. Отсюда происходит, что LXX часто пишут собственные имена с другими гласными, чем масореты, например, Phasga, вместо Pisgah ( Втор.34:1 ). Бл. Иероним, в Вульгате, обыкновенно сохранял произношение LXX предпочтительно пред еврейским произношением, по причине права господства, которое приобрели уже греческие транскрипции. Так, он называет победителя Иерусалима Nabuchodonosor, как греческая Библия, а не Nebukadnesar, как в масоретском тексте. Ассирийские памятники доказывают, что правописание некоторых собственных иностранных имен вообще точнее у LXX, чем в современном еврейском тексте. Следовательно, предание еще в их время сохранило довольно верно произношение, которое было изменено во времена масоретов. История текста и изданий LXX 1 . Перевод LXX получил большое распространение между иудеями-еллинистами, он был принят во всеобщее употребление первыми христианами. 365 Отсюда произошло то, что копии умножились быстро и, вследствие многочисленных транскрипций, которым они подверглись, в них рано вошли многие ошибки; экземпляры, которыми пользовались древнейшие отцы, были уже несовершенны. – 1) Ориген предпринял их пересмотр, но он вознамерился, кроме того, сравнить греческий текст с еврейским оригиналом, чтобы дать критическое издание LXX. 366 Его рецензия названа экзаплою, в отлиичие от рецензии, которою пользовались до него и которую называли общею, общераспространенною, κοιν, vulgata, или доэкзапловскою. 367 – 2) Св. Лукиан, пресвитер и мученик антиохийский, предпринял в начале IV века исправление греческого перевода по еврейскому тексту. Его издание сохранило название общераспространенного, κοιν; его называли также иногда Λουκιανς. 368 Св. И. Златоуст пользовался им в своих беседах, и Ульфила принял его в основание своего перевода св. Писания на готский язык. 369 – 3) К тому же времени египетский епископ Исихий опубликовал со своей стороны новую рецензию, которая распространилась по преимуществу в Египте. 370 Рецензия Оригена , переписанная Памфилом и Евсевием, была принята в Палестине; рецензия Лукиана – в Антиохии и Константинополе. 371

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Минь. Т. I. С. 360 Творения Т. I. С. 90 108. Воспитание и наука Когда мы хотим ознакомить детей с науками, то устраняем все, чт препятствует, и доставляем все, чт содействует учению… А скромность нравов и строгость доблестной жизни, неужели, по вашему мнению, придут сами собой и притом при столь многих к тому препятствиях?... Ведь любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов. Минь. Т. I. С. 363 Творения Т. I. С. 94 109. Промысл Божий Теперь происходит тоже, как если бы во время бури кормчий делал все со своей стороны и старался бы спасти судно, но его ревностное искусство не было бы замечаемо находящимися на судне вследствие смятения и страха, и беспокойства от угрожающих бедствий. Так и Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию, отрицая Промысл. Минь. Т. I. С. 365 Творения Т. I. С. 97 110. Юность Человеку надобно бороться в течение всей настоящей жизни, начиная с самого юного возраста, или с десяти лет (ибо с этого возраста надлежит давать отчет за грехи, как показывает пример отроков, пожранных медведями за насмешки над Елисеем). Минь. Т. I. С. 378 Творения Т. I. С. 112 111. Молодость. Молодому человеку надобно быть всегда в тишине и спокойствии, не вмешиваться в (мирские) дела и не вращаться в той среде, где много шума и смятения. Минь. Т. I. С. 378 Творения Т. I. С. 112 112. Закон Божий, как предмет воспитания Если бы мы детей своих прежде всего другого наставляли быть друзьями Божиими и учили вместо всех и прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол, и то, что говорится о будущей жизни, то есть отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (ср.: Ис. 35:10 ), все мы имели бы и здесь. Минь. Т. I. С. 381 Творения Т. I. С. 116 113. Проповедники добра и зла

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Св. Златоуст 363 говорит жителям Антиохии о епископе Флавиане, отправившемся ходатайствовать за них пред Императором Феодосием Великим: «священные законы преклонили самую царственную главу под руки его (Флавиана)». Императоры Гонорий и Валентиниан в одном из своих уставов говорят о епископах, как о таких людях, пред которыми преклоняет голову вся земля 364 . Император Валентиниан, – по свидетельству блаж. Феодорита, – повелел епископам, собравшимся для избрания архипастыря Медионанского, избрать такого мужа, пред которым бы самые правители Государства охотно преклоняли свои главы 365 . Представим свидетельства на то, как сей благочестивый обычай в древности был исполняем сильными земли. Св. Иларий Пиктавийский говорит Императору Константцию: «ты лобзаешь священников.., преклоняешь голову под благословение» 366 Диакон Марк, жизнеописатель св. Порфирия Газского, повествует, что супруга Императора Аркадия, Евдоксия, которую пред разрешением от бремени посетили Епископы, просила у них благословения себе и плоду чрева своего, и Епископы благословили. Ещё говорит он о призвании к сей Императрице св. Порфирия