52 Преподобный Симеон Новый Богослов . О трех образах молитвы. Гл. 3. О третьем образе внимания//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 165; Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 27. Гл. 33. Сергиев Посад, 1908. С. 222. 56 Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святого Григория Синаита , а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в «Слове о Иисусовой молитве» (Аскетические опыты. Т. 2; в настоящем издании с. 182, 188–190, 201, 211–213, 216). 62 В подлиннике сказано: «аще кто мечтает высокая со мнением доспети». Здесь употреблено объяснительное выражение, чтоб отчетливее показать значение слова «мнение». 64 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7. Гл. 64. Сергиев Посад, 1908. С. 86. 68 Жития преподобных Исаакия и Никиты затворников//Киево-Печерский Патерик. М., 1897. С. 219–225, 231–235. 76 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 235. 78 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 81, 82. Сергиев Посад, 1908. С. 46–47; Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 275. М., 1994. С. 213–214; Житие и наставления преподобного Аполлоса//Патерик Алфавитный. 93 Жития преподобных Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального//Киево-Печерский Патерик. М., 1897. С. 290–295, 310–317, 273–278. 96 «Подражание» при первоначальном появлении своем было осуждено даже своей Латинской Церковью и преследовалось инквизицией. Преследование прекращено впоследствии и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее – даже вера во Христа без оставления веры в идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

С юности И. прекрасно владел франц., нем. и англ. языками, затем изучил греч., лат. и сир. языки. В Оптиной пуст. И. под рук. прп. Макария переводил и готовил к печати аскетическую литературу, в т. ч. сличал различные переводы и переложения «Лествицы» прп. Иоанна Синайского (М., 1862), «Душеполезных поучений и посланий» прп. аввы Дорофея Газского (М., 1856). При непосредственном участии И. были подготовлены и изданы труды «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии, гражданской печати» (М., 1852), «Огласительные поучения преподобного и богоносного отца нашего Феодора Исповедника, игумена обители Студийского, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1853), «Преподобного отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского, слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским» (М., 1854), «Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, переведены с греческого на славянский старцем Паисием Величковским, с переложением на русский язык» (М., 1855) и «Преподобного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе» (М., 1858). Осенью 1856 г. архим. Игнатий (Брянчанинов), готовившийся к святительскому служению, настойчиво предлагал И. стать наместником столичной Сергиевой пуст., а затем своим ближайшим помощником; оптинский иеромонах «колебался, принять ли это предложение, разлучающее его навсегда с воспитавшей его обителью и старцем» (Летопись скита. 2008. С. 392-393). В 1857 г. Оптину пуст. посетил Одесский еп. Поликарп (Радкевич) , собиравшийся возглавить возобновляемую Русскую духовную миссию в Иерусалиме и намеревавшийся призвать несколько иноков к служению на Св. земле. В сент. того же года И. выехал в С.-Петербург и 22 окт. того же года указом Синода назначен сотрудником Иерусалимской миссии. Вместе с И. в Иерусалим отправились и др. оптинские воспитанники - иером. Леонид (Кавелин) и Александр Яновский (впосл. иером. Христофор). Примечательно, что и на Св. Земле И. продолжал считать себя членом оптинского братства, в 1858 г. писал архим. Моисею (Путилову): «...не исключаю себя из числа чад ваших и считаю радости обители и моими радостями» (РГБ. Ф. 213. К. 95. Ед. хр. 41. Л. 19, 27 об.). Помня слова оптинского игум. Даниила (Александрова), произнесенные при основании храма св. Иоанна Предтечи в Оптинском скиту («Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»), И. с особым благоговением посещал Иорданскую пустыню с остатками древних монастырей (РГБ. Ф. 213. К. 102. Ед. хр. 33. Л. 3 об.). В 1857-1861 гг. И. вел дневник - «Заметки о посещении Палестины» (Там же. К. 102. Ед. хр. 33).

