210 После храмовой иконы замечательна в последней Феодоровской церкви древняя местная икона Спасителя по твёрдости рисунка и колорита. 212 Во Власиевской также церкви, между прочим, замечательна местная икона Спасителя в облаках, у Которого из ребра, из рук и из ног истекает кровь. 213 В Климентовской церкви находится также храмовый образ священномуч. Ипатия в чудесах из бывшей Ипатиевской церкви на Рогатице. 214 Для Предтеченской церкви храмовая икона была написана греческими иконописцами, при первоначальном устройстве храма в XII веке. Акт. Археогр. Экспед. Т. I, стр. 248. 215 Древние списки с иконы Знамения без плана Новгорода в Духове и Зверине (с двумя Серафимами) монастырях, равно и в Троицкой церкви, а с планами Новгорода, осаждаемого Суздальцами, в Николо-Дворищском соборе и в церкви Флора и Лавра. В последней церкви, список почитается современным избавлению Новгорода и принадлежавшим некоторому новг. посаднику Симеону. А в Успенской церкви на Торг. стороне и в Варлаамиевской часовне на Соф. стороне находятся одни изображения чудесного избавления Новгорода от чудотворной иконы. 216 Из древних списков первый, едва ли не современный явлению иконы, находится храмовым в церкви Ни-коло-Бельского упразднённого монастыря. Древние списки с иконы также древние в Дмитриевской церкви на Торг. стороне и в Сковородском монастыре, где впрочем святитель изображён держащим в левой руке не евангелие, а крест с изображением Распятия и предстоящих. 217 Списки с Тихвинской иконы древние в Троицкой церкви (в больших размерах), в Хутынском монастыре, в Феодоровской и Никитинской церквах на Торговой стороне: в последней церкви замечательна также Старорусская икона Божией Матери. 218 Древний список с иконы находится в Феодоровской часовне, принадлежащей к Георгиевской церкви на Торговой стороне. 219 Древние списки с иконы Софии находятся в Антониеве (весьма древний и замечательный) и Духове монастырях. 221 Древние списки с иконы в меньшем виде находятся в Петропавловской церкви (храмовая) на Торг. стороне, в церкви Николо-Бельского монастыря и в Богородице-Рождественском соборе Антониева монастыря (местная), где Ап. Петру подаются от Спасителя три ключа, а Ап. Павлу книга. С тремя ключами Пётр и изображён.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Древнехристианская практика причащения Святых Тайн в связи с современной в Православной Церкви Источник Содержание Причащение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров     Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны.» (1 Коринф. 11 гл. 28–30 ст.) По изображению евангелистов Матфея, Марка и Луки, Господь Иисус Христос на Тайной Вечере так сподобил св. апостолов вкусить Своего Тела и Крови: «Когда они ели (по Матфею и Марку), Иисус взял хлеб, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Ев. Матф. 26 гл. 26 ст.; Марка 14, 22 ; Луки 22, 19 ) – и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал – пейте из нее все» ( Матф. 27 ст.); или, как повествует св. Лука, – «Приимите ее (чашу) и разделите между собою (17 ст. Луки) – и пили от нее все» ( Марк 23 ст.)». Из этого повествования евангелистов открывается, во-первых, что апостолы вкусили Тела и Крови Господа во время трапезы и, можно думать, по окончании еды, так как вслед за причащением последовало благодарение и выход апостолов из горницы ( Матф. 30 ст.; Марка 26 ст.). Во-вторых, Господь взял хлеб, а не хлебы, а после благословения и преломления стал Сам раздавать его ученикам. В-третьих, Господь взял чашу (одну) и после благодарения подал апостолам и велел ее разделить– между собою (Лука). Можно заключить, что Господь уже не Сам каждому апостолу давал пить из чаши, как это было сделано с Телом, а вообще передал чашу апостолам и велел им самим разделить ее между собою. В-четвертых, наконец, Господь причастил апостолов в горнице, нарочито пред этим приготовленной и убранной ( Марк 15 ст.; Лука 12 ст). 

