Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (8: 51–58). Это сопоставление Христа и Авраама раздражает иудеев: Господь не только говорит, что от Него и верности Ему зависит их вечная жизнь, но и что Он больше всех ветхозаветных праведников, потому что они все умерли, а Он имеет в Себе вневременное бытие: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» – чем означает присносущность Своего бытия, независимого от времени. Загадочные слова 56-го стиха о уже увиденном Авраамом дне Христа свт. Иоанн Златоуст объясняет как явление Аврааму тайны Страданий Христовых: «И под днем разумеет здесь день креста, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака. Этим показывает, что не по неволе идет на страдание, потому что хвалит того, кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной» 310 . Не вынося более слов Христовых, считая Его святотатцем за то, что Он называет Себя равным по чести с Богом, иудеи хватают в руки камни, дабы побить Его: «Взяли каменья, чтобы бросить на Него». Однако Христос «скрылся и вышел из храма, пройдя среди них, и пошел далее» ( Ин. 8: 59 ), то есть Иисус сделался невидимым и прошел сквозь жаждавшую Его смерти толпу. Последняя часть беседы и тяжкое обвинение иудеев – в Исходе усыновленных Богу, в усыновлении диаволу – показывает, что их противостояние Христу – это не частная проблема еврейского народа. Нет причин думать: вот иудеи такие плохие, а мы хорошие. За отвержением Христа иудеями стоит общечеловеческое отношение к Богу: в основе неверия лежит любовь ко греху. 3.6. Исцеление слепорожденного В одну из суббот 311 выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Обращаясь к Христу, они спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» ( Ин. 9: 2 ). Иисус Христос ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9: 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Таким образом, мы вновь стоим перед начатками раскрытия темы ипостасного единства природ. Свт. Григорий Богослов h11 Терминология апофатичного троичного богословия Свт. Григорий, рассуждая о терминах, употребляемых в описании Троичной тайны, говорит, что благочестиво исповедовать в Троице единую сущность и славу, или «светлость» (μοοσια, μδοξα), соответственно одной природе Божества (τν φσιν δηλο τς θετητος), и три бесконечные, равночестные ипостаси, или три лица (πρσωπον), притом каждое – со своими свойствами (τν τριν διτητας) 306 . При этом ипостасные свойства, или идиомы, остаются неподвижными, не переходящими от одной ипостаси к другой при тождестве общей сущности 307 . Можно сказать, что свт. Григорий Богослов выстраивает равновесие между единством и троичностью, «разделяя» ипостаси по свойствам и «соединяя» по Божеству, одновременно в одно не смешивая Трех и Единого не деля на три 308 . Он отмечает, что латинский язык не позволяет различить термины «сущность» и «ипостась», и потому прибегает к термину «πρσωπον» для обозначения лиц. Однако Савеллий, например, тоже учил о трех лицах (πρσωπον) в Боге, при этом нечестиво смешивая три ипостаси в одну, а ариане искажали учение о трех ипостасях, говоря о них как о трех сущностях. Т. е. фактически возможно превратное применение любого из терминов, ведущее или к «злому соединению», или к «лукавому делению» единого трех-ипостасного Божества, к отступлению от «среднего и царского пути» 309 . Ибо Бог , как апофатически выражается свт. Григорий, «разделяется нераздельно» и «соединяется, пребывая разделенным», а Св. Писание одновременно «различает ипостаси» и «сводит воедино» 310 . Поэтому мысль человека вынуждена обращаться от единства ипостасей по сущности к различию их по свойствам и вновь возвращаться к их природному единству 311 . Монархия Отца как принцип равновесия троичности ипостасей и единства сущности Единство Божества при исповедании троичности ипостасей соблюдается, по мнению свт. Григория Богослова , благодаря причинности, или монархии (единоначалию), Отца 312 , понимаемой вневременно и бестелесно. При единстве такой Причины, или Начала, постулируются одновременно единство и троичность; монархия Отца и единосущие трех ипостасей предполагают и дополняют друг друга 313 . Ипостаси Сына и Духа «от Отца» имеют бытие от Него (ξ, κ το, παρ το Πατρς), равные Отцу по сущности 314 , почему Отец и называется «основанием» (ατα) Божества, созерцаемого в Сыне и Духе 315 . Но одновременно Сын и Дух – «иные», отличные в самом акте происхождения своего. «Мы чтим монархию», говорит свт. Григорий, но не монархию, описываемую как «единство лица», а состоящую в «равночестии природы» ипостасей 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Поэтому свт. Григорий Нисский руководствуется прежде всего Свящ. Писанием и Св. Преданием в своих попытках проникнуть разумом в тайны христианской веры. Он полагает, что в отличие от философов, которые полностью свободны в своих исследованиях и могут утверждать все, что захотят, христианские богословы ограничены в своих изысканиях, поскольку они «пользуются Свящ. Писанием как мерилом и законом всякого догмата (καννι παντς δγματος κα νμ) и, сообразуясь с ним, необходимо признают лишь то, что согласуется с намерением Писаний» 308 . В богословии «надежный критерий истинности всякого догмата (κριτριον σφαλς τς ληθεας π παντς δγματος) есть богодухновенное свидетельство», то есть свидетельство Свящ. Писания 309 , которое есть «закон (νμος) для читающих его» 310 . Наш разум и рассуждение ( λγος) должны руководствоваться Свящ. Писанием (δι τς γας γραφς δηγομενος) 311 . В свою очередь, догматы , открытые в Свящ. Писании, богослов должен «созерцать верой» (θεωρεν δι πστεως) 312 , и сделать благочестивую веру руководителей своей жизни (γεμνα το βου τν εσεβ πστιν) 313 . По мнению свт. Григория Нисского , к Богу можно приблизиться только при посредстве веры (πστεως μεσιτευοσης), которая соединяет исследующий разум (τν πιζητοντα νον) с непознаваемый Естеством. Бог вменяет людям в праведность не знание, а веру, поскольку знание носит эмпирический характер и соотносится только с тем, что познаваемо; христианская же вера не такова, ибо она есть основание (πστασις) не того, что познается, а того, на что надеются 314 . Вера делает нашим то, что ускользает от нашего постижения (τ διαφεγον τν κατανησιν μν), своей собственной крепостью поручаясь за невидимое (τ μ φαινμενον) 315 . То, что недоступно нашему постижению, мы должны «познавать верою» (πστει νοομεν) 316 . Свт. Григорий Нисский полагает, что вера необходима даже в процессе естественного познания: ведь всякое рассуждение, отправляясь от ясного и известного всем, прилагает веру к спорным предметам; и что-либо из сокрытого может быть постигнуто только в том случае, если то, с чем мы соглашаемся (τ μολογομενα, то есть принимаем на веру), будет руководить нами на пути к познанию неизведанного 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

