41 . Книга Кириллова именуемая, Москва. 24 августа 7151 (1643) г. – 21 апреля 7152 (1644) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 14–15, 20, 29, 38–45, 46, 47, 50–51, 54–55, 57, 76–77, 85, 197, 201–204, 247, 275, 284, 338, 347–361, 397, 411, 413, 438–439. Указ. на стр. 185, 231, 275. 42 . Книга о вере единой истинной православной, Москва. 30 марта 7156 (1648) г. – 8 мая 7156 (1648) г., при патриархе Иосифе, в лист, ц.б. Выписки на стр. 7, 20–23, 25, 30, 40–43, 46–47, 48–49, 51–53, 78, 85, 185–186, 197–198, 264–265, 363–362, 419, 429. Указ. на стр. 18, 43. Книга о вере единой св. соборной апостольской церкви всходней. Печатана когда и где не известно, а полагают 1619 или 1625 г. в Киеве или в Могилёве, в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 185–186. 44 . Книга о правдивой единости правоверных Христиан, церкви восточной, Захарии Копыстенского, старописьменная, библиотеки А.И. Хлудова под 94. Выписки на стр. 300, 304. 45 . Книга о Священстве св. Иоанна Златоустог о, Львов. 7122 (1614) г., в четвертку, ц. б. Выписки на стр. 120–122. 46 . Книга Иустина философа : Разговор с Трифоном Иудеянином, СПб. 1797 г. ц. б. Выписки на стр. 466. 47 . Книжица о вере единой истинной православной (сборник), Острог. 7097 (1588) г., в ½ долю листа, ц. б. Выписки на стр. 5, 14, 35–36, 44–45, 53, 56, 185, 274–275. 48 . Кормчая пергаменная, рукопись, написанная 6790 (1282) г, хранится в Московской Синодальной библиотеке под 132. Выписки на стр. 152. 49 . Кормчая , Москва. 7 ноября 7158 (1649) г. – 1 июля 7158 (1650) 672 , при патриархе Иосифе, в лист, ц. б. Выписки на стр. 1, 81–83, 85–86, 94–96, 117–119, 156, 157–161, 248,265, 276, 287–289, 293–296, 308–310, 347, 364–370, 476–477. 50 . Константина Арменопула (Севаста), рукописная, библиотеки А.И. Хлудова, под 80. Выписки на стр. 107, 20–201, 297–299. Указ. на стр. 1, 83, 118, 181, 296. 51 . Киприана священномученика, епископа Карфагенского избранные сочинения, СПб. 1803 г., в долю а. г. б. и сочинения, напеч. в «Христианском Чтении» за 1837 г. и в Трудах Киевской Дух. Академии за 1860–1861 гг. Выписки на стр. 8, 9–10, 65, 66, 238–239, 346.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Благодать действует и недостойными священниками – Мф., зачало 23, лист 57; Лк., зачало 45, лист 92: Ин., зачало 65, лист 301. О необходимости святого причащения – Ин., зачало 23, лист 107 об. О пришествии Илии пророка – Мф., зачало 40, лист 83 (или 93), зачало 71, лист 135 (145), 136 (146); Мк., зачало 39, лист 50; Лк., зачало 2, лист 9; Ин., зачало 67, лист 310 об. Об антихристе – Ин., зачало 7, лист 86 об. Осьмой век – царствие Божие – Мк., зачало 64, лист 87 об.; Ин., зачало 14, лист 71. О четвероконечном кресте – Мф., зачало 113, лист 236 об.; Ин., зачало 60, лист 288об. О неисправности книг – в послесловии (в конце книги). 2) « Толковый Апостол », в котором помещены толкования разных отцов и учителей церкви, преимущественно Иоанна Златоуста , на апостольские послания, – напечатанный единственный раз в Почаеве в 1784 году. Указатель мест, служащих в обличение раскола: О вечности церкви – лист 790. Вне церкви нет даров Святого Духа – лист 548 об. О вечности святого причащения – листы 536 об., 542 и далее. О необходимости святого причащения – лист 1025. О пришествии пророков Илии и Еноха – лист 383. Об антихристе – листы 410, 892. О четвероконечном кресте – лист 789. Бог именуется «тьмой» – лист 1034. О слове «отчаянныя» – лист 1027 об. О бесчинном стоянии в церкви – лист 573 об. И псы в церкви ради покоя церковного претерпим – лист 686. Еретики отвергают священство и таинства – листы 542 об., 547 об. и 548. Еретики не знают, во что веруют – листы 598 и 900 об. Еретики извращают смысл Писаний – листы 612 и 736. 