Поэтому, исполненные радости о нетлении, которое даровал нам светоносным Воскресением Избавитель, мы поем: «Тление испровéржеся, нетление процветé, союз временный разрешися. Небеса да веселятся, земля и подземная, воскресе бо Христос, пленися смерть...». 478 И в Неделю Всех святых мы поем: «Распныйся востá, великовыйный падé, падый и сокрушенный исправися, тля отвержена бысть и нетление процветé, жизнью бо мертвенное пожéрто бысть». 479 Следовательно, как был человек совершенным во времена своей невинности и безгрешности, так он будет совершенным и сияющим в вечности, благодаря Святому Воскресению. И ныне телесная смерть насильно разлучает душу и тело, но это неизбежное разделение временно. Когда наступит великий час Воскресения мертвых, это единство снова восстановится. Тело будет воскрешено нетленным, чтобы объединиться с бессмертной душой. Ибо, как говорит божественный Златоуст, «человек есть не только душа, но душа и тело. Поэтому, если воскреснет душа, то существо воскреснет только наполовину, а не всецело». 480 О том, как произойдет общее Воскресение из мертвых, мы скажем далее. Здесь же лишь подчеркнем великую и спасительную истину, что Воскресением Спасителя человеческая природа целостно совоскресает с торжествующим Господом в свое прежнее славное и блаженное состояние. Священномученик Мефодий, епископ Олимпский, отмечает, что Христос пришел не для того, чтобы преобразовать или видоизменить человеческую природу, но чтобы восстановить ее в том виде, какой она была изначально, до согрешения. 481 Ибо, как замечает поборник веры святитель Афанасий Великий , благость Божья не могла допустить, чтобы «однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и чрез тление опять обратились в небытие». Упразднение Божественной заповеди было бы поруганием Божественной справедливости. Даже покаяние не могло изгладить целиком последствия преступления первозданных, ибо покаяние только освобождает виновного от тяжести грехов. А человек не просто согрешил: он был предан тлению. И для того именно воплотился Бог Слово и стал Человеком, чтобы снова дать людям жизнь и возвести их к бессмертию. И Он преуспел в этом, освободил людей от смерти, усвоив Себе человеческое тело, воспринятое через Вочеловечение, и благодатью Воскресения истребил смерть, «как солому огнем». 482 Итак, человеколюбивым таинством устроения смерти и Воскресения Господа полностью упраздняется смерть. Поэтому святитель Григорий Нисский пишет: «Он павших и мертвых вновь оживотворил, поврежденный сосуд опять возобновил и неприятного вида останки, во гробах находящиеся, преобразовал человеколюбиво в нетленное живое существо». 483

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого . Епископ города Ниса. Викентий Лиринский (? – 450) – настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок». Св. Иоанн Златоуст (ок. 350–407) – великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя. Блаженный Августин Аврелий (354–430) – богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – преподобный. Родоначальник христианского монашества. Св. Амвросий Медиоланский (330/340–397) – великий Отец и Учитель Церкви. Осия Кордовский (? – 359) – святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству. Константин Великий (ок. 285–337) – император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) – юрист, доктор русского государственного права, профессор С. Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1–2. СПб., 1899–1901. Изд. 3-е. Суворов Николай Семенович (1848–1909) – канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1–2. Ярославль, 1889–1890. Вальсамон Феодор – с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия. Курганов Федор Афанасьевич (1844–1920) – историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880. Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права. Св. Феодор Студит (759–826) – знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Слово Божие говорит: И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему ( Быт.2:19 ). