Freiburg, 2000. Bd. 1/Hrsg. Ch. Voss; 2006. Bd. 2/Hrsg. E. Maier; Бон Д. Житийная лит-ра как ист. источник: (Две точки зрения: В. О. Ключевского и Г. П. Федотова)//Лит-ра и история: Ист. процесс в творческом сознании рус. писателей и мыслителей XVIII-XX вв. СПб., 2001. Вып. 3. С. 284-293; Аверьянова Е. В. Функциональная и семиотическая интерпретация эпической поэзии и агиографии Киевской Руси. Тюмень, 2002; Безбородова Е. В. Категории прекрасного и безобразного в житиях святых юродивых//Вестн. Об-ва исследователей Др. Руси за 2000 г. М., 2002. С. 83-91; Жития святых в древнерус. письменности: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред.: М. С. Крутова. М., 2002; Мир житий: Сб. мат-лов конф. (Москва, 3-5 окт. 2001 г.). М., 2002; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 193-215; Рогожникова Т . П. Житийные тексты «Макариевского цикла»: Жанр и стиль. СПб., 2003; Черепанова О. А. Жанр житийной повести в традиц. культуре Рус. Севера XX в. СПб., 2003; Дорофеева Л. Г. Современная агиография: Постановка проблемы//Кирилл и Мефодий: Духовное наследие: Мат-лы междунар. науч. конф. (Калининград, май 2003)/Ред.: Н. Е. Лихина, С. В. Свиридов. Калининград, 2004. С. 39-56; Конявская Е. Л. Проблема общих мест в древнеслав. лит-рах: (На мат-ле агиографии)//Ruthenica. К., 2004. Т. 3. С. 80-92; она же. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV в. М., 2007; Макарий (Веретенников), архим. Св. Русь: Агиография, история, иерархия. М., 2005; Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика/Ред.: Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2005; Т. 2 (в печати); Околович Н. Ф. Жития святых, помещенные в Степенной книге. М.; СПб., 2007; Полетаев Л., свящ. Современная агиография и рус. житийная традиция: Дис./СПбДА. СПб., 2007. Ркп.; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. Сербская Особенностью сербской средневек. лит-ры является то, что жития составляют основную часть корпуса ее текстов и вместе с соответствующими гимнографическими произведениями по существу исчерпывают его.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Софийск. 1360. 4. Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5. Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6. Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7. Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8. Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9. Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10. Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11. Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12. Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13. Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14. Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365.    Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15. Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53.    Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16. Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986—997. 17. Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18. Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19. Стихирарь минейныи, йотированный. Кон. XII в. Син. 279. 20. Стихирарь минейный, йотированный. XII и XIV вв. Син. 572. 21. Устав Студийский, церковный и монастырский. Кон. XII в. Син. 330.    Собрание Исторического музея (г. Харьков) 22. Волынская Кормчая (Кормчая русской редакции). Кон. XV— Собрание Макария. митрополита Московского и Коломенского (Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Национальной Академии наук Украины, г. Киев) 23. Златоуст постный и недельный. XVI в. П. 4Аа. 176. 24. Патерик Киеве-Печерский, Кассиановской редакции. XVI в. П. 45Аа 141. 25. Сборник житий. XVI в. П. 42Аа 112. 26. Сборник житий. XVI в. П. 43Аа 142. 27. Сборник житий и полемических статей. XVI и XIX вв. П. 40Аа 168. 28. Сборник житий и поучений. 1-я пол. XVII в. П. 29Аа 154. 29. Сборник житий, поучений и патериковых повестей. 1-я пол. XVII в. П. 30Аа 155. 30. Сборник житий. Слов и проложных повестей. XVII в. П. 34Аа 173. 