34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

16 . Триодь Постная. Московская Патриархия, М., 1974 г. III. Святоотеческая литература (Творения святых отцов указаны в алфавитном порядке) 17 . Августин блаженный , епископ Иппонийский. Творения. «О граде Божием», чч. 3,4,5,6, изд. второе, Киевская Духовная академия, 1905–1907, 1910 гг. 18 . Амвросий, св., епископ Медиоланский. Творения, по вопросу о девстве и браке. Перев. с лат. А. Вознесенский, под ред. проф. Л. Писарева , Изд. Казанской Духовной Академии, Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1901 г. 19 . Андрей, св., архиепископ Кесарии Каппадокийской. «Толкование на Апокалипсис». Издание четвертое, М., Типо-литография И. Ефимова, 1901 г. 20 . Афанасий Александрийский , св. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета/Синопсис/. Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии на 1841 г., ч. 4, СПб, стр. 370–380. 21 . Василий Великий , св., архиепископ Кесарии Капподокийския. Творения, ч. 1, М., 1845 г. 22 . Григорий Нисский , св. Творения, ч. 3. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». М., Типография В. Готье, 1862 г. 23 . Дионисий Александрийский , св. Творения, в русском переводе свящ. А. Дружинина. Толкование на книгу Песнь Песней 1:4–5 и 8:5. Издание Казанской Духовной Академии, под ред. проф. Л. Писарева , Казань, 1900 г., стр. 177–178. 24 . Дионисий Ареопагит , св. «Послание к Тимофею». «Письмо Гаю монаху». «Письмо Дорофею диакону». «Божественные имена». – В книге «Мистическое богословие». Изд. христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991 г. 25 . Добротолюбие, тт. 1–5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992 г. 26 . Димитрий Ростовский , св. Жития святых, тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904 г. 27 . Епифаний Кипрский , св. Творения, ч. 6. Изд. при МДА, М., 1884 г. 28 . Ерм , свт. «Пастырь». «Антология. Ранние отцы церкви». Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1988 г. 29 . Игнатий Богоносец , св. «Послания», «Ранние отцы церкви». Брюссель. Изд. «Жизнь с Богом», 1988 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Собственно ум человека свт. Григорий определяет, как некое умопредставляемое и бестелесное достояние (νοερν τι χρμα κα σματν στιν νος)» 23 . Как бесплотный и невещественный, ум не имеет вида, протяжения, то есть не объемлется ни пространством, ни временем. Ум «прост, и в простом не усматривается разнообразия» 24 . Этой простотой ума обусловлено его бессмертие, ибо несложное не может разлагаться на части. Однако святой отец замечает, что о сущности человеческого ума нельзя сказать много, ибо главное его свойство – непознаваемость: «…кто уразумел собственный свой ум? Пусть скажут утверждающие, что разумением своим объяли естество Божие, уразумели ли они себя самих? Познали ли естество собственного своего ума (το νο)?» 25 Непознаваемость ума человеческого свидетельствует о его богоподобии: «Но как не подлежит познанию естество нашего ума (τν νον), созданного по образу (κατ» εκνα) Сотворшего, то имеет он точное сходство с превыше-Сущим, непознаваемостию своею отличая непостижимое свое естество» 26 . Ум человека имеет «точное сходство» (κριβ τν μοιτητα) 27 с Богом потому, что представляет собой Его образ (εκν). Подобие свойств образа и Первообраза святитель подчеркивает также через интимизацию образа сотворения человека Богом: «…об уме (νο) же и мудрости должно сказать, что в собственном смысле не столько их дал (δδωκεν), сколько сообщил (μετδωκε) 28 , обложив образ (τ εκνι) собственными лепотами Своего естества» 29 . «Лепоты» Божьего естества, которыми «обложен» ум человека, согласно святому отцу, заключаются «в невыразимом блаженстве добродетели»: любви, чистоте, бесстрастии, блаженстве, отчуждении от всего худого 30 . Следовательно, ум человека как образ украшен всеми добродетелями Первообраза 31 . На этом основании св. Григорий часто называет ум человека сердцем (καρδα) 32 или духом (πνεμα) 33 . Для святителя именно добродетельное состояние ума по образу естества Сотворившего, а не подобие тварному миру составляет «естественное величие» человека 34 . Из всей твари, по его мнению, только человек почтен образом Божиим: «…ни одно другое существо не уподобляется (μοωται) Богу, кроме этой твари – человека» 35 . Где ум лишен добродетелей, там, согласно святому отцу, искажены все черты образа (πας χαρακτρ τς εκνος μεταπεποηται) 36 . Тем самым Нисский архипастырь понимает ум не только как познавательное, но шире – как духовно-нравственное начало в человеке 37 . Данной трактовкой ума объясняется то решающее значение, которое свт. Григорий придает чистоте ума от греховных страстей для не искаженной, а соответствующей его богообразной природе нравственной и познавательно-выразительной, то есть словесной, деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