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот стих отмечает: «И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным… Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку» [цит. по: 136, с. 482]. Святитель приводит и другой аргумент, доказывающий изначальную власть человека над творениями и отсутствие страха перед животными: «Разговор змия с женой. Если бы звери страшны были человеку, то, увидев змия, жена не остановилась бы, не приняла бы совета, не разговаривала бы с ним с такой безбоязненностью, но тотчас бы при виде его ужаснулась и удалилась. А вот она разговаривает, и не страшится; страха тогда еще не было» [там же, с. 483]. Царственное достоинство человека, выраженное в его власти над прочими творениями, невозможно рассматривать как результат борьбы за существование. Оно не есть этап эволюционного развития человека, но дар Божий. Для того чтобы победить зверей, полезнее было бы развивать силу и ловкость, а не ум. Положение человека в иерархии животного мира определяется не его эволюционным восхождением по лестнице борьбы, а его изначальным статусом царя, полученным от Творца. Конечно, после грехопадения праотцев все в человеческой природе, в том числе и царственное достоинство людей, весьма повредилось. Будучи низвержен из Рая, человек потерял свое царское достоинство: 159 ... иногда (некогда) царь сый земныхъ всхъ нын плнникъ вихс беззаконнаг совта... ч. 1] (неделя Сыропустная, 1-я стихира на хвалитех) 160 коликихъ благъ канный себ лишихъ! какова падохъ страстный азъ! богатство изнривъ, заповдь престпихъ. оувы мн, страстна дш! гню вечном прочее сдишис. тмже прежде конца хрт бг к блднаго м сына, бже, и помилй м. ч. 1] (неделя О блудном сыне, стихира на Господи, воззвах, славник)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Также как члены человеческого тела имеют жизнь и существование не столько в собственном составе и природе, сколько в том, что принадлежат целостности тела и составляют с ним единство организма, а если отделятся от тела, – погибают, хотя внешне остаются целыми 480 , также, и ещё в большей мере, происходит и в Церкви 481 . Потребность и необходимость быть в Церкви отождествляется с потребностью и необходимостью быть во Христе Спасителе, и наоборот. Таким образом, так же как без Христа нет спасения, так и «extra Ecclesian nulla salus» (вне Церкви нет спасения) 482 . Потому что Христос: « ρχηγς τς σωτηρας , Начальник спасения» ( Евр. 2:10 ), Он – Глава и Спаситель тела Церкви ( Еф. 5:23 ), а Церковь как тело Его, как тело Спасителя есть и тело спасения, осуществление спасения и само спасение – «Мать всем нам», как говорит апостол ( Гал. 4:26 ) 483 . Из этого следует, что нет, и не может быть расстояния и ещё менее – противоположности между Церковью и спасением, ибо, по сути, это одна и та же реальность, одна и та же Божественная Икономия спасения, одна и та же πραγματεα Христова, как говорит святой Ириней Лионский 484 . Следовательно, вне Церкви нет спасения, ибо Церковь есть Тело Богочеловека Спасителя и потому – само спасение. 7 . Рассматривая далее Церковь со стороны Её удов (членов) порознь, божественный апостол Павел подчёркивает, что, кроме единства, союза и любви, в теле Церкви должна существовать и разница между членами подобно тому, как и в человеческом теле. «Не как-нибудь, – говорит святой Златоуст, – но очень искусно должно быть расположено тело, так что, если в Нём что-нибудь не на своём месте, то оно уже расположено не так... Таким образом, должно не только быть соединённым с телом, но и занимать там своё место – иначе, если ты нарушишь это, то не будешь соединён с ним и не получишь Духа (Святого)» 485 . Потому что в Церкви не человек, и не собрание людей, но Сам Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно... Но Бог соразмерил тело ( 1Кор. 12:18, 24 ), отведя каждому своё место, положение, достоинство, служение, роль.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«Субботы» — здесь в значении: праздничные дни. 482 Пастор Оберлин, Иоганн-Фридрих (1740–1826) — известный филантроп, прозванный «святым протестантской церкви». 483 Исидор (Никольский, 1799–1892) — был киевским митрополитом с 1858 по 1860 год. 484 Арсений (Москвин, 1795–1876) — был киевским митрополитом с 1860 по 1876 год. 485 Филарет (Амфитеатров, 1779–1857) — был киевским митрополитом с 1837 по 1857 год. О нем у Лескова — во «Владычном суде» и в «Мелочах архиерейской жизни» (см. наст. изд., т. 6). 