...От сильного тела требуется при молитве труд; без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и не истинной (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 162). Источник. В поте лица добывается вещественный хлеб: при усиленном труде, душевном и телесном, насевается хлеб небесный, доставляющий Вечную Жизнь в сердце человеческое... (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 271). Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное – не жалеть себя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 189). Источник. Труд с терпением без саможаления все преодолевает... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 26). Источник. Ни одного еще человека не было, который бы без трудов, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 179). Источник. Трудитесь, не ленитесь, но и не засматривайтесь на труды. Хуже всего сие последнее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. ...Всякий, ищущий с терпением и верою, обретает... если не всегда то, чего желает, то всегда то, что благоволит Бог во благо ему... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 250). Бог любит тружеников, только бы они смиренны были и о себе много не думали (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 184–185). Источник. В Келлиях был старец, авва Аполлос. Если кто из братий приглашал его к труду или работе, то он немедленно шел со всей радостью, говоря: «Сегодня я иду трудиться с Царем моим, Христом, ради спасения души моей» (107, 71). Рассказывают о святом авве Антонии Великом , что он, жительствуя в пустыне, однажды подвергся душевному смущению, унынию и особенному нашествию мрачных помыслов. Находясь в этом состоянии, он начал изливать печаль свою перед Богом. «Господи, – говорил он, – хочу спастись, но помышления мои никак не допускают мне совершить это. Что мне делать со страстями моими? Как мне спастись?» Встав с места того, на котором сидел, и немного отойдя, он сел на другое место, и вот видит неизвестного ему человека, тщательно занятого трудом рук своих. Этот человек то вставал, оставляя рукоделие, и молился, то опять возвращался к рукоделию. Он сшивал листья пальмы. Потом он опять вставал и молился, после молитвы опять принимался за рукоделие. Поступавший таким образом был Ангел, посланный Богом ободрить Антония и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний глас, исшедший от Ангела: «Антоний! Поступай так, и спасешься». Услышав его, Антоний очень обрадовался и ободрился: он и начал так поступать, и спасся (107, 37–38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В этой брошюре есть ответы и на сомнения Виктора (11 августа 2018, 04:40), и на построения Ольги (11 августа 2018, 12:05). Если кратко: либо мы доверяем Откровению Боижю и просвящённым Богом святым отцам, и верим в создание мира за 6 дней; либо мы не доверяем Богу и Моисею, как пророку, и святым отцам. Каждый, разумеется, волен выбирать сам. Сергей 11 августа 2018, 18:02 Есть такая наука этология.Изучает поведение животных. Есть этология приматов. Изучает поведение обезьян. В том числе их отноения в стае, ролевые функции и т.д. От количества аналогий с тем, как организуются некоторые человеческие сообщества, невозможно отмахнуться. Особенно ярко это проявляется в спонтанных сообществах, например в очереди. Так что проблема, не только во внешней похожести, а и во многих поведенческих функциях. Человеческие страсти очень похожи на инстинкты животных.А Глоттогония это наука изучающая происхождение нашего языка.Там тоже много поразительных открытий. Как со всем этим быть? Наука и религия это два полюса. В их противоречивости и заключается полнота познания. Сергей, г.Москва 11 августа 2018, 16:43 Спаси Господи, о.Валерий, за Вашу статью и Вашу позицию. По этому и схожим вопросам Свт. Игнатий Брянчанинов писал: " Деятельность человека всецело зависит от того состояния, в котором находится ум его: деятельность, истекающая из здравого ума, вполне богоугодна..., деятельность ума, омрачившегося учением лжи, отвергшего учение Христово, вполне непотребна и мерзостна (Свт. Игнатий Брянчанинов. Избранные творения, с.218). А чего еще ожидать от сторонников эволюционного пути развития, гадающих, что появилось раньше: курица или яйцо? Следует обратиться к позиции креативистов, которые убедительно доказывают несостоятельность эволюции. Материалов достаточно. Ольга 11 августа 2018, 12:05 Наверное, со мной что-то не так, но мне эволюция совсем не мешает верить в Бога. Творцу виднее, из чего нас создавать. Генетический триплетный код жизни на Земле один: и для мартышки, и для человека, и для инфузории туфельки. И люди, увы 10 тысяч лет назад уже доказанно существовали. Хоть в Библии и другая цифра названа. Почему все надо понимать буквально?

