На входе – «…во Иордане крестивыйся…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4й: «Благословен грядый во Имя Господне…», стих: «Исповедайтеся Господеви…»; и святителей, глас 7й: «Честна пред Господем…». Аллилуиарий – праздника, глас 4й: «Принесите Господеви…», и святителей, глас 2й: «Священницы Твои облекутся…». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32й седмицы. В Неделю 33ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32й Недели (о Закхее). В седмицу 34ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия…», и святителей: «В память вечную…». Отпуст: «Иже во Иордане…». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103й псалом читается, а не поется.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Афанасий Великий , свт. Творения. В 4-х т. М.: Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репр.: 1902–1903). Т. 1, 2. Василий Великий , свт. К Григорию брату [О различении сущности и ипостаси]//Он же. Творения. В 3-х т. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1911. Т. 3. С. 51–58. Василий Великий , свт. О Святом Духе//Там же. Т. 1. Василий Великий , свт. Творения. В 5-ти т. M., 1846 (репр.: М.: Паломник, 1993). Ч. 3. Василий Великий , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. Григорий Назианзин , свт. Слово 45//Он же. Творения в 6 частях. М.: Тип. Августа Семена, 1844. Ч. 4. Григорий Нисский , свт. Догматические сочинения. В 2-х т. Краснодар: Изд-во Текст, 2006. Т. 1. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Изд-во Axioma, 2000. Григорий Палама , свт. Об исхождении Святого Духа/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). Краснодар: Изд-во Текст, 2006. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб.: Изд-во Наука, 2004. Дионисий Ареопагит , свт. О Божественных именах. О мистическом богословии/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Глагол, 1994. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. Добротолюбие избранное для мирян. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Полтавская епархия, 1996. Епифаний Кипрский , свт. Панарион//Творения св. Епифания Кипрского . В 6-ти частях. М.: Тип. В. Готье, 1862–1884. Ч. 5. Ефрем Сирин , прп. Толкование на Послание св. апостола Павла к Римлянам//Он же. Творения. В 8-ми т. Сергиев Посад: Тип. ТСЛ, 2007. Т. 1. Иоанн Дамаскин , прп. Диалектика или Философские главы//Он же. Полное собрание творений. СПб.: Изд. Духовной Академии, 1913. Т. 1. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Там же. Иоанн Дамаскин , прп. О ста ересях вкратце/Пер. с греч. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова , А. И. Сарагды, Н. И. Сарагды//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. М.: Изд-во Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2-я пол. IV в. стала «золотым веком» для христ. К. В это время здесь жили выдающиеся отцы Церкви, к-рые создали значительный корпус сочинений на богословские, философские, полемические темы, канонические трактаты, а также письма, по к-рым история христиан в К., их образ жизни в IV в. могут быть воссозданы в большой полноте. Жизнь св. капподакийских отцов стала образцом для христ. культуры Византии и многих других правосл. стран. Событийную основу «золотого века» К. составляет история 2 семей христиан, зажиточных и влиятельных выходцев из Кесарии и провинциального городка Назианз, связанных многолетней дружбой, совместными подвигами благочестия, борьбой за формирование и торжество православного вероучения. Первая семья жила в основном в Назианзе и крупном имении Арианз неподалеку. В кон. 20-х гг. IV в. еп. Леонтий Кесарийский рукоположил епископом Назианза свт. Григория , известного гражданина этого городка и владельца Арианза ( Greg. Nazianz. Or. 18. 6-8, 15; 43. 37; Idem. De vita sua. 41-56, 345, 494-517; Idem. Epitaphia in Patrem//PG. 38. Col. 38-43). По-видимому, свт. Григорий стал первым в истории епископом в Назианзе; до этого небольшой местной общиной скорее всего руководил пресвитер. Своим детям св. Григорий и его жена Нонна привили любовь к христ. вере. Их дочь, Горгония, известна своим благочестивым девственным образом жизни и причислена к лику святых; младший сын, Кесарий, стал врачом и переехал из К. в К-поль († кон. 70-х гг. IV в.); старший сын, свт. Григорий Богослов (ок. 329 - ок. 390), пошел по стопам отца и по сути наследовал епископскую кафедру Назианза после смерти св. Григория Старшего ок. 374 г. ( Sozom. Hist. eccl. VI 17). Двоюродным братом св. Григория Богослова был свт. Амфилохий (ок. 340-345 - после 394). Он родился в Диокесарии в К., получил образование адвоката и в 374 г. был рукоположен во епископа Икония, митрополии соседней с К. пров. Ликаония. Одним из инициаторов хиротонии свт. Амфилохия был свт. Василий Великий, к тому времени уже епископ Кесарии. Зная о богословских талантах св. Амфилохия и поддерживая его в этих устремлениях, ок. 370 г. свт. Василий именно ему посвятил свой трактат «Послание о Св. Духе», ставший основой правосл. вероучения о Св. Троице.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Так возникли епархии в Ниссе, Сасимах и Иконии. На первую кафедру в 372 г. был поставлен младший брат свт. Василиясвт. Григорий, а на вторую, в том же году, вероятно перед Пасхой  — его ближайший друг, соученик по Афинской академии и сподвижник по понтийскому уединению свт. Григорий Богослов. Иконийскую кафедру в 374 г. занял двоюродный брат Богослова, свт. Амфилохий . Подробности своей епископской хиротонии свт. Григорий описал в ряде Слов: 9, 10, 11 и 12. «Уступив не убеждению, но принуждению»  своего отца и лучшего друга, святитель, несмотря на внутренние сомнения и нерешительность, все же принимает сознательное решение стать первым и, как станет лишь впоследствии известно, единственным епископом соседнего Назианзу захолустного городка Сасимы . В одном из стихотворений святитель Григорий так описывает причину своей епископской хиротонии: Но когда не станет на свете родителей, Тогда у меня будут все причины оставить дела И приобрести от бездомной жизни То преимущество, что я стану гражданином всякого места. Он слышал это и хвалил мое слово, Однако же насильно возводит меня на епископский престол, Вместе с отцом, который уже во второй раз запнул меня в этом . Незначительность этой новой кафедры подчеркивал в одном из своих писем и сам свт. Василий Великий, считая, однако, что духовные дарования его друга способны «и малое сделать великим» . Поставляя свт. Григория на эту кафедру, свт. Василий, с одной стороны, открывал новую административную единицу в своей митрополии, с другой — давал возможность своему другу помогать отцу в управлении епархией Назианза, т. к. последний находился совсем близко от Сасим. Как справедливо замечает Ж. Бернарди, такой выбор гарантировал и относительное спокойствие в регионе: если бы Сасимы находились на территории другой епархии, то возглавлявший ее епископ не замедлил бы заявить протест . Свт. Григорий Старший (отец свт. Григория Богослова) был единственным, у кого, по понятным причинам, не было повода противиться действиям свт. Василия Великого.