486 Крамарев, Георгий Никифорович (1817–1868) — профессор Киевской духовной семинарии, в 1854–1856 годах — протоиерей университетской церкви св. Владимира. 487 …бывший в его время ректором «русский Златоуст» Иннокентий Борисов. — Иннокентий Борисов (1800–1857) — знаменитый богослов и церковный оратор, с 1830 по 1837 год был ректором Киевской духовной академии. 488 ..Иеремия, (Соловьев, 1799–1884) с 1830 года был инспектором, а с 1838 по 1841 год — ректором Киевской духовной академии. 489 Серафим (Аретинский, 1812–1885), с 1837 по 1842 год был помощником профессора богословских наук в Киевской духовной академии. 490 …военного обер-прокурора синода Н. Ал. Протасова. — Протасов, Николай Александрович, граф (1799–1855) — генерал от кавалерии, с 1836 по 1855 год — обер-прокурор синода (то есть начальник ведомства православной церкви). 491 — 215. …сошлись на службе в Каменце Аскоченский, занимавший там место совестного судьи, и бывший его начальник по Воронежской семинарии Елпидифор, на эту пору архиепископ подольский. — В. И. Аскоченский окончил Воронежскую семинарию в 1837 году, служил в Каменец-Подольске в должности совестного судьи с 1849 по 1851 год. Елпидифор (Бенедиктов, 1804–1860) был ректором Воронежской духовной семинарии до 1842 года, архиепископом подольским — с 1848 по 1851 год. 492 Литургия — обедня (утренняя или дневная церковная служба). 493 Иподиакон — помощник дьякона. 494 Клир — причт, духовенство какой-нибудь церкви. 495 …«и духови твоему» — «и духу твоему» (ответ хора на возглас священника: «Мир всем»). 496

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

472. „Все достойные по Божию всеведению“, ибо „книгою названо ведение Божие“. Феодорит. (Ср. Апок. 20:12). 473. Гр. λαμπρτης — в рус. синод. светила. 474. Самые испытанные уподобляются солнцу, а низшие их звездам (Матф. 13:43; 1 Кор. 15:41). Феодорит. 475. Κα τι — и еще, пользуемся рус. синод. переводом. 476. Гр. μφραξον — слав. загради, букв. запри, заключи. 477. Слав. мн. ч. книги соотв. ед. ч. τ βιβλον, а в алекс. мн. ч. τος λγους — слова. 478. Слав. до времени скончания, т. е. до последнего исполнения пророчеств и конца мира. Срав. 8, 26. 12, 7. 479. Т. е. течения, фарватера. 480. Вероятно Тигра или Еддекеля; см. 10, 4. 481. Оскобленное дополняем по рус. син. перероду. 482. Гр. βαδδν см. 10, 5. 483. См. прим. к 7, 25. 484. Слав. руки соотв. χειρς в XII, лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Златоуста; а в алекс., ват., у Феодор. и др. нет. Разсеяние силы, означает уничтожение могущества и силы народа Еврейского. 485. По аналогии с 13 ст. значить: иди к своему концу, т. е. спокойно умирай, потому что не доживешь до того времени. 486. Слав. аки нет соотв. в гр. и лат. т. 487. Слав. огнем искусятся соотв. πυρωθσι букв. сожжены будут. 488. Открываемого пророчества. 489. См. 7, 25. 8, 11 – 14. 9, 24 – 27. 11, 31. 490. Оскобленное дополняем по рус. син. переводу. 491. Смертным сном. 492. „Так Божественный Архангел чрез пророка Даниила ясно преподает нам учение о воскресении“. Феодорит и Ефрем Сир. 493. По сопоставлению с предыдущей 11 главой, можно думать, что в настоящей 12 главе кратко, схематически, предвозвещается переход членов церкви воинствующей в торжествующую. Здесь страдания членов церкви ветхозаветной, гонения на них, лишения, запрет богослужения и всевозможныя скорби, служат прообразом последних страданий и членов церкви новозаветной. Поэтому справедливо указываемые пророком в 11 и 12 ст. дни 1290 и 1335 блл. Иероним и Феодорит относят ко времени страданий христиан от антихриста. Заканчивающия эти страдания воскресение мертвых и участие в нем Даниила (2 – 3 и 13 ст.) уверяют в том, что в торжествующую церковь войдут страдальцы, разумные, – чада ветхозаветной и новозаветной церкви.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