3) Беседы Златоуста на 14 посланий апостола Павла , изданные в Киеве в 1623 году Захарией Копыстенским. В обличение раскола здесь есть следующие указания: О вечности церкви – с.574, 598 и 1639. Без священства нет и христианства – с.2552. Как за веру, так и за хиротонию должно ратовати – с.1692 и далее. Без епископа церковь не имеет света – с.2444. Епископ – глава церковного тела – с.1677. Благодать действует и через недостойного священника – с.601, 707, 1476, 2067, 2552, 3012, 3113.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

7) А 107. Соломона екклезиаст, притчи и песнь песней со схолиями, X-XI вв., 55 лл., пергам. 20,5 X 28–29 сант. На л. 8 об. внизу стерто ιβ, лл. 9 и 16 об. – ιγ, лл. 17 и 24 об. – ιδ, лл. 25 и 28 об. – ιε, лл. 29 и 36 об. – ιζ, л. л. 37 и 44 об. – вытерто, лл. 45 и 52 об. – ιη; л. 53 – ιϑ. Вырвано из ркп. Моск. Син. библиотеки 392 (по описанию архим. Владимира 42). См. каталог Шнорра, т. I, стр. 46 и здесь, Приложение V. 8) А 125. Два слова Григория Назианзина , XI в., 40 лл., пергам., в два столбца. 19,5 X 25. На лл. 1 и 29 вытерто что-то. 6-ое и 12-ое слова из ркп. М. С. В. 295 (150 архим. Владимира). См. Шнорра стр. 58 и здесь, Приложение V. 9) А 131. Иоанна Златоустог о слово. XV в., 7 лл., бум. 15,5 X 22 сант. Из ркп. М. С. В. 363 (418 архим. Владимира)? 10) А 149. 15–17 и начало 18-й беседы Феофана Керамевса , XV в., бум., 22 лл. 14,5 X 21,2 сант. Вырваны, вероятно, из ркп. М. С. Б. 287 (211 архим. Владимира), каковая ркп. обрывается на 11-й беседе. 11) А 166. Стихотворения Григория Назианзина , с схолиями. XVI в., 8 лл. 14,5 X 21 сант. Вероятно, из ркп. 260 (442. архим. Владимира). 12) Да 12. Патриарха Никифора хронография и Фотия слово. X в., написано Стилианом. 20,5 X 27,1. 18 лл. Вырвано из ркп. M. С. В. 394 (231 архим. Владимира). См. выше Глава I. 13) Да 24. Nicandri theriaca et alexipharmaca с схолиями. Конца XV в., 40 лл., бум. 15,0–3 Х 21,3–5. Из ркп. М. С. Б. 493 (440 архим. Владимира)? 14) Да 25. Дионисия periegesis, XV и XVI вв., 41 л., бум. 15,3 X 20,6. Из этой же рукописи? 15) Да 35. Phalaephatus de incredibilibus et Aesopi fabularum fragmentum, XIII в., 20 лл., бомбиц. 16) Да 45. Hermogenes περ μεϑδου δειντητος. Конца XIV в., бум., 20 лл. 14,1 X 21,2. Из ркп. М. С. В. 316 (459 архим. Владимира) или 326 (455 архим. Владимира)? 17) Да 46. Лл. 1–8 Исократа речь ad Demonicum. Конца XIV в., 8 лл., бум. 14,3–4 X 20,7. Из ркп. М. С. Б. 316 (459) архим. Владимира. Лл. 9–176, XVI в., составляли одну ркп. с Да 41? 18) Да 47. Исократа речь ad Demonicum. XV в., 8 лл., бум. 14,4 X 20,7. Из ркп. 316 (459) архим. Владимира?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

34 Эти сведения взяты из описи 1763 года. По описи 1772 года, «Внутрь оного монастыря келей каменных поземных одна настоятельская, вторая казначейская, братских в одной линии три кельи, у задних ворот келья-ж, в которой имелась общебратская трапеза». Там-же, вязка 1-я, д. 112. Из дел архива М. Д. Кон. видно, что в это время около св. ворот была жилая деревянная постройка, в которой жил грузинский митрополит Афанасий, вероятно, на свои средства и возведший ее. 36 На колокольне колокола большой в 157 п. 22 ф., полиелейный в 61 п. 13 ф., вседневной в 53 п., да пять малых. 38 Указ М. Д. Кон. о дозволении поправить каменную стену «возле саду монастырского» монастыре в цер. архиве. 