Для некоторых людей это рабство настолько невыносимо, что, например, древний философ Эпикур высказал такую мысль: люди страдают оттого, что их обременяют религиозными законами, которые не дают им свободно жить, потому что устрашают наказанием от богов. Так думали язычники, но и в Новейшее время, когда восставали против христианства, рассуждение Эпикура повторялось. Говорили, что страх наказания от Бога не позволяет человеку свободно жить и наслаждаться жизнью, и в этом все несчастье человека. Освободи его от ненужных, выдуманных законов — и он будет жить счастливо. Таким образом, этот греховный человек, Эпикур, как бы от лица всего человечества высказал свое нежелание подчиняться закону праведности. Конечно, для нас праведность не является рабством в такой степени, мы осознаем, что оно спасительное и благодетельное, но, тем не менее, тяготимся им, когда в нас начинают действовать страсти. «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (ст. 19). Раньше мы все члены тела предавали в рабы нечистоте. Под нечистотой апостол Павел имеет в виду прежде всего плотские грехи, блуд. Человек, подчинившийся этой страсти, не владеет собой, он действительно становится рабом. Иногда это приносит уже не наслаждение, а мучение даже самой плоти, которая не выдерживает всего ужаса разврата и стенает. Человек страдает физически, но ничего не может с собой поделать, я уже не говорю о нравственном мучении, постоянных упреках совести и глубочайшем душевном опустошении. «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию». Апостол Павел не перечисляет все грехи, но выделяет только один, самый отвратительный и ужасный, может быть, самый тиранический — нечистоту, деликатно называя этим словом блуд. А все остальные грехи, такие как богохульство, пьянство, гордость, жестокость и многие-многие другие, апостол называет одним словом — беззаконие.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Другим свойством ангельской природы является бессмертие. Прп. Иоанн Дамаскин считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и если ангелы не умирают, то только по благодати. Свт. Григорий Палама , напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, т. к. иначе нельзя объяснить вечные муки падших ангелов. Они лишены благодати, но продолжают существовать. Оба мнения не имеют характера догмата. Третье свойство ангельской природы – совершенство. Прежде всего, оно выражается в особой близости ангелов к Богу. «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Также совершенство выражается в святости. Они имеют ум более тонкий, гибкий и широкий, чем человек. Ангелам света чужды зависть и гордость. Они исполняются радости по случаю раскаяния каждого грешника ( Лк.15:10 ). Ангелы наделены могуществом и силой. По словам ап. Петра, силой и крепостью они превосходят все земные начальства и власти ( 2Пет.2:11 ). Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Бог «и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов.4:18 ). Они не знают существа Божия. Они не знают будущего, если Сам Бог им его не открывает. Для них непостижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть ( 1Пет.1:12 ). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец ( 3Цар.8:39 ; Иер.17:9 ). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они «не бесстрастны», т. е. не вполне свободны от духовных страстей. Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса. Интересен вопрос о соотношении ангельского и человеческого совершенств. Многие отцы высказывали мнение, что человечество в лице лучших своих представителей превосходит ангелов. Господь Иисус Христос по Своему Человечеству превосходит ангелов, Божья Матерь – Честнейшая Херувим... Через таинство Евхаристии человек может войти в более тесное, нежели ангелы, единение с Богом. Преимущество человека и в том, что он сопрягает в себе два мира – чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека зависят конечные судьбы мира. Наконец, Писание говорит, что ангелы находятся в подчиненном положении по отношению к людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Т. е. цель ангелов – служение человеку. Частным случаем косвенного служения ангелов Богу является служение ангелов хранителей, т. е. ангелов отдельных людей. Об ангелах хранителях Господь Иисус Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо... Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит, и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Второй фактор, также не поддающийся определению, – свобода человека. Из этих двух факторов: проявления свободы человеческой и действия Божией благодати – слагается христианская духовная жизнь. И вера наша, и покаяние в какой-то неопределимой мере зависят от нашей свободы, и, в то же время, являются даром Божией благодати. Бог по любви Своей ищет человека, чтобы дать ему не только жизнь, но и более, какой-то преизбыток жизни, как говорит Христос ( Ин.10:10 ), но дается эта жизнь свободному человеку не без согласия самого человека. Принимая во внимание это обстоятельство, мы можем сказать, что от свободы человека зависит и мера дара Божия 4 . Дары Божии сопряжены с известным подвигом, и когда Бог предведает, что человек к Его дару отнесется так, как должно отнестись, то этот дар изливает «независтно». Можно сказать, что причиной большего или меньшего дара является предуведанный Богом ответ человека на действие благодати. Апостол Павел говорит: «Кого Бог предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8, 29 ). И еще: «Когда Бог , избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего... я не стал тогда советоваться с плотью и кровью» ( Гал. 1, 15–16 ). Предузнал Бог, что Симеон, впоследствии Схимонах Силуан, не станет советоваться с плотью и кровью, но жизнь свою проведет в подвиге, достойном великого дара, и потому вызвал его на ту необычную жизнь, которую мы в нем видим. Мы вовсе не помышляем выразить здесь тайну сочетания абсолютно свободного творчества Великого Строителя мира – Бога с тварною свободою человека; но общение наше со Старцем, жизнь которого прошла в исключительно напряженном подвиге любви, в которой по преимуществу проявляется свобода, остановило нашу мысль на предуведении Богом свободного ответа человека на вызов Его любви. Мы полагаем, что избрание для свидетельства любви чрезвычайно редко потому, что это свидетельство сопряжено с неизбежным отданием всего себя в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. Глава 4 Еще скажу: во все время пока невозрастен наследник, ничем не рознится от раба, хотя и господин всего. Но он под опекунами и домоправителями до назначения отцовского. Так и мы, покуда были невозрастны, были порабощены стихиям мира. Но, когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего Единородного, рожденного от жены, бывшего под законом, да искупит подзаконных, да приимем усыновление. А поскольку вы сыны, послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, вопиющего: Авва Отче. Итак ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа. Но тогда, не ведав Бога, служили вы мнимым, не сущим богам. Укор Галатам Ныне же, познав Бога, или, паче того. быв познаны Богом, как обращаетесь снова к бессильным и бедным стихиям, и снова хотите им поработиться? И дни разбираете и месяцы и сроки. Боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился. Будьте как я, ибо и я как вы. Братия, молю вас: ведь вы ничем меня не обидели. Сами знаете, что, когда я в первый раз благовествовал вам, я был в немощи плоти, и вы не презрели того испытания моего во плоти моей, и не отвергли меня, но как ангела Божия приняли меня, как Христа Иисуса. Что же значило тогдашнее счастье ваше? Свидетельствую об вас, что, когда бы возможно было, вы, исторгнув очи свои, отдали бы мне. Неужели же я стал врагом вашим, потому что говорил вам истину? Не добро ревнуют по вас, но хотят оделить вас, чтобы вы ревновали по них. Добро ревновать о добром всегда, а не тогда только, когда я с вами. Дети мои! вот я снова в муках рождения об вас, доколе не вообразится в вас Христос. Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос свой, потому что недоумеваю об вас. Иносказание о законе и Евангелии Скажите мне вы, желающие быть под законом, – разве вы не слушаете закона? Написано, что Авраам имел двух сынов: одного от рабы, другого от свободной. ( Быт.16 ). Но который от рабы, рожден по плоти, а который от свободной, по обетованию. Тут все иносказательно. Эти две суть два завета: один от горы Синая, рождающий в рабство, это и есть Агарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

И в делах спасений наблюдается таковой же порядок. Спаситель наш есть единственный Господь и Владыка всего сотворенного Им вместе со Отцом и Духом Святым. Божественная власть Его проявилась во всей силе и тогда, когда Он служил во плоти роду человеческому. Ему повиновалась природа, как своему Творцу. Слову Его послушны были многоразличные недуги людей и оставляли больных. Его волю исполняла смерть, возвращая жизнь умершим. Его боялись, пред Ним трепетали бесы, как пред своим Судьею Воистину. Иисус Христос есть Господь единственный и всемирный. Мы все Его рабы. Он выкупил нас Себе от рабства диаволу. Говорим только о нас, чадах Церкви Православной. По Своему человеколюбию Он и не оставил нас даже в положении рабов, но даровал нам права усыновления и наследия на небесах. С одной стороны, мы рабы Христовы, ибо не должны иметь никакого другого господина над собою. Но в тоже время мы свободные дети Христа Бога по благодати. Так и Св. апостол Павел пишет: призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть: такожде и призванный свободник, раб есть Христов. Ценою куплена есте: не будите раби человеком ( 1Кор.7:22–23 ). «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». И в другом месте сей же великий апостол пишет: Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупитъ, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща, авва отче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гал.4:4–7 ). «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И к преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно: первая и последняя, а также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру, Бог подает мне и силу, а в средине я, текущий на поприще. Я не очень легок на ногу, но не без надежды на награду напрягаю мои мышцы в бегу; потому что Христос мое дыхание, моя сила, мое чудное богатство»; верховная святость, говорит св. Григорий Великий , прежде делает нечто в нас без нас, дабы, когда последует и наше свободное изволение, совершить вместе с нами то добро, которого мы пожелали». «Таким образом, при предшествующей благодати и последующей доброй воле, то, что есть дар всемогущего Бога, становится нашею заслугою» (Заим. из Догмат. Богосл. преосв. Макария). Евнух царицы Кандикийской, получив оглашение от Ап. Филиппа об Иисусе Христе во время своего путешествия, сказал Апостолу, когда «они приехали к воде: вот вода: что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановитъ колесницу: и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха...» и он «продолжал путь, радуяся» ( Деян.8:35–39 ); этот пример, взятый нами из Св. Писания, указывает нам конкретно, что личное свободное произволение человека в деле воспринятия таинств Христовой Церкви составляет, с одной стороны, действительное явление, с другой –непременное и необходимое условие возрождения, оправдания и освящения человека свыше во Христе Иисусе. Быть поэтому облагодатствованным во Христе, быть причастным Божественных дарований чрез участие в таинствах Христовой Церкви значит иметь в себе самом, так сказать, правоспособность к тому, являемую человеком в покаянии и вере, т. е. не только не противиться призывающей благодати Божией, но и положительно от себя уже самого – в своем духе согласовать свою волю с волею Божественною, простирая сие согласие до пламенного, от всей души и сердца стремления к теснейшему внутреннему единению со Христом, что и составляет содержание и часть личного человеческого самоопределения в деле его спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

И тотчас после слов его прилетело великое множество птиц , числом столько, сколько было избиенных гадов; и каждая птица взяла по одной змее, отнесла далеко и бросила там; таким образом было очищено от гадов то место, на котором жил Преподобный» с. 398]. Подобным образом птицы послужат для очищения земли в последний день Страшного Суда. Апокалипсис, гл. 19 17. И видех единаго Ангела стояща на солнце; и возопи гласом велим, глаголя всем птицам парящим посреде небесе: придите и соберитеся на вечерю великую Божию. 18. Да снесте плоти царей и плоти крепких и плоти тысящников, и плоти коней и седящих на них, и плоти всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ...И вся птицы насытишася от плотей их. 17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. 21. ... и все птицы напитались их трупами. Служение животных Святым бывало порой весьма необычным. Свидетельство блаженного Иоанна Мосха «В окрестностях Мертвого моря есть гора, под названием Марес. На горе живут отшельники. У них есть сад, в шести верстах, у подошвы горы, при морском заливе. Садом заведывал один из них. Всякий раз, как отшельники собирались в сад за овощами, они взнуздывали осла и говорили ему: – Ступай в сад к садовнику и принеси нам овощей. И осел один отправлялся к садовнику . Став у двери, он ударял головою в дверь. И тотчас садовник, навьючив его овощами, отпускал. Можно видеть, как осел ежедневно ходит один и служит только старцам, не повинуясь никому другому» гл. 158, с. 381–382]. Преподобный Коприй (24 сентября) «Он поднимался на гору вместе с ослом, чтобы привезти в обитель дров. В то время, как он начал собирать дрова, медведь укусил осла в бедро. Тогда святой Коприй возложил на медведя дрова и сказал ему: – Ты теперь должен работать до тех пор, пока осел не выздоровеет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именно так понимал этот отрывок преп. Ефрем Сирин . Он писал, что ап. Павел «Приступает к доказательству того, что в переходе евреев чрез море и событиях в пустыне предуказывались таинства Господа нашего… Итак, море поставил он (апостол) за символ крещения, — а облако, распростиравшееся над ними и осенявшее их, было образом руки священника. Как после крещения приступает человек к Телу и Крови (Христа), так и иудеи в то время крещены были в прообразе, и манну духовную потом вкусили, и пили воду духовную. Духовными названы по причине манны, сходившей свыше (с неба). Тоже и воды, кои снова и чудесно истекали из той скалы. Так и Христа назвал тою Скалою, ибо, подобно скале, пронзен был ударом копья бок Господа нашего и из него искапали кровь и вода ( Ин.19:34 ), — кровь — в очищение и в питие всех народов» (Толкование на 1Кор.10 ). Иногда в Новом Завете для указания на ветхозаветный прообраз используются и другие выражения: πδειγμα [иподегма] — «пример», «образец», «образ», «изображение» ( Иак.5:10 ; 2Пет.2:6 ; Евр.4:11, 8:5, 9:23 ), παραβολ — «сопоставление», «сравнение», «образ», «подобие», «притча», «поговорка», «предзнаменование» ( Евр.9:9, 11:19 ), μοιτης [омиотис] — «подобие», «сходство» ( Евр.7:15 ), σκι [скиа] — «тень» ( Кол.2:17 ; Евр.8:5, 10:1 ). Еще один известный пример типологического толкования находится в послании к Галатам, где два сына Авраама, Измаил и Исаак, рассматриваются как прообразы христиан и иудеев. «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! Ин.19:30 Тот уксусный напиток, который воины подали Господу Иисусу на Его воззвание: «жажду», был последней горечью, которую Он должен был вкусить во время Своих крестных страданий. Крещение, которым Он должен был креститься и перед которым так смущалась душа Его, совершилось. Чаша, которую дал Ему Отец, выпита до дна. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» «Совершилось!» Что же, возлюбленные братие, хочет сказать Господь Иисус, когда восклицает: «совершилось»? – Что закончились Его страдания, достигли своей цели все эти мучения, которые перенес Он с того тяжелого часа в Гефсимании, все эти оскорбления, заушения и бичевания, что Он не будет уже более висеть между небом и землей на древе клятвы, с распростертыми членами, с пригвожденными руками и ногами, под насмешками мучителей, томимый нестерпимой жаждой, что пришли теперь к концу и те невыносимые страдания Его истерзанной души, которые исторгли у Него этот жалобный вопль: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ). И в самом деле, не естественно ли было душе Его вздохнуть свободнее в сознании того, что все это, наконец, совершилось? Не должны ли и мы почувствовать облегчение и возрадоваться при мысли, что настал, наконец, предел Его труду и долготерпению, и Ему ничего более не остается, как предать душу Свою в руки Отца и, склонив Свою голову, испустить дух? Все это, конечно, так, возлюбленные слушатели! И, однако, мы не совсем правильно поняли бы и далеко не вполне исчерпали бы содержание этого крестного слова Спасителя: «совершилось», если бы этим только ограничили смысл и значение его. То есть, если бы мы поняли его, как голос работника, утомленного под тяжестью дневного труда, который свободнее начинает дышать, когда закончил свою работу и предался вечному покою, или же, как вздох больного, который на одре своей болезни чувствует, что страдания его клонятся к концу и недалеко исцеление! Нет, как вообще Он пришел на землю не для того, чтобы искать Своего, но задачей Его земной жизни было исполнить волю и совершать дело Того, Который послал Его, так и в этом крестном слове Он думает не о Себе и не о Своих страданиях. Он устремляет взор Свой на тех, для спасения которых Он пришел на землю, на то дело, для совершения которого послал Его Отец, и восклицает при этом: «совершилось!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Любое чудо — это непосредственное действие Бога в жизни человека с целью спасти его от какой-либо опасности или искаженного грехом состояния, когда на какое-то время Бог отменяет действие им же созданных законов мироздания, чтобы восторжествовал самый главный закон — закон любви. Но и здесь мы имеем дело со свободной волей человека, с его верой. Вспомним, что Иисус Христос в своем родном городе Назарете не смог сотворить ни одного чуда по неверию его жителей: «И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.13:58 ). Интересно, что часто Спаситель просил многих людей, кого он исцелил, никому не говорить об этом. Иначе многие бы пошли за Ним не как за Учителем, но как за магом и волшебником. То есть человеку иногда нужен больше внешний эффект, чем внутреннее содержание. Здесь снова уместно вспомнить одно из искушений Христа, когда именно такой способ привлечь к Нему внимание многих людей предлагал сатана: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф.4:5-6 ). Но и здесь Спаситель побеждает искушение. С другой стороны, мы должны видеть в настоящих чудесах не только проявление любви Божией к тому человеку, с которым произошло чудо, но и обращение Бога к нам, чтобы мы уверовали в Его всемогущество и любовь. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:1-3 ). Существует еще одно заблуждение, связанное с понятиями «белой» и «черной» магии. Заключается оно в том, что якобы «белая» магия — хорошая, а «черная» — плохая. Но раз и то и другое — все равно магия, то как одна из них может быть «хорошей»? Любая магия есть насилие над свободной волей Бога и волей человека. Самый простой пример. В магической практике есть такое понятие, как «приворожить», то есть заставить одного человека почувствовать сильнейшую привязанность, влечение к другому. О любви даже речи никакой не идет. Если я хочу, чтобы этот человек был со мной, я пытаюсь добиться этой цели любыми средствами, не спрашивая его желания. Здесь речь идет о самом элементарном насилии: над волей другого человека, не желающим быть со мной; над волей Бога, так как меня не интересует Его воля по отношению к этому человеку и даже по отношению ко мне. Я хочу и все!

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010