Стр. 17–20. «О почитании священника хотя бы и погрешающего. Иоанна Златоуста ». Нач.: «Кто чтит священника, будет чтить и Бога... Христос и ныне присутствует, и ныне действует». См. «Святейшего Иеремии, патриарха Константинопольского, ответ лютеранам о том, что в церкви вместе с добрыми есть и непотребные», в «Христианском Чтении», 1842 г., часть 1, стр. 233–242. Стр. 20–22. «О литургии Иеремии, патриарха Константинопольского». Нач.: «Каждое священнодействие, совершаемое на божественной литургии, совершается и для настоящего употребления... если мы хотим соделать душу способною к принятию освящения». См. его же ответ лютеранам «Об употреблении таинств», в Христ. Чтен.», 1842 г., ч. 1, стр. 359–362, с небольшими пропусками. Стр. 23–26. «О божественной плоти Иисуса Христа и о нашей». Нач.: «Бог изменяться не может... эта часть, получившая от Бога такие преимущества». См. « Тертуллиан и его сочинения, в Христиан. Чтен.», 1842 г., ч. 2, стр. 410, 411 и 413–417, с пропусками. Стр. 26–30. Мысли отцов церкви ( Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина , Иеронима и Иоанна Постника ) «о истинном покаянии и посте». Нач.: «Когда я говорю о посте, то разумею пост истинный... то же разумей и о всяких других поступках и пороках». Стр. 30–33. «О чудесах. Из Иоанна Златоуста ». Нач.: «Почему же, – скажут, – не бывает ныне чудес?... Итак, вот что причиною того, что ныне не бывает знамений». См. «Св. Иоанна Златоустог о слово на Св. Пятидесятницу», в «Христиан. Чтен.», 1841 г., ч. 2, стр. 201–204. Стр. 33–36. «О добродетелях Христианских. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского». Нач:. «Есть много видов добродетелей, но их различно определяли... не достигший чрез богословие до того, кто есть раздаятель венцов». См. Св. Прокла «Послание к Армянам о вере», в «Христиан. Чтен. » 1841 г., ч. 1, стр. 352–356. Стр. 36–38. «Пример страдания самого великого». Нач:. «В каком безотрадном состоянии находился Христос?.. Камни как бы от жалости распадаются». См. «Слово во св. великий пяток», неизвестного, в «Христиан. Чтен.» 1841 г., ч. 1., стр. 451–454.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

1712 Сократ. «Histor Eccles.» Lib. V, cap. XXII. « ν τας μραις το Πασχα μνον βαπτξονσι». Curs; Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom LXVII, col. 640; в рус, перев. СПб. 1851 г., стр. 432. 1714 Василий В. «Ехнатгат ad baptismo», Curs. Compl; Patrol. Ser. Grace. Tom. XXXI, col, 424–425: рус. пер. Т. IV., Москва, 1846 г. стр. 225. 1716 «Constitut. Apostol.» Liber V. cap. XIX. Gursus Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 893. «Апостольские Постановления» в рус. переводе, стр. 161. 1717 Златоуст. «Epist. ad. Innocent», n. 3. Curs. Compl, Patrolog, Ser. Graec. Tom. LXII, col. 533. «Письма I. Златоуста к разным лицам», в русск. пер. СПб. 1866, стр. 10. 1719 Victor. «De persecut. Vandal Lib. II, cap XVII. Curs. Compl, Patrol. Ser. La t. Tom. LVIII, col. 216–217. 1721 Григор. Назианзен, «Orat XL. jn snnct bapt.» et .Orat XXXIX in sancta bumina» Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI. 1722 Valerius. «Not. iu Theodoret.» Lib. II, с. XXVII. Hunc locum de baptismi sacramento intellexerunt interpretes. Ego vero de festo Epiphaniorum. die malim intelligere, quo Christus in lordane est baplizatus. Nunc, ehim diem praecipuo honore colebant Hierulsalimitani, ео quod apud ipsos Christus tinetus fuissst. Eoque die infants baptizari apud illos solebant, ut legere nomini in lypica monasterii sancti Sabbae, ubi etiam officium illius diei refertur. Bingh. «Anliquit. Eccles.» Tom. IV, Lib. XI cap. VI, § VII Ed. 1755, p. 252. 1724 Златоуст, . " Qrat. do Bapt». Christi. Curs. Compl. Patr. Тот. XLIX col 366. «Слова и беседы на разные случаи», т. II, СПб. 1865. стр. 64. 