31. Сборник проложных житий и повестей. Ок. 1700 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во вторую, также довольно большую группу входят отрывки агиографического характера из сочинений различных греческих церковных писателей и историков. К третьей принадлежат слова свв. Отцов на великие христианские праздники и дни особенно чтимых святых. Последние две группы мы рассмотрим ниже, когда будем говорить о дидактическом элементе в наших Четиих-Минеях и о влиянии на работу Святителя сочинений исторических. Так, в соответствующих местах, мы процитируем и Сурия, который в одних случаях облегчал труд Святителя по приисканию нужного материала в первоисточниках, а в других, может быть, и заменял их. Здесь, в примечании мы даем список только тех житий, которые вместе с Метафрастовыми отмечены были Святителем в книгах Сурия и послужили источником житий в наших Четиих-Минеях 179 . Из приведенного в примечании списка видно, что, пользуясь сборником Сурия, свят. Димитрий делал в своих Четиих-Минеях самые разнообразные отметки о заимствованных оттуда житиях. Одни он означал именами их авторов, если они указаны были Сурием, причем агиографов латинских, православной церкви неизвестных, Святитель обыкновенно не называл; другие относил к первоисточникам древним мартирологам и рукописям, а если перевод или близкая редакция жития имелась в Макарьевских Минеях, тогда, как на источник своего труда, ссылался на эти Минеи; о третьих говорил сокровенно, как взятых у «достоверных», у «прочих» писателей, или, наконец, совсем не указывал для жития никаких источников. Жизнеописаний, составленных греческими агиографами, Сурий все же дал не особенно много, – список последних, приведенный в наших Четиих-Минеях, его сборником далеко не исчерпывается и поэтому вопрос о том, пользовался ли Святитель подлинными греческими источниками, при помощи одного только Сурия разрешить нельзя. Но кроме Сурия у свят. Димитрия были и другие латинские сборники житий святых. Из истории написания Четиих-Миней нам известно, что с весны 1693 года Святитель получил возможность пользоваться знаменитым изданием Болландистов – Acta Sanctorum. Оно выслано было ему из Данцига в количестве 18-ти томов, с января по май включительно. В Четиих-Минеях мы напрасно стали бы искать ссылок на это издание; как и другие латинские источники, Acta Sanctorum там замолчены, или скрыты под другими названиями. Определить, для каких житий в Четиих-Минеях издание Болландистов послужило источником, возможно только путем анализа житий и сравнения их с Актами. Громадную помощь при этом оказывают рукописи Святителя и принадлежавший ему Пролог. В последнем ссылки на Акты встречаются чуть не на каждом листе, причем очень многие из них относятся к памятям тех святых, которым в Четиих-Минеях посвящены особые жития. Немало ссылок на Acta Sanctorum находится и во втором месяцеслове святых, на месяцы июнь, июль и август, находящемся в сборнике Московской Типографской Библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кира и Иоанна, находящегося в Acta SS 438 . Мы указали только наиболее важные случаи влияния Acta SS. на вторую книгу Четиих-Миней. Можно думать, что недостаток времени не дозволял Святителю использовать новый источник для этой книги так, как бы было желательно. На это указывают некоторые отметки в Прологе. Напр., 5-го января, против памяти преп. Сигклитикии в Прологе есть ссылка на Acta SS. (январь, I, 242) с отметкой «fuse»; однако в Четиих-Минеях мы имеем не пространное, а краткое житие Преподобной, написанное по Прологу. 23-го января Святитель, по руководству Vitae Patrum и Метафраста, дает сравнительно небольшое и бедное содержанием житие преп. Ефрема Сирина , между тем в Acta SS. (февраль, I, 49), которые отмечены в Прологе, имеется богатейший материал о жизни и деятельности Преподобного. Если бы позволило время, Святитель несомненно использовал бы в Acta все, что они давали, и что отвечало целям и задачам его труда. Об этом свидетельствует отношение к Acta и при дальнейшей работе. Не стесняемый временем, Святитель не оставляет теперь Acta до самого окончания Четиих-Миней и, можно думать, чаще обращается к ним, нежели к другим латинским источникам. Особенно это надо сказать о третьей книге Четиих-Миней, на месяцы: март, апрель и май. Здесь Acta Sanctorum занимают исключительно господствующее положение и в течение этих месяцев нельзя указать почти ни одного дня, который бы был написан без них. Об этом свидетельствуют анализ и содержание житий третьей книги и особенно Пролог Святителя, где в марте и апреле ссылки на Acta Sanctorum встречаются не только под каждым числом, но почти при каждой памяти. В четвертой книге Четиих-Миней влияние Acta Sanctorum сказывается уже слабее. Вполне соответствующего материала на месяцы июнь, июль и август они не давали, но все же Святитель и при составлении житий на эти месяцы обильно воспользовался Аста-ми и внес из них немало полных житий в свои книги. Всех, заимствованных из Acta Sanctorum во втором полугодии Четиих-Миней житий святых насчитывается 94 (39 в мартовской