Протоиерей Максим Козлов: Все ли семинарии одинаково хороши? 11 марта 2013 г. 17:06 О современном положении духовных семинарий в интервью журналу «Нескучный сад» рассказал заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . — Очевидно, что Московская и Петербургская духовные школы хороши, но часто можно услышать, что провинциальные семинарии оставляют желать лучшего, это действительно так? — К концу советской эпохи на всю Русскую Церковь у нас было три духовные семинарии: в Москве, Ленинграде и Одессе, и две духовных академии: Московская и Ленинградская. Кроме того, функционировала аспирантура при Отделе внешних церковных сношений. Никаких других учебных заведений на тот момент не было, пока решением Юбилейного Собора 1988 года не были открыты Тобольская семинария, Ставропольская и Киевская. Позже, когда Церковь получила свободу, ей понадобились пастыри, и наряду с лавинообразным открытием храмов и монастырей так же стремительно открывались и духовные школы. Разного уровня. Понятно, что делать это было необходимо, потому что тогдашнюю ситуацию можно уподобить военной: во время Великой Отечественной войны вместо регулярных военных училищ и институтов офицеры проходили ускоренные офицерские курсы, потому что нужно было хоть кого-то посылать на фронт. Так в начале 90-х духовные училища заменили полноценный семинарский курс, людей часто рукополагали без духовного образования, при условии, что они заочно поступят в семинарию, это было лучше, чем ничего, потому что паства жаждала открытия храмов и возобновления там богослужений. Тщательно следить за уровнем образования в те годы было фактически невозможно. Не хватало книг, преподавателей, пособий, но многое из перечисленного восполнялось энтузиазмом. — Кто тогда преподавал в этих семинариях? — Это были выпускники наших академий, иногда очники, иногда заочники, а то и просто клирики, имеющие хотя бы полное семинарское образование. Их главной задачей было не развивать науку, а поделиться той традицией, носителями которой они сами были. Постепенно времена менялись, нулевые годы — это уже не 90-е, так что и требования к подготовке преподавательского состава, открытию семинарий становились все более жесткими.

http://patriarchia.ru/db/text/2840441.ht...

ЦВ 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г. Монастырь в городе: крест или служение? Монастырь и мегаполис — кажется, понятия несовместимые. Первый ассоциируется с тишиной, размеренным ритмом жизни, уединением, молитвой. Второй — с шумом, спешкой, суетой. Однако в наши дни в крупных городах возрождаются монастыри, и они неизбежно включаются в городскую жизнь. Как монастырь может участвовать в жизни мегаполиса, не нарушая при этом своего внутреннего распорядка? В каких формах допустимо сотрудничество между мирянами и монахами? Что дает город монастырю и монастырь — городу? В одном из крупнейших городских обителей России — Ново-Тихвинском женском монастыре, расположенном в Екатеринбурге, знают ответы на эти вопросы. В 2009 году монастырь отмечает 15 лет со дня возрождения. Монастырская территория отделена от шумного городского проспекта лишь каменной стеной, но стоит сделать несколько шагов за нее — и словно попадаешь в иной мир, в котором тебя окружают тишина и покой. Впрочем, через некоторое время замечаешь, что жизнь здесь кипит почти как на покинутом проспекте, только с каким-то иным содержанием и в другом, размеренном ритме. Ново-Тихвинская обитель — в полном смысле городской монастырь. Существует мнение, что монастыри, как хранители древних традиций, неохотно используют различные технические новшества. Поэтому многие люди удивляются, когда видят в современных монастырях компьютеры или какое-либо высокотехнологичное оборудование. Однако на самом деле большинство монахов смотрят на технический прогресс спокойно и практично: да, не стоит придавать развитию цивилизации слишком большого значения, не нужно считать, что в этом цель человечества, но если какие-то технические достижения могут послужить благу Церкви, то зачем их чураться? Эти достижения сами по себе не хороши и не плохи, все зависит от того, с какой целью их использовать. Так относятся к техническим нововведениям и в Ново-Тихвинском монастыре. Практически на всех направлениях деятельности обители используются новые технологии. Например, сестры вышивают иконы на самых современных машинах с компьютерным программированием. Изучают древнегреческий и новогреческий языки в режиме on-line. Даже на певческом послушании проходят виртуальные уроки древне-византийского пения: профессор из Фессалоник, не покидая родного города, делится секретами своего искусства, при этом сестры видят своего педагога на огромном экране и могут повторять за ним витиеватые мотивы. Впрочем, если какой-то старая технология дает лучшие результаты, чем новая, то сестры предпочитают ее. Например, в иконописной мастерской не используются современные краски: как в незапамятные времена, сестры перетирают минералы сами.