1725 Григорий Туронский. «Histor Francor». Lib. VIII, cap. IX. Curs Compl Patrol. Tom. LXXI, col 453–454. Rogaverunt deineps ut ad sanctum Pascha baptisnretur sed, nec tunc allatus est infans. Deprecati sunt nutem tertio, ut ad: festivitatem sancti Ionnnis exhiberetur, sed nec tunc venit. 1727 Созомен. «Hisior. Eccles». Lib. II, Cap. XXIV. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. LXVII, Col. 1008–1009 ; в русск, пер. СПб. 1851 г. стр. 142–143. Это свидетельство можно понимать, впрочем, и как указание на обычай совершать крещение в день Пасхи, так как здесь говорится о храме, устроенном в честь Воскресения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Обусловлено это тем, что перед словом нет артикля, который бы указывал его род. В сирийском переводе Пешито и Вульгате λαστηριον перевели, как «очиститель» – propitiatorem. Святой Иоанн Златоуст Иисуса Христа также называет «Очистителем» 452 . Русский перевод – «жертва умилостивления», – отражает более классическое значение данного слова и в то же время является более простым и понятным «со стороны образности» 453 . «Ιλαστριον ϑμα заставляет понимать», как «умилостивительную жертву, – считает А. Иванов , – следующее за сим слово: в крови, – несомненно, имеющее отношение к жертве, а не к очищению» 454 . По мысли М.Ф. Оксиюка, λαστριον «должно иметь значение способа умилостивления, искупления», хотя, конечно, не в смысле «декларативного, ареального очищения грехов» 455 . Большинство же экзегетов принимают λαστριον за существительное среднего рода, часто употребляемое в Септуагинте и соответствующее еврейскому (очистилище) – название золотой доски, служившей крышкой ковчега Завета 456 . Ежегодно в великий день очищения первосвященник входил с жертвенной кровью во Святое Святых и пальцем семикратно кропил очистилище ( Лев.16:14 ; Исх.25 ). Бог невидимым образом присутствовал над очистилищем 457 и принимал кровь, как жертву очищения «сынов Израилевых» ( Лев.16:32–34 ). Святые отцы видят в этом прообраз Христа, нового очистилища 458 . Богочеловек явился той очистительной жертвой, которая была принесена за грехи людей 459 . Но, в отличие от ветхозаветного очистилища, Господь Иисус Христос был орошён «собственною Своею кровию» 460 , то очищало только один народ, а это спасает весь человеческий род; то давало очищение однократно на один год, а это Кровию Сына Божия даётся непрерывно и до скончания мира, т. е. Христос – «есть непрестающее вечно действующее очищение рода нашего» 461 . В пользу того, что λαστριον нужно понимать, как «очищение», «жертва очищения», говорит и то, что и у других священных писателей глагол λσχεσϑαι нигде не означает умилостивлять, а именно – очищать, и его действие простирается не на Бога, а на человека 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

150. (1667). Маргарит И. Златоустого с прибавлениями, полууст., XVI века, в большую четверть, 607 листов, заглавная заставка цветочная с красками. Заглавия и порядок 30 и 5 слов Маргаргита те же, какие в предыд. рукописях. К последним прибавлениям, означенным под 147 л. 340–435, присовокуплено: л. 367. Иже в святых отца Иоанна, патр. Цариграда, Златоустаго Слово на Благовещение пресв. Владычица наша Богородица и Приснодевы Мариа. См. 142 л. 115. Кроме сего к концу ркп. помещены: л. 454. Деяния св. Апостол, списана св. ап. и св. Лукою. Толкованиа Иоанна Златоустаг о и иных Святых толкованиа. В заключение толкования на кн. Деяний приложено показание о времени кончины ап. Павла, времени написания сей книги и переводе последней половины сего толкования то же самое, какое выписано под 118. В связи за тем замечание о разглавлении чтений Апостола монахом Исаиею и имена 22 толковников, См. 71 л. 60. Впереди на белом листе и внизу конечных двух (дважды) скорописью нач. XVII века: Сергиева монастыря. 151. (1571). Андриатис И. Златоустого, устав., напис. 