http://bogoslov.ru/article/6170568

Взгляды Аполлинария вызвали острые дебаты, развернувшиеся в основном уже после смерти свт. Афанасия (373 г.). Забегая вперед, скажем, что Аполлинарий и его учение были осуждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.), однако его многочисленные ученики совершили ряд подлогов, чтобы сохранить его учение: его сочинения размножались и надписывались уважаемыми именами, такими как св. Григорий Чудотворец, свт. Афанасий, свв. папы римские Юлий, Дионисий и Феликс. Жертвами этих подлогов стали многие отцы Церкви, в том числе и такой человек, как свт. Кирилл Александрийский. 2. Вернемся к ситуации, сложившейся после кончины свт. Афанасия. Его место заняли Великие Каппадокийцы: свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (младший брат свт. Василия), Амфилохий Иконийский с их друзьями и единомышленниками. Никогда в Церкви не было такой блестящей богословской плеяды в одном поколении. Свт. Василий (329–79) родился в аристократической христианской семье. Его бабка св. Макрина была исповедницей веры, его сестра, тоже св. Макрина, была ученой монахиней, два брата стали епископами. С 18 лет Василий учился в Константинополе у знаменитого софиста Ливания, а потом поехал учиться в престижный Афинский университет (это была Академия, основанная еще Платоном). Там он подружился со свт. Григорием Назианзиным (Богословом) и познакомился с будущим императором Юлианом Отступником, державшимся, по словам свт. Григория, нелюдимом. Вернувшись домой, Василий крестился в 354 г. (25 лет). Около года он предавался строгому аскетизму, путешествовал в Сирию и Египет. Примерно год спустя он основал вместе со свт. Григорием и несколькими другими друзьями-единомышленниками монастырь, имевший несколько интеллектуально-аристократический характер. Друзья совместно молились, читали Писание и отцов. В частности, они прилежно изучали Оригена и даже опубликовали антологию из его писаний под названием “Филокалия” (“Добротолюбие”). В 360 г. Василий был поставлен в чтецы, а затем рукоположен в пресвитеры, а в 370 г. избран митрополитом Кесарии Каппадокийской. Василий вырос среди омиусиан (подобосущников). Ему предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для них. Чтобы сплотить силы Православия, свт. Василий вступил в переписку со свт. Афанасием и с папой Римским Дамасом. Он пытался убедить Рим признать в антиохийском расколе права Мелетия, а не Павлина, ибо хорошо понимал всю богословскую правоту Мелетия. Но увы, в Риме он встретил только узколобое непонимание.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

