Сам святитель был непрестанным делателем Иисусовой молитвы и посвящал ей практически все свое свободное время. Он опытно изучил все виды ее благодатного действия и ею же достиг Небесного Царства. Поэтому для него так важно было призвать к ее совершению и всех христиан, заботящихся о спасении души: не нужно использовать дарованное от Бога время и душевные силы на приобретение знаний, полученных от изучения светских наук. Наоборот, все свое время и все свои силы следует направить на приобретение молитвенного навыка, способствующего совершенству внутреннего человека. Именно внутри человека, откроется молитвенное чувство, которое сосредоточит на себе все внимание человека: она подарит молитвеннику подлинные познания, которых весь мир не может в себя вместить. Более того, он даже не имеет представлений о подобных знаний 209 . Из выше перечисленного становится ясно, что на данных этапах святитель Игнатий настоятельно советует работать над совершенствованием своих естественных чувств. Наряду с этим, святым епископом запрещается развитие и совершенствование остальных чувств, которые он причисляет к греховным. Относительно молитвы Иисусовой, святитель справедливо полагал, что ее могут творить не только одни иноки, но и многие миряне. Однако и для тех, и для других необходимо руководство опытного духовного наставника 210 . Из эпистолярного наследия святителя известно, что святой епископ постоянно в своих письмах напоминал мирянам, что они не должны предавать забвению совершение Иисусовой молитвы. Поэтому святой архипастырь, наряду с келейным правилом, рекомендовал некоторым из благочестивых мирян творить определенное число таких молитв. Так одному из своих духовных чад святитель Игнатий заповедал совершать ее по четкам пять раз в день 211 , а другому мирянину, который также получил от святителя разрешение заниматься Иисусовой молитвой, было заповедано с особой осторожностью совершать свое молитвенное правило и несильно предаваться молитвенному деланию 212 . Святитель Игнатий с сердечным умилением вспоминал те времена, когда молитвенное делание было распространено явлением среди простого народа, среди обычных мирян. Теперь эта практика практически не востребована у простого народа, что указывает на оскудение его духовного величия; распространено лишь внешнее народное благочестие. Наверно, существуют еще те простые люди, кто творит Иисусову молитву, но для своего времени оно являются величайшей редкостью. Для монашествующих же отсутствие истинного умного делания равнозначно телу, не имеющему души 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Подражателем явившись страданий Спасителя и Его в душе своей имея, всеблаженнейший, восхождения в сердце своем положил ты, всесчастливый! Он же дал тебе благодать с неба, ибо ты противостал тираннам, премудрый, мужественно, возвещая Троицу Безначальную и Божественную и Единосущную, – и обличая злославных и богоборных, многочисленный перенес ты напасти, всехвальный, – подвергшись отрезанию богословского языка, преподобный, и вместе твоей руки, но не престал ты с дерзновением говорить и утверждать верных божественными твоими учениями, Троицу всем народам ясно возвещая Пресущную, Безначальную. Греч. текст по ркп. (отселе греч. ркп. помечаются одним описания Владимира). 290, 291, 298 и 292, где этот икос помещается на 6-й песни, после кондака: φς τ τριλαμπς, – в греч. печати, этого икоса не имеется. Слав, по тепер. и вышеуказ. Академ., – где он помещается 21-го янв. на 6-й песни и 12-го авг. на 3-й песни Греч, текст не имеет вариантов, кроме 292 νδωκας вм. νδωκας про- —243— чих. Славянский текст с вариантами в скобках: Подражатель (др. подобник) явлься (др. явився, паказася, показався) Спасовых (Спаса др.) страстей (др. Спасовым страстем) в души твоей (др. своей), имея, всеблаженне (др. преблаженне) восхаждения в сердцы твоем (др. своем) возложил ecu (др: положил), пребогате: Той (Сам) же (бо) тебе подаде (подасть) благодать с небесе (105; небеси), сопротивилбося ecu (сопротивибося, сопротивился бо ecu) мучителем (опуск. 98, 211. 213), мудре, мужески (105: мужеский), безначальную и божественную (опуск. 