http://e-vestnik.ru/church/monastyr_v_go...

Закрыть itemscope itemtype="" > О статуях, или кто наши герои? 14.11.2012 969 Время на чтение 11 минут Покажите мне такую страну, Где славят тирана, Где победу в войне над собой отмечает народ. Игорь Тальков - Мама, а это кто? - Это дядя Ленин . - А почему дяде Ленину памятник поставили? - Потому что он совершил революцию. - А как это совершил революцию? - Ну, он убил царя и многих других людей, не хотевших революции, и сам стал править в нашей стране. - Но царь же святой. - Ну да, святой. - А зачем же тогда дядя Ленин его убил? - Ну, потому что он в Бога не верил. - И в церковь не ходил?? - И в церковь не ходил. Он даже приказывал разрушать церкви. - Но почему тогда сейчас церкви везде ремонтируют? Ведь дядя Ленин их разрушал. - Но, он это нехорошо делал. - Но ведь памятники же хорошим дядям ставят? - Ну, да, хорошим. - Значит, дядя Ленин хороший? - Ой, все, отстань! Как видим «трудности современного образования и воспитания» начинаются прямо, что называется, с порога дома. Детское «почему», назойливое и интенсивно изучающее жизнь, как только сталкивается с кругом современных идей и понятий, вдруг встречается с такой логикой или, скорее, с отсутствием всякой логики, что сразу же попадает в тупик. Сознание его оказывается в ситуации, противоестественной не только детскому, но и любому мыслительному процессу. И мыслительный процесс постепенно затормаживается. Современные педагоги, психологи констатируют сегодня снижение умственных способностей у современных школьников и студентов. Дети не желают самостоятельно мыслить, практически не читают книг, за исключением книг легкого и развлекательного содержания (криминал, секс, фэнтези), всячески избегают «загружаться» разными «умными» темами, внимание их рассеяно и раздроблено. А чего мы хотим? Мы коснулись всего лишь одной из проблем, приводящих в изнеможение не только детский ум, но и ум современного взрослого россиянина. Этот диалог между мамой и ее маленьким сыном есть маленькое отражение «раздробленности» или «расколотости» современного общественного сознания. Больной организм никак не может обрести равновесие: его бросает то в жар, то в холод, из одной крайности в другую. Так и наше больное общество от «единственно верного учения» вдруг шарахнулось в сторону «самой широкой демократизации», которая характеризуется, прежде всего, «плюрализмом» мнений. Это неуклюжее словечко предполагает полную и неограниченную свободу слова, печати, мысли, вероисповедания. Объявляется «свобода» и «равенство» в исповедании любых идей, любых моральных и религиозных ценностей. Все мнения одинаковы «хороши», выбирай на вкус. Сами понятия «хороший» или «плохой», «добро» или «зло» объявляются относительными. Для кого-то данная идея или принцип жизни является «хорошим», а для кого-то «дурным». Ну и ладно. Это вполне «естественно».

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/15/...

