Сновидения Немаловажным в понимании духовного состояния Странника является его отношение к сновидениям. Он сообщает, что " изредка видывал во сне и покойного старца моего, который многое толковал мне " (34) из Добротолюбия, наставляя его и даже делая пометки углем на полях книги (48-50,63,70). Все эти сонные видения Странник принимает без какого-либо сомнения и прямо следует полученным в них откровениям: " Сей случай уверил меня в истине сновидения и в богоугодности блаженной памяти старца моего. Вот я и принялся читать Добротолюбие по тому самому порядку, который указал мне старец во сне " (50). Святоотеческое отношение к сновидениям хорошо известно. Святитель Игнатий, приводя высказывания Отцов, цитирует, например, очень яркие слова преподобного Иоанна Лествичника: " Верующий снам подобен гонящемуся за своею тенью и покушавшемуся поймать ее " (V,348). Сам Святитель заключает свои рассуждения о сновидениях: " Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов " (V,347). Наставления старца Странник, по его собственному признанию, в начале своего духовного пути ничего кроме Библии не читал и о молитве, естественно, имел самое поверхностное представление. Поиски ответа на вопрос о непрестанной молитве привели его к встрече со старцем-схимником, рекомендации которого и определили всю дальнейшую духовную жизнь Странника. Сопоставим эти советы старца с учением по тем же вопросам святителя Игнатия. 1. Источники У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: " Не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию предмета, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам. Также очень плохо, когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое " (Слово 44, §5). С чего же начинает старец наставление 20-летнему молодому человеку, ничего непонимающему в духовной жизни и потому горящему жаждой не спасение получить, а приобрести непрестанную молитву? Прежде всего, советует ему поучения из Добротолюбия преподобных Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Никифора Уединенника, то есть тех Отцов, наставления которых давались совсем не новоначальным в современном смысле этого слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом. Память геенны не допустит пасть в геенну. Святитель Тихон Задонский ( 104, 3 ). Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 126 ). «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14) Желающие совершенно избежать вечной геенны, в которой мучаются грешники, и улучить вечное Царство – здесь постоянно терпят гееннские скорби, по причине искушений, наводимых лукавым (за подвиги благочестия). И если до конца терпят они, с верой ожидая Господней милости, то по благодати избавляются от искушений и скорбей, удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там избавятся от вечной геенны и наследуют вечное Царство Господне. Преподобный Ефрем Сирин ( 26, 529 ). Хотя патриархи, пророки и праведники Ветхого Завета не были погружены в глубокую тьму, в которой погрязают неверующие и нечестивые, однако и не выходили из сени смертной, и не наслаждались полным светом. Они имели семя света, то есть веру во Христа грядущего, но только Его действительное пришествие к ним и прикосновение Божественного Света Его могло зажечь их светильники светом истинной небесной жизни ( 114, 347 ). Чем стал ад после того, как, после сошествия в него, Христос воскрес? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены и стражи рассеяны. Вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сброшенного с корабля пророка, но вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь спокойным кораблем, чтобы вынести его на берег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто пройти безопасно через самый ад: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс. 22, 4 ). Ты сошел для нас с Неба, подобно нам ходил по земле и подобно нам нисшел в смертную тень, чтобы и оттуда проложить Твоим последователям путь к свету жизни. Филарет, митрополит Московский ( 114, 358 ). МУКИ ВЕЧНЫЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Это очень важное замечание: авторитарное воспитание неспособно сформировать нравственно устойчивую личность . Пока человек воспитанный в режиме жесткого авторитарного контроля чувствует над собой чью-либо власть (мистическую или социальную), до тех пор он управляем, как только сознание внешнего контроля ослабевает - страсти его одолевают беспрепятственно. «Педагогическое действие страха, - пишет К.Д. Ушинский, - очень сомнительно: если и можно им пользоваться, то очень осторожно, всегда имея в виду, что смелость есть жизненная энергия души. Библейское же выражение: « Страх Божий есть начало премудрости », столь любимое воспитателями и наставниками, охотниками до дешевого средства внушать страх, имеет глубокий смысл, редко понимаемый теми самыми, кто часто употребляет это выражение. Они не подумают о том, что здесь не говорится, что всякий страх есть начало премудрости, а только страх Божий . Но как жалко злоупотребляют этим глубоким библейским изречением различные любители задать страху детям ! Они прикрывают им свое неуменье сдерживать гнев, неуменье, которое должно бы вычеркнуть их из списка воспитателей, и внушает им не страх Божий, а страх учительский, из которого родятся ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость» . Библиография: См.: Флоренский П., свящ. Понятие Церкви в Священном Писании//Сочинения в 4-х тт. - М.: Мысль, 1994. Т. 1., с. 483 - 487. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2002. С. 1155. Иоанн (Шаховской), еп. Человек и страх. Опыт пневматологической этики. - Нью-Йорк, 1948. С. 27. Там же, с. 10 - 11. Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 1, с. 63. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их/Сост. свт. Игнатий Брянчанинов. - М.: Донской монастырь; Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. С. 347. Свт. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1991. С. 40.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Святитель Игнатий Брянчанинов также связывает отхождение от Бога с обращением к самому себе: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе» 345 . Кроме того, он указывает на оставление человеком, впавшим в состояние гордости, памяти Божией: «Тщеславие является от глубокого неведения Бога или глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы» 346 . Обобщая опыт святых отцов, основой страстей, и в частности страсти гордости, святитель Феофан называет самость (самолюбие, самоугодие, себялюбие, эгоизм) 347 . Ее развитие он описывает следующим образом: «Когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, – себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних» 348 . Святитель Феофан пишет, что такой человек возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое – средством… 349 Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего 350 . И человек, самовольно оказавшись в таком состоянии самости, «с тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: «будете яко бози», с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог , – начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом» 351 . Гордость, по святителю Феофану, есть «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других» 352 . Рассматривая состояние самости, святитель Феофан приводит мнения преподобных Макария Египетского , Феодора Едесского, Максима Исповедника . Он, например, указывает на слова преподобного Макария Великого , сравнившего самолюбие со змием, гнездящимся на самом дне человеческого сердца 353 . Важной для святителя Феофана оказывается мысль Феодора, епископа Едесского: «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» 354 . По согласному мнению святых отцов, и это отмечает святитель Феофан Затворник , гордость является одним из первых производных самости. Об этом прямо говорит святой Максим Исповедник : «Блюди себе от матери злых – самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла – чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор» 355 , так же учат и другие святые отцы 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пастырю следует помнить: только покаяние, искреннее и вполне осознанное, делает нас доступными для Бога, делает в какой-то мере возможной и живую связь с Ним. О необходимости покаяния учат нас все святые отцы и учители молитвы. «Плачь же и ты о грехе своем, – говорит святой Иоанн Златоуст (ок. 347–407), – и плачь не просто, и не для вида только, но горько, как Петр. Из самой глубины изведи источники слез, чтобы умилосердясь над тобою, Господь простил тебе грех твой». «Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, – и прелесть никогда не воздействует на нас», – пишет епископ Игнатий Брянчанинов (1807–1867). Покаяние можно считать своего рода «критерием подлинности» нашей молитвы, ибо оно свидетельствует, что мы действительно нуждаемся в Боге, в Его присутствии в нашей жизни, в Его участии в ней, а все это невозможно без нашего сокрушения о грехах и Его прощении. Нередко наша молитва становится горячей и интенсивной, когда мы что-то хотим вымолить у Бога, скажем, здоровье близких или избавление от грозящей беды, но она тотчас охладевает, когда мы начинаем молиться о том, что нас не столь уж затрагивает. И тогда в скором времени нас настигает то чувство отсутствия Бога, которое означает, что мы сами до сих пор отсутствовали для Него. И потому молитву следует начинать с уверенности в том, что мы грешники и нуждаемся в спасении, что мы удалены от Бога, но не в состоянии без Него жить, и первое, что мы можем предложить Богу – это наше неутолимое стремление к Нему. И тогда Бог может открыться нам и принять нас, как Он принял мытаря, просившего только о милости, согласно евангельской притче о мытаре и фарисее. Мытарь – образ человека ничего не имеющего, просящего только о незаслуженной им милости. Нечего и говорить, что перед Богом у нас нет никаких заслуг и никаких богатств; это кажущиеся заслуги и кажущиеся богатства часто создают преграду между Богом и нами и мешают нам молиться. Пастырь, учащий молитве, должен неустанно напоминать своим ученикам, что место, где рождается молитва, это сердце наше. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Найди дверь собственного сердца, и ты убедишься, что это и есть дверь Царствия Небесного». Каждый должен почувствовать всю важность, всю полноту и весь смысл той молитвы, которую он произносит, он должен произносить ее всем сердцем, и только тогда он сумеет найти путь к Богу, быть услышанным Им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В немощных по телу сокрушение духа и плач его вполне заменяют телесный труд 346 ; но от людей сильного телосложения непременно требуется утеснение тела: в них без утеснения тела само сердце не стяжет блаженной печали, которая рождается в немощных от ощущения и сознания немощи. «Всякое делание, – говорит преподобный Григорий, – телесное и духовное, не имеющее болезни или труда, никогда не приносит плода проходящему его, потому что “Царствие Небесное нудится, – сказал Господь, – и нуждницы восхищают е” ( Мф.11:12 ). Под понуждением разумей телесное во всем болезненное чувство. Многие, в течение многих лет, неболезненно делали или делают, но как они трудятся без болезни и теплого усердия сердца, то и пребывают непричастными чистоты и Святого Духа, отвергши лютость болезней. Совершающие делание в небрежении и слабости трудятся, по-видимому, как они думают, много, но не пожинают плода за безболезненность, будучи всячески безболезненны. Свидетель этому – говорящий: “Если и все виды жительства нашего возвышенны, а болезнующего сердца не имеем, то они не истинны и бесполезны” 347 . Свидетельствует и великий Ефрем, говоря: «Трудясь, трудись болезненно, чтоб тебе устранить от себя болезни суетных трудов. Если, по пророку, чресла наши не истают от слабости, будучи измождены постным подвигом, и страданиями болезни не зачнем, как рождающая младенца, болезненным водружением сердца, то не родим духа спасения на земли сердечной» ( Ис.21:3; 26:18 ), как ты слышал, но будем только (достойно сожаления и смеха) хвалиться, мнясь быть нечто по причине бесполезной пустыни и расслабленного безмолвия. Во время исхода из сей жизни все несомненно познаем весь плод» 348 . Учение преподобного Синаита о болезненности, сопровождающей истинное делание умной молитвы безмолвника, может показаться странным, как оно и показалось, для плотского и душевного разума, незнакомого с опытами монашеской жизни. Приглашая таковых обратить внимание на сведения, обретенные опытностью, мы свидетельствуем, что не только делание умной молитвы, но и внимательное чтение глубоких о ней отеческих писаний производит головные боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Они пробыли под его покровительством достаточно долго, так что Юлиан успел написать там восемь томов против блаж. Августина. Правда, есть основания полагать, что со временем у них появились разногласия, ибо после того как пелагиане во главе с Юлианом покинули киликийскую провинцию, там состоялся Собор, осудивший их. (Подробнее об этом см. указанную работу П. Гурьева... С. 44–48). 442 «Богатящий обнищавает – обнищавает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается – истощается не на долго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его» (Св. Григорий Богослов . На Богоявление или на Рождество Спасителя... Т. 1. С. 529). 443 «Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только той ограниченностью, с которой человек создан, но и той ограниченностью, которая гораздо в большей степени явилась в естестве человека по его падении» (св. Игнатий Брянчанинов . Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери/Сочинения: В 7-ми т. Репринт. М., 1993. Т. 4. С. 403). 446 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 112. 449 В.В. Болотов выделял в церковном учении о добровольности страданий Господа два аспекта – вневременный и временный и учил, что подобно тому как рождение Сына Божьего от Бога-Отца исповедуется Церковью и в предвечном, и в настоящем смысле одновременно, так и добровольность страданий Христовых имеет эти два аспекта – Он добровольно изволил пострадать за нас во плоти, и Он же добровольность Своих страданий являл непрестанно в течение всей Своей земной жизни через отрешение от воздействия Своим всемогуществом. (См. об этом подробнее: Болотов В.В. , проф. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 4. С. 347–348). Вопрос об авторе этого термина можно считать еще открытым, ибо в это же самое время этот термин использовал другой Леонтий – Иерусалимский, скифский монах, единомышленник Иоанна Максенция, который в своих сочинениях полемизировал с несторианами, евтихианами и оригенистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

337.  Соломон Петр Иванович — статский советник, Директор канцелярии Святейшего Синода. 338. 2 Пет. 3. 8. 339.  Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) — редактор-издатель журнала «Домашняя беседа». 340.  Александра Васильевна Жандр — племянница святителя Игнатия. 341. Писано в ответ на предложение действовать против распространения злоучения рецензии Матвеевского чрез высшее духовное начальство. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 342. 1 Пет. 5. 8. 343.  Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15. 16). 344.  Архимандрит Иоанн ( Соколов)  — о нем см. Настоящее издание, т. 2, с. 451 и далее. 345. Племянница святителя Игнатия. 346.  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2). 347.  Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним (Мих. 7. 9). 348. О нем см. т. 7, с. 199–200. 349. См. Настоящее издание, т. 6, с. 652. 350. Архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий (Малышев). 351. По поводу клеветы, взведенной гласно посредством печатной статьи «Одесского Вестника», в которой П. А. Брянчанинов был обвинен несправедливо в недобросовестных действиях. 