Знаменский П.В. Духовные школы России до реформы 1808 г. – Казань. 1881. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература при Петре Великом. Казань. 1883. Морозов П.О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880. Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). М. 1869–1870, т. 1. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. – M., 1855. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 1, стр. 225–229, 245–249. Каптерев Н.Ф. профессор. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1699–1707). М. 1891. Морев И. В., протоиерей. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени. [СПб.], 1905. Морев И. В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904. Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, стр. 62–91, 166–177. Рункевич С.Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906, вып. 1. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 400–404, 554. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Чистович И.А. Неизданные проповеди Стефана Яворского //Христианское чтение. СПб., 1867, февраль, стр. 259–279: март, С. 414–429. Самарянов В. Празднование 800-летия г. Рязани. Рязань, 1896. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3, стр. 1361, 1362, 1364, 1365, 1579, 1372, 1476, 1527; кн. 4, стр. 18–21, 182, 255–262, 269–274, 275, 277, 280, 291, 410, 426, 427, 445, 484, 488, 917, 921, 1101, 1503–1506; кн. 5, стр. 214. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М. 1893, вып. 4. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, т. 2, стр. 251–255.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митр. Варлаам, успевший возвратить в Киевскую епархию спорные протопопии, вместе с тем чувствовал, что ему трудно править обширнейшей епархией, раскинувшейся по обе стороны Днепра. 28 марта 1695 г. Варлаам откровенно писал московскому государю, что он в старости своей немоществовал, часто не отправлял божественные службы и не мог ставить священников и дьяконов. Поэтому киевский митрополит просил Петра, «для его немощи», с благословения патриарха, поставить ему в помощь епископа в Переяславль, как раньше там был епископ. 5 июня того же года митрополиту Варлааму царской грамотой предложено посоветоваться с гетманом запорожского войска обеих сторон Днепра – Иваном Степановичем Мазепой и отписать в Москву о том, «в каком поведении» быть переяславскому епископу при киевском митрополите, где жить ему, в Киеве, или Переяславле и т. п. В 1698 году в Москве получены сведения о том, что киевский митрополит желал иметь его себе «для помочи» и что гетман Мазепа для него заложил в г. Переяславле каменную церковь во имя Вознесения Господня. В виду этого м. Варлааму вместе с гетманом Мазепой 11 марта 1698 года дозволено выбрать кандидата на Переяславскую кафедру, поставил, как его, так и будущих переяславских епископов в Киеве, не посылая в Москву, однако до указа новоизбранного епископа «во епископа» поставлять не велено. 869 В январе 1700 г. в Москву явились два кандидата на Переяславскую кафедру: игумены киевских монастырей, Николаевского Пустынного – Стефан Яворский и Михайловского Златоверхого – Захария Корнилович. Митрополит Варлаам писал о них патриарху Адриану, что оба они «добре церкви святой благоразумием служат», и просил одного из них назначить на Переяславскую кафедру. Но, как известно, Стефан Яворский 7 апреля 1700 г., по воле Петра, посвящен в митрополита рязанского и муромского. Оставшись единственным кандидатом, Захарий Корнилович назначен был епископом переяславским и отпущен в Киев для посвящения. 870 1-го октября 1700 года игумен Захария был посвящен в епископа переяславского в Киевском Софийском соборе митрополитом Варлаамом. 871

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пребывая во многих трудах и подвигах ради Святой Церкви, он перенес тяжелые телесные болезни. хотя от природы был весьма крепкого сложения. Многие годы он болел каменной болезнью арфритидой, при которой больше всего поражались ноги и руки (подагра и хирагра). Кроме телесных болезней, он великодушно претерпел и многие душевные невзгоды: обиды, поношения, клевету и наветы недоброжелателей, и даже своих домочадцев. Бог же сохранил его целым и невредимым до самой его кончины, ибо благочестивый государь, хотя по наветам некоторых несколько и усомнился в нем, однако по превысокой своей и Церкви милости к