Абсолютно те же принципы применяет свт. Игнатий и к действию в молитве сердца: желая прежде времени наслаждаться Божественными ощущениями, духовной сладостью и не имея ещё к тому способности, оно вынуждено сочинять их «из себя, ими льстит себе ... обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию» . Ошибка заключается не только в том, что подлинные духовные чувства приходят сами собой – по очищении покаянием, но и в том, что, относясь к области трансцендентного, они принципиально отличаются от всего, что может представить себе плотской и душевный человек на основании известных ему, испытанных им ощущений . В падшем состоянии человека единственное ощущение, приемлемое в невидимом Богослужении , есть покаянный плач. «Эта жертва, – поясняет свт. Игнатий, – жертва отрицательная», принесение жертвы покаяния устраняет все прочие ощущения (какими человек думал угождать Богу). Это рассуждение святитель облекает в форму аллегорической экзегезы последних стихов 50-го псалма, говоря, что ни жертвы отдельных чувств, осквернённых падением, ни всесожжение их совокупности не благоугодны Богу – приемлется лишь сердце сокрушенно . Интересно, что свт. Игнатий не делает существенного различия между опытом прелести у православных подвижников, ложной мистикой подвижников католических  и мистицизмом «внеконфессиональным» масонского типа. Во всех этих «альтернативных путях духовности»  он видит общие характеристические черты, один корень: отсутствие покаянно- смиренного мировоззрения и настроения, ложное целеполагание, с точки зрения богословской гносеологии – недостаток апофатической трезвенности; именно из состояния прелести, утверждает свт. Игнатий, возникли ереси . Этим и объясняется то раздражающее некоторых критиков святителя «недифференцированное», резко отрицательное отношение его «ко всему западному» . Вообще, должно заметить, что владыке Игнатию свойственно, так сказать, смотреть в корень, т.е. доискиваться причины явлений. Поэтому в его системе отсутствует и строгое разграничение между заблуждениями догматическими, мистическими и нравственным: между ересью, прелестью, отрицанием необходимости исполнения евангельских заповедей ; сюда же относит он и многие явления в культуре и искусстве  – всё это суть явления одного, в конечном итоге, порядка. Человек представляет для свт. Игнатия целостность, все стороны его жизни взаимосвязаны, оказывают друг на друга влияние. Критики усматривают здесь некоторый ригоризм, даже «религиозную нетерпимость» , но по сути речь идёт о сотериологическом реализме: если что-то в человеке повреждено грехом, это должно быть очищено, исправлено. Нет никакого смысла культивировать то, что представляет собой болезнь и, в конечном итоге, отлучает от Бога.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Алексей Л. 8 ноября 2022, 05:37 И.Ковалеву. И опять Вы неверно все поняли,что впрочем не удивительно,я не призывал не читать св.отцов,это конкретно к Вам относится,ибо не на пользу,плоды свои сами увидьте,пришли и посеяли вражду.Кому то и св.писание не полезно читать.И рассудительность превыше всего. Алексей Л. 8 ноября 2022, 03:34 Игорю Ковалеву. В общем в Вами все ясно,вразумляться не хотите.Какой дух Вами руководит я вижу,думаю многие уже поняли,с Вами практически никто не соглашается.Со своими бесами разбирайтесь.На сем диалог завершаю в этой теме.Бог Вам судья. Игорь Ковалев 7 ноября 2022, 18:50 Алексей Л.//" Мне Ваши рассуждения не интересны " .//И рассуждения святых Отцов вам не интересны,я же их привожу.Потому,что ум у вас не открыт и духовных писаний не понимаете и не принимаете,по словам игумена Никона Воробьёва.//" Мой Вам совет,читайте поменьше св.отцов, "http://А вот святые Отцы говорят обратное: " Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства " (свт Игнатий Брянчанинов). Бесы противятся нашему чтению св. Отцов. Вот и смотрите какой вами дух руководит, если вы такие советы даёте и противитесь мнению св. Отцов. Алексей Л. 7 ноября 2022, 17:02 Игорь Ковалев. Повторю нижесказанные слова брата по вере, " Мне Ваши рассуждения не интересны " .Вы действительно закоснели в броне своей праведности.Мой Вам совет,читайте поменьше св.отцов,ибо Вам это не на пользу.И лучше ошибайтесь в своих суждениях,НО В СТОРОНУ ЛЮБВИ.Подумайте над моими словами.И вразуми Вас Бог! Игорь Ковалев 7 ноября 2022, 11:57 Алексей Л.//Игумен Никон Воробьёв: " Миллионный раз говорю:хочешь понять духовную жизнь и уяснить себе множество вопросов, связанных с ней, – читай, тщательно изучай творения епископа Игнатия (Брянчанинова),особенно его первый и второй тома.Для монашествующих (не по одежде, но по устроению духа) необходим и пятый том...Но Игнатия Брянчанинова редко кто понимает и читает,мало кому он доступен. А почему? Потому,что,и это главное,не живут теперь духовной жизнью,нет борьбы со своим ветхим человеком,нет понуждения жить по слову Божию.Большинство живет как придется,и если и читает Евангелие,Святых Отцов, то лишь одним рассудком,без участия сердца,жаждущего ответа на вопрос:как правильно жить? "