18 Максим Исповедник. Диалог с Пирром. PG 91, 341А (р. п.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Отв. ред. 4– А. Поспелов. М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004. С. 219). 19 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258 (р. п.: С. 259). 20 Там же. 21 Можно также перевести « παραδειγματα » как «образцы» или «модели»; т. е., речь здесь идет о божественном замысле о твари. 22 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 8. С. 430—432 (р. п.: С. 431– 433). 23 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2,5. Там же. С. 258 (р. п.: С. 259). 24 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 9. С. 510—512 (р. п.: С. 511–513). 25 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 9,9. Там же. С. 510 (р. п.: С. 511). 26 Дионисий Ареопагит. Послание 9, 3. С. 846 (р. п.: С. 847). 27 Максим Исповедник. Схолия к Посланию 9,3. Там же. 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 6. С. 416 (р. п.: С. 417). 29 Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 5, 6. Там же. С. 418 (р. п.: С. 419). 30 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 250 (р. п.: С. 251). 31 Там же. С. 250—252 (р. п.: С. 251—253). 32 Там же. 33 Там же. 34 « αφαιρεσεις » – «отьятия», «лишения», «отвлечения», т.е., те свойства Бога, которые описываются через отсутствие у Него присущих твари страстности, начала, конца и т.п. 35 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 3. С. 250 (р. п.: С. 251). 36 Ср. у Григория Нисского: «Всякая энергия, простирающаяся от Бога к твари и именуемая согласно многообразным смыслам, направляется от Отца и через Сына проходит и во Святом Духе совершается» (К Авлавию, PG 45, 125С; р. п.: Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения: в 2-х т. Красдар: Текст, 2006. Т. 1. С. 62). 37 «… τα της ουαιωδους ενωσεως και της υποστατικης διακρισεως και τα της αμιγυς πανταπασι και αφυρτου συμφυιας ». 38 Григорий Богослов. Слово 31, 32, pg 36, 169b (р. п.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание творений в 2-х томах. Репринтное издание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 461—462).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3133...