105. 99. 271) и единосущную Троицу проповедуя: и обличая злославные (злославящая 105, злославящих. злославных) и богоборные (богоберца 105 и др.) безчисленные (105 и нек: премногие др. безмерные) претерптл ecu напасти, всехвальне, языка отрезание догословного (и язык урезаем богословный 105. 99. 271, языку урезаему богословному 98. 211. 213), преподобне, и твоея руки (твои руце, рука), не престал же ecu ты с дерзновением глаголя и утверждая верные божественными твоими (ти) учении, Троицу всем людем проповедуя ясно, пресущную, (приб. и) безначальную.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С сл. I, Слав, 12 авг. и ркп. 298. Ркп. приб: наших. Слав. тайны образ (др: иже тайны,., Девыя... иже в Синаи)... купиною горящею и неопаляемою (др. купину горящую и неополяемую),.. Вм. греч. Χριστ τν... Слав: Господи Боже отец наших (105: Бог отец) Из девической утробы воплотившись, явился Ты на спасение нас, посему, матерь Твою признавая Богородицею, благодарно восклицаем: отцев наших Бог, благословен Ты! С сл. II., греч. печати. 21-го янв. и слав, типогр. 99: Двчскы из ложь сне. въплещъся явися на спсение наше, тем же мтрь твою видевъше. бцоу правоверено (ρϑοδξως?) въпием. оць... Типогр. 125–128: Ищрева твоего пройде въплщьщьшася всех дво гь. сего ради тя бцю моудрьствоующе простославьно сноу твоему възьваем. оць... Νον φρουσα βρφος τν πρ πντων ανων Θεν, Πανμωμε, κ σο σωματωϑντα, μ πασ δυσωποσα το σωϑναι τος ψλλοντας τν (πατρων)... Как новый плод, нося Сущего прежде всех веков Бога, Всенепорочная, из Тебя Воплотившегося, не престань умолять (чтобы) спастись поющим: отцев (наших, Боже благословен Ты)! Слав. 21 янв. и греч. ркп. 290. 291 и 292. Вм. 290 и 292 τν 291 чит. τν. 291 приб. πατρων. Слав: юного носящи младенца прежде всех веков Бога, – а 98 и 211: новосущим (211. 213: новосущи), млади первовечного Бога, – 211. 213: поющая, тя. Греч, печатн. 12-го авг. в качестве —253— богородична читают здесь четвертый стих VII песни 2-го канона; δο, πτερ... два, Отец, признавая, хотя он не отделим от канона, составляя стих на букву δ в слове δοξζεται акростиха: παμμγιστος Μξιμος δοξζεται. См. 2-й канон к эт. стиху. Песнь VIII Луч божественного светоча в сердца приняв, богомудрый, ты обогатился светом знания и сокровище мудрости отложил в душе своей, отец. С. сл. I, Слав. 12 авг. и ркп. 298. Слав: зарю божественного учения, вместо δδουχας читая: διδαχς или διδασναλας – просвещением разума... премудрости (105 мудрости) – вложил ее и в душу. Хитон (одежду) подвижничества твоего ты поставил образом мученичества и священными своими страданиями (подвигами) ты испещрил (разукрасил) его, богоносный, обагрив кровью (пролитою) за истину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом «фантазии» и «мечтания» в святоотеческой традиции противоположны божественным созерцаниям: «Приступающий же к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий»/ Григорий Синаит . 1900, с.213/. Воображению св. отцы противопоставляют трезвение: «Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения»/Исихий. 1827, с.137–138/. Св. отцы пишут против нелепых мечтаний, которые «есть как бы мост какой для бесов... чрез который проходят и переходят эти убийственные нечестивцы, общаются некако и смешиваются с душею, и соделывают ее ульем трутней, – обиталищем бесплодных и страстных помышлений»/Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.383/. «Таковое мечтание надобно отметать в конец»/там же, с.383/. Для начала «нелепое мечтание будешь упразднять благолепным, и на смерть поражать врагов их же оружием...»/там же/. Но впоследствии подвижник отходит от любых мечтаний: «Такое впрочем борение свойственно младенцам еще, или новоначальным. Преуспевшим же при долголетнем подвиге, всякое вообще отметают мечтание и непотребное и благопотребное, так что и следа его не остается. Как воск тает от лица огня, так оно рассеивается у них и исчезает под действием чистой молитвы, ради простого о безóбразного привержения ума к Богу...»