1597 года, в лист, 270 листов, сходный с рукоп. Царск. 696. Заглавие: Книга глаголемая Андриятис Иванна пресвятаго, архиепископа Константинограда, Златоустаго. л. 1. Главы настоящей сей книзе (21-й беседы). Лист 3 порожний. л. 4. Беседа 1, глаголана во Антиохии, пресвитеру ему сущу, о слове Апостоли: мало вина приемли сырища своего ради и частых недуг. Нач. Слышасте апостольскую трубу, яже с небесе гуслий духовных, небо не аки труба страшне гласящи. л. 25 об. Беседа 2, глаголаша во Антиохии, в Ветсей нарицаемей церкве, сущу тому попу, о бесчинстве свержения капищема Феодосия доброчестиваго цесаря великаго, и о слове Апостоли: богатым заповедай, о нынешнем веце и о лихоимстве.Нач. Что реку и что возглаголю? слез настоящее время, а не словес; плача, а не речий; молитвы, а не бесед народных. л. 42. Бсседа 3. О отшествии епископа Флавиана за град к Цесарю молит, и якоже ясти человеческо тело и оклеветати горе, и о тех усобица ради убиенных, и к поемлющим, яко мнози от неповинных погибоша. Нач. Егда на престол возрю сий пустый и праздный учителя, радуюся, купне убо рыдаю.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб. Изд-во О. Абышко, 2008. С. 21−537. Иустин Философ , св. Первая апология; Иустин Философ , св. Творения. М. 1995. С. 31−104. Иустин Философ , св. Разговор с Трифоном иудеем; Иустин Философ , св. Творения. М. 1995. С. 132−362. Канон Муратори. Мецгер Б. Канон Нового Завета: возникновение, развитие, значение. Приложение IV, 1. 6-е изд. М. ББИ, 2008. С. 301−304. Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 96 . Кирилл Иерусалимский , свт. Слова огласительные; Кирилл Иерусалимский, свт. Творения. М. 1855. С. 5−352. Климент Римский , сщмч. 1 Послание к Коринфянам. Писания мужей апостольских. М. 2008. С. 135−174. Корсунский И. Н. Иудейское толкование Ветхого Завета. М. 1882. II, 257 с. Корсунский И. Н. О подвигах Филарета, митрополита Московского, в деле перевода Библии на русский язык. Историко-критическое исследование. М. 1883. 454 с. (особая пагинация: титульный лист, с. 215−666). Корсунский И. Н. Перевод LXX, его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897. II, 644, LXII, II с. Леонардов Д. С. Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века. Вера и разум. 1901. 9. С. 559−580; 11. С. 722−750; 13. С. 25−54. Леонардов Д. С. Учение о богодухновенности Священного Писания мужей апостольских. Вера и разум. 1898. 5. С. 286−302. Леонардов Д. С. Учение свт. Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии. Вера и разум. 1912. 3. С. 344−376; 4. С. 429−448; 5. С. 606−627; 7. С. 69−93; 8. С. 185−205; 9. С. 319−342; 10. С. 464−480; 11. С. 604−626; 12. С. 737−758. Лепорский П. И., прот. Боговдохновенность. Православная богословская энциклопедия. Пг., 1901. Т. 2. Стб. 729−748. Лихачев Д. С. Текстология. Краткий очерк. М. Наука, 2006. 174 с. Маккавейский Н. Древнееврейская школа. Труды Киевской духовной академии. 1903. 9. С. 3−48. Мень А., прот. Библиологический словарь. М. 2002. Т. 1, 608 с. Мень А., прот. Библиологический словарь. М. 2002. Т. 3, 528 с. Мецгер Б. Канон Нового Завета: возникновение, развитие, значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Николая Чудотворца, св. Алексия Божия человека, или таких, которые имеют исключительное значение для местного храма, – ведь все это есть только капля в море всей церковности. —407— Уже одна эта неисчерпаемость не позволяет видеть в церковности предмет проповеди. Правда, лучше что-нибудь, хотя капля, чем ничего. Но в том и дело, что с церковностью учителю и делать нечего: изложением в поучении песнопения, обряда, жития святого учитель не может достигнуть малейшей доли тех результатов, которые достигаются самым обрядом, пением, празднованием 454 . Ужели к торжеству Пасхи прибавить что-либо изложение в поучении песни «Христос