На низшей в отношении к Божеству человек чувствует почти исключительно страх. Первобытный человек с ужасом преклоняется пред грозными явлениями природы, – землетрясением, извержением вулканов, бурею, грозою. Этому содействуют его представления о божестве. Культ злых божеств встречается у менее развитых племен. Финикийский Молох и индийский Шива были олицетворением ужасов природы. В Ветхом Завете элемент страха получает уже нравственный оттенок. Ветхозаветный человек боялся Бога главным образом потому, что считал себя нечистым и скверным. Страх был в Ветхом Завете почти единственным мотивом нравственной деятельности 248 . Характер этого чувства вполне выразился в веровании, по которому человек, видевший Бога, должен умереть 249 . Второю отличительною чертою страха Божия, свойственного ветхозаветному человеку, служит менее угнетающий характер этого чувства сравнительно с тем, что испытывал по отношению к Божеству язычник. Идея любви и милосердия Божия смягчала чувство страха. Соединение страха и любви в религиозном чувстве иудея особенно хорошо выразилось в двух следующих местах. «Среди размышлений о ночных видениях, – говорит Иов, – когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мной: дыбом стали волосы на мне. Он стал, но я не распознал вид его, – только облик был пред глазами моими; тихое веяние – и я слышу голос» 250 ... И сказал Господь Илии: «выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь... После землетрясения – огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра и там Господь» 251 . Но если на низших ступенях развития в чувстве возвышенного преобладает элемент страха, то на высших оно неразрывно сливается с чувством любви. В Ветхом Завете била уже известна любовь к Богу 252 . Псалмы полны выражением искренней любви к храму, богослужению и закону Божию. «Как лань желает к потокам воды, так душа моя к Тебе Боже! Жаждет душа моя к Богу живому, крепкому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Недозволенное в пищу по закону означает многочисленные виды порока, изображённые посредством животных и птиц, обитающих в воде и на суше. А употребляемое в пищу обозначает различные виды добродетели. 253. Философу Афродисию Какая тебе польза от того что, не радея о добродетельной жизни, занимаешься философией, убеждая себя, что знаешь меру солнца, действенность звезд, величину неба. Нередко отваживаешься ты богословствовать, вторгаясь туда, где истина недоступна, а исследование опасно, при этом живя хуже, чем валяющиеся в грязи свиньи. И если послушаешь мои укоризны и вознамеришься когда-либо приступить к похвальному деланию, то и тогда не будет тебе пользы, если ты не согласишься познать Владыку всех. 254. Царю Аркадию Как же ты хочешь увидеть Константинополь избавленным от частых землетрясений и пожаров, когда в нём совершаются тысячи нелепостей, великой свободой пользуется порок, изгнан же из города столп Церкви, свет истины, глашатай Христов – блаженнейший епископ Иоанн? Как же просишь ты меня молиться о городе, колеблемом Божиим гневом и ожидающем громовых ударов свыше, когда я сам горю в огне гордыни, потрясён помыслами, мысль моя убита чрезмерностью беззаконий, творимых ныне в Византии? 255. Диоскоре, вдове Всевидящий Бог сказал Пророку Илии, имевшему нужду: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя ( 3Цар. 17:9 ). Не потому что устами явно изрёк Господь этой вдове, но потому что вложил ей в сердце благочестивые помыслы позаботиться о пророке. Поэтому и ты не малодушествуй, но молись, с благодарностью перенося нищету. Господь всяческих внушит сердцам людей состоятельных обеспечить тебя не только необходимым, но и сверх того. 256. Криспу, возвратившемуся из плена По милости Божией ты избавился от горького владычества варваров. Почему же так быстро ты заснул в беспечности и не умилостивляешь Бога, чудесно избавившего тебя от рук чуждых и нечестивых, но еще больше поработился грехам? 257. Чтецу Евфимию Тех, кто презирает и отвергает естественные добрые понятия, Божественное Писание и советы добродетельных мужей, Господь подвигает к целомудрию страшными сновидениями, болезненным изнурением, а иногда другими различными вразумлениями. Бог по-разному обращает человека к добру, в этом да убедят тебя слова Елиуя из книги Иова: Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость ( Иов. 33:14–17 ). 258. Скорописцу Ганимеду