и 35 в июньской книге), но это число может быть значительно увеличено. Дело в том, что во многих случаях Acta SS. давали те же редакции житий, что и Сурий или другие источники 439 , и хотя мы подобные жития отнесли к заимствованным не из Acta Sanctorum, но Святитель вполне мог работать в этих случаях и по ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМПЕРАТОРСКИЙ МИНОЛОГИЙ условное название сборника кратких житий святых, по одному на день, расположенных по календарному принципу; создан в К-поле по заказу имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041). Название было введено в научный оборот А. Эрхардом (Kaisermenologium). В. В. Латышев, к-рому была известна часть списков И. м., определил его как «Царскую» минею, поскольку его тексты заканчиваются прошением (обычно написанным додекасиллабическим размером) за императора, образующим акростих «ΜΙΧΑΗΛ Π». В качестве возможных заказчиков Латышев рассматривал 8 визант. императоров X-XI вв. с именем Михаил, но склонялся к датировке И. м. Х в., ошибочно считая его предшественником сборника житий прп. Симеона Метафраста . Окончательное отнесение И. м. к имп. заказу, но с датировкой XI в. принадлежит Ф. Д " Аюто. Он доказал связь акростиха с именем императора, упоминаемым в одном из Житий «ангелоименного императора». Латышев, И. Делеэ, П. Франки де Кавальери и др. обнаружили ряд текстов, послуживших основой для автора И. м. В 1939 г. Ф. Алькеном были опубликованы тексты январских Житий И. м., сохранившиеся в иллюстрированном списке И. м. из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (США) (Baltim. W 521). Решающая роль в исследовании состава, рукописной традиции и истории И. м. принадлежит Эрхарду. Он показал, что все выявленные списки И. м. представляют собой 2 редакции (А, В), текст минология относится к XI в. и полностью использует жития, собранные Симеоном Метафрастом. Создание И. м. Эрхард связал с Михаилом IV Пафлагоном. Более древней редакцией Эрхард считал менее распространенную редакцию В. От нее сохранились только отдельные тексты на февр.-май в рукописях XII и XVI вв. (Ath. Kutlum. 23; Ath. Protat. 47; Athen. Ethn. Bibl. gr. 982), а также почти полный иллюстрированный том на янв. (Baltim. W 521), вероятно созданный для самого Михаила IV. Тексты редакции В по объему и содержанию близки к текстам редакции А, однако в них включена заключительная молитва за императора, обращенная к святому, к-рому посвящен текст. Эрхард считал редакцию В первой неудачной попыткой создания И. м.

http://pravenc.ru/text/389515.html

Упомянув далее о том, что это благословение патриарха приложено к новоотпечатанной книге житий святых «для лучшего ее украшения и несомнительного вероятия имеющимся в ней повествованиям», свят. Димитрий извещает, что одобренный благословением патриарха, он продолжал свой труд, отдавая «пишемое» на просмотр митрополиту Варлааму и «половину года, шесть месяцей совершил», затем просит, – «да милостивно будет приято сие его дело» и преподано ему архипастырское благословение на написание третьей тримесячной книги житий святых. «Да грамотне преподается, – прибавляет свят. Димитрий, – с приложением того, дабы преосвященный митрополит Киевский Варлаам, по своей... ко святым Божиим угодникам любви и усердию, прочитывал разсудительне та, яже аз грешный имам, Господу поспешествующу, благословением вашим архипастырским написати, яко же первые две тримесячные книги он прочитывал есть, посему благоволи, святейшество ваше, к его преосвященству особно писать». В конце письма присоединяется и еще просьба о высылке великих Четиих-Миней митрополита Макария за месяцы март, апрель и май 205 . В этом письме замечательна просьба свят. Димитрия о том, чтобы патриарх особой грамотой поручил Варлааму Ясинскому прочитывать и исправлять составленные Димитрием Четии-Минеи. Видно, это участие митрополита Варлаама было ценно и необходимо для скромного и неуверенного в себе списателя житий святых. Недаром же свят. Димитрий называл его «своим о Дусе святом отцом и учителем» и впоследствии, уже будучи архиереем Ростовским, писал о нем своему другу Стефану Яворскому так: «Мне преосвященство ваше один вместо тысячи. Так бывало и блаженные памяти преосвященнейший отец наш Варлаам, – что он прочитает и утвердит, то несумненно в печать издаваемо было» 206 . Из этих слов ясно, что руководство делом составления житий святых и их последняя редакция принадлежала Варлааму Ясинскому. Он давал свят. Димитрию советы, как надо вести это дело, и затем указывал, какие следует сделать поправки и исправления