воскресе»? (Нужно помнить, что известное поучение св. Иоанна Златоустог о на Пасху есть само торжественная песнь: в нем говорит не учитель, а священнодействователь). Ужели к тому умилению, которое охватывает наше сердце и наполняет его при пении «Се жених грядет», может что-либо прибавить изъяснение сего песнопения в поучении? Разве редкость, что поучение, вторгаясь не в свою область, охлаждает чувства, вызванные богослужением 455 ?... Но все это, скажут нам, было бы верно, если бы богослужение было понятно для народа, тогда как на деле этого нет: песнопения и священнодействия, чтобы действовать на чувство слушателей и зрителей, должны быть предварительно изъяснены им. Здесь широкое поле для деятельности церковного учителя. Различать же в данном случае, скажут далее, священнодействователя от учителя, относя к обязанности первого изъяснять богослужение, а к обязанности второго – проповедовать Слово Божие, значит строить воздушные замки: были у евреев священники и пророки, были в первобытной христианской —408— церкви одни апостолами, другие пастырями, иные правителями, иные учителями, может быть и у нас, даже в ближайшем будущем, обязанности учительства будут сняты с пастырей в виду многосложности их правительственной и богослужебной деятельности, и будут возложены на особых учителей, которые посвящали бы проповеди всю свою деятельность, подобно как ныне есть особые миссионеры, что вполне соответствовало бы высокому значению проповеди 456 ; но во всяком случае ныне священнодействователь и учитель – одно лицо, и на нем одном лежит долг проповедовать евангелие и изъяснять богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сергиев И., прот. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. С П б., 1893. С. 26-27. См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 349-351.//Ср.: Иоанн Лествичник, прп. О памяти смерти. Слово 6 (9). Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 72-73. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка (гл. 14). Благовестник. Толкование на святые Евангелия. С П Б., б.г. С. 250. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50 (451). Творения. Т. 4. Книга первая. СПб., 1898. С. 548. О делении памяти смертной на две духовные силы см.: Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 268 – 275. Житие преподобного Антония Великого. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 536.//Ср. так же: Ефрем Сирин, прп. Молитва 38. О памятовании смерти. Творения. Часть 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 454//Ефрем Сирин. Писания духовно-нравственные. 88. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1897. С. 116-117.//Древний патерик, изложенный по главам. Глава 5 (33). Разные повести к управлению против восстающих на нас браней. М., 1899. С. 81. Иоанн Лествичник, прп. Указ соч. С. 75.//Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 11 (19). О том, что должно всегда бодрствовать. М., 1899. С. 209. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Беседа LXXXVIII. Творения. Т. 2. Книга первая. М., 1889. С. 48.//Тихон Задонский, свт. БeceдaLXXXXIX. Указ. соч. С. 48-49. Феофан Затворник, свт. Урок при гробе ближнего. Размышление и созерцание. М., 1998. С. 206-207.//Примеры памяти смертной из житийной литературы см.: Житие Иоанна Милостивого. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 291. Об Иоанне Милостивом: см: Дестунис С. Жития святых. Составлены по Четь-Минеям и другим книгам. Ноябрь. С П б., 1892. С. 63-70).//Житие прп. Мартирия Зеленецкого (Великолуцкого) . Жития святых. Книга восьмая. Апрель. Приложение. М., 1906. С. 362.//Словарь исторический о святых, проставленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С П Б., 1862. С. 159-160.//Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Нью – Йорк, 1971. С. 57-58.

