Блаж.Августин, называя елеопомазание таинством, так изображает влияние елеопомазания на состояние духа при приближении смерти: «сие помазание усовершит нас для той жизни, которая обещается нам. Это есть глас желающего оной жизни, некий глас желающего той благодати, которая совершается для нас в конце. Помазуемся в таинстве и самим таинством предызображаем то, чем будем мы» 479 . Иннокентий, папа римский, современник Златоуста, отвечая на вопрос: как понимать слова ап. Иакова, говорит: «их без сомнения должно разуметь о верующих больных, которые могут быть помазываемы св, елеем помазания... Проходящим (церковное) покаяние нельзя сообщать этого помазания: потому что оно есть таинство; а кому воспрещаются прочия таинства, как можно дозволить только одно» 480 ? По заповеди апостола совершает и церковь елеопомазание; «по чину церковному, говорит Феодор кантербурийский, с молитвами и утешениями церковными помазуются свящ. помазанием больные» 481 . Виктор пресвитер антиохийский в начале 5 века писал: «елей между прочим смягчает болезни, поддерживает теплоту, сообщает веселость. Посему елей употребляемый в св. помазании знаменует и милосердие Божие и исцеление от болезни и просвещение сердца» 482 . Апостол писал: да призовет пресвитеры церковные; и церковь приняла, чтобы молитвы над болящим совершались священниками в числе седьми, хотя и непризнаем сего числа неизбежно необходимым 483 . Как апостол не определил, какие части болящего надлежит помазывать св. елеем: так и церковь в сем отношении не всегда следовала одному и тому же обыкновению 484 . § 278 Над кем должно совершаться елеопомазание? Над кем должно совершаться таинство елеосвящения, показывают ясные слова апостола: болит ли кто в вас- σθεν ι τις; апостольское слово σθεν ιν собственно значит» быть слабым, истощенным в силах, ( Мар. 6, 56 ). Таков был Лазарь σθενν-близкий к смерти ( Иоан. 11, 1–7 ). Таково состояние глубокой старости. Апостол иначе называет своих больных κμνοντες,, что означает людей утружденных немощью, тяжко страждущих 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прекрасные пальметты, выполненные рельефно, которые украшают шарниры на кресте из Плиски, совершенно похожи на другие на уже упомянутых крестах 480 . Они принадлежат определённому типу, распространённому в Византии в конце IX века, встречающемуся на рельефах из мрамора, архитектурной керамике и в миниатюре 481 . Надо отметить, что тип крестов-энколпионов, к которому относится крест из Плиски, происходит из Палестины, где многочисленные паломники покупали их в качестве подарков и сувениров и распространяли по христианскому миру. Но если этот тип был вначале создан в Святой земле, позднее, после арабского завоевания, его начинают производить в разных других районах, где подобные кресты создаются в большом количестве. Маловероятно, что кресты и ставротеки этой эпохи были созданиями палестинских мастерских, скорее, они изготовлялись в мастерских, находившихся внутри византийской Европы, как это было при императорах македонской династии. Деликатность исполнения, умелое изображение лиц, тенденция к индивидуализации, удивительная способность изображать в миниатюрном виде (величиной от 4 до 15 мм) сложные религиозные сюжеты – всё это свидетельствует, что крест из первой болгарской столицы был сделан и ювелирной мастерской первого разряда. Не исключено, что эта мастерская находилась в Константинополе, этом большом культурном центре, который в средние века стоял во главе всех отраслей искусства. В этом городе работали многочисленные художественные мастерские, которые отражали вкусы и представления разных этнических групп. Предполагают, что в области пластических искусств существовали мастерские, которые использовали различные образцы и следовали разным традициям 482 . К тому же две особенности изображении на кресте из Плиски заставляют нас предположить, что крест был выполнен в какой-то ювелирной мастерской византийской столицы. Одну мы находим в сцене Вознесения, где изображён апостол Андрей с крестом с удлинённым