209. Плоды гордыни: ложь и клевета Имебожники не успокаиваются. Во что бы то ни стало они добиваются, чтоб их учение было признано православным, а сами они – мучениками за Православие, мы же, представители Церкви, т. е. Вселенский Патриарх и наш Святейший Синод – просто-напросто еретиками и гонителями сих мучеников. Ложь, клевета, вымыслы – все пускается в ход, все средства хороши, лишь бы достигнуть цели. К сожалению, и среди нашей интеллигенции находятся младенцы в понимании дела, которые им покровительствуют, а в среде отшатнувшихся от Церкви в ереси издателей, постоянных ругателей иерархии, нашелся и орган, с удовольствием взявший на себя печатать все лжи и клеветы этих несчастных людей. Газета “Гроза» в 611, от 2 февраля, поместила статью неизвестного автора, подписавшегося “Очевидец», полную лжи и клевет против меня и моих сотрудников по афонскому делу, а кто-то разослал эту статью многим членам Государственного Совета и Государственной Думы. Так как автор позволил себе в самом начале статьи заявить, что он “свидетельствует пред лицом Всеведущего и Вездесущего Господа», что все изложенное в его статье “есть истина, и какой-либо лжи, даже малейшей, он тщательно старался не допустить», и будто бы “нигде, ни на йоту не отступил от точного изложения святоотеческого учения об имени Божием», то долгом почитаю показать, что статья эта совершенно искажает церковное учение об именах Божиих в духе имебожнической ереси, а в изложении событий переполнена ложью и клеветами. И таким образом автор ее есть не только клеветник, лжец, но и клятвопреступник, свидетельствующий пред лицом Божиим ложь за истину и ересь за учение православное. Утверждая, что святые отцы Церкви Афанасий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Иерусалимский , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама , Феофилакт Болгарский , Тихон Задонский и прочие св. отцы (автор тщательно умолчал о св. Григории Нисском , специально писавшем против Евномия об именах Божиих) держались в учении об именах Божиих ереси имебожников, он клевещет и на них, и на наш Святейшего Синод, и на двух Вселенских Патриархов, и только еретичествуюших главарей имебожной ереси считает православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О современном антихристианстве. Навечерие Рождества Христова 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Навечерие Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Еще раз, по милости Божией, вступаем мы в праздник Рождества Христова. Он будет присутствовать, по слову святого Иоанна Златоустого, во всех наших праздниках и в Пасхе Христовой. И словами Ангелов Рождественской ночи: «Слава в Вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение», которые звучат в наших душах, будет начинаться каждый день богослужение утрени. Кто же этот Человек, кто этот Младенец, повитый в яслях? Поколение за поколением, люди всех языков и народов стекаются к Его колыбели. С земным поклоном, касаясь лбом земли, простираются они перед Ним. Никто из новорожденных когда-либо не был так любим. Но и никто никогда не был так отвергаем, как Он. Там, где Он, течет кровь — невинная кровь из-за Него. Он простирает к человечеству Свои младенческие ладони, и все армии мира вступают в сражение. Кажется, все крепости должны пасть перед Тем, чья единственная защита — младенческая ясность глаз. Но нет — все ощетиниваются и объединяются против Него. Чтобы избавиться от Него — все средства хороши. Всех младенцев Его возраста убьют, Его изгонят из Его страны, Он будет бежать с Матерью Своей в Египет, и вместе с Ними будет расти поток беженцев из века в век, заполняя все дороги мира. Как это происходит, например, сегодня, у нас на глазах. Начиная с Его родины, убийственного Иерусалима, вся земля дышит убийством. Все завершится тем, что Его где-то загонят в угол, насмеются над Ним, оплюют, замучат, убьют Его. Так поступили с Ним тогда, и так продолжается сейчас. Через 2000 лет напряжение не стихло. Его по-прежнему влекут от суда к суду, Его обвинители выносят Ему снова и снова тяжкие приговоры. Кто сможет что-либо предпринять, чтобы их отвести? Ироду не удалось Его погубить. Он непонятным образом ускользнул, когда тот избивал младенцев. Может быть, следовало убить младенцев, не только в Вифлееме, но и во всех городах и селениях Земли, чтобы Его не упустить? Убивают же сегодня миллионы и миллионы еще не родившихся младенцев — может быть, из той же злобной иродовой мести за то, что не удалось убить Его. Не сами матери, конечно, исполнены такой злобы, но, несомненно, диавол, который научает их этому преступлению. Конечно, прежде всего, по этой причине он стремится уничтожить все человечество, всех людей до единого.

http://moral.ru/о-современном-антихристи...

ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г. Должна быть легкость и ощущение радости — Можно ли говорить, что мода и Церковь как-то связаны? — Говорить о моде и Церкви вряд ли корректно. Существуют правила поведения в храме, а дальше люди решают сами: они могут позволить себе одеться, условно говоря, смешно или пафосно. Одежда сама по себе не влияет на отношение людей к Богу. Никаких ограничений здесь нет. Мы не можем рассуждать так: вот, стиль английский или романтический дозволителен в храме, он обладает элегантностью, а другие нет. Это личный выбор человека, это вопрос личной свободы и ответственности перед Богом, и это не нужно регламентировать и выводить на уровень дисциплины. — Допустимо ли появление в храме женщины в брюках? — Есть бабки и другие доморощенные блюстители чистоты веры, ханжи, которые порой мешают другим людям прикоснуться к Богу. Их взгляды и замечания оскорбляют человека и отвлекают от главного, ради чего он пришел в Церковь. Что касается брюк, я думаю, что это право каждого человека — одеваться так, как он сам считает нужным. Сегодня брюки становятся обычной одеждой для женщин. В XIX веке европейская женщина впервые появилась в брюках, потихонечку отстояла свое право носить этот вид одежды, и сегодня существует целый гардероб женских брюк. — Собираясь в Церковь, тем не менее, стоит ли отдать предпочтение классическому стилю? — Я думаю, конечно. Не должно быть никаких особых украшений и макияжа, особенно нелепого. Женщина не должна быть разодета, как кукла. Это отвлекает внимание окружающих. Человек ни в коем случае не должен своим внешним видом раздражать или засорять окружающую среду. Он должен смотреться органично. Когда человек идет на кладбище, то он не должен привлекать внимание. У женщины на этот случай есть корректная черная одежда. Скорбь проявляется через лаконизм в цвете и лаконизм в форме. В храме хороши светлые тона. Здесь одежды должны быть по ощущению более светлые, более легкие. Не обязательно легкие ткани, но по ощущению более воздушные, более наполненные светом и солнцем — приобщаясь к Богу, ты приобщаешься к Свету.

http://e-vestnik.ru/culture/vyacheslav_z...