39 На месте существующего в настоящее время дома Казенной Палаты в то время был дом грузинского царевича, проданный им генералу Талызину и этим последним сломанный. Дом этот, расположенный у самой монастырской земли, своею стеною заменял для монастыря ограду на протяжении около 20 саженей. Со сломкою дома все это место оставалось открытым, и монастырь должен был возвести ограду. Арх. М. Д. Кон. вязка по Крест. мон. д. 59. 40 В число этих денег вошло 500 р., получ. из Губ. Прав., и 2000 р. арендных денег за землю купца Гусятникова. См. там же. 41 В Вологду вывезены были вообще Московские святыни и драгоценности и в продолжение трех месяцев сохранялись в Спасо-Прилуцком монастыре. Церк. Вед., изд. при Св. Син., 1802 г. 9, прибав. стр. 347. 45 Во время богослужения архимандр. употреблял мантию камлотовую без скрижалей. Указ Моск Дух. Кон от 2 мая 1844 г., в Церк. архиве; Розанов, Ист Моск Еп. Упр. ч. 3, прим. 401. 46 Из московских мужских монастырей к 3 классу причислены: Знаменский, Крестовоздвиженский, Златоустов и Даниловский. Роз. Ист. Моск. Еп. Упр. ч. II, стр. 107–108. 50 Дела в арх. М. Д. Кон. по Крест. м. Срав. Роз. Ист. М. Еп. Упр. – о нравств. сост. духовенства и общества. 58 Арх. Моск. Дух. Кон. вязка. 2 по Крестов. мон., д. 114. См. также д. 115. Контракты на отдачу угодий сохран. частью в церковн архиве. Таи, в 1801 г. сенокос с пустоши Цветушковой отдан за 100 руб в год ходячею монетой; в 1802 г. сдана мельница под с. Рогачевым на два года по 150 руб. в год и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

473 Св. Игнатий Богон. Посл. к Смирн. гл.8, стр. 421; св. Дионисий Ареоп. Литургические писания св. отц. и учит. ц.,т. 1,СПБ. 1855. О церк. иер. гл. II, стр. 35–36; св. Киприан еп. Карф. Творения, т. 1, письмо 59 к папе Стефану, стр. 281, п. 60 к Юбаяну, стр. 288 и др., ср. п. 46 к Фиду, стр. 190, п. 57, стр. 275. Фирмилиан еп. Кессарийский, современник Киприана, – в письмах последнего, стр. 228; Тертуллиан . О крещении, ч. 2, гл. 17, стр. 23–24; св. Иоанн Златоуст . О священстве,слово III, стр. 43, 2 изд., СПБ. 1874; св. Амвросий. De myst. с. III и IV, col. 327 и дальш., de Saer. III, cap. 1, col. 361, Opera, t. II, Paris. 1690; св. Епифаний.Твор. ч. 5, Μ. 1882. О ересях, стр. 280 и 288. 496 Uber den Ursprung der bischofliehen Gewalt in christl. Kirche, in Verbindung mit der Bildung und dem Zustande der fruhesten Christengemeinde, 2 Th. S. 1–61, 1830. 499 Первое послание к Кор. гл. 1, стр. 102–103; ср. гл. 21, стр. 124, гл. 47, стр. 148, гл. 54, стр. 153, гл. 57, стр. 156–157, цит. изд. 501 Бесед. на посл. к Филип., стр. 13, Москва, 1844; ср. Феодорита. Толк. на то же послание, ч. 7, стр. 456, Москва, 1861, и Икумения. Commentariorum in Nov. Testament., 2 pars, Paris. 1631. In Epist. ap Philip. p.65. 511 Посл. к Смирн. гл. 8, стр.421, ср. к Тралл, гл. II, стр. 396, Магнез. гл. XIII, стр. 393, к Поликарпу гл. 6, стр. 428. 518 Против ересей, кн. III, гл. 14, стр. 339, кн. IV, гл. 26, стр. 498 и след. кн. 5, гл. 20, стр. 632 и след. русск. пер. Преображенского. 519 De baptismo, Migne, lat. ser. t. 1, с. 17, col. 1218–A–B; de fuga, Migne, lat. ser. t. 2. с. XI, col. 113–B. 523 Епифаний Кипр. Твор. ч. I. М. 1803. Об ересях, кн. 1, стр. 186; Евсевий. Церк. Ист., кн. III, гл. 2, стр. 104, гл. 4, стр. 107, цит. изд. 524 Ириней. Против ересей, кн. III, гл. 3, стр. 276. Впрочем, по некоторым свидетельствам о первых римских епископах, Климент считается ближайшим, к Ап. Петру (Termullian. De Praescriptionibus, Migne, lat. ser. t. 2, cap. XXXII, col. 45–А), а по другим, он ставится вслед за Лином, следовательно, прежде Анаклета (August. Operum, t, III, Venetiis. 