а) «Образование личности» Одной из распространенных богословских неточностей русских мыслителей XIX – начала XX вв. в представлениях о человеческой личности, которая унаследована и некоторыми современными мыслителями 309 , стало мнение о том, что личность, как богословская категория, возникает в человеке лишь в определенный момент его развития. Одни увязывали появление личности с пробуждением в человеке сознания как такового, другие – с пробуждением в нас духовной жизни. Так, например, у Болотова мы находим размышления, которые при чрезмерном сближении понятий «личности» и «самосознания» приводят к выводу, что якобы «в первые дни эмбриональной жизни человека не может быть речи ни о его личности», как и ни о «его самосознании» 310 . Если с утверждением, что человеческое самосознание «включается» с определенного времени развития человека как целого, еще можно согласиться, то отказ усвоить богословское понятие личности эмбриону представляется непоследовательным и неверным. Здесь сказывается определенная богословская непоследовательность. Поскольку личность неразрывна с природой, что прекрасно знал и сам Болотов, то ясно, что она не может появляться в какой-то момент развития природы, но присуща этой природе и существует в этой природе изначально. Однако у свт. Феофана Затворника мы обнаруживаем размышления об «образовании верующей личности» после определенного приготовительного периода. Это «образование» личности «производится», согласно мысли свт. Феофана, «благодатию Святаго Духа в таинстве крещения» 311 . Прот. Аквилонов также прибегает к выражению об «образовании» и «рождении христианской личности» в процессе земной жизни. Несмелов считает возможным говорить о том, что человек буквально «создает в себе то живое ядро, развитием которого действительно образуется из него более чем вещь» 312 . Отметим, что выражения «организация личности» 313 или «формирование личности» могут и должны быть приняты в богословский арсенал с целью отразить постепенное возрастание человека как целостного единства природы и личности. Однако все высказывания, могущие подтолкнуть к мысли о появлении личности в человеке не одновременно с появлением его природы, а в какой-либо более поздний момент, должны быть оценены как богословски неправомерные. b) Смешение понятий личности и души или духа в человеке

