протоиерей Василий Жмакин Взаимоотношения святителя Иннокентия с представителями высшей духовной иерархии Святитель Иннокентий был товарищем митрополита Филарета (Дроздова) по Московской Троицкой семинарии, откуда тот и другой были вызваны в Петербург. Совместное воспитание, естественно, связывало обоих архимандритов. Служение в Петербурге в одном и том же учебном ведомстве, в тесно связанных общими научными и жизненными интересами духовных заведениях, также способствовало их сближению,– тем более и скорее, что свт. Иннокентий был сослуживцем митрополита Филарета по Академии, где тот состоял профессором Церковной истории и долгое время являлся членом академической конференции. Начальство одинаково высоко ценило ученые заслуги обоих, что с особенной очевидностью обнаружилось в награждении их еще в бытность их архимандритами орденами св. Владимира II степени – награде весьма редкой для духовных лиц, особенно в то время. Действительно, между ректором Петербургской семинарии архимандритом Иннокентием и ректором Петербургской Академии архимандритом Филаретом поддерживались вполне искренние дружественные отношения 59 . Обоим свойственна была сильная любовь к научным занятиям. Как свт. Иннокентий, так и митр. Филарет являлись для того времени великими светилами богословской науки, стоявшими на целую голову выше своих современников. Последние называли их не иначе как «искренними светильниками, подававшими надежду во благо Церкви». И свт. Иннокентию, и митр. Филарету была присуща склонность к аскетизму – оба отличались строго подвижнической жизнью и любовью к иноческим подвигам. И все же трудно определить точно степень взаимной привязанности, существовавшей между свт. Иннокентием и митр. Филаретом, поскольку их характеры, воззрения, как увидим ниже, были весьма различны. Митрополит Филарет отличался трезвым рассудком и крайней сдержанностью в словах и поступках, оказавшей ему большую услугу при тогдашних запутанных обстоятельствах. Святителю Иннокентию, напротив, были свойственны необыкновенная искренность и прямота и особенно мягкое, нежное сердце; склонный от природы к тихой уединенной жизни, он вовсе не обращал внимания на свое внешнее положение и мало им интересовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИННОКЕНТИЙ (СМИРНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Иннокентий (Смирнов) ( 1784 - 1819 ), епископ Пензенский и Саратовский , святитель Память 10 октября в день кончины, 11 сентября на обретение мощей в 1998 году и в Соборе Саратовских святых В миру Смирнов Иларион Дмитриевич , родился 30 мая 1784 года в селе Павлове Богородского уезда Московской губернии (ныне город Павловский Посад Московской области), в семье бедного псаломщика Воскресенской церкви Дмитрия Егорова . С детских лет отличался исключительно кротким нравом. Поэтому в Московской Перервинской семинарии он был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию , где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии.... С 1809 года начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре . На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона , затем - во иеромонаха . 6 августа 1810 года был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря , а 14 октября был переведен в Московский Знаменский монастырь .

http://drevo-info.ru/articles/7514.html

Архив Пн Митрополит Климент принял участие в работе конференции РАН «200 лет российско-американских отношений» 8 ноября 2007 г. 19:34 8 ноября в Российской Академии Наук состоялось открытие международной научной конференции «200 лет российско-американских отношений», которую организаторы называют крупнейшим событием последних лет в области изучения истории США и российско-американских отношений. Организатором конференции является Институт всеобщей истории РАН. В рамках конференции под председательством академика  РАН Н. Болохвитинова  прошла секция «Русская Америка», на которой обсуждался широкий круг вопросов, связанных с историей освоения Аляски и Калифорнии. Особое внимание в работе секции было уделено истории распространения Православия в Северной Америке. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на секции со вступительным докладом «История Православия в Америке». В своем докладе владыка рассказал о миссионерском значении первых походов  по освоению Аляски, личности исследователя Беринга, деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова) на посту начальника православной миссии на Аляске. В этом году отмечается 210-летие со дня рождения «апостола Аляски» святителя Иннокентия, митрополита Московского.  В работе секции также приняли участие профессор Йоркского университета (Канада) Д. Гибсон, профессор М. Бибиков, представитель Американской Православной Церкви при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) , выступивший с докладом «Деятельность свт. Иннокентия на Аляске», протоиерей Леонид Калинин, священник Сергий Широков. Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/319319.htm...