1836, epist LIII (alias CLXV), col. 133–13). Но это разногласие может быть примиримо простым следующим соображением: Лин и Анаклет поставлены Ап. Петром (первый, совместно с Павлом); при нем епископствовали и умерли. Преемником им рукоположен, тем же Апостолом, Климент. Таким образом, все трое приняли рукоположение от одного Апостола и потому, каждый из них является к нему ближайшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

953 Ср. у нас выше, стр. 123 прим. 2. 445 л. 206 об. согласно греч. 381 (л. 125), 380 (л. 135): «иже о нем слово»; то же 242; 488 239, 336, 244, 9 не имеют. 954 328, 445 л. 208 об. 1458 (л. 107). 491, 456 л. 95, П. Т. л. 60: τ πμνημα το γον. По-видимому, разумеется, λγος περ γεννσεως... имеющее начало: ‘Ιωννην τ μγα κλος, указанное на поле 456 под 24 июня. Гр. сб. Син. б. 382. Δουκκη, Μγας Συναξαριοτς, июнь, 279–283 (отрывок). Лат. Lipomanus VI, 196–203. Ср. Васильевский. Синод, кодекс стр. 401–404. 955 328 указывает здесь это чтение во второй раз; в 1-ый раз указывает 2 июля, к службе которого и отсылают прямо или молчаливо греч. 456 (л. 95 об.), 491 (л. 110 об.), 488 (л. 174), 380 (137 об.) и слав. 445 л. 209 и друг. 957 242 244. об. 380 л. 95: σνοψιν τν βων τν γων, ν. Συνεγψρ’αιτο Ξανθπουλος κρ Νικηφρος. 488 л. 119 об. не имеет. 961 456 л. 50 об. 328 частей этого мучения не указывает, так как вставляет в этот день еще житие Арсения и тем ставит в необ­ходимость делить указанное мучение не на 4, а на 3 части. 962 Чтения продолжений в этом случае предшествуют произведению данного дня. 328 л. 44 об., под 2 сентября: чт е г. Едино жить стго семеона И мчнье стго (Маманта) на два. Ср. л.л. 45 об., 46 (под 9. января – сначала мучение Полиевкта, а потом продолжение слова Григо­рия Богослова. 328 л. 108). 963 328 л. 61 об. 456 л. 36 об. Подобное же замечание делается о житиях и мучениях и воспоминаниях: Златоуста 14 сентября, Екатерины 24 ноября, Спиридона 12 декабря, мучеников Никомидийских 28 декабря. Феодосия 11 января, честных вериг ап. Петра 16 января, ап. Тимофея 22 января, Венедикта 14 марта, Прокопия 8 июля, Пантелеймона 27 июля; по­хвальное слово Григория Нисского первомуч. Стефану 27 декабря, житие Маркиана 10 января, списание Аммония 14 января, похвальное слово Гри­гория Нисского Феодору Тирону в субботу 1-ой седмицы поста перено­сятся на трапезу полностью. 968 328 л. 220. 456 л. 106 об. П. Т. л. 71 об. Другие случаи: 9-го ноября – памяти Матроны и Феоктисты – указывается сначала чтение Матро­ны, потом Феоктисты (328 л. 72 об.); 24 ноября – Екатерины и Маркиана – указываются мучение Маркиана на 3 части и житие Екатерины в 1 часть (с продолжением на трапезе. 328 л. 79 об.); 25 ноября – Климента и Петра – указывается чтение Петра и Климента 328 л. 79 об.); 10 янва­ря – Григория Нисского и Маркиана – указывается сначала продолжение слова Григория Богослова , начатого 7 числа, затем слово Григория Бо­гослова о Григории Нисском , житие же Маркиана вытесняется на трапезу 328 л. 108); 13 января – Ермила и св. Авв – указывается чтение Авв и мучение Ермила; 15 января – Иоанна Кущника и Павла Фивейского – указываются житие Иоанна на 3 части и Павла на 1 (с продолжением последнего на трапезе 328 л. 116); 22 января – ап. Тимофея и муч. Анастасия – указывается мучение Анастасия на 2 ч. и воспоминание апо­столу на 2 (с продолжением на трапезе 328 л. 113 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Дионисий – один из