Тем не менее, проект не был поддержан членами Св Синода и им не было предпринято решительных мер по введению общежития, дело ограничилось рекомендациями. При том, что еще в 1866 г. 34 архиерея (из 59 епархий) высказали положительное отношение к введению общежития, но только во вновь открываемых обителях. Через пять лет после внесения свт Иннокентием проекта реформы в Св Синод, архим. прп Пимен Угрешский (Мясников) писал: «Когда все монастыри будут иметь устав общежительный, тогда легче будет водворить порядок в монашестве и оградить его от вредных последствий соблазнов житейских» с. 102]. Однако, в тот период времени здравый смысл не возобладал. Многие настоятели в 1869 г. придерживались позиции архимандрита Гедеона (†1884) [фамилия неизвестна – прим. С.А.М.], настоятеля Иосифо-Волоцкого Успенского монастыря: «на введение общежития во вверенной ему обители потребовалось бы произвести «некоторые перестройки», на что … нет средств. Кроме того, … нет благонадежных и опытных людей, которые смогли бы устроить общежитие» с. 14]. При этом, несмотря на то, что отмены штатного жалования монастырей не предполагалось, главным аргументом против введения общежительных правил стал страх не прокормиться своим трудом (без денег штатных) с. 24]. Еще одной существенной субъективной причиной стало нежелание настоятелей монастырей отказаться от личного дохода при распределении монастырской «кружки», достигающего порою весьма значительных величин (свт Игнатий (Брянчанинов) указывал еще в 1861 г., что величина вознаграждения настоятеля от «кружки» может достигать 4000 руб. серебром в год с. 531]). И все же, не смотря на почти общий отказ от преобразования монастырей, положительный эффект наблюдался в тех мужских обителях, в которых находился настоятель, жертвующий своими интересами ради благополучия братии, готовый всецело служить Богу, находящий помощь и поддержку епархиального архиерея. При этом оказалось, что, как и предполагал свт Иннокентий, процветание обители всецело зависело от духовного состояния и ревности настоятеля и братии, и этому процветанию не препятствовали ни «штатность» или «заштатность» монастырей, ни место их географического расположения, ни изначальная их бедность.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, вплоть до противоположных, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (сексуальных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блаженный Августин называет чувство сексуального влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22: 58, 59. Гл. XVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает сексуальное влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24: 138). С другой стороны: в Библии воспевается чувство искреннего физического любовного влечения (Прит. 5: 18-20; Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11); апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время…» (1 Кор. 7: 5); свт. Иоанн Златоуст так толкует слова апостола Павла: «апостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7: 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7: 5) ». В настоящей работе не рассматриваются вопросы брака и семьи во всем их многообразии. Здесь лишь сделана попытка осмысления одного из них, а именно — супружеских отношений. Более конкретно, задачей работы является рассмотрение данного, весьма актуального вопроса, с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии. Иначе говоря, попытка систематизации и анализа некоторых тематических высказываний, а также определение истоков (причины) негативного отношения ряда авторов к различным аспектам супружеской близости и естественного способа зачатия ребенка. Поскольку вопросы, касающиеся супружеских отношений, тесно связаны с другими антропологическими вопросами, рассматриваемыми в предыдущих выпусках (книгах) серии «Очерки православной антропологии», то, для удобства чтения, в настоящей работе, вместо соответствующих ссылок на указанные книги, приведены необходимые материалы из них.

