Вместо обуви, стяжи смирение (3,297). «Если настоятель отдаст тебя под начало брату, – наставляет Святой, – не подумай сказать в уме: “Я сын важных и знатных родителей, а он – сын незнатных и нищих, или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю сие”. Не рассуждай так, возлюбленный, ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще “ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных” ( Еф. 4,22 )» (2,88). Вместо щита, огради себя крестным знамением. «И не рукой только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие» (3, 298). Защита монаха именно в кресте Спасителя, с помощью которого он «избегает диавольских сетей» (2, 374). «Вместо лука, простри руки свои на молитву» – она пускает меткие стрелы в духовных врагов нашего спасения (3, 298). Молитва – это прочный духовный щит. «Необоримый щит монаху – Ангельское пение во устах его; смерть же монаху – сон, любимый более пения» (2, 376). «Доброе наследие» или дар монаху – целомудрие, девство, возносящие его на небо вместе с Илией в огненной колеснице (2,373,374). «Целомудрие монаха вознесет главу его и среди многих прославит его» (2,380). Согласно слову святого апостола Павла мирским дозволено вступать в законный брак, «а отрекшимся от мира – воздерживаться» (2,189). Пусть жизнь инока не будет «очерненной и не служит посмешищем для женщин, отягощенных грехами ( 2Тим. 3, 6 )» (2, 373–374). «Монах, блюди себя. Если впадешь в сети женщины, трудно будет тебе выпутаться из них» (2, 178). Дабы не случилось греха, «когда сподобишься одеяния монашеской жизни – не соглашайся на помыслы» (2, 86). «Похвала монаху нестяжательность» (1,81). Произвольное нестяжание – это «сокровище монаху» (2, 376), «бессмертная сила» его (2, 374). «В жизни мирской кто любит украшать тело свое и переменять одежды, тот пользуется славой у людей. А по нашему обету, кто пренебрегает сим и обращает внимание только на необходимую потребность тела, тот приобретает себе славу на небесах» (3,358).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

110 (374)). 2096 См. прил. 3. Не был ли этот Феодор поставлен тогда епископом в Галич, откуда, быть может, он и пришел в Москву с святителем Петром и где с 1331 г. действительно видим епископа Феодора (П. собр. р. лет. 3. 75 (351))? 2099 Там же. 3. 77, 82; 4. 57; 5. 220, 224 (351); Ник. лет. 3.160,179 (374); Степ. кн. 1. 442 (308); Карамз. 4. 334 (301); Григорьев. О достов. ярл. ханск. 80 (256). 2101 О патриархах и смутах в Константинополе – Oriens. Christian. I. 297–301 (448). О посольстве нашего князя и митрополита в Царьград – Ник. лет. 3. 186 (374). Феодор упоминается как Галицкий епископ еще в 1331–1334 гг. (Собр. р. лет. 3. 75 (351); Карамз. 4. Прим. 276 (301)). Но потом, в 1371 г. король польский Казимир и князья галицкие, испрашивая себе нового митрополита на Галич, в числе прежних Галицких митрополитов, и именно как митрополита последнего, называют Феодора (Acta Patriarchal. Constantinopol. 1. 577. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425)). 2103 Император мог разуметь здесь известную попытку галицкого князя «претворить Галич в митрополию», бывшую при избрании митрополита Петра. 2104 Все эти письма императора и патриарха см. в книге Acta Patriarchatus Constantinop. 1. 261–271. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425). В письме императора к митрополиту Феогносту упоминается и о тех обвинениях, которые последний не раз возводил на Галицкого епископа. 2109 П. собр. р. лет. 1. 230; 3. 85; 5. 228; 7. 217 (351); Ник. лет. 3. 201 (374); Степ. кн. 1. 444 (308). 2110 Житий святого Алексия или сказаний о нем известно до пяти. Первое, краткое, по всей вероятности, то самое, которое написал (Степ. кн. 1. 445 (308)) епископ Пермский Пятирим († 1445), встречается в рукописях (сборн. Новг. Соф. библ. в четв., XVI в. 410. Л. 376–379 об. (15)) и напечатано в П. собр. р. лет. 8. 26–28 (351). Второе, довольно обширное, составлено Пахомием Логофетом в 1460 г. (Опис. рукоп. Толстого. 1. 292. С. 185 (126, 297)), встречается и в рукоп. (Опис. Рум. муз. С. 204 (196, 246); сборн. моей библ. 4. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ad ann. 1338. 74, 75 (451). 2209 Плано-Карпичи. Собр. путеш. к татарам. 