Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле Божием, в деле спасения, оно... лишает... дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим... лишает Божественного откровения и соединенного с принятием этого откровения, блаженнейшего общения с Богом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 170). Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на который обыкновенно восседает Святой Дух, разрушает то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 348). Источник. Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый не внимающими своему спасению, но недуг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе, его в числе духов отверженных, враждебных Богу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 380). Самомнение вскоре начинает проявляться в тайном осуждении ближних, в явном расположении поучать их (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 103). Источник. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов Света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их на жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Самомнительный, признающий в себе какое-нибудь достоинство, не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и окован им внутри (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 379). Источник. Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 433). Источник. Коль скоро начнут показываться помыслы, что вы хороши... знайте, что вы сбиваетесь с дороги... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 175). Источник. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится и, если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда плач и вопль мног (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 207). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения ими... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 146). Источник. Диавол любит злодействовать тайно; любит быть непримеченным... будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 149–150). Источник. ...Бог, предоставя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле... не перестает пребывать их верховным, полновластным Владыкою: они... могут совершать только то, что Богом попущено будет совершить им (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 320). Источник. ...Князь тьмы... приставляет к человеку одного из лукавых духов, который, повсюду следуя за человеком, старается вовлечь его во всякий вид греха (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 322). Источник. Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его... Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 334). Источник. С иноками, твердо противостоящими отверженным духам в брани невидимой чувственными очами, в свое время, не иначе как по попущению благодетельствующего нам Бога, вступают духи в борьбу открытую (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 335). Источник. Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие попущены будут Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток. Попытки их получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 335–336). Источник. Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 344). Источник. Для достижения совершенства, вслед за истощанием имения на нищих, необходимо взять крест свой. Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346–347). Источник. Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 243). Источник. Не ищи... совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 477–478). Источник. Всякий путь ума и сердца, когда цель его – Бог, бесконечен... преуспеяние в премудрости Божией – бесконечно; преуспеяние в любви к ближнему, когда оно в Боге- бесконечно (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 504). Он возводит нас к высшему преуспеянию по тесному пути самоотвержения и смирения... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 358). Без труда и напряжения умного не достигнете ничего духовного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 121). Совершенство, мало-мальски видное, приходит после трудов и трудов, после годов и годов, а не с первых начатков и не с первых дней (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 146). ...Возьмите страх Божий и память смертную, и они научат вас всему (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 244). Братия аввы Пимена сказали ему: «Пойдем отсюда. Здешние монастыри беспокоят нас, и мы губим души свои. Вот и дети своим плачем не дают нам безмолвствовать». Авва Пимен отвечал им: «Из-за голосов ангельских хотите ли вы уйти отсюда!» (97, 220). Один старец пришел в келью аввы Иоанна и застал его спящим. Ангел стоял близ него и веял над ним. Старец увидел это и ушел. Когда авва встал, то спросил ученика своего: «Не приходил ли кто в то время, когда я спал?» Ученик отвечал: «Приходил такой-то старец».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа... обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Падшие духи с ожесточением противодействуют всем Евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 354). Источник. Козни врага обращаются в пользу тщаливому 10 подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к Всесильному Богу о помощи и получает ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 355). ...