Чистота Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 92). Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 151. ...Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий , 89, 43). Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом... (прп. Антоний Великий , 89, 51). Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8 )... Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий , 9, 300). Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин , 30, 497–498). Источник. А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. Поскольку порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский , 19, 447–448). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Здесь Валаам представлен в числе пророков, окружающих Богоматерь. Обыкновенно его образ расположен непосредственно под образом Пресвятой Богородицы, как правило, одной рукой он указывает на звезду (Рис. 4). Таким образом, мы видим, что единственный положительный контекст, в котором появляется Валаам, – контекст Рождества Христова. Несмотря на то, что, по мнению большинства экзегетов (как иудейских, так и христианских), Валаам – лжепророк, он изрек важное мессианское пророчество. И здесь мы возвращаемся к началу нашего очерка. Ведь, по словам самого апостола Петра, «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). Возникает вопрос, который можно сформулировать следующим образом: как возможно, чтобы человек обуреваемый страстью, по сути лжепророк, оказался «движим Духом Святым», так что изрек одно из величайших пророчеств о Мессии? «Пророчества прекратятся» В святоотеческой традиции мы находим достаточно ответов на поставленный вопрос. Если их обобщить, можно прийти к следующему заключению: Дух Святой может действовать через человека недостойного, притом против воли последнего. При этом, изрекая пророчество, человек может даже не понимать, что он говорит. В беседе на Евангелие от Иоанна, рассуждая о том, как мог первосвященник Каиафа предсказать то, что Спаситель умрет за людей (Ин. 11, 49–51), свт. Иоанн Златоуст утверждает, что благодатные пророчества могут изрекать и недостойные: «Видишь, какова сила архиерейской власти? Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца. Так и многие другие предсказали будущее, хотя были недостойны, например: Навуходоносор, фараон, Валаам» . Свт. Василий Великий указывает на причины, по которым это может произойти. Размышляя о природе пророческого вдохновения, он пишет: «Но почему и фараон и Навуходоносор имели такое предвидение? Потому что, правя состоянием мирских дел, должны были предвидеть для возбуждения веры в других. А почему пророчествуют и Валаам, и Каиафа? Потому что и они имели людей, которые их слушались, один как архиерей, а другой как волхв (см.: Нав. 13, 22). Здесь причиной не чистота души, не просветление ума, который созерцает Бога и в Нем почерпает силу, но домостроительно сообщенное им слово, не по достоинству, а по требованию времени» .