7. Миссионерская реформа Миссионерская реформа оказалась наиболее успешной из всех реформ, планируемых свт. Иннокентием в бытность его служения на Московской кафедре. Позволим высказать гипотезу, что и само назначение свт. Иннокентия в 1868 г. митрополитом Московским и Коломенским было, видимо, связано с планами светских властей по основанию в империи централизованной структуры, занимающейся миссионерским движением, а следовательно, защищающей государственные интересы среди подвластных малых народов. Ведь распространение православия в России неразрывно было связано с воспитанием в верноподданническом духе, и " православный государственник " свт. Иннокентий, вполне разделявший эту позицию, как никто подходил для роли организатора и лидера такой структуры. И действительно, главной сферой деятельности свт. Иннокентия на новом месте служения в Москве, как и прежде, оставалось миссионерство. Радикально изменился только его характер: если раньше миссионерство свт. Иннокентия сочетало в себе организаторские меры с практическо-пастырской деятельностью среди языческих племен, то в православной Москве святитель в зените славы миссионера выступает только как организатор миссионерского движения, но уже во всероссийском масштабе - как создатель и первый председатель действующего с 1870 г. Православного миссионерского общества (ПМО). Тема эта весьма обширна, поэтому остановимся на ней сжато и конспективно. Идея учреждения такого Общества как централизованной структуры, отвечающей за все миссионерское дело в империи и находящейся под покровительством государства, принадлежала свт. Иннокентию и была высказана им в конце 1840-х годов. Аналогичные мысли высказывал в 1830-е годы и знаменитый алтайский миссионер архим. Макарий (Глухарев). В ходе многолетней пастырской деятельности в Русской Америке, Сибири и на Дальнем Востоке святителем были выработаны принципы и методы православного миссионерства, в основе которых лежала любовь к ближнему, терпимость, отказ от национализма и насилия. Назначение в январе 1868 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Иннокентий (Солодчин Иван Васильевич, в схиме Иоанн; 1842–1919), епископ. В 1899 г. хиротонисан во епископа Приамурского. В 1900 г. уволен на покой. С 1902 г. управляющий Херсонским Св.-Владимирским монастырем Таврической епархии, с 1906 г. управляющий Свияжским Успенским Богородицким монастырем Казанской епархии. В 1909 г. перемещен в Херсонский Св.-Владимирский монастырь. В 1915 г. освобожден от управления монастырем и определен на жительство в Покровский монастырь Московской епархии. Иннокентий (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863–1931), митрополит. В октябре 1896 г. назначен начальником Русской духовной миссии в Пекине. В 1906 г. хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, в соответствии с наименованием кафедры первого епископа, назначенного в Китай, свт. Иннокентия Иркутского. В 1921 г. указом Св. Патриарха Тихона возведен в сан архиепископа Пекинского. С 1928 г. по указу Зарубежного Архиерейского Синода в сане митрополита. Иннокентий (Ястребов Илья; 1867–1928), архиепископ. С 1893 г. исполнял должность доцента КазДА. Магистр богословия, доцент по кафедре калмыцкого языка. В 1902 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. С 1905 г. архимандрит. В 1906 г. хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. С 1910 г. ректор КДА. С 1914 г. епископ Полоцкий и Витебский. В 1915 г. уволен от управления Полоцкий епархией. С 1915 г. постоянно присутствующий член Св. Синода. Председатель Миссионерского совета при Св. Синоде и управляющий на правах настоятеля Ставропигиальным Московским Донским монастырем. С сентября 1917 г. по 19 марта 1918 г. и с сентября 1918 г. по 1922 г. епископ Полоцкий и Витебский. С 1920 г. архиепископ. С 1926 г. Ставропольский. С 1927 г. Астраханский. Иннокентий Иркутский (Кульчицкий Иоанн; ок. 1680–1731), святой, епископ. С конца 1720 г. наместник