В каких отношениях гражданская свобода должна стоять к свободе христианской? Самодержавною Волею Государя Императора дарована всему русскому народу широкая свобода. Первый пункт Высочайшего Манифеста, от 17-го октября, гласит, что непреклонная воля Государя, выполнение которой возложено Им на обязанность правительства, состоит в «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.» Итак, отселе народ русский становится свободным во всех отношениях. Чрез сорок пять лет после физического освобождения известной части русского народа, двадцати трехмиллионного населения его, от крепостной зависимости от дворян – помещиков, ныне спали с него духовные оковы и он – народ – как птица расправляет крылья свои, готовый вылететь из родного, насиженного им гнезда своего. Но куда же он полетит теперь и как, вообще, будет совершаться этот полет его в будущем?... Несомненно, что большинство русских людей, получивших свободу от Государя, принадлежит к христианскому званию. Кроме того, что они состоят членами государства, настоящими гражданами своего земного отечества, они состоят также членами Церкви Православной, будущими гражданами отечества небесного ( Еф.2:19 ; Евр.12:22 ). Как христиан, Ап. Павел умоляет Ефесян достойно ходить звания своего, христианского, в юже звани быша ( Еф.9:1 ). В каких же спрашивается отношениях должны находиться русские люди, не только, как граждане, но и как христиане к открывшейся им, так называемой, гражданской свободе? И в каких, вообще, взаимных отношениях должны стоять две существующие теперь наряду и вполне законные свободысвобода гражданская и свобода христианская?... Прежде чем говорить о свободах, разграниченных в Высочайшем манифест на четыре рода или вида, в отдельности о каждой из них, скажем вообще о свободе, как она должна пониматься и усвояться христианами, людьми различных званий и положений в обществе. Хотя в Церкви Христовой, по слову Апостола Павла, «нет ни раба, ни свободного» ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ), понимаемых в обыкновенном житейском смысле, однако в ней существуют своего рода свобода и рабство, понимаемые в духовном и высшем смысле этих слов. Только путем познания истины Божией христиане могут быть свободными людьми, свободными, конечно, не в физическом, a в нравственном отношении. «И познаете истину, – говорит Христос Спаситель, – и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). От чего же сделает свободными? – От рабства греху, которому подвержены бывают люди: ибо «всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:34 ). Значит только тогда, кода «Сын Божий» освободит вас от этого рабства духовного, мы можем быть «истинно свободными» ( Ин.8:36 ) людьми. Потому-то Апостол Христов и замечает: «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ) т.е. там, где люди руководятся Духом Божиим, поставляющим их на всякую истину ( Ин.14:17:26 ), там и обретается истинная свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Самодержавною Волею Государя Императора дарована всему русскому народу широкая свобода. Первый пункт Высочайшего Манифеста от 17 октября гласит, что непреклонная воля Государя, выполнение которой возложено Им на обязанность правительства, состоит в «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы, на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Итак, отселе народ русский становится свободным во всех отношениях. Чрез сорок пять лет после физического освобождения известной части русского народа, двадцати-трехмилионного населения его, от крепостной зависимости от дворян-помещиков, ныне спали с него духовные оковы, и он – народ – как птица расправляет крылья свои, готовый вылететь из родного, насиженного им, гнезда своего. Но куда же он полетит, теперь и как, вообще, будет совершаться этот полет его в будущем?.. Несомненно, что большинство русских людей, получивших свободу от Государя, принадлежат к христианскому званию. Кроме того, что они состоят членами государства, настоящими гражданами своего земного отечества, они состоят еще также членами Церкви Православной, будущими гражданами отечества небесного ( Еф.2:19 ; Евр.12:22 ). Как христиан, Апостол Павел умоляет Ефесян достойно ходити звания своего, христианского, в неже звани быша ( Еф.4:1 ). В каких же, спрашивается, отношениях должны находиться русские люди, не только как граждане, но и как христиане, к открывшейся им, так называемой, гражданской свободе? И в каких вообще, взаимных отношениях должны стоять две, существующие теперь наряду и вполне законные, свободы: свобода гражданская и свобода христианская? Прежде чем говорить о свободах, разграниченных в Высочайшем Манифесте на четыре рода или вида, в отдельности о каждой из них, скажем вообще о свободе, как она должна пониматься и усвоиться христианами, людьми различных званий и положений в обществе. Хотя в Церкви Христовой, по слову Апостола Павла, «нет раба, ни свободного» ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ), понимаемых в обыкновенном житейском смысле, однако в ней существуют своего рода свобода и рабство, понимаемые в духовном и высшем смысле этих слов. Только путем познания истины Божией христиане могут быть свободными людьми, свободными, конечно, не в физическом, а в нравственном отношении. «И познаете истину, – говорит Христос Спаситель, – и