Осмысление искажения человеческого естества святитель Феофан Затворник строит на словах апостола Павла из послания к Евреям: Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго ( Евр. 3:12–13 ). Святитель из этого делает заключение, согласное, как можно видеть, с мнениями и других святых отцов: такое изменение «начинается неверием, ослаблением убеждения в истине, омрачением ума» 361 . Человек действительно отходит от Бога, поскольку неверие «наводит некоторую тень на истину, на Бога, закон Его и Божественный порядок – следовательно, и их отдаляет из сознания по мере увеличения сей тени. Так поступил диавол вначале, омрачив лик Божий в уме прародителей» 362 . В другом послании апостола тех, кто в горделивом надеянии на себя противится Господу, апостол Павел называет «людьми, развращенными умом» ( 2Тим. 3:8 ).Святитель Феофан Затворник поясняет, что особый вид развращения ума – «обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный» 363 . Как писал С. М. Зарин, превратный ум – «худое делание разума» 364 . В послании к Римлянам апостол Павел прямо указывает на то, что человеческое естество при его отпадении от Бога изменяется: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, самохвалы, горды…( Рим. 1:28–30 ). Святитель Феофан Затворник обращает внимание на то, что святой апостол показывает: поскольку люди не старались о богоугождении, не заботились сохранить память о Боге (не заботились иметь Бога в разуме), Он приводит их к неестественному – превратному. «Так как ум их сделался превратным, то все, наконец, пришло в беспорядок и смятение, когда руководитель оказался поврежденным» 365 , – отмечает святитель Иоанн Златоуст . При этом возникающие помыслы, «задерживаясь в нас по причине страстей, низводят ум «в бедствие и пагубу» (см. 1Тим. 6:9 )» 366 . В таком уме, по слову преподобного Исихия Иерусалимского , «наши помыслы и помыслы лукавых демонов смешиваются» 367 . Собственные помыслы ума вступают в беседу с помыслами чуждыми, предлагаемыми уму злыми силами 368 , дают, по словам преподобного, на их неподобные вопросы такие же и ответы. «Удушаемый» мыслями гордости ум, по словам святых отцов, оказывается неспособным «предстать перед Богом и увенчаться «венцом правды» ( 2Тим. 4:8 )» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поэтому мы можем сказать, что всё в Церкви как в здании Божием – не один только угол, но все углы и стены этого величественного здания, так же как и главное Основание и остальные основания его есть Христос – единственный Церквозиждитель и Церкведержитель 361 . Ибо Христос не есть нечто чуждое нам в Церкви, ибо по природе Он единороден и единосущен Церкви, и Он даёт Церкви ипостась, существо и жизнь. Он – Божественный Строитель богочеловеческого здания Церкви, Он и Основание Её, и Краеугольный камень, и одновременно, по человеческой природе, родствен камням, которые слагаются в это небо-земное здание 362 . В словах апостола Павла: всё здание, слагаясь стройно ( π σα οκοδομ συναρμολογουμνη , взаимно соединяясь), возрастает в святый храм в Господе ( Еф. 2:21 ) именно выражение συναρμολογουμνη (слагаясь стройно) показывает это родство и согласие по природе и по нраву и жизни между Основанием Христом и сложенными живыми камнями и взаимно между камнями 363 . Поэтому уже в самом именовании Христа – Камень – следует видеть «стройность и единородность» ( συνρτησιν κα μογνειαν) Христа с устрояемыми (надстраиваемыми) (камнями), что есть результат Его воплощения и вочеловечивания 364 . Это же апостол выразит другими словами в Послании к Евреям ( Евр. 2:14 ): А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные (в воплощении). Это Божественное небо-земное здание – Οκοδομ – возрастает в святой храм в Господе, то есть в большой Дом Отчий, в котором Христос как Сын в доме Его; дом же Его – мы ( Евр. 3:6 ) 365 . Другими, златоустовыми, словами сказано, что Церковь «не что иное, как дом, возведённый из наших душ» 366 , из которых каждая душа опять дом, «храм