/там же/. Именно отсутствие мечтаний является важным признаком духовного продвижения: «Когда нет никаких мечтаний в сердце, тогда ум стоит в естественном своем чине, готов будучи подвигнуться на всякое сладостное созерцание, духовное и боголюбивое»/ Исихий Иерусалимский . 1890, с.30/. А развитие воображения как такового оценивается достаточно негативно: «Способность воображения находится в особенном развитии у людей страстных. Она действует в них соответственно своему настроению, и все священное изменяет в страстное. В этом могут убедить картины, на которых изображены священные лица и события знаменитыми, но страстными художниками. Эти художники усиливались вообразить и изобразить святость и добродетель во всех видах ее; но преисполненные и пропитанные грехом, они изображали грех , один грех... Произведениями таких художников восхищаются страстные зрители; но в людях, помазанных духом Евангелия, эти гениальные произведения, как запечатленные богохульством и скверною греха, рождают грусть и отвращение»/ Игнатий (Брянчанинов) . Т. 3. 1993, с.287/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Стр. 104 целиком представляет или выписки, или пересказ из той же книги Светлова, стр. 684, 669, 670–671. Сделав это заимствование, наш докторант делает примечание: «Подобные разъяснения по сему вопросу можно находить в труде проф. Тареева». На стр. 107 заимствование из кн. Янышева снабжено цитатой, но не отмечено, что в данном случае у Янышева не свои слова, а слова Пальмера. На стр. 108 в 1 прим. прот. Малиновского ставит много цитат и даже пишет латинскую строчку, только забывает отметить, что цитаты эти взяты у Макария – § 136, т. III, стр. 100–101 прим. Как можно видеть, в этом параграфе наш автор не мало пользуется книгой Светлова, но, давая перечень «литературы» (стр. 93–94 прим.), эту книгу он и забыл упомянуть. § 79. И. Христос – Богочеловек есть единое лице (стр. 109–119). —628— Около страницы на стр. 110–111 буквально выписано из статьи архим. Алексия (Прибавления, VI, 205:207). Заменяя в этой выписке «человеческое естество» «человечеством» и опуская слово «православие», наш автор точной речи предпочитает неточную. Стр. 112 вся списана у Алексия (прибавления, VI, 208, 212–213); примечание с 213 стр. этой статьи вставлено в текст и заключено в скобки. 1-е прим. на этой стр. взято у Макария т. III, стр. 105, а дальнейшие примечания на стр. 112–113 взяты, между прочим, из толкования на посл. к филиппийцам еп. Феофана. Цитата стоит глухой и буквальные заимствования не отмечены. Здесь же в 5 прим. на 113 стр. местом издания книги М.М. Тареева – Уничижение Господа нашего И. Христа – назван Сергиев посад; эта книга издана в Москве. Примечание, занимающее 117 и 118 стр. посвящено протестантскому богословию и представляет наполовину выписку из только что названной книги М.М. Тареева , снабжённую, впрочем, цитатой, а наполовину из книги Светлова – Христианское вероучение, т. 2, стр. 720–721. Эта выписка снабжена не цитатой, а примечанием: «см. ещё Светлова П. и т.д.». При списывании из книги Тареева допущены две ошибки на стр. 117: unio personalis переводится – «единство личности» и Лютеру приписываются латинские слова Бренца (см. у Тареева, стр. 146).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—243— тить сражение и присоединилось к Республике, провозглашённой вождём временного правительства. 10-го марта 1848 г. Верховный Совет шотландского обряда поздравлял временное правительство, и Ламартин, в своём ответе утверждал, что он „убеждён“, что „благородные порывы“ 1789 и 1848 происходили из „недра лож“. 