Враг умеет все обставить красивою благовидностью... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 44). Враг не любит покойных сердец... он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. После хорошего дела – тщеславие, после дурного – нечаяние спасения... Это обычные приражения вражии. Против первого выставляйте на вид свои грехи и погрешности. Против второго – уверенность, что нет греха, побеждающего Божие милосердие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 175). Источник. Бывает, что и враг указывает нечто, кажущееся правым, а он хочет сбить с пути... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 203). Как быть старцу, которому по ночам стужают бесы? – ...Пусть отбросит всякий страх и встречает сие без смущения и робости. Пусть ограждается крестным знамением и молитвою... пусть плюет на них, бранит и в ад посылает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. Навыкайте молитве Иисусовой: она одна может разгонять все полчища вражеские! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 31). Источник. К душе сильной не могут они подступить, и издали строят страшилища, и шумные воздвигают гласы... чтоб поколебать веру и затмить упование нечаянием... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127). Как прах развевает их душа, верою и упованием вооруженная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

33. Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Репр. воспр. изд. Б. г.. М., 1995. С. 387–388. (На титульном листе — Варсануфий.) 34. Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. С. 388–389. 35. Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. С. 389–390. 36. См.: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседование аввы Исаака Скитского второе. Гл. 3: О молитве//Собеседования египетских отцов. М., 2003. С. 345–347. 37. См.: Христодул Агиорит, иеромон. Избранный сосуд. С. 193–203; Христодул Агиорит, иеромон. Старец Паисий. С. 144–155. 38. Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. О скверном имени антихриста//Толкование на Апокалипсис. Гл. 38. С. 110. 39. Речь идет о совместной выставке Комиссии по канонизации святых и Архива Административных органов Свердловской области, проведенной в Екатеринбурге в 2001 г. Тема выставки: «Духовенство Екатеринбургской епархии в период гонений 1918–1945 гг.» На ней были представлены подлинные архивные документы, касающиеся репрессий против Православной Церкви: архивные следственные дела, протоколы допросов, обвинительные заключения, фотографии, хранящиеся в делах и многое другое. 40. См.: Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия//Священное Писание в толкованиях святителя: в 9 т. Т. 1. Бес. 22. С. 273–290; Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о смерти//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 3. С. 82–83. 41. См.: Иоанн Кронштадтский , прав. Моя жизнь во Христе: или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. М., 1999. С. 343–344, 849. 42. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Приношение современному монашеству. Гл. 43: О падших ангелах//Собр. соч.: в 7 т. М., 2001. Т. 5. С. 326–345. 43. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. По поводу политических событий в Европе 1848 года//Избранные письма. С. 288–290. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письмо. 17//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 8. С. 189–191.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

– 1994. – 11/12. – С. 32, 42–55:339. Изречения, поучения, наставления, извлеченные из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : О молитве Иисусовой; Слово о молитве Иисусовой; Слово о пути соединения человека с Богом и о мире Христовом: [Дух молитвы новоначального; Слово о келейном молитвенном правиле; Слово о церковной молитве; Слово о молитве устной и гласной; Слово о поучении, или памяти Божией; Слово о молитве умной, сердечной и душевной]; О молитве; Сотница первая: О трезвении троечастной души в молитве; Сотница вторая: Об очищении внутреннего человека и о состоянии сыновней блаженной любви: [ред. назв.]//Сердце чисто созижди во мне, Боже! И дух прав обнови во утробе моей/Свято-Троиц. Ново-Голутвин. монастырь. – Коломна, 1995. – С. 80–145 1-й паг., 277–293 2-й паг. – Все тексты публ. в сокр. 340 . Молитва: [Зрение греха своего]: (в сокр.)//Лазарь, архим. О тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, Моск. подворье. – М., 1995. – С. 182–183:341. О чтении святых Отцов. Священное Писание и святые Отцы//Москва. – 1995. – 5. – С. 191–194:342. Поучения святых Отцов: [Отрывки из творений свт. Игнатия]//Благовестник. – Вологда, 1995. – 3. – С. 3; 5. – С. 8; 7. – С. 2; 10. – С. 3; 13. – С. 2:343. Пример покаянного самовоззрения: Молитва свт. Игнатия (Брянчанинова) : [Зрение греха своего]: (в сокр.)//Лазарь, архим. Таинство исповеди. О грехах явных и тайных недугах души/Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. – М., 1995. – С. 255:344. Совет душе моей; Жалоба; К земному страннику: Неизданные стихотворения святителя Игнатия (Брянчанинова) //Крас. Север. – Вологда, 1995. – 13 мая. 345 . Любовь к отеческим гробам/Предисл. ред.