В седмицу 34ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф. от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане…». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1й: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория). По 2м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь...» (см. в службе свт. Григория). По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время...» (см. в службе свт. Григория).

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

 Литература 1 . Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 1. 2 . Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис. (Репринт по изд.: М., 1901). Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.    3. Арсений (Жадановский) , еп. Из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском . М.: ПСТБИ, 1995. 4 . Афанасий Великий , свт. Синопсис//Христианское чтение. 1841, 24. 5 . Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 6 . Афанасий (Сахаров) , еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. 7 . Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 8 . Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 9 . Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н. Новгород, 1995. 10 . Василий Великий , свт. Десятая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10. html. 11 . Василий Великий , свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972. 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html. 12 . Василий Великий , свт. Творения. М., 1991–1993. Ч. 1. М., 1991; Ч. 2. М., 1993; Ч. 4. М., 1993. 13 . Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский) : Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 14 . Григорий Богослов , свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 15 . Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 16 . Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 17 . Григорий Нисский , свт. О надписании псалмов. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 18 . Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 19 . Григорий Нисский , свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 20 . Грилихес Леонид , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Альфа и Омега. 2005. 2/43.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

344 об.); 56) какон певаем за князя и людий внегда на рать исходити против ратным (183–188), 57) устав служб сентября 27 и апреля 17 – Зосиме и Савватию Соловецким (189–190); 58) устав службы июня 2 – Иоанну Сочавскому (190); 59) служба к Господу Иисусу Христу за болящаго (191–194 об.), без конца: обрывается на евангельском чтении по 6 песни канона. 591. Сборник богослужебный , в четвертку, 750 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Чистые листы 374 а и 374 б. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь Следованная от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду». Состав: 1) псалтырь с библейскими песнями (1–188); кафизма 17-я неполна: нет листов между листами 143 и 144, 149 и 150; 2) вследование имеяй службу нощную и дневную по уставу иже в Иерусалиме святые лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы (188 об.– 374); заключает в себе следующие последования: полунощниц: вседневной, субботней и воскресной, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов изобразительных и панагии, вечерни, великой и малой повечерниц (188 об.– 262); вели светильника Иоанна Златоустаг о молитвы молебныя часом нощным и дневным и келейиня молитвы инока «егда должно есть спати» (270–276); тропари воскресные, богородичны и ипакои восьми гласов (276–280 об.); тропаря и кондаки дневные, богородичны и крестобогородичны, троичны восьми гласов, светильны и богородичны на каждый день седмицы (280 об.–291 об.); правило внегда случится кому искуситися во сне от осквернениа по действу дьяволю (292–298); вследование о избавлении блуда (298–299 об.); тропари и кондаки от недели мытаря и фарисея до недели Всех Святых с последованиями великой субботы и в неделю Пасхи (300–338); сказание о воздвижении Пресвятыя Богородицы (338 об.–340); о житии рекше и пощении и разрешении всего лета (340–345); Блаженны по вся воскресения, по вся субботы и по вся дни с апостольскими и евангельскими чтениями (345–355 об.); стихиры и седальны по вся дни (356–360) и канон по вся дни Спасу и Пречистой Его Матери и Всем Святым, гласа 6-го (360–374); 3) величания о избранными из псалмов стихами на праздники Господские, Богородичные и святых (375– 402); 4) месяцеслов с тропарями и кондаками и отчасти с замечаниями о трапезе и звоне (403–679).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010