В тексте статьи имеются ошибки: свт. Игнатию приписываются произведения др. авторов, в частности, архим. Игнатия (Малышева) и архим. Пимена (Благово) . 991 . Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. – Репринт. изд. 1912 г. – М.: Возрождение, 1992. – Т. 1. – 1120 стб. – Из содерж.: Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский. – Стб. 926:992. Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель/Сост.: А. В. Кобак. Ю. М. Пирютко; С.-Петерб. фонд культуры. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 637 с. – По имен. указ. см.: Игнатий (Брянчанинов) – с. 596:993. Вологда, XII – нач. XX в.: Краевед. словарь/Сост.: Ф. Я. Коновалов, Л. С. Панов, Н. В. Уваров. – Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во: Вологод. отд., 1993. – 300 с.: ил. – Из содерж.: Брянчанинов Дмитрий Александрович (в монашестве Игнатий). – С. 150. 994 . Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т./Под ред. С. С. Аверинцева . – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. – Т. 1: А-К. – 863 с. – Из содерж.: Игнатий (Д. А. Брянчанинов). – С. 567–568:995. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энциклопедия: В 3 т. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. – Т. 1. – 288 с.: ил. – По указ. имен духовных лиц см.: Игнатий (Брянчанинов) – с. 272:996. Русский биографический словарь: [В 25 т.]/А. А. Половцев; Имп. Рус ист. о-во. – [Т. 8]: Ибак – Ключарев. – Репринт. изд. 1897 г. – М., 1994. – 756 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. – С. 45–46:997. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга: История и современность: Справ. изд./Ред. М. В. Шкаровский. – СПб.: Глаголъ, 1994. – 320 с.: ил. О свт. Игнатии – с. 24:998. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: В 12 т.: Биографии. Т. 5. Дюма – Клейн. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1994. – 863 с. – Из содерж.: Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). – С. 290:999. Козырев А. П. Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)//Русская философия: Слов./Под общ. ред. М. А. Маслина. – М., 1995. – С. 169:1000. Православная жизнь (Orthodox Life): Прил. к «Православной Руси»: Указ. ст. 1950–1994 гг./Сост. А. В. Александров; Holy Trinity Monastery. – Jordanville; New York, 1995. – 104 c. – По авт. указ. см.: Брянчанинов, еп. Игнатий – с. 4–7:1001. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1997. – 1456 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 433:1002. Памятные даты 1997 года: 17 февраля: 190 лет со дня рождения свт. Игнатия Брянчанинова //Ставропольский хронограф на 1997 год: Библиогр. указ. лит./Ставроп. гос. краев. науч. универс. б-ка им. М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1997. – С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Таким образом, то, что старец Василий называет «разумно, при блюдении сердца» (или в глубине сердечной), совершаемой молитвой новоначальных и страстных – соответствует, в творениях свт. Игнатия, молитве, «умом при сочувствии сердца» совершаемой и всем доступной, не только преуспевшим, но и новоначальным. У свт. Феофана этим же выражениям соответствует: «Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце – все сие одно и то же. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди – к сердцу и в сердце» (Умное делание, § 184). Слова «стать умом в сердце» сам свт. Феофан объясняет так: «Знаете, где сердце? Так станьте там вниманием и стойте неисходно – и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он» (Там же, § 176). В другом месте свт. Феофан еще яснее указывает место сердца: «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч., там сердце. Там и вниманием стойте». Итак, пишет инок, разрешая свое собственное недоумение, если при молитве необходимо «сочувствие сердца» – а где сочувствие, там и внимание, а где внимание, там и ум, – то и выходит, что у всех трех наставников разница только в словах, а по существу они говорят одно и то же, а именно: что и новоначальным, и страстным, и не очистившимся от страстей, возможно и должно молиться в сердце Иисусовой молитвою с целью очищения сердца от страстей. Это заключение подтверждается и словами свт. Феофана: «Плод молитвы – сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому можно. И молитву сию творить можно всякому, не монаху только, но и мирянину. Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова, одна сама по себе, не чудотворная какая, а, как всякая другая краткая молитва, словесная и, следовательно, внешняя. Но она может перейти в умную и сердечную... все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким иным способом нельзя. Что Вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой, созерцательной молитве; а это простая молитва... могущая, однако ж, привести к высокой молитве» (Там же, § 77).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