духовный», «храм Божий в Духе», «храм Христоносный», в котором обитает Христос и Отец Его и Дух Утешитель (ср. 1Кор. 3:16–17, 6:19 ; 2Кор. 6:16 ) 367 . В этом смысле апостол Павел пишет: Вы – храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:16–18 ) 368 . Как это видно, и здесь мы возвращаемся к Святотроическому измерению тайны Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Среди знаменитых учителей и пастырей Церкви мы находим образованнейших людей своего времени. Произведения святых Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Василия Великого и др. пестрят выдержками из самых разнообразных писаний, как духовных, так и светских, включая дохристианских и языческих авторов. Среди распространенных заблуждений о сущности христианства одним из самых опасных, бесспорно, является представление его как религии простаков, невежественных, неспособных к образованию и потому отвергающих его людей. Подобную хулу еще на заре церковной истории высказывали такие враги христианства, как философ Цельс (II в.) и император Юлиан Отступник (331–363). К великому сожалению, в более поздние периоды люди, преданные христианству, из ложно понятого благочестия, ради охранения его чистоты, шли на упрощение и тем самым на омрачение Божественного учения. Символично, что к яслям, в которые был положен Богомладенец, вочеловечившийся Логос, пришли на поклонение не одни непросвещенные пастухи, но и преисполненные мудростью, ищущие истинного Бога восточные волхвы. С одной стороны, Спаситель призвал первыми простых рыбаков и сделал их Своими учениками, но с другой – в числе апостолов, более всех распространивших христианство , был Павел, образованнейший человек своего времени. В христианстве очень рано выявились такие выдающиеся мыслители и апологеты, как святой мученик Иустин Философ (нач. II в. – 166), Афинагор († 311), Климент Александрийский (III в. – 217), не говоря уже о плеяде вселенских учителей и пастырей золотого века истории Церкви. Следует напомнить, что апостол Павел, автор трех пастырских посланий, ставил своим ученикам целый ряд требований и указаний для надлежащего приготовления и отбора тех, кто ищет посвящения в пастыри духовного стада. Апостол предостерегает: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ); высказывает требования желающим быть посвященными в сан епископа-пресвитера: Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив... и таких надо прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения ( 1Тим.3:2–3,10 ). Священнослужитель должен постоянно увещевать и обличать со всякой властью, чтобы никто не пренебрегал им ( Тит.2:15 ). Занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании... Вникай в себя и учение; занимайся сим постоянно... ( 1Тим.4:13,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1686 Хотя в XIX в. был осуществлен русский перевод этого сочинения, но, ввиду его важности, для данной «Антологии» был сделан новый перевод А. В. Муравьевым (см. ниже). 1687 Кавычки призваны подчеркнуть отличие армянского «монофизнтства» о г монофизитства Евтихия, не только осужденного на Соборе в Халкидоне, но и отвергавшегося всеми основными нехалкидонитскими Церквями, в том числе и Армянской. 1688 Считается, что сочинение Златоуста «Увещевание к Феодору падшему» обращено им именно к Феодору Мопсуестийскому, другу юности Златоуста; этот факт как бы подчеркивает, что Златоуст изначально отличался от Феодора святостью жизни. 1690 Св. Кирилл, как известно, написал сочинение против Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Против Феодора направлены также его сочинения «Что Христос один», «Три книги к монахам» и «Изложение веры». 1695 ACO 4.2: 190.20. Ссылаясь на ряд сохранившихся лишь на арабском и сирийском проповедей св. Прокла, Констанс указывает и еще на ряд случаев, когда он употребляет выражение «одна ипостась», в частности, говоря об «одной ипостаси в двух природах» и об «одной ипостаси в двух совершенных природах» (см.: Constans N. Proclus of Constantinople… P. 363). 