(О наших современных лжеучителях) «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин.4:1 ). В наше время, можно сказать, усиленного мышления явилось много разных мыслителей, которые сами, дошед до разных, особенных новых мыслей и взглядов, проповедуют и внушают, даже навязывают их и другим. Делают они это и устно, – в разговорах, беседах, и печатно, в журналах, книгах, газетах и разных листах. Проповедуют эти мыслители и наставники и хорошее, но, к сожалению, сеют много и дурного. Что же такое худое проповедуют и внушают другим эти новые мыслители и учители? Это главным образом касается двух предметов: во 1-х, религии, а во 2-х, гражданских порядков у нас в отечестве. Некоторые из этих учителей совсем отвергают Божество, религию и будущую жизнь; поэтому и сами живут, и другим внушают жить, не как людям, а как животным – жить только для земли, по земному, для тела, по телесному, не думая о будущей жизни и не готовясь к ней. Другие же признают Бога и будущую жизнь, но недовольны православной христианской верой, считают ее отжившей свое время и желают изменить, переделать и, в своих суждениях о ней, изменяют и переделывают ее но новому, по своему. Относительно же государственных и гражданских порядков в России иные из новых мыслителей и учителей тоже находят их нехорошими и желали бы их изменить, заменить другими. Вот какие мыслители и учители явились у нас, на св. Руси, в последнее время. Может быть, и в самом деле эти люди додумались, как они учат, что нет Бога, нет будущей жизни, или, если и есть то и другое, да только, быть может, наша православно-христианская вера действительно устарела, повреждена, и ее следует исправить, переизменить? Также и гражданские порядки у нас в России, особенно же лица, облекаемые той и другой начальственной властью, тоже, быть может, не хороши и требуют изменения, перемены? Нет, – нужно прямо сказать, – все приведенные слова новейших учителей – совершенная неправда, чистая ложь, выдумка, и выдумка не другого кого, а злого духа, который внушает все подобное для того, чтобы на земле, между людьми, было побольше зла, и чрез то ему погубить побольше человеческих душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Чьи-то дети учат китайский, растут на Скрябине и чисто пишут в тетрадях, а мои… Почему современные мамы почти всегда чувствуют себя виноватыми 12 октября, 2018 Почему современные мамы почти всегда чувствуют себя виноватыми Психолог Людмила Петрановская — о том, как чувство вины разрушает родительство Наверное, самый большой камень, просто мощный замшелый валун, который лежит на пути к родительству без надрыва, – это чувство вины. Некоторые мамы признаются, что чувствуют себя виноватыми практически постоянно. Все идет не так, как хочется, не так, как должно быть, не хватает сил, времени и терпения. Многие жалуются на то, что виноватыми их заставляют чувствовать себя окружающие: родственники, знакомые, другие мамы. Все дают понять, что с детьми надо как-то иначе: строже, добрее, больше, меньше, но точно не так, как есть. Нередко чувство вины накрывает родителей от чтения книг и статей про воспитание детей или общения со специалистами – оказывается, что они сами все испортили, тут и там недо- или пере-, и теперь уже не факт, что можно исправить. Из чего состоит этот валун, из каких слоев спрессован? Попробуем-ка некоторые из них рассмотреть внимательно. Ненормальная норма В середине XX века добрый человек и хороший английский психотерапевт Дональд Винникотт обращался к молодым мамам, призывая их не стремиться быть идеальными. Он предложил использовать выражение «достаточно хорошая мать» и, наверное, выдохнул с облегчением, когда оно прижилось. За попытку спасибо, док, но помогло это ненадолго. Сегодня молодые мамы страдают не от того, что они не идеальны – таких сумасшедших уже не сыскать. Их мучает вопрос – достаточно ли они хороши? Обычно у других родителей все намного лучше. Читали их посты, видели фотографии, слышали рассказы? Чьи-то дети растут на здоровых и полезных фермерских и органических продуктах, проводят лето в заповедных местах, играют в игрушки из льна и дерева или хотя бы ни разу не были в «Макдональдсе». А мои… У кого-то дети учат китайский с трех лет, играют на скрипке с пяти, танцуют румбу, крутят сальто, пишут программные коды или хотя бы читают «Трех мушкетеров».

