...Мы, волнующиеся, как бы среди моря, и впадающие во множество грехов, всегда нуждаемся в постоянном и непрерывном утешении от Писаний (свт. Иоанн Златоуст , 44, 810). Источник. Виноградник, раз быв обобран, остается без плода, с одними листьями; но не так бывает с духовным виноградником Божественных Писаний; но, хотя бы мы взяли все, что видим, в нем остается еще более (свт. Иоанн Златоуст , 44, 826–827). Источник. Действием благодати Духа вещания Господа преданы письменно для того, чтобы мы, получая отсюда предохранительные врачевства против наших страстей, могли избежать угрожающего нам наказания (свт. Иоанн Златоуст , 44, 870). Источник. Благодать же Духа... внушает любомудрие всем, кто внимает ей, и часто бывает достаточно взять отсюда одно только речение, чтобы иметь средства на весь путь жизни (свт. Иоанн Златоуст , 45, 7). Источник. доставляет нам великое утешение, не только в потере имущества, не только в утрате детей или в другом подобном несчастии, но и в обстояниях греховных (свт. Иоанн Златоуст , 45, 334). Источник Евангельских учений имеет отверзтые потоки, и если кто-либо, испытывая жажду, пьет из этого источника, тот получает себе жизнь; получает же жизнь по духу и закону заповедей, испытывая радость, более приятную, чем вино (свт. Иоанн Златоуст , 45, 871). Сладость духовных словес не знает пресыщения, потому что она увеселяет не чрево, а сердце, и приводит помыслы благочестивых к божественной любви (свт. Иоанн Златоуст , 45, 871). ...Не по множеству рек только, но и по естеству своему удивителен этот источник , потому что в нем не потоки воды, а дары Духа. Этот источник отделяется в каждую душу верующих и не уменьшается; разделяется и не истощается; распределяется и не убавляется: во всех он находится всецело, и в каждом всецело (свт. Иоанн Златоуст , 46, 75). ...Мы вливаем в ваши души этот духовный дождь мало-помалу – потому что Писания подобны духовным облакам, а слова и мысли их подобны дождю, который гораздо лучше обыкновенного дождя, – и вливаем в вас этот духовный дождь для того, чтобы слова наши проникли в самую глубину (свт. Иоанн Златоуст , 46, 77). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Дух нисходит не потому, что недостаточно было Божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (свт. Иоанн Златоуст , 46, 885). ...Никак нельзя видеть неба отверстым без Духа, равно как нельзя без Святаго и поклоняемого Духа ни облечься властью учительства, ни проявить силу чудотворения (свт. Иоанн Златоуст , 49, 839). Источник. Ради пролитой за нас крови мы получаем Духа Святаго. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то это для того, чтобы мы могли принять чрез однородную с нашею кровь неоднородного с нами Духа Святаго, и чрез это преградили доступ к нам смерти (свт. Иоанн Златоуст , 51, 930). Источник. ...Не только подавайте , но не скудно, не только начальствуйте, но с усердием, не только совершайте дела милосердия, но с радостью, не только будьте почтительны, но предупреждайте в почтении других, не только любите, но любите непритворно, не только воздерживайтесь от зла, но ненавидьте его, не только держитесь доброго, но прилепляйтесь к нему, не только будьте дружелюбны, но с нежностью, не только будьте тщательны, но неослабно, не только имейте дух, но пламенейте духом, т. е. будьте ревностны и возбужденны. Если ты будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа, а если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя усерднее ко всему исчисленному, когда же воспламенен будешь Духом и любовью, тогда все сделается для тебя легким (свт. Иоанн Златоуст , 52, 762). Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, дано однажды (свт. Иоанн Златоуст , 52, 826). ...Дух Святый был назван Утешителем; почему иному, если не потому, что Он утешает людей, т. е. ободряет... Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение – свойство Божие... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 440). ...Сам учит о сущности достопоклоняемого в Божестве Духа, изрекая единое имя Божественной Троицы и тем означая единство единой сущности. Если же не веришь Божию Сыну, Который выражает точное понятие о тождеродном с Ним Духе и научает тому, что выше ума человеческого, то построение наших доказательств излишнее дело, потому что земная наша скиния едва находит и то, что под ногами, а что сокровенно на небе и превышает наше чувство, то знает и открывает Он – Живый на Небесех ( Пс. 2, 4 ) (прп. Исидор Пелусиот , 60, 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если же кто говорит, что два или три бога или три божества, да будет анафема (свт. Григорий Нисский , 25, 477). Источник. Не оставляй веры крещения твоего и не погубляй печати духовной, чтоб Господь пребывал с душою твоею и покрывал тебя в дни зла (авва Евагрий, 89, 613). И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 146). Источник. Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя бы даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных (свт. Иоанн Златоуст , 45, 255). Источник. ...