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВСЕВИЙ РИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 26 сентября (Итал. , Зап. ) Согласно Liber Pontificalis, Евсевий был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления императора Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, который впоследствии принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак . Связь еп. Евсевия с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил император Максенций (306-312). Старший август Максимиан Галерий (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в официальных списках римских императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневековом предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны еп. Евсевию В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского , сообщается, что папа крестил юного Евсевия и нарек его своим именем. Еп. Евсевию приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины , является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о шести годах епископского служения еп. Евсевия, который занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт. Маркелла I (между 308 и 310). Таким образом, шесть лет понтификата еп. Евсевия противоречат известной по другим источникам хронологии, т. к. в 312 г. кафедру несомненно занимал свт. Мильтиад. В ряде рукописей Liber Pontificalis наблюдается попытка исправить эту неточность, заменив цифру VI цифрой II. В Хронике Евсевия-Иеронима говорится о семи месяцах епископата Евсевия, ошибочно датированного 305-306 гг. Наиболее вероятной представляется хронология, приведенная в Каталоге Либерия (вторая половина IV в.). Кончина папы Маркелла указана под 310 г. (постконсулат Диоклетиана X и Максимиана VII), вступление на кафедру Евсевия датировано 18 календами мая (18 апреля). Согласно Каталогу Либерия, понтификат Евсевия длился 4 месяца и 16 дней и окончился 17 августа. Однако в таком случае 16 дней оказываются лишними, возможно это количество дней, прошедших от изгнания из Рима до его кончины. В «Depositio episcoporum» память Евсевия помещена под 26 августа с указанием на его захоронение в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге.

http://drevo-info.ru/articles/13672253.h...

· Обязательства имп. Иоанна V перед Западом; · Роль свт. Филофея в переговорах об объединении Церквей. 5 глава (С. 135–154) – Собор 1368 г. против Прохора Кидониса: · Поднятие Прохором исихастского вопроса; · Собор 1368 г.: o Ход собора; o О праздновании памяти свт. Григория Паламы ; o Постановление собора; o События после собора. Окончательное осуждение Прохора; o Мнение Димитрия Кидониса; o Выводы. 2 часть монографии посвящена сочинениям свт. Филофея. Д. Цендикопулос классифицирует и рассматривает следующие произведения святителя: Ë Догматико-полемические (С. 157–242): o 2 Слова против Акиндина о Фаворском Свете; o Томос 1351 г.; o Исповедание православной веры; o 15 антирретиков против Никифора Григоры; o Томос 1368; o Анафематизмы и макаризмы; o 14 глав против ереси Варлаама и Акиндина; o Письмо к Петриоту; o Святогорский томос. Ë Агиографические (С. 243–310): o Слово о прпмц. Анисии; o Краткое житие прп. Никодима; o Житие прп. Саввы; o Слово о прп. Онуфрии; o Энкомий сщмч. Фоке; o Житие патриарха Исидора Константиновольского; o Житие прп. Германа (Марулиса); o Слово о свт. Григорие Паламе ; o Слово о вмч. Димитрие; o Слово о 3 святителях; o Гомилия на Успение Пресвятой Богородицы; o Слово о святых Апостолах; o Житие прпмц. Февронии; o Слово о всех святых; o Слово о свт. Николае. Ë Экзегетико-гомилетические (С. 311–324): o Экзегетические слова на Ветхий Завет : § 2 Слова на пс. 37; § 3 Слова на Притч. 9.1 ; o Экзегетические слова на Новый Завет : § О заповедях блаженства; § В Неделю о скорченной жене. o Гомилии. Ë Поэтические – литургические (С. 325–350): o Последования служб: § Свт. Григорию Паламе во 2 Неделю Великого Поста; § Свт. Григорию Паламе 14 ноября; § Всем святым; § 630 отцам IV Вселенского собора; o Каноны: § Каноны святым и праздникам: ü Всем святым; ü Свт. Николаю; ü 2 канона вмч. Димитрию; ü Свт. Иоанну Златоусту ; ü Вмч. Георгию; ü 3 святителям; ü На Воздвижение Честнаго Креста; ü 3 канона свт. Григорию Паламе . § Каноны ко Христу и Богородице: ü Просительный канон Иисусу Христу и Богородице в засуху;