http://pravmir.ru/chi-to-deti-uchat-kita...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Десницкий Война, которую учитель проиграл? Источник:  Нескучный сад В потоке политических новостей с особой горечью воспринимаются известия о том, что именно учителей фактически заставляли на избирательных участках творить всякие волшебства по указанию сверху. И большинство соглашалось. О том, что происходит с ролью учителя в нашем обществе – Андрей ДЕСНИЦКИЙ. Средство от дураков и плохих дорог В 1866 г. во время прусско-австрийской войны решался вопрос, какое из двух государств станет центром объединения немецких земель. Победила Пруссия, она издавна славилась своими талантливыми полководцами и вымуштрованными солдатами. Но в историю вошли почему-то не они... " Когда пруссаки побили австрийцев, это была победа прусского школьного учителя над австрийским " – написал тогда Оскар Пешель, преподаватель географии из Лейпцига. Фраза настолько запомнилась, что потом ее приписывали даже Отто фон Бисмарку, " железному канцлеру " и объединителю Германии. Мысль вполне понятна: отлично организованная и адекватная своему времени система школьного образования в Пруссии гарантировала, что каждый призывник обладает необходимым уровнем знаний, умеет подчиняться дисциплине и чувствует себя гражданином страны, за которую он должен воевать. Из такого получится не только храбрый солдат, но и умелый рабочий, изобретательный инженер, добросовестный чиновник. Дело не в том, что из берлинских гимназий было выпущено много гениев, а в том, что гарантированный минимальный уровень был достаточно высок в любой прусской деревне. Именно так и были заложены основы знаменитого немецкого качества и немецкого порядка – сами по себе они не обязательно хороши, в XX веке они были поставлены на службу явному злу, но это именно то, чего нам так не хватает в нашей стране. Качество и порядок – единственное надежное средство от дураков и плохих дорог. Теперь, конечно, самое время начать горький и вполне справедливый плач о состоянии дел в нынешнем российском образовании. Всё развалено, разворовано, учителя бесправны и беспомощны, а дальше будет еще хуже... Собственно, примерно то же самое можно сказать про многие другие области жизни: медицину, коммунальное хозяйство или малый бизнес. Но положение дел со школьным образованием откликается какой-то особо острой болью: в конце концов, речь идет о будущем нашей страны. Можно за собственные деньги (у кого они есть) найти хорошего врача или купить новую квартиру, можно и ребенка выучить в элитной школе, но никто не продаст тебе страну, населенную грамотными и ответственными людьми.

http://religare.ru/2_92355.html

Главное, что их мучат те же вопросы, и тебе знакома или их боль, или их радость. Вот, такое чувство у меня было во время просмотра новой работы Бориса Хлебникова «Снегирь». Уж казалось бы – где я, а где – задрипанный рыболовецкий траулер «Снегирь»? Мне, как зрителю, жизнь этого чумазого суденышка вообще должна была быть интересна строго «этнографически», сугубо как экскурсанту: есть, мол, и такие формы жизни на свете. А поди ж ты – как захватил с первой секунды, так и не отпустил до конца. Сюжет выглядит поначалу совсем простеньким: пришли двое симпатичных пацанов-стажёров из мореходки на самый жуткий из всех кораблей, стоявших в порту. Вот стоит у причала, среди такого всего беленького и опрятного, закопченая и замызганная лоханка – она и есть твой корабль. Внутри оказалось ничуть не лучше: экипаж судна для двух вчерашних школьников выглядит страшным сном, ночным кошмаром, скопищем папуасов: дядьки-моряки-рыбаки – это зрелище не для слабонервных, и по мере развития сюжета намного лучше они не станут. Да и «суровые морские будни» окажутся не совсем тем, на что с самого начала как бы намекали авторы. А намекали они на такой жестковато-реалистичный фильм, снятый по типу «романа воспитания», про то, как простые суровые дядьки и тяжёлый не героический труд сделают нормальных хороших ребят из юных мажоров, отправившихся в это плавание «по приколу». И сколько-то времени так и кажется, так и движется, хоть «воспитатели» и сами не больно-то хороши, но уж каковы есть. Мужикам, ежедневно рискующим жизнью на своей посудине, эти двое нафиг не сдались, а выгнать их нельзя. Приставленный к ним в качестве «дядьки» Геннадий (Александр Робак) даже инструктировать их не хочет – всё равно ни хрена не поймут и не запомнят, а местный балагур и затейник Юрец проинструктирует исключительно ёмко: «перчатки надевать всегда, жопой ничего не задевать, под тралом не стоять!». А дальше Хлебников просто показывает, что это за работа такая, рыбу ловить, и что там за жизнь на этой лохани, и что это за «банда папуасов» во главе с авантюристом-капитаном.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/08/kazhdy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010