24-го марта была очередь депутации Великого Востока быть принятой Ф. Ф. Кремьё, Гарнье-Пазрэ и Паньерром, членами и главным секретарём временного правительства, на которых по этому случаю были надеты их масонские знаки (Moniteur 27-го марта 1848 г.). „Франкмасоны, – говорил Верховный Гроссмейстер Бертран, всегда носили на своих знамёнах эти три слова: Свобода, Равенство, Братство; встречая их вновь на знамени Франции, они приветствуют победу своих принципов и радуются возможности сказать, что всё отечество приняло через вас масонское посвящение... Сорок тысяч братьев масонов из более чем пятисот мастерских... обещают Вам здесь своё содействие для окончания столь славно начатого дела восстановления“... „Республика в масонстве, ответил Кремьё... По всей, освящаемой солнцем, поверхности земли франкмасоны протягивают братскую руку друг другу: это условный знак, известный всем народам. И вот Республика будет поступать также, как поступает масонство“ (Ребольд, стр. 213). „Принимая в соображение, что новые принципы, управляющие ныне Францией, должны привести к восстановлению масонства (постановление 24-го марта 1848 г.), Великий Восток выработал „конституционную ревизию“, представленную в 1849 году на утверждение представителей всех ложь; с этой эпохи начинаются ежегодные Конвенты. Отныне „масонский Сенат“ мог производить постоянный контроль над действиями центральной администрации, и Орден, сцентрализовавшись, достиг полного могущества. Между тем консервативная реакция, последовавшая за майскими и июньскими днями, вскоре показала тайным обществам, что даже во Франции Республика (могущая благоприятствовать их замыслам), была преждевременна, и что диктаторство, учреждению которого они бы способствовали, оставалось лучшей формой Революции. Как только бывший

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как же такое возможно? Духовник. У старца Харлампия было возможно и не такое, ибо он уверял, что мог за один «вдох-выдох» произнести «100–200 молитв»! 211 Священник. Уму непостижимо! Духовник. Бесспорно, это уникальный случай во всей исихастской практике, когда молитва Иисусова произносится ежесекундно. По этой причине, предлагая такой быстрый способ совершения Иисусовой молитвы, архимандрит Харалампий не ссылается ни на одного из Отцов, да и не может этого сделать, ибо этот метод противоречит не только их учению, но и простому здравому смыслу. Священник. Так вот почему, излагающие его молитвенный опыт, 212 оговариваются, что «школа старца своеобразна», что «его подходы не во всем схожи с практикой других Отцов», что, «пройдя школу у благодатного наставника», он, однако, «использовал свои собственные методы», 213 которые впрочем, «никак невозможно сопоставлять с теми общими советами, которые, например, св. Игнатий Брянчанинов дает в своих книгах новоначальным рядовым послушникам, впервые приступающим к Иисусовой молитве». Просто его уникальный опыт не вписывается в некие шаблонные представления, но в сущности своей не противоречит исихастской практике. 214 Духовник. Очень спорные, если не сказать, скользкие утверждения. Священник. Похожие характеристики встречаются и в отношении учения о молитве Порфирия Кавсокаливита , «высказывания об умной молитве» которого «порой кажутся противоречивыми», а потому, читая их, нужно «полагаться более не на интеллект, а на духовную чуткость». 215 А какого вы мнения об этом старце и его учении? Духовник. В его жизни и учении немало странностей, но в целом он мне симпатичен. И прежде всего, своею детской наивностью, которой многое прощается. Что же касается его учения о молитве Иисусовой, то у него, во-первых, очень мало наставлений о ней, а во-вторых, они особой оригинальностью не отличаются. Может его спасло то, что афониты, в том числе и такие, как вышеупомянутый Харлампий, не давали ему специальных сведений о ней. Просто дали четки и велели молиться, а как именно это делать – не объяснили.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

«Обиженный, обесчещенный, изгнанный кем-либо из человеков, не засматривайся на настоящее, но устреми взоры к последствиям действий этого человека и найдешь, что он был для тебя виновником многих благ не только в настоящем, но и в будущем веке» 204 . «Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение, так и злонравным полезно подвергаться злоключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых» 205 . «Ты не желаешь терпеть зла? Не желай и делать зла: первое за вторым последует неизбежно. Каждый жнет то, что посеял» 206 . «Сея зло произвольное, пожиная его невольно, мы должны удивляться правде Божией» 207 . «Определено некоторое время между сеятвою и жатвою: не видя воздаяния вслед за сделанным злом, не будем не верить