http://bogoslov.ru/article/6177295

48 Об этом сочинении и его издание см.: Basile de Cesame. Contre Eunome. T. 2//Sources chretiennes. N 305. Paris, 1983. P. 179–299. 49 См. Об этом: Courtonne Y. Un temoine du IVe siecle orientale: Saint Basile et son temps d " apres sa correspondence. Paris, 1973. P. 107. 52 Тот же св. Григорий сообщает, что после примирения Евсевия со своим пресвитером «все церковное правление перешло к Василию, хотя на кафедре он занимал второе место, ибо за оказанную им благорасположенность получил взамен власть. И было какое-то чудное согласие и сочетание власти: один управлял народом, а другой – управляющим» (Свт. Григорий Богослов . Творения. Т 1. С. 528). 53 См.: BonisK. G. Basilios von Caesarea und die Organisation der christlichen Kirche im vierten Jahrhudert//Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic. P. 303. 56 См.: «Григорий не поехал в Кесарию, вероятнее всего, потому что опасался, что избрание будет сопровождаться интригами и волнением, в которых он как „философ“ не хотел принимать участия. А может быть, он не поехал просто потому, что почувствовал себя оскорбленным и обманутым. Тем не менее Григорий принял участие в избрании Василия: от имени своего отца он послал в Кесарию два письма, в которых поддержал кандидатуру Василия. По этому же поводу он писал Евсевию Самосатскому – тоже от имени отца. Когда же Василий был избран, на хиротонию отправился Григо- рий-старший: Григориймладший, верный „философским“ принципам, остался дома. Он, однако, послал Василию поздравление, в котором объяснял причины своего нежелания ехать в Кесарию: „Не поспешил я к тебе тотчас и не спешу, во- первых, чтобы сохранить честь твою и чтобы не подумали, что ты собираешь своих сторонников. во-вторых, чтобы и самому мне приобрести постоянство и безукоризненность“» (Иеромонах Иларион (Алфеев) . Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1990. С. 51). 57 Об этом он пишет к Евсевию Самосатскому (письмо 48): «Наши нимало не оказались лучшими для нашего чаяния. Ибо после твоего отбытия, пришедши по стопам твоим, много наговорили и наделали неприятностей („скорбей“) и, наконец, удалились, утвердив у нас разделение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Первые 16 правил полностью включают 1-е каноническое послание В. В. к свт. Амфилохию, еп. Иконийскому (Ep. 188), в к-ром святитель отвечает на вопросы, поставленные свт. Амфилохием и разъясняет нек-рые места Свящ. Писания. 17-50-е правила целиком соответствуют 2-му каноническому посланию В. В. к еп. Амфилохию (Ep. 199). Правила 51-85 полностью включают 3-е каноническое послание В. В. к еп. Амфилохию (Ep. 217). 86-е прав. является небольшим извлечением из письма 236 к тому же адресату. 87-е прав. вместе с введением представляет собой послание В. В. к Диодору, еп. Тарсийскому (Ep. 160). 88-е прав.- послание к пресв. Григорию (Ep. 55). 89-е прав.- каноническое послание к подчиненным В. В. каппадокийским хорепископам (Ep. 54). 90-е прав.- др. послание к каппадокийским хорепископам (Ep. 53). 91-е прав. является большей частью гл. 27 соч. «О Св. Духе», 92-е - извлечением из гл. 29 того же сочинения. Из правил святых отцов и учителей Церкви правила В. В. имеют наибольшее значение для церковного права и для церковной дисциплины вообще. Они касаются разных сторон церковной жизни; в них определяются различные прещения за грехи. 1-е прав. объясняет, как относиться к крещению, совершаемому в нек-рых неправосл. общинах; В. В. указывает, что прежде всего нужно обращать внимание на то, насколько эти общины отступают от Православия, «ибо древние,- отмечает святитель,- положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем». Перечислив различные виды отступничества, В. В. учит, как надлежит принимать отступников в правосл. Церковь в случае их обращения; еретиков, при кончине кающихся, предписывает В. В. (прав. 5) принимать в Православие, но с испытанием, истинное ли имеет покаяние (ср.: I Всел. 13; II Всел. 7; Трулл. 96; Лаодик. 7; Карф. 68 (79)). В 47-м прав. В. В. также говорит о еретиках энкратитах (он опровергает заблуждения этих «воздержников» в прав. 86), апотактиках, новацианах,- когда они переходят в правосл. Церковь, их необходимо крестить (ср.: I Всел. 19; Лаодик. 7, 8; Карф. 57 (68)); позиция В. В. в отношении этих еретиков строже, чем принятая II Вселенским Собором (состоявшимся спустя 2 года после смерти В. В.): так, Собор в 7-м прав. определил принимать новациан в Православие через миропомазание, а 47-м прав. В. В. предусмотрено принимать их через Крещение.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

