Об этом-то и говорит Христос: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свек­ровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51—53). 7) Бог попускает на них напасти, чтобы они помнили, что они здесь странники и пришельцы (Отечество же их не в мире сем, а на небе), и так бы от суеты удалялись. «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). 8) Этими бедами они смиряются, познают немощь свою. Ибо как счастье возносит, так беда смиряет человека и в познание себя приводит. 9) Так научаются изрядной добродетели терпения, которая есть венец благочестия и кото­рой без искушения и скорби научиться нам невозможно. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает», — говорит апостол (Рим.5:3—5). «Смотри, — говорит свт. Василий Великий, — к чему скорбь приводит? К упованию, которое не посрамит. Немоществуешь? Радуйся, поскольку «кого любит Господь, наказывает». Нищ? Веселись, ибо с Лазарем блага наследуешь. Ради Христова имени поношение терпишь? Блажен ты, ибо это поношение для тебя в ангельскую славу обратится» (На Псалом 59). 10) Чем более люди благочестивые здесь бед и искушений терпят, тем более в вечной жизни прославятся. «Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, ибо Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Он испытал их, как золото в горниле и принял их как жертвенное всесовершенную. И во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю» (Прем.3:5—7). Тогда они поймут, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). 11) Так они делаются сообразными Христу, Сыну Божию, как духовные члены Главе, т.е. Тому, Который всякие беды, скорби и страдания претерпел ради нашего спасения. 12) Так познают силу греха, жало смерти (1Кор.15:56), познают, сколь великое зло — грех, который столько бед и напастей на мир навел, да стараются от него беречься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

30.13 πιλεψει με μρα διηγομενον Устойчивое выражение, характерное для всей греческой риторической традиции, начиная с Демосфена (De corona, 296, 1 πιλεψει με λγονθ’ μρα). Часто оно встречается у Филона, умевшего сочетать чистоту аттического диалекта с содержанием Ветхого Завета: πιλεψει με μρα λγοντα τ τν κατ’ εδος ρετν νματα (De sacriiciis Abeli et Caini 27.6–7); ср. Legatio ad Gaium 323.1–324.1: ν καταλγωμαι τς ες μαυτν κ σο γενομνας εεργεσας, πιλεψει με μρα. Апостол Павел также не остался чужд выразительному обороту: Κα τ τι λγω; πιλεψει με γρ διηγομενον χρνος περ Γεδεν, Βαρκ, Σαμψν, Ιεφθε, Δαυδ τε κα Σαμουλ κα τν προφητν etc. ( Евр.11:32 ). У самого свт. Василия этот прием используется неоднократно: πιλεψει με μρα τν μεγλην σοφαν κ τν μικροττων μν παριστντα. Βλαστηστω γ ξλον κρπιμον (Hex. 5.9.13–14); Επιλεψει με μρα, τ γραφα τς Εκκλησας μυστρια διηγομενον (De SS. 27.67.1–2). Ср. De creat. hom. II 72.10: πιλεψει μς μρα πσα. 30.20 ρεμας λβωνται В mss групп 2,3, 4, 5, 10, 11, 14 ρημας («пустыня», «уединение»). Рудберг не меняет текст, посколько речь идет не об уединении, а о покое, тишине, что подтверждается соседством синонима: συχας νυκτερινς. Руфин: per silentium temporis et nocturnam quietem. 30.21 φαντασας νυποσττους Существительное πστασις (глагол φσταμαι) может употребляться в значении «основание», отсюда νυπστατος «лишенный основания» (или «беспредпосылочный»). В этом значении Василий употребляет это слово в Hex. 1.2.21–22: ο οτω λεπτς κα νυποσττους ρχς ορανο κα γς κα θαλσσης ποτιθμενοι; πστασις означает также «выдерживание», отсюда νυπστατος «неудержимый», см. Hex. 9.5.50–51 νυπστατον χοντες τν ρμν, ср. Hex. 5.2.47. В трактате «Против Евномия» прилагательное употребляется в смысле «лишенный самостоятельного существования» (применительно к некиим мысленным концептам, в противоположность реально существующему, νυπστατος), см. Adv. Eunom. I.6 29.524.10–21: Ων οδενς πιμνησθες οτος, μαθς κακοργως, περ τς τν νυπρκτων πινοας μνης μν φιλοσφησε· κα οδ τατην ς χει φσεως ξηγομενος. Ο γρ σημανειν μν τι τν πνοιαν, ψευδς δ τοτο, φησν· λλ παντελς σημον εναι τ νομα, κα ν μν τ κφωνσει τν πστασιν χειν. Κατοι τοσοτον πχει το κατ τν ματαων μνων κα νυποσττων φαντασιν τ νομα τοτο τς πινοας κεσθαι, στε μετ τ πρτον μν π τς ασθσεως γγινμενον νημα τν λεπτοτραν κα κριβεστραν το νοηθντος πενθμησιν πνοιαν νομζεσθα etc. В этом значении (unsubstantial или nonexistent см. LSJ s.v. νυπστατος) прилагательное несет философский оттенок, который нам не удалось сохранить в переводе («небывалый»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