в том, что свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К лету 1693 года была окончена вторая книга житий и отдана для напечатания. Вышла же из печати она лишь в 1695 году, когда св. Димитрий был снова уже игуменом, только не Батуринским, а Петропавловского монастыря в городе Глухове; здесь он получил от святейшего патриарха вторую грамоту похвальную за новонапечатанную книгу житий. Побуждаемый и ободряемый таким вниманием архипастыря, св. Димитрий приступил к третьей книге, которая должна была содержать месяцы: март, апрель и май. Из Глухова св. Димитрий переведен был в Киев, в Троицкий Кирилловский монастырь, но пробыл в последнем всего пять месяцев. Преосвященный Варлаам, митрополит киевский, желая отличить столь великого и славного мужа, по соглашению с архиепископом черниговским, посвятил св. Димитрия в архимандриты и назначил в Успенский Елецкий-Черниговский монастырь. Посвящение совершилось 20-го июня 1697 года. Сделавшись архимандритом, св. Димитрий не переставал трудиться над составлением житий святых, несмотря на то, что заботы о благоустройстве монастыря, различные дела церкви и нужды братии постоянно отвлекали его внимание, Через два года и три месяца после переезда в Елецкий монастырь св. Димитрий был переведен архимандритом в монастырь Новгород-Северский. В этом монастыре он окончил третью книгу житий святых; напечатана же она была в 1700 году, при архимандрите Киево-Печерской лавры Иоасафе Краковском; последний, желая почтить чем-либо автора ее, прислал св. Димитрию на благословение царский образ, тот самый, что государь Алексей Михайлович, когда был венчан на царство, прислал в знак своей милости митрополиту киевскому Петру Могиле . Великий труд, принятый св. Димитрием на себя, могучий и неиссякаемый дар проповедничества и благочестивая безупречная жизнь его сделались известными монарху; последний соблаговолил за все это наградить св. Димитрия саном митрополита. По именному указу государя Петра Алексеевича св. Димитрий в 1701 году призван был в Москву и там 23-го марта того же года посвящен в митрополиты и назначен на митрополию Тобольскую и Сибирскую. Но уехать в Сибирь на свой престол новопосвященному митрополиту не пришлось. Вскоре после назначения, св. Димитрий заболел и во время болезни удостоился милостивого посещения государя. Государь, узнавши, что истинная причина болезни какая-то тайная печаль, спросил о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15 Епифаний Премудрый, ученик преп. Сергия, жил в конце XIIV-ro века и в начале XV-ro ; был в Константинополе, на Афоне и в Иерусалиме; скончался в 1420 г. в сане иеромонаха и духовника Троице-Сергиевой лавры. 16 Пахомий был родом серб, инок Афонской горы, появился в Москве около 1440 г., двадцать лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг; около 1470 г. архиепископ Новгородский Иона вызывал его к себе для составления житий новгородских святых. 17 Пахомий был родом серб, инок Афонской горы, появился в Москве около 1440 г., двадцать лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг; около 1470 г. архиепископ Новгородский Иона вызывал его к себе для составления житий новгородских святых. 18 Т.е. 1529–1541 гг. Приводимые здесь слова Макария находятся в так называемом Летописце, приложенном к Минеям. Из того ж Летописца видно, что один из списков Миней внесен в Успенский собор в 1552 г. и вероятно около этого времени был окончен. Полагают, поэтому, что составление Миней продолжалось по крайней мере двадцать лет. 20 Из числа известных списков. Макарьевских Миней главнейшие следующие: 1)  Царский, поднесенный Макарием царю Иоанну Грозному и хранившийся вероятно первоначально в царских палатах, находится в Московской Синодальной Библиотеке; 2)  Успенский, данный Макарием в Успенский собор, находится там же; 3) Софийский, данный Макарием в Новгородский Софийский собор в 1541 г., находится в библиотеке Петербургской Духовной Академии. Из этих списков совершенно полный только один – именно Успенский. В Царском не достает марта и апреля, а в Софийском только семь месяцев (сентябрь–ноябрь, февраль, май–июль). Макарьевские Минеи издаются ныне Археографическою Комиссией при Министерстве Народного Просвещения. 21 Чудовские и Милютинские Минеи хранятся в Московской Синодальной Библиотеке, а Тулуповские – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. 