258 Имеется в виду чудесное спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами царем Дарием в результате заговора придворных; Ангел, посланный Богом, заградил пасть львам, Даниил вышел невредимый из рва и был возвеличен Дарием ( Дан. 6 ). 259 Имеются в виду три юноши-иудея, которые не пожелали отказаться от своей веры и поклониться «золотому истукану», и по приказу Навуходоноссора были брошены в печь, откуда вышли невредимыми по воле Бога ( Дан. 3:1–29 ). 263 Иустиниан – церковное имя провозглашенного святым византийского императора Юстиниана I (482 или 483–565); император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 264 Константин I Великий (Constantinus) (ок. 285–337) – римский император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь , сохраняя также языческие культы. В 324–330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий. 265 Иоанн Златоуст (между 344 и 354–407) – один из главных отцов Церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.), представитель греческого церковного красноречия. С именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью. Фотий (ок. 810 или ок. 820–890-е гг.) – патриарх Константинополя в 858–867, 877–886 гг. Способствовал распространению влияния византийской Церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством. Знаток античной литературы, составитель известного собрания античных фрагментов «Мириобиблион», автор богословских сочинений, писем. Булгаков считал, что деятельность Фотия в значительной степени повлияла на возникновение глубокого раскола между восточной и западной Церквями (см. публикуемое ниже письмо С. Н. Булгакова к П. А. Флоренскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Троицы на Рядятине улице, начатая постройкою, по благословению владыки, в предыдущем году; в след. году Лазута заложил каменную церковь Петра и Павла в конце славной улицы 479 ; в 1369 г., по благословению Алексия, заложены были две каменные церкви – св. Василия на Ярышеве улице и св. Игнатия на Рогатице. Обе эти церкви через год были окончены и освящены самим архиеп. Алексием 480 . В 1371 г. опять построены две каменные церкви, одна во имя св. Прокопия, другая во имя св. Андрея юродивого на Ситецке 481 ; в след. 1372 г., по повелению владыки, поставлена была каменная церковь , во имя Спаса на Ильине улице и в 1374 г. торжественно им самим освящена с игуменами, попами и с клиром св. Софии. Эту церковь построил архиеп. Алексий спустя 205 лет после чудесного спасения Новгорода, совершившегося от иконы Знамения Божией Матери и спустя 20 лет после построения в честь ее особого каменного храма 482 . В 1373 г. архиеп. Алексий освящал каменную церковь Петра и Павла, построенную псковичами на другом месте в Новгороде и церковь св. Власия; в 1375 г. совершена была каменная церковь Козьмы и Дамиана на Холопьей улице, и посадник Юрий тогда же, с благословения владыки, заложил в каменном городе, в околотке, церковь св. Иоанна Златоуста 483 . Зимою в этом же году архиеп. Алексий по своей воле, как замечено в летописи, оставил кафедру и удалился в Деревяницкий монастырь. Но, вероятно, кроме собственной воли, была и другая причина, побудившая архиепископа искать тишины и спокойствия в уединении монастырском, и, может быть, повторение прежних неудовольствий с митрополитом; потому что Новгородцы сильно были встревожены этим обстоятельством и, после долгих рассуждений, послали к митрополиту архимандрита Савву, Максима Онцифоровича и бояр с мольбою, чтобы благословил сына своего владыку Алексия в дом св. Софии на свой святительский степень, и митрополит благословил его, а Савву и бояр отпустил с честью. После этого Новгородцы собрали вече на Ярославле дворе и оттуда отправили в Деревяницы «наместника великого князя – Ивана Прошкинича, посадника Юрия, тысяцкого Олисея и иных многих бояр и добрых мужей с челобитьем к владыке», чтобы возвратился на свой престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Старообрядцы обвиняют православную Церковь в том, что она оставила древнее пение, установленное вселенскими соборами и св. отцами, а ввела пение новое, искусственное (партесное), сопровождаемое «движением всея плотя, покиванием главы и помаванием рук». 482 В доказательство справедливости своего упрека они ссылаются на 75 пр. 6 вселенского собора, которое запрещает в пении «различные пестроты, бесчинны гласы»... а) Действительно, 6 вселенский собор запретил «бесчинный вопль поющего в церкви», равно «неподобные приложения к церковному пению» и требует пения в церкви «со умилением и вниманием многим» (см. 75 пр. 6 вселенск. соб. и толкование в Кормч., л. 200 об.). Но такого же пения требует и православная Церковь . В её уставе сказано: «Бесчинный вопль поющих в церкви неприятен есть... а подобает пети благочинно» (Уст. прав. Церкви, гл. 28). б) Что касается того, по каким нотам и каким напевом следует петь в церкви, то на это нет ясных указаний ни в слове Божием, ни в определениях соборов. 