http://bogoslov.ru/article/2698699

См. Лк 16:1-13.— Ред. 448 Блаженный Иероним Стридонский. Письмо 97 (121). Алгазии, 11//Творения. Т. 3. С. 96. 449 См. Иеромонах Григорий (Лурье). Время поэтов, или praeparationes areopagiticae//Нонн из Хмима. Деяния Иисуса. M., 2002 450 Bapm К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний семестр 1946 года. СПб., 1997. С. 52. 451 А мне в годы моего студенчества на факультете журналистики МГУ доводилось начинать разговор с агрессивно настроенными рокерами, прибегая именно к языку митьков — своебразных юродивых советского андеграунда. Юмор и ирония этой субкультуры позволяли в необидной форме подвергнуть радикальному сомнению «крутизну» собеседников. Лишь после такого выравнивания позиций можно было рассчитывать на серьезный разговор уже, собственно, о дарах и парадоксах православия. — Прим. диакона Михаила Першина 452 — Единственным исключением мне кажется выражение «нищие духом»: это слово вызывает недоумения у людей, не знакомых с ветхозаветными книгами. Но для иудейской среды оно было вполне понятно и не вызывало ни недоумений, ни просьб о растолковании (см. об этом главу «О чем проповедовал Христос» во втором томе моей книги «Сатанизм для интеллигенции» [М., 1997]). 453 Святитель Николай Японский в молитве «Отче наш» слово «хлеб» перевел как катэ — иероглиф с корнем рис. См. Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии//Альфа и Омега. M., 2006. (46). С. 135 454 Святитель Николай Японский в молитве «Отче наш» слово «хлеб» перевел как катэ — иероглиф с корнем рис. См. Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии//Альфа и Омега. M., 2006. (46). С. 135 455 Ср. Ин 10:3. —Ред 456 Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. M., 1914. С. 55. 457 Там же. С. 191. 458 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии. 3,2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 324. 459 См. рассказ «Евагрий философ, обращенный к вере епископом Синезием» в Луге духовном Блаженного Иоанна Мосха. 460 «И для детей у Церкви есть венки. Подобно цирку и гимназии, она награждает ими не мужей только», — писал Климент Александрийский (Строматы IV11), поясняя, что награда в Царстве Божием может быть дана даже немудрым (немудрые, подобно детям, «идут путем не тем, каким следовало бы», потому что желают от Бога получить посмертную награду, а не руководствуются в своих поступках любовью к Самому Богу). 461

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Слово «о филипове посте» содержит приглашение к покаянию: «о любимии, в святыя сия дни о всех неправдах покайтесь» (Там же стр. 454). Встречаются и другие поучения русского происхождения, свидетельствующие о говенье в два поста кроме великого, в петров и филиппов (Опис. ркп. Син. б-ки, II, 3:115). В успенский пост говенья не было, да и поста этого, кажется, не соблюдали (Голубинский, История, I, 2, 401 стр.). 264 Это видно, между прочим, из недавно открытого поучения еп. Иоанна рост. (1346–1356 г.) Каталог собрания ркп. Ф.И. Буслаева , изд. И.А. Бычков, стр. 39–40, 338–340. Также Опис. ркп. син. б-ки II, 3, стр. 109; Пономарёв, III, 58; Ж. М. Н. Пр. 271, 188–189. См. также предыдущее примечание. Но от конца XV в. имеется свидетельство, что русские христиане говели и причащались на первой неделе великого поста. Пам. стар. р. литер. под ред. Пыпина и Костомарова, 1, стр. 195. 