С сочинениями Филона Александрийского В. В. был знаком и, по мнению одних исследователей, относился к их автору отрицательно ( Dani é lou. 1967. P. 337), по мнению др.- нейтрально ( Runia. 1999. P. 255). Прямое упоминание об александрийском экзегете встречается у В. В. только один раз - при толковании слова «манна» (Ep. 190. 3; Kamesar. 1995). Вероятно, трактат Филона «О сотворении мира» (De opificio mundi) был одним из основных источников для написания «Шестоднева» ( Levie. 1912; Amand de Mendieta. 1985. P. 364-365), в к-ром В. В., как и Филон, склоняется к буквальному пониманию священного текста, широко используя научные и философские представления для его объяснения ( Runia. 1999. P. 252). У В. В. и Филона встречается целый ряд содержательных параллелей (Ibid. 253): воспитание и обучение Моисея ( Basil. Magn. Hex. 1. 1; Philo. De opif. 8; idem. De vita Mos. 1. 18); представление о небе (Hex. 3. 3; De opif. 36); понимание слов «день един» как образа вечности (Hex. 2. 8; De opif. 15, 35); сотворение птиц и рыб (Hex. 7. 1, 8. 2; De opif. 66); творение растений прежде солнца (Hex. 5. 1; De opif. 45; ср.: Giet. 1968. P. 50-51). Существует гипотеза, что при обращении в «Шестодневе» к иудею (Hex. 9. 6) святитель имеет в виду Филона ( Giet. 1968. P. 50, 514; Dani é lou. 1967. P. 336; Naldini. 1990. P. 401), однако Д. Руния считает, что это собирательный образ иудейского толкователя ( Runia. 1992). Из писателей поздней античности наибольшее влияние на святителя оказал Плутарх с его практическим психологизмом и нравоучительными установками ( Аверинцев. 1968. С. 46; Pruche//SC. N 17bis. P. 62; Деревицкий. 1885; Soury; Orphanos. 1976). Среди сочинений В. В. находятся 2 фрагмента, имеющие прямые параллели с «Эннеадами» Плотина ( Plot. Enn. V 1): 9-я гл. трактата «О Святом Духе» и приписывающийся В. В. отрывок «О духе», прибавленный к 4-й и 5-й книгам «Против Евномия», представляющий собой цитаты из сочинений Плотина. На основании анализа лексики и содержания 9-й гл. Спасский демонстрирует подробное знание В. В. сочинений Плотина ( Спасский. 1914. С. 526-533). Однако, как показывает исследование Дж. Риста, следует говорить только о знакомстве святителя с фрагментами: Enn. V 1, вероятно, VI 9, а также I 7 и II 9 ( Rist. 1981. P. 211; ср.: Henry. P. 159-166). Это знакомство было не прямым, но, возможно, через «Евангельское приуготовление» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Praep. Evang. XI), к-рому были известны Enn. V 1 и IV 7 ( Rist. 1981. P. 159-165), и через свт. Григория Нисского, у к-рого заметны идеи Плотина, напр. в De virg. 10-12 (Ibid. P. 216-218). Поскольку 9-я гл. «О Святом Духе» содержит аскетические и сотериологические интуиции, Рист констатирует, что вопрос о влиянии неоплатонизма на В. В. переносится из области богословия в область этики и аскетики (Ibid. P. 179, 220). Риторическая традиция

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Неисследованные. 19 бесед В. В. остаются неисследованными. В частности, к ним относится т. н. «Исповедание веры» (Πστις κτεθεσα. Confessio Fidei; см.: Lipatov. 2001), представляющее собой написанное В. В. ок. 360 г. изложение веры для своих последователей в связи с его разрывом с еп. Дианием. Эта беседа состоит из 4 частей: 1) формального изложения веры в 4 членах; 2) 2 анафем против говорящих, что Сын есть тварь, и против савеллианского модализма; 3) рассуждений о природе Бога, об Отце, Сыне и Св. Духе; 4) заключения. В содержании «Исповедания» явно влияние определений Антиохийского Собора 341 г. Письма Эпистолярное наследие В. В. стало предметом изучения достаточно рано. К собиранию писем, оставшихся после смерти святителя, приступил еще свт. Григорий Богослов. Мавристы (Гарнье и Маран) разделили письма на 3 группы: 1) написанные до принятия епископского сана (1-46); 2) написанные во время епископского служения (47-291); 3) неопределенной даты написания (292-366). В XX в. было многое сделано в изучении рукописной традиции писем, разъяснении вопросов хронологии их написания и авторства ( Bessi è res; Cavallin; Rudberg. 1953; Gribomont//PG. T. 31. P. 7-11). Так, нек-рые письма (Ep. 5, 6, 22, 23, 28-30, 32, 33), к-рые мавристы относили к периоду до принятия епископского сана, теперь датируются временем епископского служения ( Bernardi. 1968. P. 109). Из 368 писем, претендующих на авторство В. В., ок. 40 (Ep. 8, 10, 16, 38, 39-45, 65, 66, 166, 167, 169-171, 189, 246-248, 342, 348, 350, 351, 353, 356, 359) были признаны неподлинными ( Rudberg. 