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ [лат. Eusebius] († 17.08.309?), свт. (пам. зап. 17 авг.), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310) (An.Pont. 2007. P. Согласно Liber Pontificalis , Е. был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления имп. Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, к-рый впосл. принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь Е. с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил имп. Максенций (306-312). Старший август Галерий Максимиан (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в офиц. списках рим. императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневек. предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны Е. ( Petr. Natal. CatSS. VIII 122). В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского (BHL, N 2748-2749), сообщается, что папа крестил юного Евсевия (впосл. епископ Верцелльский) и нарек его своим именем. Е. приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины (BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946), является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о 6 годах епископского служения Е., к-рый занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт.

http://pravenc.ru/text/187305.html

Продолжая укреплять позиции исихазма, свт. Филофей в 1365–1367 гг. ведет разбирательство о догматических воззрениях Прохора Кидониса. Этот вопрос патриарх сначала поручил еп. Феофану Никейскому , но потом дело Прохора передал игумену Великой Лавры, Иакову Трикане, который был следующим на этом посту после свт. Филофея 309 . Прохор тогда находился именно в Великой Лавре и своими речами смущал афонских монахов. Несогласные с его взглядами монахи написали патриарху Филофею письмо с просьбой выслать им анафематизмы против Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, чтобы внести их в монастырский синодик в неделю Православия, и святитель отправляет их в конце 1366 или 1367 г. 310 В период между концом февраля и 4 марта 1368 г. свт. Филофей издал Синодальное решение, в котором официально закреплялся день празднования и практика ежегодного поминовения свт. Григория Паламы в Великой Церкви Константинополя 311 . А в апреле 1368 г. Константинопольский Синод канонизировал свт. Григория и осудил Прохора Кидониса. Томос этого собора был написан самим свт. Филофеем (Коккиным). Текст данного Синодального томоса сообщает, что перед канонизацией как патриарх Филофей, так и Каллист проводили подготовительную работу: занимались поиском свидетельств тех чудес, которые совершались по молитвам свт. Григория Паламы . Так, например, патриарх Каллист по указу вдовствующей императрицы Анны Савойской, находившейся в то время в Фессалонике, писал викарным епископам и церковным чиновникам этого города, запрашивая письменные свидетельства тех людей, с которыми произошли чудеса. Подобным образом свт. Филофей запрашивал информацию о чудесах свт. Григория у великого эконома Фессалоникской митрополии, а тот прислал в ответ святителю клятвенные свидетельства от тех, кто получил чудесную помощь по молитвам этого святого. Выборочно эти свидетельства были включены свт. Филофеем в текст жития свт. Григория. В 1374 г. патриарх Филофей через свое посла, чиновника константинопольского патриархата и имперской администрации диакона Георгия Пердику 312 отправил прп. Сергию Радонежскому дары: крест-мощевик с мощами 40 мучеников севастийских, новых литовских мучеников Афанасия, Евдокии, Елевферия и Феодосии-девицы, с частицей Животворящего креста 313 , который хранится теперь в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, параман, схиму и грамоту с благословением ввести в монастыре преподобного общежительный устав 314 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