25 Фенелон. Цит. соч. Ч. 1. С. 98. Кажется, и свт. Игнатий не стал бы спорить с этим утверждением: «Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные» (Аскетические опыты. Репринт. M., 1993. Т. 1. С. 147). Однако, очевиден и пункт расхождения. Он именно в отвержении (у Фенелона) и признании необходимыми (у свт. Игнатия) произвольно взятых на себя скорбей: «Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям двоякого рода, из которых составляется крест... Одни из этих скорбей попускаются Промыслом Божиим к нашему душевному созиданию, а другие мы должны возлагать произвольно сами на себя для обуздания и умерщвления страстей своих, для умерщвления в себе падшего естества» (Аскетические опыты. Т. 2. С. 347). Хотя и здесь все не так просто: ибо принцип послушания как раз и отвергает скорби, взятые на себя произвольно, без благословения старца. Известно, впрочем, неоднозначное отношение свт. Игнатия к проблеме старчества. 30 Там же. С. 93. «Разумный и ведущий истину исповедуется Богу не воспоминанием соделанных грехов, но терпением приключающихся скорбей» (Аскетические опыты. Т. 2. С. 399). Мы не знаем, читал ли свт. Игнатий непосредственно труды Фенелона, а судя по известности последнего в первой четверти 19-го века в России, должен был бы читать. Во всяком случае, среди критикуемых им западных авторов, имя Фенелона нам не встречалось ни разу. 37 Среди разбросанных по творениям святителя отголосков фенелоновских мыслей можно указать и на такую очевидную параллель: Фенелон: «Прилепляющиеся к Богу по одному удовольствию и утешению подобны народу, следовавшему за Иисусом не ради учения Его, но ради хлебов, чудесно умноженных. Они говорят со св. Петром: «Господи, добро нам зде быти; сотворим кровы три“, но они не знают, что говорят. Будучи упоены сладостями Фавора, не познают они Сына Божия и отрекаются следовать за Ним на Голгофу. Они не только ищут сладостей, но и хотят еще просвещений: т. е., когда сердце хочет приятных и трогательных чувствований, разум побуждается любопытством к созерцанию» (Там же. Ч. 2. С. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Примечания: Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 383. Там же. Т. 1. С. 209. Игнатий (Брянчанинов), свт.//Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 333–365. http://www.nnproekt.ru/pdf/tom1_n_novikov.pdf «…Надо несколько слов сказать о скорости чтения Иисусовой молитвы 1 , в связи с тем, что в последнее время активизировались попытки дискредитировать как саму священную исихию, так и некоторых выдающихся подвижников священнобезмолвия. Со времен Варлаама и Акиндина их антиисихастски настроенные последователи не ослабляют своего противления православному Преданию, изыскивают всевозможные уловки с целью опорочить умное делание, смутить и сбить с толку начинающих искателей молитвы. Мы упомянем здесь только об одном примере и лишний раз убедимся в том, каков уровень интеллекта и духовной опытности у нынешних адептов антипаламизма. В брошюре, где предпринята попытка высмеять книгу «Рассказы странника», сделан совершенно некорректный подсчет времени, якобы потребного страннику на совершение молитвенного правила, и утверждается, что на прохождение 12000 положенных ему в сутки молитв потребовалось бы от 37,5 до 60 часов 2 . Такой вывод, по замыслу составителя брошюры, должен изобличить нелепость описанной в книге молитвенной практики и убедить читателей в том, что герой «Рассказов странника» вместе с автором пребывают в глубокой прелести. Сами расчеты строятся на спекуляции известным советом свт. Игнатия Кавказского отводить на 100 Иисусовых молитв 30 минут. Прежде всего, надо заметить, что это всего лишь совет, а не общее правило, совет, которого в других святоотеческих писаниях не встретим, — свт. Игнатий дает его исходя из личного опыта. Действительно, существуют разные методы вхождения в Иисусову молитву. Данный совет очень хорош для людей определенного душевного склада, но отнюдь не для всех и не во всяком случае. А что самое главное, совет этот предназначен специально для начинающих, впервые приступающих к исполнению келейного правила: «первоначально положи себе произносить сто молитв…» 3 . Разумеется, начинают обучение всякому делу, например чтению, обычно с неспешного произнесения слов по слогам, но, научившись, так читать уже никто не будет — читают бегло, а смысл прочитанного при этом понимают не хуже, но лучше начинающего.