и свиты его: «Она встретила нас в дверях опочивальни, неся младенца (Феодосия младшего), покрытого порфирою. Она преклонила главу, говоря: Отцы! благословите меня и сына, которого Господь даровал по святым вашим молитвам; – передала им младенца для благословения, и епископы вознаменовали и её и младенца знамением креста» 367 . В царствование Юстиниана I , Константинопольский Патриарх Епифаний, как повествует Прокопий, дал по обычаю (σα εχοζ ν) благословение флоту, отправляемому в Африку против Вандалов 368 . История Церкви показывает нам, с каким торжественным благоговением в некоторых случаях принимали архипастырское благословение жители целого обширного города. Когда славный защитник Православия Мелетий Антиохийский , после изгнания, возвращался в Антиохию: то весь народ устремился в сретение ему, и те, которые приблизились к нему, касались ног его и лобзали его руки 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Книжникам и фарисеям хотелось показать, что ученики Его нарушают закон; Христос напротив показывает, что они сами делают это, а ученики не подлежат обвинению. Ибо постановление человеческое не есть закон; потому Он и называет его преданием, и преданием людей самых беззаконных. Но так как предание, повелевающее умывать руки, не было противно закону – оно есть следующее: фарисеи учили юношей под видом благочестия презирать отцев; каким же образом? Если кто из родителей говорил сыну: дай мне сию овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что; то они отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, итак ты не можешь получить сего. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей под предлогом приношения Богу лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога под предлогом обязанности к родителям... Итак, показав, что пренебрегающие законом Божиим не должны обвинять тех, кои нарушают предание старцев, Он то же самое показывает и из слов пророка… Что же говорит пророк? – Людие сии устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим (Иса. 29:13). Видишь ли пророчество, совершенно согласное с словами Иисуса Христа, и которое еще прежде возвещало злобу иудеев? Что Христос осудил ныне, о том еще прежде говорил Исаия, т. е. что иудеи заповеди Божии презирают (ибо всуе чтут Мя, сказал Он); а о своих постановлениях прилагают великое старание, учаще учением, заповедем человеческим. Посему справедливо ученики не соблюдают сих постановлений». Св. Златоуст . Бесед. 51 на еванг. Матфея: ч. 2, стр. 363–364. 365. 366–367. 368–369. Москва, 1846 г. 135 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 12, чл. 14: твор. стр. 241. Париж, 1710 г. Снес. бл. Иерон. Письм. к Алгазии, отв. 10: твор. т. 4, ч. 1, стр. 206–207. Париж, 1706 г. «Если Господь говорил это о законе, то как же Он выше защищает его и поборает по нем и спорит, говоря: почто преступаете заповедь за предание ваше? К чему приводит слова пророка: людие сии устнами чтут Мя и проч.? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Unbegaun. New York, 1968. P. 69–77. Еще об одном примере разоблачения якобы “оригинального сочинения” см.: Keipert Н. Ein neues Werk Johannes des Exarchen?//ZSIPhil. 1973/1974. Bd.37. S. 356–370; Freydank D. Die Himmelfahrtshomilie “veselíte sq nebesa” des Exarchen Johannes und ihre griechische Vorlagen//ZS1. 1975. Bd.20. S. 382–390. 363 См.: [ Порфирьев И.Я. ] О чтении книг в древние времена в России//ПрСоб. 1858. С. 173–198, 443–461; Palmieri А. (прим. 357) (обзор различных групп сборников); Гранстрем Е.Э. (прим. 357); кроме того: Срезневский И.И. Златоструй//Срезневский И.И. Сведения и заметки (прим. 357). Т.1. С.21; он же. Сборник поучений XII века//Там же. Т.2. С.52; Петров Н. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875. С.296–301; Малинин В.Н. Исследование Златоструя по рукописи XII в. имп. Публ. Библиотеки. Киев, 1878; Петухов Е. Древние поучения на воскресные дни Великого Поста. (СбОРЯС. Т.40. СПб., 1886; Сперанский М.Н. Златоуст – Рукопись XVI века Тверского музея. СПб., 1889; Яковлев В.А. К литературной истории древнерусских сборников: Опыт исследования “Измарагда”. Одесса, 1893 (перепеч.: Leipzig, 1974); Петухов Е.В. К вопросу о “Златых цепях”//Изв. ИФИБ. 1894. Т.13. Прилож. С.33–60; Михайлов А. К вопросу об “Учительном Евангелии” Константина, епископа Болгарского//Древности. 1895. Т.1. С.76–133; Карнеев А. (прим. 349); Орлов А.С. Сборники “Златоуст” и “Торжественник”. (ПДПИ.158). СПб., 1905; Соболевский А.И. Из церковнославянской учительной литературы//ИОРЯС. 1908. Т.13. С. 264–289; 1910. Т.15. С.41–61; Пономарев А.И. К литературной истории сборников “Златая чепь”//Уч. зап. КУ. 1916. Т.83. С. 1–32; Седельников А. Книга “Рай” – особый вид Златоустника//Сб. статей (прим. 9). С.95–99; Ильинский Г.А. Златоструй А.Ф. Бычкова XI века. (БСт. 10). София, 1929. Наряду со сборниками гомилетического характера существовали гномологические (философско-богословские) флорилегии – жанр, в равной мере популярный как в Византии, так и на Руси: Сухомлинов Μ.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010