Обрезание передается верным через посредство святого крещения, а святое крещение – образ Христова воскресения (Свт. Иоанн Златоуст , 45, 876). Источник. ...Бог взял персть от земли и сотворил человека, образовал его; пришел диавол и извратил его; пришел Сам Бог, снова взял человека, восстановил его, обновил его в крещении, и не оставил тела его глиняным, но сделал его «скудельным». Он предал глину огню Духа: Той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3, 11 ); крестит водою, чтобы обновить, а огнем, чтобы укрепить (свт. Иоанн Златоуст , 46, 421). Крестит разве человек? Человек простирает десницу, а управляет рукою Бог (свт. Иоанн Златоуст , 46, 438). ...Если по какой-нибудь причине нужна тебе царская грамота и ты, подав прошение, получил подписанную грамоту, то ты не исследуешь, каким пером подписал ее царь, и на какой бумаге, и какими... чернилами... Так и в крещении: бумага есть совесть, перо – язык священника, рука – благодать Святаго Духа. Поэтому... чрез того, кто исполняет должность священника, пишет эта рука, мы – служители, а не виновники дела (свт. Иоанн Златоуст , 46, 438). Непозволительно тебе, возлюбленный, жить безразлично; но ты назначь себе законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным (свт. Иоанн Златоуст , 46, 826). Спаситель не отменил крещения покаяния, но восполнил (призыванием Святой Троицы) и (затем) к этому крещению во имя Святой Троицы присоединил крещение Святым Духом (свт. Иоанн Златоуст , 46, 841). Не станем... назначать детям случайные... имена отцов, дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но имена мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое дерзновение у Бога. Впрочем, и на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 192–193).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Златоуст , 46, 547). Источник. ...Диавол имеет обыкновение вовлекать неосторожных в обман, даже и при посредстве того, что часто приносит пользу, если это полезное получает не должное применение (свт. Иоанн Златоуст , 46, 575). Источник. ...Так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные, потому что и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные (свт. Иоанн Златоуст , 46, 826). Что же это за стрелы лукавого? Злые похоти, нечистые помыслы, пагубные страсти, гнев, клевета, зависть, раздражительность, вражда, корыстолюбие и все прочие худые наклонности (свт. Иоанн Златоуст , 47, 20). ...Злой диавол, когда видит собранное духовное богатство, приходит в ярость, скрежещет зубами и неусыпно старается, как бы найти удобное время и похитить что-либо из сокрытого внутри нас (свт. Иоанн Златоуст , 47, 32). ...Когда злой... демон видит, что душа заботится о предметах божественных и об них только непрестанно помышляет, ими занимается, то он не смеет и приблизиться, но тотчас удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем каким (свт. Иоанн Златоуст , 47, 117). ...Демон, который сам пребывал между вышними силами, но по развращению воли и безмерности злости ниспал с той высоты, употребил великую хитрость, чтобы лишить человека благоволения Божия и, сделав его неблагодарным, лишить его всех благ, дарованных ему человеколюбием Божиим (свт. Иоанн Златоуст , 47, 128). Таковы ухищрения врага: он возводит лестью на большую высоту, низвергает затем в глубокую бездну (свт. Иоанн Златоуст , 47, 131). Источник. Таковы-то козни диавола: когда он найдет послушных себе, то, обольстив их кратковременным удовольствием, низвергнув в самую глубину зла и покрыв стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком положении на жалкий позор зрителям (свт. Иоанн Златоуст , 47, 156). Источник. Никто не думай и о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь, ведущий к добродетели; прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Постараемся не увеличивать только свое имущество, но и заботиться о справедливости... Что пользы в чужой стороне оставить богатства, а в истинном своем отечестве не иметь и необходимо нужного? (свт. Иоанн Златоуст , 48, 528). ...Умножение богатства ничего больше не приносит нам, кроме умножения забот, беспокойств и бессонницы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 547). Источник. ...Юность и сама по себе слаба и удобопреклонна ко злу, а когда получит еще большее богатство, то еще стремительнее увлекается ко всему худому (свт. Иоанн Златоуст , 48, 637). Источник. Как огонь, нашедши горючее вещество, производит сильнейшее пламя, так и юность, получив кучу денег, как удобовозгораемое вещество, возжигает такое пламя, что вся душа юноши воспламеняется (свт. Иоанн Златоуст , 48, 637). Источник. Отсюда рождаются: роскошь, неуместные удовольствия и бесчисленное множество зол (свт. Иоанн Златоуст , 48, 713). ...Если бы все были богаты, то все стали бы жить в праздности, и тогда бы все расстроилось и погибло (свт. Иоанн Златоуст , 48, 826–827). Источник. ...