http://zavet.ru/a/page_all_84.html

Как никто другой, затворник находится в опасности прельщения ( Ковалевский. 1905. С. 15). Это связано прежде всего с тем, что З. представляет собой подвиг индивидуальный (хотя и не всегда) и не предполагает духовного руководства, без к-рого подвижнику крайне трудно приобрести правильный духовный опыт, а условия подвига располагают человека к завышенной самооценке ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 59). Правосл. аскетическая традиция опирается на единое святоотеческое мнение, что «царским» путем подвижничества является жизнь в полном послушании под руководством опытного наставника (старца) (см.: Basil. Magn. Asc. fus. 7; Ioan. Climacus. 4. 1-10; Sym. N. Theol. Cap. theol. 15-19). Именно послушание рождает в душе человека необходимое глубокое смирение. В этом смысле нужно понимать частое в святоотеческой лит-ре утверждение, что «живущий в послушании духовному отцу своему получает большую награду, чем тот, кто по своей воле живет в пустыне отшельником» (Достопамятные сказания. 2). История З. первоначально складывалась из разрозненных упоминаний о конкретных подвижниках. В древней Церкви о затворниках повествуют мн. церковные писатели: Руфин Аквилейский ( Rufin. Hist. mon.), Палладий ( Palladius. Hist. Laus.), Феодорит , еп. Кирский ( Theodoret. Hist. rel.), свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Vita Antonii), Иоанн Мосх ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Vita Hilar.), Созомен ( Sozom. Hist. eccl.) и др. Возникновение и распространение З. связаны с общим процессом развития отшельничества. Затворник, как и любой др. подвижник, удаляется от соблазнов мира, однако не во «внешнюю» пустыню, а прежде всего во «внутренний затвор» и, как следствие, избирает себе наиболее подходящий внешний образ жизни в максимальном уединении - взаперти. Примечательно, что прп. Антоний Великий, нередко называемый основателем егип. монашества (напр.: Sozom. Hist. eccl. I 13), в то же время является одним из первых известных затворников. В начале подвижнической жизни (до ухода в пустыню) преподобный поселился в заброшенной гробнице недалеко от родного с.

http://pravenc.ru/text/182645.html

Действительно, например, по мнению блж. Августина : «Чувственная похоть есть грех в собственном смысле этого слова, есть наказание за грех и причина этого греха…Чувственная похоть есть рана и след от греха, есть то, что влечет нас ко греху и что возжигает в нас грех, есть другой закон в членах наших, который противоборствует закону ума нашего, есть неповиновение нам самим» (цит. по 30:53) (см. также 30:49, 52 из разд. 2.2.3). «“Человек рождается с виной”, – со всей определенностью заявлял Ансельм Кентерберийский, а Иоанн Дунс Скот называл “виной”, которую воспроизводят “все страстно зачатые”, сам грех первородный: “всякий, кто рождается через похоть плоти, влечет за собой грех”» (М. С. Иванов) (59:353). Аналогичного мнения придерживается и ряд авторов, в частности, свт. Григорий Нисский , свт. Игнатий (Брянчанинов) (см. разд. 2.2.3). Из современных авторов об этом говорят: иерей Вадим Коржевский : «Зачатие и рождение становятся греховными и сообщают греховность только в том случае, когда соединяются с похотью, ибо от нее исходит грех ( 1Ин. 2:16 ) …Таким образом основанием греховности и страстности является похотная сласть, сласть супружеского соития» (51:341); проф. А. И. Осипов : «Один только был изъят из этой заразы, из этого порока греха, только один – Тот, который родился без семени. По этому поводу очень хорошо пишет  Григорий Палама (XV век), он говорит о Христе: “…который был единственным не зачатым в беззаконии, не во грехах чревоносим. Потому что плотское вожделение как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и является страстным движением человека, несознающего чести, которое наше естество приняло от Бога, но потом уподобилось животным” (Беседы. Москва. 1993. Беседа 16. Т. I, с. 155). И действительно, ведь нормальные же люди стесняются этих вещей, все понимают, что что-то это не то, что соответствовало бы высокой природе человека, что это некое, если хотите, ниспадение с того уровня, к которому призван человек … И вот он ( Григорий Палама ) пишет об этом очень хорошо, что Христос был единственным не зачатым в беззакониях, не во грехах чревоносим – то есть полностью изъят из этого потока “страстных движений человека” … Христос был максимально изъят из этой (греховной – П.Д.) атмосферы. Почему максимально изъят? – Потому что бессеменное рождение это очень важно, потому что основная сила, вот этой печати наследственной греховности, связана вот с этим вопросом» (52).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