//Крас. Север. – Вологда, 1996. – 31 дек. 346 . Неизданные творения свт. Игнатия: Жизнь схимонаха Феодора; Христианский пастырь и христианин-художник; Понятие о ереси и расколе/Собр. игум. Марк (Лозинский) ; Примеч. ред.//Богосл. тр. – 1996. – Сб. 32. – С. 270–297:347. О последних временах: [Сб.]/ Ефрем Сирин , Игнатий Брянчанинов , Лев Тихомиров , Н. Виноградов /Сост. B. Свешников. – М.: ТОО «Рарог», 1996. – 120с. 348 . Преосвященный епископ Игнатий о молитве Иисусовой. Наставление еп. Игнатия о молитве Иисусовой для новоначальных//Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Братство иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». – М., – С. 58–68:349. Преосвященный епископ Игнатий о молитве Иисусовой. Наставление еп. Игнатия о молитве Иисусовой для новоначальных//Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве/Сост. игум. Тихон; Свято-Тихон. Православ. богосл. ин-т; Братство во имя Всемилостивого Спаса; О-во ревнителей православ. культуры. – М., 1996. – С. 32–39:350. Что такое – человек?: [Слово о человеке]: (в сокр.)/Предисл. ред.//Благодат. лучи. – 1996. – 3. – C. 12–18: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

(свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 148). Источник. Подвиг всякого инока – сверхъестествен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностью каждого человека (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346). Источник. Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть тоже мученичество в сущности своей... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 346). Источник. ...Инок – истинная вдовица, для которой мир должен быть мертвым (см.: 1Тим. 5, 5–6 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 46). Источник. ...Все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель, она заключается в том, чтоб устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 361). ...Монастырь есть нравственная врачебница (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 7). Источник. Инок, чувствующий влечение к частым выходам из монастыря в мир, ранен стрелою диавола (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 22). Источник. Монашеское жительство есть жительство по Евангельским заповедям (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 37). Источник. Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 82). Источник. Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 88). Истинное иноческое преуспеяние заключается в том, когда инок увидит себя грешнейшим из всех человеков (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 103). Источник. ...Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божиим, благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие благоугодно будет промыслу Всевышнего попустить рабу Своему во время его земного странствования (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 124). Источник. Главнейшая причина, по которой скорби особенно тягостны для современного монашества, заключается в нем гамом и состоит преимущественно в недостатке духовного назидания (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Возрождению обители в течение этого последнего периода ее существования много способствовала новая милость Божия к ней, даровавшая ей еще два чудотворных об раза Богоматери: «Утоления печали» и «Спо ручницы грешных». Главной, однако, святыней и сокровищем был древний явленный образ святителя Николая Чудотворца. После дивных обстоятельств своего троекратного явления на берегах рек Одрина и Песочни славная икона привлекала к себе сердца окрестных и далеких богомольцев множеством новых знамений чудесной помощи людям в их скорбях и болезнях. Некоторые исцеления от чудотворного образа записаны еще в указанном древнем сказании. «В 1707 году, – свидетельствуется здесь, – сентября в 22 день стольника Ионы Носильцева, жена его Иустинья, рабыня ее Марфа от зельной болезни во время херувимския песни исцеление прияша. – В 1709 году, августа в первый день, Происхождение честных древ, стольника Ивана Петрова сына Лодыженского рабыня Прасковья от слепоты исцелися, – бысть звон. В 1710 году брянчанин бысть инок Августарий – от недуга исцелися. В 1794 году города Орла купецкий человек Семен Балашев от недуга зельного исцелися. В 1808 году священник Никифор Александров от трилетнего расслабления исцелися, и в том же году г. Ржевского жена Мавра Васильева от болезни исцелися и неплодствия разрешися – З сына и З дщери роди. В 1805 году Семена Неплюева сын Георгий исцелися от болезни – во дни нощи бесный пребываше. В1705 году Стольник Андрей Елагин исцелися от болезни. В 1706 году карачевец Василий Титов от расслабления исцелися. А от того времени начаша вси прибегати и исцелятися от многих различных болезней, и от прочих градов и сел и доныне приемлют исцеление с верою приходящие». А вот еще одно подобное знамение милосердия Чудотворца: «В бытность, Карачевского уезда, в селе Старом с иконою Одринской пустыни святителя Николая отца иеромонаха Феодосия, к нему явилась жена крестьянина