древком. Эта иконографическая особенность традиционна для константинопольских памятников IX–X веков. (В других случаях только апостол Пётр несёт такой крест 483 .) Другая особенность – это изображение четырёх святых епископов, очень чтимых в Константинополе, среди изображений, украшающих оборот внутреннего золотого креста из Плиски. Известно два произведения византийского ювелирного искусства X и XI веков с подобными фигурами. Первое – это большой крест из Лавры св. Афанасия на Горе Афон, сделанный в Константинополе. На его обороте, на верхней и нижней части вертикальной ветви, изображены в рельефе в круглых медальонах Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Другой крест с четырьмя святыми епископами, сделанный также в Константинополе, представлен на обороте известной золотой иконы из сокровищницы святого Марка в Венеции 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Первый из рассказанных взрыв злобы фарисеев происходит в Иерусалиме, – (по поводу исцеления больного, лежавшего тридцать восемь лет в купальне Вифезды), – принимая прямо форму заговора об убиении Господа Иисуса. Праздник, в который совершено это исцеление расслабленного подавал повод к сомнениям. Св. Ириней и Евсевий Кесарийский думали, что это была Пасха; св. Иоанн Златоуст считает этот праздник Пятидесятницей; многие из новейших ученых богословов думают, что это праздник Пурим 480 . Весьма трудно произнести свое мнение в таком вопросе, в котором расходились древнейшие и величайшие из отцов церкви. Мы однако же позволим себе сказать следующее: событие происходит после первой Пасхи и ранее упоминания о второй ( Ин. 6:4 ), и кажется, естественнее всего предположить, что это был праздник Пятидесятницы; что же касается праздника кущей, то он назван по имени в главе 7:1, 2 481 . Праздник же Пурим праздновался в марте, и если относить событие в этому празднику, то оно должно было совершиться за несколько дней до второй Пасхи. Ин.5:1 . По сих же бе праздник Иудейский, и взыде Иисус в Иерусалим. Ин.5:2 . Есть же Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда, пять притвор имущи. Ин.5:3 . В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды. Ин.5:4 . Ангел бо Господень на всяко лето сходаше в купель и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше. Купель Вифезду новейшие исследователи искали в долине потока Кедронского, полагая, что это тот перемежающийся источник, который ныне известен под именем «источника Девы» 482 . Другие указывают, что по весьма древнему преданию, основанному на Неемии 3 " овечьи ворота» надо искать в северо-восточной стороне древнего города, близ нынешних врат Св. первомученика Стефана 483 . Имя Вифесда или Бет-саида толкуется: «дом милосердия». Притворы Вифесды были по всей вероятности открытые галереи, сооруженные благочестивыми людьми, в которых лежали больные, хоть несколько прикрытые от зноя солнца и от дождя. Подобную Евангельской сцену лежащих под навесами больных близ горячих серных ключей древней Тивериады видел путешественник Тристрам 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай ( Иов. 5:17 ). По мысли святителя Григория Великого , здесь говорится о том, что зачастую «суровость [Божественного] вразумления бывает началом прозрения» грешника; «ведь основание спасения – это возможность страдания», наставляющего человека в истине и очищающего его от греха. И потому, «если боль наказания и тяготит грешника, то [это происходит] всякий раз – ради [его будущего] счастья, которое [уже] не имеет боли» 482 . Далее, до конца своей первой речи ( Иов. 5:18–27 ), Елифаз призывает Иова к тому, чтобы он был уверен: если он ныне вразумится постигшим его Божественным наказанием и обратится к Богу, то Бог его исцелит, вновь пошлет ему и духовную радость и земное благоденствие. Елифаз продолжает: ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют ( Иов. 5:18 ). Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что здесь Елифазом подразумевается единство и согласие разнообразнейших путей Божественного Промысла в отношении каждого конкретного человека, какими бы различными нам эти пути порой ни казались, представляясь то посещающим нас наказанием, то снисходящим на нас милосердием. Ведь все происходящее с нами осуществляется по единому, внутренне непротиворечивому Божественному плану, ведущему нас ко Спасению. Он пишет, что «если Бог» в отношении того или иного человека «Сам прекращает беды, обращает их к противоположному и доставляет наслаждение глубоким миром, Он делает это не по иному, но по тому же самому замыслу» 483 , в соответствии с которым Он этого человека ранее вразумлял через наказание. Святитель Григорий Великий также говорит о том, что «Всемогущий Бог причиняет раны, преследуя две цели: исцелить тех, о ком заботится, и привести их к Спасению». Двоеслов говорит и о том, что иногда такие духовно отрезвляющие нас Божественные удары наносятся человеку не только извне – посредством внешних обстоятельств его жизни, – но и изнутри – через внезапное желание Бога, «томление по Богу»: через уязвление нехваткой Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Св. Иоанн Златоуст использует библейскую историю Анны, матери пророка Самуила, для того, чтобы разъяснить эту мысль: Анна молилась в присутствии Яхве, но ее голоса никогда не было слышно ( 1Цар. 1:13 ), однако «она была услышана не благодаря силе своего голоса, а благодаря воплям своею сердца» 478 . Если христианская молитва непременно требовала бы участия голоса, то как могли бы мы молиться во всяком месте, на рыночной площади или во время работы? – заключает Иоанн Златоуст 479 . Но не следует соблазняться такими полемическими выпадами. Св. Игнатий Брянчанинов предупреждает: «Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву» 480 . «Многие великие Отцы во всю жизнь свою упражнялись устной и гласной молитвой, и притом обиловали дарованиями Духа. Причиною такого преуспеяния их было то, что у них с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существования своего, из всего человека» 481 . И он заключает: «Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение» 482 . Воспитательный смысл словесной молитвы Существует много разнообразных аргументов в защиту молитвы, использующей готовые словесные формулы. Некоторые из них можно отнести к сфере психологической или педагогической, другие же скорее связаны с догматом о Воплощении. Вот, например, каковы обоснования такой молитвы, приводимые св. Феофаном Затворником 483 . Все духовные учителя и сама Церковь с большим уважением относятся к словесной молитве, прежде всего потому, что она является необходимой подготовкой к молитве более высокой. И молитвенный язык есть особый язык. И его, как и каждый язык, необходимо изучать. А обучаться ему следует по книгам, содержащим молитвословия, постепенно достигая навыка своими словами, без молитвенника, вести беседу с Богом 484 . «Плоду предшествует цвет, цвету – лист, листу – почка и оживление ветвей... Внутренняя молитва есть плод: надобно много трудиться, пока она зародится» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Епископ Иоанн, после этого ясного и неприкрытого приказания, выйдя вместе с другими епископами из епископского дома 481 , говорит всем: «Помолясь, соединимся с ангелом Церкви» 482 , – с одной стороны, радуясь произошедшему, а с другой – скорбя из-за несчастия народа. Тотчас кто-то из боголюбивых вельмож сообщает Иоанну: «Поскольку Лукий, муж дерзкий и бесстыдный видом, в общественной бане готов вместе со своими солдатами к тому, чтобы, если ты станешь противоречить или задержишься, выволочь тебя и изгнать силой, ведь население города повсюду находится в смятении, постарайся уйти тайно, чтобы народ, встав на твою защиту, не вступил в борьбу с солдатами». Тогда Иоанн, крепко расцеловав со слезами некоторых епископов – расцеловать остальных не позволило чувство, – простился с ними, сказав находящимся внутри храма: «Побудьте пока здесь, чтобы перед уходом у меня была небольшая отсрочка». Войдя в баптистерий, он призывает никогда не уходившую из церкви Олимпиаду вместе с диакониссами Пентадией