http://pravoslavie.ru/148886.html

Даже если «все воруют» это не дает позволения воровать, если «все кидают» это не дает позволения кидать — и более того, когда человек решается ходить не под «всеми», а под Богом, он обнаруживает, что и ссылки на «всех» — это просто неправда. Далеко не все, и на свете еще осталось много честных и заслуживающих доверия людей. Но и по отношению к плохим людям — тем, которых мы считаем плохими — мы обязаны сохранять заповеди. Ведь мы соблюдаем их не в рамках договора с ними — а рамках Завета с Богом. Это бывает трудно понять — иногда даже христианам — но чужие грехи отнюдь не развязывают нам рук. Другие могут поступать как им угодно — а мы поступаем по заповедям. И, если мы согрешили, мы еще можем покаяться и восстановить отношения с Богом — не оглядываясь на других. Бог ожидает лично Вашего — и моего — покаяния, и примет его, независимо от всех остальных. Рейтинг: 4.7 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ольга ш. 28 августа 2013, 13:07 Замечательно! Спаси Господи! Маргарита Фатыхова 13 августа 2013, 22:38 Прости и спаси Господи! Лариса 7 августа 2013, 11:50 Ув.Сергей Худиев! Мне очень нравится Ваша публицистика и тот интеллигентный стиль, которого Вы придерживаетесь. Некоторые молодые авторы настолько прогрессивны, что я зачастую не понимаю о чем они говорят. В Вас же чувствуется старая школа! Последнее время Вы много внимания уделяете теме интерактивного общения. И это правильно! Это - больная тема! Нам нужно этому учиться примерно как культуре обращения с оружием. Долгое время мой супруг даже запрещал мне общение в Интернете, т.к. оно меня выводило из равновесия. Вы совершенно правильно говорите, что нужно хранить верность Богу в любой среде. " Долг остается долгом, и обязанность - обязанностью, хотя бы число неисполняющих еще более умножилось... ни множество нарушителей... ни обычаи нарушения не дают законности нарушению. Мало то стадо, которому Отец Небесный благоволил даровать Царство (Лк.12,32). Всегда тесный путь имеет мало путешественников, а широкий - много (Мф.7, 13-14). В последние времена тесный путь оставится почти всеми " (свт.Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты).