собственника означенного селения Дарья Васильева Гришакова и в присутствии нижеподписавшихся свидетелей заявила, что в продолжение трех лет до 1858 года, когда была принимаема в их селении, Старом, икона святителя Николая, она невыносимо страдала нервным расстройством (в подлиннике: «порчею»), от чего пришла в такое изнеможение, что едва могла двигаться; по пренесении же чрез нее иконы святителя она тотчас же почувствовала облегчение; затем заснула и, проснувшись, уже чувствовала себя совершенно здоровой, в каковом положении находится и в настоящее время. Февраля 21 дня 1866 года». Далее следуют подписи самой исцеленной и свидетелей ее исцеления: крестьян, отца духовного, и свидетелей этого заявления: местного мирового посредника и волостного старшины. Чудо это совершилось в доме местного помещика, указанного мирового посредника, и он сам в дополнение к рассказанному крестьянкой передает о нем то же самое в письме к настоятелю Одринской пустыни, февраля 21 дня 1866 года, за его подписью и удостоверением настоятеля обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

I. Орудие, заповеданное Господом к побеждению греховных искушений ( Мк.9:48 ) – воспоминание о смерти и вечных муках – употреблял преподобный Антоний Великий особливо в начале своего подвига. В ночное время дьявол принимал вид прекрасных женщин и, являясь Антонию в этом виде, старался возбудить в нем греховное похотение; но Антоний противополагал дьявольским мечтам живое представление пламени геенского, неусыпающего червя и прочих ужасов ада, – этим оружием погашал огнь сладострастия и разрушал картины обольстительные. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «Душа моя желает смерти». Старец отвечал: «Ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «Отчего я, живя в келье моей, пребываю в небрежении?». Старец отвечал: «Потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы и не ослабевал бы и тогда, когда б келья твоя была полна червей и ты стоял бы в них по шею». Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестанных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных киевских пещер Афанасием, проводившим святую, богоугодную жизнь. Он после продолжительной болезни, скончался. Братья убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался непогребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию. На третью ночь было Божественное явление игумену, и он слышал таинственный голос: «Человек Божий Афанасий лежит два дня непогребенным; а ты не заботишься о нем». Рано утром игумен с братией пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать, как ожил он? Что видел и слышал в то время, как разлучался с телом? На все вопросы он отвечал только словом: «Спасайтесь!». Когда же братия неотступно упрашивали сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течение двенадцати лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, через день вкушая понемногу хлеба и воды и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братьям наставление о послушании и покаянии и скончался с миром о Господе. (Из «Слова о смерти», еп. Игнатия Брянчанин., изд. 4, стр. 64–66).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 30. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 31; Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Там же. С. 155. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 353. – Ср.: Дух молитвы новоначального 8//Творения. Т. 2. С. 161. См., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Введение//Приношение современному монашеству. С. 375; О слезах//Творения. Т. 1. С. 193; О евангельских блаженствах//Там же. С. 521. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10, 12. Мф. 12:43; Лк. 11:24. – См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10. Там же. С. 57. – Ср. в аскетическом контексте: «В сердечный храм, оставленный Духом Божиим, входят лукавые духи...» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока. Статья II//Приношение современному монашеству. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 423). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. М.: Правило веры, 1993. С. 134. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 55. Там же. С. 58. Ср., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 46. С. 320-321. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 1-й: О молитве Иисусовой вообще//Творения. Т. 1. С. 212-213. – Конечно, в христианине при молитве его могут действовать и подлинно благие помыслы и ощущения, происходящие от крещальной благодати и приносимые Ангелом Хранителем, о чём свт. Игнатий также говорит в цитируемом месте, объясняя и отличие их от помыслов и ощущений падшего естества и бесовских. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. С. 166. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 152-153, 154. – Ср.: «Вникавший в свое состояние и в состояние всего рода человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о времени, с которого началась болезнь сына: рече: издетска » (Мк. 9:21) ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 143).

http://bogoslov.ru/article/6176871

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010