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Из-за отсутствия благодатных руководителей, из-за умножения лжеучителей, обманутых бесовской прелестью и влекущих весь мир в этот обман, необходима жизнь, растворенная смирением, необходима точнейшая жизнь по Евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершить дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело Бога. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 548–549 ). Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и молитве. Другого пути к обольщению нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, то она легко впадает в руки супостатов своих. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 249 ). Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести ( 109, 165 ). Четырех родов помыслы и ощущения действуют на молящихся: одни прорастают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым Крещением, другие предлагаются Ангелом Хранителем, иные возникают из падшего естества, наконец, иные наносятся падшими духами ( 108, 213 ). В наше время, при совершенном оскудении боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность, особенная бдительность над собой. Они нужны при всех иноческих подвигах, наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из всех подвигов – самый возвышенный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 224 ). МОЛИТВА К БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫМ И между людьми если кто имеет своей ходатаицей чью-либо мать, то, когда она будет просить своего сына за единоплеменника, ближнего или друга, он не оставит без внимания ее прошения; что же сказать о том ходатайстве и дерзновении, какое высшая рода человеческого и Сил Небесных Пренепорочная Матерь имеет к Своему воплотившемуся от Нее Сыну? Могущество Ее несравненно и необъятно ( 113, 452 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 195. С. 190.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 105.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 46.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 287. С. 42.    Свт. Василий Великий. Творения. T. V. М., 1849. С. 232.    Игум. Анатолий. Письма, п. 136. С. 163.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 68. С. 139.    Игум. Антоний. Письма, п. 264. С. 383.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 295. С. 543; п. 119. С. 233; п. 211. С. 391.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник, § 7. С. 323.    Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика. С. 139.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. 1. С. 105.    Преп. Симеон Нов. Богослов. Вып. II. С. 575. Ср.: Слова. Вып. I. Слово 7. С. 73—74.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 105. С. 268, п. 27. С. 205.    Иеросхм. Макарий. Письма к мир., п. 106. С. 123.    Преп. Антоний Вел. Наставления, § 63//Добротолюбие. Т. 1. С. 46.    Историческое описание скита в Оптиной пустыне. СПб., 1852. С. 169.    Игум. Антоний. Письма, п. 213. С. 271.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. III. С. 206.    Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 11//Добротолюбие. T. II. С. 271; иером. Арсений. Маргарит. С. 163.    Свт. Василий Великий. Творения. Ч. IV. Беседа 4. О благодарении. Сергиев Посад. 1892. С. 47—57.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 42. С. 79—80.    Преп. Исаак Сирин. Слово 85. С. 403.    Преп. Варсонофий Вел. Отв. 2, 6 и др.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. III. Поучение в 29 неделю. О благодарении и славословии Бога. С. 404—406; ср.: T. II. С. 527—529.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 398. С. 119.    Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. III. С. 277.    Игум. Антоний. Письма, п. 71. С. 91.    Пресвитер Илия Екдик. Цветособрание, § I//Добротолюбие. T. III. С. 422.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I, гл. 97. С. 395.    Иером. Анатолий Оптинский. Письма к монахиням. С. 125.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

398. Слово 84 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 326]. 399. Гимн 1, 93-97 [SOURCES CHRETIENNES. 156, 164]. 400. Гимн 1, 98-103 [SOURCES CHRETIENNES. 156, 164]. 401. Стихира на вечерне Великой Субботы: Триодь постная, М., 1974. Ч. 2. Лист 487. 402. Минея праздничная. С. 459. 403. Стихиры Великой Субботы: Триодь постная. Л. 487 на обороте. 404. Стихиры Великой Субботы: Триодь постная. Л. 487 на обороте. 405. Тропари на утрени Великой Субботы: Триодь постная. Л. 480 на обороте. 406. Канон Великой Субботы, песнь 6: Триодь постная. Л. 483 на обороте. 407. Григорий Нисский. О душе и воскресении: Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 250. 408. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. С. 213. 409. Слово 26 в сирийском оригинале. См.: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. Ed. P. Bedjan. Leipzig, 1909. P. 189. 410. Иоанн Лествичник. Лествица 26. 411. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 99. 412. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 23. 413. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 23. 414. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 40, 1127. 415. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 17, 200. 416. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES LATINA. 77, 396. 417. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 46, 97C-100A. 418. Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. Сс. 83-87. 419. Цит. по: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 3. СПб., 1905. С. 84. 420. Василий Великий. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. С. 405. 421. Слово нравственное 1, 264-396 [SOURCES CHRETIENNES. 122, 292-300]. 422. Благодарение 2, 250-252 [SOURCES CHRETIENNES. 113, 350]. 423. Гимн 1, 132-159 [SOURCES CHRETIENNES. 156, 168-170]. 424. Gregoriou Nyssis erga. T. 1. Sel. 316. 425. Архимандрит Киприан (Керн). О часе смертном. М., 1990. С. 13. 426. 1-е Послание к Коринфянам 24 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 58-59].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

