В дни седмичные, кроме субботы, читаются всегда сперва рядовые Апостол и Евангелие, а потом особые, положенные святому, память которого в тот день празднуется. Так бывает и в дни отдания Богородичных праздников: в них читаются сперва Апостол и Евангелие дневные рядовые, а потом Богородице. В таком же порядке бывает чтение Апостола и Евангелия и в субботы от недели Мытаря и фарисея до недели Всех Святых. В субботы же от Недели Всех Святых до Недели Мытаря и фарисея читается сначала Апостол и Евангелие святому, а потом уже рядовые, дневные . В воскресные дни предваряет все воскресное. Но в воскресные дни, а равно и в субботы, в которые положены особые чтения, как напр., в Субботу и Неделю пред Воздвижением, в Субботу и Неделю по Воздвижении, в Субботу и Неделю пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом на первом месте читается особое, положенное для этих дней чтение, а потом уже рядовое и святому или праздника Богородицы. В недели же Свв. Отец , бывающие в июле и октябре (в память вселенских соборов) бывает сначала рядовое чтение, а потом уже Свв. Отец. Для всех дней седмицы, кроме воскресения, положено особое заупокойное Евангелие, равно и Апостол. При заупокойной службе не положено чтение Апостола и Евангелия празднуемым святым, а только – рядовое и заупокойное (так бывает в субботу, когда поется алиллуия). По прочтении Евангелия священник говорит диакону, читавшему Евангелие: Мир ти, благовествующему. Лик поет: Слава, Тебе, Господи, слава Тебе. Диакон отдает в царских вратах Евангелие священнику. Священник осенив Евангелием народ, ставит Евангелие в горней части престола, ибо предстоит вскоре развивать Антиминс, на котором Евангелие обычно лежит. По указанию Служебника, после этого царские двери закрываются, но на практике их обычно закрывают позже по сугубой ектении и молитве. Диакон же, оставшись на амвоне, начинает произносит сугубую ектению. В древности и теперь на Востоке сразу после прочтения Евангелия произносится поучение. У нас оно обычно говорится теперь в конце литургии, во время причащения священнослужителей, после пения причастна, или по «Буди имя Господне». Ектении после Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Следующая часть службы – Трисвятое: оно поется не всегда. Трисвятое заменяется наЕлицы во Христа крестистеся в следующие праздники: Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, в Пасху и Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся – почему, мы уже говорили. На Крестовоздвижение и Крестопоклонную вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...» Следующая изменяемая часть Божественной литургии – это прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие. О них мы поговорим только в самых общих чертах. Прокимен и Аллилуарий идут как бы вместе. Прокимен предшествует Апостолу, Аллилуарий со стихами предшествует Евангелию. Прокимны бывают разных видов: воскресные, дней седмицы, праздников и святых. На Рождество – один, святителям – другой, в воскресный день 5-го гласа – третий, в воскресный день 3-го гласа – еще один. Устав состоит только лишь в правилах соединения прокимнов. Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Чем важнее праздник, тем вероятнее, что будет только лишь один прокимен, и чем скромнее празднование, тем вероятнее, что будет два прокимна. Устав этой части службы состоит в указаниях о соединении или вытеснении тех или иных прокимнов, относящихся к разным системам. Например, прокимен воскресный и прокимен святого в любом случае соединяются, а если прокимен седмичный и святого – тогда важно, какой это святой, потому что при одних знаках прокимен дня седмицы будет откладываться, а при других – не будет. Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Рядовые апостольские и евангельские чтения идут с первого дня Пасхи, и для каждого дня седмицы есть свое чтениерядовое, по порядку с первого дня Пасхи. В первый день Пасхи читается из Евангелия 1-е зачало от Иоанна, и апостольские Деяния. А есть зачала особые, для праздников: например, на Рождество Христово. Есть специальные зачала для святых – особые для каждого лика. И устав состоит лишь в соединении этих разных систем, правила этого соединения очень обширны, о них говорить мы не будем. Но опять же – чем важнее праздник, тем меньше будет зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

