Евангелисты рисуют образ Человека настолько необычного, что этот образ не вмещается в общепринятые представления о положительном герое, умеющем «рассудку страсти подчинять». 253 В Иисусе вообще не было того, что на современном языке называется героизмом. Он был не из тех, кто не боится страданий, кто терпит физическую боль стиснув зубы и не издавая ни звука, кто спокойно и хладнокровно встречает смертный приговор, кто идет к месту казни с гордо поднятой головой. Евангелисты рисуют совсем иной образ – не сверхчеловека, а человека, не бесстрашного героя, а того, кто скорбит, страдает, боится, нуждается в сочувствии и помощи. Если Иисус в последние минуты перед арестом молился Отцу, то потому, что Он нуждался в помощи свыше. Если Он спрашивал Отца, возможно ли, чтобы чаша страдания прошла мимо Него, то это значит, что Он действительно по-человечески желал Себе другого исхода. 254 Если Отец послал к Иисусу ангела с неба, чтобы Его укрепить, то, значит, Ему была необходима такая поддержка. Если Его тело источало кровавый пот, значит настолько велики были Его душевные муки. При этом мы видим в Нем абсолютное послушание Божественной воле: Свою молитву Он завершает словами впрочем не как Я хочу, но как Ты. Мы видим, что Он не целиком сосредоточен на Себе и Своих переживаниях: Он вновь и вновь приходит к ученикам, призывая их бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение. Мы видим, что, страшась смерти, Он тем не менее никуда не уходит, не прячется от тех, кто должен прийти за Ним. В трепете и ужасе, но при этом с полным смирением и готовностью принять волю Отца Он ожидает «часа», ради которого пришел на землю и который, как Он знал, был неизбежен. 2. Арест Арест Иисуса описан всеми четырьмя евангелистами, и их версии дополняют одна другую. Приведем сначала версии Матфея и Марка: И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви»! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еккл. 7 :22. Поэтому и не всякия слова, которыя говорят нечестивые, прилагай к сердцу своему, что бы не услышать тебе раба своего, проклинающого тебя. Еккл. 7 :23. Ибо много раз он будет лукавить пред тобою и разными способами будет раздражать 227 сердце твое (и клясть тебя) 228 , как и ты клял других (многих) 229 . Еккл. 7 :24. Все это я испытал мудростию и сказал: „сделаюсь я мудрымъ“, но она удалилась от меня, Еккл. 7 :25. Дальше, чем я был (прежде от нея). Это-глубина бездны 230 , кто постигнет ее 231 ? Еккл. 7 :26. Обратился я сердцем своим 232 (к тому), чтобы узнать, и разсмотреть, и изыскать мудрость и разум 233 , и познать безумие нечестиваго, и непокорность 234 и коварство 235 . Еккл. 7 :27. И нашел 236 я сие 237 и скажу 238 , что горче смерти женщина, которая есть ловушка, и сердце ея сеть, узы в руках ея; (но) добрый пред лицем Божиим избавится от нея, а грешник будет пойман ею 239 . Еккл. 7 :28. Вот это я нашел, сказал Екклесиаст, (разсмотрев) одну за другою 240 , желая (получить ответ на) помысл 241 , которого искала душа моя и я не находил: Еккл. 7 :29. Мужчину 242 одного из тысячи я нашел 243 , а женщины во всех сих не нашел 244 . Еккл. 7 :30. Однако вот (и) это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а они 245 стали увлекаться многими помыслами 246 . Кто же узнал мудрост 247 ? и кто постиг значение слова? 248 Глава 8 Еккл. 8 :1. Мудрость человека просветляет его лице, а безстыдный лицем своим будет возненавиден 249 . Еккл. 8 :2. Слова 250 царя храни и в словах клятвы пред Богом не будь поспешен. Еккл. 8 :3. Когда пойдешь от лица Его 251 , не будь стойким в худом деле, ибо все что (если) 252 Он захочет, сделает, Еккл. 8 :4. Подобно могущественному царю 253 . И кто скажет Ему: „что Ты делаешь“ 254 ? Еккл. 8 :5. Хранящий заповедь не знает лукавой речи, ибо сердце мудрого знает время суда 255 . Еккл. 8 :6. Ибо для всякого события назначены 256 время 257 и суд, посему человеку нужен 258 великий разум для него 259 , Еккл. 8 :7. Так как никто не знает, что будет, а (тем более) как будет 260 , кто возвестит ему?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма 11, 21. 