Уржумского уезда Спасского Чепочского монастыря – Подмонастырская слобода с деревнями 22 дв., Свияжского у. Троице-Ссргиевского монастыря в починке Долишеве с селами и деревнями 346 двор., Свияжского Богородицкого монастыря в с. Утюкове с селами и деревнями 794 двор., свияжского собора за протопопом и братией в деревне Протопопове 11 дв.; всего за Свияжскими монастырями 1151 дв. Чебоксарского у. – вотчины Чебоксарского Троицкого монастыря деревня Набережная с деревнями и в городе Чебоксаре 114 дворов, Чебоксарского Преображенского монастыря в Подмонастырской слободе 35 двор., соборной церкви за протопопом с братией в деревне Протопопове 2 дв., всего 151 дв., Козмодемъянского у. за нижегородским архиереем в с. Покровском с деревнями 148 дв., за Спасо-Юнгинским монастырем в с. Сосновке с деревнями 44 двора, всего 192 дв., Кокшайского у. – вотчины Крутицкого архиерея с. Сундырь с деревнями – 226 двор., Царево-Санчурского у. за Мусерской пустыней в починке Леонтьеве с деревнями 15 двор., Царевококшайского у. за Мироносицкой пустыней в подмонастырской слободе 17 дв.; Ядринского у. за Вознесенским монастырем дер. Барматово с деревней 2 дв., Саранского у. в вотчине Высокопетровского муж. монастыря в с. Левже 17 дв., Пензенского у. Чудова монастыря с. Лукино 24 дв., Высокопетровского монастыря с. Терновка 21 дв., вотчины Саввы Сторожевского монастыря с. Рождественское – Кукаевка 38 дв., Чудова приписного монастыря с. Богородицкое 29 двор. с полдвором – всего 112 двор. Уфа – Уфимского Успенского монастыря с. Вознесенское с деревнями 23 дв. В Астраханской губернии за церковными учреждениями было 699 двор.; всего в Казанской и Астраханской губерниях было 6625 дворов; с них собиралось доходов 18,396 руб. 55 Приведем таблицу сборов с казанских уездных архиерейских и монастырских крестьян в 1710 году, помешенную в вышеуказанном деле, – Окладных – «бобыльского оброку за десятинную пашню и за всякие изделия 608 руб. 12 алт., в Военный Приказ полуполтинного сбору 999 руб. 16 алт. 4 ден., в адмиралтейство карабельных по 4 алт. 1 ден. со двора – 499 руб. 25 алт., земского сбору на дачу армейским извощикам по 4 алт. 2 ден. со двора – 519 руб. 25 коп., дворцовых доходов на покупку конских кормов по 5 алт. со двора – 499 руб. 23 алт. 2 ден., ямских и полоняничных по 3 алт. 2 ден. – 399 руб. 27 алт. 4 д., за лес низовых отпусков от одних монастырей с 1448 дворов по 2 алт. – 116 руб. 29 алт. 2 ден., за окладной сошный стрелецкий хлеб и за житную поделку со всех дворов по 23 алт. 5 д. – 2258 руб. 19 алт., на наем подвод под артиллерийские припасы по 2 алт. – 239 руб. 29 алт., в Монастырский Приказ на жалованье драгунам, на наем каменщиков и кирпич по 15 алт. – 1799 руб. 3 алт. 2 ден. Повсягодных на дачу армейских полков драгунам и солдатам в мясоядные дни по 6 алт. со двора –719 руб. 21 алт. 2 ден. (л. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

И всю дорогу от старика до Свияжского нет-нет и опять вспоминал об этом хозяйстве, как будто что-то в этом впечатлении требовало его особенного внимания. XXVI Свияжский был предводителем в своем уезде. Он был пятью годами старше Левина и давно женат. В доме его жила молодая его свояченица, очень симпатичная Левину девушка. И Левин знал, что Свияжский и его жена очень желали выдать за него эту девушку. Он знал это несомненно, как знают это всегда молодые люди, так называемые женихи, хотя никогда никому не решился бы сказать этого, и знал тоже и то, что, несмотря на то, что он хотел жениться, несмотря на то, что по всем данным эта весьма привлекательная девушка должна была быть прекрасною женой, он так же мало мог жениться на ней, даже если б он и не был влюблен в Кити Щербацкую, как улететь на небо. И это знание отравляло ему то удовольствие, которое он надеялся иметь от поездки к Свияжскому. Получив письмо Свияжского с приглашением на охоту, Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основанное предположение, и