1696 Цит. по выборке из редакции сочинения Аиоллинарня «Точное изложение веры», сохранившейся у Леонтия Византийского в сочинении «Против аполлинаристских подлогов» (Adversus fraudes Apollinaristarum) (PG 86/2, 1947–1976). 1698 Констанс приводит примеры, когда св. Прокл говорнг и об одном Лице Христа (см.: ConstansN. Proclus of Constantinople… P. 363). 1699 В настоящей «Антологии» мы не смогли, к сожалению, уделить подобающее место документам и постановлениям Вселенских соборов. Это ничуть не означает нашего пренебрежения ими, но вызвано исключительно ограниченным объемом данного издания. Данные документы, к тому же, были переизданы (см., например: Деяния Вселенских соборов. Т. 1–4. СПб., 1996), и читатель может сам ознакомиться с ними. 1700 См.: Письмо 3.8, к Несторию: «Все заключающиеся в Евангелиях изречения должно относить к единому Лицу, к единой воплощенной ( σεσαρκωμνη) ипостаси Слова» (цит. по изд.: Деяния Вселенских соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Минь. Т. IV. С. 313. Творения Т. IV. С. 363. 177. Гнев по страсти не разумен В том особенно и заключается отличительное свойство разумного человека, чтоб быть скромным, кротким, снисходительным, смиренным, тихим, не водиться и не увлекаться рабски гневом, или другими страстями, но разумом побеждать внутренние беспорядочные движения, охранять свое высокое достоинство и не унижаться по беспечности до зверского состояния бессловесных. Минь. Т. IV. С. 313. Творения Т. IV. С. 363. 178. Щедрость Владыки Таков наш Владыка: едва Он увидит, что мы пожертвуем чем-нибудь малым, как уже и дает нам с Своей стороны богатое вознаграждение, и такую являет щедрость, которая безмерно превосходит наши (заслуги). Минь. Т. IV. С.314. Творения Т. IV. С. 364. 179. Как подавать милостыню? Будем смотреть на бедных, как на благодетелей, как на таких людей, которые могут доставить нам средство ко спасению; будем подавать им (милостыню) с щедростью и горячим усердием, никогда не делая неприятного вида при подаянии, но разговаривая с ними весьма кротко и показывая великую снисходительность (к ним). «Приклони», сказано, «нищему ухо твое и отвещай ему мирная в кротости» (ср.: Сир. 4:8 ), чтобы, еще прежде подаяния, ласковыми словами ободрить сокрушенную великой бедностью душу его. «Лучше», сказано, «слово, паче даяния» (ср.: Сир. 18:17 ), так-то и слово может ободрить душу и доставить ей великое утешение. Минь. Т. IV. С. 316. Творения Т. IV. С. 366. 180. Обетования Божии непреложны: исполнение их в здешней жизни уверяет в отношении к будущему Вы знаете, что, если кто раз и два обещавшись, не привел в исполнение своего обещания, мы как-то уже не легко верим потом его обещаниям. Так и должно быть в отношении к человеку. Но, что касается до Бога, Который с великой премудростью устрояет дела наши, то, когда Он однажды даст нам обетование, хотя бы потом возникло бесчисленное множество препятствий, мы, взирая на величие силы Его, должны быть уверены, иметь твердое убеждение и помнить, что слово Его непременно придет в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1583 Глагол παροξνω собственно значит «точить обо что-л», «заострять», но употребляется только в переносном значении: «побуждать», «воодушевлять», также: «возбуждать гнев», «сердить». Фоллерс предполагает, что LXX читали или . Он же находит весьма выразительным чтение (==οα ο παροξναντες Златоуста), но не решается на нем настаивать (Vollers, 76). 1587 Reinke, S. 446. Kohler, S. 115. Hitzig, Uebers. S. 363. Keil, S. 703. Orelli, S. 220. Hengstenberg, S. 386. 1591 Hieronymus, col. 1563. – Палладий, стр. 37. – Keil, 704. – Pusey, р. 609–610. – Ружемонт, стр. 256. 1613 Kohler, 115. – Reinke, 446. – Keil, 703. – Orelli, 220. – Ewald, 226. – Wellhausen, 53. – Nowack, 405. – Bachmann, 21. 1617 Hengstenberg, 391. – Reinke, 452. Ошибка современников пророка, прибавляют Г. и Р., состояла только в уверенности, что на их вопрос можно отвечать только: «нигде». Между тем ответ был так близко: Бог правосудный обнаруживается уже в вашем теперешнем бедственном состоянии, которое так соответствует вашему нравственному настроению (Н. ib. R. 453). 