В умопостигаемом... естестве истинную жизнь составляет общение с Богом, а отпадению от Него название – смерть (свт. Григорий Нисский , 23, 135). Источник. ...В душу, исполненную гнева и зависти или имеющую в себе другой какой порок, не может вселиться благой Жених, ибо кто найдет способ согласить между собою то, что по естеству чуждо и не имеет ничего общего? Послушай Апостола, который учит, что нет никакого общения света со тьмою, или правды с беззаконием (ср.: 2Кор. 6, 14 ), или сказать кратко – всего того, чем представляется нами и именуется Господь по различию усматриваемых в Нем совершенств, – со всем тем, что но противоположности почитается злом (свт. Григорий Нисский , 24, 358). ...Невозможно иначе соделаться причастником Святаго Духа, как обитал на высоте сей жизни. Приобщаются Святаго Духа только те, кои мудрствуют горняя, преставив свое жилище от земли на небо, и живут в горнице высокого образа жизни (свт. Григорий Нисский , 25, 101). ...Кто удостоится иметь Его в себе, тот будет находиться в таком состоянии, как только лишь облеченный телом и ко всему человеческому будет показывать совершенное презрение (свт. Иоанн Златоуст , 48, 649). Быть со Христом или быть с демоном? Хочешь быть со Христом? Тогда хотя на остальное время жизни откажись от удовольствий и наслаждений... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 937). Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира (прп. Исаак Сирин , 59, 10). Хочешь ли умом своим быть в общении с Богом, приняв в себя ощущение оного услаждения, не порабощенного чувством? – Послужи милостыни (прп. Исаак Сирин , 59, 14). Источник. Если кто хочет, чтобы вселился в нем Господь, то принуждает он тело свое служить Господу и работает в заповедях Духа... (при. Исаак Сирин , 59, 117). Источник. ...Сношение с Богом посредством душевного памятования, внимательности в молитвах и всесожжения (прп. Исаак Сирин , 59, 299). Три есть способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячность веры, или страх, или вразумление Господне (прп. Исаак Сирин , 59, .404–305). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

У свв. Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского , Епифания Кипрского термин «ejnupovstaton» чаще используется во втором смысле применительно к лицам Святой Троицы, т. е. с целью подчеркнуть, что Сын и Дух обладают полнотой Божества самобытно наряду с Отцом 22 . Дидим Слепец называет Сына неложным и во-ипостасным образом ипостаси Отца, подчеркивая, что неправо мыслят те, которые считают и Дух неипостасной (ajnupovstaton) силой, ибо Дух, как и Сын, во-ипостасно (ejnupostavtwõ) воссиял от общего им с Сыном источника – Отца 23 . И свт. Иоанн Златоуст , оспаривая мнение еретиков о не-воипостасности Сына, говорит, что если обычное сияние и не воипостасно, поскольку в другом имеет бытие, а именно – в своем источнике, то в Троице, хотя Сын и называется сиянием ипостаси Отца, но как воипостасен (ejnupovstatoõ) Отец, не имея недостатка в ипостаси, так и Сын есть «в ипостаси» сам по себе 24 . Кроме того, например, присущая или во-сущая Духу Святому теплота могла быть описана с помощью термина «ejnupovstaton» 25 . Здесь смысл термина приближен к первому из упомянутых нами, но с акцентом именно на устойчивость, постоянство этого признака. Аналогично свт. Григорий Нисский может назвать «всякое благо» присущим и во-ипостасным вечной природе Бога 26 . Эта же устойчивость может быть описана с помощью термина «ejnupovstaton» и в тварных предметах и явлениях – «ejnupovstaton prágma, ajrethvn» и т. д. 27 . В противоположность такому значению «ejnupovstaton», термин «ajnupovstaton» зачастую может означать нечто непостоянное, неосновательное, скоропреходящее 28 , но также, ввиду гибкости древнегреческого языка, может описывать и нечто неудержимое, невыносимое, против которого невозможно устоять. Например, неприступная, «непостоятельная» сущность огня в Купине может быть названа «ajnupovstatoõ» 29 . В целом, можно утверждать, что в до-христологическую эпоху термин «ejnupovstaton» употреблялся не часто и в соответствии с первыми двумя из выше указанных трех возможных значений. Нужно также отметить, что, будучи использован для описания составной человеческой природы, термин, несомненно, имел дополнительный оттенок «включенности в бытие» целостного человеческого существа. Так, например, свт. Григорий Нисский рассуждает о составляющих души как о «ejnupostavtwn pragmavtwn» 30 , которые есть образ троичности в нас, а свт. Епифаний Кипрский говорит о «ejnupovstatoõ yuch; kai; to; sw " ma» 31 , составляющих человеческую ипостась. Термин «ejnupovstaton» в эпоху христологических споров