потому он все-таки поедет. Кроме того, в глубине души ему хотелось испытать себя, примериться опять к этой девушке. Домашняя же жизнь Свияжских была в высшей степени приятна, и сам Свияжский, самый лучший тип земского деятеля, какой только знал Левин, был для Левина всегда чрезвычайно интересен. Свияжский был один из тех, всегда удивительных для Левина людей, рассуждение которых, очень последовательное, хотя и никогда не самостоятельное, идет само по себе, а жизнь, чрезвычайно определенная и твердая в своем направлении, идет сама по себе, совершенно независимо и почти всегда вразрез с рассуждением. Свияжский был человек чрезвычайно либеральный. Он презирал дворянство и считал большинство дворян тайными, от робости только не выражавшимися, крепостниками. Он считал Россию погибшею страной, вроде Турции, и правительство России столь дурным, что никогда не позволял себе даже серьезно критиковать действия правительства, и вместе с тем служил и был образцовым дворянским предводителем и в дорогу всегда надевал с кокардой и с красным околышем фуражку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

– Ну что же, ты доволен? – спросил у него Сергей Иванович. – Очень. Я никак не думал, что это так интересно! Славно, прекрасно! Свияжский подошел к Левину и звал его к себе чай пить. Левин никак не мог понять и вспомнить, чем он был недоволен в Свияжском, чего он искал от него. Он был умный и удивительно добрый человек. – Очень рад, – сказал он и спросил про жену и про свояченицу. И по странной филиации мыслей, так как в его воображении мысль о свояченице Свияжского связывалась с браком, ему представилось, что никому лучше нельзя рассказать своего счастья, как жене и свояченице Свияжского, и он очень был рад ехать к ним. Свияжский расспрашивал его про его дело в деревне, как и всегда, не предполагая никакой возможности найти что-нибудь не найденное в Европе, и теперь это нисколько не неприятно было Левину. Он, напротив, чувствовал, что Свияжский прав, что все это дело ничтожно, и видел удивительную мягкость и нежность, с которою Свияжский избегал высказыванья своей правоты. Дамы Свияжского были особенно милы. Левину казалось, что они все уже знают и сочувствуют ему, но не говорят только из деликатности. Он просидел у них час, два, три, разговаривая о разных предметах, но подразумевал одно то, что наполняло его душу, и не замечал того, что он надоел им ужасно и что им давно пора было спать. Свияжский проводил его до передней, зевая и удивляясь тому странному состоянию, в котором был его приятель. Был второй час. Левин вернулся в гостиницу и испугался мысли о том, как он один теперь с своим нетерпением проведет остающиеся ему еще десять часов. Не спавший чередовой лакей зажег ему свечи и хотел уйти, но Левин остановил его. Лакей этот, Егор, которого прежде не замечал Левин, оказался очень умным и хорошим, а главное, добрым человеком. – Что же, трудно, Егор, не спать? – Что делать! Наша должность такая. У господ покойнее; зато расчетов здесь больше. Оказалось, что у Егора была семья, три мальчика и дочь швея, которую он хотел отдать замуж за приказчика в шорной лавке. Левин по этому случаю сообщил Егору свою мысль о том, что в браке главное дело любовь и что с любовью всегда будешь счастлив, потому что счастье бывает только в тебе самом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Этот бесстрашный архипастырь ив тюрьме не переставал увещевать и обличать безбожников, полагающих угрозами смерти испугать епископа. Письмо было направлено в Епархиальный Совет под названием  «Доклад о том, как епископ Амвросий был большевистской властью арестован, под усиленным конвоем препровожден в казанскую губернскую тюрьму и освобожден из нея…»: «Вследствие кляузных доносов негодных монахов-большевиков Свияжского монастыря и некоторых местных же общественных деятелей, большевистские власти с первых дней своего властительства добирались до епископа Амвросия, желая добиться