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Так ветхозаветные пророки подготовили необходимые условия для успешного распространения новозаветной веры. Действительно, многие древние письменные памятники периода 2-го века до Рождества Христова, по началу 2-го века после Р. Хр. свидетельствуют, что в то время еврейский народ напряженно ожидал пришествия Мессии. Среди этих письменных памятников можно указать на книгу Эноха, Сибилльские Оракулы, древние части Талмуда, Свитки Мертвого моря, записи Иосифа Флавия (иудейского историка 1-го века нашей эры) и др. Цитаты из этих источников потребовали бы слишком много места. Читая древние письменные памятники, можно заключить, что вера евреев в Мессию достигала порой поразительной силы. Так, например, некоторые древние писатели именовали грядущего Мессию Сыном Человеческим и Сыном Божиим, существовавшим прежде появления вселенной, царем и судьей праведным, награждающим добрых и карающим злых (во второй части книги Эноха). Искаженные представления о Мессии Несмотря на изобилие пророчеств о Мессии в ветхозаветных Писаниях, во время земной жизни Христа далеко не все евреи имели правильное о Нем представление. Причина заключалась в том, что многие евреи не могли возвыситься до духовного понимания мессианских пророчеств, например, о Божественной природе Мессии, о необходимости нравственного возрождения, о благодати Божией, действующей в Царстве Мессии. Период с 3-го века до Рождества Христова до начала 2-го столетия после Р. Хр. был временем напряженной борьбы еврейского народа за свою политическую независимость. Эта тяжелая борьба и связанные с ней лишения способствовали процветанию среди многих евреев надежд на лучшие времена, когда Мессия покорит врагов еврейского народа. Они мечтали, что с воцарением Мессии начнутся времена счастливой, полной материального изобилия жизни. По причине таких узко-национальных и утилитарных чаяний, как мы уже упомянули, Господь Иисус Христос избегал всенародно называть Себя Мессией. Однако Он часто цитировал древние пророчества, говорившие о Мессии, как о духовном вожде, и этим возвращал веру евреев на правильный путь (Смотри Мт. 26:54, Мр. 9:12, Лк. 18:31, Иоан. 5:39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Это явно, что вы не правы и переменили древние обряды и обычаи, а если бы Российская Церковь по вашему мнению переменила веру, книги и обряды, то бы она не была согласна с Восточною Церковию, которая рассеяна в трех частях света, в разных государствах, под разными державами и под разными духовными управлениями. Хотя бы в одном месте что и переменили, то в другом бы это изобличили, даже и самые древние их книги, но возьмитесь вы теперь за это дело, вы люди свободные, при хорошем состоянии и уже путешествуете по здешним странам, – поверьте все книги древние с нынешними новыми и спросите всех ученых и неученых, духовных и мирских, ибо повсюду есть люди, которые знают языки, и уверьте в России всех толков своих, называемых старообрядцами; но только скажу вам истинную правду, потому что я сам, быв раскольником и заблудшим, присоединился ко Святой Восточной Христовой Церкви и никакого сомнения не имею, но все-таки беспрестанно, только где бываю, и всех спрашиваю об этом, что нет ли какого несогласия в книгах древних с новыми; но от всех слышу и сам своими очами вижу, что все Восточной Христовой Церкви Греческие, Сирские и Грузинские книги, как новые, так и древние, во всем между собою согласны. Веру и догматы все содержат самую ту, которую приняли от Христа чрез апостолов и которая запечатана мученическою кровию и утвержденная святыми отцами на Седми Вселенских Соборах. Прожил я семь лет во Святой Горе Афонской, также ходил по всей Греции; нигде не случалось видеть ни на древних иконах, ни на стенном древнем писании, чтобы молящаяся рука была изображена в два перста, как это случается видеть в России часто на древних иконах, но и то не очень древних, а писанных уже после Стоглавого Собора, а древние самые российские и греческие все изображены просто простертыми горе; вы сами теперь здесь, вникните в это здесь в Иерусалиме и Синае и заезжайте во Святую Гору Афонскую и посмотрите беспристрастно». Они ответили: «Мы сказали тебе, что не за этим приехали, чтобы искать истины, и не за тем посланы, то нас никто и не послушает, ежели бы мы что и рассказали здесь, но, конечно, трудно найти чего, с нами, старообрядцами, согласного, отчего это – мы уже не знаем; хорошо тебе, что так начал все разыскивать и на все ты согласен, только бы было праведно и истинно; а другой не такой – привержен к тому, в чем родился, хотя бы видел какой и недостаток».