7. Плоды Духа Священное Писание и творения святоотеческие постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом. Можно было бы без конца приводить слова Писания и Отцов, литургические тексты, подтверждающие это и свидетельствующие о важнейшем, возможно, для человека факте - о том, что человек по богозданной природе своей, по глубине доступных ему переживаний является существом подобным Тому, Кто есть совершенная Любовь, совершенная Радость и Всеблаженство. Господь говорит апостолам: все это " сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15:11); " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16:24). И ученики действительно " исполнялись радости и Духа Святого " (Ден. 13:52). Иоанн Богослов обращается к своим духовным детям: " Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2). Апостол Павел " любовь, радость, мир " (Гал.5:22) называет в качестве первых плодов Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Если же мы по отношению к нашим должникам не хотим быть снисходительными, то и с нами поступлено будет подобным же образом, как и с тем, который не хотел своему сотоварищу по рабству простить ста динариев: несмотря на то, что по притче Евангелия перед тем ему прощен был его долг, Господь повелевает наложить на него цепи 250 и требует с него перед тем прощенный ему долг, говоря ему: Ты злой раб и ленивый 251 . Не надлежало ли и тебе смиловаться над товарищем твоим, как и Я помиловал тебя? Бросьте его в темницу, доколе не уплатить всего своего долга ( Мф 18,32–34 ). Господь прибавляет: Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если каждый из вас не прощает от сердца своему брату согрешений его ( Мф 18,35 ). Следовательно, если наши обидчики выражают раскаяние, то мы должны прощать им даже и в том случае, если бы должник наш и часто причинял нам это. Написано: Если твой брат совершает против тебя семь раз на день и семь раз в день обратится и говорит «каюсь», ты должен прощать ему ( Лк 17,4 ). А против тех, которые не выражают никакого раскаяния, мы не должны быть жестоки потому, что такие самим себе враги по написанному: отвергающий наставление нерадит о душе своей ( Притч 15,32 ). Но, конечно, в таких случаях мы всячески должны заботиться и об исцелении того, который так всецело извратил себя, что не чувствует даже собственной своей бедственности и пребывает во тьме своей извращенности как бы в опаснейшем хмелю, хмелю от вина. Но так как грехи оттого происходят, что мы наших обязанностей не исполняем, то словами: И прости нам грехи наши Лука (11,4) выражает то же самое, что и Матфей (в словах: Оставь нам долги наши (6,12); но, кажется, Лука исключает (из числа достойных прощения) того, который (молясь о прощении своих грехов, сам) желал бы прощать лишь грешникам сокрушающимся о своих грехах, ибо он говорит о том, что повелел нам добавлять в молитве Спаситель: потому что и мы прощаем каждому из должников наших ( Лк 11,4 ) 252 . Все мы, следовательно, властны прощать грехи против нас учиненные 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Если так, то под именем Навуходоносора разумеется Ассурбанипал, который, будучи в это время властелином Вавилона, мог носить в качестве титула и имя Навуходоносора, в честь вавилонского бога Набу 253 . Наследовавший ему сын его Амон 254 , во всем подражавший примеру своего нечестивого отца, царствовал только два года и пал жертвою заговора своих приближенных, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. Иосия взошел на престол в восьмилетнем возрасте и царствовал 31 год 255 . С его именем связана одна из самых славных страниц в Библейской истории. В его лице как бы вспыхнул последний отблеск угасавшего «светильника Израилева». Время его малолетства ознаменовалось самым мрачным господством развращения и безбожия; но уже в восьмой год своего царствования, в 16-летнем возрасте, Иосия «начал прибегать к Богу Давида, отца своего», а в двенадцатый год своего царствования прямо приступил к истреблению идолопоклонства, и не только в пределах своего царства, но и других колен. По