41–43, 134, 135 (393); Рубруквис. Voyage. P. 48, 76. Изд. Бержерона (452). 2210 Карамз. 4. Прим. 181 (301); Архим. Варлаам. Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. Отд. 3. С. 38 (241). 2212 О Беклемише см. Родословн. книг., напеч. во Временнике Моск. истор. общ. 10. 73 (370); Так же. Росс. родословн. сборн. кн. Долгорукова. Кн. 4. Пр. 17 (261). О Берке и Аредиче – Ник. лет. 7. 314 (374). О Чете, Серкизе и Олексе – Родосл. книг.– во Временнике. 10. 84, 93, 123, 157, 162, 195, 256 (370). О сынах Кульпы, из которых один назывался Михаилом, а другой Иваном – Ник. лет. 3. 212 (374); Карамз. 4. Прим. 391 (301). 2213 Сведения заимствованы из жития святого Феодора Ростиславича Смоленского, напеч. в Степ. кн. 1. 392–397 (308). В списке этого жития по сборн. моей библ. 14. Л. 8 (149) о посольстве епископа Феогноста в Царьград не говорится, но действительность посольства засвидетельствована летописями (П. собр. р. лет. 7. 174 (351); Ник. лет. 3. 68 (374); Карало. 4. Прим. 181 (301)). 2216 В житии прп. Пафнутия, напис. Вассианом, архиепископом Ростовским, повествуется: «И повелеваху православна держателе благочестивым агаряньскаго безбожна начялников, аще не приступять к благочестивей вере, сих повелеваху смерти предавати, от нихже един бе дед блаженного Пафнотиа: изволи благочестиа семена приати и, банею Божественаго крещениа породився от воды и Духа, Мартин наречен бысть, и тако живяше в всяком благочестии. Отец же святаго родися от сего Мартина благочестие и в святем крещении Иоанн бе имя тому» (сборн. моей библ. 100 ). 2218 О Спиридоне, родонач. Строгановых – Карамз. 9. 221 и прим. 651 (301). О Бахтые, Хидаре и Мамате – П. собр. р. лет. 5. 244 (351); Никон, лет. 4. 198 (374). О всех прочих – Родословн. кн. во Временнике. 10.114,189,190,199 (370); Восток. Опис. Румянц. муз. 492, 495 (246). 2219 Со всею подробностию изложено это в статье: Православие и русская народность в Литве, напеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236. 37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. Περι Αγου Πνεματος. Εξηγσεις. θηναι [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

...Приятен луг, приятен сад, но гораздо приятнее чтение Божественных Писаний. Там – увядающие цветы, а здесь – цветущие мысли; там – дыхание эфира, а здесь – веяние Духа; там служит оградою терновник, а здесь охраняет Промысл Божий; там – пение кузнечиков, а здесь – речи пророков; там – удовольствие от зрения, а здесь – польза от чтения; сад – в одном каком-либо месте, а Писания – во всей вселенной; сад подчинен переменам времен года, а Писания и зимою и летом украшены листьями, обременены плодами (свт. Иоанн Златоуст , 46, 409). Не столько имеет значение воскресение мертвых (для познания истины), сколько чтение Писаний (свт. Иоанн Златоуст , 46, 901). Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в Божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей (свт. Иоанн Златоуст , 47, 14). ...Будем заниматься чтением Божественного Писания с наибольшим тщанием... если и нет у нас наставника – человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит (свт. Иоанн Златоуст , 47, 374). Источник. ...Будем... совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу (свт. Иоанн Златоуст , 47, 374). ...Никакое время не может служить препятствием к чтению Слова Божия; не только дома, но и ходя по торжищу, и совершая путешествие, или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 376). Видя наше расположение к духовному знанию , Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум (свт. Иоанн Златоуст , 47, 376). Не будем же... пренебрегать чтением (Писания), но понимаем ли содержащееся (в нем), или не понимаем, (во всяком случае), будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти (прочитанное) и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум (свт. Иоанн Златоуст , 47, 376–377). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Наконец, свт. Филофей был прославлен в другом рукописном памятнике – это житие и последование службы свт. Филофею начала ΧΙΧ в. авторства неизвестного афонского монаха предположительно из монастыря Филофей. Данные тексты находятся в кодексах: в монастыре Пантелеймон 759 (6266), ff. 101–128 (только житие) и монастыре Св. Павла 26 (153), ff. 162–180 (житие и последование) 160 . Эти тексты жития и последования свидетельствуют об интересе ученого афонского монашества к возрождению памяти свт. Филофея. Автор этих текстов, как отмечает М. Митреа, не был осведомлен о существовании текста последования конца XIV в., но использовал другие источники, например, житие прп. Саввы Нового, мемуары имп. Иоанна V Кантакузина, Томос Любви Досифея II Нотары и Церковную историю митрополита Афинского Мелетия. В конце жития XIX в. автор ссылается на некоторые произведения свт. Филофея (Коккина): антирретики против Никифора Григоры, последования вмч. Димитрию Солунскому и свт. Григорию Паламе , житие прп. Саввы Нового, каноны Пресвятой Богородице и прочие песенные последования. Согласно этому житию, свт. Филофей умер в преклонном возрасте и похоронен в монастыре Акаталипт, где от его мощей, как сообщается в тексте, произошли многочисленные чудеса исцелений. В отличие от последования XIV в. текст XIX в. ставит память свт. Филофея на 11 октября и 5 Неделю Великого Поста. 11 октября в Краткой византийской хронике, отмечает автор монографии, был днем, когда свт. Филофей вновь взошел на патриарший престол в 1364 г. (см. прим. 289:325). М. Митреа, подходя к концу 1 части своей монографии, завершает тему церковного почитания свт. Филофея описанием современной ситуации: «сегодня память свт. Филофея (Коккина) в Греческой Православной Церкви празднуется 11 октября. В Фессалонике в посвященном свт. Григорию Паламе новом митрополичьем соборе на фресках свт. Филофей тематически связан и изображается со свт. Григорием. В боковом приделе покоятся мощи свт. Григория, а справа от входа, на стене, изображен свт. Филофей, обращенный к раке своего учителя и как будто ее охраняющий. Известно, что фрески в этом приделе были выполнены по заказу ныне покойного профессора Цамиса, издателя житий свт. Филофея, посвященных солунским святым. Кроме этого, полноразмерные фресковые изображения Паламы и Коккина украшают северо-восточную колонну напротив иконостаса этого собора» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 30. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 31; Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Там же. С. 155. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу тридесять второй недели. О молитве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 353. – Ср.: Дух молитвы новоначального 8//Творения. Т. 2. С. 161. См., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Введение//Приношение современному монашеству. С. 375; О слезах//Творения. Т. 1. С. 193; О евангельских блаженствах//Там же. С. 521. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10, 12. Мф. 12:43; Лк. 11:24. – См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 10. Там же. С. 57. – Ср. в аскетическом контексте: «В сердечный храм, оставленный Духом Божиим, входят лукавые духи...» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Плач инока. Статья II//Приношение современному монашеству. М.: Изд. им. свт. Игнатия Ставропольского, 2001. С. 423). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. М.: Правило веры, 1993. С. 134. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 55. Там же. С. 58. Ср., напр.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 46. С. 320-321. Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 1-й: О молитве Иисусовой вообще//Творения. Т. 1. С. 212-213. – Конечно, в христианине при молитве его могут действовать и подлинно благие помыслы и ощущения, происходящие от крещальной благодати и приносимые Ангелом Хранителем, о чём свт. Игнатий также говорит в цитируемом месте, объясняя и отличие их от помыслов и ощущений падшего естества и бесовских. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти//Творения: в 7 т. Т. 3. С. 166. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 152-153, 154. – Ср.: «Вникавший в свое состояние и в состояние всего рода человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о времени, с которого началась болезнь сына: рече: издетска » (Мк. 9:21) ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 143).