Александро-Невской лавры. В 1721 г. хиротонисан во епископа Переславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Китайское правительство отказало ему в визе, и он вынужден был провести три года в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений. Пребывал в Троице-Селенгинском монастыре. Выучив бурятский язык, проповедовал среди бурят. С 1727 г. епископ Иркутский и Нерчинский. Устроил школу для подготовки священнослужителей, открывал церкви. В 1804 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь патриархов. Время не затмило подвига кротких и мужественных, смиренных и величественных святых иноков — пастырей и государственных мужей — святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, засвидетельствовавших своей жизнью могучую созидательную силу Православия. Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген — в 1913 году. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отчество. Память святителей также совершается: свт. Петра — 21 декабря/3 января, свт. Алексия — 12/25 февраля, свт. Ионы — 31 марта/13 апреля, свт. Филиппа — 9/22 января, свт. Ермогена — 17 февраля/1 марта. Дамиан, Пресвитер и Целебник, Иеремия и Матфей, в Ближних Пещерах почивающие, преподобные Преподобный Дамиан подвизался в Киево–Печерской обители во время игуменства преподобного Феодосия (память 3/16 мая). О преподобном Дамиане св. Нестор в житии преподобного Феодосия пишет, что он во всем подражал равноангельскому житию наставника своего и ревностно подвизался во всяких добродетелях. Многие свидетельствовали о добром его житии, смирении и послушании. Дамиан отличался покорностью; удивлял всех своей кротостью. Его подвижническая жизнь, бодрствование по ночам, прилежное занятие чтением святых книг и частое восстание на молитву — все это было хорошо известно братии и вызывало благоговение ко св. Дамиану. Многие говорили о нем, что он был великий постник и подвижник и до самого дня смерти своей не вкушал ничего, хроме хлеба и воды. За свою благочестивую жизнь он удостоился получить от Господа дар чудотворения, особенно же благодать исцеления болящих, подобно святому бессребренику и чудотворцу Дамиану, имя которого носил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Непосредственный предшественник свт. Иннокентия на московской кафедре митр. Филарет пытался представить Синод как воплощение соборного принципа Церкви. Но для этого следовало наделить Синод широкими властными правами, а также ограничить функции государства по контролю над Церковью, о чем при императоре Николае I невозможно было и подумать. Приход нового государя-освободителя давал надежду на осуществление чаемой реформы в отношениях государства и Церкви. И эту надежду разделяли некоторые выдающиеся современники свт. Иннокентия. Так, в докладной записке А.Н. Муравьева обер-прокурору А.П. Толстому в 1856 г. для преодоления " стесненного положения Церкви " предлагалось восстановить патриаршество и ограничить власть обер-прокуроров. В записке 1866 г. Муравьев выражал неудовлетворенность современным положением Синода: " Что такое Синод? Это не собор, а трибуна, занимающаяся текущими делами под надзором обер-прокурора, и то еще только теми делами, которые благоволит (обер-прокурор) представить ему на рассуждение " . Он протестовал и против такого порядка, когда в Церкви видят " одно лишь политическое учреждение, нужное для государственного строя, не разумеют ее высокого духовного назначения " .( ОР РГБ. Ф. 498. Д. 8. Л. 11, 43.) Митр. Филарет (Дроздов) был более осторожен в подходах к этому вопросу. Он считал восстановление патриаршества при наличии Синода " не очень удобным " , но полагал полезным созыв Поместного собора, " если Собор будет проведен искусно и верно " . Более решительными противниками синодальной системы среди церковных иерархов были свт. Иннокентий, митрополит Киевский Арсений (Москвин), архиепископ Волынский Агафангел (Соловьев) .( Смолич И.