и Проклой и Сильванию, жену блаженного Небридия 483 , благовидно украшенную своим вдовством, и говорит им: «Пойдите сюда, дочери, послушайте меня. То, что о мне, приходит к концу ( Лк. 22:37 ), как я вижу. Течение совершил я ( 2Тим.4:7 ) и, может быть, вы уже не увидите моего лица ( Деян. 20:25 ), Но вот о чем я прошу вас: пусть никто из вас не отпадет от обычной любви к Церкви, но если кто-то будет рукоположен поневоле, но прибегая к интригам, при всеобщем одобрении, подклоните ему голову вашу, как Иоанну, ибо не может Церковь оставаться без епископа. И да пребывает с вами милость Божия. Вспоминайте меня в молитвах ваших». Обливаясь слезами, они простерлись у ног его. Тогда, кивнув одному из почтенных пресвитеров, он говорит: «Возьми их отсюда, чтобы не возбуждать толпу». Таким образом, воспрепятствовав немного, они решили ему уступить. Итак, он вышел на восточную сторону, ибо не было в нем ничего от запада 484 . В западной же стороне, где находятся церковные двери, он повелел поставить ослиное седло, на котором имел обыкновение ездить, чтобы отвлечь народ, который ожидал его оттуда. Вышел вместо с ним и ангел, не перенесший опустошения Церкви 485 , которое совершили порочные вожди и находящиеся у власти, содеяв ее подобной театру. «Ведь, с одной стороны, шум стоял, как в театре, как когда нечестивые играют на свирели, а иудеи и эллины, насмехаясь, безмерно предаются поношениям, с другой же стороны, как в тюрьме; удары и раны, наносимые солдатами утробе, и напряжение всех сил души из-за лишения учителя и хулы на Божество» 486 . Ибо где прощение, грехов ( Деян. 13:38 ), там и кровопролитие ( Сир. 27:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

е. проводниками божественной благодати. У еретиков и нечестивых, как справедливо, говорится в «Книге о вере», иногда большее обретается воздержание, нежели у православных христиан. «Кто же познати может, кая бяше Христова церковь , откуду ю познати имамы? Не ежели от святаго писания» 478 . Таким образом, тайны, совершаемые и недостойным по жизни священником, ни мало не утрачивают силы и действенности. Мысль эта раскрывается св. Златоустом и блаж. Феофилактом Болгарским . «Сия же глаголю, – пишет св. Златоуст, – да никто из предстоящих, житие испытуяй священническое, соблазнится о совершаемых тайнах: ничто же бо человек в предстоящая вводит, но все Божия силы дело есть, и той есть тайноводяй» 479 . «Смотри же ми иерейскаго чина, яко божественен есть, – объясняет блаж. Феофилакт, Богу бо еже отпущати грехи, онем же се дадеся. Тако убо чтем я, яко Бога, аще и недостойни суть. Что сия? Божия бо дара суть слуги, и благодать действует ими якоже и ослом Валаамлим» 480 . Недостойные священники были всегда, и в глубокой древности. Еще тот же св. Златоуст замечает, что если бы благодать искала везде достоинства, то мы не имели бы ни крещения, ни тела Христова 481 . Преп. Максим Грек в свое время горько жаловался на современных русских пастырей, – что между ними нет Самуила великого, нет ревнителей подобных Илии и Елисею, нет Иоанна Златоуста , изобличавшего сребролюбивую царицу Евдоксию 482 . Ученик преп. Максима А. Курбский высказывает жалобы на слабость высших иерархов, называет их потаковниками пред гражданскою властию 483 . Стоглавый собор дает понять о некоторых современных ему священниках, что они и служат не по чину, и живут в слабости, и о церкви Божией небрегут, и о своих детях духовных не радят, и наложниц держат 484 . Люди более начитанные, учители беспоповства обращают внимание на другую сторону. Сочинитель книги «О скрытии церковных пастырей» приводит слова св. Златоуста из бесед на 2-е посл. к Тимофею (нравоучение 2-е): «яко подобает повиноватися учителем и священником и не судити их, аше и житие имут укорное: аще же о вере погрешают, тогда не подобает покарятися им, но отбегати и судити ях» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Чисты и хороши филаретовы и иоасафовы; не хулю иосифовых, но есть кое-чему переменно, не ересью кладено, но высокоумием жестаковым. Всяк бо ищай правая, сам обрящет горькое и сладкое, и полезное и вредное, о Христе Исусе Господе нашем, Ему же слава со Отцом и Сыном и Святым Духом и ныне и присно и во веки веком. Аминь. 