истина сделает вас свободными ( Ин.8:32 ). От чего же сделает свободными? – От рабства греху, которому подвержены бывают люди: ибо «всякий, делающий грех , есть раб греха ( Ин.8:34 ). Значит, только тогда, когда «Сын» Божий «освободит» нас от этого рабства духовного, мы можем быть «истинно свободными» ( Ин.8:36 ) людьми. Потому-то Апостол Христов и замечает: «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Т. е., там, где люди руководятся Духом Божиим, наставляющим их на всякую истину ( Ин.14:17:26 ), там и обретается истинная свобода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Вскую бо свобода моя судится от иныя совести? …ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? ( 1Кор. 10: 29 )   Один из самых важных вопросов, требующих по нуждам нашего времени тщательного разъяснения, есть вопрос о свободе совести. Мы знаем, что одною попыткой приступить к разъяснению и разрешению этого вопроса с церковной кафедры мы возбуждаем во многих недоумения и опасения. Он ныне в христианских странах стал вопросом политическим, и потому многим может представиться, что мы входим в область не принадлежащую церковному слову, или, по крайней мере, не можем быть беспристрастны в суждении о нем. Но для устранения всяких недоразумений, мы должны сказать, что вопрос о свободе совести прежде всего есть вопрос нравственный, как и сама совесть есть главный деятель нравственной жизни. Итак, даже для того, чтобы видеть, в какой мере и с каких сторон он может входить в область политических вопросов и не угрожают какие-либо опасности нашей нравственной жизни от неправильного его понимания и неверных приемов в его разрешении, даже для этой цели мы должны возвратить вопрос на свое место и рассмотреть его в той сфере понятий, в которой он только и может быть разрешен. Скажем даже больше: это именно наш вопрос, принадлежащий к области учения церковного, потому что само учение о свободе совести стало известно миру только из божественного откровения. Древние языческие философы, при всех своих усилиях, не могли и домыслиться до той высоты нравственного совершенства, где начинается для человека свобода совести; а философы нового времени только запутали это учение, как и многие другие чистые христианские понятия, перемешавши их с идеями философского характера. Поэтому мы со всем дерзновением ясного сознания истины утверждаем, что в решении вопроса о свободе совести, об этом нашем высшем проявлении истинной свободы человека, первое место должно принадлежать православной Церкви. А кто православную Церковь и дух ее хорошо знает, тот разделит с нами и то убеждение, что она никогда и никого ни в ложное, ни в неясное нравственное, или общественное положение не поставит, только бы мы, проповедники ее учения, неуклонно следовали ее указаниям и руководству.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Н.Р. Антонов VI. Свобода совести в истории Византизма. Философия вопроса „Свободы совести“ Ближайшее отношение к вопросу о «свободе совести» имеют статьи: «Свобода, Вера и Любовь» и статья о «Христианском Востоке и Западе». Будучи вызван утверждением Владимира Соловьева, что между христианским Востоком и христианским Западом нет различия в вопросе о свободе совести, что и там, и здесь существовала инквизиция, Аксаков выставил ряд тезисов, которыми основательно доказал, что Восточная Византийская Церковь «не знала и не знает инквизиции, хотя и бывала по временам свидетельницей буйной религиозной мании государства; тогда как на Западе Церковь теоретически признала инквизицию за благо, долгое время обагряла себя кровью, назначив государство своим палачом» 22 . Православная восточная Церковь знает в борьбе с ересями только три орудия, исключительно духовные: личное, любовное убеждение еретика, соборное увещание его и отлучение его с молитвою о прекращении ереси и вразумлении еретиков 23 . «Никто не может указать ни соборно-церковного, ни коллегиально-ерархического одобрения казни при преследовании еретиков, тогда как на Римско-католическом Западе необходимость их утверждена соборами поместными, скреплена папами и Латеранским собором, установившим принципиально инквизицию» 24 . Делая такой исторический обзор истории и психологии главнейших христианских исповеданий, Аксаков тем самым устанавливает практические выводы, необходимые для понимания сущности религиозного процесса: а) важность психологического момента при выработке религиозного миросозерцания – уверенности, в чистоте и доброкачественности того материала, который положен в основу известной исторической общины 25 ; б) необходимость при раскрытии миросозерцания обращаться не только к букве Евангелия, но к духу и жизни его истолкователей; в) необходимость существа традиции и преемства или, что то, же предания при устройстве церковной общины. Применяя эти принципы к существующим историческим христианским исповеданиям Аксаков вполне ясно доказал, что византизм и Византийская Церковь наиболее безупречна в этом отношении. Она 1) связана не с мучителями и преследователями, а с мучениками (культ мученичества); 2) она не запрещала, как в католичестве, читать Евангелие всей массе верующих, в то же время не ограничивалась только мертвым текстом Евангелия (как в лютеранстве), но принимает во внимание и прошлую жизнь христианской общины со всей богословской литературой, со всем сонмом святых людей и со всей церковной организацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