его повелению и в его личном присутствии повсюду были разрушены «жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил; и резные и литые кумиры изломал, и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы. И кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил» не только Иудею и Иерусалим, но и землю Израильскую 256 . Затем, по возвращении в Иерусалим, он приступил к восстановлению и очищению храма. Это благочестивое дело увенчалось необычайно важным событием. Первосвященник Хелкия, под руководством которого производилось восстановление и очищение храма, нашел там «книгу закона Господня, данную рукою Моисея». Когда благочестивый царь приступил к чтению этого давно забытого закона, он ужаснулся при виде того, как далеко жизнь избранного народа уклонилась от заповедей Божиих и какой страшный гнев Божий ожидает за это. В отчаянии он разодрал одежды свои и обратился к пророчице Олдане (второй пророчице после Деворы) с просьбою изъяснить ему смысл многих непонятных, но поразивших его мест закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Еще один важнейший аспект свободы во Христе — это возможность вкушения от древа жизни, поскольку теперь нам уже не преграждает путь к нему херувим с пламенным мечом (Быт 3:24): Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим 8:38–39). И хотя в этом веке мы познаем Бога лишь отчасти (1 Кор 13:12), все же мы можем не просто останавливать грехи с помощью покаяния, но и следовать по беспредельному пути богоуподобления, обожения, что предполагает существенное изменение природных свойств человека 62 : Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3:18). 1 В основу статьи положен доклад «Грех и человеческая свобода: в раю, “под законом” и во Христе», прочитанный на III Российско-Австрийской богословской конференции (Вена. 14.10.2005 г.). Публикуется в сокращенном виде переработанный вариант текста. 4 Блаженный Августин. О книге Бытия, буквально. VIII. 6//Творения. Ч. 8. Киев, 1915. С. 109; ср. Священномученик Ириней Лионский. Против ересей. IV. 39, 1//Творения. СПб., 1900. С. 436. 5 Святитель Григорий Нисский. Об устроении человека//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология в 3 тт. Т. 2. М., 1999. С. 119. 6 Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. II, 12(1)/Изд. А. Г. Дунаева. М., 2002. С. 429. 8 Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Т. 2. С. 176. 9 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 253. 13 Следует особо оговорить, что термин “бессознательное” мы используем исключительно в смысле животной души человека, отвечающей за физиологические процессы человеческого организма. Бессознательное во фрейдистском смысле, то есть область неосознанных желаний, воспоминаний и т. п. мы будем называть “подсознанием”. 14 “Сам Адам, пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами; но, как скоро преступил заповедь, на уме его лежат неудобоносимые горы, и примешавшиеся порочные помыслы все стали как бы его собственные”.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

За сребролюбие и скупость тем строже взыщется с него, чем безбеднее было его состояние, чем более Владыка являл ему опытов Своего неоставления и щедрот в предшествовавшей и текущей жизни. За сребролюбие и скупость, за объядение и пиянство духовное лицо будет наказано без милости, тогда как мирское, таким же грехам подверженное, наказано будет снисходительнее, ибо меньший, говорит Господь, заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны [ Прем. 6, 6 ]. Если кто говорит, особенно если молится, об исполнении какой-либо добродетели или всего закона Божия и сам не заботится и не старается исполнить эту добродетель или закон Божий, то с него взыщется строже, чем с других, как с человека, который учил – и сам не творил: не многие делайтесь учителями, сказано, зная, что мы подвергнемся большему осуждению [ Иак. 3, 1 ], который молился – и только празднословил и лгал пред Владыкою на молитве. Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! [ Лк. 19, 22 ] – скажет ему Владыка на Суде. Итак, надобно говорить – и исполнять, тем более молиться об исполнении заповедей – и стараться исполнять их самым делом. На утренних молитвах мы славословим Господа и говорим: Свят, Свят, Свят ecu, Боже. Прославляем святость Божию, между прочим, для напоминания о том, что и мы должны быть святы, ибо сказано: будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят [ Лев. 11, 44 ]. Вот у меня наново, отлично отделанная квартира, вот у меня новая хорошая мебель – но что мне во всем этом без Христа моего, без Его благоволения ко мне? Что мне в этом, если нет в сердце надежды христианской, если я не исполнен верою и любовию? Только тяжесть и теснота сердца, смущение и крушение духа, как и Соломон испытал 253 . Итак, ничем, братия мои, телесным не пленяйтесь – всё это призрак и дым. Да будет более всего занятие ваше в предметах духовных, небесных, вечных, успокаивающих и возвышающих душу вашу и из тления в нетление вас приводящих, паче же 37 непрестанно памятуйте о Господе Иисусе Христе с верою и любовию. Весь мир вещественный пред Богом яко ничтоже, одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки: те только твари и имеют прочное бытие, которые близки к Богу, имеют образ и подобие Его; остальные же твари как тень преходят: самое небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут [ Мк. 13, 31 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И было всех дел, сотворенных Богом в шесть дней, двадцать два. И окончил Бог в шестой день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. Святитель Епифаний Кипрский . Творения, ч. 6, М., 1884, с. 252–253. В начале Бог создал небо и землю, и темную водную бездну или, как говорят эллины, хаос, который есть смешение стихий, в нем же земля была безвидна и пуста, покрыта бездонными водами и тьмою, как говорит Писание: «И тьма над бездною» ( Быт. 1, 2 ). Создал же их Всесильный Господь из ничего, и из небытия привел в бытие, а от тех потом произвел и прочие создания, всё горнее и дольнее, творя шесть дней... ...Созданная Богом первоматерия стала начатком прочего творения. Первоначальной материей небес была вода, а земли – сгустившаяся тяжелая масса. Потом повелением Божиим вода была отделена от толщи, небо – от земли, явился посреди воздух и просиял огонь. И прочие творения произошли по своему чину и времени. Святитель Димитрий Ростовский . Летопись, М., 1784, с. 1–2. «В начале сотворил Бог небо...» ( Быт. 1, 1 ) Небо есть то, что облекает как видимые, так и невидимые творения. Ибо внутри его заключаются и ограничиваются и постигаемые только умом силы Ангелов, и все то, что подлежит чувствам. Неописуемо же одно только Божество, Которое все наполняет и все обнимает, и все ограничивает, так как Оно – выше всего и все сотворило. ...Конечно, что рождается, подлежит и уничтожению, в соответствии с последовательностью, принадлежащей природе, также и небеса, но благодатью Божией они и содержатся, и сохраняются. Одно только Божество по Своей природе – и безначально, и бесконечно, поэтому и сказано: «они погибнут, а Ты пребудешь» ( Пс. 101, 27 ). Однако небеса будут уничтожены не до конца, ибо «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101, 27 ), и будет новое небо и новая земля ( Откр. 21, 1 ). ...Сам Он – Создатель и Творец Ангелов, приведший их в бытие из небытия, создавший их по образу Своему бестелесной природой, как бы некоторым духом и невещественным огнем, как говорит блаженный Давид: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103, 4 ), описывая их легкость и пламенность, и пылкость, и весьма большую проницательность, и стремительность, с какой они и желают Бога, я служат Ему, их направленность ввысь и свободу от всякого вещественного помышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И все это потому, что во всем, касавшемся прообразовательной стороны истории Агари с ее порождением – Измаилом, главной, действующей силой (или как ныне говорят – фактором) была плоть (σαρξ – ветхозав. bassar), следовательно, но библейскому понятию, грех , а участь греха – осуждение, смерть ( Рим. 5 ) не только телесная, временная, но и духовная, вечная, от которой не избавит и будущее воскресение тела (σμα 1Кор. 15 ): это вторая смерть (θνατος δετερος, Апокал. 