http://pravoslavie.ru/63284.html

Укрепи и помоги, Господи. Сергей 13 января 2016, 15:50 Для Ольги. О последнем часе и всецелой преданности Христу Каким бы образом ни пришел нам конец земного кратковременного жития, а прийти он всячески должен. Раб Христов в волю Христову предает и душу и тело свое. А грехи куда девать? Куда девать наши бесчисленные немощи? И их предадим всемогущему Христу, понесшему немощи и грехи всего мира. Если нам подана будет чаша страданий, примем ее, как чашу спасения, как залог вечной радости. Скажем с разбойником: «Достойная по делом наю восприемлем, помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». Сердце ответит нам спокойствием, предвкушением вечного покоя. Мир Вам. Свт.Игнатий Брянчанинов. Руслан 13 января 2016, 10:46 Читая этот и подобные им рассказы невольно натолкнулся на такую мысль: почему Бог дал нечисти, которая по идее не должна не иметь никакого голоса и никакой доли, совершать суд над душой человека по его смерти? Мне казалось это дело Бога: ведь он - Судия Праведный... А тут появляется какая-то третья сила, причем враждебно настроенная, которая ясное дело будет не судить, а стараться погубить всеми доступными средствами. Очень интересно получается, не правда ли? Задавал этот вопрос некоторым священникам, ответили, что это сложная богословская тема. Может здесь кто-то что-то ответит. р.Б Сергий 13 января 2016, 10:33 На ytub можно посмотреть или скачать фильм " Мытарства " ,где современный нам парень,ставший затем монахом описывает свое прохождение мытарств.Есть и др.фильмы про людей,переживших клиническую смерть из разных стран.То,что появляется страх -это хорошо,начало премудрости-Страх Божий.Помимо правды,есть еще милосердие Божие. Demetrios 13 января 2016, 08:57 Для безымяного унывающего ( " В большое уныние вводят такие рассказы. Т.е. спастись невозможно... " ): Внимательно читая вышеприведенный текст, обнаруживаем: ... Если же кто искренне и по правде, не утаивая ничего, исповедует все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаждаются, и когда душа его грядет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, не претерпела бы таких грозных истязаний на мытарствах...

http://pravoslavie.ru/89578.html

— Назову ли Его огнем? — но Он не сжигает; напротив того орошает приятно, и прохлаждает, от Него бежит, как от огня, всякая страсть, всякий греховный помысел. Он не произносит никакого слова, — не произносит, и вместе наставляет, учит, воспевает чудно, таинственно, с несказанною тихостью, тонкостью, изменяя, обновляя ум и сердце, прислушивающийся Ему в безмолвии, в душевной клети. Он не имеет никакого образа, ни вида, ничего в Нем нет чувственного. Он вполне невеществен, невидим» 48 . Таинственное действие Божественной благодати, непостижимое для ума плотского, не испытавшего такое действие, открывает православному подвижнику путь духовного совершенствования. На этом пути ему предстоит борьба со своими страстями, преодоление своего поврежденного грехом естества. От него требуется напряжение воли в борьбе с грехом через молитвенное предстояние Богу. При всем том сама победа над грехом возможна только через благодатное действие. «Необходим подвиг для христианина, — учит свт. Игнатий Брянчанинов, — но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа» 49 . Низменному наслаждению страстью должно быть противопоставлено более сильное всесвятое наслаждение. Таким вышеестественным наслаждением и является благодать, через действие которой умирают страсти. По слову св. Исаака Сирина , подвижник становится мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати. Преестественная сладость благодати Святого Духа дает человеку ощутимо познать Божественную любовь. Становясь сопричастником Божественной любви, человек получает силы для исполнения евангельских заповедей любви к Богу и ближнему. «Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого», — учит о любви к Богу св. Силуан Афонский 50 . Христианское подвижничество и неразрывно связанную с ним мистическую жизнь называют синергийной (от греческого synergos — «вместе действующий»). Это означает, что оно являет со-действие (сослужение, сотрудничество) благодати и свободной человеческой воли. Человек не в состоянии своими силами обновить свое естество и победить грех. Для этого нужно, чтобы на его душу, по слову св. Макария Великого , упала «роса Божественной жизни». Но и Бог не хочет преобразить человека вопреки его желанию. От человека Он ожидает желания спасения и твердой решимости, смотрит на его волевое предначинание, а после довершает его Своей нетварной благодатью. Божественной помощью, по слову святого Иустина (Поповича) , человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью. Именно поэтому подвизающийся христианин, по словам святого, есть небо-земное существо, а его жизнь — небо-земной подвиг 51 .