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Гроты разделяются на древние и новые. Древние гроты (Grotte Vecchie) занимают место, находившееся под древней базиликой Петровой. Остальные называются Новыми гротами (Grotte Nuove). Новые гроты приходятся почти все, по своему положению, непосредственно под той частью собора, над которой возвышается его главный купол, поддерживаемый четырьмя громаднейшими столбами с мозаичными изображениями святых евангелистов. В гротах устроено несколько приделов 16 ; один из них, в котором престол приходится над частью гробницы с мощами св. апостола Петра, называется, как было замечено выше, – приделом исповедания св. апостола Петра. Среди разных священных памятников, украшавших некогда древнюю базилику Петрову, а теперь находящихся в гротах, – древние гробницы пап и государей, статуи, рельефные и мозаичные изображения, иконы, картины и надписи. Внимание богомольцев останавливают на себе: древние монограммы имени Христова на мраморе; древняя чудотворная икона Божией Матери «Родовспомогательнииы», пред которой возносят молитвы о помощи в трудных родах, и древние изображения апостолов Петра и Павла. Ход в гроты устроен из собора обычно близ статуи св. Лонгина-сотника, стоящей у того из четырех поддерживающих главный купол собора столбов, на котором имеется мозаичное изображение св. евангелиста Марка. При выходе из собора богомолец должен обратить внимание на прекрасное огромных размеров мозаичное изображение апостола Петра, вышедшего навстречу Спасителю из плывущей лодки, в которой сидят прочие одиннадцать апостолов, начавшего тонуть и взывающего к Господу Иисусу Христу о помощи. Это изображение, известное под именем «Кораблика» Петрова, находится на соборной паперти поверх главных внешних дверей 17 . При взгляде на него невольно приходит на память соответствующее евангельское повествование ( Мф. 14:28–32 ). 2. Церковь во имя святого и всехвального первоверховного апостола Петра на Яникульском холме (Chiesa di S. Pietro in Montorio; Piazza S. Pietro in Montorio, 2) Церковь , впервые упомянутая в VIII в., стоит у того места, где был распят апостол Петр. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В не подлинности этих свидетельств, равно как и посланий, из которых они заимствуются, сознаются сами римские богословы 842 ; в подтверждение учения о римском главенстве на подобные свидетельства не ссылаются даже самые ревностные из новейших папистов напр. Перроне. Вообще сколько можно судить по немногим подлинным писаниям древних римских епископов, они не величали еще себя ни главами Церкви, ни наместниками Христа, ни первосвященниками, ни отцами, ни папами. Всех других епископов они смиренно чествовали именем «братьев и соепископов» 843 и свои послания к ним начинали в том же духе братства, напр., «Корнилий Киприану брату» 844 , в каком и к ним другие епископы, напр., «Киприан Корнилию или Стефану или Люцию брату». § 68. II. Разбор – на основании деяний; разделение отдела По словам римских богословов, древние римские епископы считали своим правом: 1) писать послания ко всем церквам, – 2) судить судом непогрешимым и окончательным все частные дела всех частных лиц в Церкви и даже всех частных церквей, – 3) судить, наконец, Церковь вселенскую и дела ее посредством вселенских соборов: созывать эти соборы, председательствовать на них, и потом своей апостольской властью утверждать их решения. Но пусть, действительно, первое право древние римские епископы себе приписывали: из этого в пользу главенства их ничего не следует; а второго и третьего прав, в том виде в каком нынешними римскими богословами эти права им усвояются, они себе не усвояли. § 69.1. Разбор – на основании того несомненно исторического события, что древние римские епископы усвояли себе право писать окружные послания ко всем церквам В подтверждение того, что древние римские епископы усвояли себе это право, римские богословы могут указать на те же вышеприведенные 845 послания древних римских епископов к древним восточным и западным церквам, с присовокуплением, что без всякого сомнения