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Но вместо того, чтобы стать «как боги», они просто увидели, что они голые и подверглись великим бедствиям за предательство Бога и связь с сатаной. Так и в этом случае: получив запретное знание, принесенное падшим ангелом из высших сфер (подробнее см. «Настольная книга священнослужителя», т. 2, М., 1978, с. 253-256), они попали под еще большее его влияние и еще дальше удалились от Бога. Здесь необходимо заметить, что согласно церковному преданию чины ангельские разделяют на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую входят Серафимы, Херувимы, Престолы. Среднюю ангельскую иерархию составляют Господства, Силы, Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает свою волю высшим Ангелам, а они в свою очередь просвещают остальных. Таким образом, тайны Божии идут по нисходящей иерархии от Серафимов к Ангелам, причем каждая последующая иерархия посвящается только в те знания, которые способны вместить на данном уровне своего духовного развития. Людям же тайны Божии открываются по мере их духовного просвещения или иначе говоря, по мере стяжания Духа Святого. Чем больше человек открывается и предается Богу, тем больше он начинает жить жизнью Христа, мыслить, чувствовать и действовать подобно Христу. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим… да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» ( Ин.14:23; 17:21 ). Человек, соединяясь с Богом Духом Святым, этим же Духом познает и тайны Божии, получает силы и дарования, которые использует только на добрые дела в соответствии с волей Божией. Падшие же ангелы, в силу своей принадлежности в прошлом к разным чинам ангельской иерархии, в той или иной степени посвящены в тайны бытия. Эти знания после своего падения они сохранили. В силу этого демоны пытаются подчинить себе человека, привлекая его внимание и интерес к себе путем открытия некоторых «тайных» знаний и наделения своих последователей сверхестественными способностями (более подробно об этом см.

http://sueverie.net/ne-uchastvujte-v-del...

но, впрочем, вы не знаете, какую я имею надежду и куда я иду»... И затем, без малейшего смущения взойдя на костер, принял мученическую смерть... Все они пострадали в Кесарии Каппадокийской в гонение Вале­риана (253–259 гг.). Воспоминание Святого Великого Вселенского Собора первого, в Никее бывшего Собор 318 отцов происходил в Никее в 325 году против Ария, отвергавшего вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом От­цом. На сем соборе составлен и Символ веры , обязательный для всех верующих. Праздники переходящие День Пресвятой Троицы Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресвятой Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Сам Иисус Христос, предрекая апостолам о радостней­шем событии новозаветной Пятидесятницы, исполнение его припи­сал Троице Единосущной и Нераздельной; о сошествии Святого Духа Господь сказал: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свиде­тельствовать обо Мне ( Ин. 15, 26 ). Притом явление Святого Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Святой Троицы (см. Ин. 16, 8–15; 14, 26 ). Посему со времени сошествия Святого Духа на апостолов постоянно воздается в Церкви Православной, в день Пятидесятницы, богопоклонение и прославление Святой Троице. Апостол Петр в пропо­веди Слова Божиего к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите ( Деян. 2, 32–33 ). В самый же день Святой Троицы 3000 из слушателей апостола Петра приняли Слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Деян. 2, 41 ). Так и сотворение, и искупление, и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего людей, и наитием Святого Духа, освящающего верующих (см.: Деян. 2, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но когда воспринял он содержимое в книге, горько должно было стать в сердце его от той участи, какая возвещалась там людям, и от сочувствия его к тем, на кого