293-301 ГРАЦИАН [Цезарь Флавий Грациан Август] (359 - 383), имп. Зап. Римской империи (375-383), старший сын имп. Валентиниана I 301-302 302-305 ГРАЦИЛИАН И ФЕЛИЦИССИМА (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. зап. 12 авг.), пострадавшие в г. Фалерии (ныне территория обл. Лацио, Италия) 305-306 ГРАЦИНИАН И ФЕЛИН († между 249 и 251), мученики (пам. зап. 1 июня), пострадавшие в г. Перузия (совр. Перуджа, Италия) в гонение имп. Деция ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 306-310 ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) 310-311 ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель 311-313 313-318 318-319 «GREGORIANUM» ежеквартальный научно-богословский ж., издаваемый в Риме папским Григорианским университетом с янв. 1920 г. 319-320 ГРЕГУАР Анри (1881 - 1964), бельг. византинист, один из основателей научного журнала «Byzantion: Revue internationale des études byzantines» (Брюссель, с 1924) 320-321 ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ 321-322 322-323 ГРЕЛЛЕТ Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье; 2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер 323-326 326-329 329-330 330-345 345-355 355-427 355-391 391-427 427-430 ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития 430-436 436-443 443-444 444-445 ГРИВЕЦ Фран (1878 - 1963), словен. историк-славист, католич. богослов, специалист по истории Вост. Церквей 445-446 446-447 ГРИГЕНТИЙ (сер. VI в), архиеп. Зафара, свт. (пам. 19 дек., по нек-рым источникам, 15 дек. и 23 февр.)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

301. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о Ангелах/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 304–319. 302. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Жизнь схимонаха Феодора/Послушник Димитрий Брянчанинов//БТ. 1996. Сб. 32. С. 270–277. Схимонах Феодор (1756–1822) – ученик прп. Паисия (Величковского) . Скончался в Александро-Свирском мон-ре. 303. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Письма к монашествующим; Письма к мирянам/Архим. Игнатий//БТ. 1996. Сб. 32. С. 298–312. 304. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Понятие о ереси и расколе/Еп. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 282–297. 305. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Христианский пастырь и христианин-художник/Архим. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 278–281. 306. Иероним Стридонский , блж. Письмо LVII к Паммахию о наилучшем способе перевода/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: М. С. Касьян и Т. А. Миллер//АиО. 1995. 4(7). С. 173–186. 307. Иларион, митр. Киевский, свт. «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона. Молитва/Пер. со славянского и примеч.: А. Белицкая; Предисл.: диак. А. Мумриков//БТ. 1987. Сб. 28. С. 315–343. 308. Иоанн Дамаскин , прп. Из «Малых трактатов»/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1995. 4(7). С. 61–64. 309. Иоанн Дамаскин , прп . Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1999. 4(22). С. 61–76. См. также 2271. 310. Иоанн Златоуст , свт. Из «Огласительных бесед»: Беседа 1-я/Пер. с греч., предисл., коммент.: И. В. Пролыгина//АиО. 2000. 2(24). С. 89–109 311. Иосиф Волоцкий , прп. Ответ недоверчивым и рассказ короткий о св. отцах, живших в монастырях, которые в русской земле находятся/Пер.: Т. П. Митрофанова//АиО. 2000. 2(24). С. 136–145. 312. Ипполит Римский , сщмч. Апостольское предание/Пер. с лат., предисл.: свящ. П. Бубуруз//БТ. 1970. Сб. 5. С. 277–296. 313. Ипполит Римский , сщмч. Фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 1997. 2(13). С. 96–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010