двух пентапольских епископов, посланных в Александрию сообщить об избрании Синезия епископом. П. 76 (105). Диоскор – племянник Синезия (сын Евоптия). П. 75 (5), 116(55), 141 (111). Диоскор – епископ Дарнийский. П. 9 (66). Диоскурид – друг Синезия. П. 1 (95), 6 (49). Дометиан Схоластик – адресат П. 66(155), 127(156); прим. 110, с. 131. Евагрий – пресвитер. П. 15 (79); прим. 235, с. 68–69. Евоптий – младший (П. 1 (95), 18 (93)) брат Синезия. Адресат П. 1 (95), 2 (52), 28 (107), 29 (104), 30 (132), 31 (125), 32 (113), 33 (122), 34 (108), 42 (135), 44 (82), 46 (84), 47 (85), 48 (86), 58 (18), 62 (87), 68 (53), 69 (56), 70(136), 75(5), 76(105), 112(57), 113(58), 114(92), 115(114), 116(55), 117 (120), 118 (109), 119 (36), 120 (89), 121 (8), 136 (32),137 (106), 138 (127), 139 (65), 140 (110), 141 (111), 142 (33), 143 (54), 144 (3), 145 (45). Упоминается в П. 18 (93). Еврисфен – легендарный вождь дорийцев. П. 12 (41). Евсевий – человек, рекомендованный Синезием Гелиодору. П. 57(116). Евфалий Лаодикиец. П. 138 (127); прим. 15, с. 232. Евхарист – константинопольский друг Синезия. П. 102 (101). Езекия – библейский персонаж, царь Израиля. П. 13 (42). Елена – легендарная красавица, послужившая поводом к началу Троянской войны. П. 84 (146). Зенон – основатель стоицизма. П. 69 (56). Зосим – человек, собиравший корреспонденцию для Синезия в Константинополе. П. 109 (88). Иоанн – друг детства Синезия. Адресат П. 3 (2), 4 (43), 124 (147), 147 (63), 148 (64). Упоминается в П. 2 (52), 29 (104), 35 (94), 123 (34); прим. 30, с. 16. Иоанн – видный государственный деятель восточной империи, сподвижник Аврелиана и императора Аркадия. П. 140 (110). Иоанн Златоуст – епископ. П. 10 (67). Иолай – сподвижник Геракла. П. 55 (150). Исион – друг Синезия. П. 38 (144), 39 (99); прим. 11, с. 111. Исихий – друг юности, соученик Синезия по Александрии. Адресат П. 18 (93). Карнас. П. 5 (14), 149 (6). Карнеад – философ, основатель новой Академии. П. 2 (52); прим. 27, с. 15. Кастрикий – по другим источникам неизвестен. П. 142 (33).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Толкование на сто пятьдесят псалмов Содержание    Изъяснение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150        Есть книга, при помощи которой человек полностью может изменить свою жизнь. Потому что велика помощь Божия тем, кто читает Псалтирь. Говоря словами святителя Иоанна Златоуста, если человек впал в искушение, то он почерпнет из этой книги обильное утешение. Если вдруг согрешил, то рецепты тысячи готовых для этого случая лекарств уже записаны в ней. Если наступит бедность или какая-либо другая беда, эта великая книга укажет на многие пристани. Даже самые большие праведники черпают из нее великую пользу. Что говорить о грешниках, которые в один момент могут измениться, прочитав лишь один псалом.    Но Псалтирь иносказательна. Даже очень внимательное чтение не позволяет человеку, не имеющему богословского образования, до конца понять заключенные в ней истины. Поэтому полезно почитать объяснения на псалмы святых отцов церкви. Одними из наиболее доступных для понимания и простых в изложении являются объяснения блаженного Феодорита Кирского. Псалтирь с толкованиями этого богослова считается памятником Священного Предания. Написаны объяснения в V веке, но и сегодня читателя привлекает живость слога автора, краткость и одновременно глубочайшее проникновение в смысл священных слов. В книгу также включено краткое описание жизни Феодорита, епископа Кирского. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2908...