1627 Допускать можно то и другое. Если бы в евр. подлиннике стояло , то пропуск γ у LXX был бы прямо невероятен; смешать же с – очень легко. С другой стороны, обилие независимых друг от друга свидетельств говорит, пожалуй, о первоначальности у LXX этого γ. 1630 Мы говорим в данном случае не о правильности перевода, а о первоначальности греческого чтения. 1631 v. Til, 271. – Hengstenberg, 398. – Reinke, 453. – Kohler, 119. – Hitzig, 363. – Грецов, 41. – Ewald, 226. – Keil, 704. – Wellhausen, 53. – Orelli, 220. – Nowack, 405. – Bachmann, 21. – Pusey, 611. – Smith, 366. 1633 Кирилл 295: «Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности». 1637 Считаем необходимым заметить, что и наст. вр. русского глагола – «посылаю» вполне может выражать будущее событие или, точнее, намерение послать. Практика обыденной речи и литература достаточно могут дать примеров в этом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

3) Оказавшись совершенно бессильными отстоять своё учение о всеобщем прекращении священства, защитники беспоповства прибегают к третьему роду доказательств, заключающемуся в том, что священство в церкви сугубо; есть священство таинственное и есть священство духовное, которое имеет каждый христианин. И это последнее священство вечно. Действительно, каждый христианин есть священник в известном смысле. В Апокалипсисе читаем: и сотвори нас цари и священники Богу и Отцу своему (гл. 1, ст. 6). «Священник телу своему бываешь», замечает св. Златоуст (Бес. апостол, стр. 363). Мысль об этом священства раскрывается в Толковом Апостоле. «Помазани быша в древних иереи, пророки и цари. И мы ныне мажемся... В крещении поставляемся цари, иереи и пророки, цари, – всякое зло поправше и грехи убивше, иереи, егда себе жертвуем Богу и егда жертвуем тело своё и убиваем сами себя, пророки же, егда о будущих научаемся» (л. 604). Но при этом духовном священстве Христом установлено ещё особое священство, которое сообщается в таинстве хиротонии, совершаемой епископом 22 . Спрашивается, существует ли разница между тем и другим священством, и может ли священство духовное заменять собой священство таинственное? Каждый христианин священником сам себе бывает. Поставляемый же в тайне хиротонии священник не для себя самого получает звание священства, но ради того, что «Господь не восхоте достояние своё оставити на земли неустроено, отходя на небеса» 23 , – получает «в представительство церкви» 24 . Священство духовное имеет один чин; священство таинственное – три чина 25 . По своему служению лица, получившие священство в таинстве хиротонии «выше ангел и архангел», ибо и служение небесное исполняют. «Священство убо совершается на земли, чин же небесных имать вещей», говорит св. Златоуст. «И яже аще соделает долу иерой, сия Бог горе известна творит, и рабский совет Владыка подтверждает» 26 . При высоте служения оно так необходимо, что без него и христианином быть не можно, т. е. без него не может быть и духовного священства. «Не веси ли, что есть священник, – говорит тот же св. Златоуст, – ангел Господень есть. Аще бо тем ничегоже Бог действует, ниже баню имаши, ниже тайнам причащаешися, убо ни христианин еси» 27 . «Без священства ни христианин кто», – замечает и Симеон Солунский 28 . Таким образом, священство таинственное совсем иного рода, чем священство духовное, и последнее никоим образом не может заменить первого. Обетования вечно пребывать в церкви даны, как мы видели, священству таинственному, в трёх чинах, даны архиепископам и епископам и поставляемым ими священникам или «попам», как выражено в книге Кирилловой. Мысль о заменении или о равноправности священства духовного и таинственного есть собственно мысль неправославная, протестантская, ибо протестанты отвергают самое значение церковной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