http://azbyka.ru/islamskaya-sufijskaya-m...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и духовном видении духов. Гл. 1: О чувственном видении духов//Творения: в 7 т. Т. 3. С. 11-12. См.: Там же. С. 50-51. Там же. С. 4. Там же. С. 51. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 355. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 342. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и духовном видении духов. Гл. 1: О чувственном видении духов//Творения: в 7 т. Т. 3. С. 52. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 355. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 341-342. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве//Творения. Т. 2. С. 328. Подобно прп. Макарию Великому и в отличие, напр., от прп. Симеона Нового Богослова, у которого этот аспект тоже присутствует, но который гораздо более занят вопросом собственно Богообщения. Включаем в это понятие не только прелесть, но и прямой спиритизм и т.п. По поводу последнего упомянем статью келейника и ближайшего ученика свт. Игнатия – архим. Игнатия, прозванного «Маленьким»: Игнатий (Малышев), архим. О волхвах и волхвованиях древних и новых. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1887. И идущую далее, в частности, через прп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламу. Это же учение проповедовал во времена свт. Игнатия прп. Серафим Саровский, см. его беседу с Мотовиловым (напр.: Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский. Гл. VIII: Дивное откровение миру. М.: Паломник, 1996. С. 114), хотя свт. Игнатий едва ли мог читать эту рукопись, исчезнувшую было и обнаруженную лишь в 1902 г. (см.: Там же. С. 112-113 (сноска)).

http://bogoslov.ru/article/6176871

...Все Божественное Писание всеми, содержащимися в нем, о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть, а не то, что Он есть (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 100). ...Читаемое в Писании настоящим образом познается, когда делом исполняется (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 308). Источник. Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 108). Источник. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник. Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемою завесою (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 110). Источник. ...Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это – дар Христов (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 111). Источник. Евангелие, как откровение Бога, превысшего всякого постижения, недоступно для падшего разума человеческого. Необъятный разум Божий объемлется верою... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 497). Источник. ...Правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 50). Источник. Неведение новоначального и преобладание в нем страстей не дают ему возможности понимать Писание как должно и держаться с должною твердостию (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 139). Источник. Слово Божие не может говорить так или иначе; оно одно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 70). Чтение Священного Писания Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы). Источник. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою (прп. Антоний Великий , 89, 96). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   См.: Там же. С. 254.    Там же. С. 257.    См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 406.    См.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 338—339.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158—159.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 51.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 182.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 195.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 38.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. С. 318.    Там же. С. 320.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 45.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 72.     Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления С. 685.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 73, 74.    Там же. С. 73.    См.: Там же. С. 71.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 761, 783.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.    Там же.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 60—61.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 213.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 476—477.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 49.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 605—606.    Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 187; ср.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 14. С. 168.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 8.    «Plures efficimur quoties metimur a vobis, semen est sanguis Christianorum» (Quintus Septimius Florens Tertullianus. Apologeticus. Cap. 50//Opera… omnia. Parisiis, 1616. T. 1. P. 81). В переводе с латинского языка: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя».— Примеч. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