его выселения за пределы “Казанской Федеративной республики” или, по крайней мере, за пределы г. Свияжска. С этой целью, без всякого сношения с сим епископом, был большевиками освобожден в январе месяце иеродиакон Феодосии (Илюкин), а затем — при самом деятельном участии этого разбойника и единокровного его приятеля иеромонаха Ильи (Борисова) — епископ Амвросий в первой половине марта месяца настоящего года был предан суду Свияжского революционного трибунала. Но здесь, вопреки всем стараниям большевиков, обстоятельства благоприятствовали подсудимому, и он с большим торжеством для него был судом оправдан. Но местные и Казанские большевики, посрамленные на этом суде, не покидали мысли добиться своего — изгнать из Свияжска ненавистного им за его деятельность «черносотенца» епископа Амвросия… Придраться, однако, было трудно, ибо епископ Амвросий не мог быть уличен в контрреволюционных действиях, хотя конечно, как и все честные русские люди, ни в своих частных разговорах, ни в своих проповедях не скрывал своего отношения к большевистской власти, приведшей к явной гибели наше отечество. Но вот, в начале сего июня месяца (по ст. ст.) в Свияжск прибыла «чрезвычайно-следственная комиссия» с комиссаром Михайловским во главе, командированным будто бы из Москвы для раскрытия Московско-Казанского контрреволюционного заговора против большевистской власти. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что эта комиссия прибыла в милый и тихий град Свияжск со специальной целью — арестовать епископа Амвросия и при этом, если явится возможность, ограбить Свияжский и другие окрестные мужские монастыри.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Приложение . Обращение к Раису Республики Татарстан Р.Н. Минниханову от жителей села Свияжск Зеленодольского района и сотрудников местных организаций. О появлении информации по готовящейся продаже турецким инвесторам здания Свияжской школы и детского сада. Уважаемый Рустам Нургалиевич! Мы, нижеподписавшиеся жители Свияжска и сотрудники местных организаций, просим не допустить закрытия нашей школы или ее переноса из исторического здания. Благодаря поддержке властей Республики с каждым годом остров-град становится все прекраснее. Мы очень ценим, что нам посчастливилось жить в этом уникальном месте. И мы очень признательны Вам за непрестанное внимание к нашему родному историческому городу, который сегодня любим также и миллионами наших соотечественников, побывавших на благословенной земле Татарстана. Всегда вызывает восхищение свияжских гостей самого разного уровня тот факт, что остров-град сегодня – это жилой населенный пункт. У нас сохранена базовая социальная инфраструктура, важнейшим элементом которой является школа, построенная в 1914 году, являющаяся памятником архитектуры регионального значения. Кроме школы, которая с момента открытия действовала в историческом здании непрерывно, в нем сегодня размещается также и детский сад «Островок». Здание свияжской школы было капитально отремонтировано благодаря деятельности фонда «Возрождение», за что мы глубоко признательны Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, который на одной из встреч с жителями Свияжска обещал: «...Свияжская школа будет работать до последнего ученика». Поколения наших отцов и матерей, бабушек и дедушек учились и формировались как граждане нашей Великой России именно в этом уникальном здании, окруженном вековыми соснами, из окон его открываются захватывающие дух виды на Волгу и Свиягу, красота и величие которых многим поколениям учеников привили любовь к Родине. Но на днях как гром среди ясного неба пришла весть о том, что власти хотят продать здание нашей школы турецким инвесторам. Такое известие произвело эффект взорвавшейся бомбы: жители наши негодуют, как можно ставшие за более чем столетие родными стены отобрать у детей и продать память поколений свияжских жителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/14/pr...