Богатство для невнимательных служит средством к порокам... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 32). ...Кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселящихся во сне (свт. Иоанн Златоуст , 49, 46). ...Пусть никто не гоняется за обилием богатства. Отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие и другие гораздо большие (свт. Иоанн Златоуст , 49, 133). Источник. Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными средствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея множество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои порочные пожелания; он изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богатства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается... (свт. Иоанн Златоуст , 49, 137). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О том, как именно произойдет Воскресение мертвых, как они станут нетленными, как будет осуществлен Суд и т. п., мы расскажем в главах XXIV–XXVI (см. с. 440–508. — Ред.). 826 Если отпевание совершает архиерей, то он возносит Господу особую молитву об упокоении усопшего. 827 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 334. 828 Сегодня одиннадцать тропарей после первого «Приидите, дадим последнее целование…» точно так же, как и тропарь на «Славу» и Богородичен с нашим ответом на просьбу усопшего собрата, к сожалению, часто опускаются для краткости! 829 Свт. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7. § 3. СПб., 1855. С. 222. 830 Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 11. С. 18. 831 Житие св. Иоанна Постника//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Сентябрь. С. 60. 832 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 332. С. 533. 833 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. «Трисвятое» надлежит петь также и согласно Большому Требнику нашей Церкви. Малый Треб ник определяет петь также одну из самогласных стихир Иоанна Дамаскина «Плачу и рыдаю», которая поется и в Последовании погребения. 834 В чинопоследовании Русской Православной Церкви в этом случае поется тропарь «Христос воскресе». (Прим. ред.). 835 Свт. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 6. Гл. 30//ΒΕΠΕΣ. 2, 116 (5–14). 836 См. описание процессии в Житии св. Макрины Григория Нисского//Творения св. отцов. Т. 45. 837 Житие свт. Петра, еп. Александрийского//Жития святых… Ноябрь, 25. 838 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 361. 839 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседы 4, 5//ПСТ. Т. 12. С. 46. 840 Он же. О Лазаре. Слово 5. Ст. 2//ПСТ. Т. 1. Кн. 2. С. 841. 841 Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 333. 842 См.: Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Гл. 7; также: свт. Симеон Солунский. Сочинения. M., 1994. С. 534. 843 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1–е Посл. к Кор. Беседа 9. Гл. 2//Т. 10. С. 556. 844 Преподобный Никодим Святогорец в толковании второго тропаря Рождественского канона пишет: «Праотец Адам, сотворенный из наитончайшего, наичистейшего, наиблагороднейшего праха земного […] получил духновение от Бога, и живая душа его была создана разумной и бессмертной. Дыхание Божие, как ясно сказано, не стало душой человека, но, по учению святителя Афанасия Великого, дыхание Божие создало душу человека. Ибо сказано, что Бог …вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Впоследствии он, получивший от Бога бессмертную душу, к несчастью, впал в тление и смерть через лукавство своей жены Евы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Свт. Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху о Воскресении; сказано в великий день воскресный//Творения. Ч. 8. М., 1871. С. 58. 484 Архим. Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. 485 Преп. Макарий Египетский. Слово 4. О терпении и рассудительности. Гл. 19//Духовные беседы. Репринт. Изд. ТСЛ, 1994. С. 395. 486 Свт. Иоанн Златоуст. Против аномеев. Слово 2. Ст. 6//ПСТ. Т. 1. Кн. 2. М., 1991. С. 512. 487 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь на «Слава, и ныне». 488 Νικοδημου γιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. 440. 489 Свт. Иоанн Златоуст. На Евангелие от Матфея. Беседа 36. Ст. 3: потому что в первый раз «явилось тело бессмертным и разрушило владычество смерти»//ПСТ. Т. 7. Кн. 1. СПб., 1901. С. 398. 490 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III. Гл. 29. С. 197. 491 Триодь Цветная. Воскресение Христово (Пасха). Канон, песнь 7, тропарь на «слава». 492 Октоих. Гл. 3. На утрени. После 2–го стихословия. Седален «слава». 493 Νικοδημου γιορετου. ορτοδρμιον. Βενετα, 1836. 441. 494 Свт. Епифаний Кипрский. Против ересей. 75, 7//Творения. Ч. 5. М., 1882. С. 46. 