надвинулись бедствия, возвещаемые дальше в видениях. Ибо, как говорит св. Андрей, «святые, будучи сострадательны, радуются с радующимися и плачут, как говорит Божественный Дух, с плачущими ( Рим.12:15 )». И наконец, в объяснении слов: Подобает (Иоанну) паки пророчествовать – Андрей Кесарийский далее говорит: «Здесь показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но чрез Евангелие и сие Откровение надлежит блаженному даже до кончины мира предсказывать читающим о будущем, или что он не вкусит смерти – при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых» 253 . Глава 11 11-я глава продолжает и развивает видение предшествующей главы, предваряющее, как мы знаем, седьмую трубу ангела. И таким образом, самое место этой главы не позволяет относить содержание ее ко временам, для нас прошедшим, например эпохе гонений в греко-римской империи, как склонны были полагать западные толкователи и как многие у нас толкуют 254 , или ко временам XII–XVI веков, как с еще большей натяжкой и гордым произволом любили относить, в пылу борьбы своей, противники Рима. И мы увидим, что и по содержанию своему она должна быть опять-таки отнесена ко временам последним. 1–2. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; а внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. Первое, в чем выразилось вновь данное пророческое служение Иоанна, было приведенное поручение ему измерить храм тростью. Поручение это, как и снедение книги (о чем мы уже говорили) напоминает нам подобное же измерение храма у того же пророка Иезекииля (см.: 40–48-я гл.), предуказывавшее не только воссозидание разрушенного Навуходоносором Иерусалимского храма, но и основание Церкви новозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Нужно принять также во внимание, что часто благоденствие иудеев в период греко-египетского господства несколько преувеличивают: и в это время были в жизни иудеев тяжелые испытания, которые по мнению Верна составляют sine qua non оживленных мессианских ожиданий; достаточно в этом случае указать на рассказ 3 Маккавейской книги о тех страхах и волнениях, которые иудеи пережили в правление Птоломея Филопатора. Эти общие соображения могут находить достаточное подтверждение в неканонической книге – Премудрости Иисуса сына Сирахова, написанной бесспорно к концу владычества над Иудеей Птоломеев 252 . «Здесь находятся, как справедливо замечает Шюрер, все существенные элементы древнего мессианского чаяния» 253 . Автор этой книги имеет в виду главным образом нравственно-практические цели и поэтому мало занимается мессиологическими вопросами; но все же он выражает полную уверенность в близком наступлении «дня посещения Божия» ( Сир. 5:10 ) и «времени отмщения » ( Сир. 5:9; 18: 24 ), когда Господь наведет на все народы страх свой, чтобы они познали Его могущество. Точно так же он выражает верование в бесконечное продолжение Давидова царства ( Сир. 47:13 ). В обетованиях Божиих Аврааму он видит указание на всемирное царство Израиля: «Господь обещал Аврааму дать потомкам его наследство от моря до моря и от реки до края земли» ( Сир. 44:23 ); в подлинном обетовании этих слов нет ( Быт. 13:16 ). В пророчествах Исаии он видел несомненно выражение обетований о грядущих днях Мессии 254 . В частности, сын Сирахов указывает на вечное существование Израиля ( Сир. 37:28 ), избавление его «в свое время» от постигших бедствий ( Сир. 50:25–26 ), собрание рассеянных колен Иакова ( Сир. 36:12 ), на восстановление первобытного порядка и гармонии в мире ( Сир. 39:41 ) и т. д,; кроме того он довольно прозрачно намекает на так называемые «мессианские бедствия», которые должны постигнуть нечестивых перед явлением Мессии: «огонь и град, говорит он, голод и смерть – все это создано для отмщения; зубы зверей и скорпионы, и змеи и меч, мстящий нечестивым погибелью 255 , обрадуются повелению Его и готовы будут на земле, когда потребуются, и в свое время не преступят слова Его» ( Сир. 39:36–38 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