http://pravoslavie.ru/114983.html

Покушение тех, которые прежде времени взыскивают того, что бывает в свое время, и тщатся насильно протесниться в пристань бесстрастия, без должного к тому приготовления, святые отцы назвали умоисступлением (патр. Каллист, 89, 426). Достижение бесстрастия, освящения или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 210). Источник. В состоянии бесстрастия человек достигает чистой любви, и мысль его начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге (свт, Игнатий Брянчанинов , 40, 167). Однажды после беседы авва Антоний вывел авву Аммона и, показав на камень, сказал: «Нанеси оскорбление этому камню и ударь его». Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: «Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?» Аммон ответил: «Нет». – «Так и ты, – сказал ему авва Антоний, – достигнешь в подобную меру бесстрастия», – что и случилось (101, 63). Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и авва Исаак спросил: «Здесь есть петух?» Авва Пимен отвечал ему: «Исаак! Зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них» (101, 321). Источник. По разорении скита варварами Пимен с братьями пришел в место, называемое Теренуф, и все семеро остановились на время там, в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: «Сделай милость, ты и братья исполните мою просьбу – в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы». Авва Пимен и братья согласились. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камни в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения. В субботу братья сошлись вместе. Авва Пимен сказал авве Ануву: «Видел я твои действия, что значат они?» Источник. Старец отвечал: «Когда вы видели, что я кидал камни в лицо статуи, отвечала ли она? рассердилась ли? Когда я просил у нее прощения, смутилась ли? сказала ли: не прощаю? – Нет. Так и мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается...» Так и жили братья (101, 322). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Игорь Ковалев 3 ноября 2022, 11:40 И. " Какого бы роду-племени и вероисповедания ни был подавший стакан воды жаждущему и накормивший голодного,он исполнил волю Божию,даже если сам того не подозревает. "http://Свт. Игнатий Брянчанинов: " Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание:Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих,что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою,как действующая; без них она мертвая,как лишенная всякаго движения.И напротив того,Вы найдете,что добрыя дела падшаго естества,от чувств,от крови,от порывов и нежных ощущений сердца – воспрещены,отвергнуты!А эти-то именно добренькие дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! " Игорь Ковалев 3 ноября 2022, 11:33 И. 2 ноября//Если вы не понимаете, что главное не само дело, а что оно приносит - смирение и Благодать или гордость и самомнение, то изучайте творения св. Отцов на эту тему. А если вы считаете, что лучше разбираетесь в духовных вопросах, чем Игнатий Брянчанинов, Исаак Сирин, Никон Воробьёв, которые утверждают, что дела не ради Христа сделанные, либо напрасны, либо вредны, то вообще с вами не о чем разговаривать Елена О. 3 ноября 2022, 10:36 /Время для встречи С СОБОЙ. И время УВИДЕТЬ в другом ближнего. Шанс наконец стать христианами. Может, последний, а может, и нет. Но такой драгоценный шанс./Просто удивительно, как это оказывается трудно, видеть в других хотя бы потенциальных христиан). Враг не дремлет. Святые Отцы всё время об этом предупреждают нас. И. 2 ноября 2022, 23:50 Игорь Ковалев 2 ноября 2022, 11:21 Это помощь ближнему противоречит Евангелию? Какого бы роду-племени и вероисповедания ни был подавший стакан воды жаждущему и накормивший голодного, он исполнил волю Божию, даже если сам того не подозревает. А уж кого совесть позвала, кого тщеславие, Господь разберет и воздаст. Беспокоит Вас не то, что статья якобы восхваляет " падшее естество " , видимо Ваши предположения и подозрения покоя не дают. " ...если верить своим догадкам, то им конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирной " (Авва Дорофей).