нему нисколько не отдалил его, напротив, добавил ему еще одну должность. Когда в Росии Патриаршество заменил Святейший Синод, Государь утвердил Митрополита Стефана, вопреки его желанию, Председателем (Президентом) Синода. Так, достойно, в трудах, болезнях и заботах о Святой Церкви провел свою жизнь Преосвященный Митрополит Стефан Яворский , благочестиво преставившийся в царствующем граде Москве 27 ноября 1722 года от Рождества Христова в возрасте 64 лет. Тело его после совершении надгробного отпевания в Москве по его завещанию отвезли в его Митрополию в Переяславль Рязанский и положили в Соборной Церкви Пречистой Богородицы, достойного и славного Ее Успения, вместе с другими Архиереями этого Престола. Боже духов и всякой плоти, со святыми упокой душу усопшего раба Твоего Стефана, аминь. Причина и повод создания этой книги В 1713 году от Рождества Христова в царствующем пресловутом граде Москве началось дело, которое из-за многих, связанных с ним событий и достоверных свидетельств о них стало широко известным. Среди русского народа появился некий ересеучитель стрелецкого происхождения по имени Димитрий Евдокимов, сын Тверитинов, который прежде назывался Дерюшкиным. Смолоду он пристал к некоему врачу-иноверцу, от которого научился врачебным хитростям, но при этом повредился душой от недуга еретичества. Он стал телесным врачом, но жесточайшим душевным губителем. Ибо, собрав единомышленников среди подобных себе, лиц, не твердых в Православной вере, подобных трости, ветром колеблемой, в Священном Писании или весьма неискусных, или и извращающих его еретическим духом, он стал ересеучителем и, возглавив сборище губителей, стал засеивать плевелы различных ересей посреди пшеницы святого благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

«Камень веры» имел громадное значение для Православной Церкви в первой половине XVIII века, когда в русском обществе слабела Православная вера. Столь же актуален этот «Камень» и сегодня, когда утрачены корни отечественных традиций, размыты ценности, но сердце русского человека по-прежнему жаждет верить, хотя пребывает в растерянности и не знает, как верить и во что. 7 1 июля 2010 года, Санкт-Петербург Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, повелением благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни нашей всея Руси, императрицы Елизаветы Петровны, при наследнике ее, внуке Петра Первого, благоверном государе, великом князе Петре Федоровиче, и при супруге его, благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, по благословению Святейшего Правительствующего Синода издана эта книга, именуемая КАМЕНЬ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНО-КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ, в царствующем великом граде Москве, в третий раз, в 7257 году от сотворения мира, в 1749 году от Рождества же во Плоти Бога Слова, индикта 12, месяца августа. Эту душеполезную книгу под названием КАМЕНЬ ВЕРЫ от ревности по истине и от любви к Святой Церкви и сынам ее, богословскими трудами блаженной памяти Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, в защиту Святой Православно-Кафолической Апостольской Восточной Церкви, против ее обвинителей, лютеран, кальвинистов и их последователей, а также раскольников, богомудро сочиненную, я, нижеподписавшийся, прочел со вниманием и нахожу эту книгу не только полезной для Православных для укрепления в Догматах Православной Христианской Церкви и опровержения богохульных еретических злоречий, но и весьма необходимой. Смиренный Феофилакт, Архиепископ Тверской и Кашинский, 28 октября 1727 года. Об авторе Автор этой книги, именуемой «Камень веры», Преосвященный Стефан Яворский , Митрополит Рязанский и Муромский, родился в Польше в благочестивой польской дворянской семье, в среде русского народа, находившегося под властью Польского Королевства, и отдан был в обучение, в котором весьма преуспел, превзойдя своих сверстников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В том же году государь велел объявить в Москве, чтоб в церквах во время пения литургии стояли с безмолвием, а если кто начнет разговаривать, с того брать штраф, не выпуская из церкви, по рублю с человека, и употреблять на церковное строение; для надзора употребить кого пристойно из людей добрых. Высшее церковное управление продолжало находиться в переходном состоянии: патриарха не было. Блюстителем