А Преображенского монастыря архимандриту с братьею велели б естя владети рыбными ловлями по прежним жаловалным грамотам в Камских устьях в реке в Волге и в Чертыке от верхние зголови по нижнюю зголовь старым и новым Камским устьем с подвальи и с заводами и с истоки и Красным озером, чем Преображенского монастыря архимандрит с братьею наперед сего владели; а Матфею, митрополиту Казанскому и Свияжскому рыбныя ловли в Камском устье и на Чертыковском острову в озера и в леса и в сенные покосы и в старое и в новое Камское устье вступатца не велели, потому что те оба устья у Камы реки учинились волею Божиею, и Преображенского монастыря архимарит с братьею теми обеими устьями владеет не насильством, Божием изволением в их рыбных ловлях стало в одном устье два устья. А богомольцу нашему Матфею, митрополиту Казанскому и Свияжскому с Преображенским монастырем в спорной зомле и в рыбных ловлях по нашему указу учините, и вам бы о том отписати и той спорной земле чертеж прислати к нам к Москве, а отписку и чертеж велели отдати в Приказе Каванского Дворца боярину нашему князю Дмитрею Мамстрюковичу Черкасскому да дьяком нашим Ивану Болотникову да Ивану Грязеву, чтоб нам про то было ведомо: Писал на Москве лета 7135-го октября в 23 день. 21, 6429, лл. 107– 113). Синодик Свияжского Успенского монастыря 193 . Синодик Свияжского Успенского монастыря представляет большой интерес как по своей древности, так и по содержанию своему, а может быть и по своей истории. Он весьма солиден и по обширности своей и по виду. Обложенный кожею и деревянными досками, он кажется по виду одною из книг церковных, которою он и был в течение почти трех веков. Когда – то на нем были и медные застежки, но время и частое пользование отъяли их. Хотя этот переплет и древний, однако можно думать, что он не первоначальный, ибо многие листы в нем перемешаны и даже имеют двоякую пагинацию. Основной тип писания Синодика в виде крупного печатного славянского шрифта, с киноварью в заглавиях и начальных словах. Этот тип писания начинается с 10 листа и оканчивается последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И по тому Его Великого Государя указу Казанской губернии из Канцелярии на помянутые новокрещенские потребы на прошлый 720-й год денег тысяча рублёв ему выдано, и новым новокрещённым, которые ныне ко крещению приходят, в жалованье и на нужнейшие их потребы по рассмотрению держатся. А в Уржумский, в Яранский, в Царёвококшайский и в Санчурский уезды в новокрещенские жилища для надзирания и обучения в вере христианской и ради призывания из Черемисского народа вновь ко святому крещению он, митрополит, помянутого казначея посылал, и в прошлых 719 и 720 годах по призыванию и увещанию крестил оный казначей из Черемисян триста семьдесят девять человек, а в нынешнем 721 году по Март месяц по его же призыванию крещено четыреста тридцать два человека; а за восприятие православной христианской веры по Его Великого Государя указу помянутым новокрещённым, кроме Уржумского уезду, льготы никакой не дано, а Уржум с уездом ведом в Казани, а Яранск, Царёвококшайск и Санчурск с уездами ведомы в Свияжской провинции. И с вышепомянутых новокрещенов на нынешний 721 год из Свияжска всякие подати правят и на изделья наряжают с Черемисами в ряд, потому что из Камер-Коллегии в Свияжскую провинцию о льготе новокрещенам указ не прислан, отчего они, новокрещены, совестию мятутся и от истины весьма развращаются, понеже при призывании и увещании ко крещению обнадёжены они были Его Великого Государя милостию и льготными леты; и тем оному благому делу ко исполнению славы Божией и ко умножению христианства чинится немалое препятие. Того ради он, митрополит, просит, чтобы по прежнему Его Великого Государя новосостоятельному в Сенате указу вышепомянутым и впредь будущим новокрещённым давать льготы на три года без препятия, чтоб, зря на такую Его Великого Государя высокую милость, язычникам приходить в