О чём вы думаете, отрицая, что Сын Божий – благой и истинный Бог 252 , если написано, что нет иного Бога, кроме Единого? Ибо хотя и есть так называемые боги ( 1Кор.8:4–5 ), неужели вы причисляете Христа к тем, которые называются богами, но таковыми не являются? Но особое [свойство] Его в том, что Он пребывает вечно и кроме Него нет другого истинного и благого Бога, ибо Он есть Бог в Себе Самом. А особое [свойство] Отца в том, что после Него нет другого истинного Бога, потому что один Бог ( 1Кор.8:6 ), без смешения Отца и Сына, как у савеллиан, и без разделения Отца и Сына, как у ариан. Действительно, Отец и Сын имеют различие как отец и сын, но не имеют разделения 253 по божественной природе. De omnipotente Deo Dei Filio/О Всемогущем Боге Сыне Божьем 4. 34. Itaque cum uerus et bonus dei filius, utique omnipotens deus dei filius. Num hinc quoque dubitari potest? Supra diximus lectum, quia dominus omnipotens nomen est ei. Ergo quia filius dominus, dominus autem omnipotens, omnipotens est dei filius. Так как Сын Божий истинен и благ, то Сын Божий в самом деле всемогущий Бог. Неужели в этом можно сомневаться? Раньше мы уже сказали о написанном: Господь Всемогущий имя Ему ( Ам.5:27 ) 254 . Если Сын – Господь, а Господь всемогущ, то Сын Божий всемогущ. 35. Sed accipe etiam eam, de qua dubitare nequeas, lectionem: Ecce uenit, inquit, cum nubibus, et uidebit eum omnis oculus et qui eum conpunxerunt, et plangent se super eum omnes tribus terrae. Etiam, amen, ego sum alfa et o, dicit dominus deus, qui est et qui erat et qui uenturus est omnipotens. Quem igitur conpunxerunt et quem speramus esse uenturum nisi dei filium? Ergo omnipotens dominus et deus Christus est. Но прими хотя бы слова, о значении которых ты не можешь сомневаться: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь, Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог, Который есть и был и грядет, Всемогущий ( Откр.1:7–8 ). Кого пронзили и Кто, как мы уповаем, грядёт, как не Сын Божий? Христос есть всемогущий Господь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Обозначение основных предметов обличения: лицемерие [«говорят и не делают» (ст. 36), «связывают бремена тяжелые... а сами не хотят и перстом двинуть их» (ст. 4)]; тщеславие [»все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (ст. 5)]. Примеры тщеславия: «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст. 5) (домашнее задание). Основание действий фарисеев: «И скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих...» ( Числ 15:38 ); «И навяжи их [слова Закона] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор 6:8 ). Толкование Втор 6:8 «навязать на руке» значит соблюдать заповеди на деле; «над глазами» – размышлять о них постоянно; фарисеи же поняли это место буквально, т.е. неправильно; «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (ст. 6); «и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (ст. 7). Смысл последующих слов: «А вы не называйтесь учителями... и отцом себе не называйте никого на земле» (стт. 8–9); Невозможность буквального понимания (ап. Павел «учитель языков» ( 1Тим 2:7 и мн. др.); Разница между Учителем и учителями, Отцом и отцами аналогична разнице между Богом и богами из Пс 81:6 («Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы»; ср. с Ин 10:34– 35 ) с. 253–254; 4]. Вывод из вступления: «Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (ст. 12). Центральная часть обличительной речи ( Мф. 23:13–31 ): 8–кратное «горе вам» (в Лк. 11 – 6 –кратное «горе» с. 142–148]). Злые плоды дел злых учителей: «затворяете Царство небесное человекам» (ст. 13); прозелиты, ученики фарисеев – «сыны геенны, вдвое худшие» (ст. 15); они, развратясь: либо остаются в иудействе и становятся подобными рабам, знающим волю Господина, но не исполняющим ее, в то время как раньше, они этой воли в полной мере не знали; либо, отпадают опять в язычество, уподобляясь псу из 2Петр 2:22 ; Примеры фарисейской казуистики и ее разоблачение (ст. 16–22); Аксиология закона (ст. 23–24): суд, милость и вера важнее десятины, но и внешнее надлежит соблюдать;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Он освобождается от всего, как от одежд, чтобы, обнаженный, восторжествовал крепче и могущественнее, и чрез терпение мучений победил врага, которого еще ранее победил