http://azbyka.ru/sravnenie-praktiki-moli...

Уже в первом обращении человека от греха имеет место самопредание Богу, связанное с переломом, перенаправлением воли. Однако для окончательного Боговселения самоотречение должно совершиться на качественно ином уровне . Само исполнение заповедей уже переживается человеком не иначе, как самораспятие (о чем говорит и свт. Игнатий); но однажды должен совершиться внутренний акт «перехода от ревности к Богопреданности ревностной»: ибо самая аскеза, будучи совершаема от себя и из себя, как бы самочинно, становится неким утверждением человеческой самости , от коей нужно отречься. «Я избрал, я хотел, я трудился, и Бог помог», – такими словами свт. Феофан иллюстрирует первое состояние, ревность самодеятельную; «Сам, Господи, имиже веси судьбами, устрояй мое спасение. Как связанный буду идти, куда повелишь», – это изображение состояния Богопреданности . Достигшие такого состояния, «как восшедшие на небо, уже небесны, вземлются Духом Божественным и носятся им, подобно колесам в видении Иезекииля. Бог в них есть действуяй. Состояние их непостижимо для мысли» . Это учение свт. Феофана поразительно созвучно учению свт. Игнатия о кресте и скорбях, хотя два святителя подходят к вопросу с разных сторон. Вышенский затворник занят скорее экзистенциальным самовосприятием человека и пытается очертить схему переходов от одних типов самовосприятия к другим, тогда как кавказский Владыка ищет показать онтологическую реальность происходящих в человеке изменений и правильную взаимосвязь аскетики с мистикой. Это не просто разные перспективы, здесь полностью разный подход, разная постановка вопроса, разный метод исследования. И все же общая мысль у обоих отцов одна: полная самоотдача Богу, с отказом от себя, на всех уровнях бытия – это необходимое условие для полноценного Богообщения. Естественно, что эта самоотдача для человека (добавим: падшего и страстного) наибольшим образом требуется и реализуется в пограничных состояниях, характеризующихся страданием, напряжением сил, болью и страхом. Естественно также, и наоборот, что именно так будет переживаться поврежденным человеком все, связанное с отказом от греха. По причине извращения нашего естества, сращения со злом и греховного эгоцентризма «отречение от мира и греха мыслится нами как отречение от себя, а по осуществлению своему переносится греховным человеком так же болезненно, как лишение жизни. В этом смысле понимает Преосвященный Игнатий слова Христа Спасителя о погублении и спасении души»: требуется отвержение не бытия, а падшего естества, «греховного начала самости, выражающегося в грехе и видимом добре» . Св. Феофан выражает внутреннее, экзистенциальное переживание высшей точки такого самоотречения как осознание и ощущение человеком, что он – ничто, а все – Бог . Как видим, идеи двух великих русских учителей взаимно дополняют и поясняют друг друга.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Это, прежде всего, относится к важнейшему деланию в духовной жизни – молитве. Святитель Игнатий, утверждая согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам» (2; 228), и перечисляя общие требования к правильной молитве, настоятельно указывает при этом на особые условия для того христианина, который становится на путь молитвенного подвига. Несоблюдение этих условий, предупреждает он, делает молитву подвижника в лучшем случае бесплодной, но большей частью – средством его глубокого повреждения. Сравнение учения свт. Игнатия и «Рассказов» о молитве Иисусовой дает хорошую возможность уяснения, как этих условий, так и многих других положений данного вопроса. Истоки молитвы и ее цель Естественно обратить внимание, прежде всего, на причины, по которым христианин приступает к деланию молитвы Иисусовой. Святитель Игнатий рассматривает этот вопрос в контексте безусловного соблюдения одного из основных законов молитвенного делания – постепенности в прохождении его пути и важности правильного его начала. Сопоставим эту мысль свт. Игнатия с повествованием «Рассказов». Первое, что обращает на себя внимание, это чисто внешняя причина, по которой Странник