360 См.: Ραλλη Γ. Α., Πτλη М. Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων. Τμος δετερ. θνα, 1852. Ad can. 72 Trull., p. 472. – Греко-римское определение повторяет Вальсамон и в объяснении 41-го правила св. Василия Великого . См.: Правила св. отец с толкованиями. Москва: Изд. Московск. Общ. Люб. Дух. Просв., 1884. С. 291; Basilicorum libri LX, t. III, Lipsiae, 1843, p. 166, lib. XXVIII, tit. IV de nuptiis et affectionibus nuptialibus, lib. I. 361 «κοσ τν περ τατα σχολακτων, τι συνοικσιον οδν τερον συνστησιν συνθεια». Patrol. Curs. Compl. ser. graec. Migne, t. LIV. Paris, 1862. in. cap. XXIX Genes, homil. LVI, num. 2, col. 488. – Слово συνθεια, – соответствующее ему латинское consuetude, – привычка, сожительство, ученые издатели творений Златоуста считают более удобным заменить другим словом συνθκη – договор, условие, которому соответствует латинское consensus. Последнее предложение они читают так: Mamrimonium consensu contrahitur, «ut docent iuris consulti». См.: Selecta ex notis Henrici Savilii et Boisii, ibid. 362 См. обстоятельное исследование: Стеллецкий Н. С., свящ. Брак у древних евреев. Киев, 1892. С. 252. 363 «Nuptiae consistere non possunt, nisi consentiant omnes, id est, qui coeunt»... Dig XXIII, t. II, 1. 2 Paul cp.: Dig. XXIII, tit. I de sponsal., 1. XI. 364 Dig XXIII, t. I, 1. XII. – «Тогда же токмо может противитися (дочь отцу), егда будет нравом недостоин и житием срамлен, ему же бо хотят обручити». Кормчая. Зак. Градск., гл. 48, грань 1. 365 Dig. 50, tit. XVII, de diversis regulis iuris antiqui, lib. XXX Ulp. – В позднейшем законодательстве ясно выражена мысль, что согласие на брак должно иметь в основе чувство любви (ξ αρεσκεας). См.: Ecloga 1, I. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв.: Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана. А. Т. 1877. Ч. 1, с. 604. 367 Беседа LXXIII на Еванг. Матфея. Ч. III, с. 249. – Ср.: Беседа XLVIII на Кн. Бытия. Т. IV. СПб., 1898. Кн. II, с. 537. и Беседа LVI. С. 599. 374 См.: Беседа ХХ на Посл. к Ефесянам. С. 340. – Замечательно, что дурное влияние богатства на семейную жизнь, а равно и печальные последствия браков «по расчету» отмечались и языческими писателями. «Если бы все богатые люди, – говорит Плавт (Aulularia, 434) – брали так же, как и я, дочерей бедных граждан, то в нашем государстве было бы больше согласия, мы бы возбуждали меньше ненависти, а наши жены, удерживаемые страхом наказания, не разоряли бы нас своею расточительностью. Они старались бы хорошими качествами возместить недостаток приданого и поэтому стоили бы больше, чем теперь... Жена с богатым приданым – это бич, это несчастие». Следовательно, зло, против которого борется святитель, было уже застарелым. См.: Гиро, Поль. Исторические чтения. Частная и общественная жизнь Римлян/пер. с франц., под ред. С. Ц. Моравского. СПб., 1899. Гл. II, с. 52, примечание I.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

5). В Апокалипсисе читаем: и сотвори нас цари и священники Богу и Отцу своему (гл. 1, ст. 6). «Священник телу своему бываешь» замечает св. Златоуст (Бес. апостол. стр. 363). Это священство неразрывно соединено с самым званием христианина и получается в таинстве св. крещения. О сем поучает «Толковый апостол» 463 . «Помазани быша в древних иереи, пророцы и цари. И мы ныне мажемся, да по всему будем цари, убо владеюще над страстями, святители же, освящающе своя телеса, по реченному: представите уды ваша жертву живу, пророцы же великим таинствам научаеми». Ниже. «В крещении поставляемся цари, иереи и пророцы: царие всякое зло поправши и грех убивши, иереи, егда себе жертвуем Богу и егда жертвуем тело свое и убиваем сами себе, пророцы же, егда о будущих научаемся». Но при этом духовном священстве Христом установлено еще особое священство, которое сообщается в тайнстве хиротонии, совершаемой епископом 464 . Спрашивается: существует ли разница между тем и другим священством и может ли священство духовное заменять священство