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

23. Так же как на кифаре недостаточно издавать мелодию только на одной струне, но следует играть на всех вместе с подобающим ритмом, так и с добродетелью души: недостаточен нам один лишь закон для спасения, но должно все их хранить со тщательностью. 24. Итак, мы не говорим, что тот – по природе злой, а этот – по природе добрый, ибо если по природе добрый, то уже не сможет стать злым, а если по природе злой, то уже не сможет стать по природе добрым. 25. Свт. Григорий Нисский : Не терпит тьма присутствия света, и болезнь не выносит пришедшего здравия, так и страсти не действуют, когда явилось бесстрастие. 26. Добродетели подобает быть свободной от всякого страха, ибо добродетель нерабственна, добровольна и свободна от всякого страха. 27. Невозможно придумать иного рождения для порока, чем отсутствие добродетели. 28. Филон: У дурного одно – мысли, другое – слова, иное – дела, и все во всем между собой разнится и противоборствует. 29. Уход порока производит приход добродетели, так и наоборот, когда добро уходит, то вступает подстерегающий порок. 30. Климент Александрийский : Избавление от пороков есть начало спасения. 31. Как видно, праведность есть [число] квадратное, равноважное со всех сторон: в слове, в деле, в отвержении пороков, в творении добра, в совершенстве знания – и не имеющее в себе никакого изъяна, чтобы не явиться в чем-либо несправедливой или неравной. 32. Дидим: Подражай добродетели не для того чтобы обманывать, но для того чтобы приносить пользу. 33. Царством Божиим следует называть устроение решившихся жить по Божественным законам. 34. Всякая практическая добродетель имеет бытие в становлении, а не в том, чем она уже стала. 35. Преп. Нил: Радуйся, когда творишь добродетель, но не возносись, чтобы не было кораблекрушения уже в самой гавани. 36. Свт. Кирилл Александрийский : Следует, чтобы добродетель не хромала в одну или в другую сторону, но была бы в обоих – и в деле и в слове правом крепка. 37. Добродетель терниста и прямой путь ведет к ней, и никто не сможет достичь ее без огромного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

М., 1994 (20,5 а.л.). 3. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1994 (23 а.л.). 4. Бл. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 1996 (28 а.л.). 5. Сидоров А.И.. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996 (20 а.л.). 6. Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. Перевод, вступительная статья и комментарии. М., 1997 (28 а.л.) 7. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998 (11 а.л.). 8. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2002 (22 а.л.). 9. Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. Вступительная статья, перевод и комментарии. М., 2003 (25 а.л.). При участии М.В.Никифорова. 10. Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Вступительная статья, перевод и комментарии. Краснодар, 2006 (14 а.л.). II Статьи, предисловия, отдельные переводы и рецензии 1976 год 1. К вопросу о взаимоотношении эллинского и восточного мировоззрения в позднюю античность// XIV Международная конференция античников соцстран. Тезисы докладов. Ереван, 1976 (0,1 а.л.). 1978 год 2. Современная зарубежная литература по гностицизму (Критико-аналитический обзор)// Сборник «Современные зарубежные исследования по античной философии». М., 1978 (1,3 а.л.). 1979 год 3. Плотин и гностики// Вестник древней истории, 1979, 1 (1,5 а.л.). 1980 год 4. Неоплатонизм и манихейство// Вестник древней истории, 1980, 3 (1,7 а.л.). 1981 год 5. Рецензия на книгу К.Рудольфа «Гностицизм. Сущность и история одной позднеантичной религии». Лейпциг, 1977// Вестник древней истории, 1981, 1 (0,7 а.л.). 6. Открытие фрагмента из «Евангелия» Мани// VIII Всесоюзная конференция Вестника древней истории. Тезисы докладов. М.,1981 (0,1 а.л.). 1982 год 7. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту)// Ежегодник «Религии мира.

http://bogoslov.ru/person/30475

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010