http://bogoslov.ru/article/6176871

В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились. В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

7 . Какие канонические определения и мнения свт. Василия, принятые полнотой Православной Церкви, вы знаете? 3 .1.3. Свт. Григорий Богослов. Учение о Св. Троице; полемика с арианством. Богопознание. Раскрытие православной христологии и сотериологии в полемике с Аполлинарием. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Григорий Богослов //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Богослов . Слово на Пасху. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия? 2 . Охарактеризуйте значение богословских терминов «природа», «сущность», «лицо», «ипостась» в учении свт. Григория Богослова . 3 . Каково учение свт. Григория о богопозании? 4 . Приведите основные аргументы свт. Григория в его христологической полемике против Аполлинария. 5 . Какова была роль свт. Григория в работе II Вселенского собора? 3 .1.4. Св. Григорий Нисский. Триадология, полемика с арианством. Космология, христология, сотериология. Восхождение на гору богопознания и образ Моисея: мистическое богословие. Аллегорическое толкование «Песни Песней». Учение об именах. Антропология по труду «Об устроении человека». «Большое огласительное слово». Особенности эсхатологии. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Григорий Нисский //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея Законодателя. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий Нисский ? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия и свт. Григория Богослова? 2 . Как свт. Григорий обосновывает единство Лиц Пресвятой Троицы? 3 . Охарактеризуйте мистическое богословие свт. Григория. В каких творениях свт. Григория это учение выражено ярче всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Хотя основная тематика данной конференции посвящена творчеству свт. Иоанна Златоуста , полагаю, что не будет совсем неуместным, поговорить сегодня о творчестве свт. Евлогия Александрийского. Между ними, при всем различии и в том числе хронологическом (в 2 столетия), можно найти пусть и далекие, но все же параллели. Все мы прекрасно знаем, что в этом году круглая дата – исполняется 1600 лет со дня кончины свт. Иоанна Златоуста . Совершая память свт. Евлогия мы тоже празднуем круглую дату. В этом и следующем году исполняется 1400 лет со дня кончины свт. Евлогия Александрийского. Он скончался по разным сведениям в 607–608 гг. 13 февраля по старому стилю, 26-го по-новому. Так что праздновать его память мы можем два года. Дальнейшие сходства еще более тесные: свт. Иоанн Златоуст был выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Константинополе. Свт. Евлогий Александрийский был тоже выходцем из Антиохии и ставленником на другой кафедре – в Александрии, но рукоположен был также, как и Иоанн Златоуст в Константинополе. Если свт. Иоанн Златоуст был кафедральным проповедником в Антиохии до своего рукоположения, то свт. Евлогий Александрийский был игуменом Богородичного «Юстинианова» монастыря в Антиохии и как ревнитель православия, был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха (J. Maspero. P. 259), а также возглавлял странноприимный дом (ξενοδοχεου) (Joan. Eph. Hist. eccl. I, 40). То есть их церковные должности были весьма близки. Каждый из них был, до своего архиерейского рукоположения, «правой рукой» своего епископа. И тот и другой писали на экзегетические темы, писали против еретиков (в частности против новациан и иудеев). Впрочем, на этом сходства заканчиваются. У свт. Евлогия мы не встретим ни такого огромного объема сочинений, как у Иоанна Златоуста (даже то, что дошло от него – сохранилось в отрывках и пересказе свт. Фотия). У свт. Евлогия нет собственно экзегетических творений, как у свт. Иоанна, вся его экзегетика вкраплена в его богословие, у него почти нет сочинений нравственно-назидательного и аскетического характера. Зато у него есть то, что отличает его от Иоанна Златоуста – мощный пласт христологической проблематики – полемики против монофизитов, характеризующейся скрупулезной аналитикой богословских категорий (ипостась, природа, свойство и др.), о чем у свт. Иоанна возможно не было склонности теоретизировать. И конец их жизни был разным – свт. Иоанн скончался в ссылке, а свт. Евлогий – на своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlogij-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010