2. Инока Авраамия послание к боярыне Морозовой 476 И прежде всего советую ти в преданней 477 вере от отец святых и апостол стояти неуклонно, и на 478 вселенских седми соборех утвержденной, и кровию святых мученик запечатленной, и святыми отцы свидетельствованной. Се есть церковь святая, соборная и апостольская, еже есть вера православная, без нея же угодити Богу невозможно. О ней же пророк Давид Богоотец глаголет: свята церква твоя, дивна в правду. И паки глаголет: поклонюся к церкви святей твоей. О никоновой же развращенной церкви той же Дух Святой в пророцех глаголет: возненавидех церковь лукавнующих. И паки глаголет: уклоняющаяся в развращение отведет Господь с творящими беззаконие, и прокляти, рече, уклоняющаяся от заповедей твоих. И святый Иоанн Златоустый в Беседах рассуждает о сем: иже 479 веру превратиша, иже аще и другое нечто новотворят ей, прокляти будут. Никон же со ученики своими не худое 480 нечто превратил в церковных догматех, но всю истинную веру изгубил, и всю вселенную превратил на нечестие и вельми возмутил. Глаголет апостол: едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всем. У Никона же со ученики многие веры, а не едина. Напечатано у них Служебников выходов до осми, а все меж собою не согласуются. И везде превращено в божественном церковном предании: во освящении церковном, в крещении младенческом, в венчании, положено у них, новых никоновых учителей, противно божественному святых отец 481 преданию вся действовати, крещати и освящати и круг церквей ходити против солнца; а святии отцы повелеша по солнцу ходити во всякой службе и действе церковном. И прочее всякое развращение. 482 Явно есть, яко развращенная их лукавая церковь . Увы, увы, постиже нас злая беда, вечная погибель. 483 Последущие учению их, новых проповедников, 484 не имут видети живота вечного. Они же сами, елико более будут правити, толико глубее снидут во дно адово. В тонкость же вся описати вскоре зде блужения их в вере – не могу вместити, сего ради престану о сем. И реку тебе о времени сем нынешнем, елико убо от отец навыкохом разсудити писания, да 485 познаеши время сие совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Но кто таков, тот сам властвуем бывает от Бога и всецело покорствует во всем воле Божией Так царство Божие водворяется и первоначальный чин восстанавливается: ибо человек в начале определен был царем мира». Преподобный Симеон Новый Богослов . Слово седьмое//Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения. Т. 1 – С. 68. 208 О связи послушания авве Герасиму хищного льва и обретенного Преподобным состояния святости – как зримого свидетельства богодарованной способности христианских подвижников возвращаться в райское состояние Адама до его грехопадения см.: Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха Сергиев Посад, 1915. – С. 131–132. 209 Ср.: «Звери получили свое имя (в смысле их «звериного начала». – П. М.) от того, что они одичали, а не потому, чтобы изначала были злыми или ядовитыми, ибо ничего злого не было изначала сотворено Богом, но все было прекрасно; грех же человека испортил их, ибо с преступлением человека и они преступили. Но когда человек опять возвратится в сообразное с своею природой состояние, тогда и те животные восстановятся в первоначальный образ кротости». Святитель Феофил Антиохийский . К Автолику//Ранние отцы Церкви. Антология. – С. 482–483. 214 На первый взгляд, высказываемые Святыми Отцами суждения о тех или иных природных явлениях как созданных лишь для людской пользы могут даже показаться нам наивными или чрезмерно превозносящими человека перед лицом тварной вселенной. Но не будем забывать о сути православного антропологического учения, свидетельствующего о человеке как о единственном земном существе, сотворенном по Образу Божию, что и позволяет говорить о столь значимой роли человека во вселенной. 