«Нам не дано предугадать…» Нам всем Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском Даже не знаю, как начать. Правда, не знаю. Когда я впервые услышала о панк-молебне в храме Христа Спасителя, первая реакция – захотелось больно ущипнуть себя и проснуться: этого не может быть! Но оказалось, что может. Это не дурной сон, который снится всем нам сразу. Это свобода совести. Мы живем в свободной стране. Но странная это свобода. Вторая реакция – забыть. Бабы-дуры, сами не поняли, что наделали. А Бог поругаем не бывает. Но… Не дают забыть. Почему-то никто не хочет забывать. Дурной сон все не кончается и не кончается. Все друг друга щиплют все больней, но упорно не хотят просыпаться. И как апофеоз дурного сновидения – письмо деятелей культуры в защиту участниц панк-молебна: «Мы, нижеподписавшиеся, по-разному оцениваем морально-этическую сторону действий участниц февральской акции в храме Христа Спасителя, но… считаем, что действия… не являются уголовным преступлением. Девушки никого не убили, не ограбили, не совершали насилия, не уничтожили и не похищали чужого имущества». Как же объяснить вам, дорогие деятели культуры, что же такого сделали Катя, Маша и Надя? Наверное, у вас, «нижеподписавшихся», Бог просто в душе, как говорят обычно нецерковные люди, и так же, как у Кати, Маши и Нади, нет привычки и потребности каждое воскресенье ходить в церковь. А у меня есть такая привычка. Мне это необходимо. Как же быть? Где кончается ваша свобода совести и начинается моя? Давайте попробуем мысленно перенести ситуацию с панк-молебном в профессиональную – близкую для вас – творческую сферу. Предположим, у вас премьера. Фильма, спектакля, альбома, книги. Вы целый год работали, хотели сказать людям, миру что-то очень важное и сокровенное. Но тут из зала на сцену вышли Катя, Маша и Надя и сделали то, что они сделали. При этом никого не убили и не ограбили. Больно? Дурной сон? Не уголовное преступление? Все щиплю и щиплю вас, а вы все не просыпаетесь. Это с одной стороны. Теперь с другой. С родного берега, так сказать.

http://pravoslavie.ru/54751.html

«Вы стали маленькими и будете все меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании». Перифраза из «Also sprach Zarathustra» Ницше. Н.Б. Наступают времена, когда нужно прекратить двусмысленность и недоговоренность и дать прямой и ясный ответ, признает ли Православная Церковь свободу мысли и совести? Справедливы ли со стороны православных постоянные обвинения католиков, что у них нет свободы, обвинения, основанные на предположении, что у самих православных эта свобода есть. И ставится еще другой вопрос: связано ли Православие с определенной политической системой, например, с монархизмом, национализмом, сословным строем, по моде сегодняшнего дня, с фашизмом, или оно допускает различные точки зрения? Может ли православный, оставаясь профессором православной духовной школы, быть демократом, социалистом, быть защитником свободы, социальной справедливости, достоинства человека? Вопрос этот очень остро ставится тягостным случаем с Г.П. Федотовым . По предложению митрополита, профессора Богословского института предъявили Г.П. Федотову ультиматум: или уйти из профессоров Богословского института или перестать писать статьи на политические темы в «Новой России» и других органах «левого» уклона. Решение это было вынесено людьми, которые статей Г.П. Федотова не читали и руководствовались исключительно извращающими смысл цитатами одной газеты, представляющей самый дурной образец желтой прессы. Я не буду останавливаться на анализе этой неприглядной истории, свидетельствующей о поразительном отсутствии мужества и рабьих чувствах, которые, увы, очень традиционны. Меня интересует принципиальный вопрос. Речь шла не о статьях на богословская темы, а о статьях политических. Обвинение было в том, что статьи «левые» и что автор не может быть причислен к «национально мыслящим». Признается недопустимым для профессора Богословского института заниматься политикой. Но это неправда. Профессорами Богословского института разрешается сколько угодно заниматься политикой, но исключительно «правой» политикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 927 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

М.И. Вострышев Свобода от совести Временное правительство с первых же шагов отвернулось от Русской Церкви. Не пожелав покровительствовать религии ста пятидесяти миллионов россиян, оно заявило, что «основное начало, которое должно определять отношение нового государственного строя к Православной Церкви, есть отделение Церкви от государства». С лета 1917 года начался повсеместный захват крестьянами монастырских и церковных земель, церковные школы решено было передать в Министерство народного просвещения, из обязательных школьных предметов был изъят Закон Божий. И все же первый диктатор России А. Ф. Керенский со своими министрами не отважился на открытую войну с православием , они были просто – напросто равнодушны к христианской вере, как и большинство русских интеллигентов. Но в кровавом октябре 1917 года к власти пришли социал – демократы – воинствующие безбожники. Как молитву повторяли они афоризмы своего вождя и идеолога Ленина: «Всякий боженька