352. Возвращенный из сбора послушник — сборщик, обнаруживший неблагонадежные наклонности, — хотя по виду казался самой безукоризненной наружности. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 353. «Земледелец», статья «Домашней Беседы», в ответ статье «Дня», нападавшей на монастыри вообще и на Сергиеву Пустыню, что близ С.-Петербурга в особенности. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 354. Снессореву. 355. «Аскетические опыты». Т. 1. 356.  А. В. Жандр — племянница святителя Игнатия. 357. Государственный Исторический музей. Отдел письменных источников (ГИМ ОПИ). Ф. 254. (Частично были опубликованы в книге «Будущее России в руках Божественного Промысла». М., 1998.) 358.  Муравьев Александр Николаевич, брат Н. Н. Муравьева-Карского. См. о нем Настоящее издание, т. 5, с. 426. 359. А. Н. Муравьеву. 360. Муравьев Валериан Николаевич — в то время Костромской губернатор. 361.  Наталия Григорьевна — жена Н. Н. Муравьева-Карского. 362.  …неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18. 11.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Почему ей было скучно в просторной церкви, почему ей нечего было делать в саду, почему не поняла она смысла слов на пиру, почему она любовалась городом и собой вместо того, чтобы славить Бога, создавшего эту красоту, почему ей ни разу не захотелось благодарить Его. Душа ее заснула задолго до этого сна. Ей вспомнились ясные, скорбные очи грустного Ангела… А ведь он, наверное, и теперь еще рядом, — подумала вдруг она, — и всегда был рядом, и молился о ней, и охранял, и заботился так же, как сейчас в этом сне…Непрестанно и бескорыстно… Потому что он — Ангел Бога любви. И тогда, вопреки всему горькому, что она увидела и передумала, Анечка почувствовала себя счастливой. Ее любили. Ее защищали. Ее прощали. Ее ни на минуту не оставляли. Ее, виноватую кругом… Она смотрела в синеющую вечернюю даль за окном — и улыбалась. Все мироздание существовало для нее, надо было только на самом деле захотеть его принять… Ей больше не хотелось плакать, не было жаль своих утрат и трудов. Она была счастлива. Бог милости и любви сегодня снова позвал ее. Издано в книге: В. Ульянова. Дарованный путь. М., 2005. Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник. М., 1993, с.107-108. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц январь. Кн.5 ч.2. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993, с.143-144. Там же, кн.4, с.346-347. См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 1999, с.96. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, с.335. Там же, с.184. Луг духовный. М., 1996, с.127. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц июль. Кн.11. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992, с.395-396. Луг духовный. М., 1996, с.139. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц июль. Кн.11. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992, с. 119-120. Там же, месяц январь, кн.5, ч.2, 1993, с.162-163. Лук. 11, 35. К Римл. 14, 17. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1628  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

345. См. Настоящее издание, т. 6, с. 647. 346.  Стасов В. В. А. М. Горностаев. Вестник изящных искусств. СПб., 1888. С. 460. 347. О. Дамаскин — о нем см. Настоящее издание, т. 3, с. 420. 348. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова пожертвовала на постройку храма 40 тысяч рублей. См.: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия (Малышева). СПб., 2000. С. 37. 349.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1856 г. 350. С. 499. 351. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 352. С. 221. 353. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 354. Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1881. С. 125. 355. РНБ PO. Ф. 446. Оп. 1. Ед. хр. 47. Публикация А. М. Любомудрова. 356. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 823. 357.  Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — выдающийся русский композитор. 358. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 823. 359.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 360.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 361. Полное Жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 191. 362. Будущий Государь Император Александр II. 363. Это третий вариант рассказа об одном и том же событии: первый находится в Жизнеописании Святителя Игнатия, второй — в Записках М. В. Чихачева; все они дополняют друг друга. 364. По этому случаю святитель Игнатий написал статью «Благополучный день». См.: Настоящее издание, т. 4, с. 475–477. 365. Настоящее издание. Т. 5. С. 441. 366. Государь Император Александр II. 367. Государыня Императрица Мария Александровна (1824–1880), супруга Aлekcahдpa II. 368. О. Антонием — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 699. 369. Иван Григорьевич Татаринов, будущий архимандрит Иустин — о нем см. с. 323–336. 370. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 371. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 372. Алексей Петрович Брянчанинов — племянник Святителя. 373. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 374. О ней см.: Настоящее издание, т. 5, с. 487. 375. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 376. Отец игумен Антоний (Бочков) — о нем см. Настоящее издание, т. 4, с. 565.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010