воздаянию, как некоторые не верят ему по этой причине; придет оно в свое время» 208 . «Похваляющий и вместе порицающий ближнего, выказывает этим, что он недугует тщеславием и завистью: похвалами старается скрыть зависть, а порицаниями старается выставить свое превосходство над порицаемым» 209 . «Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище; так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему» 210 . «Вода и огонь, будучи соединены в одном месте, противодействуют друг другу: противодействуют друг другу в душе словооправдание и смирение» 211 . «Ищущий отпущения грехов, любит смиренномудрие; осуждающий ближнего запечатлевает свою греховность» 212 . «Не оставляй неизглажденным греха, хотя бы он был и самомалейший, иначе он повлечет тебя к большему злу» 213 . «Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений» 214 . «Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком согрешении» 215 . «Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком благоугождения Богу» 216 . «Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия» 217 . «Ищущий похвалы вступает в область страстей; плачущий о скорби, нашедшей на него, обнаруживает преобладание в нем сластолюбия» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Каждый раз молитва произносится в неповторимом контексте текущего момента покаянной борьбы с помыслом, который пришел только что. Подвижнику нередко приходится начинать свой подвиг снова, что связано не только с падениями в ходе подвига. Даже если подвиг не изобилует поражениями от страстных помыслов, акцент в подвиге ставится на постоянном начинании, на возобновлении духовного процесса, а не на конце человеческих усилий. Этот акцент проявляется в практике отложения страстных помыслов, он же проявляется в практике хранения молитвенного помысла. Многократное произнесение молитвы Иисусовой, неизменной по тексту, не отменяет принципиальную изменчивость в энергии молитвы. Разнообразие энергийного устроения краткословной молитвы отражается в различении молитвы устной от молитвы умной и от молитвы умно-сердечной. Слова молитвы произносятся одни и те же, однако сперва это устная молитва (в первое, второе первое, третье первое произнесение молитвы), затем устная молитва переходит в умную молитву (допустим, на момент тридцать тысяч третьего первого произнесения Иисусовой молитвы), а, допустим, на момент двести тысяч третьего первого произнесения молитвы умная молитва переходит к умно-сердечной молитве. Каждое духовное свершение исихастов Симеон Новый Богослов считает начинанием и каждое начинание ставит в перспективу цели подвига, так в конце аскетического усилия оказывается начало и в начале – конец ( ν τε λει χουσιν ρχν ν ρχ τ τε λος) 210 . Упражнение краткословной молитвой имеет свое начало, свою постепенность и свой конец бесконечный, – так говорит о молитвенном делании Игнатий Брянчанинов 211 . Тем самым краткословная молитва не замыкает ум в циклическом движении; напротив, молящийся ум размыкает кружение страстных помыслов и ориентируется на конец своих усилий (обожение), зная, что он недостижим, и храня в каждом своем действии начинательный его характер и ориентир на бесконечный конец. Подвиг исихаста на протяжении всех аскетических ступеней предстает чередой энергийных начинаний. Начинательность исихастского делания проявляется, прежде всего, в покаянии. Покаяние для подвижников продолжается вплоть до смертного часа, завершение покаяния означало бы полноту обожения подвижника 212 . В апофтегмах есть фрагмент, где записано, что перед смертью лицо аввы Сисоя просияло, в это время он молился, чтобы ему оставлено было еще время на покаяние. «Старцы сказали ему: ты, отец, не имеешь нужды в покаянии. Он отвечал им: нет, я уверен, что еще не начинал покаяния ( Φυ σει οκ ο δα μαυτν τι βαλον ρχη ν). А все знали, что он совершен ( τε λειο ς στι). Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу ( ς λιος). Все пришли в ужас, а он говорит им: смотрите, вот Господь... и тотчас предал дух и был светел как молния ( γνετο ς στραπη») " 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010