85 «…Вставку из Евангелиста Луки о раскаявшемся разбойнике по-прежнему читать после 38 ст главы XXVII-oй Евангелиста Матфея, но вместе с сим в повествовании Евангелиста Матфея о крестных страданиях Христа пропускать ст 44 гл XXVII, читающийся так: “Тожде же и разбойника, распятая с Ним, поношаста Ему», для чего в последующих изданиях богослужебного Евангелия делать в сем месте Евангелия от Матфея соответствующие указания» (цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. [М., 2001]. С. 338). 86 Подробнее о назначаемых Уставом «отступках» см. следующий параграф нашей книги «Отступки и преступки рядовых чтений Апостола и Евангелия». 87 В частности, Типикон в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня) говорит: «Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дне. И утренний Апостол, и Евангелие ряд, под зачалом». В последней фразе разумеются те рядовые чтения, которые попадают на день самого праздника, но переносятся на предыдущий день. 88 Типикон не дает указаний насчет понедельника, но очевидно, что рядовое седмичное чтение не может быть перенесено на воскресенье, потому более логично перенести его на вторник. 90 Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сыропустная, Недели 1-я и 3-я Великого поста, Лазарева суббота, Страстная и Светлая седмицы, Недели 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я по Пасхе, Неделя Всех святых, Преполовение Пятидесятницы, отдание Преполовения, отдание Пасхи и другие. 93 В указателе рядовых чтений (1-е приложение богослужебного Евангелия) седмицы по Пятидесятнице предваряют недели, то есть сначала идет Троицкая седмица (это 1-я седмица по Пятидесятнице), затем – 1-я Неделя по Пятидесятнице (Всех святых) и так далее. 94 Успенский Н. Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. 95 В этом случае в субботы и недели пред Воздвижением и по Воздвижении рядовые чтения не повторяются, а читаются только специальные чтения этих дней (например, в субботу пред Воздвижением читаются только зачала субботы пред Воздвижением и святого).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

в Евангелии от Матфея – 116 зачал; в Евангелии от Марка – 71 зачало; в Евангелии от Луки – 114 зачал; в Евангелии от Иоанна – 67 зачал. Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такое чтение «зачало от полу», которое стоит под знаком зачала без цифры. В частности, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня читается Евангелие от Иоанна, зачало 42-е «от полу», которое начинается с Ин. 12, 28 , тогда как само зачало 42-е начинается с Ин. 12, 19 . Выражение «от полу» не следует понимать слишком буквально: иногда «зачало от полу» может начинаться не в середине, а в конце зачала, имеющего номер (см., например, от Иоанна зачало 41-е «от полу»). Богослужебное деление Евангелий на зачала гораздо древнее научного деления на главы и стихи и восходит, как полагают исследователи, к диакону Александрийской Церкви Евфалию (V в.). Впоследствии оно было окончательно зафиксировано преподобными Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом (VIII–IX вв.), которым и приписывается составление порядка рядовых чтений из Евангелия и Апостола 78 . §1.3. Приложения богослужебного Евангелия Для определения и нахождения евангельского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Евангелия, где содержатся все необходимые указания 79 . Всего в Евангелии можно выделить следующие четыре приложения: 1. «Сказание еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» – рядовые чтения подвижного круга богослужения. Это приложение начинается днем Святой Пасхи и заканчивается Великой Субботой. Особо выделяется период Великого поста. Здесь указаны чтения рядовые или дневные для всех воскресных и седмичных дней в году, за исключением среды и пятка сырной седмицы, а также седмичных дней святой Четыредесятницы (то есть дней, когда не полагается чтение Евангелия). В конце приложения указаны 11 воскресных утренних Евангелий, которые последовательно 80 читаются в воскресные дни в течение года на утрене. 