патриаршего престола оставался по-прежнему рязанский митрополит Стефан Яворский и по-прежнему находился не в ладах с светским правительством. Прежде Мусин-Пушкин был непрошенным советником блюстителя патриаршего престола; теперь учрежден был Сенат, и церковный собор вместе с ним делает постановление о том, как должно происходить поставление священников; блюститель без Сената не может назначить архиерея на епархию; в 1711 году Яворский сделал представление об архиереях; ответом был указ: «В Ростов дается на соизволение архиерейское купно с Сенатом, только быть епископу, а не митрополиту». Мы уже упоминали о проповеди Стефана на 17 марта 1712 года, где заключалась выходка против фискалов; но не одна эта выходка заключалась в проповеди. «Се, – говорил митрополит, – имате мзду закона Божия разорители, и слышите громы заповедей божиих преступницы: того ради не удивляйтеся, что многомятежная Россия наша доселе в кровных бурях волнуется, не удивляйся, что по толиких смятениях доселе не имамы превожделенного мира; кто закон божий разоряет, от того мир далече отстоит; где правда, там и мир. Море свирепое, море – человече законопреступный! почто ломаеши, сокрушаеши и разоряеши берега? Берег есть закон божий, берег есть, во еже непрелюбы сотвори, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть, во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть почитати иконы. Христос гласит в евангелии: аще кто церкви не послушает, буди тебе яко язычник и мытарь». Так как проповедь говорилась 17 марта, в день св. Алексия, человека Божия, и в день именин царевича Алексея, то Стефан заключил ее молитвою к св. Алексию: «О угодниче божий! не забуди и тезоименника твоего, а особенного заповедей божиих хранителя и твоего преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой: он також-де по чужим домам скитается; ты удалился от родителей: он також-де; ты лишен от рабов, слуг и подданных, другов, сродников, знаемых: он також-де; ты человек божий: он також-де истинный раб Христов. Молим убо, святче божий! покрый своего тезоименника, нашу едину надежду, покрый его в крове крыл твоих, яко любимого птенца, яко зеницу, от всякого зла соблюди невредимо».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Претыкание о благие дела, якобы поврежденные греховным пороком Глава 6. Должно ли человеку уповать на свои добрые дела Глава 7. Надо ли делать добрые дела ради вечной жизни Глава 8. Каковы свойства добрых дел Глава 9. Об оправдании Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви Предисловие к изложению Часть I. Камень Истинного Учения Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета Глава 3. Твердость камня от свидетельств Святых Отцов Глава 4. Твердость камня от законов благочестивых царей Глава 5. Твердость камня от доказательств Часть II. Камень претыкания и соблазна Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета Глава 3. Претыкания о камень собственного суемудрия     Предисловие к современному изданию Современному читателю только предстоит познакомиться с замечательным произведением выдающегося церковного и государственного деятеля, крупного представителя западно-русской философской школы, духовного писателя Петровских времен, Преосвященного Стефана Яворского (1658–1722), Митрополита Рязанского и Муромского, Местоблюстителя Патриаршего Престола и Первого Президента Святейшего Синода. Книга «Камень веры» последний раз была издана в 1749 году. На русском же языке она выходит впервые. Стефан (Симеон Иванович) Яворский родился в 1658 в Православной семье мелкопоместных польских дворян в городке Явор на Галичине (сегодня Яворив Львовской области). Эта часть правобережной Украины по Адрусовскому мирному договору 1667 г. оставалась за Польшей. Чтобы избавиться от гонений на Православие, семья Яворских вместе с детьми переселилась в левобережную Украину и обосновалась в селе Красиловка неподалеку от Нежина. Симеон, обладавший незаурядными способностями, получил всестороннее образование. Он учился в знаменитой Киево-Могилянской Академии, средоточии украинской образованности, которую окончил не позднее 1684 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В настольной грамоте Стефану Яворскому подробно передается: «Якоже во епархии Рязанской бывый тоя церкве пастырь, боголюбезнейший митрополит Авраамий, старостию обяся и немощию склонен зело, того ради моли нашу мерность