2Пар.21:16 .  И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Ефиоплянам; 2Пар.21:17 .  и они пошли на Иудею и ворвались в нее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его и жен его; и не осталось у него сына, кроме Охозии, меньшего из сыновей его. О набеге филистимлян и аравитян, сопредельных кушитянам (по контексту речи здесь кушиты – не африканские или жители Эфиопии, а азиатские – жители Аравии), на Иудею при Иораме говорит только 2 Паралипоменон. Враги захватили не только имущество, но и почти всю семью царя, исключая жену (Гофолию) и младшего сына Иоахаза, как назван он в принятом мазоретском тексте и в Вульгате, или Охозия, как точнее передают LXX и славянский текст. В ( 2Пар.22:1 ) и в еврейском тексте стоит название Охозия (последнее читается и в стихе 17 по кодексу 332 у Кенникотта). 2Пар.21:18 .  А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою. 2Пар.21:19 .  Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него народ его благовоний, как делал то для отцов его. 2Пар.21:20 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах. Характер и сущность постигшей Иорама хронической болезни внутренностей (известие о ней находится также только 2 Паралипоменон) едва ли могут быть определены в терминах современной медицинской науки. Однако большинство исследователей видит здесь хроническую дизентерию с общим перитонитом и прободением кишок, причем нередко бывает, что пораженная гангреной часть кишок отделяется и выходит через задний проход (ср. стих 19 – о выпадении внутренностей). См. у Т. Попова, «Библейские данные о различных болезнях и их врачевании», Киев, 1904, с. 102. Библейское воззрение выдвигает на первый план ту точку зрения, что болезнь Иорама была наказанием за его нечестие. По блаженному Иерониму, «чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть признак гнева Божьего. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной болезни» (Толкование на книгу пророка Иеремии, русский перевод, часть 7, изд. 2, Киев, 1906, с. 347).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

333 У пер.: Он имеет — ред. 334 По новому Синодальному русскому переводу: «Жаль Мне народа, -говорит Он, — что уже три дня находятся при Мне» — ред. 335 По старому Синодальному русскому переводу: «пределы Магедана» — ред 336 По новому Синодальному русскому переводу: «Жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне» — ред. 337 По новому Синодальному русскому переводу: народе — ред. 338 По новому Синодальному русскому переводу: «Потому что уже три дня находится при Мне» — ред. 339 Блаж. Иероним разумеет, что в некоторых кодексах на достает части «второго» стиха от слов: «Когда наступает вечер.» .. и всего «третьего» стиха до слов: «распознавать знамений времени» включительно (Прим, переводчика). 340 По новому Синодальному русскому переводу: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали (остатков)? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской ». Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, а учения фарисейского и саддукейского» — ред. 341 По новому Синодальному русскому переводу: «фарисейской и саддукейской» — ред. 342 По новому Синодальному русскому переводу: на лодку — ред. 343 По новому Синодальному русскому переводу: на лодке — ред. 344 У пер.: примешана — ред. 345 У пер.: Трахонитидской — ред. 346 По новому Синодальному русскому переводу: «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — ред. 347 В греческом тексте стоит: Τνα με λγουσιν ο ανθρωπο εναι , τν υν το νθρπου , — что значит: «Кем называют люди Меня, Сына человеческого?» [или: «Кто, по словам людей, Я, Сын человеческий?» ] (Примеч. переводчика). 348 По новому Синодальному русскому переводу: «Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании?» — ред. 349 По Синодальному переводу, использовавшемуся переводчиком: «Иоанн, которого я обезглавил; сам восстал из мертвых и в нем проявляют действие силы» — ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3159...