216 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. Беседа 6//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . Т. 4. Кн. 1. М., 1994. – С. 46. Разумеется, приводимые здесь примеры из творений древних церковных писателей не претендуют на «научную» космологическую ценность. Скорее это взгляд на мир – как на эстетический феномен Святые Отцы очень часто обосновывают идею о том, что мир сотворен для пользы человека, именно эстетическими доводами (наряду с другой столь любимой ими темой – о назначении вселенной быть для людей огромным воспитательным «полигоном», местом для осуществления обращенной на нас Божественной педагогики) Отметим, однако, что и никакие современные теории строения вселенной не препятствуют думать, что вся ее невообразимая сложность служит тому, чтобы на нашей малой планете существовали условия для жизни человека: этому способствует и сила тяжести, и скорость вращения, и параметры орбиты, и наклон земной оси, и температура.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

481 Константинопольское правительство легализовало это преступление тем, что состояние Руфина было конфисковано. 482 Часть его досталась Евтропию и его приверженцам. 483 В числе имущества, принадлежащего Руфину, были земли, неправильно захваченные им в разных провинциях, владельцы которых из страха пред всемогущим префектом не возбуждали протеста. В Феодосиевом Кодексе сохранился текст указа, изданного по этому поводу и печально характеризующего тогдашние нравы. Ввиду того, что протеста не было, пока был жив Руфин, все такие имущества объявлены были принадлежащими императорской частной казне с воспрещением права исков. 484 Жена и дочь Руфина, когда он был убит, бежали в церковь , опасаясь за свою жизнь. Им разрешено было, по их просьбе, переселиться в Иерусалим, где они и проживали, как и многие другие знатные женщины того времени, переселявшиеся в Святую Землю добровольно. Евтропий. Гайна О процессе Абунданция нет сведений в наших источниках. Вероятно, он был привлечен к ответственности по старой и весьма растяжимой форме обвинения в оскорблении величества. Больше подробностей сохранило предание о суде над Тимасием. То был видный и заслуженный военный человек, сподвижник Феодосия I во всех его предприятиях. Своим орудием Евтропий избрал одного мелкого мошенника по имени Барг. Этот человек, родом из города Лаодикеи, попался в каком-то темном деле и бежал в Сарды. Там он обратил на себя внимание Тимасия, обошел его лестью и был назначен командиром одной военной части. Вскоре Тимасий переехал в Константинополь и перевез туда же Барга, хотя тот за свои провинности не имел права жительства в столице. Евтропий воспользовался этим человеком с запятнанным прошлым, чтобы возбудить через него обвинение против Тимасия в замыслах произвести государственный переворот. Процессы этого рода были очень часты при Констанции и Валенте, которые с особенной настойчивостью и неумолимостью давали ход доносам и с большой жестокостью вели следствия. 486 Под председательством самого императора снаряжена была судебная комиссия по делу Тимасия. Этот суд ввиду доброй славы и авторитета Тимасия вызвал неблагоприятные толки в столице. Император предпочел уклониться и поручил разбирательство дела Сатурнину и Прокопию. Первый был заслуженный старый сановник, второй – зять императора Валента. Прокопий был человек смелый и резкий. Он упрекал Сатурнина за то, что тот допустил обвинение заслуженного Тимасия таким недостойным человеком, каким являлся Барг. Тем не менее Тимасий был осужден и приговорен к ссылке. Его отправили под стражей на оаз в Египет. Вскоре прошел слух, что сын Тимасия, Сиагрий, освободил отца по пути, и с тех пор оба они бесследно исчезли. Барг был вознагражден назначением командиром полка, но скоро его постигла казнь. Во время его отсутствия в столице, жена его, рассорившись с мужем, подала императору жалобу с обвинением Барга в различных злодействах. Евтропий снарядил суд и по его приговору казнил своего пособника. 487

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010