Утром называет пророк воплощение Бога и Спасителя нашего, потому что из него воссияет свет истины. О нем по всей вселен­ной устами всех поет блаженный Давид, прославляя божественные благодеяния. " Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков истина Твоя» ( Пс.107:5 ). Величие Твоей милости превосходит высоту небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. Мы уже сказали, что облаками он называет и пророков, и апостолов, и облеченных благодатию учительства, потому что они, подобно каким-то, облакам приносят людям духовное орошение, и чрез них мы научаемся догматам истины. Милостью же и истиной называется тайна домостроительства Христова, как этот же пророк говорил в другом месте: «милость и истина встретились» во едино ( Пс.84:11 ). Божество Христа и человечество встретились в воплощении Слова. Милость относится к божеству воплотившегося Слова, потому что оно именно помиловало свое создание, а истина – к плоти, потому что не призрачно, как ду­мают некоторые из еретиков, но истинно и действительно Бог Слово воплотился. В разъяснение этого Давид опять говорил: «истина от земли воссияла», разумея человечество Господа, от нашей земли, оче­видно – человечества, воссиявшее. Конечно, на небесах божество Хри­ста было велико и окружено славой, которую Он приобрел Себе Своими делами, но на земле оно было неведомо и прикрыто тенью плоти. " Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!» ( Пс.107:6 ). Это и бла­женный Аввакум сказал: «покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» ( Авв.3:3 ). Это же блаженный Давид говорил в восьмом псалме: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось ...выше небес» ( Пс.8:2 ). След., «вознесись» – сказано в смысле: покажи Себя высоким, высшим всего, и пусть вся земля узнает Твою славу. «Да избавятся возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь мен я» ( Пс.107:7 ). Просит, чтобы скорее наступила Его благодать и чтобы Вознесшийся на небеса явил Свою славу по всей земле, чтобы были спасены те, которые могут говорить: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», Господа Нашего ( Ефес.1:4–5 ). Возлюбленные же Божии суть люди, спасенные любовью Его к роду нашему; их именно, вознесшись на небеса, Он освободил от древ­него плена, как говорит Павел: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Ефес.4:8 ). Десницей же Божией называет Его благое действие или Духа Святого, так как Он на­зывается и перстом Божиим в силу того, что Троица имеет единое существо, силу и действие. Итак, пророк просит, чтобы мы были спасены и услышаны Духом Святым, чтобы нам сделаться духов­ными и участниками божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Долженко А. Г., газета «Благовест». Январь-сентябрь 2007. www.bIagovest.al.lg.ua Жизнь первых людей в раю Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден ( Иов.38:21 ) Библия говорит об этой стране и ее координатах так: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:8–14 ). В книге «Православное понимание книги Бытия» иеромонах Серафим Роуз пишет: «Этот отрывок подчеркивает, что до грехопадения Рай находился в определенном месте на земле. Св. отцы возбраняют просто аллегорические толкования этих четырех рек. Так, свят. Иоанн Златоуст говорит: «Может быть, любящие говорить от своей мудрости и здесь не допускают ни того, что реки – действительно реки, ни того, что воды – точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия, XIII, 4, с. 107). В общем, св. отцы понимают под этими четырьмя реками Тигр, Евфрат, Нил и Дунай (или по словам иных, Ганг); посему, область земного Рая находится в колыбели древней цивилизации. В другом трактате свят. Иоанн Златоуст говорит об этом отрывке Писания вот что: «Отсюда узнай, что Рай был не маленьким садом, имевшим незначительное пространство. Его орошает такая река, что от полноты ее выходят четыре реки». (Свт. Иоанн Златоуст . О творении мира, V, 5, Творения, ч. 6, СПб., 1900, с. 791). Рассуждать о том, как одна река Рая разделялась на четыре реки, которые, какими мы их знаем сегодня, имеют четыре раздельных источника, было бы бесплодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010