2. «Соборник 12-м месяцем» – чтения неподвижного круга богослужения (месяцеслов). Здесь полагаются чтения на каждый день года. Так как начало церковного года приходится на сентябрь, то и месяцеслов начинается 1 сентября, а заканчивается 31 августа. Следует отметить, что в дни памяти некоторых малых святых евангельское чтение в месяцеслове не указано вовсе (10 сентября, 15 октября и др.). В этих случаях на литургии читается только рядовое чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Особые чтения из Апостола и Евангелия, к которым название рядовых не приложимо, суть те, которые указаны а) в 48 гл. Типикона, содержащей в себе последования на каждый день года, б) в особых статьях богослужебных Апостола и Евангелия, из которых напр., в последнем эта статья озаглавливается так: «Соборник 12 месяцем. Сказание праздников господских и богородичных и избранных святых евангелия утренния и евангелия на литургиях». Но так как ни в Типиконе, ни в Апостоле и Евангелии не указываются зачала на каждое число в году, а, между тем, иногда необходимо читать апостол и евангелие тому святому, который их не имеет, напр., в храмовой праздник, то в Апостоле и Евангелии есть еще в) особая статья, которая, напр., в Евангелии озаглавливается так: «Евангелиа обща святым, им же егда творим службу». Особые зачала двоякого рода: а) неподвижных дней, б) подвижных. Первые относятся к известным определенным числам в году и назначены на праздники Христа Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых: великих с бдением, полиелеем, славословием и шестеричных; указываются они и в те числа, в которые бывают два святые, не имеющие праздничного знака, напр. 2, 3, 4 и 22 сент. и т.д.; а иногда и в те, в которые бывает один только святой, не имеющий праздничного знака, напр., 2, 3 и 4 января; но их нет, напр., 10, 17, 18, 19, 25 и 27 сент. и т.д., при одном святом, не имеющем праздничного знака. Вторые назначены: 1 и 2) на субботу и неделю пред Воздвижением креста Господня; 3 и 4) на субботу и неделю по Воздвижении; 5) на неделю Праотцев; 6 и 7) на субботу и неделю пред Рождеством Христовым; 8 и 9) на субботу и неделю по Рождестве Христ.; 10 и 11) на субботу и неделю пред Просвещением; 12 и 13) на субботу и неделю по Просвещении; 14) на память шести вселенских соборов, совершаемую в неделю около 16 июля (Тип., л. 266 на об.); и 15) на память святых отцев седьмого вселенского собора, совершаемую в неделю около 11 октября (Тип., л. 78 на об.). I . Рядовые чтения из Апостола и Евангелия, назначенные на каждый день от Пасхи до недели Сыропустной (воскресенья), за исключением среды и пятка последней, в которые литургии не бывает, а во дни св. Четыредесятницы на субботние и воскресные дни, наконец, во дни Страстной седмицы ежедневно, за редкими исключениями, исполняются в те дни, на которые они назначены. Дни, в которые рядовые чтения отменяются, указываются в 7 и 48 гл. Типикона и суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В эти воскресные дни Церковь предлагает нашему вниманию особые евангельские чтения на литургии (в Недели о мытаре и фарисее и блудном сыне зачала взяты из Евангелия от Луки, в два других дня – из Евангелия от Матфея) и связанные с ними памяти, которые призваны сформировать в каждом из нас покаянное настроение и готовность к духовным подвигам, к работе над собой. § 1.1. краткая история воскресных дней подготовительного периода Как Великий пост в процессе истории прирастал «с конца», то есть сначала постились только в Великие Пятницу и Субботу, затем – в Страстную седмицу, потом 6 недель и, наконец, 7 недель, так и богослужебные памяти периода Постной Триоди также появлялись от конца к началу. Потому раньше всего оформились службы Страстной седмицы, затем – службы периода Четыредесятницы, а на заключительном этапе – службы предварительных Недель. Интересно, что и в рамках подготовительного периода пополнение происходило от конца к началу, то есть сначала появились Недели мясопустная и сыропустная, затем была добавлена Неделя о блудном сыне, и, наконец, позже всех – Неделя о мытаре и фарисее. Раньше всего возникли Недели мясопустная и сыропустная , ибо уже в VI веке в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу (подробнее см. далее параграф 2.3.1 «История и идейное значение сырной седмицы»). В VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария с. 56] . Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. В Палестине этими двумя днями формирование предварительного периода и ограничилось. В Константинополе система предварительных воскресных дней получила развитие и была дополнена еще двумя днями: Неделей о блудном сыне и Неделей о мытаре и фарисее (именно в такой временной последовательности). При этом считается, что сами эти памяти возникли в связи с тем, что в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