495 Свт. Никифор Каллист († 826) пишет: «Подобно тому, как Ты, сокрушив предстоятелей мрака и начальников зла лучами (Своего) Богоначалия и воинством ангельских чинов (Своих), вывел в мгновение ока и с быстротою молнии достойных из тех темных и мрачных бездн (ада), осияв их преблистательным Светом (Своего) Божества, так Ты вне времени, без труда и богоприличным образом в один миг перемещаешь их в священные и озаренные безмерным Светом райские кущи. Эти кущи можно уподобить залогам и начаткам обителей и уделов, ожидающих достойных (праведников), когда придет Всеобщее Воскресение» («Церковная история». Кн. I. Гл. 31). 496 Свт. Кирилл Александрийский: «Воскресшие же и явившиеся многим святые не только получили преждевременный дар воскресения, но и стали знамением, что упразднена смерть смертью Христовой. Поэтому, я думаю, и Закон подразумевал это, приказывая, чтобы невольно совершивший убийство тотчас бежал и вернулся на родину лишь после смерти архиерея. Ибо смерть Христова предоставила нам, виновным, возможность войти в небесный Иерусалим» (Толкование Евангелия от Матфея. Гл. 27. Ст. 41). 497

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Участие (или даже можно сказать нравственный подвиг) человеческой личности в принятии Таинства является одним из условий совершения Таинства, ибо никакими внешними священнодействиями (и пожертвованиями) невозможно заставить Бога войти в душу человека или «работать» на его же благополучие. В языческих мистериях, в различных сакраментальных церемониях само «таинственное действие» носит чисто магический характер и «работает» независимо от нравственного и духовного состояния человека (над которым производится некий обряд). Магическое восприятие данных сакральных «таинств» особым образом окрашивает образ мысли и образ жизни адептов различных оккультных систем. Христианство же говорит о том, что в Таинстве Крещения происходит рождение нового человека, особое духовное рождение, которое делает крещаемого сопричастником вечности и которое стоит выше, чем даже рождение телесное. Ибо Таинство Крещения (как и все другие Таинства Церкви) Богочеловечно, ибо в нем человек соприкасается с Самим Богом, с Разумной и Свободной Личностью, Который есть Любовь и Который дает Свой Благой Дар, когда видит соответствующий духовный отклик смиренного человека. Требник, стр. 46 Чин Великого освящения воды, http://www.orthlib.ru/worship/trebnik/ Василий Великий, свт. T. IIL 317. Нравств. прав. 20,2. [iv] In Eccles. Horn. VII, Migne. t. XLIV, 725. т. II, 326 [v] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [vi] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные [vii] Требник, стр. 47 [viii] De profess, christ. Migne. t. т. IV, 321. [ix] Тихон Задонский, свт. т. IV, 281. [x] In I Corinth. Hom. VIII, 4. Migne t. LXL 72. Т. I, 143. [xi] Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Евангелие от Матфея. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/ [xii] Григорий Богослов, свт. т. III, 264, [xiii] цитата по Спасение и вера по православному учению. М.1995.с.60 - По изд.: М.1913 [xiv] Толк. на Пс. XII, 7. т. IV, 166. [xv] Иоанн Златоуст, свт. Толк. на Мф. Т.7. С.826 [xvi] Симеон Новый Богослов, прп .

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Общение с Елизаветой Федоровной продолжалось вплоть до самого ареста великой княгини в 1918 г. Евдокия Федоровна писала брату 4 февраля 1918 г.: «Сегодня молилась за упокой души В.К. С. Ал. – и митрополита Владимира – Какой ужас! Увидишь В.К. Е.Ф. скажи, что целую ея ручки. Бедная, как она должна страдать». Владимир Федорович пережил расстрел царской семьи и трагическую гибель великой княгини Елизаветы Федоровны, более трех лет он провел в тюрьме по приговору Московского революционного трибунала. После освобождения из тюрьмы Владимир Федорович и Евдокия Федоровна поселились в Малом Николопесковском переулке в Москве вместе с родственниками – мужем и женой Евгенией Степановной и Константином Николаевичем Макаренко. В одной из комнат квартиры висел портрет Владимира Федоровича, написанный великой княгиней пастелью в 1901 году. «Этот портрет в дубовой раме Великая Княгиня подарила мне, — писал Владимир Федорович в воспоминаниях в 20-е годы, — и он по сие время, когда я пишу эти строки, висит у моей сестры в комнате». Жизнь Владимира Федоровича, так же как и жизни великого князя и великой княгини, окончилась трагически — 26 февраля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне НКВД под Москвой по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1989 году В.Ф. Джунковский был официально реабилитирован. Примечания «Один из фарисеев, законник, искушая Иисуса Христа спросил Его: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Матф. 22. 35—46). ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 38.Л. 7. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 41. Л. 13. Там же. Д. 1055. Л. 4. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 41. Л. 41. Там же. Л. 86. Там же. Там же. Там же. Л. 170. Там же. Л. 199. ГА РФ. Ф. 826. Оп.1. Д. 40. Л. 2-об. Там же. Там же. Л. 3-об. ГА РФ. Ф. 826. Оп. 1. Д. 530. Л. 41.

http://pravmir.ru/velikiy-knyaz-sergey-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010