приступил к исканию молитвы. «Непрестанно молитеся. Сие изречение особенно вперилось в мой ум, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?» (с. 15) 379 . «Сильное желание и любопытство возбудилось во мне» (19), – говорит он. Странника мучает мысль о том, как возможно непрестанно молиться, она заставляет его обращаться с этим вопросом к разным лицам, является движущей силой, можно сказать, всех его странствований и трудов. Конечно, он молодой человек, ему всего какие-то двадцать лет. И он еще ничего не понимает в духовной жизни. Однако и его дальнейшая молитвенная практика не только не изменяет первоначальной установки, но и прямо следует по тому же пути. Если следовать классификации свт. Игнатия, то Странник начинает упражнения в молитве с середины, «прочитав наставление... данное отцами-безмолвниками» и «необдуманно приняв это наставление в руководство своей деятельности», он сразу «без всякого предварительного приготовления усиливается взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву» (I,225). Очень при этом показательно, что единственными источниками, с которыми Странник никогда не расстается и постоянно читает, являются Библия и затем Добротолюбие. «Я шел уже более по ночам, а дни преимущественно провождал в чтении Добротолюбия , сидя в лесу под деревами» (33). Из последнего он выбирает, как правило, наставления, даваемые монахам, значительно преуспевшим в духовной жизни. Впрочем, очень скоро он пытается взойти уже на высшую ступень молитвенного делания: усиленно ищет «немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее» (I,225).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

26 июня 2023 В статье игумена Антония (Каменчука) обозначаются ключевые особенности христианского понимания Промысла в сравнении с философскими течениями Античности с I по III в. (до неоплатонизма). Автор выделяет три парадигмы понимания Божественного Промысла в античной языческой философии указанного периода — атеистическую, пантеистическую и деистическую — и в этом контексте определяет христианскую парадигму как диалогический панентеизм. По мнению автора, христианство в самой своей основе предлагает нехарактерное для язычества мировоззрение, согласно которому космос сосредоточен на осуществлении диалога человека с Богом и достижении экзистенциальной близости Творца и творения. Также отмечается, что христианство, в отличие от античной мысли, ставит акцент на том, что фундаментальным свойством высшего Божества является Его разомкнутость по отношению к Иному, а не просто самосозерцающее или самодовлеющее спокойствие. Это, в свою очередь, определяет два других аспекта в христианском учении о Промысле: всепронизывающее участие Бога в жизни мира и Его попечение об индивидуальном и несовершенном. Также указывается на то, что православное понимание Промысла представляет собой гармоническую середину между крайностями пантеизма и деизма. Вторая статья соискателя Московской духовной академии чтеца Максима Александровича Горшенина из цикла публикаций под общим названием «Понятия “Богообщения” и “Богопознания” в сотериологии свт. Игнатия (Брянчанинова)» продолжает догматическую интерпретацию мистико-аскетической системы русского святителя. После выявления в предыдущей статье основных гносеологических принципов свт. Игнатия настоящая статья рассматривает его антропологическую концепцию как догматическое основание сотериологии и подробно исследует учение о восстановлении Богообщения в мистическом опыте православного подвижничества. В частности, раскрывается догматическая сторона учения о холистической молитве и связанном с ней апофатическом состоянии. Статья выпускника магистратуры Московской духовной академии чтеца Максима Александровича Горшенина начинает цикл публикаций, посвящённых догматической интерпретации мистико-аскетического наследия свт. Игнатия (Брянчанинова), а именно его учению о Богообщении и Богопознании. В настоящей статье даётся введение в проблематику, раскрываются основные принципы святоотеческой богословской гносеологии и начинается рассмотрение их реализации в сотериологической системе русского святителя.