483 Не указывает этого и церковная древность. Напротив, она свидетельствует, что в старину пение церковное не везде было одинаково, а изменялось сообразно с обстоятельствами места и времени и постепенно усовершалось. 484 Так, когда еретик Армоний придумал особое приятное пение, которым привлекал слушателей к своему лжеучению, то Ефрем Сирин ввел такой же напев в сирской церкви, чтобы верующие и у себя, в храмах, слушали приятное пение (Церков. истор. Никиф. Каллиста, кн. 18, гл. 16; Созом. Церк. ист., кн. 3, гл. 16). Равным образом и св. Иоанн Златоуст перенял церковный напев у ариан, когда они своим напевом стали увлекать в свою ересь многих православных (Созом. Церк. ист. кн. 8, гл. 8; Каллист Церк. ист. кн. 13, гл. 8). в) Старообрядцы называют партесное пение еретическим нововведением, а наши предки времен Ярослава 1-го называли его «ангелоподобным сладкогласованием» (Степ. книга 1, л. 224). Партесное пение введено было п. Никоном еще в бытность его митрополитом Новгородским, но никто из православных, ни даже сам патриарх Иосиф, не назвал этого пения еретическим. 485 г) Наконец, если бы даже партесное пение было, действительно, нехорошее, неблагочинное, то и в таком случае старообрядцам не следовало бы удаляться от православной Церкви. В древней православной Церкви иные певали бесчинно «своплем, содвижением всея плоти, помаванием главы, плесканием рук, попиранием ног; поющия же глас или отончевали и возносили, или одебелевали, или велий вопль испущали» (Потребн. иноч. и мир. 1639 г., л. 88, сн. Кн. о вере, гл. 16, л. 144 об.; Маргар., л. 180 и 184), но верные из-за этого не отделялись от неё. 6) Замечание о других особенностях

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

  478 Это выражение (τη, περα του γνναι) подчеркивает неразрывную сопряженность «опыта» и «знания» во всяком духовном ведении, которую часто акцентировали многие отцы Церкви. Данный акцент, например, весьма характерен для преп. Макария Египетского. См.: MiquelD. R Les caracteres de 1 " experience spirituelle selon le Pseudo–Macaire//Irenikon, t. 39, 1966, p. 497–513. Высказывание Авсония включает в сферу этого опытного познания и свидетельства из Священного Писания. Другими словами, духовное ведение здесь не мыслится без уразумения Писания (а, соответственно, и без толкования его). 479 Св. Иоанн Златоуст, толкуя это место, замечает о хромом, что «он обратился уже внутренно» и что «Павел проникал в самую душу его». Иже во святых отца нашего Иоанна Зла–тоустого Архиепископа Константинопольского Избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. М., 1994, с. 275. 480 Под этими «книгами» (τς ββλους) подразумеваются, скорее всего, книги Священного Писания.. В этом эпизоде Можно видеть наглядный пример тех «уроков толкования Писания», которые, вероятно, были довольно обычными в древнем монашестве: наставник сначала сам дает несколько изъяснений, а затем обучаемый уже самостоятельно размышляет над Писанием. Это еще одно свидетельство, подтверждающее тот факт, что «культура книги» (прежде всего и главным образом «культура Библии») в древнем иночестве ценилась весьма высоко. См.: Burton–Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N. — Y–Oxford, 1993, p. 111. 481 Под этой одеждой (букв, «льняным рубищем» — σκκον λινουν) подразумевается нижняя монашеская одежда, именовавшаяся обычно левитоном или колловием. «Левитон был белый, так как он делался обыкновенно из льняного полотна». См.: Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках//Приложение к кн.: Сидоров А. И. 482   483 Данный месяц (Τυβι) почти совпадает с нашим январем; начинался он 27 декабря и оканчивался 26 января. 484 Вероятно, в конкретном случае данное наречие (την Θηβαων γλωτταν) тождественно верхнеегипетскому или саидскому диалекту. Д. Гёринг не без основания полагает, что Аммон и до прибытия в монастырь был знаком немного с коптским языком, но, скорее всего, с нижнеегиптским (бохарским) диалектом. Поэтому пребывание в монастыре позволило ему довольно быстро усвоить и другой диалект. 485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010