По такому ближайшему общению действий в душевных силах наших одна сила называется иногда именем другой. Так, говорится, что «воля есть ум, способный стремиться, и способное к размышлению стремление». Или: «Воля есть естественное движение находящейся в нас словесно-разумности. Воля есть словесно-разумное и жизненное стремление». § 51. В каком порядке рассматривать силы и способности души нашей? Словесно-разумная сила должна управлять двумя остальными силами (см. § 48). Св. Афанасий Великий ум наш называет владычественным души, оком души. Владычественным в нас называет ум и св. Иоанн Златоуст. Особенно, во многих местах своих сочинений, упоминает о владычественном души нашей св. Василий Великий. Св. Димитрий Ростовский свидетельствует, что «толковники Божественного Писания... изъясняют, сказующе: я коже в теле между всеми членами честнейший быти член главу, сице в душе переднейшую быти часть ум, и есть ум аки глава души». А св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит глаз для тела, то же самое и ум для души... Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем?» Раздражительная сила есть, по выражению Смиренного Никиты, «междопределение желания и словесно-разумности души, как оружие того и другого в движении противном, или сообразном природе». Потому и в учении о силах души следует сначала рассматривать словесно-разумную, потом раздражительную и, наконец, вожделевательную силу. Отдел второй. Словесно-разумная сила души О чувствах § 52. Понятие о чувствах. Первую и самую низшую степень словесно-разумной силы души нашей составляет чувство (см. § 49). «Чувство есть сила души, получающая впечатления от вещественных предметов или распознающая их». «Что такое «чувство»?», — спрашивает св. Максим Исповедник и отвечает: «Орудие души, сила чувствилищ, восприемлющая внешнее». Как обращенные к миру внешнему эти чувства и сами называются внешними. Впрочем, «чувство рассматривают с двух сторон. Во-первых, чувство как способность, которое при нас находится и во сне, не перенимая ничего встречающегося, и от которого нет пользы, пока оно не приведено в действие; во-вторых, чувство в действии, которым мы перенимаем подлежащие чувствам вещи " " . «Мозг служит источником всех ощущений», — замечает свт. Иоанн Златоуст

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3973...

И. 9 сентября 2020, 13:51 Игорь Ковалев, Псалтирь надо, наверное, отредактировать или сразу ополовинить, чтобы не смущала своими призывами возвеселиться и возрадоваться. И в самом что ни на есть покаянном псалме и то «крамола», слуху радость и веселие просят, «кости смиренныя» возрадуются вместо возрыдают. Может стоит попробовать как в старой шутке, чтобы не думать о белой обезьяне, думать о красном крокодиле? Чтобы считать себя худшим, в других видеть лучшее? Олег 9 сентября 2020, 13:30 Монахине Кассиане (Купаленко)(8 сентября 2020, 23:29). " я не пребываю круглосуточно в скорби, печали и депрессии " . Простите меня матушка Кассиана, но скорбь и депрессия, вообще никакого отношения к смирению (состояние) не имеют. Вы нас совсем не слышите. игорь ковалев 9 сентября 2020, 13:15 Монахиня Кассиана (Купаленко) " Всегда радуйтесь... " (1 Фес. 5) " Апостол же приглашает всегда радоваться не всякого,но того,кто подобен ему самому,не живет уже во плоти,но имеет живущего в себе Христа... " (Свт. Василий Великий)Прп. Амвросий Оптинский: " Слова апостольские ясно показывают,что полезнее нам всегда радоваться,а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда,когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас,и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. " Если ошибаюсь-исправьте,но радость духовная бывает от умиления,которое приходит либо от покаяния,либо от благодарения и благоговения. Вика 9 сентября 2020, 12:25 Мы созданы для радости. Беседа матушки Домники: " Радость – это естественное состояние ангелов, и радость – это особенная, отличительная черта монахов, уподобляющихся ангелам в житии. Монахи – самые радостные люди на земле! И, как говорит старец Емилиан, единственное доказательство того, что мы принадлежим к чину монашествующих,– это радость неизглаголанная. Свт.Феофан Затворник: Радость в духе – всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Как обличительно для нас отсутствие радости духовной! Преп. Анатолий Оптинский: Монах должен быть всегда весел. Если не так, он живет не по-монашески "