таинственное? Каждый христианин священник «сам себе бывает», – священник, могущий приносить Богови жертвы духовные, жертвующий себя Богу; «во крещении поставляемся иереи, егда себе жертвуем Богу и егда жертвуем тело свое и убиваем сами себе». Поставляемый в тайне хиротонии священник не для себя самого получает звание священства, но ради того, что «Господь не восхоте достояние свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса» 465 , – получает «в предстательство церкви» 466 . Священство духовное имеет один чин, священство таинственное – три чина 467 . По своему служению лица, получившие священство в таинстве хиротонии «выше ангел и архангел», ибо и служение небесное исполняют. О сем поучает св. Златоуст в словах о священстве. «Священство убо совершается на земли, чин же небесных имать вещей… Сам Параклит сие устави вследование: и еще пребывающи в плоти, ангельским увеща мечтатися служением… Живущии бо на земли, и на ней житие провождающии, сими яже на небесех суть строити повелены быша, и власть прияша, юже ни ангелом, ни архангелом даде Бог: не бо к онем речено бысть: елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена и на небеси… И яже аще соделает долу иерей, сия Бог горе известна творит, и рабский совет Владыка подтверждает» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Наконец, нужно иметь в виду, что здесь мы имеем дело далеко не с оригинальным рассказом: наши историки только приписали св. Амвросию то, что они нашли уже у других авторов и относительно других лиц. Нечто аналогичное мы встречаем впервые у св. Иоанна Златоуста в его рассказе о конфликте Вавилы Антиохийского с императором Филиппом Аравитянином; позже подобные черты были внесены в жизнеописание самого св. Иоанна Златоуста и Епифания Кипрского . См. об этом: Baur Ch. Zur Ambrosius-Theodosius Frage//Theologische Quartalschrift, 90. 1908. S. 401–409. 355 Вопросом о подлинности и хронологической последовательности творений св. Амвросия из трудов, упомянутых уже при изложении его биографии, между прочим занимаются исследования Фёрстера, Кельнера и Има. Кроме того, здесь необходимо назвать: Ebert A. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. 2 Aufl. Leipzig, 1889; Schermann Th. Die pseudoambrosianische Schrift «De sacramentis»//Romische Quartalschrift, 17. 1903; Прохоров В. Творения св. Амвросия Медиоланского и их хронология//Христианское чтение. 1911. Январь. С. 102–116; Февраль. С. 252–261 (и отдельный оттиск). Гимнам св. Амвросия посвящена ещё и особая литература: 1) Kayser J.W. Beitrage zur Geschichte und Erklarung der altesten Kirchenhymnen. 2 Aufl. Paderborn, 1881; 2) Dreves G.M. Aurelius Ambrosius, der «Vater des Kirchengesanges». Freiburg I.B., 1893; 3) Steier A. Untersuchungen über die Echtheit der Hymnen des Ambrosius. Leipzig, 1903; 4) Walpole A.S. Notes on the Text of the Hymns of St. Ambrose//The Journal of Theological Studies. Oxford, 1908. Vol. 9. P. 428–436 – маленькая статейка исключительно текстуально-критического характера. 357 De paradiso in superioribus pro captu nostro, ut potuimus, quod Dominus infudit, sensus invenit, digessimus, in quibus Adam atque Eva lapsus est comprehensus [О рае мы в меру своего разумения, сколько смогли, то, что вложил Господь, и приняло чувство, рассуждали в предыдущих книгах, в которых было рассмотрено падение Адама и Евы] (Ambrosius Mediolanensis. De Cain et Abell, 1, PL 14:315). 362 Bene accidit, fratres, ut quoniam tribus libris superioribus de virginum laudibus disseruimus, viduarum tractatus incideret... [Хорошо случилось, братья, что после похвалы девам в трёх предыдущих книгах появилось рассуждение о вдовах...] (Idem. De viduis, 1, PL 16:234). 363 Hoc docuit hodierna quae decursa est, lectio... [Этому учит сегодняшнее чтение...] (Idem. De virginitate, 14, PL 16:269). Audistis hodie dicentem Dominum Jesum... [Вы слышали сегодня, как Господь Иисус сказал...] (Ibid., 121, PL 16:298).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010