перенесением потерь. О нем Сам Бог засвидетельствовал: обратил ли ты внимание на раба Моего, Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла 253 . И справедливо, ибо сам Иов говорит: страшно для меня наказание от Бοια: пред величием Его не устоял бы я 254 . Никогда не дерзал он пренебрегать Тем, во всегдашнее присутствие Которого верил и говорил: не укорит меня сердце мое во все дни мои 255 . Прежде чем Господь научил любить врагов, Иов говорит: радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастие постигало его 256 . Еще не изрекло евангелие: «всякому просящему у тебя дай», а он уже говорит: отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы 257 . Он еще не читал слов Апостола: господа, оказывайте своим рабам справедливость и безпристрастие 258 , а уже говорит: пренебрегал ли я правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною 259 ? Прежде чем Апостол предписал богатым не превозноситься и не надеяться на богатства свои, он говорит: полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя 260 ? И это он доказал не на словах только, но и самым делом, ибо не стал скорбеть, когда все потерял, а сказал: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь 261 . О, муж евангельский прежде евангельских правил и апостольский прежде апостольских наставлений, ученик апостолов! Обнаруживая тайные богатства природы, ты показываешь, чем мы обладаем сами в себе, и учишь понимать, каково то сокровище души, которым обладаем без пользования сами и думаем, что мы не имеем того, чего в действительности лишь не желаем обнаружить» 262 . В другом сочинении Пелагий подробно перечисляет тех, кои «не только не согрешили, но о коих сказано, что они жили праведно, каковы: Авель, Энох, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, Иисус Навин, Финеес, Самуил, Нафан, Илия, Иосиф, Елисей, Михей, Даниил, Анания, Азария, Мисаил, Иезекииль, Мардохей, Симеон, Иосиф Обручник, Иоанн, из женщин – Девора, Анна, мать Самуила, Иудифь, Есфирь, Анна, дочь Фануилова, Елизавета и самая Матерь Господа и Спасителя нашего, которую необходимо исповедовать безгрешною» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Он считает, что тем упавшим с высоты на стада Иова пожигающим пламенем и был сам сатана, принявший внешний и зримый облик этой природной стихии. Преподобный Исихий пишет: «Кто есть этот огонь? Сам враг, о котором сказал Давид: Да падут на них горящие угли ( Пс. 139:11 ). На самом деле он не мог, как считают некоторые, метать громы и молнии или приводить в движение стихии. Потому дьявол в подобии огня упал на стада овец, чтобы принудить Иова к хуле на Бога, словно это Он с неба погубил богатства праведника» 253 . Тем самым, по мысли преподобного Исихия, получается, что, поскольку сатана не имеет власти над могучими силами природы – огнем, молниями, бурей, – над которыми властен один лишь их Творец Бог, – то он вынужден, для того чтобы навредить праведному Иову, «прикинуться» этими силами... Впрочем, не все Отцы согласны с преподобным Исихием в такой трактовке бессилия сатаны по отношению к силам природы. Так, святитель Григорий Великий настаивает на том, что сатана по попущению Божию все же бывает способен «колебать стихии для осуществления своей подлости» 254 , как это и было в случае с Иовом. Тем временем на Иова обрушивается еще одно – самое страшное – несчастье: гибель всех его детей. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе ( Иов. 1:18–19 ). Мы видим, что известия о случившихся с ним несчастьях настигают Иова по нарастающей – от сообщений ему о потере стад, рабов и слуг к страшной новости о гибели пего возлюбленных сыновей и дочерей. И несмотря на то, что все эти горестные события, как можно понять из библейского рассказа, произошли почти одновременно, вестники приходят к нему – вероятно опять же не без вмешательства сатаны – именно в задуманном диаволом порядке. Такую мысль из числа древних толкователей высказывает святитель Григорий Великий : «Смотри, как хитро древний враг старается сокрушить терпеливость святого мужа – не столько потерей вещей, сколько самой чередой сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010