96 Дело в том, что период между 14 сентября (Воздвижение Креста Господня) и 6 января (Богоявление) включает в себя ровно 114 дней, то есть 16 полных седмиц и два дня (114=16 ´ 7+2). Если Воздвижение придется на пятницу, то Богоявление случается в воскресенье, а если Воздвижение будет в субботу, то Богоявление – в понедельник. В обоих этих случаях между Неделей по Воздвижении и Неделей по Богоявлении проходит 17 седмиц. Во всех же остальных случаях данный промежуток составляет 16 седмиц. 97 Вообще говоря, неделя по Богоявлении совпадает с Неделей о мытаре и фарисее при трех самых ранних вариантах даты Пасхи: 22, 23 и 24 марта. Однако из этих случаев отступки нет только в первом варианте, когда Пасха бывает 22 марта, так как только в этом случае чтения 33-й седмицы прочитываются перед Неделей по Богоявлении. Если же Пасха празднуется 23 или 24 марта, а также 22 марта в високосный год (например, в 2200 г.), то Богоявление случается в воскресенье или понедельник, и в этих случаях зачала 33-й седмицы прочитываются как раз перед Богоявлением, так что в седмицу по Богоявлении происходит отступка (повторяются рядовые зачала 33-й седмицы), которая длится одну седмицу. 98 В литературе по Уставу используются термины «вне Пасха» (когда расстояние между двумя Пасхами более календарного года из-за того, что в одном году Пасха бы­ла очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя) и «внутрь Пасха» (то есть обратный случай, если в прошлом году Пасха была поздняя, а в текущем – ранняя и период между Пасхами меньше календарного года). Однако мы для простоты и понятности изложения будем избегать этих терминов, так как для правила зимней отступки важно не расстояние между Пасхами, а промежуток от Недели по Богоявлении до Недели о мытаре и фарисее. 99 Если Богоявление будет в воскресенье или понедельник, то новый ряд чтений начинается сразу после Богоявления. 100 См., например, Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиах…», в конце: «ряд же чтем под зачало, аще не будет отступки». Также косвенное указание содержится в последовании 7 января, 1-е «зри», где говорится, что на утрене в Неделю по Богоявлении читается толкование двух Евангелий: Недели по Богоявлении и рядового. Однако в случае отступки читается только толкование Недели по Богоявлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Например, 17 июля по новому стилю — день памяти царственных страстотерпцев — совпадает с памятью благоверного князя Андрея Боголюбского и памятью преподобного Андрея Рублева. В Богослужебных указаниях предлагаются варианты служб святым, чья память отмечается в этот день. А на приходах настоятели выбирают по своему усмотрению, каким святым они будут служить. В календаре содержится также информация о переносе празднований, что предусмотрено Уставом. Например, в 2017 году в соответствии с Типиконом служба в честь 40 мучеников Севастийских перенесена с 9 марта (22 марта по новому стилю) на 8 марта (21 марта по новому стилю) в связи с совпадением со средой Крестопоклонной седмицы, иначе называемой Преполовением поста. Если сравнить с концом 1990-х годов, то указатель литургийных чтений стал более полным. Сейчас в него включены указания на все без исключения литургийные чтения, предусмотренные Типиконом. А для случаев, когда Богослужебные указания дают несколько образцов совершения служб на один день, в календаре указываются все основные варианты чтений. Бывает, что на некоторые дни указаны три варианта чтений. Например, 17 июля по новому стилю в сноске написано, что чтения страстотерпцев на утрене и Литургии читаются, если им совершается служба. А если совершается служба преподобному Андрею Рублеву, на утрене нужно читать то-то, на Литургии то-то. Если же совершается служба благоверному князю Андрею Боголюбскому, то на утрене и на Литургии такие-то чтения. И сложность в том, что это все надо учесть. А еще есть и рядовые чтения. Также может быть, что праздники апостола Иоанна Богослова или святителя Николая совпадут с Преполовением, отданием Пасхи, Вознесением. Как все это друг с другом сочетать? На многие эти вопросы и отвечает Типикон. Но есть такие совпадения, которые не имеют в Типиконе однозначного решения. Тогда мы обращаемся к Священноначалию — как лучше сделать. Например, в 2010 году праздник святителя Николая совпал с Троицкой родительской субботой. И по благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба Троицкой родительской субботы была перенесена на седмицу раньше.

http://patriarchia.ru/db/text/4877747.ht...