272 Р. И. Б. VI, 860, 861, 864, 865. «Должен есть иереи яко врач хитр взыскати канона, и расмотрив дати заповедь кающемуся». Ркп. Вол. Б-ки. 566, л. 103 и об. 277 «Заповедь св. Иоанна Златоустаг о. о законе иереом (о законе церковном)» известна нам по ркп. Вол. Б-ки 566, где встречается дважды (лл. 101–103 об., 478 об – 483). Она представляет собой, по-видимому, святительское поучение собору епархиального духовенства. Проповедник говорит: «собрах вас попове в кояждо (коеждо) села и всех поучих известно о святем церковнем законе и пакы поручаю и посылаю о церковнем законе да творите якоже вы научих и направих». Приведённые в тексте слова на л. 103 об. и 478 об. 279 Р. И. Б. VI, 53. Алмазов, III, 269. Епитимия в древней Руси понималась как врачество; вот как говорят о ней древнерусские поучения. «Аще исповедаем беззаконная наша Господеви и отцем духовным, да приложит ны и здравию былие, рекше епитимиями, да свяжет до времени, дóндеже язя не будет и паки раздрешите; рассмотрите, что будет успеха в заповедех Божиих» (Пр Соб. 1861, 1, 455; ср. Яковлев, К литер. ист. древнерусск. сборников, 133–134). Не соблюдающим епитимии древнее поучение говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Какие искушения попускаются на гордых? (79:472–473) – Как распознавать свойства искушений? (79:473–474) – Искушения побеждаются смиренномудрием (79:475). – Господь избавляет человека от искушений и скорбей, не отнимая их, а подавая ему терпение (79:475). – (См.: Крест. Скорби). Исповедь (исповедание). Исповедание согрешений дарует отпущение их (71:442). – Исповедание согрешений бывает причиной истинного смирения (71:442–443). Истина . Человек может говорить истину, не зная ее (опытно), и толковать о добродетели, не изведав ее на опыте (1:32). – Что показывает нам истину и что – призрак истины? (18:108–109) – Что служит признаком колебания в истине? (25:161) – Христос есть полнота истины (40:220). – Истина Христова воссиявает в сердце, и об этом нужно молиться (40:220). – Истина есть ощущение Бога (43:234). Иоанн Фивейский . Чем благоугодил он Богу? (14, 90– 91; 55:310) Иоанн Златоуст . Его изречения (49, 277; 84:485). К Кафизмы . Их употребление в древней церкви (31:188–189). – Правила: как читать их во время ночной службы? (52:288–290). – Если не стяжал ты созерцания, то, пребывая наедине в келии своей, поучайся в чтении кафизм (72:447). Келия . Как приходить в келию настоятеля или друга? (9:77) – Какая монаху польза от того, что келия его содержится в скудости? (21, 124; 56:354–355) – Чем неизбежно сопровождается выход из дома (келии)? (42, 229; 24:159) – Сиди в келии, и это сидение научит тебя всему (59:395). – Польза воздержания чрева и неисходного пребывания на одном месте (75:453–454). – Надобно более пребывать в келии, чтобы не знать злых дел человеческих (89:511–512). Кирилл Александрийский . Место из толкования его на книгу Бытия (90:519). Клевета . Какую пользу получает тот, кто возбраняет устам своим клеветать? (8:67) – Не нужно слушать того, кто клевещет на брата (8:68). – Терпеливое перенесение клеветы – признак истинного смиренномудрия (58:381). – Как вести себя с тем, кто клевещет на брата своего? (89, 510:512) – Пусть на тебя клевещут – ты не клевещи (89:511). – Как вредно клеветать или внутренне соучаствовать в клевете? (89:512) Крест . Два способа взойти на крест (2, 38–39; 74:452). – Поклонение кресту (10, 80; 56, 356–357; 59:394). – Крест есть воля, готовая на всякую скорбь (21:121–122). – Стезя пути Божия от века и от родов крестом и смертью пролагается (35:200). – Путь Божий есть ежедневный крест (35:200). – Всякая добродетель именуется крестом, когда исполняет заповедь Духа (49:277). – Для чего Господь заповедал взять крест? (49:277) – Знамение креста (52:288). – Доныне учение крестное служит преткновением и соблазном для иудеев и для эллинов (54:299). – Велика сила креста Христова (54:299). – Что значит «взять крест свой»? (55:304) – Страдание Сына Божия на кресте дает нам дерзновение в покаянии (89:514). – (См.: Скорби. Искушения )

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010