1981. P. 53-56). В зависимости от содержания и цели написания письма В. В. могут быть условно разделены на неск. групп: догматические (Ep. 7, 9, 52, 105, 114, 125, 126, 128, 129, 140, 159, 175, 210, 214, 223, 226, 233-236, 258, 260-263, 265, 361-364), канонические (Ep. 160, 188, 199, 217, 287, 288), аскетические (Ep. 2, 22, 23, 150, 173, 207), пастырские (Ep. 46, 106, 139, 155, 174, 190), посвященные вопросам церковной политики (Ep. 53, 54, 61, 65-70, 82, 89-92, 97, 99, 102, 113, 120, 129, 138, 218, 222, 230, 242, 253, 289, 290), ходатайства (Ep. 3, 15, 32, 33, 37, 72, 76-78, 83, 86, 87, 104, 107, 108, 110, 112, 142-144, 225, 284, 299, 313), утешения (Ep. 5, 6, 28, 29, 62, 101, 240, 269, 283, 300-302), биографического характера (Ep. 1, 14, 25, 27, 30, 31, 36, 51, 58-60, 64, 71, 98, 100, 119, 129, 131, 135-138, 141, 162, 163, 193, 197, 203, 204, 207, 210, 212, 215, 223, 224, 226, 231, 244, 251, 258).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   См.: Там же. С. 254.    Там же. С. 257.    См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 406.    См.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 338—339.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158—159.     Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 51.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 182.    Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 195.    Там же.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 38.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. С. 318.    Там же. С. 320.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 45.     Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.    См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 72.     Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления С. 685.     Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 73, 74.    Там же. С. 73.    См.: Там же. С. 71.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 761, 783.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.    Там же.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 60—61.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 213.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.     Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 476—477.     Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 49.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 605—606.    Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 187; ср.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 14. С. 168.     Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.     Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 8.    «Plures efficimur quoties metimur a vobis, semen est sanguis Christianorum» (Quintus Septimius Florens Tertullianus. Apologeticus. Cap. 50//Opera… omnia. Parisiis, 1616. T. 1. P. 81). В переводе с латинского языка: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя».— Примеч. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

31 .S. Basilius Caesariensis. Prologus 8 (de fide)//TLG. 32 .S. Basilius Caesariensis. Regulae morales//TLG. 33 .S. Irenaus Lugdunensis. Adversus haereses (liber 4)//TLG. 34 .Eusebius. De ecclesiastica theologia//TLG. 35 .Origenes. Commentarii in evangelium Joannis//TLG. 36 .Plotinus. Enneades//TLG. 37 .Proclus. Institutio theologica//TLG. 38 . Василий Великий , свт. Беседа 1 о сотворении человека по образу. В кн.: Василий Великий , свт. Творения: в 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2012. Т. 1: 430–446. 39 . Василий Великий , свт. Беседа 2 о человеке. В кн.: Творения. Т. 1. С. 446–460. 40 . Василий Великий , свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. В кн.: Творения. Т. 1. С. 943–955. 41 . Василий Великий , свт. Беседа на псалом 33. В кн.: Творения. Т. 1. С. 528–545. 42 . Василий Великий , свт. Беседы на Шестоднев. Беседа 2. В кн.: Творения. Т. 1. С. 319–429. 43 . Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8. В кн.: Творения. Т. 2. С. 19–101. 44 . Василий Великий , свт. О Крещении. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. 45 . Василий Великий , свт. О Святом Духе. В кн.: Творения. Т. 1. С. 93–168. 46 . Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Сизополя. В кн.: Творения. Т. 2. С. 868–870. 47 . Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. В кн.: Творения. Т. 2. С. 223–319. Литература 48 .Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим: Руссикум, 1998. 49 .Бородай Т. Ю. Материя. В кн.: Античная философия: Энциклопедический словарь/Отв. ред. М. А.Солопова. М.: Прогресс традиция, 2008: 475–481. 50 . Желтов М. , диакон, Ткаченко А. А., Михайлов П. Б., Петров В. В. Евхаристия. Часть I. В кн.: Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. 17: 533–615. 51 . Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Евхаристия по учению Православной Церкви. В кн.: Богословские труды. 21. М., 1980: 71–89. 52 .Ружицкий К., прот. Учение св. отцов и церковных писателей о материи» (курсовая работа 1916 г.), машинопись. МДА, 1958. 53.Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Трудившиеся над исследованием учения о добродетели говорили, что одни добродетели составляются из умозрений, а другие неумозрительны: так благоразумие составляется из умозрений при рассуждении о добре и зле; целомудрие – из умозрений о том, что должно избирать и чего избегать; справедливость – из умозрений об усвояемом и неусвояемом; мужество – из умозрений о страшном и нестрашном. Но красота и крепость суть добродетели неумозрительные, следующие за теми, которые из умозрения; ибо некоторые из мудрых красоту находили в соразмерности и стройности душевных умозрений, а крепость усматривали в окончательном произведении положено в нас добродетелями умозрительными. Впрочем, чтобы в душе были красота и сила производить должное, для сего имеем мы нужду в Божией благодати (свт. Василий Великий , 5, 221–222). Источник. ...Добродетель есть какая-то средина и соразмерность, а излишек или недостаток, в ту или другую сторону выступающий из пределов добродетели, есть уже неумеренность и безобразие. Так, мужество есть средина, излишек его – дерзость, а недостаток его – робость (свт. Василий Великий , 6, 199). Источник. Добродетель происходит от произволения, а не от необходимости (свт. Василий Великий , 8, 135). ... принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (свт. Василий Великий , 8, 301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духово твоего отца (свт. Василий Великий , 9, 47). Источник. Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. – это употребление Божиих даров с доброю совестью, по заповеди Господней (свт. Василий Великий , 9, 83). Если бы мы находились вне тела, то необходимо было бы стремиться к совершеннейшему одной душой. Но поскольку человек двояк, то и упражнение в добродетели должно быть двоякое, состоящее и в телесных трудах и в душевных подвигах (свт. Василий Великий , 9, 336).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Да не внушает тебе высокомудренный помысл ослабить со временем труды, чтобы пред дверьми исшествия не застали тебя обнаженным от добродетелей и чтобы тебе не остаться вне врат Царствия (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (свт. Василий Великий , 9, 51). Источник. ...Втайне служить всегда, и напоказ людям не делать, но искать только похвалы у Бога... (свт. Василий Великий , 9, 55). Источник. Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу, а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того, в совершении добродетели должно соединиться то и другое и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше (свт. Василий Великий , 9, 355). Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины успеха в деле должна приписывать Господу (свт. Василий Великий , 9, 355). Что пользы человеку во вчерашней сытности чрева, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в сей день оставлено исполнение правды (свт. Василий Великий , 10, 91–92). ...Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах (прп. Ефрем Сирин , 30, 193). Источник. Положил ты хорошее начало, старайся и кончить хорошо, чтоб получить полную награду (прп. Ефрем Сирин , 30, 197). Источник. День заключает в себе существенность света, но к совершению своему имеет нужду в солнце. Так и добрые дела производятся людьми, но в совершение приводятся Богом (прп. Ефрем Сирин , 30, 245). Бог знает и природу, и произволение, и силы каждого, и всевает слово Свое, и требует дел по мере сил наших... (прп. Ефрем Сирин , 30, 264). Блажен, кто подобным себе рабам доставил духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он трудами своими, чтобы принесли они плод жизни о Господе (прп. Ефрем Сирин , 30, 524). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Кротость Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество – что он был прежде рождения и что будет по смерти (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 40). Кротость приводит ум к познанию и рассуждению... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 50–51). ...Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 52). Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих (прп. Антоний Великий , 89, 64). Источник. ...Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость... (прп. авва Исаия , 59, 209). Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт. Василий Великий , 5, 249). Источник. Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому (свт. Василий Великий , 9, 353). ...И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование... Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости (свт. Василий Великий , 9, 354). Источник. За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (свт. Василий Великий , 9, 354).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010