К. История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. С. 97, 227, 229.) Сторонники избрания в 1868 г. свт. Иннокентия на Московскую кафедру, зная умонастроение и решительность сибирского владыки, надеялись именно на то, что он сумеет использовать свое влияние в Синоде и положение одного из ведущих иерархов Русской Церкви, чтобы вопрос о Соборе сдвинулся с мертвой точки. Что же у него получилось?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Бракосочетания, совершенные до крещения, нельзя ни в коем случае расторгать, надо лишь объяснить смысл брачной и семейной жизни (ст.20:23). Всякая поспешность при подготовке к крещению или стремление к большому числу крещений может лишь повредить делу; крещеным нельзя дарить подарки или что-то обещать (ст.24). Миссионер должен говорить язычникам, что пришел к ним по собственному побуждению, а не послан российскими властями (ст.32). Не следует ругать местные обычаи или высказывать к ним презрение, потому что кочевники очень чувствительны в таких вопросах, а их хорошие обычаи надо, напротив, поддерживать (ст.33–36, 46:47). Третья часть “Наставления“ содержит указания об отношении миссионера к церковному и светскому начальству». 57 Легко заметить много общего между миссионерскими концепциями свт.Иннокентия и преп Макария (Глухарева). Причем оба самостоятельно, через Евангелие, пришли к своим миссионерским программам. Как и о.Макарий, владыка Иннокентий особое внимание уделял переводам, стремясь к тому, чтобы богослужение и молитва у туземцев совершались осознанно. За 40 лет он перевел часть Евангелия и Апостола, молитвы и проч. До 1859г. свт.Вениамин проповедовал Слово Божие среди колошей, коряков, чукчей и эскимосов, после чего был возведен на Московскую кафедру, где, оставаясь себе верным, возглавил Миссионерское общество. Первое знакомство между апостолом Америки и апостолом Японии состоялось в сентябре 1861г., когда свт.Иннокентий путешествовал из Сахалина на Камчатку и остановился в порту Хакодате. Своему сыну о.Гавриилу он тогда писал, что «я поместился в доме консула, а свита моя привитает у отца Николая. Отец Николай хорошо живет, имеет до 16 человек учеников японцев. Стол имеет у консула, квартира очень хорошая и просторная». 58 Свт.Николай семь лет спустя предложил – тогда уже митрополиту Московскому Иннокентию – следующие воспоминания о событиях тех дней: «(от 23 октября 1868г., из Хакодате, от настоятеля Русской консульской церкви в Японии, иеромонаха Николая).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Круглый стол, посвященный святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, состоялся в Москве 27 августа 2007 г. 11:28 Круглый стол «Святитель Иннокентий — апостол Америки и Сибири» состоялся в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) 26 августа, в 210-ю годовщину рождения святителя. Утром в этот день в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате) была отслужена Божественная литургия, которую возглавили архиепископ Оттавский и Канадский Серафим и епископ Якутский и Ленский Зосима . По окончании Литургии вокруг храма состоялся крестный ход с иконой святителя Иннокентия и частицей его мощей. Круглый  стол открыл епископ Зосима, который говорил о свт. Иннокентии как о выдающемся миссионере, исторической личности XIX века. Епископ обратил внимание на то, что для святителя проповедь Евангелия была неотделима от жизни во Христе. С докладом о миссионерском служении свт. Иннокентия в Северной Америке выступил архиепископ Серафим. В течение  всего служения в Америке священник, а затем и епископ Иннокентий «не разлучался с Россией», а свое подвижничество воспринимал как исполнение послушания перед Богом, отметил архиерей РПЦЗ. Миссионерский «метод» святителя прост — он, по словам выступавшего, всегда «жил жизнью тех, кому проповедовал», и нес им свой личный пример упования на Бога, никогда никого не принуждая. «Его проповедь — это пример любви, и это можно сказать о любой русской миссии, где