111 «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего…» ( Прем. 2:23 ). «Если бы мы, — говорит свт. Григорий Богослов, — пребыли тем, чем были и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания» (цит. по 62:472). «Итак, надлежало, чтоб человек прежде был подвергнут испытанию; ибо муж не искушенный, не испытанный не имеет никакой цены; и чтоб, достигши совершенства путем испытания — чрез соблюдение заповеди, он таким образом добыл себе бессмертие, как награду за подвиг добродетели» (св. Иоанн Дамаскин) (61: 189, 190). 112 Различные аспекты первородного греха и их анализ приведены в (33: 252-315). 113 а) Подробное изложение последствий первородного греха, как наказания за него (человек потерял рай; души лишились благодати Божьей; тела стали смертными; человеку стали присущи усталость, болезни, скорби, страдания, изнеможение; из-за проклятия земли уменьшилось ее плодородие; уменьшилась власть над животными и др.), дано, например, в 62: 487-492; 65: 317-338. Кн. 1; 59: 96-97. В настоящей работе рассматриваются лишь некоторые (тематические) последствия этого греха, имеющие непосредственное отношение к изменениям в духовном и физическом мире человека. В частности, проф. А. И. Осипов об этих последствиях говорит: «Грехопадение первых людей, их отступление от Бога привело к тому, что наша плоть – тело и душа – стали, по выражению Отцов, дебелыми, облеклись в  одежды кожаные ( Быт. 3: 21 ), в результате чего в природе человека последовали три изменения онтологического характера. В православном богословии они часто именуются первородным грехом. Какие именно? Их ясно называет прп. Максим Исповедник. Говоря о Боговоплощении он пишет: Господь же, взяв на себя это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду – взяв страстность, тленность и смертность (человеческого) естества… Эти три свойства стали неотъемлемыми в природе человеческой, с ними рождаются все люди» (120: 26, 27). Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему свойственных (Преподобного Макария Великого, Слово 4).

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

Александр 23 сентября 2019, 11:26 Слава Богу за все! Почему православный монастырь рекламирует писателя еретика? Особенно учитывая то, что пишет о творениях Франсуа Мориака святитель Игнатий Брянчанинов: " не читай книг о христианстве; написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святой: Он – Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который – ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные – святые Отцы. " Наталья 23 сентября 2019, 11:15 Замечально! Спасибо за такие материалы. Никогда не слышала о таком авторе - теперь будем читать. Катерина 23 сентября 2019, 10:13 То, что агаряне в силу своего характера идут буквально по головам с 6го века и есть секрет их успеха. То, что и сейчас часть из них, пусть тайно, но исповедует Христа, секрет успеха мирного духа Православия. Катерина 23 сентября 2019, 10:11 Спорно. Об умственном уровне даже шовинистично. Батюшка к сожалению не рассматривает писательское творение критически с точки зрения социального происхождения (из богатеньких и образованных) и конфессиональной принадлежности (католик) самого писателя. Здесь же на сайте публикуются статьи-в некотором роде отчеты миссионеров Элладского и Костантинопольского Патриархатов в Африке. Прекрасно понимают африканцы Православие в руках этих пастырей. То, что католицизм, к которому принадлежал и француз, скорее отталкивает, чем привлекает, кроется в духовной составляющей католицизма, а не в интеллектуальных особенностях тех или иных людей. Примеры свт. Николая (Японского), прп. Германа Аляскинского. Наталия Ростова 23 сентября 2019, 09:59 Символ Веры - молитва, которую мы слышим на каждой Литургии, и которая и есть догматическое Богословие. Если человек хочет изучать Богословие и читать творения святых отцов, сложных для простых мозгов, то пусть изучает и читает. Если нет такой способности, то и нечего себя мучить, только хуже будет. Бабушка с двумя классами образования, может оказаться гораздо мудрее того, у которого, к примеру два высших образования. По поводу детей...Слава Богу, за то что Он меня вовремя отрезвил в период моего неофитства! Я ж своих детей, чуть до Кондратия не довела, молитвами и долгой подготовкой к Причастию. В общем, оставьте детей в покое, молитесь о них. Верьте, они обязательно придут к Богу.