http://bogoslov.ru/topic/250146

Святителю Игнатия моли Бога о нас грешных и не достойных. Слава Богу за все! Ирина Ивановна 8 февраля 2013, 14:51 А я уважаю всех святых отцов. Они трудились,писали для нас, учили, советовали. Делали это они от души для нас грешных, менее стойких перед грехом, чтобы нас укрепить в Вере. Я себя считала бы недостойной обсуждать степень достоинства таких уважаемых людей на Земле. Где бы взять силы и время, чтобы читать и следовать примеру всех святых отцов на Земле, в круговороте нашей ускоренной жизни, в век нано-технологий, которыми мы с Вами владеем, пользуясь интернетом? Я буквально заставляю себя молиться по утрам,прочесть кофизму из псалтири, главу из Евангелия, зайти на православный сайт, почитать там полезное для души, найти и загрузить полезную информацию на свой православный сайт, почитать научную информацию для улучшения своих сайтов, а кроме всего этого меня ждут дела по дому, помощь внуку, изучение английского языка в преддверии Олимпийских игр в нашем городе Сочи. В итоге, вечерние молитвы не читаю, спать ложусь в два и много позже ночи. Где другие православные христиане берут время ещё и для обсуждений величия святых отцов - большой вопрос для меня? Мне приходится понуждать себя быть правильной христианкой, я просто устаю и не успеваю сделать больше того, что описала. А по большому счёту, желательно и навестить больных, помочь нуждающимся, пойти на литургию, побольше почитать и так далее. На обсуждение явно не останется времени, успеть бы сделать то что написано выше. Прошу простить, если мои слова кого - то обидели. Веселин 1 февраля 2013, 11:33 Простите моего плохого русского язьika - я из Болгарии. Я спрашиваю Алексею:откуда он точно находил информацию, что свт. Теофан согласился с свт. Игнатим о природе ангелов и свт. Игнатий обрадовался? Мне ето очень интересует.Спасибо. Евгений 25 января 2013, 14:02 Поразился разразившемуся спору, кто лучше.. Осипов, кстати предупреждает, что произведения св. Игнатия многим не нравятся, уж очень много там резких высказываний в отношении православных в том числе христиан. А эти облечения нам очень не нравятся, " коробят " совесть, приятнее ведь думать, что мы возрастаем и возвеличиваемся. " Скучными " и " сухими " писания св. Игнатия никак нельзя назвать, написаны они очень красиво и гармонично. Мне лично писания св. Феофана кажутся скучноватыми и простоватыми что-ли. Но это индивидуально.

http://pravoslavie.ru/51123.html

У него же [Терстегена -- А.], в силу его детскости , только его природная воля слегка противодействовала Богу. Гммм.. То бишь с момента зачатия Терстеген, имея ветхий тропос существования своей природы, не сковывался навыком самости во всей своей рефлексии?.. У него, видимо, были сверхдолжные предвечные заслуги :))) Только так он мог иметьсохранить чистоту, которая подразумевается. Шутка -- шуткой, но вот у свт.Игнатия Брянчанинова есть выражение, о котором он говорит, что позаимствовал у свв.Отцов: свят, но -- неискусен. Может быть это о Терстегене (а может и нет)... Вот токмо у неискусных не стоит поучаться. Хотя для начала стоит рассмотреть само делание: а стоит ли ему вообще верить? А может и не стоит даже и рассматривать, не ведая о его жизни свидетельств. Впрочем, мы тут его канонизацией не занимаемся :) И -- да: предубеждение оно такое... Но " работает " оно без разницы в том, в чём именно оно состоит. Симеон Долгоозерный 14 сентября 2017г. 18:25 //:))) Нет, у меня так не получается... Не приписывайте мне этого. Я как раз о состоянии падшей чел.природы говорил, по крайней мере подразумевал именно это враждование (и вы сами прекрасно вспомнили у свт.Игнатия такую трактовку), ветхий тропос существования чел.природы, свойственный всем людям после падения, не соответствующий логосу чел.природы.// То есть Вы хотите сказать, что вот эти Ваши слова: " Своего враждования Богу Тестеген не видел, только " детскость " ? " ) " , относятся к " ветхому тропосу существования чел.