много посланий римских епископов от этого периода затерялось; а о многих посланиях, конечно, древние даже не упоминают вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Но кроме сего соображения мы имеем прямые и непререкаемые, как доказательства о сохранении истинного предания, так и указание на те источники, где оно до нас сохранилось. Что священное Предание всецело сохранилось в Церкви до наших дней, это открывается: а) из способа распространения преданий, их повсеместности и всенародности: б) из ревностной приверженности всех христиан к преданному Апостолами учению, к каковой приверженности располагали христиан и самое достоинство сего учения и внушения святых Апостолов и крайняя необходимость преданий; в) из обязанности и вместе ревности Предстоятелей Церквей к сохранению священного предание; г) из того, что священные предания весьма рано начало быть заключаемы многими учителями Церкви в письмена; д) наконец, из того, что многие предание получила Церковь от Апостолов в самой своей практике, которая для сохранение истин нисколько не менее надежна, как и письмена. Источники, в которых дошли до нас Апостольские предание, суть: а) древние Символы; б) правила святых Апостолов; в) определение и правила соборов поместных, особенно же вселенских г) древние Литургии; д) древнейшие акты, касающиеся христианских мучеников; е) древние церковные истории; ж) творение древних Отцов и Учителей Церкви; а) наконец – вся древняя практика Церкви, куда принадлежат: священные времена, священные места: устройство храмов с его подробностями, и священные действия, – обряды, церемонии и книги, в коих изложены сии действия, или церковные чинопоследования 44 . Выбросив из своей Библии неприятные Лютеру слова: Церковь и предание, Лютер старался исключить из Библии и слова ересь и еретик. Вместо: Ketzerei или: Haeresie Лютер употреблял: Secten и – еще больше Rotten. Ho слово секта означает раскол, а слово Rotte собственно значит: шайка; отчасти может иметь значение крамолы, мятежа; с некоторою натяжкою может быть отнесено к самочинному церковному сборищу. Но, – говорит св. Василий В. – «древние иное нарекли ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

В них же тако суть книги древние, яко от того времени, в неже они писаны, прейде лет евангелию 1050; евангелию же 650; псалтыри, яже писана при греческом царе Алексии Камнане 106 600 лет; 107 Евангелие же, еже от грек епископ Иоаким принесе в Великий Новгород, всегда благоволением Божием первое крести; и Григория Богослова 737; служебнику 600, служебнику же 455; и прочие евангелия, апостолы, псалтыри, пророческие, апокалипсисы, святые отцы восточными изрядно истолкованные; к сим святых Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Ионна Златоустого, Иоанна Дамаскина и многих святых. – К сим же уставы, октоихи, триоди, минеи, часословы, и прочие святые книги; – оным убо от них от того времене егда писаны, преидоша 700 лет, овым же 500, овым 400. – и сия вся со оными Арсением Сухановым в царствующий град Москву прислаша. – Ещё же и от Иерусалима патриарх святейший Александрийский и Антиохийский патриархи, и архиепископ пекский и патриарх сербский, и халкидонский 108 и архдонский митрополити и иные мнози от православных стран, писанием из царствующего града Москвы прошении, не мне двою сот книг различных древних и святых в него прислаша. И тако благочестивый царь и христолюбивый патриарх оные священные книги совокупивше вся во едино и довольно лежащая в них рассмотревши,» «и собор в царствующем граде Москве сотвориша; на нем же беша: святейший Никон патриарх , Макарий патриарх антиохийский, Гавриил патриарх сербский – с митрополиты и со архиепископы, со архимандриты, и игумены, и со всем освящённым собором». – Древние 109 старописанные греческие и славянские книги и оны, ихже на той же собор «принесе и своя православные книги Макарий патриарх Антиохийский – служебник и прочая. – И тако вся старописанные греческие и славянские книги рассмотревши, обретоша древние греческие с ветхими славянскими 110 книгами во всем соглашуся». – (Зри, православный читателю, прилежно, како на оном соборе вси рассмотриша наши славянские древние книги со греческими древними рукописьменными во всем согласны быти, а не с новыми греческими у немец печатными книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