http://pravoslavie.ru/133786.html

Эта Божественная благодать постоянно указывает ему правильный путь, в отличие от язычника (некрещёного), который этого, по большей части, лишён. Но христианин чувствует и большие угрызения совести, когда пренебрегает законом Христовым, так и то, что наказание его по смерти в случае окончательного уклонения будет более суровым. Например, какой-нибудь христианин и язычник могут проводить на земле одинаково безнравственную жизнь, воровать, обижать и прочее. Но христианин будет иметь более сильные угрызения совести по сравнению с язычником, а значит и языки адского пламени (укоры совести) будут жечь его немилосерднее по причине великого дара Крещения, который он презрел. А куда денется дар Духа Святого, который он получил в святом Крещении – тоже отправится с ним в ад? Он будет взят у него в момент смерти и передан достойным ( Лк.19:26 ). Нерадивый христианин по смерти будет рассечён надвое ( Мф.24:51 ), – а под этим рассечением подразумевается «конечное отчуждение от Духа» (Свт. Василий Великий . О Святом Духе, 16. 40), – и брошен в ад с язычниками. Так что без Святого Духа он не сможет больше призывать Господа ( Гал.4:6 ) и радоваться, по Псалтири: помянух Бога и возвеселихся ( Пс.76:4 ). Нечто подобное случится и со священниками, проводившими на земле греховную жизнь. Их священство не пойдёт с ними в ад, но тотчас по смерти Господь «рассечёт» их, отымет помимо всего прочего и священство, и они будут брошены в ад вместе с растленными язычниками, никогда не знавшими Господа. Погружённые в огонь Какой человек сможет выдержать, если его погрузить в пламень по шею?! И палец обожжёшь, не можешь найти себе места, а если представить, что всё тело будет вечно гореть в геенне! Вот так! А христиане в аду погружены в огонь полностью, с головой! «Сколь небо отстоит от земли, столь велик огонь внизу под ногами нашими и до самой головы, – сказал мучимый в аду языческий жрец преподобному Макарию Египетскому , – но под нами мучения ещё ужаснее, там христиане, презревшие Христовы заповеди. Мы, не знавшие Бога, ещё несколько помилованы, но познавшие Бога и отвергнувшие Его и не творящие воли Его находятся под нами» (Древний патерик, 3.38).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января). 2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября). 3 Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. 4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. 5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28). 6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: « Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4—5). 7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8). 8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51). 9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39). 10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22). 11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11). 12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95). 13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: « Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3). 14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Космографические вопросы не имеют для свт. Василия принципиального значения. Так, о «сущности» земли и неба, о соотношении их со стихиями (вещественными первоосновами мироздания) он говорит: «Исследование о сущности каждого существа, или подпадающего нашему умозрению, или подлежащего нашим чувствам, введет в толкование самые длинные и многосложные рассуждения, и при рассмотрении этой задачи нужно будет потратить более слов, нежели сколько можно сказать о каждом из прочих вопросов. Сверх того, нимало не послужит к назиданию Церкви – останавливаться на таком предмете. Но касательно сущности неба довольно для нас сказанного у Исаии, который в простых словах дал нам достаточное понятие о природе его, сказав: “Небеса исчезнут, как дым” (Ис 51:6), то есть для сотворения неба Осуществивший естество тонкое, не твердое, не грубое. И об очертании неба достаточно для нас сказано у того же Пророка в славословии Богу: “Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья” (Ис 40:22). То же самое правило предпишем себе и касательно земли: не любопытствовать об ее сущности, чтó она такое, не тратить времени на умствования, исследывая самое подлежащее, не доискиваться какого-то естества, которое лишено качеств, и само в себе взятое бескачественно, но твердо помнить, что все свойства, усматриваемые в земле, будучи восполнением сущности, входят в понятие бытия» . То же самое можно сказать о пространственном положении Земли во вселенной: «Посему советую тебе, оставив все это, не доискиваться и того, на чем земля основана. Если скажешь, что воздух подложен под широту земли, то придешь в затруднение, каким образом естество мягкое, заключающее в себе много пустоты, противоборствует такой тяжести, будучи ею сдавлено, а не расплывается во все стороны, убегая из-под гнета и непрестанно переливаясь на верх гнетущего. Опять, если предположишь себе, что вода под землею, то и в таком случае должен будешь спросить, отчего тяжелое и густое не погружается в воду, но слабейшим естеством поддерживается естество, столько превосходящее его тяжестью? Сверх того надобно будет найти опору и самой воде, и опять с недоумением спрашивать: на чем твердом или упорном лежит нижний ее слой? Если же предположишь, что другое тело, которое тяжелее земли, препятствует ей идти книзу, то должен будешь рассудить, что и для него нужно какое-нибудь поддерживающее тело, не дозволяющее ему падать вниз. Если же и для него можешь придумать какой-нибудь подкладень, то разум наш опять потребует подпоры и для сего подкладня. А таким образом пойдем в бесконечность, для находимых непрестанно оснований придумывая опять новые. И чем далее станем простираться разумом, тем большую принуждены будем вводить поддерживающую силу, которая бы могла противиться в совокупности всему на ней лежащему.