335.  Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1 Кор 4. 7). 336.  От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12. 48). 337. Пс. 15. 8. 338.  Господь повелел ему злословить Давида. Что мне и вам, сыны Саруины? оставьте его, пусть он злословит… Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое (2 Цар. 16. 10, 12). 339.  Искуси меня, Господи, и испытай меня: расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс. 25. 2). 340. Преподобный Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2 и 4. 341. Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого. 342. Лествица. Слово 4, гл. 60. 343. Пс. 141. 2. 344. Пс. 142. 1. 345. Пс. 141. 7. 346. Пс. 141. 8. 347. Пс. 141. 8. 348. Пс. 141. 7. 349.  Уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое (Пс. 142. 4). 350. Пс. 114. 3. 351. Пс. 114. 8. 352. Пс. 15. 5. 353.  Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние (Пс. 141. 8). 354.  …под покровом лица Твоего от мятежей людских… под сенью от пререкания языков (Пс. 30. 21). 355. Пс. 41. 5. 356. Пс. 55. 12. 357. Лк. 16. 29. 358. Лк. 16. 31. 359. Алфавитный патерик, буквы Π и А 360.  Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача , в месте пред назначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе ; явится им Бог богов на Сионе (Пс. 83. 6–8). 361.  Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс. 125, 5–6). 362. Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе Патрологии. 363. Лествица. Слово 7. Преподобный Нил Сорский. Слово 8. 364.  Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят Закона Твоего (Пс. 118. 136). 365. Мф. 5. 3–4. 366. Преподобных Варсанофия и Иоанна ответ 282. 367. Слово 30. 368.  Ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники воды (Суд 1. 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

335 Дидим – греческий грамматик из Александрии второй половины I в. до н. э:, автор большого количества комментариев на книги греческих писателей, в том числе и поэта Пиндара (ок. 522–446 гг. до н. э.). Большинство комментариев Дидима, в том числе и на Пиндара, до нас не дошло. 338 Дионисий Старший – тиран Сиракуз (ок. 430–367 гг. до н. э.). Историю святотатств Дионисия приводит Цицерон (О природе богов. 3:34:83–84). 347 Герилл – философ-стоик III в. до н. э., происходивший из Карфагена, ученик Зенона; Пиррон – древнегреческий философ, родом из Элиды. Современник Аристотеля, основатель скептической философской школы. 357 Ксенофан – греческий философ (ок. 570–489 гг. до н. э.), первый представитель Элейской школы философии. 359 Анаксагор – греческий философ (ок. 500–428 гг. до н. э.), автор сочинения О природе, последний представитель Ионийской философской школы, фактический основатель Афинской философской школы. 385 3Цар. 9:7–9 . Последняя фраза дана в нашем переводе. – В. Т. Ср. Синодальный перевод: «И скажут: “за то, что они оставили Господа, Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, за это навел на них Господь все сие бедствие”». 387 Ос. 13:13–14 . Перевод наш. – В. Т. Синодальный перевод значительно отличается: «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?» 407 Феодор – греческий философ из Кирены (ок. 320–280 гг. до н. э.), который отрицал само существование богов (Цицерон. О природе богов. 1:1:2). 410 См.: Платон. Федр. 245с-е. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1:23:53; Цицерон. О государстве. 5:25:27. 412 Полиандрион – букв. с греческого «кладбище». Ср.: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» ( Иез. 39:11 ). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

341. 4 ответ святого Нифонта Цареградского в «Руководстве к духовной жизни» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна. 342. Рим. 12. 2. 343. Слова преподобного Марка Подвижника о Законе Духовном, гл. 31. 344.  …каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1. 14). 345. Слово 4, гл. 6. 346. Рим. 8. 28. 347. Святой Исаак Сирский. Слова 46, 58, 61. 348. Слово 7, гл. 14. 349. Лк. 23. 39. 350. Деян. 3. 18. 351. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 352.  Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного (Пс. 9. 30). 353. О мнящих оправдаться делами, гл. 102. 354. Мф. 17. 24. 355.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к искушению, управь сердце твое и будь тверд… будь долготерпелив (Сир. 2. 1–4). 356.  Все, что ни приключится тебе, принимай охотно (Сир. 2. 4). 357.  …верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 358. Sancti Macarii Aegiptii opera omnia, Liber de Übertäte mentis, caput XIII. 359.  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12. 8). 360. Liber de libertate mentis, cap. 14. 361. Liber de libertate mentis, cap. 31. 362. Ин.14. 6. 363. Homilia XV, cap. XII. 364. Liber de libertate mentis, cap. XV. 365.  …нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8. 18). 366. Liber de libertate mentis, cap. XVI. 367. Liber de libertate mentis, cap. XVII. 368.  …дерево познания добра и зла (Быт. 2. 9). 369. Лк. 6. 37. 370.  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31). 371. Мф. 6. 372. Лк. 6. 37. 373.  …не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5. 17). 374.  С чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его (Пс. 17. 27). 375.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5. 11). 376. Еф. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