православную христианскую веру было доброхотно и благонадёжно. Такожде чтоб господин губернатор и Свияжской провинции воевода и другие командующие в вышеозначенном доброначатом деле по требованию его чинили в том ему и посланным от него всякое вспоможение, и о том в Казань и в Свияжскую провинцию послать Его Великого Государя из Сената и из Камер-Коллегии подтвердительные указы, и чтоб из помянутых взятых денег новокрещённым, которые впредь будут приходить ко святому крещению, почему на одежды и на прочие их потребы на каждого человека жалованья давать, также новокрещенским их детям, которые отобраны угодные к учению Славянское грамоте, где их в школах учить и отколь ко учению книг требовать, и ежели удобных ко учению отцы их отдать их не похотят, по неволе брать ли, учителям их и им откуда довольствовать пищею и трактаментом; а прежним новокрещенским же детям, которые в школах Славянской грамоте учились в Казани, учителям их трактамент и провиант даван был из государевой казны, и дабы о том к нему, и к Казанскому губернатору, и в Свияжскую провинцию к командующим о вышеозначенном о всём послать же указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Я.Г. Амфитеатрова) перед участниками торжественного обеда выступил Казанский вице-губернатор К.Н. Хитрово, отметивший заслуги правящего архиерея. «Он - всегдашний неусыпный молитвенник наш за нас, за наших детей, за всю паству, - передавали слова К.Н. Хитрово " Известия по Казанской Епархии. - Мы веруем, что его святыми и пламенными молитвами пред престолом Всевышнего и пред Небесною Заступницей, обретение иконы которой нами сегодня празднуется, - мы охранены и избавлены от тех внутренних невзгод и треволнений и внешних бедствий, от которых к великому нашему прискорбию, нельзя в том не признаться, так сильно пострадали многие местности нашего дорогого Отечества. Он всегда на страже своей паствы; он неуклонно руководит её к познанию Богооткровенной истины и первый с полным самоотвержением служит примером к воспроизведению этой истины в самой нашей жизни. По его прекрасной и глубоко религиозной мысли и его указаниям празднуется и самое нынешнее торжество трёхсотлетия от обретения казанской чудотворной иконы Богоматери, конечно, к нашему назиданию и к нашему благу». с. 401 - 402] Ответом на речь Казанского вице-губернатора К.Н. Хитрово и провозглашённое им благожелание «За здоровье Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа казанского и свияжского!» стало «самое одушевлённое, всеми исполненное пение многолетия Архипастырю казанскому». Вслед за Казанским вице-губернатором К.Н. Хитрово на торжественном обеде выступил Казанский губернский предводитель дворянства А.Г. Осокин. Указав в своей речи на то, что «к столь необычайному торжеству явилось в нашем городе и необычайное собрание архипастырей», он выразил уверенность, что: «Рассказ об этом событии, столь небывалом в Казани, без сомнения будет переходить из рода в род, от отцев к детям, так что самые отдалённые потомки наши, при воспоминаниях о настоящем торжестве будут говорить друг другу: " вот какое небывалое в Казани торжество праздновали наши отцы в день трёхсотлетия от обретения чудотворной казанской иконы Богоматери: тогда священнодействовали в монастырском соборе четыре архиерея». с. 402]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Примерный штат Предполагаемого жалования учителям языков: татарского, чувашского и черемисского в казанской семинарии и уездных училищах Число людей Одному, руб. Всем, руб. Итого, руб. В семинарии Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 500 500 500 В уездных училищах: Казанском Учителя языков: – татарского – чувашского – черемисского 300 300 300 Чебоксарском Учителя языков – чувашского – черемисского 300 300 Свияжском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Чистопольском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Симбирском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Алатырском