5. См.: Ириней Лионский , сщмч. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания//Против ересей: Доказательство апостольской проповеди. СПб., 2008. Кн. 3. Гл. 4. С. 225–226. 6. См. об этом: Иоанн Дамаскин , прп. Об антихристе//Точное изложение православной веры. М., 2000. Кн. 4. Гл. 26. С. 265–267; Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. Об Енохе и Илии//Толкование на Апокалипсис. М., 2000. Гл. 30. С. 82–86; Ефрем Сирин , прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Избранное. М., 2002. Сл.. 111. С. 459–470. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 43//О Христе и антихристе. СПб., 2008. С. 235. 7. 8. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Об истинном и ложном смиренномудрии//Творения: в 6 кн. М., 2001. Кн. 1: Аскетические опыты. С. 765–778. 9. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. О невозможности спасения иноверцев и еретиков//Избранные письма. С. 276–282; Игнатий (Брянчанинов) , свт. О неуклонном следовании учению святых Отцов, обилии лжеучителей, оскудении наставников благочестия//Избранные письма. С. 310–313. См. также: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Переписка святителя Игнатия с друзьями и знакомыми. Письма.15:17//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 8. С. 178–185, 189–191. 10. См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Беседа в понедельник 29й недели по Пятидесятнице: О чудесах и знамениях//Собр. творений: в 6 т. Т. 3. С. 476–535. 11. См.: Ириней Лионский , сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать… О царстве и о смерти антихриста//Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520. Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 50//О Христе и антихристе. С. 241–243. 12. См. например: Андрей, архиеп. Кесарийский, свт. О ста сорока четырех тысящах людей, которые не потерпели вреда от язвы четырех Ангелов//Толкование на Апокалипсис. Гл. 19. С. 55–59; Ипполит, епископ Римский, сщмч. Изложение на основании Священного Писания о Христе и антихристе. Гл.. 14//О Христе и антихристе. С. 217–218; Ириней Лионский , сщмч. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать… О царстве и о смерти антихриста//Против ересей. Кн. 5. Гл. 30. С. 518–520.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

  Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 245.  Там же. С. 234. Далее свт. Игнатий приводит подтверждение своим словам в пространных цитатах из прпп. Симеона Нового Богослова и Григория Синаита.  Там же. С. 245.  Там же. С. 247.  Об этом важном образе Богообщения у свт. Игнатия см. следующую статью.  Далее святитель говорит, что только по излиянии благоволения Божия на наш Сион и по восстановлении стен «нашего разрушенного Иерусалима», т.е. по обновлении естества, оно делается способным к жертвоприношению праведных, чистых ощущений, благоприятных Господу, этих тельцов – «новорожденных ощущений обновленного Святым духом человека» (Там же. С. 245-246; ср. Пс. 50:18-20).  Неудивительно, что святитель не признаёт в католицизме настоящего христианства.  Выражение Ю. Довейко, см.: Довейко Ю. Онтологическая трансформация человека... С. 242.   Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 253.  Ср., напр.: Довейко Ю. Онтологическая трансформация человека... С. 60.  «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно – отречение от Христа» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. M.: Изд. Моск. Патриархии, 1996. 32. С. 291).  Ср., напр.: «Романы, комедии и прочие сочинения явно греховные, исполненные сладострастия, также суть плоды ереси; некоторые из таковых сочинений написаны духовными лицами, как, например, “Телемак” написан Фенелоном» (Там же. С. 292).  Выражение Довейко ( Довейко Ю. Онтологическая трансформация человека... С. 321).  См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе//Богословские труды. 32. M.: Изд. Моск. Патриархии, 1996. С. 283, 288, 290, 292; Слово в 1-ю неделю Великого поста. О Православии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 79-80, 82. – По поводу действии ереси на тело встречаем у свт. Игнатия ещё и следующее интересное замечание: «Странное влияние имеют раскол и ересь на самое тело человека! Ожесточение духа сообщается телу. Не для всех заметно это при жизни человека, но по смерти тело еретика и раскольника мгновенно каменеет, мгновенно начинает издавать неприступное зловоние. И это совершается особенно над теми из них, которые проводили самую строго-подвижническую жизнь и были знаменитыми учителями своей секты и заслужили всеобщее уважение слепотствующего мира; они-то и издают по смерти своей самое ужасное зловоние; из иссохших тел их открываются потоки смердящего гноя; затруднительно совершение погребения их и присутствие при нем. Бесы соприсутствуют могилам их и являются при них в разных видах или для устрашения, или для обольщения» (Там же. С. 289).

http://bogoslov.ru/article/6176468

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010