20:14; 21:8) в удалении от общения с Богом и Агнцем Его – Христом 253 . На этой-то тесной и естественной связи понятий плоти и греха основывается и ветхозаветное различение сынов человеческих от сынов Божиих ( Быт. 6:1  и дал.) и новозаветное толкование понятия семени по плоти и по духу. На этом основоположении зиждет и св. апостол свое толкование истории Агари с ее порождением в связи с историей Сарры и ее потомства. Ибо он, сказав: «написано: Авраам имел двух сыновей, одною от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 )», прямо объясняет: «но который от рабы, тот рожден по плоти (κατ σρκα), а который от свободной, тот по обетованию (δι τς παγγελας)» ( Гал. 4:28 ) или, как далее выражается, «по духу» (κατ πνεμα. ст. 29). «Что значит по плоти?» прежде он (апостол) говорил, что вера соединяет нас с Авраамом (гл. 8). Но поскольку слушающим казалось непонятным то, что не происходивших от Авраама он называет сынами его: то он показывает, что сие необычное дело совершено Богом. Ибо и Исаак, хотя был естественный сын, но не по естественному порядку, и не по закону супружества, и не от сил плотских, поскольку родился от сил увядших и утробы заматоревшей ( Рим. 4:18–19 , Ев. 11:11). Не плоть произвела зачатие и не семя соделало плод; но слово, изреченное от Бога, образовало его. Напротив, раб родился не так, но по законам естества и супружества» 254 . Св. апостол выражает это отношение следующим образом: «как тогда рожденный по плоти преследовал рожденного по духу, так и ныне» ( Гал. 4:29 ). Св. апостол, указывая на свое время (так и ныне), имеет ближе всего в виду преследования, которые в его время терпела новоучрежденная Господом церковь со стороны иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

и ешьте там пред Иеговой, Богом вашим, и веселитесь, вы и семейства ваши, о всем, что делается руками вашими, чем благословил тебя Иегова, Бог твой» 248 . Такова схема жертв всесожжения и мирной: принесение Иегове жертвы всесожжения обеспечивает сынам израилевым «мирное» веселие. Грехами же Израиля вызывается жертва очистительная, или искупительная, жертва о грехе. Жертва эта стоит наряду с жертвой всесожжения, и жертва мирная следует не только за жертвой всесожжения, но и за жертвой о грехе 249 : участие в мирной жертве обусловливается не только религиозным рабством, требующим жертвы всесожжения, но и грехом, требующим искупительной жертвы. Как в жертве всесожжения главная материя – всепоядающий огонь, исходящий от Иеговы 250 ; так главная материя искупительной жертвы – кровь животных, проливаемая человеком и принимаемая Богом, как покрытие грехов, искупление их. Иегова сказал: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника   чтобы очищать (искупать, или покрывать) души ваши, ибо кровь душою (которая в ней) очищает» 251 . Самая идея жертвенного искупления 252 вполне гармонирует с общим строем ветхозаветного культа: как, по условию религиозного рабства, евреи искупали души свои серебром 253 и первенцев своих заменяли левитами; как левиты, и священники заменяли евреев пред скинией и прикрывали их, чтобы им не умереть от грехов 254 , так и от вины за грех они искупали души свои кровью жертвенных животных. И опять как на левитов, при посвящении их, сыны израилевы возлагали свои руки, так грешники возлагали руки на жертву 255 . Теперь вопрос: какие грехи искупались жертвенною кровью? Только менее важные грехи и вины – грехи, совершенные по ошибке, невольно 256 ; тогда как грех сознательного противления воле Божией, грех «дерзкою рукою», наказывался смертью грешника 257 . В религиозно-социальной жизни евреев rocnoдcmbobaлo jus malionis, pabhoмephoe воздаяние: куша за душу и т.д. 258 . Более тяжкие грехи – идолослужение, убийство, непочтение к родителям – наказывались смертью, которою «удалялось зло из среды Израиля», при менее тяжелых и сознательных допускался выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010