бы она ни происходила», — подчеркнул архиепископ Серафим. Он убежден также, что свт. Иннокентий «заложил глубокие основы» для работы сегодняшних православных миссионеров в Америке. Об огромном влиянии миссионерской деятельности свт. Иннокентия на жизнь сегодняшних американцев, причем не только православных,  говорил в своем выступлении генеральный консул США Иван Степанчук. В этом году, когда отмечается 200-летие установления дипломатических отношений между Россией и США, особенно актуально напомнить о том, что свт. Иннокентий стал «воплощением духовного единства» двух стран. Его разносторонняя просветительская деятельность, а также невероятно активное участие в жизни просвещаемых народов: проектирование и строительство храмов, организация светских и церковных школ, обучение плотницкому и кузнечному ремеслу, борьба с инфекционными заболеваниями, защита прав коренных народов севера американского континента — все это  только увеличило свою значимость по прошествии столетия. Даже современным нефтедобывающим компаниям есть чему поучиться у свт. Иннокентия, считает американский дипломат, — это бережное отношение к уникальной субарктической природе, к чему не раз призывал святитель.

http://patriarchia.ru/db/text/286830.htm...

XIII век явился рубежом христианской истории. Могло казаться, что история Православия пришла к концу. Мировой центр Православия Константинополь был в 1204 году захвачен, сожжен и разграблен крестоносцами . Независимая и мощная Болгария признала власть папы. Даже отдаленная Грузия потянулась к Риму. Вскоре после падения Цареграда папа Иннокентий Ш призвал к покорности папскому престолу и русских. Русская Церковь, отвергнув папские притязания, сохранила свои канонические связи с Константинопольской Патриархией, возрожденной в изгнании — в малоазийской Никее. Вскоре и Русь постигли огненные испытания: началось ордынское иго, тяготевшее над Русской землей больше двух столетий. Необозримая по своей обширности Русская земля поглотила волны азиатских орд, докатившиеся до западных соседей Руси в весьма ослабленном состоянии. Страдания Руси спасли от завоевания другие европейские страны. Можно было бы использовать шанс союза с Западом для отражения монгольского нашествия, но непременным условием такого союза было подчинение папе, т. е. отступление от Православия, что было для русских совершенно неприемлемо. Просторы Южнорусской равнины особенно пострадали от набегов ордынских кочевников. Мать городов русских, Киев, неоднократно разорялся и опустошался. Центр России перемещается на север. Уже митрополит Кирилл 111 (1243 — 1280), первосвятительство которого пришлось на первые десятилетия ига, подолгу живал во Владимире на Клязьме. Его преемники окончательно оставили Киев, переместив свою резиденцию во Владимир, а свт. Петр (1308-1326) перешел из Владимира в Москву, что предопределило собирание русских земель вокруг Московского княжества. Митрополит Киевский и всея Руси имел теперь в своей епархиальной юрисдикции все три города: Киев, Владимир и Москву и три кафедральных собора: Софийский в Киеве и Успенские во Владимире и Москве. Притом, что западнорусские земли тяготели к своим западным соседям, единый Предстоятель Церкви деятельно созидал общерусское единство. Слабеющая Византия в XIII-XIV веках все чаще назначала на Киевскую кафедру русских, избранных на Руси. Грек свт. Феогност (1328 — 1353) благословил быть своим преемником свт. Алексия (1354 — 1378), который стал во главе Русской Церкви и целое десятилетие был регентом Московского княжества, ставшего в 1362 году Великим княжеством, средоточием русской государственности. Князей, непокорных Москве, свт. Алексий подвергал строгим церковным наказаниям. Ближайшим сподвижником свт. Алексия был прп. Сергий Радонежский, который, однако, по глубочайшему своему смирению отказался от посвящения в митрополиты.

http://pravmir.ru/patriarshestvo-v-russk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010