Учителя языков – татарского – чувашского 300 300 Прежде всего, проект требует от будущих пастырей и миссионеров основательного знания инородческих языков, но замечает, что для этого недостает учебных пособий, отчего обучение сим не приносит никакой существенной пользы. Затем указывается, какие именно имелись в виду учебные пособия и проектируются другие, новые. Самое обучение языкам проектируется по 4 часа в неделю в училищах и семинарии. По окончании курса знающие языки татарский – 3 человека, чувашский и черемисский – также по три человека, всего 9 человек должны были оставаться еще на два года при архиерейском доме для усовершенствования в этих языках и других приготовительных занятиях. Они имеются в виду, по силе проекта, для занятия должности учителей по семинариям или же уездным училищам. Но выход их кроме этого на пастырское служение в епархии ничем не обеспечен, кроме обещаний, что они могут быть определены к собору в городах или в лучшие инородческие приходы. Далее проект предполагает по-прежнему вызывать воспитанников из семинарии других епархий в Казань, для обучения татарскому языку, а в некоторых епархиях (оренбургской и вятской) рекомендует открыть в семинариях классы инородческих языков, а равно и при училищах свияжском, чистопольском, симбирском и алатырском. Особенно важным пунктом проекта можно признать последние два параграфа о количестве обеспечения учителей инородческих языков в училищах и семинариях и о признании за ними одинаковых прав по службе с наставниками других предметов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

И проводил ее с честью весь народ: мужчины и женщины и девушки, и маленькие и большие, на берег реки Казани, и плакали все от мала до велика, и горько рыдали по ней, словно по мертвой. И плакали по ней неутешно весь город и вся земля целый год, вспоминая разум ее, и мудрость, и почести, которые оказывала она вельможам, и милость ее, и подарки к менее знатным и совсем простым людям, и большую заботу обо всем народе. Когда же приехала царица в своей повозке на берег реки, под руки высаживали ее из колымаги, ибо сама она не могла подняться из-за сильной печали. И обернулась она и поклонилась всем казанцам. Народ же казанский попадал на землю, на коленях творя поклоны, как подобает по их вере. И повели ее в приготовленный для нее царский струг, в котором царь обычно ездил на потеху, быстроходностью своей подобный птичьему полету и украшенный золотом и серебром; посередине струга было сделано помещение для царицы – стеклянный теремок, светлый, как фонарь, покрытый золочеными досками, в котором, как свеча, сидела царица, видя во все стороны. С нею отправил воевода тридцать благородных и красивых женщин и девиц на утеху царице. И положили ее в теремке на царскую ее постель, словно больную или пьяную, упившуюся, как вином, беспробудною печалью. Воевода же и казанские вельможи разошлись по своим стругам. А горожане, простые люди – мужчины, женщины, дети – пешком провожали царицу, идя по обоим берегам реки Казани и смотря ей вслед, пока можно было ее видеть, и неохотно возвращались назад с громким плачем и рыданиями. Впереди же царицы и за нею в боевых стругах плыли пищальники, нагоняя на казанцев сильный страх частой пальбой из пищалей. И проводили царицу вельможи и простые казанцы до Свияжского города, и возвратились все в Казань, тужа и плача, озабоченные своим будущим. О том, как вели царицу из Казани в Москву, и о плаче ее после выхода из городка Свияжска. Глава 40 И проводили царицу от Свияжского городка до русской границы – Василя-города – два воеводы с войском, ибо третий воевода – блюститель царицын, боялся, как бы казанцы не передумали, не раскаялись и, догнав царицу, не отняли ее у одного воеводы; тогда и самого его не отпустили бы они живым: много раз ведь нарушали они договор, преступая клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010