23 Иннокентий Гизель, родом из Пруссии, в молодости переселился в Киев, принял православие, был потом ректором Киевского училища, а с 1656 г. до свой смерти архимандритом Кеиво-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Труд предстоял необъятный. Четьи-Минеи свт. Димитрия – самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной славянской книжности. Свод житий был опубликован в четырех томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трем месяцам: сентябрь – ноябрь (К., 1689. Т. 1), декабрь – февраль (К., 1695. Т. 2), март – май (К., 1700. Т. 3), июнь – август (К., 1705. Т. 4). Кроме житий и других крупных статей Четьи-Минеи свт. Димитрия содержат «памяти» (по терминологии прот. А. Державина, «месяцеслов»), т. е. краткие, часто в одну фразу, заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи. Обыкновенно «памяти» помещаются в конце дня и печатаются петитом. В основном тексте четырех томов – 765 статей, не считая «памятей», в т.ч. 91 русских и славянских статей. Подавляющее большинство статей – жития. Кроме житий Четьи-Минеи содержат также 22 Слова на большие праздники (6 Слов принадлежат свт. Иоанну Златоусту , по одному – свт. Василию Великому и прп. Иоанну Дамаскину ). Две статьи (обе в 3-й книге) посвящены вопросам календаря 37 . Писание житий так увлекало игумена Димитрия, что он, работая по ночам, ложился иногда спать не раздеваясь, только за час до заутрени, которую посещал весьма исправно. В это время в его жизни происходят события, свидетельствующие, с одной стороны, о несомненной близости писателя к духовному миру, с другой, о явном покровительстве Божием начатому труду. Сам Святитель свидетельствует: «Августа десятаго 1685 года, в понедельник, услышал я благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не доспел к началу, но проспал даже до чтения Псалтири. В сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святыя мощи. Осматривая со свещею гробы святых, увидел тамже якобы почивающую св. великомученицу Варвару. Приступив к ея гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ея являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынял мощи ея из раки, и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ея, и взял оныя руками для вложения в раку, но вдруг, узрел в живых Варвару святую. Вещающему мне к ней: «Святая дево Варваро, благодетельнице моя! умоли Бога о гресех моих»,– ответствовала святая, будто бы имея сомнение некое: «не ведаю, – рекла, – умолю ли, ибо молишися по-римски».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

50 Подробный библиографический обзор переводной письменности от нашествия монголов до митр. Макария дан Е. Е. Голубинским в его Истории русской церкви, т. II, втор. Половина, с. 263–306. О том, какие переводы житий святых распространились в то врем см. у Ключевского, указ. соч. с. 80 и А. И. Соболевского. Переводная литература», библиографический список. 51 Список их приведен у А. И. Соболевского в его книгах: «Переводная литература Московской Руси XIV-XVII в.» гл 2; «Жития святых в древнем переводе на церковно-славянский язык». СПб., 1904. и «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». СПб., 1910. 53 Вот приблизительный список их, составленный на основании каталогов и описаний бывших библиотек: от XV века – месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь и май – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, 666 и 669; месяц август – в собрании Ундольского, 232; месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь – в библиотеке Московской Духовной Академии, 192–194. От XV и XVI веков – месяцы: декабрь, январь, февраль, март и апрель – в той же библиотеке, 195–198. От XVI века – месяцы: май, июнь, июль и август – там,, же, 199–200; месяцы: сентябрь, октябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май и июль – в библиотеке Московской духовной академии, по описи архим. Леонида, с. 16 и далее; месяцы: ноябрь и декабрь, март и январь, июль – в библиотеке А. С. Уварова, по описанию архим. Леонида, т. 2, 1034–1038; месяцы: сентябрь, ноябрь, июнь и август – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, 668, 670, 679 и 680; месяцы: декабрь и январь – в библиотеке Ундольского, 230 и 231; месяц январь – в библиотеке ОЛДП – по описанию Хр. Лопарева, 7, с. 9–58; месяц март – в Московской Патриаршей библиотеке (Новоспасское собрание), по описанию Н. П. Попова, 12, с. 80–96; Четия-Минея написана в 1553 г. в Москве; месяцы: сентябрь, октябрь, апрель и июнь, по указателю архим. Саввы, 169, 170, 91 и 89, с. 209. 54 М. Н. С п е р а н с к и й. История русской литературы. М., 1914, с. 510. В. О. К л ю ч е в с к и й. Древнерусские жития святых. М., 1871, с. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010