http://bogoslov.ru/article/6195506

инокиня Наталья -- Елене О 8 января 2021, 18:51 Меня простите)) Но не я дала заголовок материалу. У меня он назывался просто " Записки ризничей " . Впрочем, шаблоны в таких вопросах, действительно, отрицательную роль играют. В том числе и тем, что стремятся диктовать чужим монастырям свои уставы - да. инокиня Наталья -- Соне 8 января 2021, 12:39 Вам спасибо! Только что посоветовала одному рабу Божию набрать в поисковике " Старинные церковные облачения " и посмотреть картинки. Практически ничем не ограниченная свобода творчества))) Что Бог посылал, из того и шили... инокиня Наталья -- Игорю Александровичу 8 января 2021, 12:36 Думаете, свт. Василий Великий тоже сбился с пути? Ведь это ему Церковь обязана введением в богослужебный обиход разнообразных и великолепных облачений. Он же и теоретически обосновал это нововведение, говоря о красоте горнего Царства. Будьте поосторожнее с обобщениями... инокиня Наталья -- Антонию 8 января 2021, 12:32 Кратко говоря, вся та таблица богослужебных цветов, которую печатают ныне в " Богослужебных указаниях " , очень условна, и сложилась практика такого жесткого разделения цвета совсем недавно. Например, еще в начале ХХв. Великим постом в России могли служить в облачениях и синего, и темно-зеленого цвета. А 300-500 лет назад вообще служили в том, что Бог послал. Сохранившиеся в музеях облачения XVIIb. сложно бывает отнести к какому-то конкретному цвету: черное оплечье может соседствовать со сплошь золотой парчой, оранжевое - с серебряной. Зеленое оплечье +красно-белое поле +синий низ - компоновали без всяких комплексов)) Наберите в поисковике " старинные церковные облачения " и посмотрите картинки. Елена О 8 января 2021, 10:32 Я тугодум, простите. Статья не про разрыв шаблонов, а про в " ЧУЖОЙ монастырь со своим уставом не ходят " . Чужой он есть чужой. Вроде теперь как поняла. Спасибо за разъяснение. Этикет он и в Африке этикет, дипломаты это знают. инокиня Наталья -- Катерине 7 января 2021, 21:44 И потом - что значит: мне " некогда ответить толком " ? У нас каждую неделю полуторачасовая лекция-беседа для прихожан, где все эти вопросы обсуждаются. И если человек понял мои несколько фраз (а он понял, раз привел верный пример из практики Патриаршей службы), значит они были доходчивы. Хотя на Страстной седмице, конечно, никто ликбезовские беседы проводить не будет.

http://pravoslavie.ru/136577.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010