http://pravoslavie.ru/148886.html

Brantley J., Kabat-Zinn J. Calming Your Anxious Mind: How Mindfulness and Compassion Can Free You from Anxiety, Fear, and Panic. Oakland, CA: New Harbinger Publication, 2003. Centering prayer in daily life and ministry/ed. G. Reininger. New York: Continuum, 2006. Eastman P. Bede Griffiths – A Personal View//Monos. 1994. Vol. 6. No. 9. P. 1–5. Freeman L. Christian Meditation and Traditional Religion//The Furrow. 1989. Vol. 40. No. 2. P. 67–77. Griffiths B. Meditation – a talk by Father Bede//The Bede Griffiths Sangha Newsletter. 1999. Vol. 2. Issue 1. P. 2–4. Kornfield J. Meditation on Gratitude and Joy. [Электронный ресурс]. URL: http://gratefulness. org/resource/meditation-on-gratitude-and-joy (дата обращения 07.04.2020). Network for Grateful Living. [Электронный ресурс]. URL:http://gratefulness.org/about/ourteam (дата обращения 09.04.2020). Rohr R. The Naked Now: Learning to See as the Mystics See. New York: Crossroad, 2009. Weare K. Mindfulness in education//The Psychology of Meditation Research and Practice/ed. M. A. West. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 259–281. 4 Жейдс Э. Облако доверия и жемчужины веры. Синий или оранжевый? Золотой!//Лютеранские вести. 2017. 10 (206). С. 5. 9 Bourgeault C. The Wisdom Jesus. Transforming Heart and Mind – a new perspective on Christ and His Message. London, 2008. 23 Griffiths B. Meditation – a Talk by Father Bede//The Bede Griffiths Sangha Newsletter. 1999. Vol. 2. Issue 1. P. 3. 26 Reininger G. The Christian Contemplative Tradition and Centering Prayer//Centering Prayer in Daily Life and Ministry. P. 37–38. 34 Kornfield J. Meditation on Gratitude and Joy//A Network for Grateful Living. URL: 38 Никифор Уединенник. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное//Добро- толюбие. Т. 5. М., 2010. С. 243–244. 43 Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав//Добротолюбие. Т. 5. М., 2010. С. 307. 45 Игнатий (Брянчанинов) , свт. О молитве Иисусовой, беседа старца с учеником//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2009. С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Сейчас очень распространены акафисты, как разновидность молитвы. При каких либо тяжелых обстоятельствах советуют читать акафист 40 дней. У меня не получается читать акафисты, так как они очень объемные. И когда начинаешь читать, первая мысль: лишь бы быстрее с этим справиться. Пытаюсь заменить их на молитвы или каноны. Они идут намного легче. Насколько это правильно? Надо ли принуждать себя читать акафисты или выбрать другой вид молитвы? Может быть молитва через силу более плодотворна? 8 Ответов Здравствуйте! Нет такой обязанности — читать акафисты. Это вообще вид славословия. Плодотворность зависит не от принуждения, а от того, насколько искренней и осмысленной будет Ваша молитва. Читайте то, что по душе. Советуют читать акафист 40 дней Это очень неоднозначный совет. Можно начать воспринимать акафист как некое заклинание, чего не должно быть ни в коем случае. Нельзя забывать, что молитва должна быть живым общением с Творцом. Акафист не является каким-то особо мощным заговором. Главное в молитве немощного христианина (таковыми все мы являемся) — внимание. Об этом говорит Свт. Игнатий Брянчанинов . Он также рекомендует мирянам краткие молитвы, которые легко повторять в течении дня. Маленькое правило, выполняемое неукоснительно, постоянно, гораздо полезнее длинного, которое исполняется когда-как. Кроме того, можно растянуть чтение акафиста на весь день, читая по небольшим отрывкам, на которых легко сохранять внимание. Вообще, о том, как лучше молиться лично вам лучше поговорить с опытным священником, желательно с вашим духовником, который вас хорошо знает. По интернету точный совет дать невозможно. P.S. Чтобы молитва шла хорошо, необходимо улучшать отношения с ближними, если человек кричит на домашних, ругается с ними, а потом становится на молитву, Бог вряд ли станет его слушать. Поэтому следует спросить себя: а доволен ли Христос тем, как я обхожусь с окружающими? Но опять таки, без руководства тут далеко не уедешь, нужен опытный священник.

http://azbyka.ru/vopros/nado-li-prinuzhd...