344. О чём следует помнить во время совершения таинства? В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение. 345. Что означает открытие завесы, царских врат и явление Святых Даров? Открыванием завесы и царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после воскресения. 346. Что означает последнее явление Святых Даров народу? Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается вознесение Господа Иисуса Христа на небо. 347. Всегда ли пребудет Таинство Святого Причащения в истинной Церкви? Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого пришествия Христа, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). О Покаянии 348. Что такое покаяние? Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом. 349. Когда появилось это Таинство? Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов»… (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:4–5 ). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). 350. Что требуется от кающегося? От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов? Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель – Христос, они же между собой только братья ( Мф.23:8–10 ). 345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1 . «Блажен ты, Симон, сын Ионин.– И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ); 2 . «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ). 3 . «Паси агнцев Моих... паси овец моих» ( Ин.21:15–17 ). 346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»? Приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» так, что Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою. 347. Является ли правильным учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре? Учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как: 1) Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» и тем выразил твердую, как камень, веру в Божественность Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово «Петр» означает «человека, который высказал непоколебимую веру»;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

345 И пакы псалом глаголеть ο них...– Β начале Псалтыри говорится ο царях земных, которые сговариваются против Бога и Христа, чтобы свергнуть гнет духовной власти, «свергнуть с себя оковы их». Β Псалтыри этот мотив повторяется неоднократно. 346 Си бо рече Соломон... – Многомудрый царь Соломон, предполагаемый автор некоторых текстов Библии. 347 «Аз есмь Живот и Истина». – Здесь и ниже речь идет ο словах Иисуса, заявившего, что Пилат не имеет власти судить его. 348 ...моляше своя жена, глаголющи... – Во время суда над Иисусом Пилат получил известие от жены, что во сне она видела дурное предзнаменование на случай, если он осудит Христа. 350 ...ад отпусти душю Лазоря... – Речь идет ο Лазаре из Вифании, которого Иисус воскресил из мертвых; об этом рассказывается в Евангелиях от Луки и от Иоанна (12:1). 351 ...писа в закон Моиси...– Β Пятой книге Моисея (Второзаконии) говорится ο возможном проклятии Израиля Богом за непослушание: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: “О, если бы пришел вечер!”, а вечером скажешь: “О, если бы наступило утро!”» Позднее символом жизни, висящим перед глазами, церковь сделала Христа на кресте – на это и намекает Кирилл. 352 ...о немь же Исаия къ Ахазу глаголаше... ему имя: С нами Бог»... – Бог устами пророка Исайи предрек иудейскому царю Ахазу рождение Христа непорочной девой: «И нарекут имя ему: Еммануил», что значит: «С нами Бог» ( Ис. 7:14 ). 353 ...о немь же Давыд прорече... – Β Псалтыри царь Давид говорит: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище...» (21, 17–18) – как и в прочих ссылках этой речи Иосифа, Кирилл относит эти слова κ распятому Христу. 354 ...о немь же глаголеть пророк... – Приводятся слова пророка Исайи, но в оригинальном словесном оформлении самого Кирилла, а не в древнерусском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