7. Он творит Ангелов Своих духами, и служителей Своих пылающим огнем. Ты творишь ангелов Своих – духов, и служителей Своих – пламенеющий огнь. В Греческом лица нет: потому что причастие. Но это взято из Псалма, в котором речь во втором лице 1083 ; следственно и здесь должно говорить во втором лице. Что значит: творит ангелов духами? Возмем пример из Апокалипсиса: сотворил есть нас цари. 1084 Переведено: сделал нас царями. То есть, прежде мы не были царями; а теперь сделаны! Приложим сие к настоящему месту. Творит Ангелов духами. Разве они прежде не были духами, а теперь сделаны духами? 1085 5. и еще в сем месте и напротив здесь Если сказать: еще в сем месте; то указание упадет на ближайшее место из книги Бытия. А это сбивает читателя с пути. Но если скажем: и напротив здесь; то указание идете прочь от книги Бытия, и упадает на Псалом, который разбирает Апостол 1086 2. служитель священнодействователь δικονος – служитель; λειτουργς – священно-действователь. Это согласнее с достоинством Господа Иисуса 1087 26. в конце века к концу веков или: в совершение веков 1861 года мир приближается к концу веков; следственно в наале сего периода не находился в конце веков 1088 2. Чрез нее получили свидетельство древние В ней свидетельствованы древние Какое свидетельство? Когда получили его древние? Смысл предлагаемого перевода таков: древние свидетельствованы были в вере, то есть, в том, что имели ее, и ею действовали. Где свидетельствованы? – В писаниях, в истории, о чем и свидетельствуют у Апостола примеры 1089 19. по сему во образ сего и получил его почему и получил его в предзнаменование Во образ сего – чего именно? по указанию на предыдущее, очевидно того, что Бог силен воскресить из мертвых. Но этот перевод не всю мысль Апостола выражает, и притом не выражает важнейшего, и не соответствует слову Παραβολ. Παραβολ значить притча, как и переведено в Славянском тексте. Но притча в отношении к будущему есть прообразование, предзнаменование. Авраам получил Исаака от жертвоприношения его в предзнаменование крестной жертвы и смерти, и воскресения Христова 1090

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Всё это свидетельствует о том, что христиане с самого начала, ещё при Апостолах не гнушались Крестом, а чтили и использовали его на своих Богослужениях, в домах, при погребении. Рис.2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Другой важный факт : древние христианские апологеты II-III веков свидетельствовали, что язычники укоряли христиан в боготворении креста. Так, Марк Минуций Феликс приводит такое обвинение на христиан от имени язычника Цецилия: «Говорят также, что они почитают человека, наказанного за злодеяние страшным наказанием, и бесславное древо креста ...»; и дальше: «Вот пред вами угрозы, пытки, казни и кресты, приготовленные уже не для того, чтобы вы им покланялись , а для вашего распятия...» . Также и Тертуллиан повторяет мнение язычников о том, что «крест есть наш (т.е. христиан) Бог " . Естественно, древние христиане не боготворили Крест, и не поклонялись ему как Богу, а почитали его как святыню. Язычники же, обожествлявшие всё вокруг – людей, животных, неодушевлённые предметы и стихии – видя почтительное отношение христиан ко Кресту и, не умея классифицировать это почтение никак иначе, как обожествление, и посчитали, что христиане боготворят Крест (кстати, протестанты мыслят здесь точно как язычники: они не могут отличить почтение к святыне от обожествления, и потому также как и древние язычники обвиняют Церковь в боготворении Креста и считают Крест мерзостью). Здесь нужно ясно понять, что такие укоры от язычников могли явиться только потому, что первые христиане действительно почитали Крест . Если бы они мыслили о Кресте и относились к нему как протестанты, то со стороны язычников никогда бы не могли явиться подобные укоры. Как говорится, «дыма без огня не бывает». Язычники клеветали на христиан и извращали их учение, но в их обвинениях всегда был какой-то повод, нечто истинное, что они искажали. Так, в древности на христиан возводили три главных обвинения: безбожие, каннибализм и разврат. Об этом говорят древние христианские апологеты, например Афинагор (II в.): «Нас обвиняют в трех преступлениях: в безбожии, в ядении человеческого мяса, подобно Фиесту, в гнусных кровосмешения Эдиповских» .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010