Наталия Ростова 2 августа 2020, 19:09 Слава Богу! Вчера мой брат с женой встретились с духовником, побеседовали и он благословил их съезжать от мамы на квартиру. Сказал, что надо было жить отдельно с самого начала. Теперь всё у них наладится, будем верить. Константин Алабин 2 августа 2020, 17:38 Доброго времени суток. Выскажу своё мнение по поводу особенностей современного церковного пения. Что должен делать я на богослужении? внимательно слушать и внимательно молиться. Осипов говорил, что пение на службе должно по крайней мере не мешать внимательной молитве, а в идеале помогать. Но в реальности не всегда так хорошо. У нас, например, по воскресеньям и особенно по праздникам, принято приглашать на клирос полупрофессиональных певцов. В результате что не праздник то концерт. Опера, не опера, классика не классика, я не знаю. Всё очень красиво и замечательно внешне. Но молиться становиться практически невозможно, сам дух богослужения меняется. иПавел Елене 2 августа 2020, 15:33 Вы описали типичную ситуацию, когда нужно совершить благословенный подвиг взросления. Попросите у Бога помощи, подыщите момент, когда родители в хорошем настроении, выразите им свою любовь и почтение ,и твёрдо попросите относиться к вам как к взрослым людям, самостоятельной снмье, не " Обижаться " за то, что вы взрослеете. " Воспитывают внуков " только, когда родители не могут по какой-то причине самостоятельно воспитывать своих детей. При отрегулированных отношениях внуков помогают (!) воспитывать, когда дедушек и бабушек об этом просят родители.Вы призваны Богом воспитывать своих детей. игорь ковалев 2 августа 2020, 12:40 иПавел,Алла.Вот проблема,которую пытаюсь донести.Свт.Игнатий(Брянчанинов):,,Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении посредством наслаждений телесных! Через чувства,эти двери в душу,которыми она сообщается с видимыми миром,он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение,неразлучные с ним грех и плен.Гремит в знаменитых земных концертах музыка,выражающая и возбуждающая различные страсти,эти страсти представлены на земных театрах,взволнованы в земных увеселениях:человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом.В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и Кровь Богочеловека, которой мы искуплены. "

http://pravoslavie.ru/132982.html

Для этого они должны наблюдать за таким человеком и регулярно его наставлять и поправлять в его покаянных трудах. И если у человека за достаточно длительный срок уже нет повторений его смертных грехов, если такой человек проявляет усердие в борьбе со своими страстями, в исполнении евангельских заповедей и прочих делах благочестия, то пастырь может принять решение об окончании срока епитимьи досрочно. 40. Ответ на 37, Сергей Швецов: Наверное, я не совсем точно написал. Нужно было написать: " но в грехах по другим страстям – гнева, печали, тщеславия, гордости " . 39. Ответ на 37, Сергей Швецов: Если речь идет о страстях, а не о грехах (т.е. о совершенных деяниях), то страсти есть во всех, в т.ч. и в исповедующих священниках. Тогда всех надо под епитимью, и кто исповедовать будет? Нет, речь идет, конечно же, только о грехах, причем о грехах СМЕРТНЫХ. 38. Ответ на 31, Виктор : Очень важно знать о примерах смертных грехов, чтобы бороться с ними и не допускать причастия в осуждение. Совершенно верно. Борьба со своими страстями - это и есть аскетика. Как же нам вести эту самую борьбу? Когда начинаешь бороться с одной из них, то она тут же перетекает и накапливает свои силы в совершенно другой страсти. Наверно многие из-нас замечали, что когда наступает пост, то мы стараемся ударить по страсти чревоугодия. И эта страсть начинает через какое-то время проявляться в страсти гнева и раздражительности. Ну и т.д. С НАМИ БОГ! (Ис.8) 37. Ответ на 31, Виктор : Если речь идет о страстях, а не о грехах (т.е. о совершенных деяниях), то страсти есть во всех, в т.ч. и в исповедующих священниках. Тогда всех надо под епитимью, и кто исповедовать будет? 36. Толкования на Лк. 18:11 Свт. Игнатий (Брянчанинов) Нет! хвалу Тебе воздаю, - говорит фарисей, - яко несмь, якоже прочии человецы. Фарисей в ослеплении своем воздает хвалу Богу за свое состояние самодовольства и самообольщения. Дерзкая и лукавая форма хвастовства! Хвала Богу, недостойная Бога! Хвала Богу, исполненная клеветы на Бога! Не Бог доставил фарисею то устроение, которым он хвалится, оно составилось от принятия и усвоения ложных понятий.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/04/o_...