http://pravoslavie.ru/123941.html

Константин 2013/10/18, 11:26:16 Ум, принявший дурные помыслы, уже не нуждается в сатане, ибо сам для себя стал сатаной 2013/10/18, 11:24:22 Про Осипова А.И. говорить НИЧЕГО НЕ НАДО !!!! , его надо послушать, и не только умом, а и сердцем и тогда ..... " имеющий уши -услышит " 2013/03/26, 13:07:52 Это пишет Святой, для тех кто стремится к святости. Вот говорят что он в прелести. Кто говорит? Паисий Афонский? Симеон Афонский? Ну тогда это мнение ерунда. Лучше посмотрим на Слово. Дума пока человек грешен есть мысли и желания. С покаянием приходит молчание мысли и молчание желаний. Думаю, это и есть чистое сердце. И тогда приходит Святой дух. Вот тогда способен человек слышать Бога непосредственно. И вот здесь, если думаешь, то вмешиваешься своим умом в Божественное Слово. Наверное :) Святой Порфирий Кавсокаливит моли Бога о нас. Михаил 2013/03/25, 04:49:59 Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу, – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельнаго от вина поддельнаго. Свт. Игнатий Брянчанинов " Письма к мирянам " письмо 11 В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Ис., иноку, безмолв¬ствовавшему в Никифоровской пустыни (Олонецкой или Петрозаводской епархии), преуспевше¬му в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из «Подражания». Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: «О! Это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! Тут все — придуманное! Какими пред¬ставлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их».

http://isihazm.ru/?id=238

Известное общее решение этого вопроса заключается в том, что передача последствий первородного греха от родителей к детям происходит в акте плотского зачатия через чувственную похоть и мужское семя 196 . Иначе говоря, через страстное рождение (точнее – через страстное зачатие). При этом, по-видимому, можно считать, что данные последствия передаются душе ребенка через невещественную похоть, а телу – через вещественное семя. Однако, с появлением методов искусственного зарождения, такое мнение необходимо пересмотреть (см. «Введение»). Отметим, что «... для отцов Церкви термин “страстное рождение” в сотериологии является ключевым. Во-первых, он выявляет причину, по которой невозможно спастись собственными силами, избавиться от наследия Адама, а во-вторых, объясняет, почему Христос должен был родиться от Девы сверхъестественным образом. В-третьих , становится понятной причина, по которой с апостольских времен Церковь совершает крещение младенцев» (129: 121). При этом отцы Церкви страстность рождения называют: – законом рождения: «Если закон рождения, согласно Максиму Исповеднику , является “седалищем первородного греха”, то рождение Спасителя происходит совершенно иным способом, без вожделения и бессеменно, наитием Святого Духа» (98: 52, 53); – законом греха, или похотью: «прп. Иоанн Дамаскин , прп. Максим Исповедник и блж. Августин под законом греховным, вошедшим в нашу природу из-за преступления заповеди прародителями, имеют в виду похоть. “Одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели”» (см. прим. 55 в 98: 59). В работе 181 приводится расширенное значение термина «страстное рождение», под которым понимается не только наличие чувственной похоти, но и несвободное (в отношении рождаемого) рождение 197 . Действительно, мы являемся на свет невольно. По данному вопросу свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