есть труположество», «Религия – род духовной сивухи», «Всякая религиозная идея есть самая гнусная зараза». В боголепную Россию атеизм был занесен вместе с книгами просвещенного Вольтера и менее просвещенного Маркса. Русские доморощенные безбожники любили совмещать теорию с практикой. Взять, к примеру, члена тайного общества «Ад» Каракозова, совершившего покушение на императора Александра II, или убийцу Нечаева, выработавшего программу действий террористов – «Революционный катехизис». Но необъятный простор для практической деятельности атеистов открылся на нашей земле лишь после победы Октября. Революционерам для стремительного уничтожения тысячелетней культуры России и миллионов своих соотечественников необходимо было освободиться от таких вечных понятий, как совесть, духовная любовь, милосердие. Для них мало было утратить веру в Бога – надо было пойти войною на Бога. Надо было вместо Христа заставить служить молебны Ленину, вместо креста водрузить на церковных куполах красное знамя, вместо ликов святых намалевать в храмах портрет Иуды Искариота – покровителя революционных преобразований. Надо было начинать...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Остальные материалы Суд фактически признал, что в нашем обществе есть ценности, которые нельзя измерить в долларах или баррелях, и эти самые ценности имеют такое же право на защиту, как и личные 6 соток или кошелек в кармане. Констатация, на самом деле, весьма простая, и для стран с живой религиозной традицией даже очевидная. Однако, как только речь заходит о Церкви, либерализм из-под всевозможной маскировочной шелухи о толерантности и свободе совести тут же обнажает свой металлический стержень нового " единственно правильного учения " . далее... В современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий, почем в городе овес. А чуть копнешь - и такая незрелость обнаружится, что впору ставить диагноз " задержка психического развития " . далее... Особенностями сложившейся обстановки вокруг религиозно-познавательных учебных курсов обусловлена все возрастающая актуальность разработки их нормативно-правовой стороны. В связи с этим представляется немаловажным ознакомление широкого круга интересующихся данной проблемой с нормативно-правовой базой авторского историко-культурологического школьного курса " История религиозной культуры " , в рамках которого создан ряд пособий для учащихся и учителей, в том числе учебник " Основы православной культуры " . читать... Согласно Конституции РФ " каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними " далее... Минувший праздник, который уже стал достоянием истории, имеет огромное значение не только для судьбы нашего Отечества, но и всего мира. Он стал зримым торжеством Вселенского Православия, высшие представители которого собрались почтить великого Угодника Божия, просиявшего в России. Юбилей явил невиданную ранее степень единения и согласия всех слоев нашего общества. Имя Преподобного Серафима объединило и иерархов Православной Церкви, и крупных государственных чиновников и простых верующих людей со всех концов России, ближнего и дальнего Зарубежья.

http://pravoslavie.ru/49.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Верховский " Свобода совести для избранных " Деятели Церкви обиделись на правозащитников Источник:  НГ-Религии Проблемы религиозного возрождения, терроризма, прав человека в нашей стране обсуждаются давно, а особенно активно начиная с круглого стола, проведенного ровно год назад обществом " Радонеж " при участии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). С тех пор официальные представители Церкви, а именно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и его заместитель протоиерей Всеволод Чаплин, не раз выступали на эту тему. Было даже принято решение разработать специальный документ. Документа пока нет, так что о подходе руководства Церкви к правам человека приходится судить по разрозненным выступлениям. Например, по выступлению 5 июля на круглом столе " Религиозное возрождение в России, терроризм и права человека " протоиерея Всеволода Чаплина. Смысл словосочетания " права человека " не столь очевиден и вряд ли понятен большинству наших сограждан во всем объеме, поскольку на эту тему написаны уже тысячи книг и докладов, приняты сотни законов и десятки международных соглашений. Но какие-то основы все-таки известны всем, кто хоть раз заинтересовался понятием прав человека. Эти основы изложены в принятой ООН еще в 1948 году Всеобщей декларации и развиты в системе международных пактов и конвенций, подписанных Россией (или до нее СССР), и в самой российской Конституции. Именно эти основы и намерено подвергнуть ревизии церковное руководство. Основных направлений ревизии три. Во-первых, индивидуальным правам противопоставляются коллективные права нечетко очерченных общностей, объединенных по этническому или религиозному признаку. Например, говорится о " праве русского народа на защиту своих традиционных ценностей " . Понятно, что такое " право " затруднительно интерпретировать юридически как совокупность прав отдельных граждан, поэтому сторонники классического понимания прав человека обычно лишь пренебрежительно отмахиваются, заслышав о коллективных правах.

http://religare.ru/2_19604.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010