120 Максим Исповедник, преп. О любви//Творения. М., 1993. С. 126. 121 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение Православной веры. Репринт. М., Ростов-на-Дону, 1992. Кн. 2, гл. 13. С. 213. 122 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Невидимая брань. С. 314. 123 Цит. по: Лоргус Андрей, свящ. Православная антропология. С. 156. 124 Максим Исповедник, преп. О любви//Творения. М., 1993. С. 118. 125 Святитель Василий Великий говорил, что никакое дело нельзя делать без рассуждения. 126 Цит. по: Давыденков Олег , иер. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 108. 127 Триады. 1,3,28. Цит. по: Мандзаридис Георгий. Обожение человека. С. 28. 128 Цит. по: Воробьевский Юрий. Русский голем. М., 2004. С. 47. 129 Полемическое произведение святителя Григория Паламы, написанное им с целью разоблачения учения Варлаама Каламбрийского, в котором он изложил основы исихазма. 130 Иоанн Лествичник, преп. Лествица. СПб., 1996. С. 70. 131 Цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1905. Т. 2. С. 410. 132 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 180. 133 Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. СПб., 1905. Т. 4. С. 509. 134 Игнатий Брянчанинов, еп. Письмо 58//Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 524–526. 135 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 286. 136 Игнатий Брянчанинов, еп. Письмо 44//Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 497–500.) 137 Цит. по: Трифон (Туркестанов) , митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997. С. 82. 138 Русский Паломник. 2001. 24. С. 105. 139 Блаженной памяти старца Никодима Святогорца Невидимая брань. С. 171. 140 Иустин (Попович) , преп. О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Минск, 2001. С. 15. 141 Прот. Георгий Флоровский, рассуждая о характере русской культуры, подмечает в ней два очень интересных аспекта. «Важно различие духовных и душевных установок, – пишет он. – Это различие в данном случае можно так определить: «дневная» культура была культурою духа и ума, это была и «умная» культура; и «ночная» культура есть область мечтания и воображения… В сущности, внутренняя динамика культурной жизни всегда определяется взаимодействием таких установок, и устремлений» ( Флоровский Георгий , прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 3).

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

154 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 27. Гл. 55. Сергиев Посад, 1908. С. 227. 155 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 119. Сергиев Посад, 1908. С. 56–57. 179 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 49//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 425–428. 190 Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Т. 2. Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 189–201 192 Требник или особая книжица, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 195 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 4. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 26. 204 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 21. Гл. 7. Сергиев Посад, 1908. С. 142. 209 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 21//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 390. 210 О авве Филимоне слово зело полезно//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 582–583. 211 Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому отвсюду затворенному и заключенному. 212 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 17. Сергиев Посад, 1908. С. 235. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота (Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 481–572). 213 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 31. Сергиев Посад, 1908. С. 237. 214 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 25. Сергиев Посад, 1908. С. 237. 216 Печатается по изданию: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Аскетические опыты. Т.2. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 202–232