природы " , а не к конкретному Терстегену? По-вашему, прежде, чем писать о любви к Богу, Терстеген должен был написать хотя бы главу о непорочных страстях и о смертности человеческой природы? Так он это делал многократно, говоря о падшести человеческой природы, но в отличии от Вас он не связывал ветхий тропос существования чел.природы с первозданным творением и не говорил об его " онтологическом недостоинстве " . //Гммм.. То бишь с момента зачатия Терстеген, имея ветхий тропос существования своей природы, не сковывался навыком самости во всей своей рефлексии?.. У него, видимо, были сверхдолжные предвечные заслуги :))) Только так он мог иметьсохранить чистоту, которая подразумевается. Шутка -- шуткой, но вот у свт.Игнатия Брянчанинова есть выражение, о котором он говорит, что позаимствовал у свв.Отцов: свят, но -- неискусен. Может быть это о Терстегене (а может и нет)... Вот токмо у неискусных не стоит поучаться. Хотя для начала стоит рассмотреть само делание: а стоит ли ему вообще верить? А может и не стоит даже и рассматривать, не ведая о его жизни свидетельств. Впрочем, мы тут его канонизацией не занимаемся :)//

http://bogoslov.ru/article/5502844

244 Аскетическая проповедь. С. 187 245 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 205 246 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 188 247 Собеседования//Добротолюбие. Т. 3. С. 108 248 Слова подвижнические. С 388 249 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 458. Приношение современному монашеству. С. 392 250 Слова подвижнические. С. 333, 219, 157—158 251 Там же. С. 28—29 252 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 331 253 Слова подвижнические. С 262 254 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 538 255 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 216 256 Слова подвижнические. С. 30 257 Там же. С. 156—157 258 Приношение современному монашеству. С. 129—130 259 Приношение современному монашеству. С. 292 260 Приношение современному монашеству. С. 40 261 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 198 262 Аскетические опыты. Т. II. С. 269 263 Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 44, 59 264 Аскетические опыты. Т. I. С. 337—338 Там же. Т. II. С. 368. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 664—665 265 Духовные беседы. С. 175, 433, 463 266 Слова подвижнические. С. 2, 6 267 Там же. С. 224, 85. О том же: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 249; Лествица. С. 28 268 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 363, 364, 366 269 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 112 270 Аскетическая проповедь. С. 361 271 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116 272 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 255—257, 281. Приношение современному монашеству. С. 25 273 Слова подвиднические. С. 115—116 274 Интересно заметить, что под Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне келлии свт. Игнатия имели богатую обстановку, и о нем ходили рассказы как о ведущим будто роскошную жизнь. Когда на это обратил внимание приехавший к нему друг его архим. Софония, Святитель молча провел его в самую отдаленную комнату настоятельского дома, где взору открылись совершенно голые стены, одна небогатая икона с неугасимой лампадой и убогая рогожа на полу. Именно в уединении, к которому прибегал Святитель особенно во время сильных скорбей, рождались его поучительные творения. Когда свт. Игнатий уезжал из Сергиева монастыря на Ставропольскую кафедру, то у него не оказалось собственных средств на дальнюю дорогу. Когда же Святитель умер, в кармане его подрясника нашли всего 14 копеек, т.к. за два дня до смерти он отдал 75 рублей крестьянину потерявшему лошадь. Святитель до конца жизни был верен своему внутреннему стр. емлению к уединению, и этому во многом способствовали его продолжительные болезни (Геласий Михайлов архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX -XX веков, Загорск, ТСЛ, 1964г. с.198; Михаил Путинцев, прот. ...).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010