4. В отдания Богородичных двунадесятых праздников всегда читается два Евангелия. При этом если не совершается служба святому, то читаются рядовое зачало и праздника (см. 12 сентября). Если же Устав назначает в отдание еще и службу святому (на отдание Введения во храм Пресвятой Богородицы – 25 ноября, а также в случае полиелейного или бденного святого), то читаются Евангелия праздника и святого. Три Евангелия читаются достаточно редко, причем в этом случае всегда одно из чтений присоединяется к какому-то из двух других (чаще всего к первому) и читается «под зачало». Последнее выражение означает, что присоединяемое зачало не имеет вводной фразы и переход к нему не выделяется голосом или интонацией, то есть чтение двух зачал происходит как в случае одного зачала с «преступкой». Так что внешне чтение трех Евангелий ничем не отличается от чтения двух зачал. Укажем три основных случая, когда может иметь место чтение трех Евангелий на литургии: 1. В предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия. Это объясняется тем, что рядовые чтения, положенные в день самого праздника, в указанных случаях переносятся на предыдущий день (если праздник случится в понедельник, то на следующий, на вторник). Если же и рядовой святой в этот день имеет отдельное Евангелие, то получаем, что необходимо прочитать три чтения: рядовое чтение настоящего дня, рядовое чтение грядущего дня и чтение святого. Легко понять, что два рядовых чтения в этом случае объединяются «под зачало», то есть читаются как одно чтение, а затем отдельно читается Евангелие святого (см. Типикон, 20 ноября). Кстати, в этом случае часто не возникает никаких проблем с объединением двух рядовых чтений, так как нередко они идут последовательно, друг за другом, или же находятся довольно близко. В качестве иллюстрации обратимся к двум конкретным случаям. Так, 25 июня 2008 года, день памяти преподобномученицы Февронии, приходится на вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице. Накануне, в понедельник, празднуется Рождество Иоанна Предтечи, великий праздник, так что рядовое Евангелие понедельника переносится на вторник. Следовательно, во вторник читаются зачало 40-е от Матфея (рядовое чтение понедельника), 41-е зачало от Матфея (за вторник) и от Луки зачало 33-е (святой). Первые два зачала читаются подряд как одно чтение: началом является вводная фраза зачала 40-го, а заканчивается это составное чтение там, где обозначен конец зачала 41-го. Таким образом, получается единый отрывок Мф. 11:2–20 . Затем в качестве отдельного, второго Евангелия читается зачало святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На вечернях в пятую седмицу великой Четыредесятницы читаются рядовые кафизмы, ибо в эту седмицу назначается дважды прочитать Псалтирь, а на утрени и часах не могут прочитаться все кафизмы, как в другие седмицы Великой Четыредесятницы, потому что в четверток – день чтения канона св. Андрея Критского – на утрени полагается не три, а одна кафизма, притом на 1-м часе в этот день не полагается кафизмы. Посему, для того, чтобы дважды прочитать всю Псалтирь, на вечернях полагается рядовая кафизма, а не 18-я. В страстную седмицу Псалтирь прочитывается однажды. Но так как с четвертка на службах не бывает стихословия кафизм, то, чтобы вся Псалтирь могла быть прочитана в эту седмицу, полагается на утрени по три кафизмы, а на вечерне всегда 18-я кафизма. Но есть дни в году, в которые на вечерне полагается не целая кафизма, а один антифон, или одна слава ее, именно 1-й антифон 1-й кафизмы: «Блажен муж». Так бывает на дни праздничные, торжественные, именно на средние праздники, т. е. святым с полиелеем 331 и с бдением, и – на праздники великие святым и Богородицы, в какие бы дни седмицы (кроме воскресения) 332 не случились эти праздники, равно и на великие праздники Господские, но случающиеся только в понедельники 333 . В воскресения всегда стихословится вся кафизма и в том случае, если бы эти праздники совпадали с праздниками Господними двунадесятыми. Так, если Воздвижение случится в воскресение, в субботу вечера поем «Блажен муж» всю кафизму. Аще ли в неделю вечера, поем Блажен муж, первый антифон (Тип., 14 сент.). И если в день Вознесения случится память св. Иоанна Богослова (8-го мая), поется 1-й антифон 1-й кафизмы. Первый антифон 1-й кафизмы поется на 8-й глас, т. е. на тот глас, на который поется предначинательный псалом. Но поются не все стихи первого антифона, т. е. не все стихи трех псалмов, находящихся в этом антифоне, а только некоторые, избранные. И не все одни и те же стихи находятся в Обиходе в распевах знаменном, греческом и киевском. Пение каждого стиха антифона сопровождается пешем «Аллилуиа» 334 . В одних распевах (знаменном и греческом) поется Аллилуиа по однажды, по другим (киевскому) – по трижды. Причина, почему пред большею частью праздников стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы, заключается в содержании антифона. Он соответствует воспоминаемым событиям праздничных дней 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010