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Этого желаю Вам и себе; почему произношу вместе с Вами молитву, исполненную, духовного разума, утешительнейшую: „Господи! совершай над нами волю Твою; а нам даруй мыслить, чувствовать, действовать по Твоей воле. Одного этого у Тебя просим; в одном этом заключаем все наши желания и моления“. Аминь. XI письмо к некоторой инокине, пожелавшей вступить под духовное руководство старца. Спаситель мира, Господь Иисус Христос, простивший сына, который сперва сказал: „не иду“, потом же „раская– —213— вся иде“, да простит и вам то, в чём просите прощения. Пишете, что по прочтении книги Св. аввы Дорофея , вы увидели, сколько отклонились вы от пути истинного. Но это бывает со всеми, кто переходит от жизни самочинной к Христоподражательному послушанию. Таковой по словам Св. Иоанна Лествичника , „слеп бе и прозре“. – Я вас не только не отвергаю, но и призываю: „приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас“, не потому, чтоб доволен я был сам по себе научить кого чему-либо, но потому, что учение моё несть моё, но заимствовано от Святых Отцов, пером которых водил Дух Святой. – Относительно вашего нового знакомства с М. А. то да не озабочивает вас различие характеров: единомыслие о Христе не только двух инокинь сильно соединить, но в первенствующей Церкви, весь верующий народ соединило в сердце и душу едину. – Вы говорите о привычках, усвоенных долгим временем. На это отвечает Лествичник: „истинные иноки вся да оплюют! всех да отвергнутая, т. е. пристрастий!“. Хотя же этого вдруг невозможно сделать, но с постепенностью можно. Боитесь строгости! Но можем ли мы быть строгими, когда слышим Господа, нам обещающего: „в нюже меру мерите, возмерится вам“. Почитайте книгу Св. аввы Дорофея и, если произволение ваше шествовать по стези отсечения воли, не прекратится, но возгорится ещё сильнее, и пламень небесных желаний обымет вашу душу, то благоволите приехать, дабы пространнее услышать учение о пути этом, и принять некоторые правила, которые, как стены высокие и твёрдые оградят душу вашу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основами его суждений по данным вопросам были поведания Слова Божия, твореня Св. Отцов Церкви, духовно-аскетическая литература й собственный духовно-жизненный опыт, т. е. по предметам, источникам и целям своей литературной деятельности Епископ Феофан и Епископ Игнатий друг другу сопутствуют. 806 Собрание писем Святителя Феофана. М. 1898 года, изд. Афонского русского Пантелеймонова монастыря, вып. I, стр. 222. 808 «Сон о Преосвященном Игнатии–мудреный. Что Преосвященный угодил Богу,–в этом нет сомнения» (Собр. писем святителя Феофана, вын. II, стр. 54). Делая возражения против учения Игнатия Брянчанинова о природе души и ангела, Преосвященный Феофан остается в неизменно глубоком уважении к Святителю Игнатию. «Долгом считаю предъявит, что, восставая против показанных статей, я не касаюсь лица автора, которого глубоко уважаю, и буду вести реч с одним его учением», пишет он в своей критике («Домашняя беседа», 1869 г., стр. 6). Приведенные слова Преосвященного Феофана в отдельном издании опущены (Проф.– протоиерей И. Н. Корольков, цитиров. статья, «Труды Императорской Кевской дух. Академии» за 1915 г-, январь, стр. 149). 809 Письма Святителя Феофана, вып. II, стр. 4., письмо. 205, от 28 окт. 1869 г. В письме под 298 (стр. 156) Епископ Феофан говорит: «Обратите внимание на «Душа и тело... это духовный револьвер, игрушечка... что ни страница, то выстрел. Можете поупражняться в стрелянии и навыкнуть стрелять». 810 Въ этом отношении заслуживают внимания письма под 106 и 185 (Письма Свят. Феофана, вып. I, стр. 97–100; вып. II, стр. 203 –213). 814 Напр. в таком смысле рассматривается весьма сильное свидетельство св. Афанасия Великого по вопросу о духах. В писаниях св. Афанасия, говорит Епископ Феофан, о естестве ангелов почти ничего не говорится. В жизнеописании св. Антония говорится, «что удивительного, если они пользуясь тончайшими паче человеческого телами и увидев вступивших в путь, предваряют их в шествии и возвещают о них». Употребленное здесь слово–пользуясь–дает нам право видеть у св. Афанасия ту мысль, что демоны не суть тело и не носят тела, а только временно пользуются им, когда нужно. Но если понять и так, что они постоянно пользуются сим тончайшим телом,–все таки надобно отличать пользующегося от того, чем он пользуется,–и, следовательно, все таки у св. Афанасия та мысль, что падшие ангелы суть духи, лишь облеченные тончайшими телами. А если падшие духи таковы, то таковы же и непадшие, ибо падшие не переменили естества. Как ни понимайте это место, оно все таки против нового учения (Там же, стр. 72–73). Употребляющееся у св. Мефодия выражение: «души суть тела разумные» представляются понятиями несочетаемыми и противоречивыми; противоречие устраняется лишь при условии понимания тела в смысле субстанции (стр.96).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Г. Житийная икона Леонтия Ростовского из собр. Углического музея//ПИ. 2006. Вып. 1(12). С. 392-399; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 40-41. Кат. 45; Иконы Успенского собора Моск. Кремля, XI - нач. XV в.: Кат. М., 2007. С. 166-175; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; они же. Формирование и развитие иконографии Ростова Великого в XVIII-XIX вв.//Архит. наследство. М., 2013. Вып. 58. С. 101, 104; Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Кат. М., 2009. Т. 2. С. 202-213, 320-335; Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th септ.: Из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 114, 144, 329, 332. Кат. 84, 109; Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Др. Руси: Образ и литургия. М., 2013. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2463459.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010