18 ноября 2015, 15:28 Хотелось,чтобы авторы и редакция сверяли статьи с Писанием и Святыми Отцами.По поводу заповеди ,,будьте как дети,, апостол Павел давно объяснил:,,...злобою младенствуйте,а умом будьте совершеннолетни.,, У детей не развиты страсти,в этом им и надо подражать.О светлой жизни сказочников-это и правда сказка.)Как может еритик,а ересь -это хула на Богу,без благодати хорошо и светло жить.Притом,что Экзюпери даже сам не считал себя верующим.Он не один раз писал:,,Если бы я был верующим,,...,то стал бы монахом .И в его книгах есть своя философия,далёкая от православия.Он всю жизнь искал истину,которую к сожалению не нашёл.Так зачем православным его читать,чтобы набраться ложных понятий?Все неправославные писатели если проповедуют любовь,то любовь естественную,которую ,,нужно умертвить...и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему...(свт.Игнатий Брянчанинов)Поэтому если сказки немного подправить под христианство(например Герда поехала спапасать Кая ради Христа,по заповеди,во всех сложностях обращаясь за помощью к Богу.)это бы было для детей полезно,как мне кажется.Ну ,а Экзюпери читать вредно-однозначно,можно много даже антихристианских мыслей набраться.Надо исполнять заповедь:,,Всё испытывайте-хорошего держитесь,,Извиняюсь,если кого обидел. Ольга 18 ноября 2015, 01:17 Дякую Вам за статтю! Valentina Katainen 17 ноября 2015, 14:51 Необыкновенно светлая и трогательная публикация. Спасибо! Валентина 16 ноября 2015, 21:21 Статья о детских сказках показывает взрослым неразрывную связь детской чистой души с Богом Гость 15 ноября 2015, 19:08 А я плакала - про анемоны, которым достаточно только горстки каменистой земли в Иерусалимской земле, чтобы украсить ее своим цветением ... Татьяна Константиновна 15 ноября 2015, 01:46 Большое спасибо за интересную статью! Елена Михаленко 14 ноября 2015, 21:59 Так хорошо написано! Многие факты известны, но очень светло подобраны! Гуся Гуся 14 ноября 2015, 02:49 Ах, как мне хочется закричать тебе, брат: “Сегодня утром я полил свои розы!”»

http://pravoslavie.ru/87330.html

22:48 Разговор на разных языках - вот что получается. Конфессиональность - это не партийная установка, к которой можно апеллировать или которую можно игнорировать. Сама по себе конфессиональность - фикция, сложившаяся исторически. Есть одна истинная вера. Не было соборного осуждения ереси латинства, что и породило этот, надо сказать, дипломатический термин. В реальности, всякое богословие выражает не вероучение (пересказ пересказа получается), а духовную жизнь. Из практики духовной жизни рождаются догматы (как ответы на ереси). И вот здесь понятие конфессиональности для православного богословия играет положительную роль: называя другие конфессии, православные отграничивают понимание истинной духовной жизни, от искаженной духовности - так, скажем, свт. Игнатий Брянчанинов называл Франциска Ассизского сумасшедшим. И когда богослов говорит, что он истину добывает методом, а конфессиональность, как одежду, можно повесить в шкаф, то это говорит только о том, что он не выражает православную духовную жизнь и он не православный богослов. Вероятно, какой-то очень хороший богослов, с новыми идеями и подходами, но - не православный. Редкие примеры православного научного богословия есть - это Владимир Лосский. Он не одевал на себя тогу православности, он им был. Константин Михайлович Антонов, Москва 12 апреля 2020г. 14:59 вообще-то истину всегда добывают методом. И метод Иоанна Дамаскина идентичен методу фомы Аквинского, а метод Григория Паламы очень близок методу Майстера Экхарта - так, по крайней мере, считал " православный " богослов Владимир Лосский (см. его книгу о Экхарте и Паламе) Сергей Шараков, Старая Русса 13 апреля 2020г. 10:42 Надо договориться в словах. Что есть метод, как его понимает новоевропейская наука: если будешь делать так-то и так-то, получишь такой-то и такой-то результат. И вот такой метод и называется критерием истины. Аквинат развел знание по этажам: есть знание откровенное - оно выражено в Св. Писании и предполагает веру; есть знание естественное - опорой такого знания является естественный, природный ум.

http://bogoslov.ru/article/6026694

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010