просительным же писанием за подписанием руки своея, извещав, яко прочее архиерейского престола содержати и паствы епархии тоя управляти, носити же попечений и суждений народных не возмогает, абие волею оный престол остави. Тем же, оставив Рязанские церкве архиерейский престол и паствы правление, изволил обитати до дне смерти своея в молчании и безмятежстве в монастыре Рождества Пречистые Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, зовомом Солотчинском» 14 . Но сам Стефан Яворский , без сомнения, хорошо знал, как освобождалась для него кафедра, и потому он вполне основательно заявлял в письме (от 1 апреля), что 16 марта его хотели посвятить на такую кафедру, которая «имеет еще в живых своего архиерея»! Этим обстоятельством, между прочим, в значительной степени и объясняется то упорство, с каким Стефан Яворский отказывался от поставления его в Рязань. II. Неизвестное сочинение Стефана Яворского Среди рукописей библиотеки Общества Истории и Древностей Российских имеется один сборник XVIII в., в составе которого, по описанию Строева, отмечено, между прочим, «Увещание Талицкому» 15 . Интересуясь личностью Григория Талицкого, получившего при Петре В. печальную известность, в связи с именем Тамбовского епископа Игнатия 16 , мы обратились к подробному ознакомлению с указанным рукописным сборником. Имя автора в «Увещании» прямо не названо и для определения его нет данных и в самом составе сборника 17 . Но, при более близком знакомстве с текстом «Увещания», открывается, что в нем мы имеем пред собою доселе неизвестный труд Стефана Яворского . Григорий Васильев Талицкий 18 был московский книгописец, т. е. занимался, главным образом, перепискою различных книг, а вместе – и книжною торговлею, «продавал печатные и письменные уставные и полууставные книги» и тем добывал себе средства к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Но и Серафим не получил места ни в Академии, ни в школе, основанной Глюком. За преобразование Академии сильно рассердился на Стефана иерусалимский патриарх Досифей. Напрасно Яворский писал ему, уверяя в своем православии; Досифей отвечал: «Несправедливо пишешь, что ты поборник восточной церкви, потому что, прохлаждаясь на одном обеде, где были и некоторые греки, ты опорочил восточную церковь насчет совершения таинства Евхаристии. И ныне, находясь в Москве, ты стер вконец еллинское училище и только о латинских школах заботишься. По нашему мнению, не может быть московский патриарх из греков, потому что лучшие греки хотят разделять страдания своего народа, а те, которые волочатся туда и сюда, особенно по России, хотя, быть может, и честные люди, но по образованию своему настоящие мужики. Не может быть патриарх из малороссиян или белорусов, потому что они, имея сношения с латинами, принимают многие нравы их и догматы. За примерами не нужно далеко ходить, довольно тебя, который, отправившись в латинские земли для снискания мудрости, принес хульные списания в дар воспитавшей и почтившей тебя восточной церкви. Зачем ты опасаешься обличать тех, которые приносят смущение в царствующий град (т. е. иностранцев)? Св. патриарх Иоаким, видя смущение церкви, с велим тщанием искоренял их, а ты молчишь!» В том же 1700 году, когда Стефан Яворский был неволею поставлен в митрополиты рязанские, Петр поручил киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому «поискать из архимандритов и игумнов или других иноков доброго и ученого и благого непорочного жития, которому бы в Тобольску быть митрополитом и мог бы божиею милостию исподоволь в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истинного живого бога». Требуемыми достоинствами обладал игумен Новгородо-Северского монастыря Димитрий, знаменитый составлением Четьих-Миней. Димитрий был прислан в Москву и весною 1701 года посвящен в митрополиты сибирские, но и это назначение было не вольное; Димитрий заболел с горя; Петр умел войти в положение человека, которого отрывают от любимого ученого занятия и посылают в Сибирь, Сибирь начала XVIII века! Царь позволил остаться Димитрию в Москве, и в 1702 году он получил место ростовского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