347 А – Согласись, что мы ни в коем случае не станем думать, будто сокрыт от мира или удалился из него Тот, Кто ясно говорит: Истинно, истинно говорю вам, что где бы ни были собраны двое или трое во имя Мое, там Я посреди них (ср. Мф.18:19–20 ). И снова: се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Но ты можешь увидеть, что тот же священнейший Павел часто пренебрегает необходимостью провозглашать Его также и человеком. А именно, он говорит: Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом ( Гал.1:1 ). И вслед за тем опять: Возвещаю же вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо я и принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа —123— ( Гал.1:11–12 ). Говорит он также и в другом месте: Если же и знали Христа во плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Кто же в таком случае Иисус Христос, Который столь неизреченно осиявает его непогрешимым и Божественным откровением тайн о Самом Себе? Не Слово ли, ставшее плотью, и ради нас не презревшее рождения от жены? 348 о том, что говорит блаженный Гавриил к Святой Деве: Не бойся, Мария, ибо вот, зачнёшь во чреве и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус ( Лк.1:30 ). И именно это новое имя, полагаю я, дано Слову от Отца через ангельский глас. Ведь так провозглашено и пророчески предсказано: И назовут Его именем новым, тем, которое Господь наречёт (ср. Ис.62:2 ) 349 . А – Итак, когда со-вечный Отцу и [существующий] прежде всех веков Сын и Единородный в последние времена этого века стал человеком и родился 350 , был наречён Сыном, наименован Первородным и возник между многими —124— братьями (ср. Рим.8:29 ), тогда и Отец по природе определил Ему имя, следуя, если можно так сказать, обычаям отцовства. 351 В – Стало быть, Тот же Самый есть и Единородный, и Первородный. 352 Действительно, Он, будучи Единородным как Бог, через единение по домостроительству как человек стал Первородным в нас и между многими братьями, чтобы и мы, в Нём и через Него, стали сынами Божиими по природе и по благодати. По природе – в Нём и только в Нём; по причастию же и благодати – мы сыны Божии через Него в Духе 353 . Поэтому, как быть Единородным – стало собственным для человечества во Христе в силу того, что оно соединилось со Словом через сближение по домостроительству, так и быть во многих братьях и Первородным – стало собственным для Слова в силу того, что Оно соединилось с плотью. Однако, обладая непоколебимым Божественным бытием и будучи всегда вы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

42 Видишь ли ты, что причащающиеся боготворящей энергии сообразны Святому Духу, или ты думаешь, что «сообразные» [сказано] вместо «соприродные» ( и они будто бы соединяются по сущности с Духом? Но такая [мысль] исполнена нечестия. Ибо обоженные причащаются Божественной благодати и славы, но не сущности, и таким образом облекаются в Божественный образ. [Апостол] говорит: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (ртаррфоирба) в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 345 . Таким же образом о причастности Духу говорит и великий Афанасий: «Оно (богослов говорит о триипостасном Божестве) являет один и тот же облик – Отца, созерцаемого в Сыне, и Сына, мыслимого в Духе и причащаемого человеком; „ибо мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ " " 346 . Видишь ли ты, что облик – это и Божественная слава, в которую преображается ( человек по­средством причастия? И еще он говорит: «Един вид триипостасного Божества – тот, который был явлен и патриарху Иакову. В Писании сказано: „Взошло солнце, когда он проходил Вид Божий» 347 . Святые пророки, созерцая это и разумея, Чей это Сын и образ, говорили: „Было слово Господне ко мне» 348 , познавая созерцаемого и открываемого в Нем Отца, и дерзновенно говорили: „Бог отцов ваших явился мне, [Бог] Авраама, Исаака и Иакова» 349 " 350 . Слышишь ли ты, что отцы созерцают вид триипостасного Божества? И ты, конечно же, не станешь утверждать, что это сама сущность? Ибо никто, согласно написанному, не стоял в ипостаси ( πο στμα τι) и сущности Господа 351 , не видел природу Божию и не возвестил о ней. Это осияние согласно виду и боготворящую славу Писание именует и лицем Божиим. Так, толкуя речение из псалма «погибнут пред лицем Твоим» 352 , Златоречивый отец говорит: «Слыша [выражение] „лице Божие», не предполагай ничего телесного, ибо здесь оно указывает на Его энергию и явление. Однако и в Евангелии Господь говорит: “Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного” 353 " 354

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010