В то время я проживал недалеко от его храма, потому у меня была возможность часто посещать его храм, общаться и видеть то, что происходит в его приходе. Сегодня он шел к протестантам, завтра – к мусульманам, послезавтра служил молебен для татар на их родном языке (это вообще был уникальный случай, и он служил такой молебен еженедельно!). И плодов было очень много. У него в приходе среди ближайших его помощников было много именно татар. Диспут о вере О. Даниил не боялся ничего. Он разговаривал и с теми, кто считал себя верующим, и с членами сектантских групп. С разрешения администрации или духовного начальства протестантской группы он назначал общую встречу, куда приходил один или с одним-двумя своими помощниками, которые не участвовали во встрече, но просто учились аргументации, смотрели, как о. Даниил миссионерствует. Выступал он один. Ему помощники не требовались, потому что он считал своим помощником Бога. Рассаживались рядом вокруг о. Даниила человек 30-40, иногда 50, протестантов. Сначала он задавал им вопросы, потом на вопросы отвечал сам. При этом удивлял их знанием Св.Писания. Обычно протестанты прекрасно знают текст Библии, но он не просто цитировал, он воспроизводил наизусть огромные фрагменты. Знал новозаветные строки, на которые есть пророчества ветхозаветных пророков, знал, как эти места толкуют святые отцы золотой эпохи христианства, знал, что об этом говорили комментаторы Средневековья. Он мог воспроизвести оригинал на иврите или на греческом. Нельзя сказать, что о. Даниил прекрасно знал иврит или свободно мог читать на древнегреческом языке. Он знал язык со словарем, но трудные места Св. Писания он запоминал в оригинале. И, самое главное, он знал, как эти места понимали носители этого языка. Он мог сравнивать версии: греческий вариант, древнееврейский, сирийский перевод и славянский. Как говорил свт. Игнатий Брянчанинов, «его ум плавал в водах Священного Писания». Это действительно было уникально. Это поражало протестантов и ставило их в тупик. На предложенные им вопросы они не могли ответить, и в то же время не было того вопроса, на который не мог бы ответить о. Даниил.

http://pravmir.ru/zhizn-za-xrista/

Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 381). Источник. Все мы пребываем в умерщвлении, исполняя греховные пожелания наши, которые не только воюют на душу, но, будучи удовлетворяемы, и умерщвляют ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 115). Источник. ...Смертный грех православного христианина, неуврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 163). Источник. Возвращение ко греху, навлекшему на нас гнев Божий, уврачеванному и прощенному Богом, служит причиною величайших бедствий, бедствий преимущественно вечных, загробных (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 164). Источник. С решительностью возненавидь грех ! Измени ему обнаружением его – и он убежит от тебя; обличи его как врага – и примешь свыше силу сопротивляться ему, побеждать его (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 61). Источник. Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 156–157). Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 158). Источник. Столько повреждена наша природа греховным ядом, что самое обилие благодати Божией в человеке может служить для человека причиною гордости и погибели (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 160). ...Грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий... Пагубная неправильность этих понятий и состоит... в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010