676 Страстная неделя (седмица) – последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе, во время которой вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа. 677 ...Великий Четверток единожды... – Страстной четверг, Чистый четверг. В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих». В Великий четверток вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. На Страстной седмице в понедельник, вторник и среду верующим разрешается только сухоядение. В Великий четверг трапеза совершается раз в день, после вечерни. В Страстную Пятницу – полное воздержание от пищи и питья. 678 ..искусный в славянском, латинском, греческом, еврейском и польском языках... – Димитрий Ростовский , безусловно, блестяще владел латинским и польским языками, его познания в греческом и еврейском были более скромными. 680 ...от того бо времени, егда восприя на ся иноческий образ и обеща Богови извольную нищету, даже до преставления своего не токмо нимало не печашеся о стяжании многаго имения и не собираше... злата и сребра, но ниже изволяше имети излишних одежд или других каких-либо вещей, кроме самых нуждных... и все, егда бысть во игуменах и архимандритах, такожде и во все время пребывания его во архиерействе келейныя приходы ово на свои, ово на монастырская истощеваше потребы... – Воспроизведение текста Духовной митрополита Димитрия Ростовского . 681 Крестовая палата – Крестовая палата входила в жилое помещение митрополита (Самуилов корпус), находилась посреди Архиерейского двора у небольшого пруда. Здание было построено в XVI в., перестроено в XVII и XVIII вв., при митрополите Самуиле его сделали трехэтажным. Жилые покои митрополита состояли из Крестовой палаты, сеней и жилых келий, кроме того, в корпусе была небольшая домовая церковь Всех Святых. Однако святитель Димитрий Ростовский жил в «Доме на погребах». 684 ...преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому...Стефан Яворский (1658–27.11.1722), в миру Симеон Иванович Яворский. Получил образование в Киево-Могилянской академии, затем учился во Львове, Люблине. Познани и Вильне, игумен Свято-Никольского Пустынного монастыря (1697–1700). митрополит Рязанский и Муромский (1700–1701). местоблюститель Патриаршего престола (1701–1721). президент Духовной коллегии (Святейшего правительствующего синода) (1721–1722).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

A для самого преобразователя, театр должен был служить тем, «чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича ; он должен был разъяснить всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя» 32 . Феофана, этого сподвижника Петра, Николай Саввич затрагивает только отчасти, разбирая его «трагикомедию Владимир». Это произведение Прокоповича не начинает нового периода в истории киевской драмы, как думали некоторые исследователи, но оно характерно для самого автора. «В его трагикомедии уже сказались та свобода мысли, жажда нового, смелость и резкость слова, которые так ярко выступили впоследствии в литературной и общественной деятельности автора Духовного Регламента» 33 . Гораздо более посвящено внимания другому видному церковно-историческому деятелю царствования Петра I, митрополиту рязанскому и местоблюстителю патриаршего престола, Стефану Яворскому в статье «Московские вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский ». В суровом местоблюстителе, тайном противнике Петра, враге Феофана и стороннике старой партии, полновластный Никон, по словам Тихонравова, сменялся угодливым иезуитом 34 , Статья о вольнодумцах, к сожалению не оконченная, рисует Стефана в наиболее интересном эпизоде его деятельности в продолжительной борьбе с лекарем Димитрием Тверитиновым и его «учениками», – в борьбе, которой и вызвано было появление на свет «Камня веры». Само возникновение вольнодумства было знамением времени. В Москве, в начале XVIII века, было много людей, которые томились желанием знать, «как наша вера истинная», «истинно знать догматы церковные». Яворский характеризовал эпоху Петровской реформы, как время изнеможения веры 35 . Но в Тверитинове, Тихонравов видит не лютеранствующего теоретика, не религиозного только вольнодумца, но представителя либерализма вообще, воспитанного временем. «Не догма лютеранского богословия отвлеченно интересовала Тверитинова; его занимали те новые условия, в которые окончательно вступала русская жизнь с реформой Петра» 36 . «В пылу увлечения реформой», он «редко порицал старый порядок вещей, невежество и суеверия массы и тех, в которых казалось ему, эта старина находила себе поддержку» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010